Обязана ли организация платить суточные морякам

Обновлено: 15.06.2024

Где можно узнать размер ставок для всех членов экипажа?

Профсоюзные взносы / Утрата членства

Если вы состоите на учете в РПСМ, но не платите взносы больше шести месяцев, то членство в профсоюзе утрачивается. Его можно восстановить: нужно прийти в профсоюз, заплатить вступительный взнос и возобновить карточку.

Судно под российским флагом. Из моей зарплаты вычитают сумму для отчисления в профсоюз. Как узнать, являюсь ли я членом профсоюза?

Если судно работает под российским флагом, то отчисления в профсоюз происходят по личному заявлению моряка. Без личного разрешения никто не имеет права высчитывать членские взносы. Следует обратиться в бухгалтерию компании, где вам обязаны предоставить информацию, куда и на основании какого документа были произведены удержания профсоюзных взносов.

Судно под норвежским флагом, компания ежемесячно перечисляет 2% моей заработной платы в соответствии с CollectiveBargingAgreement в пользу Российского профсоюза моряков. Означает ли это членство в РПСМ?

По условиям Норвежских коллективных договоров все члены экипажа, работающие на судах под норвежским флагом, на которых распространяется действие колдоговора, выплачивают профсоюзные (тарифные) взносы. В период работы на судне на любого моряка распространяются все права члена профсоюза – подписанта коллективного договора. Обращаем внимание: чтобы иметь постоянную защиту РПСМ и ITF, вне зависимости от того, находитесь ли вы на судне или на берегу, необходимо вступить в профсоюз в индивидуальном порядке и получить членскую карточку.

Занимается ли РПСМ трудоустройством моряков?

Как долго могут задерживать выплату зарплаты?

Никто не имеет права задерживать заработную плату. Но как показывает практика, с моряками такое случается. Если вы являетесь членом профсоюза, вам следует обратиться в РПСМ, чтобы уладить трудовой конфликт. В том случае, если вы не являетесь членом профсоюза, советуем попросить от судовладельца гарантийное письмо с указанием сроков, когда деньги будут выданы. Если компания нарушит условия, вам понадобится помощь транспортной прокуратуры или адвоката, специализирующего на морском праве. Для подтверждения задолженности у вас должны быть при себе все соответствующие документы.

Как получить долг по зарплате? Работаю на судне под российским флагом, членом профсоюза не являюсь.

В качестве альтернативы можно обратиться в суд по месту нахождения компании судовладельца или по месту нахождения судна с заявлением об обеспечении морского требования и аресте судна. В этом случае лучше заручиться поддержкой адвоката, специализирующегося на морском праве. Кроме того, если вы выберете вариант обращения в суд, нужно иметь ввиду, что в соответствии с положением Трудового кодекса РФ, установлен трехмесячный срок обращения в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы с момента образования задолженности.

Помогает ли РПСМ не членам профсоюза?

В соответствии с Уставом Российского профсоюза моряков, организация ведет свою деятельность и существует на взносы членов профсоюза, соответственно 99% времени тратятся на защиту трудовых прав и представление социально-экономических интересов людей, имеющих членскую карточку и платящих взносы. В исключительных случаях РПСМ оказывает помощь морякам – не членам РПСМ, когда они попадают в проблемную ситуацию вместе с членами профсоюза.

Положена ли компенсация по случаю смерти?

Если на судне действует коллективный договор, то в нем должны быть оговорены обязанности Компании в случае смерти моряка. Например, в коллективном договоре ITF/РПСМ по ТСС для экипажей судов под удобным флагом предусмотрено, что в случае смерти моряка во время его работы в Компании по любой причине, включая смерть по естественным причинам и смерть во время дороги на судно или с судна, или в результате несчастных случаев на море или других подобных, Компания обязана выплатить компенсацию назначенному выгодополучателю и каждому ребенку на иждивении, не достигшему 18 лет, но не более чем четырём. Компания должна также за свой счет транспортировать тело до дома моряка – там, где это рационально и по просьбе семьи, и оплатить стоимость ритуальных услуг.

Работодатель игнорирует обращения по поводу несчастного случая на судне. Что можно предпринять?

Чтобы получать в будущем пенсию за отработанное под иностранным флагом время, как лучше поступить – самостоятельно заключить договор с ПФ РФ или стать ИП и перечислять 13%? Нужно ли при этом становиться членом Российского профсоюза моряков?

РПСМ рекомендует самостоятельно заключить договор с Пенсионным Фондом РФ или негосударственным Пенсионным Фондом. Период работы под иностранным флагом пойдет в трудовой стаж и будет засчитан при начислении пенсии по достижении соответствующего возраста. Относительно второго вопроса, по нашему мнению, быть членом профсоюза нужно, однако решение об этом каждый принимает самостоятельно. Членство в профсоюзе дает множество преимуществ. Если начать с малого, то это консультации. Перед выходом в рейс можно уточнить любую информацию о судовладельце и круинговом агентстве, наличии коллективного договора на судне, сталкивался ли профсоюз с компанией и по каким причинам. Юристы РПСМ могут оказать консультации об отчислениях в ПФ и ряду других вопросов, не связанных с работой в море. В случае возникновения трудовых споров на судне, касающихся репатриации, оплаты труда, больничного, наличия спецодежды, снабжения – в общем, всего из чего состоит работа моряка, РПСМ всегда безвозмездно приходит на помощь членам профсоюза.

При прерывании контракта по собственной инициативе нужно ли оплачивать дорогу сменщику?

Если судно работает под коллективным договором, одобренным ITF, то по уважительной причине, например, болезни супруги, подтвержденной документом, судовладелец обязан оплатить репатриацию моряка и прибытие сменщика. Однако если у вас нет причины для списания, а работать вы больше не хотите на судне – дорога оплачивается за свой счёт, а замена оплачивается компанией. В случае, когда судно работает без коллективного договора, необходимо изучать условия репатриации, прописанные в трудовом договоре.

Выплачиваются ли суточные при условии закрытия-открытия госграницы, но без захода в иностранный порт?

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р установлены предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний для: старшего командного состава – от 12 до 17 долларов США; остального командного состава – от 11 до 14 долларов США; рядового состава – от 8 до 10 долларов США. Предусмотрено, что указанные выплаты производятся за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжительности и относятся на эксплуатационные расходы судовладельцев. Также предусмотрено, что конкретный размер выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов устанавливается судовладельцем в соответствии с пунктом 1 настоящего распоряжения с учетом классификации и вида флота. Таким образом, заход судна в иностранный порт не является условием выплаты иностранной валюты взамен суточных.

Обязана ли компания выплачивать дополнительные деньги за пребывание в опасной зоне (HighRiskArea), если на судне имеется вооруженная охрана?

Пребывание в зонах высокого риска оплачивается независимо от наличия на борту судна дополнительной охраны. На сайте ITF можно найти список зон повышенного риска, а также условия дополнительной оплаты, согласованные на Международном переговорном форуме (IBF) работодателями и ITF.

Можно ли продлить диплом капитана (с ограничением до 3000 р.т.) при наличии соответствующих справок о плавании, если за последние пять лет работа в море была в должности старпома на судах валовой вместимостью более 3000 р. т.?

Указанные обстоятельства напрямую не предусмотрены действующим Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденным приказом Минтранса России от 15 марта 2012 года № 62. Однако в соответствии с разъяснением Минтранса России в случае, если отношения, предусмотренные в Конвенции ПДНВ, не регулируются указанным приказом Минтранса России, применяются нормы Конвенции ПДНВ. В данном случае следует руководствоваться пунктом 3 Раздела В-I/11 Кодекса ПДНВ, в соответствии с которым для продления диплома в одобренный стаж работы на судах, указанный в пункте 1 Раздела А-I/11 Кодекса ПДНВ, засчитывается стаж работы на судне в должности командного состава ниже, чем выданный диплом.

Имеется диплом старшего механика с ограничением до 3000 кВт, который даёт право занимать должность второго механика на судах свыше 3000 кВт, т. е. без ограничений. При продлении диплома старшего механика в 2013 году было сделано ограничение и на второго механика, так как в должности старшего механика я не работал. На данный момент работаю в должности старшего механика чистых 12 месяцев. Снимут ли мне ограничение второго механика при следующем продлении диплома, если я буду продолжать занимать должность старшего механика на судах менее 3000 кВт? Если нет, то что для этого нужно?

Однако согласно ст.45 п. 3 вышеупомянутого Приказа стаж плавания на судах валовой вместимостью более 3000 кВ необходим при первичном получении дипломов. Так как Вам необходимо было продлить уже полученный ранее диплом второго механика без ограничений, а за последние 5 лет у вас был необходимый стаж плавания, Вы изначально имели право на продление диплома без ограничения. Но так как этот момент не освещен подробно в Приказе № 62, зачастую на практике порядок продления дипломов нарушается. В данном случае необходимо руководствоваться разъяснением Минтранса России в случае, если отношения, предусмотренные в Конвенции ПДНВ, не регулируются указанным приказом Минтранса России, применяются нормы Конвенции ПДНВ.

Согласно разъяснениям Минтранса, в случаях, которые не рассматриваются в приказе, следует руководствоваться пунктом 3 Раздела В-I/11 Кодекса ПДНВ, в соответствии с которым для продления диплома в одобренный стаж работы на судах, указанный в пункте 1 Раздела А-I/11 Кодекса ПДНВ, засчитывается стаж работы на судне в должности командного состава ниже, чем выданный диплом. Указанные разъяснения Минтранса России были направлены в адрес Росморречфлота (исх. №ОВ-24/12274 от 19.10.2012), который должен был довести их до капитанов морских портов.

Руководствуясь вышеизложенным, рекомендуем повторно обратиться в Администрацию морского порта с вопросом о возможной замене диплома.

Существуют ли международные правила, обязывающие судовладельцев заключать коллективные договоры с профсоюзами?

Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) в прямую не содержит положений, обязывающих судовладельцев заключать коллективные договоры с моряками. Но тем не менее КТМС предусматривает, что реализация требований по соблюдению трудовых и социальных прав моряков, предоставляемых Конвенцией наряду с имплементацией норм в национальное законодательство может быть решена посредством заключения коллективных соглашений.

КТМС в качестве основополагающего права моряков на свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров обязывает каждое государство-член предусматривать в своем законодательстве и нормативных правовых актах обеспечение соблюдения этих прав.

Положения о мерах, которые должны приниматься государственными органами для поощрения и содействия развитию коллективных переговоров, предусмотрены в ряде конвенций и рекомендаций МОТ: в Конвенции N 98 "О применении принципов права на организацию и заключение коллективных договоров" (1949 г.); в Конвенции N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) и в Рекомендации N 163 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.).

Основополагающие положения международных трудовых норм о ведении коллективных переговоров получили достаточно полное отражение в гл. 7 Трудового кодекса Российской Федерации. Право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей является одним из основных трудовых прав, закрепленных в ст. 21 ТК РФ.

ТК РФ не обязывает работодателя заключать колдоговор с работниками. Инициаторами проведения таких переговоров могут быть представители любой стороны. Получив уведомление одной стороны в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, другая сторона обязана вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Работодатель обязан заключать коллективный договор если представители работников выступили с таким предложением. Отказ работодателя от заключения колдоговора в этом случае недопустим и может повлечь назначение административного наказания.

Согласно ст. 164 Трудового кодекса РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных обязанностей, предусмотренных ТК и другими федеральными законами. Одним из случаев предоставления компенсаций является направление работника в служебную командировку.

Однако в ст. 166 ТК РФ указывается: если постоянная работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер, то служебные поездки работников командировками не признаются. Вместе с тем работник и в этом случае имеет право на компенсацию. Так, нормы выплат взамен суточных, выплачиваемые в настоящее время членам экипажей судов, установлены Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 1994 г. N 819-р . Данное распоряжение не носит нормативно-правового характера, но неопределенность характера суточных выплат, выплачиваемых морякам, породила ряд споров на практике.

СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 657; N 25. Ст. 2742; N 28. Ст. 2994; N 29. Ст. 3082; 1995. N 29. Ст. 2847; 2000. N 48. Ст. 4736.

Так, в Письме от 31 мая 2004 г. N 04-04-04/63 Минфина России было разъяснено, что выплаты в иностранной валюте взамен суточных, производимые членам экипажей судов заграничного плавания морского флота судоходных российских компаний, носящие, по существу, компенсационный характер, в пределах норм, установленных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1994 г. N 819-р, не подлежат налогообложению единым социальным налогом.

Однако 21 декабря 2004 г. Министерство финансов РФ изменило свою точку зрения и в Письме N 03-05-02-04/72 указало, что согласно п. 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 НК не подлежат налогообложению единым социальным налогом все виды компенсационных выплат, установленных в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов.

С точки зрения Министерства финансов РФ, выплаты в иностранной валюте, производимые членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности взамен суточных, не соответствуют определению компенсации, данному в ст. 164 ТК РФ, ибо члены экипажей не несут дополнительных расходов, связанных с нахождением судна в заграничном плавании, в частности расходов на питание, поскольку согласно Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 122 экипажи морских судов независимо от видов флота обеспечиваются судовладельцем бесплатным рационом питания. Рацион питания предоставляется членам экипажей, находящихся на судах в период их эксплуатации, включая ходовое время и время стоянки в порту, а также во время ремонтных работ, осуществляемых членами экипажа судна.

Исходя из вышесказанного Министерство финансов РФ считает выплаты в иностранной валюте, выданные членам экипажа судов взамен суточных, надбавкой (доплатой) к заработной плате за особые условия труда, а также указывает, что к указанным выплатам не применяется пп. 2 п. 1 ст. 238 НК и, следовательно, данные выплаты подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Заметим, что изложенные доводы находили отражение в практике судов. Например, по заявлению ООО "Рыбоколхоз "Приморский промысловик" о признании недействительным решения ИМНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока N 170/1 в части раздела "Налог на доходы физических лиц" с выплат взамен суточных Арбитражный суд Приморского края 24 декабря 2003 г. удовлетворил требования заявителя, хотя доводы налоговой службы в целом совпадали с позицией, изложенной в Письме Минфина России от 21 декабря 2004 г.

При рассмотрении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 25 апреля 2005 г. по делу N А73-2456/2005-19 и Постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 17 августа 2005 г. по тому же делу Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 4 апреля 2006 г. N 13704/05 указал на противоречивость позиции Министерства финансов РФ и наличие неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, содержащихся в пп. 2 п. 1 ст. 238 НК, которые в силу п. 7 ст. 3 НК должны толковаться в пользу налогоплательщика, поэтому заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю оставлено без удовлетворения .

Отметим, что в целом аналогичные постановления были приняты ФАС Северо-Кавказского округа , Северо-Западного округа , Дальневосточного округа .

Позиция арбитражных судов не нашла поддержки в Минфине России, в связи с чем в Высший Арбитражный Суд РФ было направлено Письмо от 11 сентября 2006 г. N 03-05-01-07/41 (Письмо ФНС России от 29 сентября 2006 г. N ГВ-6-05/968@). Так, по мнению Минфина России, выплаты иностранной валюты взамен суточных не соответствуют определению компенсации, содержащемуся в ст. 164 ТК РФ, так как члены экипажа судна не несут расходов, связанных с нахождением в плавании, в том числе дополнительных расходов на оплату питания. Минфин России по существу повторил, что данные выплаты являются надбавкой (доплатой) к заработной плате за особый режим и условия труда в море в зависимости от квалификации работника и сложности выполняемой работы. Соответственно, к вышеуказанным выплатам не может применяться ст. 238 НК РФ, а значит, они подлежат налогообложению ЕСН в общеустановленном порядке. Аналогично рассматривается и вопрос уплаты налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем, несмотря на позицию арбитражных судов, налоговые органы продолжают настаивать на уплате единого социального налога с выплат иностранной валюты взамен суточных, выплачиваемой морякам, хотя некоторые авторы и соглашаются с компенсационным характером выплат .

Барсукова В.Н. О едином социальном налоге // Налоговый вестник. 2005. N 1.

Следует отметить, что на признании доплатой выплат морякам иностранной валюты взамен суточных настаивают не только налоговые органы. Так, неоднозначно следует оценить решение мирового судьи Ленинградского района Калининграда О. Ваисовой о взыскании алиментов с выплат в иностранной валюте членам экипажей судов загранплавания морского флота российских судоходных компаний, производимых в качестве суточных и пайковых, которые в решении признаны доплатами к окладам на основании Распоряжения Правительства РФ от 1 июня 1994 г. N 819-р .

Стулов И. Налоговые последствия // Известия. 2003. 18 апреля.

Действительно, в период плавания моряки должны получать бесплатное питание, поэтому доводы налоговых органов отчасти основываются на буквальном толковании норм трудового законодательства. Однако сама природа суточных выплат как морякам, так и иным категориям работников означает не буквальное возмещение расходов, а компенсацию иной правовой природы. Если следовать логике налоговых органов, то все выплаты суточных необходимо отнести к доплатам, поскольку в период командировки за каждым работником сохраняется не только рабочее место, но и заработная плата, поэтому не имеет существенного значения, где работник затратит средства на питание - находясь в командировке или дома (за исключением командировок за границу, когда возможна значительная разница в стоимости продуктов). По нашему мнению, легальное определение суточных, данное в ст. 168 ТК РФ, а именно как дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства, не соответствует характеру этой выплаты. Суточные выплачиваются не с целью компенсации фактических расходов, а, как справедливо сказано в указанном решении Арбитражного Суда Приморского края, возмещения дополнительных расходов, связанных с выполнением трудовых обязанностей и проживанием вне места постоянного проживания, вдали от дома и семьи. Иными словами, компенсируются лишения, которые испытывает работник, а не затраченные средства. Приравнивание их к доплатам необоснованно хотя бы потому, что суточные рассчитываются за каждый день пребывания работника вне места постоянного проживания. Доплата же не должна определяться подобным образом.

Переход к общемировой практике оплаты труда работников с разъездным характером работы невыгоден как для работников, так и для работодателей. Если сразу включить в размер заработной платы морякам суточные выплаты, как, например, предлагает Н. Суханов, председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков, поддерживая позицию налоговых органов, то на сегодняшний день будет непросто убедить судовладельцев предусмотреть в Отраслевом соглашении низшую ставку для моряка 817 долларов.

Помимо этого, установление базовой ставки и упразднение компенсационных выплат на практике вызовет следующую проблему: как оплачивать труд моряка при нахождении в порту приписки в период отстоя судна или простоя? Гарантированность заработной платы в это время приведет к существенному повышению уровня оплаты в одной отрасли хозяйства над другими. Действительно, очень немногие работники, особенно в южных областях России, получают заработную плату в таком размере.

Для обоснования особого значения суточных выплат приведем следующие примеры. Верховный Суд РФ оставил без удовлетворения заявление ЗАО "Баренцморепродукт" о признании недействующим указанного ранее Распоряжения Правительства РФ от 1 июня 1994 г. N 819-р . Заявитель настаивал, что работа экипажей судов заграничного плавания ничем не отличается от работы на судах внутреннего плавания, а предусмотренная оспариваемым распоряжением дополнительная выплата в валюте ставит их в более выгодное положение перед членами экипажей иных судов, что, по сути, является дискриминацией. Верховный Суд указал, что установление выплаты иностранной валюты вызвано особыми условиями пребывания моряков за пределами РФ по сравнению с членами экипажей судов внутреннего плавания.

Бюллетень ВС РФ. 2005. N 11.

Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении жалобы о признании недействительным распоряжения Правительства РФ N 1944-р, в соответствии с которым личному составу экипажей российских самолетов, выполняющих международные рейсы, производится выплата иностранной валюты в порядке, предусмотренном для работников, выезжающих в краткосрочные командировки за границу . При этом не было принято во внимание указание заявителя о том, что труд членов экипажей носит разъездной характер, отклоняется от нормальных условий труда и согласно ст. 149 ТК РФ оплачивается в повышенном размере, а установление выплат в иностранной валюте ничем не обусловлено, поскольку экипажи воздушных судов находятся на территории других государств ограниченное время - 1 - 2 часа и не имеют возможности покинуть режимную зону аэропорта, а значит, не несут расходов. Заметим, что при разрешении жалобы Верховный Суд придерживался формальной позиции и не давал правовой оценки дополнительным выплатам, а лишь подтвердил правомочия Правительства устанавливать их размеры на федеральном уровне.

Решение Верховного Суда РФ от 20 июня 2002 г. N ГКПИ 2002-476.

Действительно, выплаты иностранной валюты взамен суточных лишь морякам и летчикам, выполняющим международные рейсы, недостаточно справедливы. Думается, что работникам, не покидающим пределы РФ, также должно быть предоставлено право на получение соответствующих компенсаций, поскольку продолжительность морского и воздушных путей в России весьма значительна: рейс из Петропавловска-Камчатского во Владивосток более продолжителен, чем из Санкт-Петербурга в Хельсинки, и осуществляется в более тяжелых природно-климатических условиях для моряка, однако в первом случае компенсация не предусмотрена. Несправедливость этого положения очевидна. Представляется, что суточные следует выплачивать всем морякам и летчикам за период рейса. Если размер выплаты должен быть одинаковым, то порядок необходимо различать: в период заграничных рейсов следует выплачивать компенсацию в иностранной валюте, а за время плавания (полета) по территории РФ - в национальной.

Суточные выплаты, являясь компенсацией, носят личный характер. Очевидно, что при задолженности по суточным эти выплаты не должны быть выплачены наследникам. В качестве аналогии здесь можно привести компенсацию морального вреда.

Таким образом, выплату иностранной валюты взамен суточных следует признать компенсацией и предусмотреть обязательность выплаты независимо от района рейса. Представляется, что указанное положение должно быть предусмотрено не в рекомендациях Правительства, т.е. в документе не являющемся нормативным правовым актом, а в постановлении. Кроме того, целесообразно в ТК РФ прямо предусмотреть недопустимость удержаний из компенсационных выплат, что ранее было указано в ст. 126 Кодекса законов о труде РФ, для этого ч. 4 ст. 138 ТК РФ необходимо изложить в следующей редакции: "Не допускаются удержания из компенсационных и иных выплат, на которые согласно законодательству не обращается взыскание".

кафедры трудового права

Академии труда и социальных отношений

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Работник компании, отправляясь в командировку, получает компенсацию командировочных расходов — проживания и стоимости поездки, связи, оформления виз и других расходов. При этом во время командировки он продолжает получать зарплату: она рассчитывается, исходя из среднего заработка. Также сотрудник еще до поездки получает суточные (ч. 1 ст. 168 ТК РФ) на каждый день командировки.

Определение суточных

Официальная трактовка понятия “суточные” есть в определении Верховного суда РФ от 26.04.2005 № КАС 05-151. Суточные — денежные средства, необходимые для выполнения работы и проживания сотрудника в месте выполнения служебного поручения.

Согласно определению Верховного суда, работнику положены суточные при выполнении задания не на постоянном месте работы и когда он вынужден при этом жить вне постоянного места жительства.

На практике сотрудник часто получает суточные только в случае, если командировка продлилась больше дня, и он переночевал вне дома. Однако, в постановлении Верховного Суда от 11.09.2012 № 4357/12 сказано, что количество времени в командировке не связано с начислением суточных. Суд разрешил предприятиям выплачивать средства сотруднику, если он уезжал в командировку менее, чем на сутки, так как это является возмещением его расходов, а не получением выгоды. Кроме того, согласно положению № 749, суточные не зависят от расходов командированного сотрудника на жилье и проезд.

Для подтверждения расходов на суточные оформляйте расчет суточных бухгалтерской справкой.

Суточные по-новому

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, командировочных, пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС.

Лимита по суточным не существует, компании могут устанавливать любой размер, оговорив ее во внутренних документах. Малые предприятия часто ограничивают суточные 700 рублями, потому что эта сумма не облагается НДФЛ (п.3 ст. 217 НК РФ). Если суточные больше, то с суммы превышения придется удержать НДФЛ. Для загранкомандировок не облагаемый лимит суточных — 2 500 рублей.

Пример. Сотрудник был в командировке 3 дня и получал суточные в размере 1000 рублей. За дни командировки он получил 3 000 рублей. Не облагаются взносами и НДФЛ только 3 * 700 = 2 100 рублей, а с разницы 3 000 — 2 100 = 900 рублей нужно удержать НДФЛ и заплатить страховые взносы.

Удержание НДФЛ и уплата взносов с суточных


Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ, исчислять и удерживать НДФЛ нужно на ближайшую дату выплаты работнику денежного дохода. Перед этим руководство должно утвердить авансовый отчет (согласно письму Минфина России от 14.01.2013 № 03-04-06/4-5). Это связано с тем, что сотрудник еще до авансового отчета может недоиспользовать в деловой поездке выделенные ему средства: излишек сотрудник обязан вернуть. Обратная ситуация: работник превысил выделенную сумму (например, из-за задержки по рабочим моментам или просто перерасходовал).

Деньги, которые выделяются командированному сотруднику под отчет, не считаются экономической выгодой до возвращения сотрудника из деловой поездки и последующего утверждения авансового отчета. Сотрудник должен до расчета предоставить документы о времени командировки и прикрепить чеки, объясняющие траты.

Взносы с превышающих сумм уплатить необходимо до 15 числа следующего месяца (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ) .

Доказательство деловой цели поездки

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, командировочных, пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС.

В 2015 году изменился перечень документов подтверждающих деловой характер командировки. Теперь не нужны:

  • Командировочное удостоверение;
  • Служебное задание;
  • Отчет о выполнении служебного задания;

Компания в праве самостоятельно определить документ, в котором описывается деловая часть поездки. Главную цель сотрудника на командировку можно прописать в приказе о командировке, который составляется по форме №T-9, также не запрещается формировать собственные бланки согласно внутренним нормам компании.

Вы можете потребовать письменный отчет от сотрудника по результатам поездки, если такое право прописано во внутренней документации фирмы. В этом случае ознакомьте сотрудников с этим с локальным актом.

Чтобы подтвердить срок нахождения в деловой поездке, сотрудник обязан предоставить документы с датами проезда (билет на поезд, посадочные талоны в самолет и т п.). В случае, если сотрудник ездил в командировку на своем или служебном транспорте, ему необходима служебная записка (п. 7 постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749).

Как подтвердить расходы в командировке

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, командировочных, пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС.

Согласно постановлению правительства РФ от 29 июля 2015 года № 771, фактическое время, которое сотрудник был в командировке, определяется исходя из предоставленных сотрудником проездных документов.

В случае, если проездной документ был утерян, бухгалтерия в праве отказать в компенсации его стоимости.

Пример: Сотрудник компании утерял посадочный талон на самолет. Он летал в деловую командировку на двое суток, оплачивал билет из своих денег в расчете на компенсацию. Бухгалтерия ем отказала поначалу в выплате, так как у него не было на руках документа, подтверждающего, что полет был. В итоге сотруднику пришлось ехать в аэропорт, чтобы запрашивать документы. подтверждающие его полет.

Сотрудникам, которые отправляются в командировку на транспорте (личном, рабочем или взятым в аренду), также полагаются компенсации. Для них командировочными документами будут являться путевые листы, квитанции об оплате, счета, чеки и т п.

Возврат компенсации при отмене командировки и форс-мажоре

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты, командировочных, пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС.

В случае, если запланированная командировка отменилась, сотрудник может получить деньги за неиспользованные билеты. Также можно получить возврат сумму, потраченную на получение визы кроме уплаченной пошлины.

Стоит учитывать, что при возврате билетов авиакомпания в большинстве случаев возвращает лишь часть их стоимости (особенно на дешевых тарифах). При этом разницу в уплаченной и возвращенной суммой обычно обосновывают как штраф за нарушение прав перевозки.

Если в самой командировке случался форс-мажор (непогода, наводнение, поломка самолета и т п.) и сотрудник не может вернуться вовремя домой, то компания должна обеспечить его суточными и оплатить необходимое проживание. При этом сотруднику необходимо в командировочном документе (удостоверении) поставить штамп/отметку с реальной датой отъезда. Если командировочный документ не предусмотрен учетной политикой организации, то документом, подтверждающим факт задержки сотрудника не по его вине может служить справка из аэропорта об отмене или задержке рейса.

Документы не по форме: что делать?

В отличие от официальных и стандартных авиа- и железнодорожных билетов, гостиницы не всегда предоставляют постояльцам требуемые документы о проживании, ограничиваясь приходными кассовыми ордерами или рукописными квитанциями.

Согласно законодательству, гостиницы не обязаны выдавать постояльцу бланк строгой отчетности. Установлена специальная гостиничная форма № 3-Г: если гостиница ее использует, то ККМ ей не нужна. И то и другой документ ваша бухгалтерия формально должна принять как доказательство проживания.

Чтобы предотвратить возможные разногласия со стойкими работниками бухгалтерии, лучше перед бронированием позвонить в гостиницу и уточнить, какие документы, подтверждающие проживание, они смогут предоставить.

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Длительная командировка и вахта, на первый взгляд, очень похожи, так что некоторые работодатели по ошибке их путают. На самом деле, различий вахтового метода работы и служебной поездки много, а подмена понятий может привести к юридической ответственности компании. В статье разберёмся, какие особенности есть в положении вахтовиков и командированных, и что выгоднее для работодателя.

Понятия вахты и командировки

Вахтовый метод работы подразумевает выполнение должностных обязанностей за пределами постоянного места проживания, когда ежедневное возвращение домой невозможно.

Обычно это поездки в особенно отдалённые места, районы с особыми природными условиями, где основная цель сотрудника — производительная деятельность, строительство или реконструкция объектов (ст. 297 ТК РФ).

На вахте сотрудники часто живут в вахтовых посёлках, построенных специально для выполнения работы в определённом районе, или в общежитиях. Обеспечить инфраструктуру для жизни на новом месте обязан работодатель.

Командировка же — это единичная поездка для выполнения конкретного служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ). Такая поездка рассчитана на небольшой срок и подразумевает возвращение на основное место работы.

Если вкратце, вахта — это постоянная форма работы, командировка — поездка для исполнения единичного поручения.

Оплата труда

Вахта и командировка дают сотруднику разные гарантии.

Командированный работник получает зарплату из расчёта среднего заработка, а также ему возмещаются все вынужденные расходы. Сохранение должности и места работы тоже гарантируется законом. За каждый день, проведённый в другом городе, ему полагаются суточные (ст. 167—168 ТК РФ).

Вахтовики получают установленную заработную плату — за выполнение должностных обязанностей и за время, проведённое в пути к месту работу. Кроме того, сотрудникам полагается надбавка. Её размер устанавливается договором или нормативным актом с учётом норм профсоюза.

Для тех, кто едет на вахту в районы Крайнего Севера, надбавки больше — они зависят от районного коэффициента. Ещё работникам гарантируется дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 302 ТК РФ).

Для сотрудника вахтовый метод работы выгоднее с точки зрения оплаты труда, особенно если нужно поехать в особо отдалённые районы страны.

Продолжительность поездки

По закону вахта должна быть не дольше месяца. Работодатель с согласия профсоюза может увеличить срок до трёх месяцев. При этом ежедневная смена не может быть длиннее 12 часов.

Для командировки, напротив, максимальный срок не определён — она не может быть бессрочной, но чёткого ограничения нет. Важно помнить, что как только сотрудник выполнит служебное поручение, ему лучше вернуться на основное место работы.

Если поездка затянется, трудовая инспекция может посчитать это переводом в другой город, который замаскировали под командировку.

Такая подмена — серьёзное нарушение, за которое как минимум придётся заплатить штраф. В худшем случае суд может временно остановить деятельность юридического лица.

Налогообложение

Ещё одно отличие командировки от вахты — в налоговой сфере.

Зарплатные налоги (НДФЛ, взносы на страхование и др.) начисляются на средний заработок в командировке и на зарплату во время вахты одинаково.

Но суточные и надбавки для вахтовиков облагаются налогами по-разному. Суточные налогообложению не подлежат, если они не выше 700 рублей в день на территории России и не выше 2 500 за границей (ст. 217 НК РФ). Для надбавок к зарплате на вахте ограничений нет — налоги на них в любом случае платить не нужно.

Из-за этого небольшого отличия при необходимости сотрудники налоговой службы могут изменить статус долговременной командировки на вахтовую работу.

В итоге

Когда у сотрудника есть только одно поручение или задача, после выполнения которой можно вернуться домой, оформляйте командировку.

Помните, что неверное решение о методе работы может повлечь проблемы с трудовой и налоговой инспекцией, поэтому важно ещё в начале проекта определить, как будут работать сотрудники.

Похожие статьи

Как оформить командировку, чтобы не иметь проблем с налоговой

Расскажем, какие документы нужно оформить до и после командировки, чтобы у компании не было проблем с налоговой. Налоговый инспектор предъявит претензии, если работодатель неправильно рассчитал налог на прибыль, не удержал НДФЛ и не начислил взносы, когда это требовалось. Налоги и взносы доначислят, а еще придется платить пени и штрафы. Размер этих выплат зависит от того, […]

Как получить бонусы в отеле, если вы часто ездите в командировки

Какие бывают программы лояльности, как получить отельные баллы и сколько нужно возмещать сотруднику, если в командировке он расплатился бонусами

Читайте также: