Как вести себя с новым начальником женщиной

Обновлено: 28.06.2024

Мы ежедневно встречаемся с многими людьми. Нам приходиться общаться с нашими коллегами, с учительницей ребенка, с нашими друзьями и с кассиршей в магазине. Тем не менее есть один человек, общение с которым влияет на ваш заработок. Этот человек — ваш начальник.

Итак, как же эффективно общаться с этим человеком, который непосредственно контролирует вашу зарплату? Вот десять советов, которые помогут вам чувствовать себя более уверенно в общении с вашим шефом.

1. Посмотрите, как начальник общается с вами

Использует ли он электронную почту, телефон или прямой контакт с сотрудниками? Следуйте его примеру.

Если он предпочитает общаться с подчинёнными о небольших проблемах по электронной почте, то последуйте этому примеру. Если важные вопросы, например, связанные с большими суммами денег, обычно обсуждаются лично, то поступайте аналогичным образом.

Имейте в виду, что все отправленные вами шефу письма должны быть составлены с использованием правильной орфографии и грамматики. Вы должны всегда производить положительное впечатление , даже когда он не может видеть ваше лицо и ухоженные волосы!

2. Выбирайте правильное время для общения

Если вам нужно например, обсудить аттестацию, убедитесь, что это происходит в тот момент, когда ваш босс находится в приятном настроении и не слишком торопится.

3. Сообщайте шефу только проверенную информацию

Если вы не уверены, что ваша информация точна, лучше молчите, или скажите, что вы подойдёте к нему в другое время с необходимой информацией.

4. Рассмотрите точку зрения босса

Рассматривать точку зрения другого человека — нужно в любых обстоятельствах. В случае с вашим боссом, помните, что он больше заботится о процветании своей компании, чем о необходимости ремонта вашего автомобиля. Например, когда вы запрашиваете повышение, убедитесь, что сообщаете что-то важное, о том что вы делаете для компании , а не о ваших собственных финансовых трудностях.

5. Берите пример с успешных сотрудников

Посмотрите, как наиболее эффективные сотрудники офиса общаются с боссом. Если вы заметите, что вашему боссу нравится разговаривать с подчинёнными о новейших технологиях цифровых камер, то обязательно присоединитесь к разговору. Если они записываются у секретаря, чтобы поговорить с боссом, то это хорошая идея для вас, сделайте – то же самое.

6. Контролируйте язык вашего тела.

Поза с опущенной головой — говорит о недоверии. Руки, сложенные перед вашим телом, демонстрирует отсутствие открытости. Руки на бедрах — говорят об агрессивности. Держите свое тело расслабленным, сохраняя при этом зрительный контакт. Попытайтесь опереться одной рукой о стол, положите руку в карман или делайте руками заметки.

7. Контролируйте ваш разговор

Когда вы общаетесь со своим боссом, не стоит проявлять слишком много эмоций. Если вы слышите, как ваш начальник делает заявления, которые вы находите осуждающими, слушайте и кивайте головой. Сохраняйте спокойствие. Когда он прервёт разговор, спокойно выскажите свою точку зрения. Не повышайте свой голос, и не прерывайте его, так как оба эти действия создают впечатление, что вы не контролируете свои эмоции.

8. Узнайте всё о своем боссе

Чем чаще вы общаетесь с кем-то, тем легче становится общение. Узнайте, есть ли у вашего начальника дети того же возраста, что и ваши.

Узнайте, любит ли он футбол, участвует ли в общественных организациях, в которых вы заинтересованы; короче говоря, попытайтесь найти точки соприкосновения. При случайном разговоре с вашим боссом, внимательно слушайте. Все любят говорить о себе и своих интересах.

9. Сосредоточьтесь на позитиве

Есть много негативных аспектов в любой работе. Акцентируя позитив, вы легко можете успокоить своего босса.

Прежде всего, никогда не реагируйте на какие-либо заявления враждебным образом. Хотя вы, безусловно, имеете право на враждебные чувства, не позволяйте враждебности выходить во время разговора с вашим боссом.

10. Задавайте вопросы

Не думайте, что ваш босс подумает, что вы неумны, если вам нужны разъяснения по какому-либо вопросу. Возможно, вам придется повторить инструкции, чтобы ваш босс смог убедиться, что вы правильно поняли, что от вас хотят. Это отличный способ, чтобы избежать неловких ситуаций в будущем.

Общение с вашим боссом иногда может быть сложным, но если вы сохраняете спокойствие и следуете этим основным принципам общения на рабочем месте, то вы окажетесь наиболее эффективными, и успех непременно придёт к вам!

Прежнего руководителя вы знали, как свои пять пальцев. Сколько долгих месяцев было потрачено на то, чтобы изучить его привычки и наладить, наконец, адекватное взаимодействие. А теперь опять все сначала! Как найти общий язык с новым боссом и укрепить свои позиции в компании?

Ориентация на местности.

Назначение нового руководителя - это стресс не только для подчиненных, но и для самого менеджера. Ведь фактически он выступает в роли человека, идущего со своим уставом в чужой монастырь. Прежде всего, сотрудники сталкиваются с проблемами психологического характера. "Их волнует неопределенность, которая рождает внутренний мандраж. Чтобы снять стресс, коллеги делятся друг с другом своими страхами, преувеличивают проблемы", - рассказывает Сергей Фоменков, вице-президент по коммерции компании "Евросеть" .

Можно смело утверждать, что вопрос - ну и что это за фрукт? - волнует всех старожилов. "Коллектив начинает "пробовать" новичка самыми разными способами", - утверждает Ирина Якович, бизне тренер, психолог-консультант Центра обучения персонала "Класс" . И для этого существует масса психологических приемов. Например, провокация. Неформальный лидер предоставляет шефу отчет, который нарочно перегружен ненужной информацией. Новый руководитель, разумеется, сходу не может в этом разобраться. Зачинщик же дает шефу понять, что ему еще многое надо узнать. Последний начинает нервничать и сомневаться в своем профессионализме.

Если менеджер не чувствует в себе достаточной уверенности, не знает с какой стороны взяться за дело и не пользуется уважением в коллективе, ему придется нелегко. Наиболее распространенные промахи, которые допускают новички, лежат в сфере межличностных отношений. "Чтобы завоевать авторитет, руководитель порой прибегает к дешевым трюкам: пытается подкупить ведущих специалистов и неформальных лидеров, сулит им покровительство и возможное повышение по службе, организует или даже сам проводит корпоративные тренинги", - рассказывает Ирина Якович.

По мнению Марии Ионочкиной, президента компании NRB Consulting , с первых же дней работы в компании надо выбрать правильную линию поведения. Излишне дружественный тон и демонстративное панибратство с подчиненными, в конечном счете, приведут к тому, что вокруг вас соберутся подхалимы. Главное, чтобы сотрудники представляли перспективы дальнейшего развития компании и личного карьерного роста, знали свои обязанности, умели развивать себя и ждали обучения с радостью, приходили на бизнес тренинг с желанием получить новые знания.

Ломать - не строить.

По наблюдениям Игоря Ниесова, генерального директора компании "Психология и бизнес on-line" , большинство проблем возникает из-за недостатка коммуникаций между начальником и подчиненными. Новый руководитель обязан подробно объяснить значение предпринимаемых им шагов. Каждый сотрудник должен понимать, почему нужно работать по-новому. Рассказать о своих взглядах на будущее шеф может на собрании, организовать которое нужно как можно скорее. Нередко руководитель приходит в уже сложившийся коллектив, со своей структурой и традициями, связями и отношениями. И его стиль работы могут не принять. Прежде чем ломать старую систему, ее надо изучить, и только потом принимать какие-либо решения.

Президент крупного медиахолдинга решил провести сокращение кадров. Для этой цели он пригласил нового директора по персоналу. Сотрудники не строили иллюзий относительно миссии "варяга", в результате атмосфера в коллективе начала накаляться, по коридорам поползли слухи, эффективность труда упала начались сложные переговоры и не очень. Чтобы разрядить атмосферу, новый НR-директор инициировал собрание, на котором раскрыл все карты. Откровенный разговор возымел свое действие - перед угрозой увольнений люди начали работать с удвоенной энергией. На фоне общей конкуренции проявились "слабые звенья". В итоге чистка рядов прошла как по маслу.

"Я сначала познакомился с подчиненными, определил их сильные и слабые стороны, круг обязанностей, уровень загруженности, умения по управлению проектами - вспоминает Артем Новиков, начальник юридического департамента ЗАО "Фирма "КАМЕО" . Эта информация помогла ему эффективно скорректировать работу отдела.
Иногда недостаток взаимопонимания провоцирует курьезные ситуации.

Собственник компании, занимающейся импортом бытовой техники, нанял нового управляющего. В одну из пятниц молодой руководитель позволил себе приехать в офис в джинсах. На следующей неделе большинство сотрудников фирмы явились на работу в шортах! Боссу вместе с менеджерами по персоналу пришлось разработать офисный регламент. Требования к внешнему виду были прописаны вплоть до цвета носков. Теперь сотрудники фирмы, продающей утюги и чайники, выглядят не хуже, чем банкиры. Исключение не было сделано не для тех кто управляет проектами, не даже для водителей газелей.

Пособие для карьеристов.

Обычно новый босс сам проявляет инициативу и знакомится с ключевыми сотрудниками. Если же он не торопится вызывать вас "на ковер", нужно самому записаться на аудиенцию, может быть ему не нужны сложные переговоры? Для того чтобы расставить все точки над "i", Мария Колосова, руководитель Центра обучения, развития и оценки персонала "Стимул" , предлагает обсудить границы личной ответственности и полномочий; определить, по каким критериям будет оцениваться работа; выяснить, как быть в случаях, если задача не может быть решена из-за отсутствия полномочий или аналогичного опыта. Только перед тем как ворваться в кабинет к шефу, тщательно продумайте, что и как вы будете говорить. Первое впечатление от общения может повлиять на дальнейшее отношение начальника к вам.

Можно бесконечно критиковать шефа и вставлять ему палки в колеса. А стоит ли? Разве не в ваших интересах найти общий язык с начальником? Максим Кикоть, генеральный директор компании LiCO , рекомендует изучить набор типовых привычек нового руководителя. Когда и куда ходит обедать, какие у него увлечения, как предпочитает отдыхать. Какая форма общения и обращения ему импонирует - официальная или, наоборот, неформальная. Не поленитесь и выявите комфортные и неприятные для него темы обсуждения, любимые коньки в работе, реальные и мнимые зоны его компетенций. "Чтобы выстроить эффективное взаимодействие, надо запастись терпением и постараться понять методы работы нового босса. Если вы сумеете проявить гибкость и победить страх перед будущими изменениями, процесс адаптации закончится гораздо быстрее. И для вас, и для руководителя", - утверждает Наталия Дуванова, руководитель отдела персонала компании BASF .

Зачем рубить сук, на котором сидишь? Не ровен час, как вспыливший шеф попросит вас освободить помещение. Помните, ваша цель - сотрудничество. Перестаньте воспринимать начальника в штыки, будьте максимально открыты, не ищите в его действиях коварный умысел. "Попытайтесь выяснить намерения руководителя, особенно в тех случаях, когда его поступки вызывают удивление или раздражение, не бойтесь сложных переговоров. Ведь отличительная черта умных сотрудников - способность понимать причины, стоящие за поведением других людей", - говорит Игорь Ниесов . Будьте готовы к тому, что идеи нового руководителя окажутся вполне стоящими. Рассудите здраво: если человеку доверили такой пост, значит, он чего-то стоит? В таком случае, почему бы вам не взять у него несколько уроков профессионального мастерства, например по тому же управлению проектами - пусть сделает мини тренинг по проектам для вас.

Личный опыт.

Илонна НИКОНОВА, помощник председателя правления ООО "Судостроительный банк":

- С появлением нового руководителя у его ассистента начинается новая жизнь. Неудивительно, ведь вы ничего не знаете об этом человеке: какой кофе он предпочитает, в какое время имеет обыкновение проводить встречи и т.д.. Поэтому, прежде чем предлагать помощь, присмотритесь, кто перед вами. Дополнительную информацию можно получить и из сторонних источников. Наверняка кто-то из коллег слышал о вашем новом боссе, а кто-то даже работал с ним. Полезная информация поможет адаптироваться к начальнику и выстроить взаимодействие так, чтобы и он быстрее к вам привык.

Руководитель может проверять помощника на стрессоустойчивость. Специально провоцировать, нагружать сверх меры работой. В этом случае стоит проявить гибкость и терпение, при этом дать понять, до какой степени самоотречения вы готовы дойти. Необходимо заслужить уважение начальника, в противном случае, ужиться будет сложно.

Несколько лет назад я работала помощником главы представительства японского ТД. С шефом мне повезло. Это был образованный, интеллигентный и искренне любящий Россию человек. Однако в японских компаниях есть такое правило. Через каждые 4-5 лет глава представительства меняется. Вот и моему руководителю пришло время возвращаться на родину. О приезде нового шефа я узнала заранее и успела собрать кое-какую информацию. Сведения были противоречивыми и, по большому счету, неутешительными. Судя по рассказам, мне предстояло работать с довольно непредсказуемым и капризным человеком. Положение осложнялось еще и тем, что в течение месяца старому и новому боссам предстояло работать вместе. Ну а мне, соответственно, надо было вести себя так, чтобы никого из них не обидеть. Прежде чем добиться идеальной заточки карандашей, я перепробовала массу точилок. Цвет и форму коробочек, в которых продаются обычные салфетки, тоже удалось подобрать не сразу. Но я выполняла свои обязанности без тени недовольства, и вскоре новый шеф успокоился и стал мне доверять.

В эфире Антон Дурнецов, с актуальной темой, затрагивающей гендерные различия. Сегодня поговорим о женщинах на руководящих должностях . Как с ними работается, как найти подход к суровой начальнице, и хорошо это или плохо, когда тобой управляет леди?

Согласно мировой статистике, руководящие посты занимает всего 8% дам. Процент руководящих женщин в России выглядит получше — аж 20% (причём если брать женщин-СЕО среди крупнейших компаний, то цифра неумолимо падает до 6,5%). Но даже в продвинутой Европе это число не превышает 34,8%.

Никаких 50 на 50.

Что же мешает равноправию:

Противостоять подобному давлению со всех сторон действительно трудно, и поэтому к вершине карьерной лестницы пробиваются немногие. Однако эти немногие способны перевернуть мир или поставить все вверх дном — поскольку для преодоления таких сложностей нужно иметь поистине незаурядный характер и/или хорошие мозги.

Начнём с плюсов

Женщина-начальник при управлении демонстрирует стабильность финансовых показателей, довольно эффективно распоряжается капиталом. Выше у дам и рентабельность продаж по валовой прибыли, однако с чистой прибылью накладка — её объем обычно меньше, чем у мужчин. В целом, женщины и впрямь ведут себя как рачительные хозяйки: предпочитают синицу в руке, стабильность вместо рисков. По натуре они тактики, дипломаты, интуиты. Более организованны и ответственны, умеют прогнозировать, приспосабливаться к изменениям, чаще мужчин уделяют внимание мелочам.

Но я отвлёкся — а что же отношения? Так же хороша женщина-управленец в отношениях с коллективом, как в самой работе?

Безусловно, леди — даже внешние "сухари" — отличаются внутренней эмоциональностью. Ты ей только слово сказал, а она внутри уже выстроила целый монолог. Отсюда исходят и многие достоинства. Из плюсов начальниц однозначно можно назвать:

  • демократичность — большинство женщин старается общаться с подчиненными в дружеском ключе, тогда как мужчины предпочитают авторитарность;
  • способность оценить работу сотрудников — похвалят там, где мужчины-начальники воспримут работу как должное;
  • способность чувствовать нюансы;
  • коммуникабельность;
  • умение входить в положение подчиненных;
  • умение давать толчок к развитию, вдохновлять.

Минусы работы с начальницами

Женщин проще вывести из равновесия, соответственно, легче сорвать работу. Также легко, как и похвалить, они могут накричать. Дамы медленнее принимают решения, потому что им нужно несколько раз все взвесить, продумать последствия, в то время как быстрая рискованная сделка может вывести компанию на новый уровень.

Чем страдают леди, так это проблемами с субординацией. Коллектив, даже подчиненный, они воспринимают как большую семью, и деловые отношения нередко замещают дружескими. Это ведет к провалам в управлении — однажды сдав позиции, потом труднее вернуть авторитет.

Руководитель VS коллектив

Обычно сценарий общения коллектива с женщиной-начальницей задает момент назначения на должность. Когда дама долгое время работает в коллективе, а затем вырывается вверх, то мужчины относятся к этому нормально, если это не затрагивает их напрямую, а вот женщины-подчиненные испытывают тихое чувство зависти. Со временем все успокаивается и возвращается на круги своя.

Если же барышня пришла со стороны, утвердиться в своей позиции управленца бывает ой как нелегко. Самое лучшее, на что может рассчитывать женщина-директор — настороженность. Реакция мужчин однозначная: новенькая — плохой управленец. Отдельные личности пытаются заигрывать, другие откровенно не понимают, как сработаться и чего ждать. Могут возникнуть стычки, бойкоты, массовые заявления на увольнение по-собственному, и тут даме придется потрудиться, чтобы утвердить себя лидером. Также есть мужчины, которые категорически не согласны работать под начальством женщины — с ними сложнее всего.

Общаемся с умом

Что делать, если начальник женщина :

  • не прогуливать — прекрасный пол особенно нетерпим к опозданиям и прогулам;
  • соблюдать дресс-код — надевать в офис чистую, опрятную одежду, избегать дорогих вычурных вещей;
  • не лезть с лестью и комплиментами — это не растопит лед, а усилит накал страстей;
  • разговаривать по-деловому — никакого заискивания или, что еще хуже, снисходительных нот;
  • не спорить с серьезными решениями и приказами — если уж видите, что нужно вмешаться, что решение начальства может подкосить систему, то делайте это максимально конструктивно, не переходя на личности.

Лайфхак: лучший комплимент для дамы-управленца — признание ее профессионализма, компетентности. Поверьте, яркий макияж она нанесла вовсе не для того, чтобы вы отметили ее красоту. Если сильно хочется подчеркнуть эффектный вид, скажите об этом максимально элегантно — тогда оценят и манеру подачи, и смысл.

Если вас бесят женщины во власти, научитесь принимать хотя бы саму должность — ведь чтобы до нее дорасти, необходимо иметь серьезные знания и организаторские способности (Мы сейчас не рассматриваем исключения в виде сестры-племянницы-подружки-знакомой). Считайтесь не с человеком, а с креслом — и вам полегчает.

Если, напротив, вас активно приглашают дружить, тоже лучше не вестись. Это чревато многими последствиями:

  • ваш уровень обязанностей может резко вырасти в неподходящую минуту;
  • вам могут начать доверять секреты, не предназначенные для ваших ушей;
  • статус любимчика навлечет негативный отклик со стороны коллег;
  • вас могут воспринять как личного заместителя, и в дальнейшем ждите перекладывания ответственности.

Однозначно не советую заводить роман с начальницей. Если вдруг вы потом поженитесь, придется искать новое место работы :).

Как работать с женщиной-руководителем

В принципе, этого достаточно.

Как ни странно, но образованной женщине проще руководить мужчинами, а не женским коллективом. Во-первых, среди дам-сотрудниц обязательно найдётся та, что захочет обсудить начальницу, и это скоренько перейдёт в традицию. Во-вторых, если леди у власти демонстрирует соответствующий ум, навыки, то мужчины быстро признают это, и выказывают свое уважение. Заслужить уважение среди других дам намного труднее. Иногда вообще непонятно, что для этого нужно сделать.

Поэтому жду от вас комментариев: может, вы работаете с продвинутой, умной, просчитывающей все на десять ходов вперёд начальницей, или, напротив, пострадали от действий взбалмошной особы? Или вы отпахали десять лет под начальством серьёзного мужика, а потом на его место села молодая женщина, и вас не устроила такая рокировка? Буду рад услышать вашу историю!

Читайте также: