Обязана ли женщина иметь детей по исламу

Обновлено: 04.07.2024

Ислам наделяет супругов определенными правами по отношению друг к другу.

Так, основными правами жены являются:

1) Содержание ( نَفَقَةٌ ), что, в свою очередь, включает в себя 4 основы вещи:

  • Жильё (включая все сопутствующие расходы)
  • Достойное питание
  • Одежда
  • Лечение (в случае необходимости)

Аллах говорит в Кур’ане:

Этот широкий по смыслу приказ побуждает мужей бояться Аллаха и относиться к своим супругам по-доброму и с уважением, давая им их материальные права, по мере своих сил, в полном объеме.

Ученые не перестают разъяснять, что неотъемлемым правом жены является, в частности, право на отдельное жильё.

Особо нужно упомянуть, что уходя из дома, супруг не должен оставлять свою жену в состоянии фитны.

Так, недопустимой является ситуация, при которой жена, в отсутствие мужа, вынуждена находиться в одном жилище с мужчиной, который не является ей махрамом (брат мужа, дядя и так далее).

Кроме этого, зачастую случается так, что супруг селит свою жену и детей в одном жилье со своими родителями. Необходимо отметить, что в этом нет проблем, если жена не возражает против этого и если ей удается ладить с родственниками мужа.

Однако, к сожалению, нередки случаи, когда по причине тяжелого характера и придирчивости, родители супруга оказывают постоянное давление на его жену, как бы она не старалась со своей стороны избежать этого. Подобное положение дел также может приводить к фитне.

Важно знать, что в подобной ситуации, супруга не обязана проживать с родителями или другими родственниками мужа (особенно теми, кто не являются ей махрамами!).

Вместе с этим, если родители мужа находятся в преклонном возрасте и требуют постоянного ухода, то в случае, если жена не возражает, нет проблем проживать вместе с ними.

Однако, идеальной является ситуация, при которой супруги и их родители в преклонном возрасте, будут проживать в двух отдельных жилищах, которые располагаются по соседству, в непосредственной близости друг от друга.

Конечно, если супруг испытывает временные материальные трудности и временно не способен обеспечить жену отдельным жильем, то будет лучше, если жена проявит прекрасное терпение. Но это вовсе не означает, что её муж может удовлетвориться для неё таким положением и оставить усилия по обеспечению этого первостепенного права своей супруги.

Что касается материального обеспечения жены, то Аллах говорит в Кур’ане:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ

وَعَلَى الْمَوْلُودِ لَهُ رِزْقُهُنَّ وَكِسْوَتُهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ لَا تُكَلَّفُ نَفْسٌ إِلَّا وُسْعَهَا

Сообщается, что Му’авия бин Хайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

قُلْتُ : يَا رَسُول الله ، مَا حق زَوجَةِ أَحَدِنَا عَلَيهِ ؟ قَالَ : أنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طعِمْتَ ، وَتَكْسُوهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ

При этом материальное обеспечение муж должен обеспечивать жене в соответствии со своим достатком. Иными словами, питание и прочее обеспечение может быть скромным, если супруг не богат. Однако будет неправильным держать жену в излишне аскетичных условиях, при наличии возможности обеспечивать ей более комфортные бытовые условия.

Обязанностью мужа так же является обеспечить супруге и детям, в соответствии со своими возможностями, всё необходимое лечение, если они вдруг заболеют.

2) Жена имеет право на хорошее обращение со стороны супруга .

Аллах говорит в Кур’ане:

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ

Приказ Аллаха относиться к женам хорошо, является широким приказом, который охватывает все аспекты супружеских отношений. Так, жена имеет право на уважительное и доброе отношение, исключающее притеснение, придирки или унижение её достоинства со стороны мужа.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

اسْتَوْصُوا بالنِّساءِ خَيْراً ؛ فَإِنَّ المَرْأَةَ خُلِقَتْ مِنْ ضِلَعٍ ، وَإنَّ أعْوَجَ مَا في الضِّلَعِ أعْلاهُ ، فَإنْ ذَهَبتَ تُقيمُهُ كَسَرْتَهُ ، وَإنْ تَرَكْتَهُ ، لَمْ يَزَلْ أعْوجَ ، فَاسْتَوصُوا بالنِّساءِ

Этот великий по смыслу хадис призывает мужей быть более терпимыми по отношению к своим женам. Аллах указывает на то, что женщины созданы другими, нежели мужчины: у них есть своё, особое от мужского, видение на вещи и специфические, присущие только им, черты характера. Как результат, мужчина должен учитывать это и реагировать на те аспекты её поведения, которые порой могут показаться ему неуместными, более чутко, взвешенно и терпимо.

Мужчине нужно научиться не акцентировать своё внимание и не зацикливаться на том, что иногда не нравится ему в своей супруге, а вместо этого ценить её достоинства.

Так, передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ يَفْرَكْ مُؤْمِنٌ مُؤْمِنَةً إنْ كَرِهَ مِنْهَا خُلُقاً رَضِيَ مِنْهَا آخَرَ

Сообщается, что Му’авийа бин Хайда, да будет доволен им Аллах, сказал:

قُلْتُ : يَا رَسُول الله ، مَا حق زَوجَةِ أَحَدِنَا عَلَيهِ ؟ قَالَ : أنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طعِمْتَ ، وَتَكْسُوهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ ، وَلاَ تَضْرِبِ الوَجْهَ ، وَلا تُقَبِّحْ ، وَلا تَهْجُرْ إلاَّ في البَيْتِ

Мы видим, как посланник Аллаха ﷺ запрещает мужьям сквернословить в адрес своих жен и, тем более, не опускаться до того, чтобы наносить ей побои по лицу, что является тяжким грехом.

Под запретом отворачиваться, здесь имеется ввиду оставление жены без помощи и поддержки в тех вопросах, относительно которых она её просит. Даже если супруги находятся в ссоре и муж чем-то недоволен, он не должен полностью бойкотировать жену, вымещая на ней таким образом своё недовольство и ставя в трудное положение.

Передают со слов ‘Амра бин аль-Ахваса аль-Джушами, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как во время прощального паломничества пророк ﷺ сделал следующую проповедь:

ألا وَاسْتَوصُوا بالنِّساءِ خَيْراً ، فَإِنَّمَا هُنَّ عَوَانٍ عِنْدَكُمْ لَيْسَ تَمْلِكُونَ مِنْهُنَّ شَيْئاً غَيْرَ ذلِكَ إلاَّ أنْ يَأتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُبَيِّنَةٍ ، فَإنْ فَعَلْنَ فَاهْجُرُوهُنَّ في المَضَاجِع ، وَاضْرِبُوهُنَّ ضَرباً غَيْرَ مُبَرِّحٍ ، فإنْ أطَعْنَكُمْ فَلا تَبْغُوا عَلَيهنَّ سَبيلاً ؛ ألاَ إنَّ لَكُمْ عَلَى نِسَائِكُمْ حَقّاً ، وَلِنِسَائِكُمْ عَلَيْكُمْ حَقّاً ؛ فَحَقُّكُمْ عَلَيهِنَّ أنْ لا يُوطِئْنَ فُرُشَكُمْ مَنْ تَكْرَهُونَ ، وَلا يَأْذَنَّ في بُيُوتِكُمْ لِمَنْ تَكْرَهُونَ ؛ ألاَ وَحَقُّهُنَّ عَلَيْكُمْ أنْ تُحْسِنُوا إِلَيْهِنَّ في كِسْوَتِهنَّ وَطَعَامِهنَّ

« Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они — ваши пленницы, и вы не имеете права ни на что иное, разве что сделают они что-нибудь явно непристойное.

Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них.

Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть.

Исходя из этого известного хадиса, в случае, если супруга допускает явные проступки и упорствует в этом, несмотря на разъяснения мужа, он имеет право, в воспитательных целях, предпринять последовательно следующие меры:

  • В первую очередь, муж может оставить свою жену на супружеском ложе, чтобы тем самым дать ей понять глубокую степень его порицания относительно её проступков. К этой мере супруг должен прибегать только после всестороннего разъяснения своих претензий своей жене так, чтобы ей стала хорошо понятна их суть. При этом, оставление супруги на ложе не должно перерастать в полный бойкот, при котором муж перестает с ней разговаривать и выполнять свои прочие бытовые обязанности.
  • Если и это не принесет результата, то тогда муж имеет право прибегнуть к крайней мере — слегка наказать свою жену рукой. При этом подобная мера ни в коем случае не должна превращаться в избиение, при котором жена может получить какие-либо травмы или синяки. Переходить эту грань муж не имеет право ни при каких обстоятельствах, помня о том, что и эта мера является крайней.

Это положение хорошо разъясняется в следующем хадисе.

Сообщается, что Иййас бин ‘Абдуллах бин Абу Зубаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

قَالَ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم

لاَ تَضْرِبُوا إمَاء الله. فجاء عُمَرُ — رضي الله عنه — إِلَى رسولِ الله — صلى الله عليه وسلم — ، فَقَالَ : ذَئِرْنَ النِّسَاءُ عَلَى أزْوَاجِهِنَّ ، فَرَخَّصَ في ضَرْبِهِنَّ ، فَأطَافَ بآلِ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم — نِسَاءٌ كَثيرٌ يَشْكُونَ أزْواجَهُنَّ ، فَقَالَ رَسُول الله — صلى الله عليه وسلم — لَقَدْ أطَافَ بِآلِ بَيتِ مُحَمَّدٍ نِسَاءٌ كثيرٌ يَشْكُونَ أزْوَاجَهُنَّ لَيْسَ أولَئكَ بخيَارِكُمْ

Обратите внимание, как пророк ﷺ указал сподвижникам на то, что излишне сильное побиванние женщины, которое приводит к её жалобам, является упущением для мужчины.

Уместно будет упомянуть, что сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не прибегал к такой крайней мере в отношении своих жен, что несомненно является лучшим путём и примером для каждого из братьев.

И это неудивительно, ведь передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

أكْمَلُ المُؤمِنِينَ إيمَاناً أحْسَنُهُمْ خُلُقاً ، وخِيَارُكُمْ خياركم لِنِسَائِهِمْ

3) Пожалуй самой важной и приоритетной обязанностью мужчины по отношению к своей семье в целом и к своей жене в частности, является обучение их религии Аллаха .

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ

Этот приказ носит общий характер и касается как мужчин, так и женщин. При этом мужчина, беря женщину в жены, берет на себя ответственность относительно обучения её Исламу. Так, всевышний Аллах сказал в Кур’ане:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا قُوا أَنفُسَكُمْ وَأَهْلِيكُمْ نَارًا وَقُودُهَا النَّاسُ وَالْحِجَارَةُ

Также сказал посланник Аллаха ﷺ:

كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتهِ : الإمَامُ رَاعٍ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ في أهلِهِ وَمَسؤُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ

Таким образом мы видим, что обязанностью каждого мужчины является, по мере своих сил, оберегать свои семьи от гнева Аллаха. А сделать это можно не иначе как обучая свою супругу и детей Исламу, советуя как можно наилучшим образом соблюсти Его ограничения и подавая в первую очередь свой личный пример.

И действительно, финансовое обеспечение семьи и хороший нрав по отношению к ней — являются обязательными. Но будет ли этого достаточно, если по причине упущений в делах религии, кто-то из членов семьи попадет под гнев Аллаха и окажется в Огне? Конечно нет!

Поэтому, приоритетное отношение к изучению религии Аллаха, организация которого лежит на главе семьи и является его обязанностью, очевидна для каждого разумного мусульманина.

4) Ещё одним фундаментальным правом жены является то, что муж не будет беспричинно покидать её на супружеском ложе .

Аллах говорит в Кур’ане:

Этот аят с широким смыслом приказывает супругам жить друг с другом в гармонии, согласно обычаям, принятым среди людей.

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

والَّذِي نَفْسِي بيَدِهِ مَا مِنْ رَجُلٍ يَدْعُو امْرَأتَهُ إِلَى فِرَاشهِ فَتَأبَى عَلَيهِ إلاَّ كَانَ الَّذِي في السَّمَاء سَاخطاً عَلَيْهَا حَتَّى يَرْضَى عَنها

Это — один из хадисов, который устанавливает право мужчины на супружескую близость с женой. В отношении прав жены, нам этот хадис интересен в контексте ещё одного аята:

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

Получается, что мужчина имеет право на супружескую близость с женой, что подтверждается целым рядом достоверных хадисов. Соответственно, жена обязана удовлетворять в этом отношении своего супруга, не уклоняясь без уважительных причин. А поскольку аят 2:228 гарантирует жене те же права, что и обязанности, то это означает, что правом на супружескую близость наделена и она.

Исключением из этого общего положения является ситуация, обусловленная аятом:

وَاللَّاتِي تَخَافُونَ نُشُوزَهُنَّ فَعِظُوهُنَّ وَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلَا تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلًا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيرًا

Иными словами, муж имеет право покидать свою жену на супружеском ложе лишь в том случае, если она проявляет строптивость, а устные увещевания не оказывают на неё желаемого воздействия. Но и в этом случае, подобная крайняя мера не должна применяться под надуманными предлогами, а должна быть действительно обусловлена необходимостью.

Права мужа и жены в Исламе

1. Муж должен (при заключении брака) дать свой жене махр (брачный дар). В Исламе, брак не будет считаться полностью заключенным — по всем правилам, пока не будет определен и указан размер махра. Право женщины на получение махра не может быть аннулировано, даже если она уже дала согласие на брак с этим мужчиной. Махр вручается ей, и она свободна делать с ним все, что она пожелает.

В Священном Коране говорится об этом:

وَآتُواْ النَّسَاء صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً

2. Муж обязан давать жене достаточное финансовое обеспечение и поддержку в соответствии со своими возможностями, статусом и тем, как принято в данном обществе. В Исламе, жена имеет право на получение полного материального обеспечения от мужа, включая питание, одежду, жилье, образование, медицинское обслуживание, расходы на отдых и тому подобное. Даже если жена обеспечена, и у нее есть свой источник дохода, она не обязана тратить его на семью и на мужа.

لِيُنفِقْ ذُو سَعَةٍ مِّن سَعَتِهِ وَمَن قُدِرَ عَلَيْهِ رِزْقُهُ فَلْيُنفِقْ مِمَّا آتَاهُ اللَّهُ لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا مَا آتَاهَا سَيَجْعَلُ اللَّهُ بَعْدَ عُسْرٍ يُسْرًا

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاء بِمَا فَضَّلَ اللّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُواْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ

3. Муж должен хорошо обращаться с женой, быть с ней добрым и мягким. Отношение мужа к жене или женам является признаком его веры и его следования религии Ислам.

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

وَمِنْ آيَاتِهِ أَنْ خَلَقَ لَكُم مِّنْ أَنفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِّتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُم مَّوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَاتٍ لِّقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

هُوَ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَجَعَلَ مِنْهَا زَوْجَهَا لِيَسْكُنَ إِلَيْهَا

هُنَّ لِبَاسٌ لَّكُمْ وَأَنتُمْ لِبَاسٌ لَّهُنَّ

5. Муж должен проявлять терпение и выслушивать мнение жены относительно какой-либо ситуации. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) советовался со своими женами в любых вопросах — от незначительных до самых серьезных.

6. Мужу следует уважать жену и обращать внимание на ее нужды так же, как и жена должна уважать мужа и внимательно относиться к его потребностям.

7. Если жена вынуждена работать, то мужу следует помогать ей в домашней работе, либо нанять помощницу по хозяйству, чтобы снять с нее бремя домашних забот.

9. Мужу не следует бить жену и жестоко с ней обращаться. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) порицал мужей, которые днем избивают своих жен, а ночью приходят к ним в постель. Если муж избивает жену и жестоко с ней обращается, то это является основанием для расторжения брака перед судьей.

(Абу Дауд, Ибн Маджа)

(Абу Дауд, Ибн Маджа)

10. Муж не должен обсуждать с посторонними людьми секреты своей семьи — к примеру, интимные подробности жизни со своей женой.

12. Жена имеет право попросить мужа устроить ей отдельное жилье, если она не хочет жить вместе с родственниками мужа (или с кем-то из своих родственников).

13. Обязанностью мужа в Исламе является следить за тем, чтобы жена получила основные знания по религии: как правильно совершать омовение и намаз, как держать пост и т.д. (то есть, о тех вещах, которые в Исламе являются обязательными для исполнения). Если это означает, что ему необходимо приобрести для нее какие-то книги, учебные пособия, то он должен это сделать.

14. Муж должен защищать честь своей жены и избегать ситуаций, где она может быть скомпрометирована. Это включает в себя общение с родственниками мужа — такими как его братья, племянники, дяди, не говоря уже о друзьях, соседях и совершенно посторонних людях.

15. Мужу не следует отдаляться от жены или держать жену в состоянии напряжения, будь то дома или за границей, в течение длительного периода времени, кроме как с ее согласия.

وَلَوْ حَرَصْتُمْ فَلاَ تَمِيلُواْ كُلَّ الْمَيْلِ فَتَذَرُوهَا كَالْمُعَلَّقَةِ وَإِن تُصْلِحُواْ وَتَتَّقُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ غَفُورًا رَّحِيمًا

16. Мужу следует проявлять терпение и прощать недостатки жены в случае споров и разногласий, и не бросаться угрозами о разводе. Провозглашение развода (талака) в Исламе — слишком серьезная вещь, чтобы давать развод в пылу гнева, необдуманно.

(Абу Дауд, Ибн Маджа)

Обязанности жены в Исламе

1. В Исламе, жена должна повиноваться своему мужу, проявлять к нему уважение, всегда стремиться к тому, чтобы доставить ему удовольствие и сделать его счастливым.

وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ وَاللّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

(Ахмад и ан-Насаи)

(Ахмад и Табарани)

2. Жена не должна впускать никого в дом без разрешения ее мужа. Также она не может покидать дом, если ее муж не знает об этом или не разрешает ей этого.

3. Женам следует спрашивать согласия мужа перед тем, как совершить какое-то желательный акт поклонения в Исламе, которое может нарушить его права — к примеру, держать желательный пост.

Беременность рассматривается в исламе как величайшая милость со стороны Аллаха, дарованная своим творениям. Ведь одна из важнейших функций человека – это продолжение рода. Выполнение такой миссии возложено Всевышним на женщин.

Любая будущая мать переживает во время беременности эмоциональные перепады, чувства страха и беспомощности. В этот непростой период женщинам следует искренне надеяться на помощь своего Создателя и следовать рекомендациям, зафиксированным в Священном Коране и Пречистой сунне.

Достоинства беременности

Вынашивая ребёнка, женщина обретает довольство Всевышнего, так как её положение приравнено к богоугодному деянию. Эти 9 месяцев обладают множеством достоинств для будущих мам, так как они несут в себе множество испытаний, пройдя которые человек удостаивается награды Господа миров.

Рекомендации для беременных мусульманок

1) Благодарите Всевышнего за оказанную милость, так как не все имеют возможность иметь детей. В Священном Коране Творец обращается к Своим рабам:

Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне (2:152)

2) Проявляйте терпение. Во время вынашивания плода женщины часто испытывают физическое недомогание, эмоциональные перепады. В таком состоянии следует должным образом переносить все тяготы. Ведь известный многим аят гласит:

Всевышний любит терпеливых (3:146)

3) Читайте дуа. Мольба о благополучном исходе поможет облегчить процесс вынашивания плода и родов. В Книге Аллаха зафиксировано дуа пророка Закарии (а.с.):

Можно произносить и дуа пророка Ибрахима (а.с.):

4) Прослушивайте Коран. На последних месяцах срока ребёнок, находящийся в утробе матери, начинает слышать то, что происходит снаружи. В этой связи будущей маме можно читать священные аяты самой или же включать аудиозаписи (которые можно найти и на нашем сайте, выбрав любую суру в разделе Коран).

Беременность и пост

Нередко у мусульманок, ожидающих пополнение в семье, возникает вопрос, нужно ли соблюдать им пост в Священный месяц Рамазан. Согласно исламскому вероучению, такая обязанность с беременных снимается. Это объясняется тем, что держать уразу в такой период чревато нанесением вреда как ребёнку, так и его будущей маме.

Однако это вовсе не означает, что беременным категорически запрещено поститься. Если мусульманка уверена, что ураза для неё самой и для её ребёнка безопасна, то она может выполнять этот столп ислама. Например, если пост приходится на зимний период, когда отсутствует жара и время воздержания от пищи не превышает 12 часов. Но при принятии такого решения женщина должна хорошо подумать и адекватно оценить состояние своего организма. Не нужно впадать в фанатизм, так как Аллах своим велением позволил не поститься во время вынашивания плода. Это есть пример Его безграничной милости к Своим творениям.

В случае, если мусульманка, будучи беременной, воздерживается от соблюдения поста, ей необходимо в последующем возместить пропущенные дни.

Намаз беременной женщины

Во время беременности обременительно совершение полноценной молитвы. Именно поэтому существуют некоторые послабления. Если женщине тяжело молиться стоя, то она вправе совершать намаз сидя. Если же она не может выполнять молитву и сидя, то ей разрешается это делать полулёжа или лёжа на спине. При этом лицом следует располагаться в сторону киблы (Каабы). Если ей сложно совершать поясные поклоны, то она вправе обозначать их движениями головы (наклоняя голову вперёд).

Искусственное прерывание беременности (аборт)

Аборт категорически запрещён в исламе. Прерывание беременности – это тяжкий грех, поскольку лишь Всевышний даёт жизнь и обладает правом отнять её у человека по своему усмотрению. Аборт может быть дозволен лишь в форс-мажорных ситуациях, когда вынашивание плода угрожает жизни и здоровью матери.

Выкидыш

Если у женщины произошла ранняя смерть плода, то дальнейшие действия зависят от ряда обстоятельств:

Во время родов

Роды протекают у каждой женщины по-разному и могут продолжаться до суток. В связи с этим мусульманка бывает вынуждена пропускать намазы, так как физически она не может их совершать. Кроме того, у рожениц появляется кровь, которая считается нифасом. С этого момента женщина начинает пребывать в состоянии ритуального осквернения, а значит, совершение намаза запрещено. С соблюдением поста ситуация аналогичная.

Во время родов женщине следует по возможности совершать дуа и просить у Аллаха облегчения и появления на свет здорового малыша.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассалам алейкум. Я хотела спросить можно ли соврать , на вопрос родственников о беременности, с целью сохранения беременности от сглаза и зависти . Просто я не хочу пока чтобы родственники и ост. знали об этом на ранних сроках .Ведь для того чтобы осуществились планы , надо скрывать их

Создание семьи в исламе: разбираемся, что обязаны делать супруги

Создание семьи в исламе считается одной из важных заповедей Всевышнего. В браке мужчины и женщины имеют равные права и обязанности, однако также учитываются физические различия между полами. Какие устои соблюдают супруги для счастливого брака, можете прочитать в материале редакции Liter.kz.

Брак в Исламе

Считается, что создание семьи способствует обретению успокоения, любви и милости. Это связано с тем, что в браке супруги разделяют между собой бытовые заботы. К примеру, мужчина отвечает за финансы, женщина – за порядок в доме. Однако, несмотря на разделенные обязанности, муж и жена должны согласовывать между собой все решения.

"Семья для верующих мусульман означает место, где верующий находит покой, уют, заботу и взаимопомощь. Пророк Мухаммад побуждал совершать брак как можно раньше. Он аргументировал это тем, что брак таким образом защищается от взора посторонних мужчин и женщин", - сказал наиб имам мечети "Хазрет-Султан" Тамирлан Дарханулы.

Брак в исламе заключается после обряда никах, но в Казахстане он не имеет законную силу, поэтому оформить его можно лишь после официального заключения брака в органах РАГС. Отметим, что согласие женщины является основным условием действительности бракосочетания.

В Духовном управлении мусульман Казахстана признают, что заключение и расторжение брака в органах РАГС соответствуют исламским правилам (никах и талак).

Развод в исламе не приветствуется: сохранить семью должны пытаться как супруги, так и мусульманское общество, которое их окружает.

Жена в браке

Если до прихода ислама у женщин не было прав, и к ним относились по-варварски, то у мусульман жена считается божьим даром, который вручен мужчине на хранение. В семье от мужчин требуют уважительного и бережного отношения к супругам.

При создании брака мужчина обязан выплатить своей жене махр, то есть имущество, которое он выделяет женщине. Махром считается все то, что можно купить или продать. Сумму обязательной выплаты и дальнейшее распоряжение ею решает невеста.

Согласно памятке для молодоженов, которую разработали при поддержке казахстанского офиса Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и одобрили члены экспертной комиссии Духовного управления мусульман Казахстана, жена в исламе имеет право на финансовое обеспечение, хорошее отношение к себе, получение образования, право на работу и самостоятельное распоряжение своим имуществом.

Женщина в мусульманской семье обязана:

Муж в браке

В исламе основная ответственность в семье возложена на мужчин, так как они физически сильнее женщин, выносливые и эмоционально сдержанные. Для мусульманина лучшей женой является та, которая его уважает и проявляет послушание.

Мужчина в семье имеет право на интимную близость по желанию, воспитание жены, если та не выполняет свои обязательства перед ним.

Обязанности мужчины в семье:

Отметим, что в исламе насилие в семье недопустимо. Речь не только об избиении, но также об агрессивном поведении, психологической травле, насилии сексуального характера и финансовых ограничениях.

«По исламу запрещается вступать в брак человеку, который знает, что он будет причинять вред своей супруге, наносить телесный или моральный вред", - сказал Тамирлан Дарханулы.

В исламе нет точного возраста для вступления в брак. В священной книге Коран сказано, что семью могут создавать люди, которые к этому морально, духовно, психологически, физически и материально готовы, то есть зрелые личности.

Отметим, что ислам выступает против воровства невест и принудительного брака. Никах, заключенный против воли невесты, считают недействительным.

Справочно: в Республике Казахстан религиозные законы реализуются через призму ханафитского мазхаба (одна из канонических правовых школ суннитского толка в исламе - прим. ред.), который является источником семейного права многих мусульманских стран мира.

Понятие "женщина в исламе" посвящено различным социальным и религиозным вопросам: положению женщины в историческом и современном исламском обществе, правилам и нормам, регулирующим действия мусульманки, ее правам и социальным обязанностям.

Западный мир критикует сложившуюся систему ценностей и норм ислама, в том числе социальную позицию женщин в современном социуме.

Чтобы прояснить основные аспекты этого вопроса, мы рассмотрим, какие различия в правах, свободах и семейных обязанностях есть у мусульман и мусульманок, а также обратим внимание на иные стороны их жизни в XXI веке.


Исторический фон

Современные нормы женского поведения в исламской среде начали формироваться еще в древние века. Все началось в доисламской Аравии, в раннем Средневековье. В те времена положение женщины в обществе было незавидным: девочки были нежеланными детьми, поэтому во многих бедных семьях их умерщвляли сразу после рождения. Это давало шанс вырастить и прокормить мальчиков.

После того как государства Аравийского полуострова приняли ислам, социальные устои начали изменяться.

Как следует из научных трудов исследователей, с приходом ислама жизнь женщин значительно улучшилась:

  • ислам признавал полноценность женщины как человека, что отсутствовало в средневековой Европе;
  • появилось новое требование - согласие мусульманки на заключение союза;
  • женщинам исламского вероисповедания были обеспечены права наследования, которые до этого принадлежали исключительно мужчинам;
  • ислам позволил женщине принимать участие в экономической жизни;
  • у мусульманок появилось право самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

В Средние Века у мусульманок появились права, по ряду параметров превосходившие права женщин Европы периода Нового времени.

Положение женщины по Корану

В соответствии с Кораном, мужчина выступает защитником и попечителем женщины. Именно с этим ислам связывает преимущество мужского пола над женским. Священная Книга дает мужчине больше прав на наследство, чем женщине, однако мусульманка может использовать свое имущество исключительно ради себя, не участвуя в содержании семьи.

Священная книга не запрещает представительницам женского пола обучаться и ходить на работу. Для этого достаточно лишь получить согласие опекуна.

Еще одна традиция, которая исходит из Корана - послушание супруги своему благоверному, полное подчинение во всех вопросах. С позиции Корана главной функцией жены в браке является рождение и воспитание детей, тогда как на супруге лежит задача по их обеспечению едой и всем необходимым.

Хиджаб

Коран провозглашает, что любая правоверная обязана сохранять скромность, прятать свой взор и скрывать половые органы от посторонних глаз. Видеть мусульманку без покрывал, скрывающих тело, могут:

прямые родственники мужского пола - отец, братья, племянники, сыновья;

близкие члены семьи мужа (его отец, свекор и т.д.);

рабы и лишенные половых признаков слуги;

Когда мусульманка двигается, посторонним не должны быть слышны звуки ее украшений.

Чтобы соблюдать все требования Священной Книги, представительницы женского пола в исламском мире носят хиджаб.

Чтобы соблюдать все требования Священной Книги, представительницы женского пола в исламском мире носят хиджаб.

Образование женщины в исламе

В мусульманском обществе женский пол имеет право на обучение еще с XII века: девочки могли не только изучать науки, но и получать академическую степень, быть учеными и преподавателями.

Коран одобряет научную деятельность для обоих полов: согласно Священной книге, одна из жен Аллаха, Айша, являлась ученым-хадисоведом. Пророк также одобрял стремление мединских учениц к получению образования и тяге к знаниям. По его мнению, это характеризовало их желание лучше познать свою веру. Тем не менее далеко не все мусульмане-мужчины придерживались его взглядов.

Мусульманские женщины и финансы

По нормам Корана мусульманка обладает правами на личное имущество. Тем не менее она имеет меньше возможностей на управление и распоряжение семейными финансами: именно супруг несет обязанность по содержанию своих домочадцев.

На протяжении многих веков женщины в исламе имели равные с мужчинами права собственности, которые появились у представительниц прекрасного пола на Западе лишь в XX веке.

Поскольку религия разрешает женщине работать, следует обратить внимание на ее права относительно полученных от трудовой деятельности средств. Согласно нормам исламского мира, этот заработок приравнивается к личной собственности, которую правоверная может использовать по собственному усмотрению.

Занятость женщины в исламе

Начиная с XII века, правоверные женского пола могут работать, как и мужчины. Чаще всего они занимались экономической деятельностью, а также медициной: большинство средневековых врачей и медсестер было женского пола.

Существовали и гендерные ограничения в сфере занятости: например, женщины не могли быть судьями, ведущими уголовные дела (только гражданское судопроизводство).

Основной причиной профессиональной сегрегации по половому признаку в большинстве исламских стран являются не запреты Корана, а принятая в этих обществах социальная модель. Эталоном мусульманского общества является многодетная семья, при этом прерывание беременности недопустимо. В связи с этим женщина должна отдавать приоритет семейной жизни, а не карьерному росту.

Чтобы сохранять свое право на работу, женщине необходимо:

  • избегать уединения на работе с посторонним мужчиной;
  • иметь возможность выполнять свои семейные обязанности;
  • заботиться в нужной степени о супруге и детях.

Женщина в исламе: правовые вопросы

С правовой точки зрения Коран предоставляет женщинам большинство возможностей, доступных мужчинам. Ограничения связаны со взглядами мусульман на семейную жизнь и обязанность жены заниматься в первую очередь своими домочадцам.

Ограничения в ряде вопросом компенсируются свободой в распоряжении собственным имуществом и правом самостоятельно решать свои экономические вопросы.

Насилие в семье

Согласно Корану, любая жена обязана хранить верность своему супругу и во всем подчиняться ему. В тех случаях, когда она проявляет непокорность своему опекуну и покровителю, он имеет право избегать ее как партнера и даже "побивать".

Несмотря на первоначальное одобрение насилия, религия относится к нему предосудительно. Муж не должен бить супругу сильно, при этом после побоев недопустимо иметь с ней половые связи.

Мусульмане относятся к женскому полу с уважением и почитанием. Жены и матери получают от своих детей и супругов помощь, поддержку, любовь и заботу.

Девочки в исламском мире рассматриваются как будущие хранительницы домашнего уюта и очага, поэтому их оберегают и внимательно воспитывают.

Согласно Корану, Пророк всегда был добр и заботлив по отношению к своим женам и супругам. Он ни разу не проявил агрессии или насилия. В связи с этим неоправданное и жестокое насилие против любых представительниц прекрасного пола осуждается в исламском мире и является недопустимым для правоверного мусульманина.

Брак и семья

Одним из базовых прав любой правоверной является свобода вступления в брак: мусульманин не может взять девушку в жены против ее согласия.

Позиция Корана по поводу брака с представителями иных религий однозначна: истинной мусульманке нельзя заключать семейные узы с иноверцами, тогда как мужчинам допускается брать в супруги "людей Писания" ( христианки и иудейки).

Такие требования исламского мира связаны с будущими детьми семейной пары: муж другой религии станет образцом для своих дочерей и сыновей, поэтому они могут также принять чужую веру. Роль матери в выборе религии менее значима, тем не менее, вступление в брак с женщиной-иноверкой Священная Книга не одобряет.

У одного мужчины может быть не более 4 жен. В ряде исламских стран для брака с новой супругой необходимо получить согласие от уже имеющихся жен.

Брачный контракт

Одним из обязательных этапов оформления брака в мусульманском обществе является составление брачного контракта. Он представляет соглашение, накладывающее обязательства на исполнение супружеского долга на каждого из супругов. Муж и жена несут ответственность за выполнение своих обязанностей.

Главные требования, которые рассматриваются в брачном контракте применительно к обоим супругам:

  • устойчивость брака;
  • выполнение своих обязанностей как женой, так и мужем;
  • правила наследования имущества;
  • права и обязанности в интимной жизни.

Обязанностями мужчины, согласно брачному контракту, являются:

  1. выплата семье невесты особо свадебногоподарка (махра);
  2. обеспечение супруги на протяжении брака необходимым: едой, одеждой и обувью, жилищем, лекарствами, иными жизненно важными средствами.

В сферу обязанностей жены входят:

  1. послушание мужу;
  2. признание права супруга на воспитание;
  3. забота о домашнем очаге (супруга не должна выходить из дома без наличия на то острой необходимости или разрешения мужа);
  4. доступность для партнера в интимном плане (при условии отсутствия уважительных причин: менструация, беременность, очищение после родов, болезнь).

При возникновении споров партнеры обязаны стремиться к достижению взаимного соглашения и компромисса.

Исламская религия придерживается взгляда на брак как гармоничный союз между партнерами, в котором оба супруга взаимно заботятся и удовлетворяют потребности друг друга: материальные, духовные, сексуальные.

Муж обязан быть добрым и заботливым по отношению к жене, а она - хранить супругу верность и слушаться его во всем.

Религиозная жизнь женщины

Религия не делает различий перед Аллахом между мужчинами и женщинами: согласно Корану, каждый из них несет равную ответственность за свои проступки и добрые дела.

Награда и наказание не имеют гендерной разницы, поэтому каждый правоверный обязан чтить и соблюдать все правила и требования Священной Книги.

В качестве основных недостатков женского пола Коран выделяет недостаток ума и религии. Первое связано с частыми проклятиями со стороны женщин, а также их неблагодарностью в отношении супругов. Причинами недостатка религии является то, что мусульманки не посвящают всю ночь молитве и не соблюдают пост на протяжении всего Рамадана по физиологическим причинам.

Доступ для женского пола в мечеть различается в зависимости от страны: в ряде государств мусульманки могут беспрепятственно зайти в религиозное заведение, тогда как в других местах доступ женщины в мечеть категорически запрещен.

В исламских странах представительницы женской части общества могут профессионально реализовать себя в религиозной среде:

  1. стать имамом среди других мусульманок;
  2. обучиться на учителя-наставника для домашнего обучения детей или иных женщин;
  3. быть педагогами в исламских религиозных образовательных учреждениях;
  4. учить домочадцев или посторонних женщин и детей чтению Корана и бытовым молитвам.

Мусульманки имеют право принимать участие в хадже. Для этого им необходимо объединиться в соответствующую женскую группу.

Известные женщины в исламе

Наиболее известными мусульманками, оказавшими влияние на развитие ислама и формирование образа мусульманского общества в мире, стали:

Читайте также: