Какие позиции не относятся к обеспечению национальной безопасности рф национальная оборона

Обновлено: 25.06.2024

Национальной безопасностью России является защищённость Российской Федерации, её населения и территорий от разнообразных угроз и опасностей, а также обеспечение потенциала развития Российской Федерации на продолжительный срок. Национальная безопасность РФ является составным элементом системы её национальных интересов.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации посредством совместной нацеленной деятельности общественных и государственных институтов, а также населения, принимающего участие в выявлении и превенции разнообразных угроз безопасности граждан, государства и общества и в деятельности по противодействию им, является непременным и обязательным условием эффективной защиты национальных интересов Российской Федерации.

Ключевой фигурой при формировании политики в области национальной безопасности в Российском государстве является президент, подчиняющий себе все вооруженные силы и силовые ведомства, при поддержке консультационного органа, называемого Советом безопасности.

Основные направления, цель и задачи национальной безопасности РФ

Основные направления деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности России:

  • всестороннее прогнозирование и объективный анализ угроз национальной безопасности во всех без исключения областях;
  • выделение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, разработка комплексных мер и механизмов по обеспечению национальной безопасности в области экономики, внутренней и внешней политики, безопасности и правопорядка в обществе, обороны, в духовной, информационной сферах и иных областях;
  • организация работы представительных (законодательных) и исполнительных органов власти государства в Российской Федерации по осуществлению комплексных мер, которые направлены на превенцию или послабление угроз национальным интересам;
  • поддержка на требуемом уровне мобилизационных и стратегических государственных ресурсов.

Готовые работы на аналогичную тему

Главная цель обеспечения национальной безопасности России заключается в создании и поддержании определенного политического, экономического, военно-стратегического и международного положения государства, которое бы позволяло создать благоприятные условия для развития общества, государства и личности, а так же исключило бы опасность ослабления значения и роли Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать собственные национальные интересы на международной сцене.

Главнейшими задачами по обеспечению национальной безопасности РФ являются:

  • поднятие государственной экономической сферы, произведение социально ориентированного и независимого экономического курса;
  • усовершенствование законодательной базы Российской Федерации, закрепление правового порядка, социальной, политической стабильности общества, государственности России, федерализма и местного самоуправления;
  • образование гармоничных межнациональных взаимоотношений;
  • обеспечение безопасности России на международной арене посредством наладки равного партнерства с лидирующими мировыми государствами;
  • закрепление государственной безопасности в информационной и оборонной сферах;
  • обеспечение жизнедеятельности населения в безопасном и чистом в экологическом плане мире.

Принципы и система национальной безопасности РФ

Главными принципами по обеспечению национальной безопасности России являются:

  • неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ при реализации деятельности обеспечения национальной безопасности;
  • взаимосвязь, единство и сбалансированность комплекса видов безопасности, изменение их приоритетностей, зависимо от ситуационных обстоятельств;
  • приоритет экономических, информационных, политических мер по обеспечению национальной безопасности;
  • реальность, при учете существующих сил, ресурсов, и средств, выдвигаемых задач;
  • соблюдение международного законодательства и российских законов при реализации мер принудительного характера, в их числе с применением военной силы;
  • лияние центрального управления средствами и силами по обеспечению безопасности с отдачей, по соответствию с федеративной устроенностью России части, группы полномочий в данной сфере органом власти субъектов РФ и органам МСУ.

Система обеспечения национальной безопасности России создается, получает развитие в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, распоряжениями и указами Президента РФ, решениями Совета Безопасности в РФ, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, федеральными программными документами в данной сфере.

Основа системы обеспечения национальной безопасности РФ состоит из органов, средств и сил по обеспечению национальной безопасности, которые осуществляют меры правового, политического, экономического, организационного, экономического, военного и другого характера, направляемые на обеспечение безопасности общества, государства, личности.

Полномочия сил и органовв обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их структурная схема и состав определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается формирование сил и органов обеспечения национальной безопасности РФ, которые не устанавливаются федеральными законами, а также использование противозаконных средств в обеспечении национальной безопасности.

Особенная значимость в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации состоит в организованности системы приготовления и утверждения упреждающих решений в области защиты в области национальных интересов государства.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тест для обобщения знаний по теме "Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства" к учебнику Ким С.В., Горского В.А. "Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 класс"

Список вопросов теста

Вопрос 1

Закон Российской Федерации, который является основой разработки всех остальных законов государства - это.

Вопрос 2

Полная гражданская ответственность, согласно Конституции РФ наступает с . лет!

Вопрос 3

Граждане Российской Федерации имеют право:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ
  • на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций
  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ
  • в соотвествии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Вопрос 4

… является одним из основных приоритетов государственной политики России в обеспечении национальной безопасности государства

  • национальная безопасность
  • национальная оборона
  • национальный интерес
Вопрос 5

К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

  • террористическая угроза
  • угроза распространения наркотических веществ
  • угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации
  • угроза физическому здоровью нации
Вопрос 6

Военная доктрина РФ это:

  • официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной опасности, использованию Вооруженных Сил и других войск РФ для защиты интересов государства
  • система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности
  • особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации
Вопрос 7

Военная доктрина РФ носит:

  • оборонительный характер;
  • наступательный характер;
  • промежуточный характер
Вопрос 8

К угрозам национальной безопасности относятся все, кроме:

  • распространение оружия массового поражения;
  • истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации;
  • расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ или ее союзников;
  • угроза физическому здоровью нации.
Вопрос 9

В каком документе сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации?

Вопрос 10

. - это состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений (политического или территориального спора), которое может привести к возникновению военной угрозы (военного конфликта, военных действий, воору жённого насилия).

Вопрос 11

Конфликт — это.

  • форма решения спорных вопро­сов между противоборствующими сторонами с применением во­енной силы на межгосударственном уровне (внешний военный конфликт) и внутри государства (внутренний военный кон­фликт). ​​​​​​​
  • форма согласования между противоборствующими сторонами без применения во­енной силы на межгосударственном уровне (внешний военный конфликт) и внутри государства (внутренний военный кон­фликт).
  • решения спорных вопро­сов между противоборствующими сторонами без применения во­енной силы на межгосударственном уровне (внешний военный конфликт) и внутри государства (внутренний военный кон­фликт).
Вопрос 12

Военная политика государства — это.

  • деятельность струк­тур управления государством по организации национальной обороны. обеспечению национальной безопасности с целью защиты национальной обороны.
  • деятельность струк­тур управления государством по организации гражданской обороны. обеспечению безопасности с целью защиты гражданской обороны.
  • деятельность струк­тур управления вооруженными силами по организации обороны государственной границы, обеспечению национальной безопасности с целью защиты национальной обороны.
Вопрос 13

Международный терроризм —

  • угроза национальной безопасности любого государства.
  • угроза государственной безопасности любой страны
  • угроза экономической безопасности государства.
Вопрос 14

Стратегия терроризма —

  • устрашение населения противоправными насильственными дей­ствиями.
  • воздействие на население правовыми не насильственными дей­ствиями.
  • устрашение населения противоправными не насильственными дей­ствиями.
Вопрос 15

Что такое экстремизм?

  • социальное явление, выражение агрессивной позиции отдельных людей или групп, нарушающее интересы и безопас­ность общества и государства
  • политическое явление, выражение агрессивной позиции отдельных людей или групп, нарушающее интересы и безопас­ность общества и государства
  • религиозное явление, выражение агрессивной позиции отдельных людей или групп, нарушающее интересы и безопас­ность общества и государства
Вопрос 16
  • крайнее проявление экстремизма.
  • чрезмерное проявление насилия
  • проявление насилия к населению.
Вопрос 17
  • политический:
  • религиозный:
  • криминальный:
  • Все ответы верны.
Вопрос 18

. -это опасное негативное социальное явление,представляющее собой совокупность антиобщественных деяний, обусловленных зависимостью организма человека от регулярного употребления наркотических средств (наркоманией); незаконный оборот наркотических средств

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации путем со­вместной целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупре­ждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им, является обязательным и непременным условием эф­фективной защиты национальных интересов России.

Основными направлениями деятельности государства и общества по обес­печению национальной безопасности Российской Федерации являются:

- объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз нацио­нальной безопасности во всех сферах;

- определение критериев национальной безопасности и их пороговых зна­чений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, обще­ственной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной, ду­ховной сферах и др. сферах;

- организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализа­ции комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

- поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизацион­ных ресурсов государства.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Фе­дерации является создание и поддержание такого экономического, политиче­ского, международного и военно-стратегического положения страны, кото­рое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключало опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности госу­дарства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Важнейшими задачами обеспечения национальной безопасности Россий­ской Федерации являются:

- подъем экономики страны, проведение независимого и социально ори­ентированного экономического курса;

- совершенствование законодательства Российской Федерации, укрепле­ние правопорядка и социально-политической стабильности общества, рос­сийской государственности, федерализма и местного самоуправления;

- формирование гармоничных межнациональных отношений;

- обеспечение международной безопасности России путем налаживания равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

- укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

- обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Основными принципами обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации являются:

- соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

- единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

- приоритетность политических, экономических, информационных мер обеспечения национальной безопасности;

- реальность (с учетом имеющихся ресурсов, сил и средств) выдвигаемых задач;

- соблюдение норм международного права и российских законов при осу­ществлении мер принудительного характера (в том числе с использованием военной силы);

- сочетание централизованного управления силами и средствами обеспе­чения безопасности с передачей в соответствии с федеративным устройством России части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Феде­рации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями Совета Безопасности Российской Фе­дерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организа­ционного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.




Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации, их состав и структура определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федера­ции, не установленных федеральными законами, а также применение проти­воправных средств обеспечения национальной безопасности.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждаю­щих решений по защите национальных интересов страны.

В определении и реализации политики обеспечения национальной безопасно­сти Российской Федерации участвуют:

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конститу­ционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безо­пасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности; вы­ступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам нацио­нальной безопасности;

Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Рос­сийской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации и с учетом Концепции национальной безопасности Российской Федерации формируют законодательную базу в этой сфере; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения национальной безопасности, применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области национальной безопасности;

Правительство Российской Федерации - обеспечивает реализацию Кон­цепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности; осуществляет меры по обеспечению финан­совыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности Российской Федерации; руководит деятельностью подведом­ственных ему федеральных органов исполнительной власти и в пределах переданных ему полномочий координирует деятельность органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации;

Совет Безопасности Российской Федерации — рассматривает стратегиче­ские проблемы внутренней, внешней и военной политики Российской Феде­рации, вопросы обеспечения безопасности в экономической, общественной, оборонной, пограничной, информационной, экологической и иных сферах, вопросы охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения межнациональных и социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций и пре­одоления их последствий, обеспечения общественного согласия, законности и правопорядка; подготавливает рекомендации и предложения по разработке Концепции национальной безопасности Российской Федерации, по осуще­ствлению стратегии и текущей политики обеспечения национальной безо­пасности; координирует деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации по разработке стратегии в области внут­ренней, внешней и военной политики, военно - технического сотрудничества и информационной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации стратегии и текущей политики в этих областях.

Совет Безопасности Российской Федерации ответствен перед Президен­том Российской Федерации за своевременное выявление угроз националь­ной безопасности Российской Федерации, за подготовку оперативных реше­ний по предотвращению чрезвычайных ситуаций и разработку основных на­правлений стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

- федеральные органы исполнительной власти - обеспечивают соблюде­ние законодательства Российской Федерации, выполнение решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Со­вета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ, планов ц директив в области обеспечения национальной безопасности Российской федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты по обеспечению национальной безопасности и представляют их в Совет Безопасности Российской Федерации;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выпол­нения решений Президента Российской Федерации, Правительства Россий­ской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федераль­ных программ и планов в области обеспечения национальной безопасности;

- совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы государственной власти предложения по совершенствованию обес­печения национальной безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Рос­сийской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, федераль­ные органы государственной власти, органы государственной власти субъ­ектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в пределах своих полномочий и согласовывают усилия в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В случае возникновения непосредственной угрозы национальной безо­пасности Российской Федерации необходимые предложения для принятия решений вырабатывает Совет Безопасности Российской Федерации.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается пре­жде всего военной организацией государства, которая представляет совокуп­ность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совме­стная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

- сочетание твердого централизованного руководства военной организа­цией государства с гражданским контролем ее деятельности;

- эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и класси­фикация военных угроз, адекватность реагирования на них;

- достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения во­енной безопасности, их рациональное использование;

- соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной ор­ганизации государства потребностям военной безопасности;

- ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безо­пасности других стран.

Основой военной организации государства являются Вооруженные силы Российской Федерации.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Воо­руженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть струк­турированы по четырем основным направлениям:

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Фе­дерации.

Документ по содержанию хороший, вопрос в его реализации.

На прошлой неделе "Катехон" информировал читателей о выходе новой Стратегии национальной безопасности России, которая была подписана президентом 2 июля 2021 года. В данной публикации мы дадим более расширенный анализ этого документа. Тем более что в интернете были распространены неадекватные комментарии по данной Стратегии, где цитаты были вырваны из контекста. С другой стороны, выход документа был негативно встречен представителями либеральной группы, которые увидели в нём некий мобилизационный ресурс государственников.

В общих положениях отмечается, что

только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России.

Именно для этого и необходимо реализовать совокупность приоритетов, чтобы одновременно нейтрализовать внутренние и внешние угрозы, а также создать условия для достижения поставленных целей.

Подобная формулировка сочетает несколько тезисов – установку на дальнейшее строительство крепкого и социально ориентированного государства, которое может стать образом желаемого будущего не только для граждан России, но и являться привлекательной концепцией для внешних сил.

Термин "сильная держава" явно отражает коррекцию терминологического аппарата, который используют в администрации президента и силовых ведомствах. 20 лет назад при использовании такого словооборота поднялся бы крик пятой колонны из либерал-демократов, да и коллективный Запад начал бы поучать, как правильно обозначать национальные приоритеты. Сейчас ситуация явно иная. И наряду с хрупкими и несостоявшимися державами, сильные государства – это действительность мировой политики.

Национальные интересы России определены как объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасном и устойчивом развитии. Очевидно, что имеется в виду не то "устойчивое развитие", которое упоминалось в документе ООН "Цели тысячелетия", оставшемся фактически нереализованным по причине своего утопизма, а некие рамки, заданные культурно-историческими реалиями и текущими геополитическими процессами.

Во второй части говорится о том, что сейчас в мире идёт период трансформации.

Увеличение количества центров мирового экономического и политического развития, укрепление позиций новых глобальных и региональных стран-лидеров приводят к изменению структуры мирового порядка, формированию новых архитектуры, правил и принципов мироустройства". Хотя напрямую не сказано о развертывании многополярности, это очевидно подразумевается. И далее сказано о роли коллективного Запада. "Стремление стран Запада сохранить свою гегемонию, кризис современных моделей и инструментов экономического развития, усиление диспропорций в развитии государств, повышение уровня социального неравенства, стремление транснациональных корпораций ограничить роль государства сопровождаются обострением внутриполитических проблем, усилением межгосударственных противоречий, ослаблением влияния международных институтов и снижением эффективности системы глобальной безопасности.

Важный тезис о попытках Запада сохранить собственную гегемонию. Даже не доминирование, которое осуществляется военно-политическими средствами, а гегемонию, которая имеет более утончённую и менее открытую структуру с разветвлённой сетью влияния через культурные установки, экономическое сотрудничество и научно-интеллектуальное моделирование. Упоминание кризиса в одном предложении с гегемонией показывает необходимость преодоления сценариев упадка через выработку новых альтернативных моделей, от политических теорий до научно-философских концепций.

С другой стороны, можно задаться вопросом: насколько эффективна была система глобальной безопасности ранее? Со времени распада СССР и даже чуть ранее нет каких-то признаков эффективности упомянутой системы. Кризис в Югославии и сепаратизм албанцев, захвативших Косово и Метохию, нерешённые вопросы Палестины, Кашмира и Западной Сахары наряду с чередой цветных революций и американской оккупацией Афганистана и Ирака, наконец, государственный переворот на Украине и появление ИГИЛ (организация запрещена в России) – этих прецедентов вполне достаточно, чтобы усомниться в действенности системы глобальной безопасности за последние 30 лет.

Также сказано, что

Российская Федерация продемонстрировала всему миру свою экономическую устойчивость и доказала способность противостоять внешнему санкционному давлению.

Переводя этот тезис на простой язык, говорится, что Россия выдержала текущий эпизод войны иными средствами. Для того чтобы выдержать следующий эпизод, и принимаются меры, упомянутые далее, –

продолжается работа по снижению зависимости от импорта в ключевых отраслях экономики. принимаются комплексные меры, направленные на преодоление негативных демографических тенденций и решение системных проблем в области здравоохранения, на снижение уровня бедности и расслоения общества по уровню доходов, на улучшение состояния окружающей среды. развитие научного потенциала, повышение качества и доступности образования.

В документе говорится о необходимости учитывать долгосрочные тенденции мирового развития.

Среди угроз отмечаются попытки ограничить доступ российских компаний к экспортным рынкам, сдерживание развития отечественной промышленности, установление контроля над транспортными маршрутами и воспрепятствование освоению Россией Арктики.

Иными словами, здесь опять мы видим геополитический инструментарий – эти угрозы напрямую связаны с проекцией на пространство, ресурсами и экономической мощью.

Упоминается опасность перерастания конфликтов в локальные и региональные войны, в том числе с участием ядерных держав.

Космическое и информационное пространства осваиваются как новые сферы ведения военных действий". В отношении России применяются двойные стандарты с целью изолирования на международной арене. Также проводятся информационные кампании, направленные против России. "Ограничивается использование русского языка, запрещается деятельность российских средств массовой информации.

Продолжаются попытки установления долговременной нестабильности внутри страны, протестные движения инспирируются извне.

Проблемы перечислены многочисленные, но одним их перечислением вопрос не решить. Явно, что нужен качественно новый подход, с координацией многочисленных ведомств, институтов и сообществ, внедрением механизмов, направленных не только на сдерживание угроз, но также на их прогнозирование, создание гибких инструментов и опережающих (в каком-то смысле наступательных) стратегий по всему спектру глобальной политики.

. Укрепление суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, защита традиционных духовно-нравственных основ российского общества, обеспечение обороны и безопасности, недопущение вмешательства во внутренние дела Российской Федерации,

– имеют, как отмечается, жизненно важное значение.

Комплексность ещё раз отмечена в том, что ведущая и позитивная роль России в долгосрочной перспективе возможна только при способности обеспечить технологическое лидерство, развивать человеческий потенциал, иметь эффективное государственное управление, инновации в науке и промышленности, надлежащую систему образования, здравоохранения и культуры. В этом же абзаце говорится, что "сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и её открытости миру". То есть речь о евразийской автаркии с упором на аутентичные цивилизационные ориентиры. Насчёт демократии, речь, конечно же о системе преемственности и избирательном праве, а не о подражании западной модели, которая доказала свою несостоятельность как в США, так и в странах ЕС.

Во второй части, п. 23 повторяется тезис о формировании новой архитектуры мироустройства, но уже делается акцент на возможностях для России, а среди конкурентных преимуществ названа и привлекательность системы ценностей, что подчеркивает консервативно-традиционалистскую установку новой Стратегии.

Наконец, в 3 части перечисляются национальные интересы России:

  • сбережение народа, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
  • защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, укрепление обороны;
  • поддержание гражданского мира и согласия, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
  • развитие безопасного информационного пространства, защита общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;
  • устойчивое развитие экономики на новой технологической основе;
  • охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и адаптация к изменениям климата;
  • укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов;
  • поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений.

Конечно, с учётом активной вовлечённости доморощенных западников в финансово-экономический блок, возникает закономерный вопрос о том, как и кто будет развивать экономику на новой технологической основе. Проект "Сколково" оказался довольно провальным по всем показателям, если исходить из национально-ориентированной экономики. Кроме того, многочисленные эффективные менеджеры в различных отраслях за последние годы принесли значительный ущерб экономике России. Показательным случаем является деятельность корпорации "Роскосмос", известной коррупционными скандалами.

Очевидно, что необходимо будет устанавливать чёткие критерии эффективности и качества, чтобы отслеживать, как реализуются меры по обеспечению этих интересов. Технически они осуществляются

за счёт концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации стратегических национальных приоритетов.

Эти приоритеты в целом дублируют национальные интересы.

В четвёртой части Стратегии, посвящённой национальной безопасности, в развёрнутом виде описана реализация национальных приоритетов. Так, для достижения цели сбережения народа и развития человеческого потенциала указано 17 задач, среди которых увеличение реальных доходов, повышение качества социальных услуг, повышение рождаемости и формирование мотивации к многодетности, увеличение продолжительности жизни и профилактика профессиональных заболеваний, повышение мотивации к здоровому образу жизни, повышение качества образования, обучение и воспитание детей и молодёжи на основе традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, улучшение жилищных условий и создание комфортной среды для проживания.

В разделе по обороне прямым текстом говорится о том, что опасности и угрозы исходят, в том числе из-за

наращивания военной инфраструктуры Организации Североатлантического договора вблизи российских границ, активизация разведывательной деятельности. США проводят последовательный курс на отказ от международных обязательств в области контроля над вооружениями. Планируемое размещение американских ракет средней и меньшей дальности в Европе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе формирует угрозу стратегической стабильности и международной безопасности.

Показательно, что США обозначены не только как угроза для России, но и для безопасности всего мира в целом!

Важно также и то, что среди задач, направленных на достижение целей обороны страны, указана

разработка и реализация взаимосвязанных политических, военных, военно-технических, дипломатических, экономических, информационных и иных мер, направленных на предотвращение применения военной силы в отношении России, защиту её суверенитета и территориальной целостности.

А в списке общественных угроз значатся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, но также

попытки использования объективных социально-экономических трудностей в Российской Федерации в целях стимулирования негативных социальных процессов, обострения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, манипулирования в информационной среде.

Это относится к силам как за рубежом, так и внутри страны.

Что касается информационной безопасности, то важным видится объективная оценка и стратегический подход к анализу сложившейся ситуации.

Стремление транснациональных корпораций закрепить своё монопольное положение в сети "Интернет" и контролировать все информационные ресурсы сопровождается введением такими корпорациями (при отсутствии законных оснований и вопреки нормам международного права) цензуры и блокировкой альтернативных интернет-платформ. По политическим причинам пользователям сети "Интернет" навязывается искажённый взгляд на исторические факты, а также на события, происходящие в Российской Федерации и в мире". Также обозначено, что "использование иностранных информационных технологий и оборудования повышает уязвимость российских информационных ресурсов, включая объекты критической информационной инфраструктуры.

Конечно, это выглядит несколько запоздало, поскольку нужно было принимать необходимые меры лет пять-семь тому назад, однако лучше сейчас признать допущенные ранее ошибки и заняться работой над их устранением.

В новой Стратегии уже сказано, что

целью обеспечения информационной безопасности является укрепление суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве.

В экономической части также говорится о необходимости

укрепления финансовой системы Российской Федерации и её суверенитета, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков. преодоление зависимости от третьих стран", но также "сокращение использования доллара США при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Как уже было сказано, поскольку финансово-экономический блок в России в определённой мере контролируют западники-либералы, в реализации этой части можно ожидать саботажа, если не будут сделаны надлежащие кадровые перестановки. Также желательно и введение ответственности за невыполнение важных пунктов Стратегии.

В области защиты традиционных ценностей вполне логично отмечено, что

человечество столкнулось с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.

Перечисляются не только негативные аспекты, которые направлены на базовые нормы, религиозные устои, институты и ценности, но и поставлен вопрос о насаждении чуждых идеалов и ценностей в области образования, науки, культуры, религии, языка и информационной деятельности, которые

приводят к усилению разобщённости и поляризации национальных обществ, разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности.

Если расценивать это объективно, то ликвидировать последствия этих насаждений будет довольно сложно. Если запретить нежелательные организации вроде Института Открытого общества Сороса, который в 90-х годах активно занимался образовательными реформами, в качестве превентивной меры видится приемлемым решением как с позиции технического исполнения, так и в отношении последствий, то есть ряд направлений, которые видятся как тупиковые или потребуют гигантских усилий. Например, как развернуть систему образования вспять от Болонского процесса? Или как заполнить кинематографический сегмент иностранными фильмами надлежащего содержания, убрав голливудскую продукцию? Но в стратегии прямым текстом сказано, что

информационно-психологические диверсии и "вестернизация" культуры усиливают угрозу утраты Российской Федерацией своего культурного суверенитета. Участились попытки фальсификации российской и мировой истории, искажения исторической правды и уничтожения исторической памяти, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфликтов, ослабления государствообразующего народа.

Очевидно, что эти диверсии будут продолжаться, в том числе через культурное воздействие.

В п. 91 Стратегии дано описание традиционных российских духовно-нравственных ценностей:

жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Правда, не упомянуты религиозные конфессии и их роль в истории нашей страны. Православие явно сыграло государствообразующую роль, как и русский народ. Другие традиционные конфессии также неплохо было бы перечислить, чтобы были установлены чёткие критерии и не было иллюзий насчет различных сект и странных обрядов (например, неоязычества), которые иногда выдаются за традиционные ценности.

Наконец, в разделе о стратегической стабильности и международном сотрудничестве среди целей России указаны

создание благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития страны, укрепление национальной безопасности, упрочение позиций Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира.

Опять косвенно сказано о многополярности. Хотя, на наш взгляд, упоминание форматов ЕАЭС, БРИКС, ШОС, ОДКБ и др. – это уже некая данность. Необходима проактивная позиция и по другим направлениям, институциализация многополярности и не-западного подхода в международных отношениях. К этому ещё предстоит прийти, параллельно критически переосмыслив нынешние международные институты западного происхождения. Аналитический центр "Катехон" непосредственно занимается указанными темами.

Материал об истинном смысле происходящего за пределами нашей страны предоставлен Аналитической группой "Катехон".

* "Исламское государство" (ИГИЛ) – террористическая организация, деятельность которой в Российской Федерации запрещена.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Концепция национальной безопасности РФ - система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Эта концепция введена в действие УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ N 24 от 10 января 2000 г.

Под национальной безопасностью РФ понимается - безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти и их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики.

Состояние отечественной экономики, несовершенство государственной власти и гражданского общества, социальная поляризация общества, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных отношений создают широкий спектр угроз национальной безопасности страны.При этом на фоне идущего переустройства мира эти угрозы стали менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности до конца не осознан.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза.Су­щественной подпиткой для террористов, источником их вооружений и по­лем деятельности остаются локальные конфликты.

2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФявляется распространение ОМП. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия могут быть просто катастрофическими.

3. Следующей угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений,причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядер­ного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со сторо­ны ядерных держав, включая ответный удар с использо­ванием стратегических ядерных сил.

5. Пока в мире еще сохраняется угроза стереотипа блокового мышления.

6. Имеется угроза в экономической сфере.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собствен­ности.

Разрушение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Росси­ей передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, возникает технологическая зависимость России от ведущих стран Запада и подрыв оборонного потен­циала государства.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого секто­ра, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники.

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение обще­ства на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граж­дан.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития то­пливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законо­дательной основы природоохранных мероприятий, не использования природосберегающих технологий. Нарастает тенденция исполь­зования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской террито­рии вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации.Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и соци­альной защиты населения, в росте потребления алкого­ля и наркотических веществ.Демографическая ситуация в стране является катастрофической(резкое со­кращение рождаемости, повышение смертности, ухудшение здоровья людей).

11. В междуна­родной сфереугрозы проявляются через попытки некоторых государств, противодейст­вовать укреплению России.

12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений не уменьшилось. Более того, военно-политическая об­становка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

Обеспечение национальной безопасностиРФ достигается со­вместной, целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупре­ждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им.

Основными направлениямидеятельности государства и общества по обес­печению национальной безопасности Российской Федерации являются:

1. Прогнозирование и всесторонний анализ угроз нацио­нальной безопасности во всех сферах;

2. Определение критериев национальной безопасности и их пороговых зна­чений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности во всех сферах;

3. Организация работы органов государственной власти РФ по реализа­ции комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

4. Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизацион­ных ресурсов государства.

Главной цельюобеспечения национальной безопасности РФ является создание и поддержание такого экономического, политиче­ского, международного и военно-стратегического положения страны, кото­рое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества, государства. Исключало опасность ослабления роли и значения РФ как субъекта международного права, подрыва способности госу­дарства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Обеспечение национальной безопасности РФ достигается:

- Подъемом экономики страны, проведением независимого и социально ориентированного экономического курса;

- Совершенствованием законодательства РФ, укрепле­ние правопорядка и социально-политической стабильности общества, государственности, федерализма и местного самоуправления;

- Формированием гармоничных межнациональных отношений;

- Налаживанием равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

- Укреплением безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

- Обеспечением жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Система обеспечения национальной безопасности РФ создается и развивается в соответствии с Конституцией, ФЗ, указами и распоряжениями Президента, решениями СБ РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организа­ционного, экономического, военного ииного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Читайте также: