Незаконная миграция как угроза национальной безопасности россии

Обновлено: 25.06.2024

Основными каналами нелегальной миграции на территорию России считаются российско-украинский, российско-казахстанский и российско-китайский (соответствующие участки госграницы). Нелегальные мигранты (до 80%) проникают в страну через российско-казахстанскую границу (протяженность 7591 км), а также с закавказского и западного направлений. Нелегалы концентрированно пребывают в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Приморском, Краснодарском и Хабаровском краях, Амурской, Иркутской, Новгородской и Калининградской областях, республиках Бурятия и Карелия, в Северо-Кавказском регионе. В столичном регионе существуют общины выходцев из Абхазии, Азербайджана, Армении, Афганистана, Вьетнама, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Нагорного Карабаха, Нигерии, Южной Осетии и других стран.

Остроту проблеме противодействия нелегальной миграции придаст прибытие в Россию нелегальных работников, использующих вполне легальные пути въезда. Создание системы иммиграционного контроля (СИК) призвано обеспечить прозрачность миграционных процессов, снизить масштабы нелегальной миграции, обеспечить реализацию заключенных Россией реадмиссионных соглашений 1 Несмотря на выполнение Плана мероприятий по созданию СИК в России в 2003—2005 ГГ. (21 из 33 мероприятий выполнялись на постоянной основе), такая система в стране не создана. От Плана создания СИК в России в 2006 г., по существу, решено отказаться. . Для противодействия нелегальной миграции систематически организуются и проводятся оперативно-профилактические мероприятия и специальные операции.

Например, в 2005 г. такие мероприятия проводились в 28 субъектах Федерации МВД России и ФМС России совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами стран СНГ. Выявлено 393 552 нарушения, привлечено к административной ответственности за нарушения правил привлечения и использования иностранных работников — 17 699 чел., режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России — 192 697 чел., за иные правонарушения — 183 156 чел. 2 Прудников А.С., Самойлов B.Л. Деятельность Федеральной миграционной службы: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2007. С. 65-66.

Угрозы государственной безопасности России.

Неуменьшающийся приток иностранцев из стран Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока на территорию России, постепенно изменяющий национальный состав населения ряда регионов страны, ставящий под угрозу ее этническую, культурную и территориальную целостность и, как следствие, наносящий серьезный удар по состоянию безопасности страны.

В районах концентрированного проживания иммигранты нередко выступают за создание национально-культурных автономий, активно внедряются во властные структуры регионального и муниципального уровней, контролируют и управляют ключевыми субъектами хозяйственной, банковской и финансовой деятельности, способствуют процветанию в стране коррупции — одной из угроз государственной безопасности.

Транснациональный размах деятельности экстремистских организаций, широкомасштабный терроризм, тесно связанный с нелегальной миграцией (вербовка и обучение наемников, готовых за деньги участвовать в вооруженном конфликте в любой стране). Так, в вооруженном конфликте России и Грузии (8—12 августа 2008 г.) против российского воинского контингента действовали наемники из Украины, Болгарии, стран Балтии и др.

В экономической сфере нелегалы — неотъемлемая часть структуры криминального бизнеса. Их влияние сказывается на состоянии экономических отношений, влечет криминализацию российской экономики, расширяет ее теневую составляющую, развивается вне налогового и иного экономического законодательства. Особенности действий нелегалов проявляются через их внедрение в наиболее доходные сферы коммерческой деятельности с выраженным этническим характером (на основе национальных диаспор, созданных на территории России).

Нерегулируемая массовая миграция создает предпосылки для усиления социальной напряженности, обострения отношений между иммигрантами и местным населением. Возникают общины и анклавы, которые, не ассимилируясь, сохраняют свою самобытность, порождая сознательную отчужденность и противопоставление другим этносам. Часто эти люди не знают русского языка, не могут и не хотят адаптироваться к местной культуре, традициям и обычаям живут компактно и замкнуто. Иногда этнические общины предъявляют определенные требования или диктуют их местным жителям с доминантной культурой. Все это встречает стихийный отпор со стороны местных жителей, вызывает социальную напряженность, всплески шовинизма расизма и иных проявлений экстремизма.

Нелегальная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства в Россию оказывает существенное влияние на здоровье россиян. Проникая на территорию России нелегально (по недействительным, поддельным, чужим или просроченным въездным документам), легально в целях трудоустройства или законного транзита через территорию страны, иммигранты в большинстве своем не имеют страховых медицинских документов либо срок их действия прекращается почти одновременно с окончанием законного пребывания. Так как часть нелегальных мигрантов вовлечена в сферу торговли либо сферу обслуживания, то при отсутствии должного медицинского обеспечения они превращаются в источники распространения различных заболеваний. До 4,5% мигрантов, как показали выборочные проверки органов здравоохранения, являются носителями опасных инфекций (СПИДа, туберкулеза, гепатита).

Потенциал нелегальной миграции криминогенный, поскольку мигранты, попадая в новые жизненные условия, испытывают естественные социально-бытовые, психологические трудности и образуют специфическую группу повышенного криминогенного риска. Тем не менее, по данным ФМС России, с 2005 г. число преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства имеет неуклонную тенденцию снижения и в 2010 г. составляло в целом по России примерно 3,5% 3 По итогам 2008 г. число иностранцев, имеющих право работать законно, возросло в 4 раза, количество виданных разрешений на работу превысило 2.1 млн.. По расчетам, объем нелегальной трудовой миграции снизился как минимум в два раза. См. выступление директора ФМС России на заседании расширенной коллегии Федеральной миграционной службы 31 января 2009 г. . Максимальный размер штрафных санкций за каждого незаконно работающего мигранта достигает 800 тыс. руб. Для некоторых видов нарушений предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Противодействие нелегальной миграции осуществляется совместными усилиями государств. Согласно решению Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 г. создана Совместная комиссия государств — участников Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 г. (ее первое заседание состоялось в Минске 5—6 октября 2004 г.).

Основные направления взаимодействия России и Евросоюза (ЕС) в противодействии нелегальной миграции:

  • включение в Концепцию ОБСЕ в области безопасности границ и пограничного режима положений о совершенствовании и усилении миграционного контроля на границе;
  • активизация деятельности по заключению соглашений о реадмиссии между отдельными странами СНГ, между странами СНГ и государствами дальнего зарубежья, между Россией и странами ЕС;
  • введение в практику регулярного обмена информацией между Россией и странами ЕС по изменениям в национальном миграционном законодательстве и миграционной обстановке;
  • проработка вопроса о возможности проведения совместных операций по предупреждению (пресечению) нелегальной миграции во взаимодействии с заинтересованными органами правоохраны стран ЕС;
  • проработка вопроса об организации взаимных стажировок сотрудников правоохранительных органов стран ЕС.

Лица, ищущие убежище в России, прибывают на ее территорию из неблагополучных стран со сложной социально-политической ситуацией. Часть иностранцев приобретает правовое убежище, чтобы незаконно остаться в стране. Международная практика показывает, что уголовные преступники и террористы используют институт предоставления убежища для того, чтобы уйти от правосудия. Некоторые иностранные граждане, задержанные на территории России в связи с объявлением в международный розыск за совершение тяжких преступлений на родине и подлежащие экстрадиции, обращаются с ходатайствами о признании их беженцами.

При этом, прибывая на территорию России, как правило, по каналам нелегальной миграции с документами на чужое имя или даже без документов, они заявляют о намерении получить убежище в России. В отличие от нелегальных мигрантов они не могут быть не допущены на территорию России или возвращены на родину без рассмотрения их ходатайств в установленном порядке (срок рассмотрения ходатайств составляет 3—6 месяцев). Кроме того, примерно 90% заявителей отрицательные решения по ходатайствам в ФМС России обжалуют в суде (срок рассмотрения жалоб может растянуться до трех лет). До вступления в силу отрицательного решения заявитель пребывает на территории России. Иногда за это время невозможно установить личность заявителя. До вступления в силу отрицательного решения по его ходатайству невозможно для установления личности заявителя использовать потенциал семи действующих загранучреждений ФМС России.

Российское законодательство не предусматривает ограничения свободы передвижения для лиц, ищущих убежище, даже если личность не установлена, что может создавать угрозу для государственной безопасности. Часто заявители умышленно представляются гражданами других государств, где, по их мнению, легче получить убежище на территории России.

Проведение лингвистических и страноведческих экспертиз действующим законодательством не предусмотрено (нет механизма привлечения соответствующих специалистов, отсутствует детальная информация по странам происхождения). МИД России на запросы ФМС России о странах происхождения лиц, ищущих убежище в России, в основном ограничивается справкой о социально-политической ситуации в стране. ФМС России использует также информацию из других источников (например, УВКБ ООН).

Однако отношение к иммиграции в России неоднозначно. В условиях демографического кризиса вследствие продолжающейся с 1992 г. естественной убыли людей иммиграция рассматривается в качестве компенсирующего источника для стабилизации численности населения страны. Вместе с тем много проблем порождают сложность селекции и привлечения в страну благонадежных иммигрантов, эффективность их интеграции в общество и нейтрализации возможных негативных последствий увеличения доли иммигрантов и их потомков в общей численности населения России.

Безусловно, Россия заинтересована в соответствии объема и направленности миграционных процессов ее государственным интересам: для противодействия нелегальной миграции в стране периодически совершенствуется законодательство; осуществляется международное и приграничное сотрудничество; создана система учета иностранных граждан и лиц без гражданства; под контролем пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России; проводятся оперативно-профилактические мероприятия; осуществляется административное выдворение и депортация правонарушителей; увеличивается количество заключенных соглашений о реадмиссии; введены процедуры квотирования и привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, патентования трудовой деятельности иностранцев; применяются ПВД НП с электронным носителем информации.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Аккредитация

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 12 часов назад


Миграционные процессы играют значимую роль в социально- экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов.

Вместе с тем, незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, организация незаконной миграции отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Недостаточная урегулированность миграционных процессов негативно влияет на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений.

Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, одной из задач государственной миграционной политики Российской Федерации является противодействие незаконной миграции, заключающееся, в том числе в совершенствовании мер ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд составов преступлений, связанных с въездом, пребыванием (проживанием) иностранных граждан на территории Российской Федерации в нарушение требований законодательства.

Так, статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до семи лет.

Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЭ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части, касающейся усиления ответственности за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Так, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 322.2, 322.3, устанавливающими уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Указанные деяния наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Вместе с тем, лица, совершившие преступления, предусмотренные данными статьями, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию этих преступлений и если в их действиях не содержится иного состава преступления.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена в статьях 18.8, 18.9.

Так, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.

Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства аналогичного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 7 тыс. руб.

За совершение указанных правонарушений, наряду с назначением штрафа, может применяться наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Более строгие санкции предусмотрены за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.

Частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, в соответствии с частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц - от 25 до 30 тыс. руб., на юридических лиц - от 250 до 300 тыс. руб.

Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета в силу части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц - от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.

В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности, что способно кратно увеличить общий размер наложенных штрафов.

Виталий Канцыбер,
прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности,
межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму, международно-правовому
сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края

В современном мире миграция составляет одно из самых массовых явлений. В зависимости от причин, выделяют следующие виды миграции:

  • трудовая: переселение с целью повышения трудовых доходов;
  • экономическая: переезд в другую страну или регион с целью повышения собственных условий жизни;
  • этническая: переселение в места проживания своего народа;
  • политическая: переезд в другую страну в поисках политического убежища или из-за несогласия с политикой государства проживания.

Миграция может осуществляться не только внутри страны, но и носить международный характер. За последние годы число мигрантов, легальным и нелегальным образом попадающих в Европу, выросло многократно. Особенно велико число тех, кто незаконным путем пытается попасть в страны с наиболее высоким уровнем жизни. Основной поток мигрантов направляется в Европу из Африки, причем в основном из тех стран, которые пострадали в результате военных операций – Афганистан, Ирак, Ливия, Сирия. Эти государства становятся источником не только мигрантов, бегущих от войны, бедности, разрухи и смерти, но и источником террористов, которые, прикрываясь миграционным потоком, проникают в другие страны. Ливия, долге время которая сдерживала потоки мигрантов и продвижение Аль-Каиды, а после событий Арабской весны и кризиса власти эти функции уже выполнять не может.

Террористы, пользуясь налаженным миграционным каналом, под видом обычных беженцев проникают в другие страны. Это идеальное для них прикрытие. Многие мигранты попадают в Турцию, а с ними и террористы, а затем при помощи местных контрабандистов через Азербайджан они легко могут проникнуть в Россию. По данным СМИ, в Европу под видом беженцев проникло уже более 4 тыс. вооруженных террористов.

Организация незаконной миграции сама является видом преступной деятельности, приносящий дельцам-перевозчикам огромные деньги, поскольку за свой переезд каждый мигрант платит им от 3 до 6 тыс. долларов. Причем, те, кто берется доставить людей в Европу, зачастую бросают их на полдороге.

Готовые работы на аналогичную тему

Запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ имеет свои ячейки в самых разных странах, в том числе в Евросоюзе, Ливии, Пакистане, Афганистане, Индонезии, Узбекистане, Таджикистане, США. Таким образом, террористы могут проникнуть с самыми разными мигрантами. Часто потоки их движения совпадают со схемами незаконных поставок оружия.

Угрозы трудовой миграции

В число стран, принимающих мигрантов, входит и Россия. Около 70% российских мигрантов относятся к трудовым и прибывают, в основном, из стран Средней Азии. При этом 60% от числа прибывающих мигрантов в страну являются нелегальными. На 2017 год статистика такова, что более 6 млн. человек въехали на территорию России с тем, чтобы остаться здесь на постоянной основе.

Согласно данным Росстата, трудовые мигранты заняты в наибольшем количестве в следующих сферах:

  • оптовая и розничная торговля;
  • ремонт автомобилей и других транспортных средств;
  • ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
  • строительство.

Многие мигранты не только заполняют пустующие рабочие места с низкой заработной платой, но и создают проблемы культурного поля. Многие из них не знают или очень плохо знают русский язык, они не знают законов РФ, не желают использовать бытующие в русском обществе нормы морали и нравственности. Являясь носителями других культурных традиций и обычаев, они нередко вступают в конфликт с коренными жителями российских регионов. Решать данную проблему за счет ассимиляции прибывших мигрантов затруднительно, поскольку часто они живут своими анклавами, своей же этнической группой работают, а контакты с другими этническими группами бывают недостаточны для ассимиляции.

Согласно официальной статистике за последние несколько лет выросло количество преступлений, совершенных незаконными мигрантами. Наиболее частыми преступлениями является:

  • вандализм;
  • воровство;
  • мошенничество;
  • подделка документов и их несоответствие.

Кроме того, нелегальные мигранты не платят налоги, способствуют оттоку денежных средств из страны, переводя заработанные средства к себе на родину, а не тратят на покупке в самой стране. Кроме того, работодатели предпочитают расплачиваться с ними наличными, а не проводить как официальную зарплату.

Борьба с незаконной миграцией

В РФ предпринимаются попытки снизить поток незаконной миграции, ужесточив собственные правовые нормы. Так, мигранты теперь для въезда в РФ должны иметь загранпаспорт, указать причины приезда и место будущей работы, обязательно сдать экзамены по истории России, русскому языку и основам законодательства страны, а также иметь медицинскую страховку.

Для адаптации мигрантов в стране создаются центры информационной и правовой поддержки, курсы по изучению русского языка и культуры, а также центы по содействию иммиграции в Россию и центры медицинского освидетельствования, в том числе за рубежом. Выборочно проводятся исследования, направленные на анализ ситуации, положения иммигрантов и т.д.

Прибывающие мигранты с целью трудоустройства должны приобрести патент на работу, но его стоимость с каждым годом дорожает. Патент действует в рамках определенного региона, так, в 2015 году его стоимость в Москве составляла 4 тыс. руб. в месяц, одними из самых доступных являются патенты в Калужской области, республике Алтай, а также республиках Кавказа. Кроме того, мигранты, если хотят водить транспортное средство, должны сдать экзамены на права в России, воспользоваться иностранными правами им не удастся.

Среди четырех составляющих нелегальной миграции - незаконный въезд, незаконное пребывание, нелегальная трудовая деятельность, незаконный выезд - наиболее характерной для Российской Федерации является осуществление трудовой деятельности с нарушением действующего законодательства.

Значительные массы мигрантов из стран-доноров оказываются в странах-реципиентах в уязвимом положении в силу того, что рабочие места для них есть, а легитимных возможностей занять эти места - очень мало. В итоге значительная их часть въезжает в другие страны нелегальными путями и часто оказывается в неформальной сфере занятости. В результате бюджет теряет немалые средства из-за уклонения их от уплаты налогов и отчислений в социальные фонды, внушительные суммы незаконно вывезенных из страны денежных средств.

Нелегальная миграция перестала быть стихийным явлением. Это хорошо отлаженный процесс, который отслеживается организованными преступными группировками и дает им возможность подчинить своему контролю весь "технологический цикл": от изготовления фальшивых документов (миграционных карт, медсправок и т.д.) до легализации доходов, полученных нелегальными мигрантами.

На огромные масштабы нелегальной иммиграции влияет ряд факторов:

1. По сравнению с другими странами СНГ Россия сохраняла более прочное экономическое положение, более высокий уровень жизни, что сделало ее рынки труда привлекательными для иностранных граждан.

2. Низкий уровень жизни населения в странах исхода, толкающий людей на любые заработки и готовность работать без оформления трудового договора и социальных гарантий, в том числе за низкую плату.

3. Ситуация на рынке труда. Устойчивый спрос на иностранную рабочую силу в различных секторах экономики продиктован следующими причинами:

- некоторые российские регионы и предприятия в силу нехватки кадров вынуждены решать проблему восполнения трудовых ресурсов путем привлечения иммигрантов, а спутником легальной иммиграции является нелегальная;

- невысокий престиж ряда профессий в стране и, как следствие, нежелание россиян заниматься таким трудом, что создает вакансии для иностранцев;

- интересы бизнеса: с одной стороны, стремление предпринимателей выдержать конкуренцию, в том числе и за счет использования работников, которым можно меньше платить, больше эксплуатировать, не отчисляя при этом средства в социальные фонды, а с другой стороны, трудности для работодателей, связанные со сложностью формальных процедур оформления и т.п.

4. Рост теневой экономики и наличие лобби нелегального "миграционного бизнеса".

5. Наличие в России диаспор многих государств, связи которых с этнической родиной облегчают реализацию миграционных намерений в области нелегальной миграции.

6. Миграционная политика государства, направленная на ограничение доступа прежде всего неквалифицированного труда при наличии большого спроса на такой труд и большого количества иностранцев, желающих им заняться.

7. Несовершенство российского миграционного законодательства:

- недостаточное правовое обеспечение миграции, занятости иностранцев на территории страны и процедуры выдворения;

- недостаточные до недавнего времени санкции к недобросовестным работодателям за нарушение миграционного законодательства;

- несогласованность российской нормативно-правовой базы в сфере миграции с некоторыми законодательствами зарубежных стран.

8. Относительная "прозрачность" государственной границы, а также удобное для транзита из Азии в Европу географическое положение России.

Иммиграция имеет негативные последствия, которые связаны с сопутствующим ей теневым иммиграционным потоком, который представляет собой серьезные вызовы экономической безопасности государства, общества и личности, связанные со следующими факторами:

1. Реальная угроза безопасности возникает из-за того, что нелегальные мигранты, находясь в нашей стране в уязвимом положении, испытывая бытовую и трудовую неустроенность, все активнее включаются в противоправную деятельность.

2. Основная опасность нелегальной иммиграции как нерегулируемого передвижения миллионных масс населения заключается в самих миграционных потоках, оказывающих влияние на все стороны жизни страны (прирост нелегалов приводит к "растворению" социально-этнического состава российского социума иной культурной разнородностью).

3. Нелегальные иммигранты уклоняются от уплаты налогов и других социальных и коммунальных платежей в бюджеты всех уровней.

4. Через внешних мигрантов из РФ осуществляется постоянный неконтролируемый вывоз денежных средств, как правило, через системы неофициальных денежных переводов, дилеры которых совершают финансовые сделки с помощью электронной почты в обход налоговых органов.

5. Одним из негативных проявлений нелегальной иммиграции является использование рабского труда нелегалов.

6. Миграционные потоки также представляют угрозу для здоровья россиян, так как могут стать разносчиком многих забытых в России инфекционных и эпидемиологических заболеваний.

7. Неразрывно связана с нелегальной миграцией деятельность экстремистских и террористических организаций, которые вербуют и обучают наемников-профессионалов.

Так, считается, что незаконная миграция увеличивает безработицу в принимающем государстве. Незаконные мигранты выполняют, как правило, такую работу, на которую не соглашаются местные жители. Промышленно развитые государства нуждаются в притоке рабочей силы из-за рубежа, в том числе незаконной. Поскольку использование труда незаконных мигрантов носит скрытый характер, государство не получает налоговых поступлений от него. Но эти суммы остаются у работодателя, поэтому не теряются для экономики в целом и могут быть инвестированы в ее легальном секторе, принося налоговые поступления. С другой стороны, экономика принимающего государства теряет денежные средства, которые трудовые мигранты направляют в государство своего происхождения. Так, например, в 2004 - 2005 гг. из России трудовыми мигрантами в государства происхождения было переведено около 3,7 млрд. долларов

Фундаментальной причиной существования незаконной миграции является неравенство экономического развития государств. Страны с высоким уровнем жизни населения привлекательны для мигрантов из менее развитых стран, в которых часто за подобную работу платят на порядок меньше.

Меры по борьбе с нелегальной миграцией

Первое — изменение законодательства в области трудовой миграции относительно миграции российских граждан за рубеж и иностранных граждан в нашу страну на основе принятия миграционного кодекса РФ, совершенствования национальной правовой базы, введения визового режима со странами СНГ и заключения двусторонних межправительственных соглашений для обеспечения социальных прав граждан, работающих в двух странах, и подготовки условий для присоединения России к международным правовым актам о защите прав мигрантов; облегчение процедур получения гражданства для некоторых категорий граждан.

Второе — формирование эффективных механизмов защиты российского рынка труда и приоритетного права граждан страны на занятие рабочих мест на основе создания министерства по миграционным процессам, повышения эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов власти, усиления миграционного контроля на границах государства и всей территории страны, применения жестких санкций к транспортным организациям, которые ввезли нелегальных мигрантов, повышения ответственности предпринимателей за использование нелегальной рабочей силы и иностранных граждан за незаконное пребывание в стране, организации действенного контроля за использованием работодателями иностранной рабочей силы и соблюдения ими при этом установленных законодательством условий. Отсутствие должной правовой защиты мигрантов, социальных гарантий, медицинского облуживания и профессиональной учебы толкает их в криминальную среду, под патронаж этнических диаспор.

Третье — формирование единого информационного пространства, позволяющего эффективно взаимодействовать различным федеральным, региональным и местным органам власти, осуществляя своевременный обмен информацией.

Четвертое — создание стимулов для возвращения на родину мигрантов, ранее выехавших за рубеж, прежде всего высококвалифицированных специалистов.

Пятое — развитие международного сотрудничества в целях улучшения регулирования процесса привлечения и использования иностранной рабочей силы, так как проблемы пространстводействия нелегальной миграции имеют значительные региональные особенности.

Читайте также: