Кто устанавливает должностной оклад главному бухгалтеру учреждения учредитель учреждения

Обновлено: 25.06.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

При оформлении сотрудника на новом месте работы между работодателем и работником устанавливается определенная схема оплаты труда, обязательной частью которой в львиной доле случаев является должностной оклад.

О том, для чего нужен должностной оклад, по какому принципу он рассчитывается и можно ли его изменить, мы сегодня и поговорим.

Коэффициенты для исчисления должностных окладов

Согласно трудовому законодательству должностным окладом является фиксированная сумма оплаты трудовой деятельности за исполнение собственных должностных обязанностей. Должностной оклад не может включать в себя социальные, стимулирующие или компенсационные выплаты.

Трудовой Кодекс РФ определяет базовый должностной оклад как ставку заработной платы работника государственной или муниципальной организации, осуществляющего профессиональную деятельность рабочего или служащего без учета дополнительных выплат.

Таким образом, минимальный размер заработной платы, установленный на уровне государства, положен в основу установления размеров должностных окладов сотрудников.

Оклад любого работника напрямую зависит от множества факторов, среди которых:

  • рабочая нагрузка;
  • профильное образование;
  • квалификация;
  • стаж работы.

Внимание! Должностной оклад – это фиксированная сумма оплаты труда, устанавливаемая в зависимости от занимаемой сотрудником должности, квалификации, профильного образования и стажа работы на данном предприятии.

Размер оплаты трудовой деятельности служащих устанавливается с опорой на схемы должностных окладов, которые разрабатываются на уровне организации или целой отрасли:

  1. Отраслевые схемы используются для определения окладов сотрудников организаций, финансируемых из бюджетных источников.
  2. Схемы окладов, утвержденные на уровне фирм, финансируемых за счет собственных средств, принимают форму штатного расписания с указанием номенклатуры должностей специалистов и соответствующими размерами окладов.

Установление минимальной и максимальной планки оплаты труда позволяет определять размеры окладов сотрудников в индивидуальном порядке, опираясь на их квалификацию, опыт работы, объем выполняемых работ и деловые качества.

Уровень профессионализма и специалистов, и рабочих определяется с помощью градации на категории, благодаря чему осуществляется дифференциация окладов сотрудников. Большинству организаций характерна трехступенчатая градация.

Согласно трудовому законодательству, положение об оплате труда может предусматривать установление персонального повышающего коэффициента:

  • по занимаемой должности;
  • за выслугу лет (подробнее об этом).

В случае установления повышающего коэффициента, размер предстоящих выплат определяется путем математического умножения размера оклада на коэффициент.

Персональный повышающий коэффициент может быть назначен с учетом:

  • профессиональной подготовки;
  • сложности выполняемых работ;
  • степени ответственности сотрудника.

Решение о надбавке принимается руководителем предприятия в отношении каждого работника индивидуально.
Коэффициент за выслугу лет может быть установлен сотрудникам в зависимости от общего профессионального стажа на данном предприятии.

Вопрос: Является ли невыплата премии нарушением трудового законодательства, если в трудовом договоре указано, что заработная плата состоит из должностного оклада и премии?
Посмотреть ответ

Как происходит надбавка к должностному окладу

Надбавка к окладу представляет собой дополнительную оплату профессиональной деятельности, рассчитанную на основании:

  • установленных тарифных ставок;
  • должностных окладов;
  • сдельных расценок.

Внимание! Сведения о надбавке сотрудника должны быть отражены в трудовом контракте в качестве условий оплаты трудовой деятельности.

Надбавки к окладу бывают двух видов:

Обязательными надбавками являются доплаты, установленные за выполнение определенных должностных обязанностей. Например, доплата за вахтовый график работы или работу в местности с особым климатом.

Если работодатель желает установить надбавку сотруднику при отсутствии условий для установления обязательной доплаты, то такая надбавка будет считаться персональной и устанавливается она в индивидуальном порядке.

Персональная надбавка может быть установлена работодателям за:

  • стаж работы сотрудника;
  • профессиональное мастерство;
  • работу с коммерческой тайной;
  • владение иностранным языком;
  • ученую степень;
  • результаты работы.

Надбавка может быть установлена в виде фиксированной суммы (например, 1000 рублей к окладу) или процентов (например, 15% от оклада).

В любом случае размер любой доплаты должен быть отражен в трудовом договоре. В некоторых случаях допустима отсылка к документу, определяющему порядок начисления персональной надбавки к окладу сотрудника.

Уникальный приказ об изменении (повышении) должностного оклада

ВАЖНО! Образец приказа о повышении должностного оклада работника от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Изменение оклада сотрудника может быть инициировано служебной запиской с указанием причин изменения оклада. Если окладная часть впоследствии будет уменьшена, то пожелания линейного руководителя учитываться не будут.

Причинами увеличения окладной части может стать:

  • систематическое перевыполнение плана;
  • повышение квалификации;
  • успешно пройденная аттестация;
  • большой опыт работы.

Кроме того, повышение должностного оклада может быть инициировано в результате изменения служебных обязанностей.

Для того чтобы поднять вопрос о повышении оклада:

  1. Руководитель работника должен предоставить вышестоящему начальству служебную записку с информацией о причинах увеличения оклада своему подчиненному.
  2. Впоследствии документ должен быть согласован с уполномоченным лицом или директором организации.
  3. После того, как увеличение оклада будет одобрено, сотрудник отдела кадров должен подготовить уникальный приказ о корректировке окладной части заработной платы сотрудника, а также о внесении корректировок в штатное расписание.
  4. Кроме того, все изменения должны быть отображены и в трудовом договоре. Для этого необходимо подготовить дополнительное соглашение, которое в дальнейшем будет подписано обеими сторонами.
  5. В случае достижения договоренности любого рода, составляется уникальный приказ об изменении должностного оклада и допсоглашение к трудовому контракту.

Вопрос: В трудовом договоре работнику установлен неполный рабочий день (4 часа). Вправе ли он требовать выплаты полной суммы должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием, если именно эта сумма указана в его трудовом договоре?
Посмотреть ответ

Так как данный приказ не имеет утвержденной на законодательном уровне формы, любое учреждение вправе составить его в произвольном формате на фирменном бланке предприятия. При этом крайне важно, чтобы приказ отражал следующие данные:

  • сведения о предприятии;
  • реквизиты приказа;
  • город или населенный пункт, где был составлен приказ;
  • дату составления документа;
  • изменения в условиях трудовой деятельности;
  • аргументацию необходимости изменения должностного оклада;
  • подписи сторон.

Таким образом, окончательный вариант приказа об изменении оклада должностному лицу будет выглядеть примерно следующим образом:

ПРИКАЗ № (номер приказа)

о повышении оклада (имя сотрудника в дательном падеже)

В связи с (причина повышения оклада, например: улучшение качественных показателей/ изменение штатного расписания/ расширение функционала) ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Установить (должность и ФИО сотрудника) должностной оклад в размере (новая сумма оклада цифрами и прописью) рублей с (дата изменения оклада).
  2. Главному бухгалтеру (ФИО бухгалтера) обеспечить своевременные выплаты указанного в пункте 1 настоящего приказа оклада и других сумм, рассчитываемых исходя из него, а также проконтролировать корректность оформления всех кадровых документов.
  3. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) внести изменения в штатное расписание (дата и номер штатного расписания), установив оклад по должности (наименование должности) в размере (сумма нового оклада).
  4. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) подготовить дополнительное соглашение к трудовому договору (дата и номер трудового договора сотрудника) с (ФИО сотрудника) об установлении оклада в размере (сумма нового оклада) с (дата изменения оклада).
  5. Инспектору отдела кадров (ФИО сотрудника отдела кадров) ознакомить с настоящим приказом (ФИО сотрудника)под роспись.

Основание: (наименование, дата и номер документа, инициировавшего повышение оклада, например: докладная записка руководителя отдела/ приказ о внесении изменений в штатное расписание)

Генеральный директор (наименование компании) (ФИО)_______________(подпись) __

С приказом ознакомлен(а) (ФИО главного бухгалтера)_________________ (подпись) __
С приказом ознакомлен(а) (ФИО сотрудника отдела кадров)___________ (подпись) __
С приказом ознакомлен(а) (ФИО сотрудника)____________________________(подпись) __

Изменения в условиях оплаты профессиональной деятельности вступят в силу сразу же после подписания документов обеими сторонами.

Главное помнить, что как бы ни менялись условия оплаты трудовой деятельности, в случае достижения какой-либо договоренности, между сторонами должен быть составлен приказ и допсоглашение к трудовому договору об изменении условий труда. Без этой документации изменение окладной части будет считаться недействительным.

Заработная плата руководящего состава учреждений спорта

Каждое учреждение физической культуры и спорта имеет административно-управленческий персонал в лице руководителя организации, его заместителей, главного бухгалтера. Все перечисленные лица также являются работниками данного учреждения и получают за свой труд заработную плату. Однако если зарплата обычного работника законодательно максимально не ограничена, то оплата труда руководителей, его заместителей и главных бухгалтеров имеет соответствующие границы. Об этом мы поговорим в статье.

В соответствии с ч. 4 ст. 123.21 ГК РФ назначение на должность руководителя учреждения относится к компетенции его учредителя. Именно учредитель заключает с руководителем трудовой договор, в котором оговариваются условия оплаты его труда.

Типовая форма трудового договора с руководителем утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Однако зарплата руководителю учреждения спорта выплачивается за счет средств самого учреждения, поскольку ставка руководителя включена в штатное расписание организации.

Составные части зарплаты руководителя.

Административный управленческий персонал учреждения, как и обычные работники, получает за свой труд заработную плату, которая в силу ст. 129 ТК РФ, п. 21 Единых рекомендаций состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Так, размер должностного оклада руководителя федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости федерального учреждения. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений устанавливаются на 10 – 30 % ниже должностных окладов руководителей этих учреждений (см. п. 6 Положения № 583).

Выплаты компенсационного характера руководителям определяются в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права (п. 23 Единых рекомендаций).

Что касается стимулирующих выплат, выплачиваемых руководителю, они устанавливаются в зависимости от достижения последним целевых показателей эффективности работы, определяемых учредителем, в ведении которого находится учреждение (п. 24 Единых рекомендаций).

Отметим, что показателем эффективности работы руководителя в 2018 году может быть рост среднего заработка работников организации в отчетном году по сравнению с предшествующим годом. При этом не учитывается повышение размера заработной платы согласно решениям вышестоящих органов.

Размер зарплаты руководителя

Как было отмечено выше, оплата труда руководителей учреждения спорта, его заместителей и главных бухгалтеров имеет соответствующие границы. В силу ст. 145 ТК РФ она должна соотноситься со среднемесячной зарплатой работников учреждения.

Предельный уровень соотношения зарплат должен быть определен учредителем.

В настоящее время предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений устанавливается их учредителями в кратности от 1 до 8 (п. 9 Положения № 583). В отношении вышеперечисленных управленцев федеральных учреждений спорта действует Приказ Минспорта РФ от 02.09.2013 № 701. В нем установлен коэффициент кратности 8.

В каждом субъекте РФ разработан соответствующий нормативный акт, регулирующий уровни соотношений среднемесячной заработной платы для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений субъекта РФ. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 30.01.2017 № 34 для перечисленных управленцев казенных, бюджетных, автономных учреждений Нижегородской области установлен размер в кратности 8. Аналогичный размер установлен для управленческого персонала в Ленинградской обрасти (см. Постановление Правительства Ленинградской области от 15.06.2011 № 173 с учетом изменений).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 347‑ФЗ предусмотрена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров предприятий и учреждений, включенных в перечни, утвержденные Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ст. 145 ТК РФ). На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627‑р и от 12.12.2015 № 2555‑р.

Заметим, что контроль за соблюдением законодательства РФ (в том числе в части соблюдения Федерального закона № 347‑ФЗ) проводится соответствующими государственными органами, осуществляющими надзор и контроль законодательства РФ (например, Прокуратурой РФ, Счетной палатой РФ), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.

Расчет среднемесячной зарплаты.

Напомним, что по ст. 145 ТК РФ величина среднемесячной зарплаты рассчитывается за календарный год, при этом учитываются выплаты за счет всех источников финансового обеспечения. Расчет предельного уровня зарплаты руководителей и работников следует производить с опорой на Положение № 922.

В соответствии с п. 20 Положения № 922 расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников организаций (далее – расчет соотношения среднемесячной заработной платы) производится по итогам календарного года.

В расчете соотношения среднемесячной заработной платы не учитываются в списочном составе работников и в составе фактически начисленной заработной платы показатели по руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру.

Расчет данного соотношения производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации.

Среднемесячная заработная плата руководителя организации определяется так:

Фактически начисленная заработная плата руководителя за календарный год

(количество месяцев в году)

В случае выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения среднемесячной заработной платы фактически начисленная заработная плата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом.

При наличии работы по совместительству у заместителя руководителя, главного бухгалтера в расчете соотношения среднемесячной заработной платы учитывается только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

При расчете среднемесячной заработной платы работников организации учитываются:

  • начисленная заработная плата за отработанное время (включая стимулирующие выплаты по итогам работы), а также выплаты, обу- словленные районным регулированием оплаты труда;
  • выплаты, рассчитанные исходя из среднего заработка при исполнении работником трудовых обязанностей, для оплаты отпусков, а также для других случаев, предусмотренных ТК РФ.

Следует обратить внимание, что в фактически начисленной заработной плате для определения среднемесячной заработной платы не учитываются выплаты, предусмотренные п. 3 Положения № 922, компенсации, выплачиваемые при прекращении трудового договора, в том числе за неиспользованный отпуск. Кроме того, в расчет среднего заработка не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Среднемесячная заработная плата работников организации рассчитывается по формуле:

Фактически начисленная заработная плата работников списочного состава за календарный год

Средняя численность указанных работников за соответствующий календарный год

(количество календарных месяцев в году)

Определение среднесписочной численности указанных работников за соответствующий календарный год осуществляется в соответствии с методикой, используемой для целей федерального статистического наблюдения.

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной заработной платы работников этой организации определяется путем деления среднемесячной заработной платы руководителя на среднемесячную заработную плату работников.

Аналогичным образом рассчитывается соотношение среднемесячной заработной платы заместителя руководителя, главного бухгалтера организации и среднемесячной заработной платы работников.

Согласно имеющимся данным по итогам 2017 года зарплата работников бюджетного учреждения спорта составила 45 000 000 руб. (при численности рабочего персонала 100 чел. без учета ставок руководителя, заместителя, главного бухгалтера), руководителя организации – 1 320 000 руб., заместителя – 600 000 руб., главного бухгалтера – 420 000 руб.

Руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер отработали в организации весь 2017 год. Предельный уровень кратности зарплат, установленный учредителем на 2017 год, – 4.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 347-ФЗ в ст. 145 ТК РФ внесены изменения, которые вступают в силу с 1 января 2017 г. Новая редакция ст. 145 устанавливает требование соблюдения уровня кратности соотношения среднемесячной заработной платы руководителя государственного (муниципального) учреждения (его заместителя) и главного бухгалтера. В целях реализации положений ст. 145 ТК РФ был разработан Минтрудом и одобрен Правительством РФ проект порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников. О расчете соотношения кратности среднемесячной зарплаты работников административно-управленческого персонала и среднемесячной зарплаты работников учреждения мы поговорим в этой статье.

Одним из этапов проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений является проверка соблюдения в учреждении законодательства РФ при начислении и выплате зарплаты. При этом:

  1. Проверяется правильность формирования и планирования фонда оплаты труда.
  2. Проверяется соблюдение предельного уровня соотношения средней зарплаты руководителя и средней зарплаты работников учреждения.
  3. Делается анализ соблюдения действующего законодательства в части регулирования оплаты труда работников учреждения.
  4. Проводится проверка правильности начисления и выплаты зарплаты работникам учреждения.

К лицам, допустившим нарушение в виде несоблюдения установленного нормативно-правовыми актами соотношения средней зарплаты руководителя и работников учреждения, применяется дисциплинарное взыскание. Согласно положениям ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по основаниям, предусмотренным п. п. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81, п. 1 ст. 336 либо ст. 348.11 ТК РФ, а также п. п. 7, 7.1 или 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания.

Таким образом, начиная со следующего года при проверке соблюдения в учреждении законодательства РФ при начислении и выплате зарплаты проверяющими будет проверяться соблюдение учреждениями соотношения среднемесячной зарплаты руководителя (заместителя руководителя) и главного бухгалтера учреждения и среднемесячной зарплаты работников учреждения.

Ниже предлагаем ознакомиться:

  • с изменениями, которые согласно разработанному сейчас проекту будут вноситься в Положение N 583 , Положение N 922 и Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 N 2627-р;
  • с порядком расчета соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников.

Система оплаты труда федеральных учреждений

Из текста проекта следует, что в Положение N 583 будут вноситься следующие изменения:

  1. Внесено условие о необходимости соблюдения соотношения среднемесячной заработной платы заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждения в пределах кратности от 1 до 8. Предполагается, что текст абз. 4 п. 9 Положения N 583 после внесенных в него изменений будет звучать так: "Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8".

Соотношение среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, рассчитывается за календарный год. Расчет соотношения среднемесячной заработной платы осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ.

  1. В абз. 4 и 5 п. 9 Положения N 583 словосочетание "средняя заработная плата" заменено на "среднемесячная заработная плата". В действующей сейчас редакции п. 9 Положения N 583 указано, что для определения соотношения зарплат руководителя и работников учреждения применяется средняя заработная плата. Ее размер определяется в соответствии с методикой, используемой при определении средней зарплаты работников для целей статистического наблюдения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета. Для статистического наблюдения применяется показатель "среднемесячная заработная плата". Так, Приказом Росстата от 14.04.2016 N 188 утверждена Методика расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности). До этого момента подобная Методика была утверждена Приказом Росстата от 16.09.2015 N 427. Таким образом, для расчета соотношения зарплат руководителя учреждения и работников применялась среднемесячная зарплата. После внесения в этот пункт изменений он будет содержать прямое указание на то, какая заработная плата применяется при расчете соотношения зарплат административно-управленческого персонала учреждения и работников учреждения.
  2. Планируется внести указание, устанавливающее, что расчет соотношения среднемесячной заработной платы административно-управленческого персонала и работников учреждения осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ (ниже будет рассмотрен порядок такого расчета). Сейчас нормативные акты, регулирующие деятельность федеральных бюджетных учреждений, такого расчета не содержат.
  3. Внесено уточнение о том, что федеральный орган исполнительной власти, устанавливающий условия оплаты труда руководителю учреждения, должен исходить из необходимости обеспечения непревышения предельного уровня соотношения, установленного в соответствии с п. 9 Положения N 583, при условии выполнения руководителем всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и получения премии по итогам работы в максимальном размере. Причем в новой редакции этого пункта будет установлено, что для поощрения руководителей федеральных учреждений устанавливаются выплаты стимулирующего характера, которые осуществляются по результатам достижения показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя, утверждаемых федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, учреждением - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, за соответствующий период. Сейчас абз. 1 п. 9 Положения N 583 звучит так: "Федеральные государственные органы, учреждения - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, устанавливают руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера".
  4. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 N 2627-р утвержден Перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений, в котором предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения может быть увеличен. Рассматриваемым нами проектом п. 9 уточнен: пересмотр предельного уровня зарплат руководителя и работников осуществляется не реже одного раза в два года. В новой редакции этого пункта будет установлено, что предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения и средней зарплаты работников этого учреждения в кратности от 1 до 8 может быть увеличен по решению федерального государственного органа - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное и (или) казенное учреждение, в отношении руководителя учреждения, которое включено в соответствующий Перечень, утверждаемый Распоряжением Правительства РФ N 2627-р. Предельный уровень соотношения заработных плат руководителя и работников учреждения подлежит пересмотру, но не реже одного раза в два года. Исключением из названного правила являются федеральные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство РФ. Для них размер предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы и среднемесячной зарплаты работников этого учреждения устанавливается Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Полагаем, что увеличение предельного уровня соотношения зарплаты работников и руководителя учреждения возможно в пределах кратности, установленной для федеральных учреждений Положением N 583 (максимальный показатель кратности - 8). Выше максимального показателя кратности увеличивать разрыв между зарплатой работников и руководителя нельзя.

Определяем соотношение среднемесячной заработной платы административного персонала и работников учреждения

Из проекта расчета соотношения среднемесячной заработной платы руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) и работников учреждения следует, что расчет такого соотношения производится по итогам календарного года. При расчете соотношения среднемесячной заработной платы руководителя организации и среднемесячной зарплаты работников руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер как не учитываются в списочном составе работников, так и не берутся в расчет фактически начисленной зарплаты работников организации.

Расчет соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации и среднемесячной зарплаты работников производится отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера организации.

В случаях выполнения работы руководителем, заместителем руководителя, главным бухгалтером по совмещению профессий (должностей) при расчете соотношения фактически начисленная заработная плата учитывается как по основной работе, так и при совмещении профессий (должностей) в целом.

Если заместитель руководителя, главный бухгалтер работают по совместительству, то при расчете соотношения их среднемесячной заработной платы и среднемесячной зарплаты работников учреждения учитывается только фактически начисленная заработная плата по должностям заместителя руководителя, главного бухгалтера.

Для проверки соблюдения учреждением установленного соотношения между заработными платами руководителя (заместителя руководителя и главного бухгалтера) и работников учреждения производится расчет:

  1. Среднемесячной заработной платы работников - по формуле:
  1. Среднемесячной заработной платы руководителя учреждения (заместителя руководителя, главного бухгалтера), его заместителей и главного бухгалтера - по формуле:
  1. Соотношения зарплат - путем деления среднемесячной заработной платы руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) на среднемесячную зарплату работников этой организации.

Требование о соблюдении кратности средней заработной платы заместителя, главного бухгалтера к средней зарплате работников учреждения применяется с 01.01.2017 - это дата вступления в силу новой редакции ст. 145 ТК РФ. Из положений п. 2 проекта порядка расчета соотношения среднемесячной заработной платы, пп. "г" п. 1 проекта внесения изменений в Положение N 583 следует, что расчет соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников организаций производится по итогам календарного года. Для того чтобы в 2017 г. установленное законодательными актами соотношение уровня заработных плат административно-управленческого персонала и работников выполнялось, рекомендуем по итогам 2016 г. произвести расчет такого соответствия и в случае полученного отклонения скорректировать его.

Приведем пример расчета соответствия уровня среднемесячных заработных плат установленной кратности.

Пример 1. В казенном учреждении по итогам 2016 г. сформированы следующие данные:

  • фактически начисленная работникам списочного состава зарплата, включаемая в расчет среднемесячной зарплаты, - 28 000 000 руб. (показатель по кредиту счетов 1 302 11 730, 1 302 26 730);
  • средняя численность работников - 90 человек;
  • фактически начисленная заработная плата руководителя учреждения - 820 000 руб.;
  • фактически начисленная заработная плата заместителя руководителя - 672 000 руб.;
  • фактически начисленная заработная плата главного бухгалтера - 600 000 руб.

Руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер отработали в учреждении полный 2016 г. (12 месяцев).

Исходя из имеющихся данных производим расчет:

Наименование рассчитываемого показателя

Фактически начисленная по итогам года работникам учреждения зарплата (в расчет не берется заработная плата, начисленная руководителю, заместителю руководителя и главному бухгалтеру)

(28 000 000 - 820 000 - 672 000 - 600 000) руб.

Расчет среднемесячной заработной платы

25 908 000 руб. / 87 чел. / 12 мес.

820 000 руб. / 12 мес.

Заместителя руководителя учреждения

672 000 руб. / 12 мес.

600 000 руб. / 12 мес.

Расчет уровня кратности заработных плат

68 333,33 руб. / 24 816,09 руб.

56 000 руб. / 24 816,09 руб.

50 000 руб. / 24 816,09 руб.

Сравнение полученного уровня кратности заработной платы с уровнем кратности, установленным учредителем

2,75 Из средней численности работников исключаем три единицы (руководитель, заместитель руководителя и главный бухгалтер).
В примере сравниваем полученное значение с максимальным показателем, установленным п. 9 Положения N 583.

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Главный бухгалтер отработал в учреждении семь месяцев. Фактически начисленная зарплата главного бухгалтера за период работы составила 336 000 руб.

При неполной отработке финансового года в учреждении расчет соотношения среднемесячной зарплаты главного бухгалтера и среднемесячной зарплаты работников учреждения производится так:

  1. Определяется среднемесячная заработная плата главного бухгалтера, которая составит 48 000 руб. (336 000 руб. / 7 мес.).
  2. Рассчитывается уровень кратности заработной платы главного бухгалтера: 1,93 (48 000 руб. / 24 816,09 руб.). Уровень кратности зарплат главного бухгалтера и работников учреждения равен 1,93, что соответствует норме, установленной п. 9 Положения N 583.
  3. Сравнивается полученный уровень кратности с уровнем кратности, установленным учредителем.

Изменения порядка исчисления средней заработной платы

Проектом, о котором идет речь в этой статье, вносятся следующие изменения в Положение N 922:

  1. Скорректировано наименование Положения N 922. Предполагается, что оно будет звучать следующим образом: "Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы и о Порядке расчета соотношения среднемесячной заработной платы".
  2. Преамбула Положения N 922 дополнена информацией о том, что этот документ разработан в соответствии с требованиями не только ст. 139, но и ст. 145 ТК РФ.

Таким образом, полагаем, Постановление Правительства РФ N 922, которым утверждено Положение N 922, будет дополнено порядком расчета среднемесячной заработной платы, содержащимся в рассматриваемом нами проекте.

  1. В п. 3 Положения N 922 указаны выплаты, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Перечень выплат проектом Правительства РФ дополнен выплатами к юбилейным датам, профессиональным праздничным дням. После внесения в этот пункт изменений не будут учитываться при исчислении среднего заработка выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха, выплаты к юбилейным датам, профессиональным праздничным дням).

Заключение

В завершение статьи кратко сформулируем все вышесказанное:

  1. С 1 января 2017 г. в связи со вступлением в силу новой редакции ст. 145 ТК РФ средняя заработная плата административно-управленческого персонала (руководителя учреждения, его заместителя и главного бухгалтера) и средняя зарплата работников учреждения, вне зависимости от источников выплаты не должна превышать установленного учредителем уровня кратности. Для федеральных государственных (муниципальных) учреждений Постановлением N 583 уровень кратности установлен в пределах от 1 до 8. Конкретный показатель уровня кратности устанавливается учредителем.
  2. В связи с изменениями, произошедшими в ст. 145 ТК РФ, подготовлен проект постановления, которым скорректированы Положения N N 583, 922. Кроме того, разработан порядок расчета среднемесячной заработной платы, которым, по нашему мнению, будет дополнено Постановление Правительства РФ N 922.
  3. Положение N 583 регулирует отношения, связанные с установлением системы оплаты труда в федеральных бюджетных, казенных и автономных учреждениях, и не применяется учреждениями субъектов РФ и муниципалитетов (за исключением случаев, когда нормативные акты субъектов, муниципалитетов содержат прямую ссылку на применение данного документа). Поскольку обычно нормативные акты субъектов РФ и муниципалитетов дублируют положения федеральных законодательных актов, в связи с изменением норм Положения N 583 соответствующие правки будут внесены и в нормативные акты субъектов, муниципалитетов, регулирующие вопросы оплаты труда работников учреждений этого уровня бюджета бюджетного системы РФ.

"Ревизии и проверки

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

У нас муниципальное унитарное предприятие. Как рассчитать оклад главного бухгалтера.

Ответы на вопрос:

Оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров всех организаций устанавливается по соглашению сторон трудового договора. При этом стороны трудового договора самостоятельно устанавливают размер должностного оклада, порядок и условия премирования и установления иных стимулирующих выплат (доплат и надбавок), а также иные условия оплаты труда.

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.12.2017)

""ТК РФ Статья 145. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 347-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми "актами" Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

КонсультантПлюс: примечание.

Предельные уровни соотношения среднемесячной зарплаты, установленные ч. 2 ст. 145, применяются с 01.01.2017 (ФЗ от 03.07.2016 N 347-ФЗ).

""Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких фондов, учреждений, предприятий (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, в размере, не превышающем размера, который установлен:

""для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий - нормативными правовыми "актами" Правительства Российской Федерации;

для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

""для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

""Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы, указанного в части второй настоящей статьи, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

""Условия оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов иных организаций устанавливаются по соглашению сторон трудового договора.


Оплата труда руководителя государственного (муниципального) учреждения имеет свои особенности, связанные с неоднозначностью его правового статуса. Являясь штатным работником учреждения, руководитель одновременно выступает его единоличным исполнительным органом, т. е. лицом, наделенным властными полномочиями в отношении остальных работников учреждения, в том числе в вопросах выплаты заработной платы.

Особенности правового положения руководителя государственного (муниципального) учреждения учтены при регулировании условий оплаты его труда.

Согласно статье 145 Трудового кодекса Российской Федерации, порядок и размеры оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений определяются:

– Правительством Российской Федерации — в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета;

– органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — в учреждениях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации;

– органами местного самоуправления — в учреждениях, финансируемых из местного бюджета.

Таким образом, регулирование оплаты труда руководителя учреждения, относятся к полномочиям органа власти или местного самоуправления и не регулируется локальными актами учреждений.

Заработная плата руководителей учреждений, как и остальных работников, состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Единый порядок определения размеров должностных окладов руководителям учреждений в настоящее время не утвержден.

О необходимости соблюдения зависимости должностного оклада руководителя учреждения от сложности труда, в том числе масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждения, указано в Единых рекомендациях по установлению систем оплаты труда.

Как правило, должностной оклад руководителей учреждений определяется либо расчетным методом, либо устанавливается нормативными актами в фиксированном размере. При определении должностного оклада руководителя расчетным методом, чаще всего, устанавливается его зависимость от оплаты труда работников.

Так, должностной оклад руководителей муниципальных образовательных организаций сферы искусства и культуры города Тюмени определяется в зависимости от группы по оплате труда учреждения и устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате основного персонала, как произведение средней заработной платы работников учреждений, относимых к основному персоналу, исчисленной за предшествующий календарный год, на повышающий коэффициент группы оплаты труда руководителей [1].

Таким образом, должностной оклад руководителей является расчетной величиной и подлежит пересмотру в случае установления новой группы оплаты труда или изменения среднемесячной заработной платы педагогического персонала за календарный год, предшествующий расчетному.

Равным достигнутому уровню средней заработной платы работников учреждения за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада, устанавливается должностной оклад руководителей государственных учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения Ивановской области [5].

Размер должностного оклада руководителей государственных учреждений культуры, искусства, кинематографии и науки Курганской области, устанавливается в зависимости от типа учреждения и численности работников учреждения [2].

Должностной оклад руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга в области физической культуры и спорта также является расчетной величиной, и зависит от таких составляющих как уровень образования, квалификация, стаж работы, специфики работы, масштаб и уровень управления [6].

Должностные оклады руководителей государственных учреждений системы образования Ростовской области, учреждений здравоохранения Ставропольского края, учреждений культуры Ямало-Ненецкого автономного округа утверждены Правительством Ростовской области [7], министерством здравоохранения Ставропольского края [3], Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа [4], соответственно, в фиксированном размере.

Выплаты компенсационного характера в соответствии с законодательством РФ для всех работников носят универсальный характер, поскольку устанавливаются с учетом условий труда.

Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения устанавливаются с учетом достижения показателей эффективности деятельности учреждения. Поскольку порядок оплаты труда руководителя государственного (муниципального) учреждения не регулируются локальными актами возглавляемого учреждения, условия начисления руководителю учреждения выплат стимулирующего характера устанавливаются органом власти или местного самоуправления.

Вместе с тем, на практике встречаются случаи начисления и выплаты руководителем учреждения стимулирующих выплат самостоятельно, в соответствии с коллективным договором, соглашениями и локальными нормативными актами учреждения.

Такие нарушения чаще всего выявляется органами, уполномоченными на проведение финансового контроля на предмет соблюдения бюджетного законодательства. Выплаты, начисленные и выплаченные руководителем учреждения самостоятельно, признаются неправомерно выплаченными, в адрес учреждения выносятся требования по восстановлению и возмещению неправомерно использованных средств.

Представления, вынесенными контролирующими органами по результатам проверок, часто являются предметами судебных разбирательств: государственные (муниципальные) учреждения предпринимают попытки оспорить вынесенные решения полностью либо в части.

Практика по делам о начислении выплат стимулирующего характера руководителем учреждения самому себе является разнообразной и характеризуется наличием не только гражданско-правовых споров, но и возможностью привлечения к уголовной ответственности [15].

В большинстве случаев, установление и выплата руководителю учреждения стимулирующих выплат на основании приказов, составленных руководителем в отношении себя лично, в отсутствие решения работодателя, не признается нецелевым расходованием бюджетных средств, а квалифицируется необоснованным. При этом, отсутствие соответствующего приказа учредителя оценивается судебными органами как нарушение порядка установления таких выплат, требующее привлечения руководителя к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.

Признавая несоответствующим Бюджетному кодексу РФ представление финансового органа в части требования возместить на лицевой счет учредителя средства субсидии в размере выплаченной директором себе заработной платы, Семнадцатым арбитражным апелляционным судом действия директора признаны нарушившими порядок установления выплат, что не меняет назначение самих выплат и не свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств [9].

При этом, источник финансирования указанных выплат значения не имеет. Стимулирующие выплаты, начисленные за счет средств от приносящей доход деятельности, в соответствии с Положением об оплате труда работников учреждения также признаются выплаченными с нарушением нормативного правового регулирования оплаты труда руководителей государственных учреждений [11].

Таким образом, руководитель учреждения, выступая единоличным исполнительным органом юридического лица, вправе принимать решения только о поощрении работников учреждения, стимулирующие выплаты руководителю учреждения, начисленные им самостоятельно, без разрешения органа власти, осуществляющего права и обязанности учредителя, в судебном порядке признаются необоснованными, независимо от источника их финансового обеспечения.

Случаи, когда судебный орган не считает нарушением самостоятельное начисление выплат стимулирующего характера, связаны с начислением руководителем себе выплат как работнику данного учреждения, оформленному на условиях внутреннего совмещения должностей в учреждении [15].

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения решение Арбитражного суда Московской области по иску Администрации городского муниципального района Московской области к бывшему директору муниципального бюджетного учреждения об отказе во взыскании в пользу учреждения убытков, в виде выплаченных себе премий за совмещение должностей. В мотивировочной части решения суда отмечено, что, выполняя работу в порядке совмещения, на руководителя распространяется действие локальных актов учреждения, в том числе регулирующих вопросы оплаты труда, поскольку оплата внутреннего совмещения предусмотрена действующим законодательством, выплата руководителю учреждения выплат за совмещение должностей нарушением не является [10].

Вместе с тем, по данному вопросу встречается и противоположная позиция судебных органов.

В частности, в связи с отсутствие в трудовом договоре директора стимулирующих выплат за преподавательскую деятельность, начисление таких выплат признано неправомерным, хотя договором преподавательская деятельность в основное рабочее время директора допускалась [12].

Имеется и иная практика, согласно которой премирование руководителем себя лично квалифицируется как присвоение вверенного имущества (бюджетных средств) с использованием служебного положения. Согласно санкции части 3 статьи 160 Уголовного кодекса Российской Федерации, данное деяние относится к тяжкому преступлению максимальное наказание, за совершение которого предусмотрено в виде лишения свободы на срок до шести лет.

Действия руководителя могут быть расценены и как злоупотребление полномочиями, что также является уголовно-правовым деянием.

Так, Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда оставлен без изменения приговор Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга установлена вина бывшего руководителя государственного бюджетного учреждения в том, что являясь должностным лицом — главным врачом, вопреки интересам службы, действуя умышленно, из корыстных побуждений, путем присвоения, с использованием служебного положения, руководителем учреждения были похищены вверенные ей денежные средства, выделенные для выплаты заработной платы сотрудникам посредством осуществления выплаты себе заработной платы [8].

Действующий механизм оплаты труда руководителей учреждений, и, прежде всего, ограничения по размеру оплаты труда, направлены на предотвращение коррупции, проявления которой возможно при осуществлении практически любой хозяйственной деятельности. Вместе с тем, эффективность деятельности учреждений во многом зависит от достигнутого оптимального баланса между правами и ответственностью руководителей государственных (муниципальных) учреждений.

Основные термины (генерируются автоматически): выплата, должностной оклад руководителей, заработная плата, руководитель учреждения, Российская Федерация, стимулирующий характер, учреждение, местное самоуправление, Арбитражный суд, Московская область.

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование и оценка новых систем.

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется трудовым договором.

Стимулирование труда государственных гражданских служащих

Для повышения эффективности работы в сфере государственного управления, ускорения социально-экономического положения Российской Федерации необходимы качественно новые кадры.

Проблемы денежного содержания гражданских служащих на.

Попытки уровнять государственный сектор оплаты труда с частным в середине 90-х годов не увенчался успехом. Серьезное отставание в денежном содержании служащих государственного аппарата оставило государственные учреждения без высококвалифицированных специалистов.

Применение стимулирующих форм оплаты труда в медицине

Данная статья посвящена проблеме стимулирующих выплат медицинских работников.

Все выплаты стимулирующего характера осуществляются в пределах выделенных бюджетных

В Трудовом Кодексе Российской Федерации стимулирующим выплатам уделена отдельная.

Особенности трудовой деятельности работников органов.

Особой специфической областью человеческой деятельности является трудовая деятельность работников

Сущность трудовой деятельности. Руководители.

2. Александров А.О. Местное самоуправление в российских регионах в свете нового федерального законодательства / А.О.

Проблемы кадрового обеспечения органов местного.

Нормативные документы, регулирующие организацию выплаты.

Заработная плата руководящих должностей, специалистов, служащих вырабатывается, основываясь на должностных окладах, но предприятия имеют возможность ставить для руководителей, специалистов и служащих иной вид оплаты (в процентах от выручки, в долях.

Необходимость регулирования заработной платы

Регулирование заработной платы подразумевает не только экономическое корректирование или исправление задним числом решений, принимаемых на

1-го разряда сетки и уровень заработной платы в целом. Целенаправленную политику государства в этой области следует.

Теоретические аспекты учета оплаты труда | Статья в журнале.

Оклад заработной платы связан со сложностью и условиями выполненной им работы

Основная заработная плата работника в прямой зависимости от результата его труда

Состоит из доплат, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, прописанных.

Читайте также: