Что такое вероисповедные права

Обновлено: 04.05.2024

Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года

Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года

Федеральное Собрание Российской Федерации,

подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,

основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,

признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,

уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,

считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,

принимает настоящий Федеральный закон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения. (В редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 80-ФЗ)

Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон.

3. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. (В редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 117-ФЗ)

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями; (В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 119-ФЗ)

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

5. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью. (Пункт введен - Федеральный закон от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

Глава II. Религиозные объединения

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Статья 7. Религиозная группа

1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

11. Не может быть руководителем (участником) религиозной группы:

иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма");

лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

физическое лицо, в отношении которого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", до отмены такого решения.

(Пункт в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)

3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Статья 8. Религиозная организация

2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Устав централизованной религиозной организации в соответствии с ее внутре

Свобода совести и вероисповедания рассматриваются как общее (свобода совести) и частное (свобода вероисповедания), закрепляются в национальном законодательстве и международных актах совместно. Свободу совести и вероисповедания относят к правам человека первого поколения.

Свобода совести (иногда может встречаться как свобода мысли) — естественное право человека формировать свои убеждения. Свобода совести — более широкое понятие, чем свобода вероисповедания.

Свобо́да вероиспове́дания — право исповедовать, пропагандировать и практиковать любую религию, равно как и не практиковать и не исповедовать никакую религию, в том числе пропагандировать отказ от религии.

Свобода совести и вероисповедания в истории

Существует заблуждение, что веротерпимость и свобода вероисповеданий появилась совсем недавно, но такие явления существовали довольно давно и обосновывались уже в античности. В Древнем Риме и Римской империи существовал институт терпимости, при условии, что неграждане кроме своих богов признавал и римский пантеон. В 313 году издан Миланский эдикт, провозглашавший терпимость в Римской империи. В 1206 году Чингисхан принимает Великую ясу (уложение), где также провозглашает веротерпимость. Вот перечень основных исторических документов, так или иначе отражавших свободу совести, вероисповедания или веротерпимость:

  • Закон о свободе совести и вероисповедания, принят парламентом Венгрии в городе Торда в 1568 году.
  • 1573 — Акт Варшавской конфедерации в Речи Посполитой, принят на конвокационном сейме (процедура выборов монарха в Польше) в Варшаве в 1573 году.
  • Нантский эдикт о веротерпимости (к гугенотам) во Франции, действовал в 1598—1685 годах.
  • Акт о веротерпимости в Англии 1689 года.
  • Британский Билль о правах 1689 года (о праве на собственные убеждения).
  • Декларация прав человека и гражданина во Франции 1789 года.
  • Первая поправка (о свободе вероисповедания) к Конституции США 1791 года.
  • Эдикт о веротерпимости в Святой земле 1844 года.
  • Императорский указ об укреплении начал веротерпимости в России 1905 года.
  • Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви 1918 года в РСФСР.

В международном праве

Статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года:

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 18 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

В законодательстве России

Статья 28 Конституции РФ:

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.

Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.

Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

В соответствии со статьей 59 Конституции РФ:

«1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Взаимодействие Вооруженных Сил и религиозных организаций обеспечивает реализацию права на свободу вероисповедания граждан Российской Федерации, находящихся на военной службе, а также решение воспитательных задач в воинских коллективах, в том числе с использованием духовно-нравственного потенциала религии.

Очевидно, что такое жесткое толкование указанных правовых норм привело бы к полному запрету коллективных богослужений и совместных молитв в воинских частях. Это означало бы существенное умаление свободы вероисповедания военнослужащих, противоречащее курсу современной государственной вероисповедной политики. Между тем вводимый ныне официально институт должностных лиц по работе с верующими военнослужащими (см. далее) предполагает регулярное совершение богослужений и религиозных обрядов в воинских частях. Поэтому представляется необходимым отредактировать нормы законодательства, чтобы действие запрета распространялось только на создание в воинских частях религиозных организаций.

Таким образом, однозначно противоречащим конституционным принципам светскости и отделения религиозных объединений от государства является только создание религиозных организаций, устав которых прямо указывает на их связь с воинской частью. В то же время военнослужащие имеют право быть членами (участниками) религиозных организаций, занимать в них должности, а также выступать учредителями религиозных организаций (при условии местонахождения религиозной организации за пределами воинской части). Ст. 9 Федерального закона

Европейский Суд по правам человека рассмотрел вопрос об использовании военнослужащими-офицерами, принадлежащими к протестантам-пятидесятникам, служебного положения для пропаганды религиозных взглядов среди подчиненных в деле Лариссис и другие против Греции. Суд подчеркнул, что

Основными направлениями взаимодействия армейских формирований и религиозных организаций являются:

  • пастырские встречи и беседы духовных лиц с военнослужащими — своими единоверцами в расположении воинских подразделений, совершение ими коллективных богослужений и некоторых обрядов;
  • участие представителей религиозных организаций в мероприятиях, направленных на воспитание у военнослужащих нравственной мотивации исполнения своего гражданского долга, формирование нравственно-психологической устойчивости в боевой обстановке и чрезвычайных ситуациях;
  • акции милосердия в госпиталях, проводимые религиозными организациями по согласованию с командованием, помощь в психологической реабилитации воинам, получившим ранения и травмы;
  • сотрудничество в осуществлении мероприятий по социальной защите военнослужащих и членов их семей, ветеранов войн.

Возможность удовлетворения верующими военнослужащими своих религиозных потребностей, включая совершение религиозных обрядов, соблюдение религиозных запретов и предписаний в повседневной жизни, определяется особыми условиями и характером военной службы, зависит от выполнения служебных обязанностей. Они не всегда могут соблюдать предписания своей религии о времени молитвы, о пищевых ограничениях и запретах, об особо чтимых днях праздничного календаря и т. д. В этой связи взаимодействие армейских формирований и религиозных организаций должно быть направлено на предупреждение или смягчение негативных переживаний верующих военнослужащих по данному поводу.

Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания военнослужащих предполагает учет многообразия их мировоззренческих ориентаций и конфессиональной принадлежности. Это означает необходимость создания равных возможностей для всех военнослужащих удовлетворять религиозные потребности или быть защищенными от навязывания им определенной религии или безрелигиозного мировоззрения. Это предполагает также обеспечение равного доступа для духовных лиц различных конфессий в воинские коллективы, где имеются их единоверцы. Недооценка серьезности данных требований способна привести к возникновению межмировоззренческой или межконфессиональной неприязни и нетерпимости, которая, порой накладываясь на национальные различия между военнослужащими, может оказаться катализатором конфликтов в подразделениях.

Оптимальное решение данной проблемы предполагает всестороннее изучение как отечественного — исторического и современного, — так и зарубежного опыта и его глубокой научной проработки.

Свое отношение к военной службе и к взаимодействию с Вооруженными Силами крупнейшие российские религиозные организации изложили в принятых ими социальных концепциях и программах:

«Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15, 13). (…)

«Защита Отечества, интересов государства, забота о его безопасности — одна из важнейших обязанностей человека перед Аллахом, дело благородное и достойное настоящего мужчины. (…) Религия Ислама всегда воспитывала сильную личность, воспитывала в мужчине дух борца, воина, защитника тех, кто слабее. Поэтому в своих проповедях, фетвах исламские лидеры уделяют большое внимание патриотическому воспитанию верующих. (…)

Государственная символика России (герб, гимн) и государственные награды должны соответствовать многонациональному и многоконфессиональному характеру нашей страны. Если гражданин России не сможет получить заслуженную им награду, как и какой-либо обязательный государственный документ, только по причине наличия в них неприемлемой для его веры религиозной символики, то это станет фактором разрушения единства нации. (…)

Мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных Сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина РФ. (…) Мусульмане рассчитывают на то, что руководство Вооруженных Сил, МВД, ФСБ, ФПС, МЧС и других силовых структур РФ будут учитывать светский характер самого государства, его многоконфессиональность как в воинской деятельности, так и в проведении различных мероприятий воспитательного, патриотического характера. (…)

Положение по организации работы с верующими военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации утверждено Министром обороны Российской Федерации 24 января 2010 г. Положение определило, что должностные лица по работе с верующими военнослужащими назначаются на должности в установленном порядке на основании решения Министра обороны Российской Федерации по представлениям соответствующих религиозных объединений (п. 5 Положения). Численность должностных лиц по работе с верующими военнослужащими определяется Министром обороны Российской Федерации (п. 8).

«9. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны быть профессионально подготовленными специалистами, обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими эффективно планировать, организовывать и проводить работу по укреплению духовно-нравственных основ военнослужащих.

10. К должностным лицам по работе с верующими военнослужащими предъявляются следующие требования:

  • должен быть гражданином Российской Федерации;
  • не иметь двойного гражданства;
  • не иметь судимости;
  • иметь уровень государственного образования не ниже среднего (полного) общего образования;
  • иметь рекомендацию от соответствующего религиозного объединения;
  • иметь положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.

11. При назначении на руководящую должность должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны иметь опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет.

12. Лица, назначаемые на соответствующие должности, должны пройти специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Министерстве обороны Российской Федерации.

13. Основными задачами должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:

  • организация и проведение религиозных обрядов, церемоний и удовлетворение религиозных потребностей личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • организация и проведение духовно-просветительной работы;
  • участие в мероприятиях, проводимых органами военного управления по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;
  • участие в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий.

14. На должностных лиц по работе с верующими военнослужащими не может быть возложено выполнение задач, противоречащих статусу духовенства.

15. Основными функциями должностных лиц по работе с верующими военнослужащими являются:

  • проведение с участием военнослужащих при соблюдении их прав на свободу совести и свободу вероисповедания религиозных обрядов и церемоний;
  • участие в планировании, организации и проведении духовно-просветительной работы с военнослужащими;
  • содействие командирам (начальникам) в проведении мероприятий духовно-просветительной работы, профилактике правонарушений и суицидальных происшествий;
  • участие в укреплении духовно-нравственных основ военной службы, здорового климата в воинских коллективах и семьях военнослужащих;
  • оказание духовной поддержки военнослужащим, находящимся на лечении.

16. Допуск должностных лиц по работе с верующими военнослужащими к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

17. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими выполняют свою работу на основании трудового договора (контракта), заключаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

18. Командир (начальник) воинской части (учреждения) в ходе повседневной деятельности предоставляет отдельное помещение, оборудованное средствами связи, для организации работы с верующими военнослужащими.

19. Должностные лица по работе с верующими военнослужащими должны принимать участие в учениях (походах), других мероприятиях боевой учебы войск (сил). Участие должностных лиц по работе с верующими военнослужащими в указанных мероприятиях оформляется соответствующим решением командира (начальника).

20. Обеспечение жилыми помещениями, медицинское обеспечение, выплата заработной платы, другие социальные выплаты должностным лицам по работе с верующими военнослужащими осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации и отдельными решениями Министра обороны Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 13 июля 2012 г. № 969 постановил:

«1. Предоставлять по просьбе религиозных организаций право на получение отсрочки от призыва на военную службу священнослужителям (до 150 человек в год), получившим духовный сан (звание) и занимающим:

а) должность в религиозных организациях;

б) должность помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими — на время исполнения обязанностей по указанной должности.

Следует констатировать, что из-за несовершенства формулировки первого пункта Указа в нем содержится неясность — предоставляется ли отсрочка священнослужителям, удовлетворяющим хотя бы одному из двух условий а) и б) или только двум условиям одновременно. В смысловом единстве с п. 2 Указа следует истолковать п. 1 так, что речь идет исключительно об отсрочке для священнослужителей, назначенных или проходящих подготовку для назначения на должность помощника командира (начальника) по работе с верующими военнослужащими.

Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
  • Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
  • в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
  • в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала. Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется Федеральным законом. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный срок военной службы по призыву и составляет 18 месяцев.

Заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой подается гражданином в военный комиссариат и рассматривается на заседании призывной комиссии в присутствии заявителя. Законом установлен перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Приказом Минздравсоцразвития от 15 февраля 2010 г. № 84н утвержден Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы. Это, как правило, медицинские и исправительные учреждения, различные унитарные предприятия и т. п.

Перечень работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие АГС, сегодня содержит 130 позиций. Из направленных на АГС граждан около 80% получили такое право в связи с вероисповеданием, 17% по личным убеждениям и 3% в связи с их принадлежностью к коренным малочисленным народам. Из числа граждан, направленных на АГС, почти 40% вообще не имеют специальности, а 21% имеют специальности, которые не востребованы работодателем.

Подавляющее большинство граждан (более 60%) проходит АГС в учреждениях социальной сферы: больницах, домах престарелых и инвалидов на должностях санитаров, подсобных рабочих, уборщиков. Наибольшее количество граждан проходит АГС в Краснодарском и Ставропольском краях, Московской и Смоленской областях, а также в Москве и Петербурге.

[1] В этом случае он не должен указываться в качестве местонахождения религиозной организации (юридического адреса).

[2] Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. Заключения экспертов / Сост. А. В. Пчелинцев, В. В. Ряховский, С. В. Чугунов; Под общ. ред. А. В. Пчелинцева. 3-е изд., испр. и доп. М., 2009. С. 615.

[3] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. С. 57, 60–61.

[4] Основные положения социальной программы российских мусульман. М., 2001. С. 39–40.

[5] Социальная позиция протестантских Церквей России. М., 2009. С. 57–58.

запрещенные вероисповедания в россии

Рассмотрим тему под призмой закона

Свобода вероисповедания в России закреплена конституционно. Граждане сами решают, во что именно им верить и какие храмы посещать. Также всегда можно остаться атеистом и не поддерживать ни одну из конфессий. А их на территории страны немало: по последним данным, выделено семьдесят религиозных конфессий, активно действующих в государстве. Исходя из этого можно смело делать выводы, что вопрос вероисповедания в России не стоит остро. Верующие соблюдают права и свободы друг друга, не посягая на чуждые религиозные традиции.

На законодательном уровне закреплен запрет на оскорбление чувств верующих и совершение действий, которые могут трактоваться как неуважение к ним. За подобные деяния предусмотрено уголовное наказание.

Такое отношение к религии обеспечивает неприкосновенность и неизменность свободы вероисповедания в России. Многие ученые считают, что это предопределено исторически. Ведь наша страна всегда была многонациональным государством, где конфликты на почве религиозной розни не возникали никогда. Все нации и народы уважали права и убеждения друг друга на протяжении многих столетий. Данная ситуация наблюдается и в наши дни.

Однако многим интересно, какое вероисповедание в России можно считать самым главным? Давайте искать ответ на этот вопрос вместе в следующих разделах статьи.

вероисповедание в россии виды

Религиозный состав населения России

Если ориентироваться на официальные статистические данные, то основным вероисповеданием в России можно назвать христианство. Примечательно, что его придерживается большая часть населения. Но при этом религия представлена всеми основными ответвлениями:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм.

Какое вероисповедание в России можно поставить на второе место по распространенности? Как ни странно для многих, но эта религия – ислам. Она исповедуется в основном на юге нашей страны.

Третье и последующие места занимают буддизм, даосизм, иудаизм и иные религиозные течения. В следующем разделе мы более подробно расскажем о вероисповедании народов России.

Статистические данные

Чтобы узнать о вероисповедании в России в процентах, необходимо обратиться к официальным источникам. Однако с ними в стране существует некая напряженность. Дело в том, что благодаря свободе вероисповедания, государство не контролирует количество верующих. Оно не может привести точных данных о конфессиях и религиозной самоидентификации граждан. Поэтому сколько-нибудь полезную информацию возможно извлечь только из социологических опросов населения, а за их достоверность ручаться сложно. Более того, большинство данных социологов довольно противоречивы и только после тщательного сравнительного анализа можно делать какие-то выводы.

Если ориентироваться на последние данные Российской академии наук (2012-2013 годов), то в процентном соотношении религиозная картина выглядит следующим образом:

  • православными считают себя семьдесят девять процентов опрошенных;
  • мусульманами – четыре процента россиян;
  • к другим религиозным течениям причислили себя не более одного процента граждан страны;
  • не отнесли себя ни к одной религии девять процентов респондентов;
  • атеистами назвались семь процентов населения.

А вот как выглядит список вероисповедания в России на те же годы в процентах согласно данным одной из социологических организаций:

  • православие исповедуют шестьдесят четыре процента россиян;
  • иные христианские течения – один процент;
  • ислам – шесть процентов;
  • другие религии – один процент;
  • не могут самоопределиться около четырех процентов граждан.

Как видите, информации из разных источников немного отличается друг от друга. Однако подобная статистика вероисповеданий в России общей картины не искажает.

основное вероисповедание в россии

Христианство в России

За последние десятилетия население нашей страны все активнее стало возвращаться к религиозным традициям своих предков. Люди вновь потянулись в храмы и стали стараться соблюдать религиозные традиции и предписания. Большая часть населения осталась верной традиционному вероисповеданию - христианству. В России его исповедует более половины населения страны. Однако не все из тех, кто причислил себя к данной религии, посещают храмы и службы. Чаще всего они называются христианами номинально, подразумевая под этим вековые традиции славянского народа в целом.

Но не стоит забывать, что сама религия имеет несколько течений и представители практически каждого живут на территории российского государства:

  • православие;
  • католицизм;
  • протестантизм;
  • старообрядцы и другие немногочисленные по составу течения.

Если констатировать факты, не вдаваясь в подробности, то подавляющее своим большинством последователей вероисповедание в России – православие. И только потом следуют остальные течения. Но все они однозначно заслуживают уважения и внимания.

Православие

По некоторым данным, православие исповедуют более восьмидесяти миллионов человек. Они живут в разных субъектах Российской Федерации и преобладают в них. Естественно, что основная часть верующих является русским населением. Но и среди других народов православных немало, к ним относят себя:

  • карелы;
  • марийцы;
  • чукчи;
  • энцы;
  • эвенки;
  • тофалары;
  • калмыки;
  • греки и так далее.

Социологи насчитывают не менее шестидесяти народностей, которые из большого количества видов вероисповеданий в России делают свой выбор в пользу православия.

Католицизм

Данное вероисповедание в России присутствует со времен принятия христианства. За столетия численность общины постоянно менялась, как и отношение к конфессии. В одни времена католики пользовались большим уважением, в другие – подвергались гонениям со стороны государственной власти и православной церкви.

После революции семнадцатого года количество католиков значительно сократилось и лишь в девяностые годы, когда отношение к религии в общем изменилось, последователи латинских обрядов начали активно открывать в России свои храмы.

В среднем католиков в нашей стране насчитывается около пятисот тысяч, они сформировали двести тридцать приходов, объединенных в четыре крупные епархии.

Протестантизм

Эта христианская конфессия является одной из самых многочисленных в нашей стране. По данным трехлетней давности, она насчитывает около трех миллионов человек. Такое невероятное количество верующих может вызывать сомнения в правильности подсчетов, однако необходимо учитывать, что протестантская община разделена на многочисленные течения. К ним можно отнести баптистов, лютеран, адвентистов и другие общины.

По информации социологических служб, среди христианских конфессий протестанты по количеству верующих уступают только православным.

Православные объединения на территории России: старообрядцы

Мы уже упоминали, что многочисленные вероисповедания в России, и христианство в том числе, раздроблены на небольшие группы, отличающиеся друг от друга обрядами и формами служения. Православие не является исключением. Верующие не представляют собой единую структуру, они относятся к различным течениям, имеющим свои приходы и храмы.

На бескрайних российских просторах проживает обширная община старообрядцев. Это православное течение сформировалось в семнадцатом веке после непринятия церковной реформы. Патриарх Никон повелел привести все религиозные книги в соответствие с греческими исходниками. Это вызвало раскол православной церкви, длящийся до сих пор.

При этом сами старообрядцы тоже не едины. Они разделены на несколько церковных объединений:

  • поповцы;
  • беспоповцы;
  • единоверцы;
  • древлеправославная церковь;
  • андреевцы и тому подобные группы.

По довольно грубым подсчетам каждое объединение насчитывает по несколько тысяч последователей.

какое вероисповедание в россии

Ислам

Данные по поводу численности мусульман на территории России часто искажаются. Эксперты утверждают, что ислам исповедует около восьми миллионов жителей страны. А вот само высшее духовенство называет совсем иные цифры – приблизительно двадцать миллионов человек.

В любом случае эта цифра не статична. Социологи отмечают, что ежегодно приверженцев ислама становится на два процента меньше. Эту тенденцию связывают с военными конфликтами на Ближнем Востоке.

Историки отмечают, что славяне очень тесно связаны с исламом. В четырнадцатом веке он являлся государственной религией на части российских территорий. Когда-то они представляли собой мусульманские ханства, но были присоединены к землям Руси в результате завоеваний.

Самый многочисленный народ, исповедующий ислам, - это татары. Они играют важную роль в управлении конфессией и сохранении культурных традиций своих предков.

Иудаизм

Представителей этого религиозного течения в России не менее полутора миллионов человек. В своем большинстве они представляют собой еврейский народ. Иудеи проживают в основном в крупных городах. Приблизительно половина верующих обосновалась в Москве и Санкт-Петербурге.

На сегодняшний день в стране функционирует семьдесят синагог. Отличительной особенностью иудеев, проживающих на территории России, является их приверженность традициям. Они регулярно посещают синагогу всей семьей и совершают все положенные обряды.

свобода вероисповедания в россии

Буддизм

Буддистов в нашей стране около двух миллионов человек. В основном это население трех российских регионов:

Основная часть представителей этой конфессии является этническими буддистами. Они из поколения в поколение исповедуют одну религию и передают традиции своим детям. За последние десятилетия буддизм стал крайне популярен. Многие начинают изучать его основы ради интереса и потом становятся его активными последователями.

О популяризации данного религиозного течения свидетельствуют планы постройки дацана в Москве. Этот храм должен получиться одним из самых больших и роскошных в России.

вероисповедание в россии православие или христианство

Иные религии и распространенные верования

Невысокий процент последователей некоторых верований не позволяет выделить их в крупные и значимые конфессии, однако в последние годы отмечена активизация всевозможных религиозных объединений.

Большой интерес вызывает оккультизм, восточные практики и неоязыческие культы. Данные течения имеют свои обряды, традиции и нормы служения. С каждым годом православная церковь с большой тревогой отмечает рост последователей различных религиозных верований. Однако сдерживать его им пока не удается.

Не стоит забывать и о шаманизме. Многие народы, в том числе удмурты, марийцы и чуваши, несмотря на то, что самоопределяются как православные, сохраняют приверженность древним обрядам и ритуалам предков. Шаманизм очень развит на этих территориях.

Жители отдаленных российских сел также возвращаются к вере предков. В поселениях нередко можно встретить последователей родноверов. Они возрождают давно забытые традиции и поклоняются силам природы. Существует и такое течение, как народное православие. Оно чем-то сродни язычеству, но имеет яркие отличительные черты.

вероисповедания в россии

Запрещенные вероисповедания в России

Несмотря на то, что в нашей стране свято соблюдается свобода вероисповедания, существуют определенные организации, которые запрещены в России. В эту категорию попадают деструктивные секты и группы экстремистского толка. Что нужно понимать под этой формулировкой? Попробуем разобраться.


Многие экстремистские организации, основывающие свою деятельность на религиозных убеждениях и существующие ради террора, обычному человеку неизвестны. Однако их список довольно обширен, привести его полностью в рамках статьи мы не можем. Но некоторые группировки перечислим:

Многие страны считают, что пример России, сумевшей объединить множество народов и религиозных течений, необходимо рассматривать в мировом масштабе. Ведь в некоторых государствах проблема вероисповедания стоит очень остро. Но в нашей стране каждый гражданин сам выбирает, в какого бога ему стоит верить.

Читайте также: