Какой из источников римского права считается самым ранним

Обновлено: 30.06.2024

На новом этапе истории римского права его характерным источником становятся эдикты преторов, на базе которых наряду с цивильным правом (по-прежнему уважаемым, но все менее применяемым) вырастают новые, и совершенно самостоятельные правовые системы:"преторское право"и "право народов". Обе эти системы были результатом правотвор-ческой деятельности преторов. Таким образом, в Риме возникла сложная (по сути дела — тройная) система источников права. Вступая в должность, претор обнародовал свой эдикт, где содержались юридические формулы, с помощью которых он намеревался поддерживать порядок и вершить суд.Эти формулы существенно отклонялись от норм цивильного права, хотя формально претор должен был действовать в его рамках. Положения, которые содержались в эдиктах, сами не имели силу закона, но были обязательнными, поскольку поддерживались преторской властью. Сам претор был обязан следовать своему эдикту, срок которого истекал через год. Приходящий ему на смену претор, как правило, лишь несколько изменял эдикт своего предшественника, внося в него новые положения и отбрасывая устаревшие. Но поскольку основная часть эдикта сохранялась, преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью.

Особую роль в развитии права в классический период сыграли эдикты претора перегринов, должность которого учреждена в 242 году до н.э. Последний регулировал отношения между римскими гражданами и иностранцами(перегринами), а поэтому вообще не был связан нормами права. В своем правотворчестве он обладал большой свободой усмотрения, мог в своих правоположениях ссылаться на "справедливость" или на "естественный разум". Созданное преторами перегринов "право народов" было не международным, а внутригосударственным, т. е. римским правом, его наиболее развитой и совершенной частью.

С установлением империи постепенно изменилось и полажение императоров в ипреторов в политической системе Рима. Формально преторы сохраняли право на издание эдикта, но их активное правотворчество приходило в противоречие с растущим самовластием императоров. Поэтому уже в первые века нашей эры преторы взяли за правило полностью копировать эдикт своего предшественника. Таким образом, содержание эдикта становилось неизменным, и он не порождал новых норм права. В связи с этим император Андриан решил кодифицировать преторское право, поручив эту работу известному юристу Юлиану (между 125 и 138 гг. н.э.). Составленный последним эдикт (известный как эдикт Юли-
ана) был официально одобрен сенатус-консультом и получил название "вечного эдикта". Он стал обязательным для всех последующих магистратов. С этого времени преторский эдикт по сути дела застывает и перестает быть источником новых правовых норм.

Уже в первые годы империи падает значение народных собраний, которые к концу I в. н.э. крайне редко принимали новые законы, а затем вообще лишились этого права. При императорах вновь выросло значение сенатус-консультов, которые в предшествующий период (в эпоху республики) не обладали правовой силой. В первой I в. н.э. сенатус-консульты обычно не имели санкций, но они приобретали обязательную силу благодаря эдикту претора. Но Адриан вновь вернул сенату законодательную власть, и сенатус-консульты стали выступать в качестве закона. Роль их как источника права возросла, поскольку они составлялись от имени принцепса и часто назывались по его имени.

Постепенно укреплялась и расширялась и самостоятельная законодательная власть императоров. Первоначально императорские законы (конституции) рассматривались как результат делегации власти со стороны народных собраний, но во II в. н.э. юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законадательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превращается в важнейший источник права. Законы императоров в отличие от многих актов магистратов действовали на всей территории римского государства, а не были ограничены пределами города или отдаленной провинции.

45. Закон Петелия в Риме в сравнении с реформой Солона в Афинах.

У 326 або 313 році за законом Петелія—Лапірія встановлено, що боржник відповідає перед кредитором тільки майном, а не тілом. Цим актом у Римі ліквідувалися боргова кабала й рабство співгромадян

46. Законодательство римских императоров классического периода – важный источник права ( эдикты, рескрипты, дектеы, мандаты).

Акты императорской власти (конституции) делились на следующие основные, виды:

1) Эдикты — общие положения, основанные на власти "империум", а поэтому юридически обязательные только при жизни данного императора. Но уже со II в. н.э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2) Рескрипты — ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивающим консулътации по правовым вопросам.

3) Декреты — решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденциях.

4) Мандаты — инструкции, адресованные правителям провинций, которые в ряде случаев содержали также нормы гражданского или уголовного права, которые применялись и к перегринам.

Первоначально конституции императоров вопросов публичного порядка (организации администрации, преступлений и т, п.), но постепенно они все более и более охватывали все сферы правового регулирования. Многие выработанные в императорскую эпоху формы правовых актов оказали впоследствии большое влияние на законодательную технику средневековых монархий.




В эпоху принципата круг юристов становится шире.Многие из них, например Ульпиан, Гай и другие, были уже не римлянами, а выходцами из восточных провинций.Юристы этого времени играли более активную роль в развитии юридической доктрины и практики, были подлинными творцами классического римского права. Важное значение приобретает преподавательская деятельность юристов. В I — начале II в. н.э. возникают две основные школы права: сабиньянцы (основатель Капитон)и прокулъянцы (ос-Лабеон), которые вели преподавание права и давали разную трактовку некоторых (правда, второстепен-ных) правовых институтов. Наиболее известными представителями первых были Сабин и Юлиан, а вторых — Прокул и Цельз.

Римские юристы составляли многочисленные труды. Одни из них предназначались для учебных целей, другие практического использования.

Большой популярностью пользовались комментарии цивильного права и преторского права, а также дигесты, которые представляли собой наиболее значительные произведения по различным правовым вопросам, с попытками синтеза цивильного и преторского права. В дигестах обычно использовались выдержки из более ранних работ

Важное место среди работ римских юристов занимали институции, систематически излагавшие римское право в учебных целях. Наибольшую известность приобрели Институции Гая (143 год н.э.), которые давали сжатое и логически построенное изложение обширного правового материала.

ИнституцииГая в основном посвящены разбору гражданского(цивильного) права, но включают ряд добавлений по преторскому эдикту. От институций других римских юристов, они отличаются большей полнотой и четкостью изложений. В них дается стройное и логичное деление гражданского права: "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам" (1.8).Хотя многие исследователи не считают систему, использованную Гаем, оригинальной, она была значительным шагом в понимании права. Здесь впервые материальное право отделено от процесса, а индивидуальные права —от средств их защиты.

Несмотря на трехчленную классификацию самого правового материала, Институции Гая разделены на 4 книги; о лицах, о вещах, об обязательствах, об исках. Эта система, получившая впоследствии название институционной, оказала большое влияние на последующую историю права. Но даже самые блестящие и эрудированные юристы эпохи не были склонны к отвлеченным рассуждениям и к простому теоретизированию. Они стреми-с помощью дедукции и иных логических методов решать отдельные, хотя бы и сложные, правовые казусы. Именно поэтому они даже в своих сочинениях избегали абстрактных конструкций, обобщений и определений. По словам Яволена Приска, "всякое определение в гражданском праве опасно: редко бывает, чтобы оно не могло быть опровергнуто". В связи с этим в римской классической юриспруденции не встречаются определения таких ключевых для цивильного и:-'преторского права понятий, как иск, собственность, договор, сервитуты и т, п. Но зато в ней имеются многочисленные блестящие образцы конкретных жизненных и подлежащих судебному решению правовых проблем.

С установлением в Риме императорского правления активизируется практическая деятельность юристов –дача правовых консультаций. Эти консультации (так называемые"ответы") оказывали большое влияние на судей, которые часто следовали мнению авторитетных юристов.

Император Август предпринял попытку несколько унифицировать деятельность юристов, разрешив только определенном их 'кругу давать ответы, имеющие официальное значение .Эти юристы должны были записывать свои ответы (консультации), ставить свою печать, чтобы тем самым засвидетельствовать легальность правового источника. Данная система закреплена при императоре Адриане, который подтвердил установившейся порядок, согласно которому только мнение определенных юристов имело правовую, т. е, обязательную силу. Если таковые юристы по какому-либо вопросу приходили к общему согласию, судья "обязан был с ним считаться при вынесения решения.

Укрепление авторитета римской юриспруденции как источник права во II — III вв. н.э. способствовал тот факт,что императоры стали нередко приближать видных юристов к своей особе, назначать их на ключевые государственные посты (префекты претория и т. п.). Так, при императоре Септимии Севере государственную карьеру сделал Папиан(был убит затем по приказу Каракаллы), при Александре Севере — Павел и Ульпиан и т. д.

Под источниками римского права понимаются формы, в которых происходило закрепление и выражение правовых норм, имеющих общеобязательное значение и включающих способы, формы образования норм права и порядок жизни римского общества.

В широком смысле слова к источникам права могут быть отнесены разнообразные правовые и иные исторические литературные памятники, в которых содержатся юридические нормы и другие мысли о порядке правового регулирования. В первую очередь сюда относят кодификацию, проведенную Юстинианом, а также работы и мемуары римских юристов и историков, философов и ораторов, и т.д. К источникам права помимо всего прочего могут быть причислены также и папирусы с различными текстами заключенных договоров, а также оставшиеся надписи на деревянных и каменных поверхностях.

  • это источник, содержаний правовые нормы;
  • это способ (или форма), в которой образуется норма права;
  • это источник для познания права.

Классификация источников римского права

Все источники римского права могут быть классифицированы по следующим группам:

  • обычное право — под данным понятием подразумевается совокупность общеобязательных, конкретных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме по причине их неоднократного применения в обороте. Обычаи не являлись определенными формально источниками права, так как они не были зафиксированы официально ни в одномнормативномм акте. Различали обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), а также обычаи жрецов (commentarii pontificum) и обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычай долгое время оставался альтернативой для других более важных и юридически значимых источников права, помогал претворять в жизнь уже существующие законы и иные источники правового регулирования. Обычай применялся лишь тогда, когда отсутствовали иные источники права, которыми бы регулировались исследуемые правоотношения;
  • закон (leges) — это основное, классическое воплощение римского писаного права. Под законом понимали акт, принятый специально избранными для этих задач представительным органом, а именно магистратами. Среди законов выделяли такие виды как: законы, при нарушении которых сделка признавалась недействительной; законы, при нарушении порождались невыгодные последствия, однако недействительной сделка не признавалась; законы, неисполнение которых субъектом не может повлечь за собой наказания виновного лица. Плебисцит — закон, принятый на собрании плебеев, то есть без участия в голосовании сенаторов.
  • эдикты магистратов и комментарии уважаемых римских юристов. Под эдиктом понимали устные объявления магистрата в споре по конкретному делу. В римском праве в зависимости от уровня магистрата можно было различать эдикты эдилов, провинциальные эдикты и эдикты претора.

Готовые работы на аналогичную тему

Кодификации римского права

К известным кодификациям римского права могут быть отнесены:

  • Законы $XII$ таблиц. Это свод законов Древнего Рима, в котором на медных многогранных досках были записаны общеобязательные правила поведения. Данные правила были выставлены на центральной городской площади. В Законах $XII$ таблиц было несколько разделов: о вызовах в суд, о вершении исков, о рабстве из долгов, о порядках манципации при сделках, о семейных делах, о пользовании земельными участками, о воровстве, об оскорблении личности, об уголовных наказаниях, о порядках похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о не испрашивании привилегий;
  • кодификация, произведенная императором Юстинианом — Corpus Iuris civilis По данной теме мы уже выполнили контрольную работу кодификация Юстиниана Римское право подробнее . Представляла из себя Свод норм гражданского права;
  • литературные труды известных римских юристов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 30 06 2017

Марина Борисовна Юрьева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

К источникам римского частного права относятся:

  1. Обычное право.
  2. Законы.
  3. Эдикты Магистратов.
  4. Ответы Юристов.

Обычное право. Обычное право является древнейшей формой образования римского права.
Институции – Институции (лат. Institutio – наставление) – элементарные учебники права в Древнем Риме. В период правления императора Юстиниана институции имели, как и дигесты, силу закона. Юстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников. В последнюю категорию источников входил древнейший источник права – обычай. Обычаи содержали в себе неписаные нормы поведения, которые вырабатывались жизненной практикой.

С усилением законодательной деятельности государства обычай в значительной степени утратил свое значение, но не переставал быть источником права. Наряду с прежним обычаем появился новый – судебный и судебная практика. В период I в. до н. э. – III в. н. э. значение обычая как живого источника права было отмечено Юлианом. Он признавал за обычаем такую же силу, равно и основание, как и закона. Юлиан указывал даже на признаки, которые образуют обычай: давнее применение; молчаливое согласие общества.

Законы. Римская правовая культура считала законы (leges) главным воплощением писаного права. Правовое предписание признавалось в качестве закона при условии, что оно исходило от имеющего соответствующие полномочия органа, и надлежащим образом было обнародовано. Так, в Древнем Риме законом являлось решение народного собрания. К концу I в. н. э. народные собрания перестали проводить законы, несмотря на то, что их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собраниях содержится в аграрном законе конца I в. н. э. С I в. н. э. и до середины III в. н. э. основной формой законодательства являлись сенатусконсульты – постановления сената.

Во II в. н. э. римские юристы обосновали положение, согласно которому римский народ передал свою законодательную власть императорам. К этому времени законодательство императоров превратилось в важнейший источник права.

Конституции императоров не ограничивались пределами города или отдельной провинции, а действовали на всей территории Римского государства, Конституции издавались в четырех основных формах:
1. Эдикты – общие распоряжения, основанные на власти императора. Эти распоряжения были обязательны для всех должностных лиц и граждан. Вначале эдикты были обязательными только при жизни императора. Но уже начиная со II в. н. э. они начинают соблюдаться и его преемниками.

2. Декреты – решения по судебным делам. На основе этих решений сложилась самостоятельная императорская юриспруденция.

3. Рескрипты – ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, которые запрашивали консультации по правовым вопросам.

4. Мандаты – инструкции, адресованные правителям провинций по административным и судебным вопросам.

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления, декреты и рескрипты имеют силу только по конкретным делам, в связи с которыми они даны. Таким образом, основной формой закона являлся императорский эдикт.

Закон должен был содержать определенные элементы:

  • введение, которое указывало обстоятельства издания;
  • нормативное предписание или текст, включающие в себя содержание правила поведения и условия его действия;
  • последствия нарушения закона (санкция).

Римское право различало типы законов. Главным классифицирующим элементом являлся заключительный элемент – санкция. В зависимости от характера санкции сформировалось несколько видов законов, и в частности, законы несовершенные, которые не содержали в себе санкции. Процедура обнародования или опубликования закона самым непосредственным образом влияла на вступление его в силу. Закон считался вступившим в силу либо с момента его формального обнародования, либо с истечением времени, достаточного для ознакомления с его содержанием на всей территории, для которой он предназначен.

Большую роль в становлении римского права сыграло издание в середине V в. до н. э. Законов XII таблиц, которые являются источником всего публичного и частного права. В 450–451 гг. до н. э. появились первые X Таблиц, а в 450–499 гг. до н. э. были опубликованы еще II Таблицы законов. Эти законы были написаны на досках и утверждены народным собранием. Это был главнейший свод права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника – двух медных многогранных колонн, которые были выставлены на римском форуме. Подлинный и полный текст Законов XII таблиц неизвестен. Делаются попытки их реконструкции на основании цитат из других римских юридических источников.

Эдикты магистратов. Магистратами в Риме назывались выборные должностные лица. Все должности были срочными, то есть ограниченные определенным сроком (обычный срок полномочий – 1 год), коллегиальными и безвозмездными. Принцип коллегиальности не означал, что магистраты принимали решения по большинству голосов, а заключался в праве каждого коллеги распоряжаться самостоятельно. Любой магистрат мог вмешаться в действие своего коллеги и отменить то или иное распоряжение последнего.

В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций должностных лиц государства. Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели только некоторые из римских должностных лиц – магистратов.
Эти полномочия вытекали из:

Важнейшее место среди эдиктов магистратов имели преторские эдикты, которые сформировали систему преторского права. Преторская магистратура была учреждена в 367 г. до н. э. В обязанности преторов входило осуществление общего контроля за правоприменением, а также дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права.
При вступлении в должность претор издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Данный эдикт содержал указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита. Срок преторских полномочий составлял 1 год.

Различали следующие виды преторских эдиктов.

Новые – в них указывались новшества правоприменения и юридической практики.

Перенесенные – в них содержались заявления претора о том, что он будет придерживаться в своей деятельности воззрений и практики своего предшественника.

Постоянные – в них указывались правоположения, обязательные для юридической практики на протяжении всего срока полномочий.

Непредвиденные – они касались казусных обстоятельств, либо правоприменения в отношении отдельных личностей.

Среди вышеуказанных эдиктов особое назначение имел постоянный эдикт. В эпоху принципата (I–III вв. до н. э.) за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. Однако их независимое положение и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовывалось больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами эдиктов формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью.

Наиболее важной деятельностью юристов являлись ответы по запросам частных лиц, судей, должностных лиц. Необходимо отметить, что истолкования права не всех юристов имели обязательно-рекомендательный характер. Например, в 426 г. н. э. был даже издан специальный закон, который предусматривал, что только высказывания пяти юристов признавались обязательными для судей. К числу таких юристов относились: Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин. Если среди них имелись разногласия, то приоритет отдавался высказываниям Папиниана.

Кодификация конституций. В связи с многочисленностью и разбросанностью императорских конституций возникла необходимость их объединения. Кодификация была проведена частными лицами. В конце 295 г. н. э. был выпущен кодекс Грегориана, названого по имени его автора. Этот кодекс включал конституции начиная с императора Андриана и заканчивался 295 г. н. э., и не отличался оригинальностью системы. Он состоял из 19 книг: в 13 книгах автор следовал системе преторского эдикта, в остальных трактовались уголовное право и процесс.
После 295 г. н. э. в дополнение к первому кодексу появился второй – кодекс Гермогениана, так же был назван по имени составителя. Всего в этот кодекс было собрано 120 конституций, изданных в период с 291 по 365 гг. н. э. Несмотря на то, что оба кодекса являлись частными кодификациями, они получили официальное название.

Первым официальным собранием конституций был кодекс восточно-римского императора Феодосия II (402–450 гг. н. э.). Кодекс был издан в 438 г. и состоял из 16 книг, где впервые был произведен отбор только действующего законодательства. В нем нашли отражение изменения, произошедшие в государственной и частноправовой сфере. Кодекс Феодосия II сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в средние века, так и в новое время.
По сравнению с кодификацией Феодосия II неизмеримо большее значение имеет кодификация, проведенная императором Юстинианом. От предыдущих кодификаций она отличается большим размахом и более высокой творческой силой. Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права.

Замысел создания Свода законов принадлежал императору Юстиниану. Его создание было обусловлено, с одной стороны, стремление власти с помощью правовых средств укрепить существующий порядок, а с другой – юридическими причинами:

  • необходимостью собрать воедино все юридические тексты, систематизировать и классифицировать содержащиеся в них материалы;
  • устранить устаревшие правовые нормы;
  • придать единообразную форму юридическим предписаниям;
  • стабилизировать применение права и таким образом получить более эффективное средство регулирования общественных отношений.

Свод законов Юстиниана состоял из нескольких частей. Первой частью являлись Институции. Они были созданы в 533 г. и составлены на основе подобных сборников классических юристов, прежде всего Гая. Институции состояли из 4 книг. Первая книга была посвящена праву в целом и правовому положению лиц; вторая – вещам и вещному праву; третья – наследованию, договорам, обязательствам; четвертая – деликтам и искам. Институции имели силу закона и на них могли ссылаться судьи. Зафиксированные в Институциях нормы права были в полном смысле нормативными требованиями.

Второй частью Свода законов Юстиниана являются Дигесты (или Пандекты), также изданные в 533 г. При составлении Дигест были использованы труды 39 римских юристов, перу которых принадлежит около двух тысяч произведений. Использовались, в частности, труды таких юристов, как Гай, Модестин, Ульпиан, Павел, Папиниан, Пампоний и др. Дигесты состояли из 50 книг, каждая из которых, в свою очередь, делилась на титулы и фрагменты.

Весь материал Дигест условно подразделялся на 7 частей:

Третья часть Свода законов называлась Кодексом. Первое издание было осуществлено в 529 г., второе, исправленное и дополненное, в 534 г. Кодекс охватил все конституции императоров, начиная с Андриана и кончая самим Юстинианом. Кодекс состоял из 12 книг. 1, 9, 12 книги были посвящены вопросам публичного права, а книги со 2 по 8 – частному праву. В 535–555 гг. указанные три части Свода законов были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана. Наиболее крупный из сборников включал 168 новелл, из которых 153 принадлежали самому Юстиниану.

В средние века сборники новелл Юстиниана стали включаться в Свод законов Юстиниана в качестве его четвертой части. В это время все четыре части в своей совокупности получили название Свода гражданского права.

В настоящее время сборники, составившие свод гражданского права, именуются следующим образом:

  • Институции – I
  • Дигесты – D
  • Кодекс – С
  • Новеллы – N

Феномен Римского государства по сей день поражает воображение историков и простых обывателей - мелкая, ничем не примечательная деревенька Апеннинского полуострова построила гигантскую империю, оставившую нам колоссальное наследие.

Сегодня я хочу поговорить с вами об одном из подарков Рима нам, своим потомкам - римском праве. В чём его особенность? Как оно повлияло на мир? И почему до сих пор юристы изучают римское право? Давайте разбираться!

Да будет. закон!

Римляне с древнейших времён были очень открытым обществом. Многие люди могли получить гражданство вне зависимости от религии, происхождения и социального статуса. В то время удивлялись, что даже из рабов Рим был готов сделать своих граждан, которые рьяно будут защищать своё новое Отечество.

Эта открытость касалась не только вопросов гражданства. Всё, что было полезно Риму, он органично присоединял к своей культуре, переваривал и на выходе давал готовый продукт. Это же касается и римского права, коим мы с вами пользуемся по сей день.

Даже самый знаменитый памятник римского права - законы XII таблиц - во многих местах копируют законы Солона из Афинского полиса. Авторы этого памятника права также во многом вдохновлялись законами своих соседей - фалисков, а в особенности - этрусков.

В чём же заслуга Рима, спросите вы? А в том, что Рим не просто перенимал чужие законы, а творчески их перерабатывал, систематизировал и органически вписывал в уже сложившуюся систему своего права.

Это можно сравнить с созданием таблицы Менделеева. На тот момент многие элементы давно были известны, исследованы их свойства, существовали определённые системы классификации элементов. Но только Менделеев смог создать единую таблицу, в которой аккуратно, по полочкам, были разложены все элементы. Таблицу, которая не только удобно и органично представляла практически все знания химиков на тот момент времени, но и успешно предсказывала будущее химической науки.

Право рима - право народов!

Созданная римлянами система права получила широкое распространение среди покорённых народов. Наравне с языком и культурой, варвары восприняли у римлян право, которое, после падения империи, стало базой и основной для их собственного законодательства.

Например, сборник римского права Lex Romana Visigothorum, или по-другому Breviarium Alaricianum - был составлен в государстве вестготов при короле Аларихе II в 506 году - уже после падения Западной Римской империи. Это говорит о том, что несмотря на свою трагическую гибель - Рим по-прежнему правил жизнью народов.

И, действительно, - "Зачем придумывать велосипед заново?", думали правители многих стран, продолжая использовать законы Рима на протяжении веков после его падения.

В дальнейшем, когда началось бурное развитие собственного права, римское не отошло на второй план, а вступало с ним в органичный симбиоз. Например, в Кодекс Наполеона, принятый в начале XIX века вошли - римское право, королевские указы, национальные обычаи и другие нормативные акты. Но даже в это время система, созданная римлянами оставалась доминирующей среди народов Европы.

Так появилась на свет романо-германская правовая семья, к которой относят и нашу, российскую, систему права. Особенности этой правовой семьи:

  • источник права - закон (нормативно-правовой акт);
  • деление на частное и публичное право, которые, в свою очередь, делятся на более узкие единицы - отрасли права.

А сегодня-то зачем?

В принципе, ответ на этот вопрос уже можно понять из сказанного выше. Римское право - основа основ современного законодательства многих стран. Большая часть юридической терминологии, многие правовые принципы унаследованы нами от римлян.

Рим - первоисточник современной цивилизации. Даже слово "цивилизация" - пришло к нам из Рима. Несомненно, с течением времени и развитием технологий многое меняется. Но та система, те принципы и фундаментальные основы права, пришедшие к нам от римлян остаются неизменными и по сей день.

Понравилась статья? Поддержите нас лайком и подпиской! Обещаем, здесь будет много интересных статей об эпохе античности!

Понравилась статья? Поддержите нас лайком и подпиской! Обещаем, здесь будет много интересных статей об эпохе античности!

Как вы считаете, нужно ли юристам изучать древнее римское право только из-за того влияния, которое оно оказало на современное законодательство? Давайте обсудим в комментариях!

Читайте также: