Нужен ли директору компьютер

Обновлено: 02.07.2024

Этичный хакинг и тестирование на проникновение, информационная безопасность

Оглавление

8. Групповые политики

9. Управление пользователями и компьютерами Active Directory. Группы. Организационные единицы

10. Настройка траста и сайта доменов

11. Другие службы и роли Active Directory

12. Настройка Samba (Active Directory для Linux)

13. Инструменты для аудита безопасности Active Directory

Что такое Active Directory

Active Directory — это технология Microsoft, которая представляет собой распределенную базу данных, в которой хранятся объекты в иерархическом, структурированном и безопасном формате. Объекты AD обычно представляют пользователей, компьютеры, периферийные устройства и сетевые службы. Каждый объект уникально идентифицируется своим именем и атрибутами. Домен, лес и дерево представляют собой логические подразделения инфраструктуры AD.

Домены Windows обычно используются в больших сетях — корпоративных сетях, школьных сетях и государственных сетях. Они не то, с чем вы столкнётесь дома, если у вас нет ноутбука, предоставленного вашим работодателем или учебным заведением.

Типичный домашний компьютер — обособленный объект. Вы управляете настройками и учётными записями пользователей на компьютере. Компьютер, присоединённый к домену, отличается — этими настройками управляет контроллер домена.

Что такое домен?

Домены Windows предоставляют сетевым администраторам возможность управлять большим количеством компьютеров и контролировать их из одного места. Один или несколько серверов, известных как контроллеры домена, контролируют домен и компьютеры на нём.

Домены обычно состоят из компьютеров в одной локальной сети. Однако компьютеры, присоединённые к домену, могут продолжать обмениваться данными со своим контроллером домена через VPN или подключение к Интернету. Это позволяет предприятиям и учебным заведениям удалённо управлять ноутбуками, которые они предоставляют своим сотрудникам и учащимся.

Когда компьютер присоединён к домену, он не использует свои собственные локальные учётные записи пользователей. Учётные записи пользователей и пароли устанавливаются на контроллере домена. Когда вы входите в систему в этом домене, компьютер аутентифицирует имя вашей учётной записи и пароль с помощью контроллера домена. Это означает, что вы можете войти в систему с одним и тем же именем пользователя и паролем на любом компьютере, присоединённом к домену.

Другими словами, когда компьютер является частью домена, организация, предоставляющая этот компьютер, управляет и настраивает его удалённо. Они контролируют ПК, а не тот, кто им пользуется.

Поскольку домены не предназначены для домашних пользователей, к домену можно присоединить только компьютер с версией Windows Professional или Enterprise. Устройства под управлением Windows RT также не могут присоединяться к доменам.

Для чего нужна Active Directory

Когда вы используете Active Directory, все разрешения устанавливаются контроллером домена. Это означает, что сетевой администратор уже сообщил контроллеру домена, какие разрешения назначить каждому пользователю. Это делает всю цифровую коммуникацию более эффективной.

Что может администратор сети через Active Directory?

Не всем в вашей организации обязательно нужен доступ ко всем файлам/документам, имеющим отношение к вашей компании. С помощью Active Directory вы можете предоставить отдельным пользователям разрешение на доступ к любым файлам/дискам, подключённым к сети, чтобы все участвующие стороны могли использовать ресурсы по мере необходимости. Кроме того, вы можете указать ещё более точные разрешения. Чтобы проиллюстрировать это, давайте рассмотрим пример: предположим, у вашей компании есть каталог в сети для всех документов, относящихся к кадрам. Сюда могут входить любые формы, которые нужны сотрудникам для подачи в отдел кадров (официальные запросы, официальные жалобы и так далее). Предположим также, что в каталоге есть таблица, в которой указано, когда сотрудники будут в отпуске и отсутствовать в офисе. Ваш сетевой администратор может предоставить всем пользователям доступ к этому каталогу только для чтения, что означает, что они могут просматривать документы и даже распечатывать их, но они не могут вносить какие-либо изменения или удалять документы. Затем администратор может предоставить расширенные права вашему менеджеру/директору по персоналу или любому другому сотруднику отдела кадров, которому потребуется редактировать файлы, хранящиеся в каталоге.

Ещё одним огромным плюсом для сетевых администраторов, использующих Active Directory, является то, что они могут выполнять обновления в масштабе всей сети одновременно. Когда все ваши машины автономны и действуют независимо друг от друга, вашим сетевым администраторам придётся переходить от машины к машине каждый раз, когда необходимо выполнить обновления. Без Active Directory им пришлось бы надеяться, что все сотрудники обновят свои машины самостоятельно.

AD позволяет централизовать управление пользователями и компьютерами, а также централизовать доступ к ресурсам и их использование.

Что нужно для Active Directory

Active Directory можно включить на компьютерах с Windows Server. На не серверных компьютерах (например, с Windows 10), можно установить и включить Active Directory Lightweight Directory Services, то есть средства удалённого администрирования сервера: средства доменных служб Active Directory и служб облегчённого доступа к каталогам. Они предоставляют сервер LDAP (Lightweight Directory Access Protocol, облегчённый протокол доступа к каталогам). Он работает как служба Windows и предоставляет каталог для аутентификации пользователей в сети. Это лёгкая альтернатива полноценному серверу Active Directory, которая будет полезна только в определённых бизнес-сетях.

Active Directory Domain Services

Доменные службы Active Directory — это сервер каталогов Microsoft. Он предоставляет механизмы аутентификации и авторизации, а также структуру, в которой могут быть развёрнуты другие связанные службы (службы сертификации AD, федеративные службы AD и так далее). Это совместимая с LDAP база данных, содержащая объекты. Наиболее часто используемые объекты — это пользователи, компьютеры и группы. Эти объекты могут быть организованы в организационные единицы (OU) по любому количеству логических или бизнес-потребностей. Затем объекты групповой политики (GPO) можно связать с подразделениями, чтобы централизовать настройки для различных пользователей или компьютеров в организации.

Контроллер домена

Сервер, который хостит AD DS — это Контроллер домена (Domain Controller (DC)).

Диспетчер серверов и Windows Admin Center

Управлять всем этим можно через различные программы. Более старым вариантом является Диспетчер серверов (Server Manager). Он позволяет установить Active Directory Domain Services (AD DS) и назначить компьютеру роль Domain Controller (DC).

Новым ПО для управления компьютерами является Windows Admin Center. Данное программное обеспечение является облегчённым с технической точки зрения (работает в веб браузерах), но при этом более функциональное с точки зрения возможностей. Microsoft активно продвигает Windows Admin Center как приложение которое включает в себя функциональность Диспетчера серверов (Server Manager), а также превосходит её, предлагая множество дополнительных функций и удобные интерфейсы для управления и мониторинга компьютерами.


На самом деле, Windows Admin Center не является полноценной заменой ни для Server Manager, ни для другой оснастки. Это программное обеспечение сильно облегчает выполнение многих популярных действий по администрированию компьютеров и серверов, но для некоторых узкоспециализированных настроек требуется другое ПО.

Мы рассмотрим работу с Active Directory в каждом из этих приложений. Также мы рассмотрим развёртывание и управление Active Directory в PowerShell.

Чем рабочие группы отличаются от доменов

Рабочая группа — это термин Microsoft для компьютеров Windows, подключённых через одноранговую сеть. Рабочие группы — это ещё одна организационная единица для компьютеров Windows в сети. Рабочие группы позволяют этим машинам обмениваться файлами, доступом в Интернет, принтерами и другими ресурсами по сети. Одноранговая сеть устраняет необходимость в сервере для аутентификации.

Каждый компьютер Windows, не присоединённый к домену, является частью рабочей группы. Рабочая группа — это группа компьютеров в одной локальной сети. В отличие от домена, ни один компьютер в рабочей группе не контролирует другие компьютеры — все они объединены на равных. Для рабочей группы пароль также не требуется.

Рабочие группы использовались для общего доступа к домашним файлам и принтерам в предыдущих версиях Windows. Теперь вы можете использовать домашнюю группу чтобы легко обмениваться файлами и принтерами между домашними ПК. Рабочие группы теперь переведены в фоновый режим, поэтому вам не нужно о них беспокоиться — просто оставьте имя рабочей группы по умолчанию WORKGROUP и настройте общий доступ к файлам домашней группы.

Есть несколько различий между доменами и рабочими группами:

  • В доменах, в отличие от рабочих групп, могут размещаться компьютеры из разных локальных сетей.
  • Домены могут использоваться для размещения гораздо большего числа компьютеров, чем рабочие группы. Домены могут включать тысячи компьютеров, в отличие от рабочих групп, у которых обычно есть верхний предел, близкий к 20.
  • В доменах имеется по крайней мере один сервер — это компьютер, который используется для управления разрешениями и функциями безопасности для каждого компьютера в домене. В рабочих группах нет сервера, и все компьютеры равноправны.
  • Пользователям домена обычно требуются идентификаторы безопасности, такие как логины и пароли, в отличие от рабочих групп.

Является ли мой компьютер частью домена?

Если у вас есть домашний компьютер, он почти наверняка не является частью домена. Вы можете настроить контроллер домена дома, но нет причин для этого, если вам действительно это не нужно для чего-то. Если вы используете компьютер на работе или в школе, скорее всего, ваш компьютер является частью домена. Если у вас есть портативный компьютер, предоставленный вам на работе или в школе, он также может быть частью домена.





Используя командную строку (PowerShell) вы также можете узнать, прикреплён ли компьютер к домену или входит в рабочую группу.


Для этого выполните команду (можно за один раз всё скопировать-вставить в окно терминала):


Связанные статьи:

факультете информационной безопасности от GeekBrains? Комплексная годовая программа практического обучения с охватом всех основных тем, а также с дополнительными курсами в подарок. По итогам обучения выдаётся свидетельство установленного образца и сертификат. По этой ссылке специальная скидка на любые факультеты и курсы!


Медосмотры для офисных работников в 2021 году всё еще обязательны. Но не для всех. Почему медосмотры для клерков обязательны? Чем отсутствие медосмотров работников офиса грозит работодателю? Ждать ли обещанных Минтрудом изменений? Расскажем в статье.

Обязательный медосмотр для офисных работников: НПА

В пункте 4.2.5 нового Перечня в числе физических факторов, при установлении которых положено проводить медосмотр, указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц). В документе не указано, что медосмотр нужно проходить при превышении предельно допустимого уровня или учитывать длительность работы за компьютером. Означает ли это, что медосмотр должны проходить все сотрудники офиса? По мнению Минтруда, нет. Ведомство поясняет, что если работник выполняет работы с использованием персонального компьютера и при этом уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот не превышает предельно допустимый уровень, направлять работника на медосмотр не требуется (письмо от 05.05.2021 № 15-0/ООГ-1560).

Это значит, что отправлять на медосмотр работающих за компьютером нужно только в том случае, если по результатам СОУТ установлены вредные и опасные условия труда (т.е. будет установлено превышение предельно допустимого уровня электромагнитного поля широкополосного спектра частот 5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц). А офисных работников по результатам спецоценки, как правило, относят ко 2 классу вредности (это допустимые условия).

Обратите внимание! При проведении СОУТ измерения ЭМП на современных персональных компьютерах могут не проводиться (прим. 5 к п. 1.5 приложения 2, утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

С другой стороны, если рабочие места с ПЭВМ фактически будут приравниваться к безвредным, не требующим аттестации/оценки рабочих мест и медосмотров, то такое положение вещей идет вразрез с приказом Минтруда России №988н и Минздрава №1420н от 31.12.2020, и говорить о том, что рабочие места с ПЭВМ и копировальной техникой следует совсем исключить из рабочих мест, подлежащих оценке, пока рано. В данном вопросе законодательство не придерживается единой позиции.

Таким образом, при определении вредности ПЭВМ нужно исходить не из самого факта его наличия/отсутствия, а технических характеристик, даже если современная техника безвредна, то существует множество организаций, эксплуатирующих далеко не самые современные ПЭВМ и другую технику.

Такой вывод сделан исходя из разъяснений Минтруда от 05.05.2021 № 15-0/ООГ-1560, согласно которым в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов проведения оценки условий труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.

Нужно ли проводить медосмотры сотрудникам, работающим за компьютерами более половины рабочего дня, если по результатам спецоценки рабчие места признаны безопасными? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Периодичность медосмотров для офисных работников

Если прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров для работающих с ПЭВМ оказалось обязательным, организовывать их должен работодатель.

Работников из офиса нужно направлять на медосмотры не реже 1 раза в 2 года. Если же коллектив очень молодой и есть лица младше 21 года, то их надлежит обследовать ежегодно.

Минимальный набор специалистов, которых должен проходить офисный сотрудник, — это терапевт, окулист и невролог.

Важно! Медучреждение, куда направляются сотрудники, должно иметь лицензию на проведение медосмотров.

Если кто-то из работников не попал в срок на медосмотр, его нельзя допускать к работе, пока он все-таки не пройдет обязательное обследование.

Есть ли штрафы за непроведение медосмотров для офисных работников в 2021-2022 годах?

Работодателя, допустившего к работе сотрудника, который не прошел обязательный медицинский осмотр, могут привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ:

  • ИП с работниками оштрафуют на сумму от 15 000 до 25 000 руб.;
  • работодателя-юрлицо — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • должностных лиц работодателя, ответственных за допуск к работе, — от 15 000 до 25 000 руб.

Например, организация не проконтролировала наличие медосмотра при приеме на работу нового менеджера и допустила его к работе с компьютером. Когда в организацию пришла плановая проверка, выяснилось, что медосмотр сотрудник не проходил вовсе. Контролеры выписали штраф на организацию в размере 110 тыс. руб. и 15 тыс. руб. - на директора.

За повторное аналогичное правонарушение административное наказание ужесточается (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • ИП заплатит от 30 000 до 40 000 руб., также ему грозит приостановка деятельности на срок до 90 суток;
  • штраф для работодателя-юрлица составит до 200 000 руб., и его работа также может быть приостановлена на срок до 90 суток;
  • должностным лицам работодателя придется раскошелиться на 30 000–40 000 руб. или получить дисквалификацию на период от 1 года до 3 лет.

Важно! Работодатель может обратиться в суд для отмены штрафа. В этом случае обязанность доказывать в суде наличие реального вреда здоровью работника ложится на тех, кто проверял работодателя и налагал штрафы (то есть на Трудинспекцию).

Можно ли избежать штрафов, если офисными работниками не пройден нужный медосмотр?

На этот вопрос постарались ответить сами чиновники Роструда. Вот их основные рекомендации:

Доработать локальные акты, связанные с организацией деятельности сотрудников:

Каков порядок предоставления перерывов при работе с компьютером, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

  • Переписать перечень обязанностей сотрудника в должностной инструкции так, чтобы половина обозначенных в ней обязанностей не была связана с нахождением за компьютером.

По мнению Роструда, в таком случае вероятность штрафов будет минимальной.

ИТОГИ

Отправлять офисных работников на медосмотры нужно. Но при условии, что по результатам спецоценки выявлены превышения предельно допустмых значений. В противном случае грозит административная ответственность.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что может предпринять работник, если работодатель не выполняет обязанность по обеспечению его оргтехникой, в том числе в режиме дистанционной (удаленной) работы. Как проблемы это может создать работодателю?

Ответы на вопрос:

Сергей! Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ у работодателя есть обязанность обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В данном случае суя по всему эту обязанность работодатель не выполняет. Если работодатель не будет обеспечивать средствами для исполнения трудовых обязанностей, то в этом случае работник может обратиться в комиссию по разрешению трудовых споров у работодателя, в Государственную инспекцию труда. Также работник вправе разрешить спор в порядке, предусмотренном статьями 391-392 Трудового кодекса РФ, подав исковое заявление в районный суд для разрешения возникшего спора судом.

Сергей, доброго утра!

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан:

соблюдать нормы трудового права не только установленные законодательством РФ, но также и собственными внутренними документами (коллективным и трудовыми договорами, соглашениями и т. д.);

предоставлять сотрудникам работу на условиях, указанных в трудовом договоре;

создавать безопасные условия в соответствии с требованиями государственных нормативов по охране труда;

обеспечивать сотрудников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми им для выполнения своих трудовых обязанностей.

Вы вправе, поскольку нарушены положения ТК РФ оформить жалобу в ГИТ или прокуратуру.

Проведут проверку по Вашему обращению, в месячный срок и выдадут предписание работодателю об устранении нарушения ТК РФ.

Надеюсь мой ответ Вам будет полезен)

В соответствии с требованиями законодательства работодатель обязан обеспечить Вас всем необходимым для работы. Если этого не делается напишите докладную записку, если есть вышестоящее руководство. Докладная пишется в произвольной форме. Просто ссылайтесь на требования ст.22 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. Обоснуйте отсутствие необходимого обеспечения невозможностью выполнения каких либо обязанностей. Если вышестоящего руководства нет, то Вы имеете право обратиться с данным вопросом в ГИТ (государственную инспекцию по труду), либо попытаться решить данный вопрос в судебном порядке, на основании положений ТК РФ. Удачи Вам!

Согласно статье 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.

Таким образом, выполнение дистанционной работы по месту жительства работника не означает создание стационарного рабочего места и, соответственно, обособленного подразделения по данному адресу.

Сергей, вообще то в обязанности работодателя входит обеспечение работника всем необходимым для осуществления им трудовой деятельности, независимо от режима работы, на это прямо указывает ТК РФ Статья 22. Основные права и обязанности работодателя

Работодатель обязан:

.

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

При неисполнении работодателем своей обязанности, работник имеет право обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда и работодателя привлекут к административной ответственности, согласно КоАП РФ Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Также работник может подать в суд исковое заявление о компенсации морального вреда, в соответствии с ТК РФ Статья 237. Возмещение морального вреда, причиненного работнику

Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Сразу хочу сообщить, что работодатель ОБЯЗАН обеспечить работника всеми необходимыми условиями для выполнения трудовых обязанностей, в частности ст. 22 ТК РФ гласит:

Работодатель обязан:

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей

Если работодатель не предоставляет вам оборудование для работы, в том числе оргтехнику, то вы не можете выполнять свои должностные обязанности.

Работодатель в таком случае и требовать от вас ничего не может.

НО, чтобы обезопасить себя, для того, чтобы вас в последующем не привлекли к дисциплинарной ответственности по ст. 192-193 ТК РФ, рекомендую поступить таким образом:

Обязательно копию обращения с отметкой оставьте у себя.

3. Если при отсутствии оргтехники вы не сможете выполнять обязанности должностные, то работодатель не сможет вас привлечь к ответственности дисциплинарной, у вас на руках будут документы, подтверждающие что вы предпринимали меры, просили работодателя организовать нормальные условия работы.

Поэтому, первым делом направляйте работодателю ПИСЬМЕННОЕ требование об обеспечении вас всем оборудованием, согласно ст. 22 ТК РФ.

Кроме того, если вы обратитесь в Трудовую инспекцию, то работодателя за нарушение трудового законодательства могут привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ,

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Если ваша работа только дистанционная, то внимательно ознакомьтесь со ст. 312.6 ТК РФ,

Работодатель обеспечивает дистанционного работника необходимыми для выполнения им трудовой функции оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами.

Дистанционный работник вправе с согласия или ведома работодателя и в его интересах использовать для выполнения трудовой функции принадлежащие работнику или арендованные им оборудование, программно-технические средства, средства защиты информации и иные средства. При этом работодатель выплачивает дистанционному работнику компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также возмещает расходы, связанные с их использованием, в порядке, сроки и размерах, которые определяются коллективным договором, локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Есть статья 22 ТК РФ. Основные права и обязанности работодателя, где написано, что Работодатель обязан: обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; Так как при дистанционной работе работник выполняет свои обязательства, работодатель обязан обеспечить его все необходимым оборудованием.

Получается, что на дистанционку можно перевести работника, когда:

Служебные обязанности таковы, что их можно выполнять удаленно.

Организационно-технические условия позволяют выполнять работу дистанционно.

Если второй пункт не выполняется, то работодатель согласно ст. 22 ТК РФ, обязан их создать: к примеру, приобрести необходимое оборудование. В противном случае — не переводить сотрудника на дистанционный режим работы.

Если сотрудник организует рабочее место сам

Сотрудник вправе организовать свое рабочее место самостоятельно. Однако если у него, к примеру, нет компьютера, работодатель не имеет права требовать от него покупки оргтехники за свой счет.

Если такая ситуация происходит, работник вправе обратиться с жалобой в Государственную инспекцию по труду. Для предупреждения подобной конфликтной ситуации выгоднее организовать дистанционную работу на первоначальном этапе хотя бы с минимальным набором средств труда.

И последнее. Если работник НАПИШЕТ ЖАЛОБУ В ГИТ (гос. инспекцию труда) ,то работодателя накажут по

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.03.2021)

КоАП РФ Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Всегда честно признавай свои ошибки: это притупит бдительность начальства и позволит тебе натворить новые.

Последую совету Марка Твена и расскажу о типичных ошибках начинающих (и не только начинающих) руководителей. Эту заметку мне писать особенно легко и неприятно: рассказывать я собираюсь об ошибках, которые совершил сам — а некоторые продолжаю совершать. Поэтому это будет очень личная и очень откровенная заметка.

Кто-то, возможно, узнает в ней себя, и в этом случае кого-то заметка может обидеть. Но писал я про себя, а не про кого-то другого. Поэтому надеюсь, что всё-таки никого не обижу. По крайней мере, очень этого не хочу.

Вначале расскажу о двух типичных ситуациях появления начинающих руководителей. Подразумевается рост внутри компании, как чаще всего и происходит: нанимать извне человека без опыта руководства сразу на руководящую позицию слишком рискованно. Можно разделить ситуацию на четыре квадранта по двум осям:

  • Является руководитель экспертом в предметной области или нет.
  • Повышают ли в руководители одного из членов команды или руководитель назначается внешний.

Оба этих среза таят в себе много интересных возможностей для успехов и ошибок. Рассмотрю их чуть подробнее, прежде чем перейти к конкретным ошибкам.

Наиболее типична ситуация, когда руководителем назначают кого-то из команды. Как правило, назначают лучшего специалиста в группе. Лучший программист становится тимлидом, лучший продавец — начальником отдела продаж, лучший маркетолог — руководителем маркетинга.

С одной стороны, руководителю очень полезно быть специалистом в деле, которым он руководит. Например, хороший главный врач больницы — сам хороший хирург. Командир авиационной эскадрильи — хороший пилот. Художественный руководитель театра — хороший режиссёр или дирижёр. Руководителю, который не является экспертом в предметной области, намного труднее заработать авторитет в команде. Зато эта ситуация позволяет избежать множества типичных ошибок начинающих менеджеров.

Как раз недавно у меня на глазах произошло становление начинающего менеджера, и произошло очень успешно. Человеку удалось избежать практически всех типичных ошибок начинающих менеджеров. Анализируя ситуацию, я понял: это произошло не только потому, что он сам по себе большой молодец, обладающий правильными качествами хорошего руководителя, но и потому, что отсутствие глубокой экспертизы в предметной области позволило этому человеку избежать множества ошибок, естественных для эксперта. Об этих ошибках — ниже.

Иногда руководитель приходит извне команды. И ему приходится одновременно и знакомиться со своими сотрудниками, и представляться им, и завоёвывать авторитет.

Иногда случается, когда руководителем группы назначают лучшего в ней специалиста, как описано выше. Ещё вчера вы были с ними на одном уровне (peers), а сегодня вы уже начальник. Или ещё хуже: ещё вчера этот человек был вашим руководителем, а сегодня вы стали руководить им. В хорошей команде много формальных и неформальных связей, очень часто люди не просто работают вместе, но и дружат между собой. А тут вдруг вы становитесь их руководителем.

Я несколько раз побывал в этой самой сложной для руководителя ситуации — становился начальником людей, с которыми до этого работал бок о бок у общего менеджера. А пару раз мне даже довелось стать руководителем своих бывших руководителей. Очень полезный, хотя и очень непростой опыт.

Ключевая компетенция руководителя — достигать результата не самому, а со своей командой. Руководитель, который не может этого сделать, — не очень хороший руководитель.

Случай из жизни: сдавали горящий проект, и я как тимлид решил написать один компонент, чтобы помочь команде. У меня как у руководителя постоянно не было времени заниматься этим компонентом на этапе тестирования. Он стал постоянно вызывать задержки в проекте — пока я не передал его другому программисту.

Поэтому истина, как всегда, посередине. Хорошему руководителю нужно знать, как работает бизнес, в деталях. Но не пытаться сделать всю работу за своих сотрудников: всё равно не получится, рано или поздно он упрётся в естественные ограничения, а команду при этом не разовьёт.

Случай из жизни: когда я начал руководить в том числе и продажами, очень боялся этой незнакомой для меня области. Слова weighted pipeline, forecast и upside меня пугали, и я спрятал голову в песок, стараясь не вмешиваться в процесс. Поплатился за это, когда оказалось, что без внешнего контроля ситуация зашла в пике.

Естественно, в этой ситуации сотрудник не чувствует себя ответственным за результат. Руководитель делегировал ему исполнение, но не ответственность. Мало того, что микроменеджмент здорово снижает эффективность труда исполнителя и руководителя, — он ещё и полностью лишает мотивации.

Обратная ситуация: руководитель полностью передал сотруднику и исполнение, и ответственность. И даже не интересуется ходом проекта или выполнением задачи. Исполнитель в этом случае не чувствует, что задача важна для руководителя, не имеет возможности спросить совета, не получает обратную связь — и допускает ошибки или по крайней мере не достигает максимального результата. О важности обратной связи я уже писал.

И опять — нужен правильный баланс. Крайности не работают ни в ту, ни в другую сторону. Искать правильный баланс, индивидуальный для каждого сотрудника — искусство. Именно в этом и состоит мастерство руководителя.

Случай из жизни: однажды мы готовили большую конференцию с пленарным докладом большого начальника. Я полностью доверил подготовку ответственному, но не очень опытному в этом деле сотруднику. А сам занялся другими делами и даже не обращал внимания на проблемы, о которых сотрудник пытался мне рассказать. В итоге за день до конференции оказалось, что доклад никуда не годится, и пришлось в последнюю ночь полностью всё переделывать.

Мы хотим нравиться другим. Лучший способ понравиться — похвалить. Очень часто начинающие менеджеры, боясь быть непринятыми, стараются всем угодить, всех похвалить. Концентрируются на позитиве и умалчивают о недостатках, считая, что разговоры о проблемах могут ухудшить боевой дух команды. Это очень опасная ошибка, так как она мешает людям развиваться. К хорошим новостям от такого менеджера пропадает доверие: он же всё равно только и делает, что хвалит?

Случай из жизни: мне очень непросто далось впервые донести критику до своих сотрудников. Долго мучился. Думал, они меня потом ненавидеть будут (как и получилось, шутка), и только хвалил, чем довёл ситуацию до совсем критичной. С некоторыми — до неисправимой.

Случай из жизни: решил помочь команде, рассказывая им о том, что можно было бы сделать лучше. Забыл при этом хвалить за то, что делалось хорошо. В итоге команда была демотивирована и всё время занималась тем, что пыталась мне (и себе) объяснить, что они — молодцы, думая, что я ими просто постоянно недоволен. Вместо того, чтобы обсуждать и исправлять проблемы.

Часто начинающие менеджеры, особенно в ситуации, когда менеджером стал сотрудник из той же команды, стараются сохранить неформальные отношения с подчинёнными. На мой взгляд, это очень правильно.

Случай из жизни: неет, я такой ошибки не совершал! Ха-ха.

Случай из жизни: и такой ошибки тоже не совершал! Это я за другими подсмотрел.

Дальше пойдут ошибки не парами, а по одной.

Любой проект и любая задача — это прежде всего возможность научиться чему-то новому, а не только достичь результата. Хороший менеджер при планировании проекта и при разборе полётов всегда смотрит, какие новые знания и навыки может получить или получила команда. И тогда даже самый провальный проект становится полезным.

Случай из жизни: руководя программистами в постоянно опаздывающем проекте (сейчас бы это назвали стартапом, создающим MVP), я совсем забыл, что программистам для хорошей работы нужно изучать новые технологии, ходить на конференции и общаться на форумах. В итоге потерял нескольких очень ценных сотрудников.

Этот пункт связан с предыдущим. Часто менеджеры пытаются удержать своих хороших сотрудников от ухода. Это большая ошибка, которую я сам совершал несколько раз. Нужно поступать ровно наоборот — всячески помогать людям реализовать себя за пределами вашей команды.

Случай из жизни: одного очень хорошего сотрудника я отговаривал покинуть нашу команду несколько раз. До сих пор жалею, что он ушёл, и считаю его уход ошибкой для нас обоих. Но с тех пор я хорошо понял: если кто-то собрался уходить, то уйдёт обязательно.

Плохой сотрудник отличается от хорошего не тем, что он приносит меньше пользы. Его польза отрицательна, он приносит вред. Именно поэтому не стоит бояться увольнять плохих сотрудников. Жалея их, вы наказываете хороших. Это, конечно, не означает, что увольнять нужно безболезненно и без сомнений.

Случай из жизни: таких было несколько — когда я соглашался пойти на компромисс с собой и взять человека, ценности которого не казались мне на 100% правильными. Во всех случаях, когда я шел на компромисс при найме, потом об этом жалел.

Когда становишься руководителем, приходится сталкиваться с лестью — это медицинский факт. Часто лесть трудно распознать. Поэтому руководителям важно создавать в команде атмосферу доверия, когда сотрудники не будут бояться доносить не всегда приятную обратную связь. Ну и, конечно, очень важно научиться смотреть на себя со стороны.

А ещё опасно поддаться ощущению самоуверенности, которое неизбежно возникает в первые месяцы и годы работы руководителем. Впрочем, в последующие годы оно возникает ещё чаще, особенно если карьера была успешной.

Так и сейчас многие воспроизводят действия опытных руководителей, выполняя всякие менеджерские ритуалы и не отдавая себе отчёт, что имитация полезной деятельности далеко не всегда результативна. Им кажется: чтобы люди начали лучше взаимодействовать — нужно провести встречу. Чтобы лучше работали — их нужно хвалить. Чтобы не было неприятностей — нужно избегать критики и делать вид, что всё хорошо. Чтобы возникла стратегия, достаточно провести стратегическое планирование. Опасность такого подхода в том, что имитация правильных действий не только не помогает достигать результата, а очень сильно мешает, создавая иллюзию правильных действий.

Когда команда не работает так, как хочется, возникает соблазн заставить её работать. Запугать. Не скрывать раздражение, чтобы показать серьёзность положения. Повысить голос. Понервничать. Это очень опасный соблазн. Из-под палки человек не может работать хорошо (разве что речь идёт о грубом физическом труде — но и там сомневаюсь).

Человек работает, только если хочет работать. Точка.

Случай из жизни: один раз в жизни я повысил голос на работе. Даже не закричал, а просто произнёс фразу чуть громче, чем обычно. Прошло уже лет семь, а стыдно мне до сих пор.

Случай из жизни: пожалуй, перестать ревновать к успеху и похвале своих сотрудников мне было тяжелее всего. Только когда появились дети, я смог объяснить себе, что завидовать своим сотрудникам — всё равно, что завидовать своим детям. (Надеюсь, мои сотрудники не обидятся на меня за такое сравнение.)

Самая большая ошибка, без номера, — не признавать свои ошибки. Стесняться их. Замалчивать. Не желать их обсуждать. На самом деле, в ошибках нет ничего плохого. Это лучший индикатор того, что вы развиваетесь. Можно ли научиться ездить на велосипеде, ни разу не упав? Можно ли научиться жарить блины, не сделав хотя бы один блин комом? Если вы не делаете ошибок — значит, вы остановились в развитии.

Поэтому радуйтесь ошибкам. Благодарите тех, кто вам на них указывает. Не обижайтесь, не спорьте и не оправдывайтесь. Делайте выводы и растите над собой. (Вот бы мне теперь кто-нибудь помог эти декларации воплотить в жизнь).

Это, конечно, не полный список моих ошибок. Буду признателен, если коллеги расскажут мне о других моих ошибках, можно анонимно. Для этого я создал специальный профиль на ask.fm. Все вопросы могут быть анонимными, но видны всем пользователям, как и мои ответы.

Буду признателен за рассказы других начинающих и опытных руководителей об их собственных ошибках.

Фото из личного архива Алены Шипош

Фото из личного архива Алены Шипош

— Примерно 5 лет назад, на деловой встрече руководителей, собственников и HR у меня завязался спор с одной девушкой. Она была успешным ресторатором, имела большую команду, но выглядела откровенно уставшей и не очень счастливой… Девушка категорично настаивала, что сотрудники не должны знать ничего, что происходит в жизни руководителя, что руководитель не имеет права говорить людям, что у него что-то случилось. И сами сотрудники не имеют права рассказывать начальству о своих проблемах. Мол, отношения должны строиться исключительно на рабочих вопросах.

Сама я была в то время директором небольшой компании, всего 15 человек. Команда у меня, признаюсь, была не самая сильная, многих руководителей надо было обучать основам управления, и поначалу я была, скажем так, огорчена этими людьми. Но прошло всего 2-3 месяца с момента моего прихода в компанию, и рядом уже были работники, готовые на подвиги и способные показывать результаты. Уже тогда у меня была сформирована четкая точка зрения относительно взаимоотношений с сотрудниками, она и сейчас такой остается.

Кроме того, я считаю, что общение на личные темы в дозированных количествах можно не просто разрешать, а нужно поощрять. Расскажу, как это можно делать и почему я пришла к такому подходу.

Как выстраивать отношения с сотрудниками

Трудовую деятельность я начала 16 лет назад с работы личного помощника двух совладельцев ресторана и директора. Молодая, умная, немного дерзкая — нравилась я далеко не всем, особенно женскому коллективу бухгалтерии. В частности, главному бухгалтеру, которая мечтала от меня избавиться — и каждый раз придумывала разные ухищрения, чтобы вывести меня из себя или спровоцировать на увольнение. Так, например, однажды она заявила, что скоро из декретного отпуска выходит девушка, на место которой я пришла. И меня собираются уволить. Я знала, что рано или поздно девушка действительно вернется к своей работе, но и мне терять работу не хотелось — она мне нравилась.

С самого начала, помимо рабочих, были выстроены и нормальные человеческие отношения с руководством. Поэтому как только у меня возникали вопросы или сомнения, я могла спокойно прийти к ним и задать прямой вопрос. И я не сидела в раздумьях в той ситуации, а сразу пошла к шефу и спросила, есть ли у него для меня какая-то другая работа. В ответ я услышала, что для той сотрудницы он уже нашел другую работу и хочет, чтобы на этой должности осталась именно я. Этот случай очень мне запомнился. И позже, когда я сама стала руководителем, я старалась выстраивать отношения с подчиненными в доверительной манере.

Хотя был и момент, когда меня такой подход подвел. Я была директором производственной компании, где бухгалтером была молодая девушка. Мы хорошо общались, даже на личные темы — правда, не так много и в основном после работы. Но мы работали в одном кабинете и, конечно, практически все друг о друге знали. Я искренне считала, что у нас отличные отношения.

В один из дней, когда я решила уделить больше внимания проверкам и стала вникать в суть бухгалтерии компании, мой бухгалтер резко заявила, что влюбилась, выходит замуж и срочно уезжает в Россию на ПМЖ.

Что ж, дело молодое, я все поняла и согласилась. Договорились только о том, что она передаст дела новому бухгалтеру — и может ехать. В день передачи дел она не пришла. Перестала отвечать на телефон. Я переживала, думала, что с ней что-то случилось. Даже отправила к ней домой сотрудника. Но моя бухгалтер оказалась здоровой и невредимой. Только дверь открывала через цепочку…

Когда новый бухгалтер приняла и изучила дела, она была в шоке. Некоторые налоги не были оплачены, отчеты не сдавались, в накладных был полный беспорядок. И я поняла, что, увидев мой усилившийся интерес к бухгалтерии, моя бывшая сотрудница испугалась ответственности и просто сбежала. Налоги мы, конечно, оплатили, учет установили. Но выводы для себя я сделала. С сотрудниками можно и даже нужно общаться на личные темы, но при этом надо обязательно:

  • Быть компетентным в той области, за которую отвечает сотрудник. Знать точки проверки
  • Не верить на слово тому, что говорит сотрудник о проделанной работе, а регулярно проверять лично
  • Делать внутренний аудит минимум раз в год. Инспекции руководителя проводить еженедельно

В общем, доверяй, но проверяй.

Нужен ли руководителю отдельный кабинет

Еще один вопрос: нужен ли руководителям отдельный кабинет. Тем более сейчас, когда все бóльшую популярность набирают open space.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Одно время я работала в отдельном кабинете, и мне было очень важно мое рабочее место, особенно пока у меня был статус молодого руководителя. Со временем, когда мне уже не надо было никому ничего доказывать, место перестало играть такое значение. Например, сейчас, когда я являюсь и директором, и совладельцем компании, у меня есть отдельный комфортный и обустроенный кабинет. Но я не сижу там постоянно. Мне нравится проводить 1-2 дня в отделе продаж или в отделе по работе с новыми клиентами. И я делаю это осознано — с целью контроля. К примеру, когда доходы компании упали, я вынуждена была заменить руководителя отдела продаж: я переехала на место продавца и объявила сотрудникам, что теперь буду работать тут. Мне было даже интересно вживую посмотреть, как работает отдел, руководитель отдела, продавцы. Я работала в этом кабинете около месяца — для меня стало понятно, кого надо заменить, кого повысить, а кого разгрузить.

  • В компании есть точные, понятные бизнес-процессы, и они четко соблюдаются сотрудниками
  • Есть менеджеры среднего звена, которые эффективно управляют своими участками, и проблемы не долетают до вышестоящего руководителя
  • Описан регламент действий сотрудников и руководителей в отношении коммуникации и передачи информации

Если не сделать такую коммуникацию письменной, можно создать массу проблем. Командные и коммуникационные линии будут перепутаны, будет много шума. Но самое важное и сложное для владельца или директора, который работает рядом со своими сотрудниками и руководителями — четко понимать, когда он обязан вмешаться в рабочий процесс, а когда должен только наблюдать. И в любом случае в таком офисе должна быть комната переговоров для общения за закрытой дверью.

Чем более системна компания, чем четче в ней прописаны правила: что, кто, когда, зачем и за какой результат отвечает, тем более простые и неформальные отношения могут быть между сотрудниками и тем меньше стен может быть в офисе.

Если вернуться к истории с той девушкой-ресторатором — мы так и не смогли прийти к компромиссу, и каждая из нас осталась со своей точкой зрения. Но это, думаю, к лучшему. Сколько руководителей, столько мнений и успешных действий. Самое важное — понимать, что хочется тебе. И видеть, какие из твоих шагов, приказов и решений привели к росту компании, а какие к упадку. Что тебе надо улучшить или развить, чтобы результаты, которые ты получаешь, радовали. Ведь в конце концов, правила — это всего лишь инструмент для достижения конкретного, измеримого результата. Не нравится результат — меняй свои привычки и правила.

Читайте также: