Какой статус имеет законодательная власть с учетом признания принципа народного суверенитета кратко

Обновлено: 17.05.2024

Но­си­те­ля­ми законодательной власти обыч­но яв­ля­ют­ся об­ще­го­су­дар­ст­вен­ные и ре­гио­наль­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны – пар­ла­мен­ты, из­ред­ка – так­же пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, пре­имущественно го­род­ско­го. Во мно­гих стра­нах законодательную власть мо­гут осу­ще­ст­в­лять из­би­ра­те­ли по­сред­ст­вом народного го­ло­со­ва­ния – ре­фе­рен­ду­ма.

Законодательная власть пар­ла­мен­тов мо­жет быть не­ог­ра­ни­чен­ной, от­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ной и аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ной. Не­ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там обыч­но в уни­тар­ных го­су­дар­ст­вах, где законодательная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но центральным пар­ла­мен­том. От­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там в фе­де­ра­ци­ях и так называемых ре­гио­на­ли­зо­ван­ных го­су­дар­ст­вах (например, в Ита­лии), а так­же в го­су­дар­ст­вах, пе­ре­дав­ших часть сво­их су­ве­рен­ных прав над­на­цио­наль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ям (например, Ев­ропейскому сою­зу). Аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть име­ет ме­сто в стра­нах, где кон­сти­ту­ци­ей жё­ст­ко ог­ра­ни­че­на сфе­ра законодательной власти (напрмер, во Фран­ции и ря­де стран, вос­при­няв­ших её кон­сти­ту­ци­он­ную сис­те­му), – от­но­ше­ния, не пе­ре­чис­лен­ные в Ос­нов­ном за­ко­не, счи­та­ют­ся не во­шед­ши­ми в законодательную власть; они вхо­дят в сфе­ру рег­ла­мен­тар­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляе­мой ис­пол­нительной вет­вью. При этом ус­та­нов­ле­на пре­зумп­ция ком­пе­тен­ции ис­пол­нительной вла­сти.

2) Од­на из вет­вей государственной вла­сти в стра­нах, где дей­ст­ву­ет кон­сти­ту­ци­он­ный прин­цип раз­де­ле­ния вла­стей, пред­по­ла­гаю­щий не толь­ко раз­де­ле­ние вла­ст­ных пол­но­мо­чий ме­ж­ду раз­ны­ми сис­те­ма­ми государственных ор­га­нов, но и вза­им­ное урав­но­ве­ши­ва­ние пол­но­мо­чий этих сис­тем (прин­цип сдер­жек и про­ти­во­ве­сов). законодательная власть пред­став­ле­на пар­ла­мен­та­ми, ко­то­рые час­то, по умол­ча­нию или вы­ра­жен­но, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся кон­сти­ту­ция­ми как един­ст­вен­ные ор­га­ны законодательной власти. Так, статья 94 Кон­сти­ту­ции РФ ус­та­нав­ли­ва­ет, что Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние яв­ля­ет­ся пред­ста­ви­тель­ным и за­ко­но­дательным ор­га­ном РФ; раз­дел 1 статьи I Кон­сти­ту­ции США про­воз­гла­ша­ет, что все пре­дос­тав­ляе­мые ею за­ко­но­дательные пол­но­мо­чия вве­ря­ют­ся Кон­грес­су Со­еди­нён­ных Шта­тов (в шта­тах но­си­те­ли законодательной власти оп­ре­де­ля­ют­ся их кон­сти­ту­ция­ми). Обыч­но при­ня­тые пар­ла­мен­том за­ко­ны ну­ж­да­ют­ся в санк­ции гла­вы го­су­дар­ст­ва, ко­то­рый так­же час­то осу­ще­ст­в­ля­ет их про­муль­га­цию и, как пра­ви­ло, обес­пе­чи­ва­ет их официальное опуб­ли­ко­ва­ние. По­это­му в кон­сти­ту­ци­ях не­ко­то­рых го­су­дарств эти функ­ции гла­вы го­су­дар­ст­ва рас­смат­ри­ва­ют­ся как уча­стие в законодательной власти. Например, со­глас­но статье 2 Кон­сти­ту­ции Ис­лан­дии, законодательная власть при­над­ле­жит со­вме­ст­но аль­тин­гу (пар­ла­мен­ту) и Пре­зи­ден­ту рес­пуб­ли­ки; ана­ло­гич­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние со­дер­жит часть 1 статьи 26 Кон­сти­ту­ции Гре­ции. Пар­ла­мен­ты как ор­га­ны законодательной власти, на­ря­ду со сво­ей за­ко­но­дательной функ­ци­ей, осу­ще­ст­в­ля­ют и не­ко­то­рые дру­гие - кон­троль за ис­пол­нительной вла­стью, вер­хов­ное рас­по­ря­же­ние государственной каз­ной, вы­бо­ры и на­зна­че­ния долж­но­ст­ных лиц и тому подобное.

В ря­де стран кон­сти­ту­ция­ми до­пус­ка­ет­ся осу­ще­ст­в­ле­ние законодательной власти так­же ины­ми, чем пар­ла­мент, ор­га­на­ми. Это пре­ж­де все­го де­ле­ги­ро­ван­ное за­ко­но­да­тель­ст­во, осу­ще­ст­в­ляе­мое ис­пол­нительной вла­стью по по­ру­че­нию или с со­гла­сия пар­ла­мен­та. Так, со­глас­но статье 38 Кон­сти­ту­ции Фран­ции, пра­ви­тель­ст­во мо­жет об­ра­тить­ся к пар­ла­мен­ту за раз­ре­ше­ни­ем осу­ще­ст­в­лять в те­че­ние ог­ра­ни­чен­но­го сро­ка ме­ры, обыч­но вхо­дя­щие в об­ласть за­ко­но­да­тель­ст­ва, и, по­лу­чив та­кое раз­ре­ше­ние, при­ни­ма­ет по­сле за­клю­че­ния Государственного со­ве­та ор­до­нан­сы, под­пи­сы­вае­мые пре­зи­ден­том, об­ре­таю­щие си­лу за­ко­на по­сле опуб­ли­ко­ва­ния и ут­вер­ждае­мые впо­след­ст­вии за­ко­ном пар­ла­мен­та.

Ряд кон­сти­ту­ций на­де­ля­ет за­ко­но­дательной вла­стью так­же ор­га­ны пар­ла­мен­тов. В Ита­лии, Ис­па­нии, Бра­зи­лии за­ко­ны мо­гут при­ни­мать­ся пар­ла­мент­ски­ми ко­мис­сия­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми на ос­но­ве про­пор­цио­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва пар­тий­ных объ­е­ди­не­ний пар­ла­мен­та­ри­ев. В не­ко­то­рых стра­нах ак­ты с си­лой за­ко­на из­да­ют­ся так­же бо­лее уз­ки­ми кол­ле­гия­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся вер­хов­ны­ми пред­ста­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми из сво­его со­ста­ва и в от­ли­чие от этих ор­га­нов дей­ст­ву­ют по­сто­ян­но. Так, По­сто­ян­ный комитет Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния народных пред­ста­ви­те­лей из­да­ёт за­ко­ны по ши­ро­ко­му кру­гу во­про­сов и мо­жет вно­сить из­ме­не­ния в за­ко­ны, из­дан­ные Все­ки­тай­ским со­б­ра­ни­ем; Государственный со­вет Ку­бы в пе­рио­ды ме­ж­ду сес­сия­ми Национальной ас­самб­леи народной вла­сти (эти пе­рио­ды весь­ма про­дол­жи­тель­ны) мо­жет из­да­вать дек­ре­ты-за­ко­ны - ак­ты, имею­щие си­лу за­ко­на и ут­вер­ждае­мые впо­след­ст­вии Национальной ас­самб­ле­ей.

В Рос­сии Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ в ря­де сво­их по­ста­нов­ле­ний при­знал за Пре­зи­ден­том РФ пра­во свои­ми ука­за­ми вос­пол­нять про­бе­лы в дей­ст­вую­щем за­ко­но­да­тель­ст­ве на пе­ри­од до всту­п­ле­ния в си­лу со­от­вет­ст­вую­щих за­ко­нов.

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.


Признаки законодательной власти

  1. Системность
  2. Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
  3. Коллегиальность
  4. Представительство интересов, выборность

Особенности законодательной власти

Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей, присущих законодательной ветви власти:

  • законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
  • по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
  • кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции законодательной власти

1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.

2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;

4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.

Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.

Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации

Федеральное собрание По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее .

Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее . Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральное собрание Российской Федерации подробнее . Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума Российской Федерации подробнее также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве ( Центральный банк России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Центральный банк России подробнее , Счетная палата, Уполномоченный по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее ). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.

Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее . Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Комментарий к Ст. 10 Конституции Российской Федерации

В основе организации власти в соответствии с современными конституционными стандартами лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с фиксацией за каждой из ветвей власти определенного круга полномочий.

Функция законодательной власти, состоящая прежде всего в принятии законов, возлагается на высший законодательный и представительный орган — парламент. В Российской Федерации эту функцию выполняет двухпалатное Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации.

Наряду с собственно законотворчеством парламент выполняет определенные функции, связанные с формированием исполнительной власти и высших органов судебной власти. Государственная Дума дает Президенту РФ согласие на назначение главы правительства, а Совет Федерации назначает на должности судей высших судов.

Исполнительная власть организует исполнение законов, реализует меры по осуществлению внутренней (в т.ч. экономической, социальной и т.п.) и внешней политики государства.

Судебная власть призвана в установленном законами процессуальном порядке разрешать юридические конфликты между различными субъектами.

Рассмотрим каждый из принципов более подробно.

Принцип разделения властей был воспринят конституционным правом России в 1992 г. в связи с внесением изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. С учетом практики жесткого противостояния законодательной и исполнительной власти, приведшего к событиям 3-4 октября 1993 г. и роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета, Конституционное совещание иначе, чем это традиционно истолковывалось конституционно-правовой доктриной или закреплялось в ранее действовавшей Конституции, сформулировало содержание этого принципа.

В частности, речь идет теперь не о параллельно существующих и абсолютно независимо друг от друга развивающихся властях, а об их взаимодействии и сотрудничестве и даже единстве, в рамках которого сохраняются и конституционно обеспечиваются различие и самостоятельность органов, осуществляющих законодательную деятельность, управление и правосудие.

Такое видение разделения властей согласуется с тем, что единственным источником, из которого проистекают все власти, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ России.

Иными словами, в отечественной конституционной практике понятие разделения властей равнозначно понятию организационного обособления властей. Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание - парламент, исполнительную - Правительство, судебную - суды РФ.

При этом согласно комментируемой статье государственная власть едина, но функции ее - законодательство, управление и правосудие - осуществляются различными органами, каждый из которых может выполнять, и в практике российского конституционализма и конституционной практике иных государств действительно выполняет, отдельные полномочия, с точки зрения классических представлений о разделении властей входящие в компетенцию других органов.

В связи с этим следует учитывать трансформацию содержания разделения властей в процессе исторического развития этой доктрины и практики ее конституционного воплощения, а также особенности ее отражения в конституционном законодательстве различных государств.

В частности, Президент РФ, являясь главой государства, не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Напротив, именно он согласно Конституции (см. ст. 80) олицетворяет единство государственной власти и выполняет в силу занимаемого им в иерархии государственной власти места координационную и интеграционную функции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Одновременно, и в этом диалектика конституционно-правового статуса Президента, он фактически и юридически "присутствует" во всех властях. Глава государства издает нормативные указы (см. ст. 90), контролирует Правительство (см. ст. 83, ст. 111, ст. 113, ст 115-117), выполняет отдельные квазисудебные функции (см. ст. 85).

Принцип разделения властей, как он закреплен в Конституции, не препятствует существованию так называемой "избирательной власти", осуществляемой Центральной избирательной комиссией РФ и иными избирательными комиссиями, а также Прокуратурой (см. ст. 129), наделенной достаточно широкими полномочиями.

Таким образом, принцип разделения властей нельзя абсолютизировать. При этом следует учитывать, что разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства.

Ведущее место в системе разделения властей принадлежит народному представительству. Статусы исполнительной и судебной властей отличаются тем, что они юридически устанавливаются властью законодательной.

Доминирующее положение законодательной власти обусловливается тем, что органы исполнительной и судебной власти, будучи самостоятельными в осуществлении своей компетенции, могут функционировать лишь в пределах Конституции и действующего права, их деятельность является подзаконной.

Сказанное означает, что законодатель сам не свободен от соблюдения собственных законов. Его деятельность также подчинена Конституции и законам, однако он вправе с соблюдением установленных в Конституции правил и процедур и в пределах предусмотренной ею дискреции вносить в них изменения.

Таким образом, закон обязателен не только для подвластных, но и для самого государства в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц.

Иными словами, разделение властей означает в политических и правовых условиях РФ разграничение государственных функций, реализация которых не сливается в одном лице или органе; напротив, эти функции осуществляются вполне самостоятельными органами, действующими в соответствии с предписаниями закона.

Исполнительная власть осуществляет некоторые функции законодательства в виде полномочий по изданию актов, имеющих нормативное значение, а также по заключению международных договоров, вступающих в силу после их ратификации парламентом, поскольку это установлено Конституцией РФ.

Наконец, судебная власть также в состоянии оказывать влияние на законодательство, в частности, в процессе осуществления Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом принадлежащей им в пределах их ведения законодательной инициативы.

Конституционный Суд, признавая законодательные акты или их отдельные положения неконституционными, что влечет утрату ими юридической силы (см. ст. 125), тем самым выступает в качестве "негативного законодателя".

Иными словами, конституционный принцип разделения властей в том виде, в каком он закреплен в Конституции, не препятствует распределению некоторых прав, в силу их юридической природы присущих одной из властей, между органами другой власти.

Подобное распределение служит гарантией от разрыва между властями, способствует формированию действительного равновесия, баланса властей, является частью механизма их взаимодействия.

Данный принцип имеет определяющее значение при установлении компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Он препятствует такому истолкованию полномочий того или иного органа государственной власти, которое может привести к утверждению самодовлеющего характера одной из частей единой государственной власти.

Нормативное содержание закрепленного в комментируемой статье положения многозначно: по внутреннему смыслу Конституция исходит из единства государственной власти в Российской Федерации (см. ст. 3); рассматриваемая норма фиксирует разграничение властных полномочий между различными органами власти, устанавливает самостоятельность этих органов в осуществлении возложенных на них полномочий и недопустимость их вторжения в сферу ведения и компетенцию друг друга.

Таким образом, ст. 10 Конституции закрепляет функциональный и организационный аспекты разделения государственной власти. Кроме того, в комментируемой статье установлено, что данный принцип распространяется на всю систему государственной власти в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, которые нередко модифицируют его с учетом исторических, национальных и иных особенностей.

Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

Федеративное устройство России предопределяет еще один аспект принципа разделения властей, выводимый из его взаимосвязи с принципом федерализма: раздельное осуществление функций государственной власти на двух уровнях отечественной федеративной системы.

Иными словами, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предопределяет в этом смысле не только организацию государственной власти в субъектах РФ, но и взаимодействие двух уровней единой федеративной системы - Федерации и ее субъектов в лице соответствующих органов.

Речь при этом идет не только о разграничении предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов (см. ст. 71 - ст.73), но и о системном единстве государственной власти в Российской Федерации, из которого, если такое единство не сводить к соподчинению образующих указанную систему органов, вытекает признание единства системы народного представительства, единства исполнительной власти и единой судебной системы.

Однако такое единство в силу принципа федерализма никогда не может простираться до тождества. Разделение властей по вертикали, поскольку оно предполагает наличие наряду с властью Федерации власти субъектов Федерации, действующих в отнесенных к их ведению сферах независимо и самостоятельно, является немаловажной гарантией принципа демократического правового федеративного государства с республиканской формой правления, которым связаны все ветви власти.

Суверенитетом является… Значение термина простыми словами. Что такое суверенное государство. Внутренний и внешний суверенитет - что это? Признаки. Декларация о государственном суверенитете России. Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета по Конституции РФ?

Фото Суверенитет - это… Что такое внутренний и внешний суверенитет власти РФ

Что такое государственный суверенитет

Суверенитет - это независимость государства на международной арене и верховенство во внутренних делах. Суверенитет является одним из основных признаков государства. Согласно Конституции РФ, носитель и источник суверенитета государственной власти в России - народ.

Государственный суверенитет - синоним, который используют, чтобы не путать это понятие с терминами суверенитет народа (народ - источник власти), суверенитет личности (право человека распоряжаться самим собой) и национальный суверенитет (право нации на самоопределение).

Слово происходит от французского souveraineté - верховенство, господство. Понятие появилось в XVI веке и первоначально означало верховную власть монарха.

Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.

Что такое внутренний и внешний суверенитет

Государственный суверенитет означает политическую и правовую самостоятельность независимого государства, это неотчуждаемое юридическое качество.

Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, на ее территории.

У государства есть исключительное право действовать от имени всего общества. Государство независимо решает все вопросы жизни страны, и это решения обязательны для всего населения. Например, лишь государство может издавать законы, собирать налоги, судить.

Внешний суверенитет - это независимость в международных делах, самостоятельная внешняя политика. Государство на мировой арене не обязано подчиняться другим странам и правительствам, а действует в собственных и общих интересах.

Внешний суверенитет проявляется в признании государства международным сообществом.

Признаки государственного суверенитета

Признаки внутреннего суверенитета:

Государственная власть универсальна: она распространяется на всех лиц на территории данной страны, обеспечивается с помощью законов и госаппарата.

Государственная власть самостоятельна, независима от других властей на территории страны.

Государственная власть может отменить решение любой другой общественной власти, если та нарушает закон.

Монополия государства на принуждение и насилие: наличие армии, полиции, тюрем.

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических. Например, власть издает законы.

Признаки внешнего суверенитета:

Самостоятельность государственной власти и независимость от других властей за пределами страны.

Признание государства международным сообществом в качестве субъекта международного права.

Чем ограничен суверенитет государства

Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Этот принцип закреплен, в частности, в Уставе ООН.

На практике ни одно государство не обладает полной свободой действий. Внутри страны оно обязано действовать в интересах народа, чтобы не потерять легитимность.

На мировой арене государство должно считаться с принятыми нормами, учитывать интересы международных организаций и других стран. Например, нужно поддерживать мир с соседями, строить взаимовыгодные отношения с экономическими партнерами, сообща решать глобальные проблемы.

В отдельных случаях ООН дает разрешение на вмешательство в дела других стран, что ставит их суверенитет под вопрос.

Суверенитет России. Декларация о государственном суверенитете

12 июня 1990 года в Москве была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, входившей в состав СССР. Декларацию принял первый Съезд народных депутатов РСФСР (907 голосов за, 13 - против, 9 депутатов воздержалось) и подписал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин.

Провозглашение суверенитета означало, что РСФСР больше не считает верховной властью руководство Советского Союза и не намерено во всем выполнять его распоряжения. Россия провозгласила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР, принцип разделения властей, необходимость расширения прав регионов.

12 июня в России - государственный праздник и нерабочий день. Сегодня он называется День России. До 2002 года - День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР.

Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета в России

Один из принципов конституционного строя РФ и основа организации государственной власти - суверенитет народа.

Российский народ является единственным источником власти и носителем суверенитета. Это значит, что власть обязана руководствоваться волей и интересами народа, а народ - реально участвовать в управлении обществом и государством.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Конституция РФ. Статья 3

Читайте также: