Из каких разделов состоит декларация цель наказания поощрения цель дедлайн поощрение наказание

Обновлено: 28.06.2024

Нака­за­ние

Сего­дня все роди­тели стре­мятся стать более чут­кими, более ответ­ствен­ными в своих поступ­ках и как можно реже при­бе­гать к при­ми­тив­ным фор­мам пове­де­ния. Нельзя оправ­ды­вать суро­вые нака­за­ния и жесто­кость в чело­ве­че­ских отно­ше­ниях. Однако, совсем без нака­за­ния, к сожа­ле­нию, обой­тись не полу­чится. Чтобы нака­за­ние пошло ребенку на пользу, нужно руко­вод­ство­ваться неко­то­рыми правилами.

1. Нака­за­ние не должно вре­дить здо­ро­вью — ни физи­че­скому, ни психическому.

2. Если есть сомне­ние: нака­зы­вать или не нака­зы­вать – не нака­зы­вайте. Ника­кой “про­фи­лак­тики”, ника­ких нака­за­ний на вся­кий случай.

3. За один про­сту­пок – одно нака­за­ние. Если про­ступ­ков совер­шено сразу много, нака­за­ние может быть суро­вым, но только одно нака­за­ние, за все про­ступки сразу.

5. Ребе­нок не дол­жен пани­че­ски бояться рас­правы. Он дол­жен знать, что в опре­де­лен­ных слу­чаях нака­за­ние неот­вра­тимо. Не нака­за­ния он дол­жен бояться, не гнева даже, а огор­че­ния роди­те­лей. Если отно­ше­ния с ребен­ком нор­мальны, то их огор­че­ние для него – наказание.

6. Не уни­жайте ребенка. Какой бы была его вина, нака­за­ние не должно вос­при­ни­маться им как тор­же­ство вашей силы над его сла­бо­стью и как уни­же­ние чело­ве­че­ского досто­ин­ства. Если ребе­нок особо само­лю­бив или счи­тает, что именно в дан­ном слу­чае он прав, а вы неспра­вед­ливы, нака­за­ние не при­не­сет ему пользы.

7. Если ребе­нок нака­зан, зна­чит, он уже про­щен. О преж­них его про­ступ­ках – больше ни слова. Не вспо­ми­найте больше о про­ступке, ибо за него уже расплатился.

9. Очень часто нака­за­ние не исправ­ляет ребенка, а лишь пре­об­ра­жает его. Нака­за­ние вынуж­дает ребенка бояться поте­рять роди­тель­скую любовь. У нака­зан­ного ребенка раз­ви­ва­ется враж­деб­ное чув­ство к роди­те­лям. Частые нака­за­ния, так или иначе, побуж­дают ребенка оста­ваться инфан­тиль­ным.

10. Вопреки быту­ю­щему мне­нию, не стоит нака­зы­вать ребенка тру­до­те­ра­пией – после этого любая работа будет вос­при­ни­маться ребен­ком, как наказание.

11. Вни­ма­ние! Ребенка ни в коем слу­чае нельзя нака­зы­вать:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

- во время еды (это самое пря­мое попа­да­ние инфор­ма­ции, ребе­нок бук­вально “про­гла­ты­вает” нега­тив­ные сиг­налы; впо­след­ствии это может при­ве­сти к раз­ви­тию пси­хо­со­ма­ти­че­ских заболеваний);

- во время работы и игры;

- непо­сред­ственно после душев­ной или физи­че­ской травмы;

- когда ребе­нок искренне ста­ра­ется что — то сде­лать, но у него не получается;

- когда сам вос­пи­та­тель нахо­дится в пло­хом настроении.

Поощ­ре­ние

Ребе­нок оце­нит искрен­нюю похвалу, и в сле­ду­ю­щий раз будет искренне рад сде­лать вам приятное.

Ребе­нок дол­жен осо­зна­вать, что он сам спо­со­бен на мно­гое по своей при­роде, не при­ла­гая к этому осо­бых усилий.

2. Похвала должна быть направ­лена на посту­пок ребенка, а не на его лич­ность.

5. В семьях, где несколько детей, роди­тели должны сле­дить, чтобы поощ­ре­ние одного ребенка не вызы­вало у осталь­ных чув­ства зави­сти или обиды. Поощ­ряя детей, роди­те­лям каж­дый раз сле­дует дей­ство­вать обду­манно и неторопливо.

6. Одно­значно исклю­чите метод поощ­ре­ния – кон­фет­кой и шоко­лад­кой. Дети, конечно очень любят пола­ко­миться, но созда­вать культ из еды и вос­пи­ты­вать чрез­мер­ный инте­рес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку кон­фету, чем заняться с малы­шом. Проще, но далеко не лучше.

8. Учите сво­его ребенка быть бла­го­дар­ным за любые знаки вни­ма­ния, про­яв­лен­ные к нему, неза­ви­симо от суммы денег, затра­чен­ных на пода­рок. Если вашему ребенку дарят подарки, нико­гда не ана­ли­зи­руйте с ним их сто­и­мость и цен­ность, это может при­ве­сти к серьез­ным нрав­ствен­ным проблемам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

не выполнил установленных требований, нарушил принятые меры поведения.

Антон Семенович Макаренко

Наказание имеет тройное значение : оно исправляет вред, причинённый дурным поведением; способствует тому, чтобы такие действия не повторялись, т.е. имеет отпугивающий характер; снятие вины.

Наказание имеет тройное значение :

Принципы использования наказания как

коррекционного метода:

не должен его бояться. Он должен знать, что в определенных случаях оно неотвратимо.

Не наказания он должен бояться, не гнева,

а вашего огорчения.

Постарайтесь пробудить

чувство совести, помогите осознать

ошибку, желание

Крик – это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей . Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка.

Крик – это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей .

Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка.

Физическое наказание Родителей всегда волновал вопрос о физическом наказании детей: его приемлемость, формы и необходимость.

Физическое наказание

Родителей всегда волновал вопрос о физическом наказании детей: его приемлемость, формы и необходимость.

Физическое наказание Недопустимо физическое наказание ребенка, приносящее вред его физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий).

Недопустимо физическое наказание ребенка, приносящее вред его физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий).

 Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали .

Шлёпая ребенка, вы учите его бояться вас

Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали .

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример. Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им плохой пример.

Телесные наказания требуют от родителей меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

 Физическое наказание Родители, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.

Родители, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.

Изоляция Применяя этот способ, надо помнить об индивидуальных особенностях психики ребенка.

Применяя этот способ, надо помнить

об индивидуальных особенностях психики ребенка.

Лишение приятного. Лишение приятного – наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Лишение приятного – наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка.

Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Как наказывать ребенка, не унижая его? всегда соблюдайте четкую позицию:

Как наказывать ребенка, не унижая его?

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви .

 Так надо ли отказываться от наказания ? Наказание. часто оказывается весьма эффективным средством прекращения недопустимого поведения. При полной неэффективности других испробованных альтернатив, наказание. может оказаться лучшим решением. Отказ от наказаний. снижает эффективность весьма полезных приемов воспитания.

Так надо ли отказываться

от наказания ?

  • Наказание. часто оказывается весьма эффективным средством прекращения недопустимого поведения.
  • При полной неэффективности других испробованных альтернатив, наказание. может оказаться лучшим решением.
  • Отказ от наказаний. снижает эффективность весьма полезных приемов воспитания.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка.

 Поощрение является более правильным способом воздействия, так как оно однозначно указывает на то, какое поведение является желательным Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе .

Поощрение является более правильным способом воздействия, так как оно однозначно указывает на то, какое поведение является желательным

его уважение к себе .

Подарки Подарки – одно из важных средств поощрения детей, проявление любви, заботы. Своими подарками взрослые стремятся доставить радость.

Подарки – одно из важных средств поощрения детей, проявление любви, заботы. Своими подарками взрослые стремятся доставить радость.

Продумайте процедуру дарения, чтобы это было запоминающимся событием.

Продумайте процедуру дарения,

чтобы это было запоминающимся

они развращают детей .

Если ребёнок поощряется деньгами,

вы должны знать, каким образом он ими распорядится, обсудите это с ним.

Избалованные дорогими подарками ребенок начинает требовать новых и новых доказательств любви родителей. И если они не делают таких подарков , то возникают конфликты .

Избалованные дорогими подарками ребенок начинает требовать новых и новых доказательств любви родителей. И если они не делают таких подарков , то возникают конфликты .

А. Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые из них: Не следует хвалить за то, что дано от природы; за то, что достигнуто не своими усилиями, своей работой; больше двух раз за одно и то же; из жалости; из-за желания понравиться .

А. Фромм предложил ряд правил – за что не следует хвалить ребёнка. Вот некоторые

Не следует хвалить

Не следует слишком увлекаться поощрениями. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. При частых необоснованных поощрениях дети привыкают к ним и не ценят .

К сожалению, бывает так: Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – то наказывают.

К сожалению, бывает так:

Если ребенок ведет себя хорошо,

то родители не обращают

на него внимания,

а если плохо – то наказывают.

 Наказание и поощрение как основные методы воспитания, преследуют конечную цель – благо ребенка . И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой.

Наказание и поощрение

как основные методы воспитания, преследуют конечную цель – благо ребенка .

И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой.

 Самое дорогое для нас -это наши дети! И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать с минимальными психологическими травмами.

Самое дорогое для нас -это наши дети!

И наша задача быть терпеливее с ними, воспитывать с минимальными психологическими травмами.

В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство педагогов употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов. Но, не смотря на такую популярность и очень широкое распространение методов поощрения и наказания, педагоги зачастую или не правильно используют эти методы или недостаточно продуманно и, следовательно, это не эффективно в педагогическом отношении.

Причина такого положения в том, что в нашей педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и показания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личного достоинства ребенка, а к поощрениям - только награды, подарки, премии. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается и на практике использования поощрений и наказаний.

Виды и формы поощрения и наказания

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах, одни из которых он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами.

В настоящее время, под методами стимулирования деятельности и поведения понимаются методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Прямое и непосредственное назначение стимулов - ускорять или, наоборот тормозить определенные действия.

Поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и наиболее распространенными и широко употребляемыми в настоящее время.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу (пусть даже трудную) повышает ответственность.

Наказание-это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть "механизм" действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко.

Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно "разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов".

Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Увидеть единство и неразрывность понятий поощрение и наказание позволяет так же существующая общая классификация видов и форм этих методов, несмотря на то что, казалось бы, что общего могут иметь виды и формы этих двух абсолютно разных методов. Главным признаком, по которому дается общая классификация видов и форм поощрения наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку выделяют следующие виды поощрения и наказания:

  1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
  2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
  3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике "естественных последствий";

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения и наказания в форме экспромта.

Так же следует учитывать то, что данная классификация, как и любая другая, в значительной мере условна. Как правило, в практике воспитания и обучения детей виды и формы поощрения и наказания не выступают в "чистом виде", а определенным образом сочетаются в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций, позволяет педагогам в каждом конкретном случае выбирать такие виды и формы поощрения и наказания, их сочетания, которые наилучшим образом стимулируют и корректируют деятельность школьников.

Рассмотрим подробнее особенности каждого из видов поощрения и наказания: например, положительное значение поощрение путем расширения прав учащегося в том, что оно способствует развитию элементов самостимуляции, формирует ответственное поведение, самоконтроль. В качестве поощрения может выступать также и расширение обязанностей, в частности трудовых. Известно, что дошкольники и младшие школьники, как правило, с удовольствием выполняют различные трудовые поручения.

Регулирование прав и обязанностей учащихся с успехом может использоваться и в качестве наказания. При этом в зависимости от конкретной ситуации, используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей.

Полезно сравнить поощрения и наказания связанные с регулированием прав и обязанностей учащихся, по степени возрастания элементов самостимуляции в них: в наименьшей степени требуют от школьников проявления инициативы поощрения и наказания путем назначения дополнительных обязанностей. Ожидаемые педагогами действия и поступки учащихся здесь относительно жестко запрограммированы. Поощрение путем расширения прав уже в большей степени рассчитаны на развитие элементов самостимуляции. То же следует сказать и о наказаниях, связанных с ограничением прав. Наказания, осуществляемые путем ограничения тех или иных прав, в целом отвечают более высокой ступени развития коллектива школьников, нежели наказания, осуществляемые путем наложения дополнительных обязанностей.

Как правило, в определенных ситуациях одобрение, похвала, закрепляясь в официальном решении педагогов или учащихся, становятся поощрением. Обычно это находит выражение в объявлении благодарности, присуждении различного рода грамот, переходящих кубков. В свою очередь, и осуждение, официально выраженное в форме замечания, выговора, является одним из распространенных методом в практике наказаний. Наказание с помощью морального осуждения, будучи правильно используемыми, могут иметь значение весьма эффективных мер стимулирования. Неправы те педагоги, которые видят в подобных наказаниях лишь "нудное морализование", своего рода проявление педагогического бессилия. Здесь дело не в самих наказаниях такого рода, а том, как педагоги и коллектив умеют ими пользоваться.

Применение поощрения и наказания, с посредством моральных санкций, целесообразно главным образом среди учащихся, обладающих определенными традициями и сильным общественным мнением, по отношению к таким ученикам, уровень сознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать на поощрение и наказание такого рода.

Проанализировав основные виды поощрения и наказания, рассмотрим теперь основные формы использования этих средств педагогического стимулирования.

Простейшей логикой установления связи между деятельностью учащихся, их отношением к своим правам и обязанностям и использованием поощрений и наказаний является логика "естественных последствий". Поощрение и наказание по логике "естественных последствий" диктует необходимость применения поощрений и наказаний сразу же вслед за обусловившими их действиями ученика. Это простейшая форма использования средств педагогического стимулирования в тех немногочисленных случаях, когда вязь между поведением ребенка, его отношением к своим обязанностям и той или иной мерой поощрения или наказания является действительно естественной, а справедливость самой меры очевидна, то такие меры могут приносить ожидаемый эффект.

Особенность традиционных мер поощрения и наказания в том, что они чаще, чем поощрения и наказания по логике "естественных последствий", становятся формой использования различных моральных санкций. К примеру, такие санкции, как объявление благодарности, вручение наград или подарков или же, напротив выговор - все это традиционные поощрения и наказания. При использовании традиционных поощрений и наказаний педагоги и учащихся, выбирают такой момент, который будет способствовать получению наибольшего положительного эффекта.

Момент экспромтности, неожиданного, острого решения может иметь место и при использовании поощрений и наказаний по логике "естественных связей", и при применении традиционных мер. Выделение экспромта, как отдельной формы, а не частного случая двух выше изложенных форм поощрений и наказаний основывается на том, что поощрение и наказание в форме экспромта всегда неповторимы, строго индивидуальны. Будучи использованными один лишь раз и принеся определенный эффект, они не могут быть закреплены с помощью традиции. Использование поощрений и наказаний в форме экспромта диктуется чаще всего такими обстоятельствами, когда надо в яркой форме воздействовать на общественное мнение коллектива, чтоб зафиксировать сознание воспитанников на каком-то внешне незначительном факте, имеющим, тем не менее, принципиальное значение.

Характеристика основных форм поощрения и наказания

Рассмотренная классификация видов поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих методов стимулирования. Назначение этой классификации - помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем педагогу необходимо знать о наиболее типичных и конкретных формах поощрения и наказания, используемых для стимулирования деятельности учащихся. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная форма этих методов, связывается с поступком школьника не непосредственно, а через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию.

Рассмотрим вначале основные формы поощрения - это одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.

Одобрение - простейшая форма поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, одобрением перед другими учащимися, преподавателями или родителями. Уважение, доверие вселяют в него уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Похвала - это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников. Она так же как и одобрение вызывает у учащегося положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.

Из поощрений, связанных с моральными санкциями, так же следует отметить благодарность - коллективную и индивидуальную. В развитом коллективе благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.

Присуждение почетного места в соревновании - широко используемая форма поощрения. Это могут быть и места лучших классов, параллелей и места спортивных команд, различных кружков и творческих объединений. При правильно организованном соревновании различные по своим личностным качествам учащиеся могут проявить себя с лучшей стороны. Или с той стороны, которую либо никто не замечал среди педагогов и других учащихся, либо учащийся, по каким-то внутренним или внешним причинам не мог раскрыть раньше. При этом достигнутые успехи будут способствовать не только укреплению уверенности в себе и своих силах, но стимулировать учащегося, к более высоким результатам.

Присуждение почетных мест в соревновании сопровождается индивидуальными и коллективными наградами - премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами. Такого рода поощрения вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют и достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех учащихся, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

К формам коллективного и индивидуального поощрения так же относится поручение почетных обязанностей. Например это может быть поручение обязанностей лаборанта, ассистента преподавателя, дежурного пользующегося теми или иными правами. Это поощрение воспринимается учащимися как оказание высокого доверия к ним и признание их самостоятельной личностью. Формой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это нередко связывается с присвоением различных почетных званий. При этом необходимо иметь в виду то, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах выбора и применения методов воспитания.

Целевая аудитория: родители.

Актуальность. Семья, является первым и одним из самых важных социальных институтов, который играет большую роль в развитии ребенка. От того, какие меры воспитательного воздействия выберут родители, будет зависеть развитие личности ребенка. Несмотря на существование большого арсенала методов педагогического воздействия, самыми популярными остаются поощрение и наказание.

К сожалению, родители не всегда задумываются о психологическом смысле этих методов и правилах их применения. Только грамотное применение поощрения и наказания будет способствовать гармонично развитой личности ребенка, и формировать социально приемлемое поведение.

Краткая аннотация. В буклете представлена информация теоретического и практического характера. В теоретической части раскрыта актуальность вопроса выбора методов воспитания, психологический смысл двух основных методов: поощрение и наказание, так же обозначены виды наказания и их последствия. В практической части родителям предложены правила применения методов поощрения и наказания.

Функциональность:

Также буклет можно использовать:

- на индивидуальной консультации по теме дисциплины, непослушания, воспитания.

Результативность использования информации в буклете. Используя рекомендации в буклете, родители повысили свою компетентность в вопросах воспитания. Они применяют полученную информацию на практике, что способствует гармонизации детско-родительских отношений, коррекции деструктивного поведения, развитию гармоничной личности ребенка.

Содержание буклета.

Заголовок буклета.

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

t1611168980aa.jpg

Содержание внешних частей буклета.

Сегодня многие родители стараются стать более чуткими по отношению к детям, более ответственно относиться к вопросу воспитания, способствовать развитию гармоничной личности ребенка.

Несмотря на существование большого арсенала методов педагогического воздействия, самыми популярными остаются поощрение и наказание. Чтобы применение этих методов не навредило ребенку, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПООЩРЕНИЯ

Поощрение за то, что ребёнок удержался от плохого поступка, является более сильным средством коррекции нежелательного поведения, чем наказание.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАКАЗАНИЯ

способствовать снятию напряжения, которое возникает после проступка, т.к. наказание предполагает прощение.

Наказание является самым слабым методом подавления нежелательных поступков у ребенка. Эффект наказания от раза к разу слабеет. Родителям приходится постепенно усиливать свои меры наказания, и оно в таком случае травмирует нервную систему ребенка.

ВИДЫ НАКАЗВНИЯ

Чаще всего родители прибегают к следующим мерам наказания, не всегда осознавая последствия их применения.

image%28340%29.jpg

image%28341%29.jpg

image%28342%29.jpg

image%28339%29.jpg

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ

Когда родитель учитывает индивидуальные и возрастные особенности ребенка, учитывает конкретную ситуацию, то в воспитании можно обойтись без наказания.

Если без наказания никак нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах:

1. Наказание не должно вредить здоровью ребенка.

2. Справедливым считается наказание, которое ребенок получил за нарушение правил, которые известны ребенку.

3. За один проступок – одно наказание.

4. Наказание ребенка предполагает его прощение за инцидент, о прежних проступках ни слова.

5. Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к данному методу воспитания.

6. Нельзя наказывать ребёнка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ ПООЩРЕНИЯ

Поощрение помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Чтобы метод поощрения закреплял положительные способы поведения, его необходимо правильно применять.

1. Поощрение надо использовать, когда необходимо отметить достижения ребенка, которые потребовали от него значительных усилий - умственных, нравственных.

2. Соблюдайте чувство меры. Если ребенка хвалить за каждый пустяк, то он привыкает к похвалам и не обращает на них внимание, или начинает многое делать напоказ.

3. Поощрение всегда должно сочетаться с требовательностью.

4. Форма поощрения зависит от возраста детей и их индивидуальных особенностей. Это может быть и улыбка, и теплое слово.

Методы стимулирования используется для формирования нравственных чувств (положительного или отрицательного отношения личности к предметам и явлениям окружающего мира ,обществу в целом, отдельным людям, природе, искусству, самому себе и т. д.). Эти методы помогают человеку сформировать умение правильно оценивать свое поведение и способствует осознанию им своих потребностей и выбору соответствующих им целей. В основе методов стимулирования поведения лежит воздействие на мотивационную сферу личности и направленно на формирование у воспитанников осознанных побуждений к активной и социально одобряемой жизнедеятельности. Эти методы оказывают влияние на эмоциональную сферу воспитанника и формируют у него навыки управления своими эмоциями, учат управлять чувствами, понимать свои эмоциональные состояния. Методы воздействуют и на волевую сферу: способствуют развитию инициативы, уверенности в своих силах; настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченных целей, умения владеть собой, а также выработке навыков самостоятельного поведения.

Среди методов стимулирования поведения и деятельности выделяют поощрение, наказание и соревнование.

Методы стимулирования деятельности и поведения - Поощрение, наказание и соревнование

Поощрение, наказание и соревнование

Поощрение – это педагогический метод выражения положительной оценки действий воспитанников и заключается в закреплении положительных навыков и привычек. Поощрение предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность , создает приятный настрой, повышает ответственность . Поощрение проявляться в одобрение, похвале, в виде благодарности, предоставление почетных прав, награждении знаками внимания в виде подарков и грамот. Одобрение — простейший вид поощрения, которое педагог может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанника или коллектива, ободрением перед детьми, учителями или родителями. Поощрения более высокого уровня — благодарности, награждения и другие — вызывают устойчивые положительные эмоции и дают воспитаннику или коллективу длительные стимулы для достижения нового, более высокого уровня. Торжественное награждение в присутствии сверстников, педагогов, родителей усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию. Прежде всего, следует учитывать психологическую сторону поощрения и его последствия.

Поощрение предполагает соблюдение ряда условий:

1. Поведение воспитанника должно мотивироваться не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

2. Поощрения заслуживают не только добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился на общее благо, показал пример честного к нему отношения. Надо поощрять тех, кто проявлял трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогал другим, пусть и не добился выдающихся личных успехов.

4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно во время ободрить неуверенного, отстающего, что вселяет в воспитанников уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Оправдывая оказанное доверие, воспитанник преодолевает свои недостатки.

5. И самое главное в нынешнем школьном воспитании — соблюдение справедливости. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с воспитанниками.

Всякий метод стимулирования, оказывает сильное влияние на эмоциональную и мотивационную сферы личности.

Наказание должно применять , учитывая следующие требования:

1) наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и не должно унижать достоинство ученика;

2) нельзя торопиться наказывать, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение воспитанника;

3) обязательно следует убедиться, что ученик понял, за что его наказывают;

5) за один проступок следует одно наказание; если проступков много, наказание может быть суровым, но за все проступки сразу;

6) наказание не отменяет поощрения, которое ребенок заслужил ранее, но еще не успел получить;

7) при выборе наказания следует учитывать сущность проступка, кем и при каких обстоятельствах он был совершен и какие были причины, побудившие совершить данный проступок;

8) если ребенок наказан, значит, он уже прощен, и больше нет необходимости вести разговор о прежних его проступках.

Соревнование – это метод опирающийся на естественной потребности ребенка к соперничеству, лидерству, сравнению себя с другими. Соревнуясь, дети быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Соревнование формирует качества конкурентоспособной личности. В процессе соревнования воспитанник достигает определенного успеха в отношениях и приобретает новый социальный статус. Соревнование стимулирует активность и способность учится реализовать себя в различных видах деятельности.

При организации соревнований следует учитывать следующие требования:

1) соревнование организуется в связи с конкретной воспитательной задачей ( в начале новой деятельности, завершении трудной работы, снятии напряжения);

3) чтобы из соревнования не исчез дух игры и дружеского общения, оно должно быть оснащено яркой атрибутикой (девизы, звания, титулы, эмблемы, призы, знаки почета и др.);

4) гласность и сравнимость результатов- обязательное условие соревнования. Воспитанники должны видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками или баллами.

Субъективно-прагматический метод

Субъективно-прагматический метод — это воспитательный метод, стимулирующего деятельность и поведение воспитанников на основе создания условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится не выгодно и экономически накладно. Развивающиеся общественные и экономические отношения втягивают детей в жестокую конкурентную борьбу и заставляет готовиться к жизни со всей серьезностью. Школьное воспитание в развитых странах приобретает все более утилитарный характер и подчинено по сути одной цели— найти после окончания учебного заведения работу и не остаться без средств к существованию. Педагоги используют общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях.

Прежде всего, они подчеркивают тесную связь хорошего воспитания с будущим социально-экономическим положением человека: на конкретных примерах убеждают, что невоспитанные, необразованные люди имеют мало шансов на престижные должности и оказываются на низкооплачиваемых работах, первыми пополняют ряды безработных. Таким образом, воспитание приобретает обостренно личностную направленность. Воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы для поступления на работу или учебу. Академические успехи зависят от способностей и не каждому даются, то хорошо воспитанными гражданами должны быть все. Конкретные модификации субъективно-прагматического метода следующие:

1) контракты, заключённые воспитанниками с воспитателями, четко определяются обязанности сторон;

2) личные карточки самосовершенствования (программы самовоспитания), составляются воспитанниками, воспитателями и родителями;

6) штрафы в баллах или очках, влекущие за собой наказания: денежные компенсации за не правильное поведение, лишение прав и свобод, привилегий и т. д.

Субъективно-прагматический метод воспитания распространяется и в современной школе. С развитием рыночных отношений, и школьники, и родители, и педагоги понимают, что готовиться к жизни нужно основательно. Появилась необходимость внедрять соответствующие изменениям методы. Происходит сближение школы с жизнью, воспитанность становится ценностью, приобретая реальную рыночную стоимость.

Основные качества педагогического требования

Требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности. Требования реализуются в личных отношениях педагога и детей.

По форме предъявления различаются непосредственные и опосредованные требования. Непосредственные — требования, предъявляемые воспитателем воспитаннику без посредников, напрямую. Воспитатель — воспитанник. Непосредственное требование может быть прямым и косвенным.

Опосредованные требования — требования воспитателя, предъявляемые через актив (группу класса, принявшую и поддерживающую требования воспитателя) или общественное мнение (требование, поддерживаемое всем классом/группой, отрядом/большей его частью). Воспитатель — актив или большинство класса — воспитанник.

Прямые требования — приказ, запрет, указание. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Прямое требование наиболее эффективно, когда степень авторитетности воспитателя еще не определилась, т.к. он только начал работать с данным детским коллективом или конкретным воспитанником, или когда стимулируемая деятельность незнакома и только осваивается. Прямое требование формулируется четко, произносится спокойным и уверенным тоном. Оно должно быть, по-возможности, позитивным (предписывает, а не запрещает) и инструктивным (раскрывается цель и способ выполнения действия).

Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия/недоверия, условие и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников, отношение к педагогу или сверстникам. В косвенном требовании психологически меньше принуждения, есть возможность выбора решения самим воспитанником.

Виды наказания

Виды наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отказ от наказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей и др.

Нельзя наказывать большие группы воспитанников или целые классы (отряды), так как это приводит к круговой поруке и коллективному противодействию воспитателю. Наказание всего коллектива допускается крайне редко и только при условии высокого уровня его развития, так как в таком коллективе достаточный уровень ответственности друг за друга. Нельзя наказывать в состоянии гнева, раздражения, аффекта.

Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Сильные не мстительны. Оружье сильных — доброта.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: