Какой статус имеет законодательная власть с учетом признания принципа народного суверенитета кратко
Обновлено: 17.05.2024
Носителями законодательной власти обычно являются общегосударственные и региональные представительные органы – парламенты, изредка – также представительные органы местного самоуправления, преимущественно городского. Во многих странах законодательную власть могут осуществлять избиратели посредством народного голосования – референдума.
Законодательная власть парламентов может быть неограниченной, относительно ограниченной и абсолютно ограниченной. Неограниченная законодательная власть принадлежит парламентам обычно в унитарных государствах, где законодательная власть осуществляется исключительно центральным парламентом. Относительно ограниченная законодательная власть принадлежит парламентам в федерациях и так называемых регионализованных государствах (например, в Италии), а также в государствах, передавших часть своих суверенных прав наднациональным формированиям (например, Европейскому союзу). Абсолютно ограниченная законодательная власть имеет место в странах, где конституцией жёстко ограничена сфера законодательной власти (напрмер, во Франции и ряде стран, воспринявших её конституционную систему), – отношения, не перечисленные в Основном законе, считаются не вошедшими в законодательную власть; они входят в сферу регламентарной власти, осуществляемой исполнительной ветвью. При этом установлена презумпция компетенции исполнительной власти.
2) Одна из ветвей государственной власти в странах, где действует конституционный принцип разделения властей, предполагающий не только разделение властных полномочий между разными системами государственных органов, но и взаимное уравновешивание полномочий этих систем (принцип сдержек и противовесов). законодательная власть представлена парламентами, которые часто, по умолчанию или выраженно, характеризуются конституциями как единственные органы законодательной власти. Так, статья 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом РФ; раздел 1 статьи I Конституции США провозглашает, что все предоставляемые ею законодательные полномочия вверяются Конгрессу Соединённых Штатов (в штатах носители законодательной власти определяются их конституциями). Обычно принятые парламентом законы нуждаются в санкции главы государства, который также часто осуществляет их промульгацию и, как правило, обеспечивает их официальное опубликование. Поэтому в конституциях некоторых государств эти функции главы государства рассматриваются как участие в законодательной власти. Например, согласно статье 2 Конституции Исландии, законодательная власть принадлежит совместно альтингу (парламенту) и Президенту республики; аналогичное регулирование содержит часть 1 статьи 26 Конституции Греции. Парламенты как органы законодательной власти, наряду со своей законодательной функцией, осуществляют и некоторые другие - контроль за исполнительной властью, верховное распоряжение государственной казной, выборы и назначения должностных лиц и тому подобное.
В ряде стран конституциями допускается осуществление законодательной власти также иными, чем парламент, органами. Это прежде всего делегированное законодательство, осуществляемое исполнительной властью по поручению или с согласия парламента. Так, согласно статье 38 Конституции Франции, правительство может обратиться к парламенту за разрешением осуществлять в течение ограниченного срока меры, обычно входящие в область законодательства, и, получив такое разрешение, принимает после заключения Государственного совета ордонансы, подписываемые президентом, обретающие силу закона после опубликования и утверждаемые впоследствии законом парламента.
Ряд конституций наделяет законодательной властью также органы парламентов. В Италии, Испании, Бразилии законы могут приниматься парламентскими комиссиями, образованными на основе пропорционального представительства партийных объединений парламентариев. В некоторых странах акты с силой закона издаются также более узкими коллегиями, которые образуются верховными представительными органами из своего состава и в отличие от этих органов действуют постоянно. Так, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей издаёт законы по широкому кругу вопросов и может вносить изменения в законы, изданные Всекитайским собранием; Государственный совет Кубы в периоды между сессиями Национальной ассамблеи народной власти (эти периоды весьма продолжительны) может издавать декреты-законы - акты, имеющие силу закона и утверждаемые впоследствии Национальной ассамблеей.
В России Конституционный суд РФ в ряде своих постановлений признал за Президентом РФ право своими указами восполнять пробелы в действующем законодательстве на период до вступления в силу соответствующих законов.
В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть – это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательныз правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государтвенной власти. На первый взгляд, законодательная власть представляет собой реальное выражение воли социума. Однако далеко не всегда законодательные решения могут отвечать одновременно всем потребностям социума, который состоит из разных слоев и социальных групп, которые в свою очередь преследуют различные цели и ориентиры. В связи с этим можно говорить о том, что одной из основных целей законодательной власти при принятии решений является консолидация интересов различных представителей социума для того, чтобы найти компромиссное решение, правильно определяя приоритеты при его принятии.
Признаки законодательной власти
- Системность
- Набор фукнций и полномочий, которые зависят от реализации принципов демократизма и разделения властей
- Коллегиальность
- Представительство интересов, выборность
Особенности законодательной власти
Принцип разделения властей наделил каждую ветвь власти своей ролью, и, соответственно, своими целями, задачами и функциями. Можно выделить несколько особенностей, присущих законодательной ветви власти:
- законодательная власть призвана формулировать и претворять в жизнь правила поведения;
- по отношению к исполнительной и судебной ветвям власти, законодательная власть выполняет роль ориентира для них, предоставляя возможность продуктивно и качественно функционировать и взаимодействовать друг с другом;
- кроме ориентирующей функции, законодательная власть реализует еще и контрольную, которая нацелена на то, чтобы, используя парламентский контроль, оценивать и проверять качество и своевременность реализации законов.
Готовые работы на аналогичную тему
Функции законодательной власти
1) законодательная функция. Сущность данной функции состоит в том, что законодательный орган имеет право издавать нормативные акты, которые наделены высшей юридической силой после конституций. Данное право имеет исключительный и вместе с тем универсальный характер. Законодательная функция рождает нормативный акт, который содержит в себе правило поведения, регулирующее ту или иную сферу общественных отношений в пределах полномочий государства или его субъекта.
2) представительская функция. Связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;
3) учредительная функция. Состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т.п.;
4) функция контроля и ответственности. Парламентский контроль призван не дать исполнительной власти занять главенствующую позицию и не дать институтам демократии стать более авторитарными. Контрольная функция может рассматриваться в широком и узком смыслах.Чаще всего данный вид контроля предполагает проверку деятельности государственных органов и возможность применения санкций. В более широком понимании в парламентский контроль входит право законодательного органа участвовать в формировании различных высших органов власти, что перекликается с учредительной функцией законодательной власти.
Контрольная функция проявляется в разных формах, например контроль парламентских органов, и контроль должностных лиц, не входящих в структуру парламента.
Структура федеральных органов законодательной власти в Российской Федерации
Федеральное собрание По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Исправление ошибок подробнее .
Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее . Вторая (нижняя) палата Федерального Собрания Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральное собрание Российской Федерации подробнее . Она состоит из 450 депутатов. Полномочия Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума РФ подробнее определяются Конституцией Российской Федерации Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная Дума Российской Федерации подробнее также может назначать и освобождать от должности ряд других высших чиновников в государстве ( Центральный банк России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Центральный банк России подробнее , Счетная палата, Уполномоченный по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее ). Дума вправе выдвигать обвинения против Президента (импичмент) и объявлять амнистию. Основная задача Государственной Думы По данной теме мы уже выполнили реферат Депутат подробнее – принятие федеральных законов большинством голосов от общего числа депутатов. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства. Председатель Правительства ежегодно отчитывается перед Госдумой о своей деятельности и отвечает на ее запросы, при этом, в случае неудовлетворительной работы, она может выдвинуть ему вотум недоверия.
Совет Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Порядок формирования Совета Федерации. подробнее . Верхняя палата Федерального Собрания. Каждый субъект федерации отправляет туда двух своих представителей. Один – от исполнительного органа власти (правительства области или республики), а другой от местного представительного органа власти (например, от областной Думы). СФ утверждает указы Президента о военном и чрезвычайном положении, назначает выборы Президента Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , участвует в изменении основного закона страны – Конституции, процедуре импичмента Президента, утверждает Председателя Счетной палаты. По представлению Президента Совет Федерации назначает судей высших судебных органов власти, утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Комментарий к Ст. 10 Конституции Российской Федерации
В основе организации власти в соответствии с современными конституционными стандартами лежит принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с фиксацией за каждой из ветвей власти определенного круга полномочий.
Функция законодательной власти, состоящая прежде всего в принятии законов, возлагается на высший законодательный и представительный орган — парламент. В Российской Федерации эту функцию выполняет двухпалатное Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации.
Наряду с собственно законотворчеством парламент выполняет определенные функции, связанные с формированием исполнительной власти и высших органов судебной власти. Государственная Дума дает Президенту РФ согласие на назначение главы правительства, а Совет Федерации назначает на должности судей высших судов.
Исполнительная власть организует исполнение законов, реализует меры по осуществлению внутренней (в т.ч. экономической, социальной и т.п.) и внешней политики государства.
Судебная власть призвана в установленном законами процессуальном порядке разрешать юридические конфликты между различными субъектами.
Рассмотрим каждый из принципов более подробно.
Принцип разделения властей был воспринят конституционным правом России в 1992 г. в связи с внесением изменений и дополнений в Конституцию 1978 г. С учетом практики жесткого противостояния законодательной и исполнительной власти, приведшего к событиям 3-4 октября 1993 г. и роспуску Съезда народных депутатов и Верховного Совета, Конституционное совещание иначе, чем это традиционно истолковывалось конституционно-правовой доктриной или закреплялось в ранее действовавшей Конституции, сформулировало содержание этого принципа.
В частности, речь идет теперь не о параллельно существующих и абсолютно независимо друг от друга развивающихся властях, а об их взаимодействии и сотрудничестве и даже единстве, в рамках которого сохраняются и конституционно обеспечиваются различие и самостоятельность органов, осуществляющих законодательную деятельность, управление и правосудие.
Такое видение разделения властей согласуется с тем, что единственным источником, из которого проистекают все власти, и носителем воплощаемого ими суверенитета является многонациональный народ России.
Иными словами, в отечественной конституционной практике понятие разделения властей равнозначно понятию организационного обособления властей. Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание - парламент, исполнительную - Правительство, судебную - суды РФ.
При этом согласно комментируемой статье государственная власть едина, но функции ее - законодательство, управление и правосудие - осуществляются различными органами, каждый из которых может выполнять, и в практике российского конституционализма и конституционной практике иных государств действительно выполняет, отдельные полномочия, с точки зрения классических представлений о разделении властей входящие в компетенцию других органов.
В связи с этим следует учитывать трансформацию содержания разделения властей в процессе исторического развития этой доктрины и практики ее конституционного воплощения, а также особенности ее отражения в конституционном законодательстве различных государств.
В частности, Президент РФ, являясь главой государства, не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти. Напротив, именно он согласно Конституции (см. ст. 80) олицетворяет единство государственной власти и выполняет в силу занимаемого им в иерархии государственной власти места координационную и интеграционную функции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Одновременно, и в этом диалектика конституционно-правового статуса Президента, он фактически и юридически "присутствует" во всех властях. Глава государства издает нормативные указы (см. ст. 90), контролирует Правительство (см. ст. 83, ст. 111, ст. 113, ст 115-117), выполняет отдельные квазисудебные функции (см. ст. 85).
Принцип разделения властей, как он закреплен в Конституции, не препятствует существованию так называемой "избирательной власти", осуществляемой Центральной избирательной комиссией РФ и иными избирательными комиссиями, а также Прокуратурой (см. ст. 129), наделенной достаточно широкими полномочиями.
Таким образом, принцип разделения властей нельзя абсолютизировать. При этом следует учитывать, что разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства.
Ведущее место в системе разделения властей принадлежит народному представительству. Статусы исполнительной и судебной властей отличаются тем, что они юридически устанавливаются властью законодательной.
Доминирующее положение законодательной власти обусловливается тем, что органы исполнительной и судебной власти, будучи самостоятельными в осуществлении своей компетенции, могут функционировать лишь в пределах Конституции и действующего права, их деятельность является подзаконной.
Сказанное означает, что законодатель сам не свободен от соблюдения собственных законов. Его деятельность также подчинена Конституции и законам, однако он вправе с соблюдением установленных в Конституции правил и процедур и в пределах предусмотренной ею дискреции вносить в них изменения.
Таким образом, закон обязателен не только для подвластных, но и для самого государства в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти и их должностных лиц.
Иными словами, разделение властей означает в политических и правовых условиях РФ разграничение государственных функций, реализация которых не сливается в одном лице или органе; напротив, эти функции осуществляются вполне самостоятельными органами, действующими в соответствии с предписаниями закона.
Исполнительная власть осуществляет некоторые функции законодательства в виде полномочий по изданию актов, имеющих нормативное значение, а также по заключению международных договоров, вступающих в силу после их ратификации парламентом, поскольку это установлено Конституцией РФ.
Наконец, судебная власть также в состоянии оказывать влияние на законодательство, в частности, в процессе осуществления Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом принадлежащей им в пределах их ведения законодательной инициативы.
Конституционный Суд, признавая законодательные акты или их отдельные положения неконституционными, что влечет утрату ими юридической силы (см. ст. 125), тем самым выступает в качестве "негативного законодателя".
Иными словами, конституционный принцип разделения властей в том виде, в каком он закреплен в Конституции, не препятствует распределению некоторых прав, в силу их юридической природы присущих одной из властей, между органами другой власти.
Подобное распределение служит гарантией от разрыва между властями, способствует формированию действительного равновесия, баланса властей, является частью механизма их взаимодействия.
Данный принцип имеет определяющее значение при установлении компетенции органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Он препятствует такому истолкованию полномочий того или иного органа государственной власти, которое может привести к утверждению самодовлеющего характера одной из частей единой государственной власти.
Нормативное содержание закрепленного в комментируемой статье положения многозначно: по внутреннему смыслу Конституция исходит из единства государственной власти в Российской Федерации (см. ст. 3); рассматриваемая норма фиксирует разграничение властных полномочий между различными органами власти, устанавливает самостоятельность этих органов в осуществлении возложенных на них полномочий и недопустимость их вторжения в сферу ведения и компетенцию друг друга.
Таким образом, ст. 10 Конституции закрепляет функциональный и организационный аспекты разделения государственной власти. Кроме того, в комментируемой статье установлено, что данный принцип распространяется на всю систему государственной власти в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, которые нередко модифицируют его с учетом исторических, национальных и иных особенностей.
Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Федеративное устройство России предопределяет еще один аспект принципа разделения властей, выводимый из его взаимосвязи с принципом федерализма: раздельное осуществление функций государственной власти на двух уровнях отечественной федеративной системы.
Иными словами, принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предопределяет в этом смысле не только организацию государственной власти в субъектах РФ, но и взаимодействие двух уровней единой федеративной системы - Федерации и ее субъектов в лице соответствующих органов.
Речь при этом идет не только о разграничении предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов (см. ст. 71 - ст.73), но и о системном единстве государственной власти в Российской Федерации, из которого, если такое единство не сводить к соподчинению образующих указанную систему органов, вытекает признание единства системы народного представительства, единства исполнительной власти и единой судебной системы.
Однако такое единство в силу принципа федерализма никогда не может простираться до тождества. Разделение властей по вертикали, поскольку оно предполагает наличие наряду с властью Федерации власти субъектов Федерации, действующих в отнесенных к их ведению сферах независимо и самостоятельно, является немаловажной гарантией принципа демократического правового федеративного государства с республиканской формой правления, которым связаны все ветви власти.
Суверенитетом является… Значение термина простыми словами. Что такое суверенное государство. Внутренний и внешний суверенитет - что это? Признаки. Декларация о государственном суверенитете России. Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета по Конституции РФ?
Что такое государственный суверенитет
Суверенитет - это независимость государства на международной арене и верховенство во внутренних делах. Суверенитет является одним из основных признаков государства. Согласно Конституции РФ, носитель и источник суверенитета государственной власти в России - народ.
Государственный суверенитет - синоним, который используют, чтобы не путать это понятие с терминами суверенитет народа (народ - источник власти), суверенитет личности (право человека распоряжаться самим собой) и национальный суверенитет (право нации на самоопределение).
Слово происходит от французского souveraineté - верховенство, господство. Понятие появилось в XVI веке и первоначально означало верховную власть монарха.
Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.
Что такое внутренний и внешний суверенитет
Государственный суверенитет означает политическую и правовую самостоятельность независимого государства, это неотчуждаемое юридическое качество.
Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, на ее территории.
У государства есть исключительное право действовать от имени всего общества. Государство независимо решает все вопросы жизни страны, и это решения обязательны для всего населения. Например, лишь государство может издавать законы, собирать налоги, судить.
Внешний суверенитет - это независимость в международных делах, самостоятельная внешняя политика. Государство на мировой арене не обязано подчиняться другим странам и правительствам, а действует в собственных и общих интересах.
Внешний суверенитет проявляется в признании государства международным сообществом.
Признаки государственного суверенитета
Признаки внутреннего суверенитета:
Государственная власть универсальна: она распространяется на всех лиц на территории данной страны, обеспечивается с помощью законов и госаппарата.
Государственная власть самостоятельна, независима от других властей на территории страны.
Государственная власть может отменить решение любой другой общественной власти, если та нарушает закон.
Монополия государства на принуждение и насилие: наличие армии, полиции, тюрем.
Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических. Например, власть издает законы.
Признаки внешнего суверенитета:
Самостоятельность государственной власти и независимость от других властей за пределами страны.
Признание государства международным сообществом в качестве субъекта международного права.
Чем ограничен суверенитет государства
Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Этот принцип закреплен, в частности, в Уставе ООН.
На практике ни одно государство не обладает полной свободой действий. Внутри страны оно обязано действовать в интересах народа, чтобы не потерять легитимность.
На мировой арене государство должно считаться с принятыми нормами, учитывать интересы международных организаций и других стран. Например, нужно поддерживать мир с соседями, строить взаимовыгодные отношения с экономическими партнерами, сообща решать глобальные проблемы.
В отдельных случаях ООН дает разрешение на вмешательство в дела других стран, что ставит их суверенитет под вопрос.
Суверенитет России. Декларация о государственном суверенитете
12 июня 1990 года в Москве была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, входившей в состав СССР. Декларацию принял первый Съезд народных депутатов РСФСР (907 голосов за, 13 - против, 9 депутатов воздержалось) и подписал председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин.
Провозглашение суверенитета означало, что РСФСР больше не считает верховной властью руководство Советского Союза и не намерено во всем выполнять его распоряжения. Россия провозгласила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР, принцип разделения властей, необходимость расширения прав регионов.
12 июня в России - государственный праздник и нерабочий день. Сегодня он называется День России. До 2002 года - День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета в России
Один из принципов конституционного строя РФ и основа организации государственной власти - суверенитет народа.
Российский народ является единственным источником власти и носителем суверенитета. Это значит, что власть обязана руководствоваться волей и интересами народа, а народ - реально участвовать в управлении обществом и государством.
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Конституция РФ. Статья 3
Читайте также:
- Какие выплаты положены при рождении ребенка в 2021 году в смоленской области
- Имеет ли право владелец инфраструктуры владелец железнодорожных путей изменить периодичность
- Где поменять паспорт в пятигорске
- Кто осуществляет техническую эксплуатацию систем светосигнального оборудования ссо
- Наименование объекта в соответствии с проектной документацией что писать на госуслугах