Объясните почему реализация права на мирные собрания митинги демонстрации и другие публичные

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация. Статья посвящена анализу правовых основ проведение митингов и иных видов собраний граждан в РФ. Автором рассматриваются нарушения проведения указанных мероприятий, а также виды ответственности, установленные российским законодательством. Внимание также уделяется и зарубежному опыту проведения митингов, собраний.

Право на проведение мирных собраний и других видов сходов гражданам РФ гарантировано ст. 31 Конституции РФ[1]. Имея тесную взаимосвязь с другими видами прав и свобод, которые также закреплены на конституционном уровне (статьи 29, 30, 32 и 33), право на проведение мирных собраний делает возможным для граждан влиять на деятельность органов власти с помощью проведения различного рода публичных мероприятий. Это в наибольшей степени способствует развитию конструктивного и мирного диалога между государством и его гражданами, однако характер протеста, которые могут носить данные мероприятия, не исключен: это может быть открытая критика каких-либо действий и решений властных органов, а также и неприятие в целом проводимой ими политики.

Являясь по своей юридической природе неотчуждаемым и естественным правом человека, право на проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования происходит из свободы мысли и слова. Цель, с которой гражданами проводятся мирные собрания различных видов – обсудить назревшие проблемы в политике органов власти, выразив собственную позицию по данному вопросу, а также заставить государственные или местные органы власти принять определенные решения в целях решения имеющихся проблем. Если же право граждан, занимающих сторону оппозиции, нарушается путем установления запретов на собрания, то такой запрет провоцирует использование незаконных методов борьбы против власти: организация тайных обществ, конспиративных кружков и пр. Таким образом, полагаем, что публичная власть должна нейтрально реагировать на то, что граждане пользуются предоставленным им правом согласно ст. 31 Конституции и организовывают собрания, митинги, шествия и т.д.

Что касается митингов, то эта форма схода граждан предполагает присутствие широких масс, также в конкретном месте с той целью, чтобы выразить публично мнение общества относительно назревших проблем, носящих общественно-политический характер. Другими словами, в отличие, например, от шествия, митинг – где люди собрались и стоят на одном месте, тогда как шествие предполагает движение, маршрут которого заранее определен. Что касается демонстрации, то здесь маршрут движения народных масс может и не быть определенным заранее.


Митингом, который проводится около конкретного здания (строения), при котором не применяется техника, усиливающая звук, является пикетированием. Иных форм проведения сборов граждан закон не содержит. В случае, когда граждане собираются в том формате, который законом не предусмотрен, со стороны властей такое собрание может расцениваться как митинг, шествие, демонстрация или пикетирование.

Еще одним важнейшим международным документом, закрепляющим право на свободные мирные собрания, является Конвенция о защите прав человека и основных свобод [] (ст. 11). Согласно позиции Европейского Суда по правам человека, несмотря на то, что указанное право является одним из базовых прав, установленных в демократическом обществе, оно может быть ограничено, исходя из положений п. 2 ст. 11 вышеупомянутой Конвенции. Данные ограничения устанавливаются в основном для того, чтобы избежать беспорядков и совершения преступлений, а также в целях охраны здоровья и нравственности, защиты прав и свобод других лиц.

Статья 15 в п. 4 Конституции РФ устанавливает приоритет норм международного права над внутринациональным, поскольку международные нормы – часть российской системы права. В рассматриваемом нами вопросе указанное положение означает реализацию права на мирные собрания не только гражданами России, но и иностранными гражданами, и даже лицами без гражданства. Таким образом, указанная свобода должна быть признана естественным и неотчуждаемым правом не только гражданина, но и человека в целом.

Вместе с тем, в ФЗ от 19.06.2004 указано, что субъектами, которые имеют право на участие в мирных собраниях, являются их непосредственные участники и организаторы. Требования, предъявляемые к организаторам, содержатся в ст. 5 Закона: в качестве таковых могут выступать гражданин (граждане) Российской Федерации, политические партии, иные общественные и религиозные объединения, и т.д. Что касается возрастного порога, то для организатора шествия, демонстрации или пикетирования установлен минимальный возраст гражданина - 18 лет, а организовывать митинги или собрания лица вправе с 16 лет. Это обусловлено тем, что именно 16-летний возраст является возрастом наступления административной ответственности, согласно КоАП РФ, в случае, если организатором указанных выше мероприятий будут допущены какие-либо нарушения их проведения.

Важность точного разграничения участников собрания от случайных лиц для правильной квалификации нарушений при проведении мирных собраний подчеркивается рядом авторов В.Ф. Воробьевым, А.Ю. Якимовым, И.И. Веремеенко.

В качестве основания для привлечения участников митинга к ответственности выступают различные нарушения законодательства о митингах. Таковыми являются: несанкционированный митинг, нарушения, связанные с порядком организации и проведения акции, например, выбран неустановленный для шествия маршрут, место или время. Также это нарушения безопасности и мирного характера собрания: например, призывы к насилию, свержению государственной власти, экстремистские высказывания и т.д. В последних перечисленных случаях может наступать уголовная ответственность.

Каковы же правила, установленные для организации и проведения подобных акций? Во-первых, важным моментом является предупреждение властей в установленные сроки – не позднее, чем за 10 дней до планируемой акции организаторы обязаны уведомить органы власти, и даже тогда, когда митинг направлен против них. Уведомление подается в письменном виде с указанием в нем личных и контактных данных организаторов, описания планируемого мероприятия: каков его вид, цель, место проведения, приблизительное количество участников и меры, которые будут предприниматься для обеспечения их безопасности. Правила для шествия аналогичны, но здесь еще и необходимым условием является указание планируемого маршрута. Что касается правил проведения пикетирования, то здесь различия лишь в сроках подачи заявки – уведомлять власти можно за 3 дня до начала мероприятия. Вместе с тем, если пикет одиночный, то предварительного согласования с властью он не требует, согласно позиции закона. Однако для пикетов с множеством участников установлены следующие нормы, касающиеся расстояния до ближайшего пикетчика – оно не может быть менее 50 метров (норма, установленная для Москвы, но в других регионах расстояние может быть меньше указанной цифры).

Для митингов и других акций подобного рода закон устанавливает строго определенное время их проведения – с 7 до 22:00 часов. Проводить ночные мероприятия допустимо, если только они являются культурными или же памятными. Акция может быть перенесена в другое место по требованию властей, если объекты, рядом с которыми мероприятие будет проводиться, являются опасными: железная дорога, нефтепроводы, газопроводы, высоковольтные ЛЭП и т.д. Закон запрещает также собрания около резиденций главы государства, судов, исправительных учреждений, вблизи российской границы (при отсутствии специального разрешения от пограничной службы). В проведении акции также будет отказано со стороны властей в случае, если ее организатором будет выступать иностранный гражданин, недееспособное лицо, гражданин, имеющий непогашенную судимость по некоторым видам статей УК РФ, на протяжении одного года до планируемой акции более 1 раза был привлечен по ст. КоАП РФ за нарушение правил проведения подобных мероприятий, неповиновение органам полиции.

Что касается срока, в течение которого власти обязаны отреагировать на поданную заявку, то согласно законодательству, он не может превышать три дня. Решение, которое могут принять власти – это согласование заявки или же предложение других вариантов. В свою очередь, на полученный от властей ответ организаторы обязаны отреагировать также не позднее, чем за 3 дня до проведения мероприятия, сообщив, принимается ли предложенная альтернатива или нет. В случае, если предложение властей не устроило митингующих, то они вправе его обжаловать, однако на практике часто возникают ситуации, когда жалоба рассматривается уже после проведения мероприятия.

Что касается правил безопасности, то они запрещают проведение митингов и иных мероприятий, если участники приносят на них оружие, боеприпасы; под запретом также находятся также колющие, режущие предметы, пиротехника, иные материалы, которые могут быть использованы для задымления, спиртные напитки.

Но как же на самом деле обстоит ситуация с реализацией нашими гражданами конституционного права на проведение мирных собраний? На практике все чаще власти считают несанкционированным проведение подобных мероприятий, за что осуществляют массовые задержания людей. Согласно официальной статистике, только за начало 2014 года лишь по Москве полицией были задержаны свыше 1500 человек. Отметим, что и на согласованных акциях также происходят иногда задержания, однако они случаются реже. Самой распространенной статьей, которую нарушают митингующие – правила проведения публичных мероприятий, согласно 20.2 КоАП. Наказание, применяемой к нарушителям указанной нормы, как правило – штраф, размер которого колеблется от 10 000 до 300 000 рублей. Но также нарушителям могут быть назначены и другие наказания- например, обязательные работы сроком до 200 часов, либо административный арест на срок до 30 суток. На втором месте — неповиновение законным требованиям представителям власти, (ст. 19.3 КоАП). Санкции, применяемые к нарушителям норм данной статьи — также штраф, но уже в размере от 500 до 5000 рублей, но административный арест может быть назначен на аналогичный с предыдущей статьей срок.

Тем, кто попался на повторном нарушении, закон устанавливает более строгие меры: вплоть до уголовной ответственности и размеры штрафов – от 600 000 до 1 миллиона рублей, или в размере заработной платы за период от 2 до 3 лет. Уголовная ответственность самой строгой мерой наказания предусматривает лишение свободы сроком до 5 лет. Но не всегда участники акций привлекаются по вышеперечисленным статьям: гораздо реже, но все же бывает и задержание за мелкое хулиганство.

Нарушение прав митингующих со стороны властей, со слов правозащитников и самих участников акций, проявляются в том, что задержание происходит органами полиции с целью прекращения митинга, а протокол участнику-нарушителю не всегда выписывают по нарушенной именно им статье, часто просто используя набор самых подходящих и распространенных. К сожалению, позиция судов довольно однобока: справедливыми и достоверными они считают только показания полицейских, хотя в суде присутствуют те, которые даже не производил задержания! Также не принимаются во внимание нарушения, допущенные полицейскими при задержании, такие как грубое обращение, необъяснение причин задержания. О какой законности и справедливости правосудия здесь может идти речь?

Относительно нарушения прав граждан, хотелось бы добавить, что часто во время громких процессов людям часто не хватает места в зале суда и они собираются возле здания. Такие случаи власти иногда рассматривают как несогласованные митинги и задерживают участников.

А какова же обстановка по рассматриваемому нами вопросу за рубежом? Ведь Россия уже довольно длительный период не живет в правовом вакууме: взятые на себя обязательства по защите прав человека в рамках конвенций ООН и требований Европейского Союза по правам человека (ЕСПЧ) наше государство обязано соблюдать. Ведь в защиту права на свободу мирных собраний разработан целый ряд международных стандартов в области прав человека. Важно понимать, что незнание казанных документов не освобождает государства и правительства от необходимости их соблюдения.

Правовая позиция ЕСПЧ основывается на том, что перед тем, как применить силу, следует сделать адекватное предварительное предупреждение, чтобы участники собрания могли разойтись мирно. Ни при каких обстоятельствах сила не должна быть применена против мирных демонстрантов, не имеющих возможности покинуть место собрания. Разгон собраний должен применяться лишь в крайних случаях, потому как есть риск нарушения прав на свободу выражения мнений и на мирные собрания, а также права на личную неприкосновенность. [5] Наконец, указывает ЕСПЧ, основываясь на презумпции в пользу проведения собраний, незаконные мирные собрания не должны прекращаться исключительно по причине несоблюдения законных требований.

В заключение отметим, что на данном этапе становления демократического общества и государства России очень далека от совершенства в плане соблюдение мировых стандартов по проведению мирных мероприятий гражданами. И очень хотелось бы, чтобы закрепленное Конституцией право на проведение мирных собраний перестало носить декларативный характер, а граждане могли действительно нормально и беспрепятственно его реализовывать, не опасаясь быть наказанными за выражение собственного мнения.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

2. Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от 19.06.2004 N 54-ФЗ (последняя редакция).

5. Ярыгин И.И. Административная ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании: проблемы и перспективы // Административное право и процесс. – 2015. – № 4. – С. 85.

ВС РФ защитил право граждан на проведение митингов

В последнее время в свете определённых событий интерес к правилам проведения шествий, пикетов, митингов и т. д. вспыхнул с новой силой.

Многих стали интересовать условия проведения, соответствующее законодательство и возможные последствия, которые могут наступить в случае, если что-то пойдёт не так.

Несмотря на то, что статьёй 31 Конституции РФ закреплено право граждан России на проведение мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, возникает ряд вопросов, связанных с тем, насколько проведение таких мероприятий возможно и, что не менее важно, безопасно.

Для проведения митинга необходимо заблаговременно подать уведомление в администрацию города о намерении провести публичное мероприятие. Но далеко не факт, что разрешение на его проведение будет дано.

То же случилось и с обратившимися в Верховный Суд гражданами России Мировым и Шашковым.

Фабула дела

Мужчины решили провести митинг с целью инициирования процедуры отставки губернатора области. Администрация города заявила о невозможности проведения мероприятия в предложенном организаторами месте в связи с проведением там ранее запланированного мероприятия. При этом администрация не предложила мужчинам альтернативы, что и побудило Мирового обратиться в суд с иском о бездействии администрации.

Согласно материалам дела в качестве обоснования требований заявитель указал, что отказ в проведении публичного мероприятия является незаконным, поскольку не содержит обоснованного предложения об изменении места и (или) времени его проведения, не предложены конкретные места и (или) время возможного проведения этого мероприятия. Также ссылался на то, что в установленный срок данный отказ административному истцу вручен не был. Поскольку административный ответчик обязан был назначить уполномоченного представителя и вручить под роспись административному истцу соответствующее распоряжение, то полагал, что администрацией было допущено незаконное бездействие.

Районный суд и суд кассационной инстанции сошлись во мнении и отказали в удовлетворении административного иска. Суды сослались на то, что на административного ответчика не возлагалась обязанность по информированию организаторов заявленного публичного мероприятия о возможности проведения публичного мероприятия в ином месте и (или) иное время. Тогда было принято решение искать помощи у судей Верховного Суда. Верховный Суд с доводами нижестоящих инстанций не согласился.

Позиция Верховного суда

Судьи сослались на положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которой закреплено право граждан на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Также Верховный Суд напомнил, что орган исполнительной власти вправе отказать в проведении мероприятия только в двух случаях:

  1. Лицо не имеет права быть организатором публичного мероприятия;
  2. В качестве места проведения мероприятия организатор выбрал место, в котором устраивать подобные шествия запрещено законом.

Коллегия Верховного Суда обратила внимание и на определение Конституционного суда, в котором сформулированы следующие правовые позиции:

Орган публичной власти не может запретить проведение мероприятия по своему усмотрению;

Орган власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным;

При отказе в проведении органами власти должны быть представлены веские причины невозможности проведения мероприятия;

Органы власти должны предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов.

Так, Верховный Суд признал незаконным ответ главы города, т. к. в нём не содержится предложение об ином месте проведения митинга, а также определил отменить принятые по делу решения.

В конце прошлого года Президент РФ Владимир Путин обозначил необходимость выработки единого подхода судов к рассмотрению споров, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях, поручив Верховному Суду Российской Федерации обобщить соответствующую судебную практику (п. 5 перечня поручений от 2 декабря 2017 г. № Пр-2436). К публичным мероприятиям, напомним, относятся собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, а также различное сочетание форм этих проводимых в мирных целях акций (ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"; далее – Закон № 54-ФЗ).

На основании проведенного анализа Суд подготовил проект постановления, в котором обозначаются основные вопросы, возникающие при рассмотрении данной категории споров, и указывается, на какие обстоятельства при разрешении этих вопросов судам следует обращать внимание (далее – Проект; текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). Вчера документ обсуждался на заседании Пленума ВС РФ.

Поскольку Проект содержит разъяснения, касающиеся рассмотрения как административных дел (связанных с обжалованием действий или бездействия органов публичной власти), так и дел об административных правонарушениях, рассмотрим наиболее значимые положения каждого из этих двух блоков.

Административные дела

ВС РФ напоминает, что решения, действия или бездействие органов публичной власти, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия (ст. 31 Конституции РФ) или препятствующие его реализации, могут быть оспорены в суде по правилам гл. 22 Кодекса административного судопроизводства. Поскольку большое количество споров возникает по вопросам, связанным с согласованием проведения публичного мероприятия, рассмотрению соответствующих споров в Проекте уделяется особое внимание. Так, подчеркивается необходимость неукоснительного соблюдения установленных сроков на обращение с исковым заявлением, рассмотрение дела и исполнение судебного решения либо его обжалование, которые являются сокращенными по сравнению со сроками оспаривания иных решений или действий органов публичной власти.

Также прямо указано, что не может расцениваться как отказ в согласовании мероприятия направление органом публичной власти организатору (в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 54-ФЗ) обоснованного предложения об изменении времени или места проведения мероприятия либо предложения устранить несоответствие указанных в уведомлении условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства, а также предупреждения о том, что такое несоответствие может стать основанием для привлечения организатора или участников мероприятия к административной или уголовной ответственности. Данные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора и органа власти, направленное на определение места, времени, формы и иных условий проведения мероприятия, указывает Суд. Согласование спорных параметров может осуществляться вплоть до дня проведения публичного мероприятия, в том числе в ходе рассмотрения дела об оспаривании предложения органа власти об их изменении – путем заключения соглашения о примирении (ст. 137 КАС РФ). Но в случае отказа в согласовании проведения мероприятия заключение такого соглашения не допускается.

С массивом судебных решений по спорам, связанным с нарушением законодательства о публичных мероприятиях, в том числе актами ЕСПЧ, можно ознакомиться в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Если предложение об изменении места или времени направляется органом власти организатору по истечении трех дней с момента получения уведомления о проведении мероприятия, такое мероприятие считается согласованным, за исключением случаев, когда организатор уклоняется от получения предложения. Причем данный трехдневный срок не продлевается даже тогда, когда один из дней является нерабочим, отмечается в Проекте. Само же предложение должно содержать конкретные данные, доказывающие невозможность проведения мероприятия в заявленное время или в заявленном месте без нарушения публичных интересов. Более того, орган власти обязан предложить организатору конкретное альтернативное время или место, соответствующее социальному и политическому значению запланированного мероприятия. Интересно, что, по мнению ВС РФ, и в том случае, когда в уведомлении указано место, в котором согласно закону публичные мероприятия проводить недопустимо в принципе, что является основанием для отказа в согласовании проведения мероприятия (ч. 3 ст. 12 Закона № 54-ФЗ), орган власти вправе предложить организатору альтернативное место.

Крайне важным является разъяснение Суда о том, что временные неудобства, которые могут возникнуть в связи с проведением публичного мероприятия, например необходимость изменения маршрутов движения транспорта или создание помех движению пешеходов, сами по себе не являются уважительной причиной для предложения об изменении места или времени проведения мероприятия, если только они не приведут к нарушению требований по обеспечению безопасности дорожного движения. В любом случае при обжаловании организатором указанного предложения орган власти должен будет представить суду доказательства о наличии обстоятельств, препятствующих проведению мероприятия в заявленном месте или в заявленное время. Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ, заслуженный юрист РФ Сурен Авакьян назвал данное разъяснение самым значимым положением Проекта, поскольку оно, по сути, направлено на недопущение воспрепятствования исполнительными органами власти проведению в определенных местах публичных мероприятий "неугодными" им лицами.

В положениях Проекта, касающихся проведения мероприятий в специально отведенных для этого местах (ч. 1.1-1.2 ст. 8 Закона № 54-ФЗ), оговаривается, что запланированное на то же время в том же месте культурно-массовое мероприятие не должно являться причиной для направления организатору публичного мероприятия предложения о выборе другого времени или места. Тем не менее указанное обстоятельство все же может считаться законным основанием для такого предложения, но только если информация о проведении массового мероприятия, не относящегося к публичным, была опубликована, а совместное проведении обоих мероприятий не позволит обеспечить их безопасность.

В случаях, когда мероприятие планируется провести на не подведомственной органу власти, уполномоченному на согласование публичных мероприятий, территории, его проведение должно быть согласовано с лицом, в ведении которого находится эта территория, отмечает Суд. Например, владельцем частной территории или помещения, в том числе предполагающего свободный доступ неопределенного круга лиц (торгового центра, например). Информацию о получении такого согласия необходимо представлять в орган публичной власти одновременно с уведомлением о проведении мероприятия. При отсутствии согласия организатору должно быть направлено предложение о выборе другой территории без указания конкретного места, подчеркивается в Проекте.

При оспаривании предложенных органом власти альтернативных времени или места проведения публичного мероприятия организатор обязан представить доказательства того, что они не соответствуют целям мероприятия, указывает ВС РФ. Если же условия проведения мероприятия согласованы, организатор не вправе их менять – любая корректировка требует подачи нового уведомления о проведении мероприятия.

Дела об административных правонарушениях

КоАП предусматривает ответственность за воспрепятствование организации, проведению или участию в публичном мероприятии либо принуждение к участию в нем (ст. 5.38 КоАП РФ), а также за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП РФ).

Проектом предлагается определить, что понимается под организацией и проведением мероприятия, и указать, какие действия граждан и должностных лиц могут расцениваться как воспрепятствование проведению мероприятия и участию в нем, а какие – как невыполнение организатором требований законодательства о проведении публичных мероприятий. То есть, по сути, перечисляются действия, составляющие объективную сторону данных составов правонарушений.

Кроме того, Суд напоминает, что воспрепятствование проведению публичного мероприятия или участию в нем может квалифицироваться как преступление (ст. 149 Уголовного кодекса) и приводит примеры действий должностных лиц, которые могут признаваться именно преступными.

Среди положений Проекта, касающихся рассмотрения дел о привлечении к ответственности организаторов публичных мероприятий, стоит выделить, в частности, разъяснения о:

  • необходимости разграничения случайного совпадения действий участников одиночных пикетов и совокупности объединенных единой целью и общей организацией условно одиночных пикетирований, так как в последнем случае речь идет о проведении публичного мероприятия без надлежащего уведомления;
  • возможности привлечения организатора к административной ответственности в связи с превышением предельной заполняемости территории, на которой проводится публичное мероприятие, только в том случае, когда такое превышение создало реальную угрозу безопасности участников мероприятия или не участвующих в нем лиц, нарушения общественного порядка или причинения ущерба имуществу граждан и организаций и возникло именно по вине организатора (например, когда он не предпринял мер по ограничению доступа к участию в мероприятии и т. д.);
  • влияющих на квалификацию в качестве административного нарушения или преступления повторного нарушения порядка организации или проведения публичного мероприятия (ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ и ст. 212.1 УК РФ соответственно).

Заключительные положения Проекта посвящены определению подсудности дел данной категории, особенностям назначения наказания за соответствующие правонарушения (упоминается о возможности снижения штрафа ниже минимального размера санкции, установленного соответствующей нормой, назначения административного ареста только в исключительных случаях), применения мер обеспечения производства по делу (доставления, административного задержания лица и др.) и проведения судебного заседания (поясняется, когда может быть проведено закрытое заседание, например).

Проект в целом поддержали представители судейского и научного сообщества, а также заинтересованных ведомств – Минюста России и Генеральной прокуратуры РФ, отметив, что рассмотрение споров, связанных с нарушениями законодательства о публичных мероприятиях, как правило, получает широкий общественный резонанс, а вынесенные судебные решения нередко становятся предметом рассмотрения ЕСПЧ, что подчеркивает необходимость выработки единых правовых позиций по применению соответствующих законодательных норм.

Юрист разбирает протесты с точки зрения закона: что разрешено и что запрещено

Протестная активность населения представляет значительный интерес для исследователей, так как протесты являются одним из наиболее действенных каналов коммуникации гражданского общества и власти. С другой стороны, протестные настроения способны объединить различающиеся по интересам, ценностям и общественному настроению социальные слои.

Что именно называется протестом?

Выделяют несколько видов протестов, в первую очередь политический и социальный.

С точки зрения публичного управления, протест рассматривается как один из активных способов обратной связи граждан с государством.

Социальный протест — протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического характера. Зачастую перерастает в политическую форму. Например, протест по невыплатам пенсий.

Протест может происходить как с применением, так и без применения насилия со стороны протестующих. В 2019 году было проведено исследование протестов, проходивших в мире в последние десятилетия. Вывод однозначен — ненасильственные кампании имели вдвое больше шансов на успех, чем насильственные: они приводили к политическим изменениям в 53% случаев по сравнению с 26% для насильственных протестов. Кроме того, было доказано, что протест практически всегда достигает своих целей, если в нем участвует не менее 3,5 % населения.

Формы ненасильственных протестов: митинг, протестное голосование, молчание, флешмоб, пикетирование, бойкот, голодовка, петиция, забастовка и др.

Протест с применением насилия: бунт, восстание, революция и террор.

Этот термин используется в других значениях. Существует, например, протест прокурора, который обозначает меру прокурорского реагирования в виде принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Также известны вексельный протест и протест против оплаты чека, то есть нотариальные действия, удостоверяющие протесты векселей и отказы от оплаты чеков в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Законны ли протесты?

На этот вопрос было бы проще ответить, если бы законодательство РФ знало такое понятия как протест в политическом смысле.

Если исходить из классификации протестов на насильственные и ненасильственные, то да, однозначно можно ответить, что ненасильственные протесты законны.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 54, под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

ФЗ № 54 дает следующие определения митинга, демонстрации и шествия:

  • Митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
  • Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
  • Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
  • Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Кроме того, несмотря на отсутствие права на протест как такового и, соответственно, обязанности государства действовать в соответствии с мнением протестующих граждан, в реальной жизни протесты против значимых политических решений неизбежны.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Что можно и что нельзя делать на законном протесте?

Санкционированный митинг, шествие или другое публичное мероприятие имеют строгий порядок поведения, установленный ФЗ № 54, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

В частности, нельзя:

  1. скрывать лицо маской или другим средством маскировки;
  2. иметь при себе оружие, боеприпасы, отравляющие вещества, пиротехнику, горючие материалы, алкоголь и т. д.;
  3. находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Кроме того, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

  1. выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
  2. соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
  3. соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичного мероприятия имеют право:

  1. участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;
  2. использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;
  3. принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста.

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе. Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес. Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

Читайте также: