Кто имеет право благословлять в церкви

Обновлено: 02.07.2024

Постепенно, незаметно идет процесс обмирщения, который с каждым десятилетием накапливается у людей. Было немыслимо в Церкви в XVII веке прийти в храм, перекреститься и пройти вперед, целовать икону при всем честном народе, – люди все стоят, молятся, а человек идет, проходит, перекрестился, целует икону… Вот в позапрошлое воскресенье идет Таинство венчания, проходит женщина, не глядя, не обращая внимания на то, что здесь венчаются люди, идет и целует икону, лежащую на аналое по центру, как будто она – самая главная, и то, что в церкви происходит, ее совершенно не касается. Я не говорю о том, что нам надо возвращаться к старообрядческим обычаям, но это пример как надо в церкви молиться.

Это очень хорошая традиция, и нужно ее продолжать. Но когда люди помазываются в церкви, и стоит батюшка и помазывает святым елеем, то потом, когда уже люди помазались, – я вот прохожу в церкви к выходу, чтобы выйти из храма, люди подходят под благословение. Зачем? Они только что помазались – получили такое благословение на своем челе. Зачем им нужно еще благословение? Дети подбегают, второй раз благословляются в один день – дети могут и не знать, что надо благословляться только один раз в день, как поздоровался, так и один раз благословился. А взрослым совершенно излишне – это только суета и толкотня. Один раз благословись, и достаточно.

Что дает еще благословение? Благословение еще очень важное действие производит в человеке, когда его благословляют. Он уже поступает не по с в о е в о л и ю, как ему захотелось, а по благословению с в я щ е н н о г о л и ц а. Вы это не знаете и в это не углубляетесь, но преподобные и святые отцы пишут, когда рассказывают о трудностях духовной жизни, что когда какое-либо дело сделано по благословению, даже самое простое, то к этому действию не может привязаться бес, сатана. Он не может на этом построить свою атаку на человека. Как говорят, когда человек идет на исповедь и говорит вслух о своих грехах священнику, то он о б е з о р у ж и в а е т диавола наполовину, даже если он сам ничего не сделал, чтобы избавиться от этих грехов. Наполовину снимается мощная осада и желание погубить человека со стороны бесовских сил. И когда благословение есть, то бывает разный эффект и непредсказуемый.

И я немножечко заколебался. Мой отец никогда не ставил себя высоко, торжественно, он говорил много вдохновенного о священническом служении, но такие вещи он, конечно, не говорил, как старец Силуан.

Я спокойно сел в этот автобус, купил билет и, не спеша, доехал очень хорошо до своего дома. Значит, не суетись! Если есть благословение, всё будет нормально, бегать-то не надо вокруг вокзала. Вот такие два примера, они как-то меня поставили на место.

Как нельзя идти в горы одному (это почти верная гибель), люди идут обязательно по несколько человек, и у них есть веревка, страховка, она тянется. Если один сорвется, другой его удержит, и третий удержит. Его вытащат и поставят обратно на место. Подстраховка альпинистская, чтобы не сорвался человек и не упал. Так и в жизни, и в духовной, и в церковной, требуется обязательно вот такая подстраховка и такая помощь.

Лампада – это прибор, по которому сразу можно видеть, каково духовное состояние человека, у которого эта лампада висит перед иконой. У меня лампада дома висит большая. Знаете, почему? Я ленивый человек, я не могу наливать каждый раз, каждый день маленькую лампадку, я налью, чтобы на три дня хватило, большую лампаду. Огонь лампады бывает яркий, веселый, радостный, светящийся любовью к Богу и горящий весело, а не издыхая, едва-едва теплясь. Я понимаю, что если мы большое сделаем пламя в лампаде, то очень быстро масло сгорит. И вообще, негасимая лампада бывала только у очень обеспеченных людей: у купцов, у князей, а остальные лампаду зажигали только на молитву, а потом гасили ее. Из моего детства я хорошо помню, как лампады вспыхивали. У меня маленькая безрукавочка была такая хорошая-хорошая, а лампада вдруг сильно вспыхнула и масло стало гореть со всей поверхности, без фитиля. Наша нянька, Агрипина, этой безрукавочкой гасила лампаду, чтобы пожар во всем доме не разгорелся. И так ее всю опалила, до сих пор жалею, что я ее больше не мог надевать. Она гасила вспыхнувшую лампаду. Мне было тогда два года всего.

Прошение о благословении — вот то, что отличает простых верующих (посещающих храм Божий только по большим праздникам) от истинно воцерковленных людей. Но даже они иногда путаются в вопросах церковного этикета, а спросить у батюшки как-то неудобно. Как именно возникло в христианской церкви это понятие, когда и кто может просить о нем, кто из священников и в какой ситуации благословляет людей?


Что такое церковное благословение?

Священник осеняет человека (взрослого или ребенка) рукой при том, что его пальцы сложены наподобие букв IС ХС (Иисус Христос). Таким образом через его руку на верующего снисходит сила Господня.


Для человека это:

  • защита на каждый день или при особо сложном случае;
  • своеобразное духовное помазание;
  • напоминание о силе Господа.

Верянин может просить о благословении как во время пребывания в церкви, так и встретив священника на улице.

Когда возник этот обряд?

В христианстве считается, что людей научил благословению Бог.

Уже в первой главе Библии можно прочесть, что сам Господь благословил Адама и Еву на власть над всеми земными творениями, а также плодотворную жизнь.

В Старом Завете также находим упоминания о том, как Господь благословил Авраама потомством. А Иаков получил первенство в роду путем благословения с накладыванием рук.


Этот жест Спасителя изображен и на некоторых иконах:

Церковный этикет: как дать понять, что вам нужно призвание силы Господней

Но воцерковленные люди произносят просьбу без слов. Они сгибают руки в локтях. Ладони при этом держат вверх, одновременно лодочкой и крест-накрест, правая поверх левой (словно пытаясь напиться из речки или родника).

Увидев такое движение, батюшка крестит человека рукой, сложенной особым образом, после чего кладет ее поверх ладоней верянина.

Кстати! Это — не приветствие со своим духовником. Встретив его в церкви или на улице, с ним можно поздороваться, как с другом или соседом. Но многие люди после этого просят благословить их. Это разрешено, если духовник никуда не спешит. Но особого церковного правила на благословение после приветствия нет.

Можно ли после этого целовать руку своего духовника?

Да. Но это не обязательно.

Некоторые православные после обряда целуют руку батюшке. Но не из-за того, что ощущают его святость (как-никак, это просто человек, хоть и имеющий более тесную связь с Господом, чем мы), а потому, что этой дланью священник совершает церковные таинства.

Если вы не поцелуете ее, никто не обидится (и греха тоже не будет).

Может ли благословить батюшка без креста и рясы?

Если в храме священник всегда одет в рясу, то вне церковной жизни (скажем, отправившись на рынок за продуктами) он может быть без креста и рясы.

Православный может подойти к такому священнику за частным благословением, если случай уместный для этого.

Какой священник может, а какой не имеет права благословлять верян?

Благословлять могут архиереи (патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы), а также священники. А еще осуществлять этот короткий церковный обряд могут монастырские игуменьи (к ним за благословением подходят даже диаконы и священники).

Если возле храма стоит несколько святых отцов, обращаться принято к батюшке самого старшего звания. Если в компании священников присутствует архиерей, другие (даже имеющие право благословлять) давать верянам благословение не могут по церковному этикету.


Не можете определить, кто среди них старший? Поздоровайтесь и спросите, к кому за благословением — они сами подскажут.

Но не каждого бородатого человека, одетого в церковную одежду, можно попросить благословить вас. Дьяконы, иподьяконы и церковные прислужники не могут благословлять верян. Иногда люди по незнанию обращаются к ним, но благословения не получают.

Такое разное благословение

Кстати! Бывают случаи, когда духовник отказывается. По какой причине так происходит и как должен отреагировать верующий? Комментирует батюшка:

Читайте также: