Необходимость рассмотрения каждой природоохранной проблемы как части более общей декларирует принцип

Обновлено: 28.06.2024

Нахождение современного человечества в состоянии экологического кризиса делает необходимым разработку мер по охране природы и осуществлению природоохранной деятельности.

1. Охрана природы — мероприятия по сохранению глобальной системы жизнеобеспечения человечества на условно бесконечный срок.

2. Охрана природы — совокупность международных, государственных, региональных и локальных (местных), административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природы Земли и ближайшего к ней космического пространства в интересах существующих и будущих поколений.

3. Охрана природы — комплексная наука, разрабатывающая общие принципы и методы сохранения и восстановления природных ресурсов.

Важнейшей составной частью реализации природоохранной деятельности является рациональное природопользование — система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий, а также наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Для успешного осуществления охраны природы важно понимание целей и принципов природоохранной деятельности.

Общие принципы, цели и направления реализации природоохранной деятельности

Человеческая деятельность в области охраны Природы базируются на общих закономерностях, которые можно сформулировать в виде ряда принципов.

1. Принцип глубинного изучения всех процессов и явлений, характерных как для конкретной природной системы, так и для совокупности таких систем и учета открытых закономерностей в организации и осуществлении природоохранной деятельности.

Известно, что в биосфере все организмы связаны друг с другом различными видами связей, поэтому любое изменение параметров среды приведет к различным изменениям, которые в случае их глобальности могут стать необратимыми, поэтому, организуя природоохранную деятельность, важно опираться на результаты проведенных биоэкологических исследований.

2. Принцип нахождения способов возвращения химических элементов в природный планетарный биогеохимический круговорот.

Этот принцип основан на законе сохранения веществ, ведь ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно, поэтому при создании новых химических соединений необходимо предусмотреть возможность превращения полученных веществ в другие соединения, которые будут способны превращаться в вещества, характерные для природного комплекса соединений.

3. Принцип учета энергетических затрат на реализацию любой деятельности и возможность необратимого рассеяния энергии во внешней среде.

Особенности этого принципа связаны с проявлением закона сохранения энергии: нельзя получить выгоду, не произведя определенных затрат и не учитывая того, что часть затраченной энергии рассеивается в окружающей среде необратимо за счет тепловых и других излучений. Поэтому при организации и осуществлении мероприятий по охране Природы важно рационально реализовать соответствующее производство, строго выполняя все технологические операции, обеспечивающие максимальную экологическую безопасность.

4. Принцип учета природных механизмов и приспособлений организмов друг к другу, особенностей протекания экологических, биологических и биогеохимических процессов как наиболее рациональных, выработанных в процессе длительного эволюционного развития Природы.




Данный принцип предполагает не только детальное и глубокое изучение природных экологических процессов, но обязательный учет и использование открытых закономерностей при реализации природоохранных мероприятий и других видов деятельности.

Основой любой природоохранной деятельности является такая ее организация, при которой наносится минимальный вред Природе и человеку как ее объекту.

В связи с изложенными выше принципами природоохранной деятельности она решает определенные задачи.

1. Организация работ по обеспечению промышленного и агропромышленного комплексов на таком уровне, чтобы ущерб Природе был минимальным.

2. Организация работ по функционированию различных предприятий (в том числе и сельскохозяйственных) таким образом, чтобы их деятельность была максимально безвредной для человека и природных экологических процессов.

3. Регулирование процесса использования природных ресурсов (материальных и энергетических) с целью повышения его экономичности и усиления положительного воздействия на природную окружающую среду.

4. Сохранение типичных или примечательных объектов живой и неживой природы путем создания заповедников, заказников и национальных парков.

5. Проведение работ по организации экологически безопасного отдыха и охраны здоровья населения и другие задачи.

Охрана природы реализуется через осуществление предупредительных (профилактических) и активных мероприятий.

Профилактические меры состоят в проведении работ, создающих условия для сохранения природного равновесия на конкретной территории. Примерами таких мероприятий являются: сбережение природных ландшафтов, ценных и интересных в научном отношении биоценозов, геологических образований, а также отдельных видов животных и растений.

Активные меры представляют собой действия, направленные на устранение негативного воздействия человека на природные экологические процессы. К ним относят борьбу с загрязнениями воздушного бассейна Мирового океана и отдельных конкретных элементов гидросферы (рек, озер, болот, внутренних морей) и земельных ресурсов (почв), разработку более совершенных с экологической точки зрения технологий различных производственных процессов, а также преобразование экологических систем с целью создания лучших условий жизни человека, повышающих экологическую безопасность как самого человека, так и отдельных компонентов биоты природных экосистем.

Экономико-правовые основы природоохранной деятельности

Важной целью охраны природы является обеспечение экологической безопасности — состояния защищенности настоящего и будущих поколений от вредного для их здоровья воздействия окружающей природной среды вследствие ее сверхнормативного загрязнения за счет деятельности человека в разных сферах либо за счет стихийных бедствий (чрезвычайных ситуаций). Экологическая безопасность является важнейшей составной частью безопасности человека в России.

Экологическая безопасность имеет экономическое и правовое обеспечение.

Экономическое обеспечение природоохранной деятельности состоит в том, чтобы обеспечить наиболее полное извлечение и потребление природных ресурсов при наименьших затратах труда и материальных средств, учитывая затраты на обеспечение экологической безопасности человека и природных сообществ организмов. В расчет затрат необходимо закладывать не только затраты на добычу, переработку сырья и получение готовой продукции, но и затраты на восстановление природных биоценозов, на восстановление здоровья человека при отрицательном воздействии на природную окружающую среду в случае ее значительного ухудшения за счет попадания в эту среду различных загрязнителей; как правило, сиюминутные выгоды не окупаются последующими затратами.

1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.

2. Научно обоснованное сочетание экономических и экологических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

3. Рациональное использование природных ресурсов.

4. Соблюдение требований природоохранного законодательства в совокупности неотвратимости наказания за экологические нарушения.

5. Гласность в работе органов, занимающихся вопросами экологии, тесная связь с общественностью и населением в решении природоохранных задач.

6. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.

Этот закон определяет право человека на здоровую, благоприятную окружающую природную среду и его обязанности по поддержанию качеств этой среды и ее охране. В нем отмечается, что право на благоприятную среду обеспечивается государственным контролем качества природной среды и соблюдением природоохранного законодательства. Важной мерой природоохранной деятельности является реализация экологического образования и воспитания каждой личности и особенно молодого поколения.

В законе изложен экономический механизм охраны природы, нормирование качества окружающей среды, экологической экспертизы, экологические требования к существующим производствам и другие важные в экологическом отношении вопросы.

Правовое и экономическое обеспечение охраны природы делает реальным осуществление природоохранной деятельности и способствует преодолению разных аспектов экологического кризиса, нацеливает каждого гражданина на активное участие в работе по охране среды своего обитания.

Основные направления природоохранной деятельности

Природоохранная деятельность представляет собой сумму различных мероприятий, направленных на улучшение окружающей природной среды и уменьшения негативного воздействия деятельности человека на природу. Рассмотрим некоторые из этих мероприятий.

1. Оптимизация производственной деятельности отдельных предприятий и производственной деятельности человека в целом включает:

1) создание безотходных и малоотходных технологий. Практически безотходных технологий не существует, всегда происходят потери веществ в технологическом цикле, однако разработка технологических процессов, в которых большая часть веществ улавливается и утилизируется, вполне возможна, но это достаточно трудная задача. При создании производств малоотходных и практически безотходных используется принцип комплексного использования сырья и отходов и его реализация часто дает высокий экономический и экологический эффект, например, при электролитической очистке черновой (содержащей примеси) меди образуется шлам (твердые осадки), в состав которого могут входить серебро, золото, металлы платиновой группы, утилизация и переработка которых окупает расходы на процессы очистки меди; выделение в чистом виде металлов, перешедших в виде ионов в раствор (цинк, железо, алюминий и др.), позволит более рационально использовать природные ископаемые рудного характера и предотвратить загрязнение окружающей среды соединениями металлов;

2) создание более совершенных систем очистки выбросов в атмосферу, гидросферу и литосферу с последующей утилизацией уловленных веществ (это составная часть малоотходных технологий, но она может применяться на предприятиях, функционирующих в обычном режиме);

3) использование на предприятиях системы оборотного водоснабжения, при котором отработанные воды не сбрасываются в природные водоемы, а, подвергаясь небольшой очистке (для соответствия нуждам данного производства), возвращаются в технологическую схему данного производства; это позволяет в значительной степени уменьшить загрязнение природных водоемов.

2. Систематический контроль за исполнением экологического законодательства.

Экологическая экспертиза объекта (предприятия, агрегата, устройства) — это оценка воздействия данного объекта на окружающую среду. Задачей экологической экспертизы является предотвращение возможных вредных последствий хозяйственной деятельности на состояние природной окружающей среды и здоровье человека. В настоящее время без предварительной экологической экспертизы невозможно строительство ни одного промышленного объекта.

4. Создание национальных парков, заповедников и заказников как способа сохранения природных биогеоценозов и памятников природы.

5. Проведение конференций и симпозиумов, посвященных проблемам охраны окружающей среды на разных уровнях (от местного до международного).

6. Осуществление всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания всего населения и особенно молодежи.

7. Освещение средствами массовой информации проблем охраны окружающей среды и т. д.
2.Типы организаций, способствующих охране природы

Категории и виды особо охраняемых природных территорий

Закон об особо охраняемых природных территориях различает несколько их категорий с учетом особенностей правового режима данных природ­ных территорий и статуса расположенных на них природоохранных учреждений:

- государственные природные заповедники;

- государственные природные заказники;

- дендрологические парки и ботанические сады;

- лечебно-оздоровительные местности и курорты.

  1. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус.


Особо охраняемые природные территории -это участки земли, водной поверхности и воз­душного пространства над ними, где располага­ются природные комплексы и объекты, имею­щие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Для них устанавливается особый (заповед­ный) режим охраны, сущность которого состоит в полном запрещении или ограничении хозяйст­венной и иной деятельности, противоречащей целям заповедования.

  1. Экологические кризисы и экологические ситуации.

Кризис — одно из негативных состояний среды, природы или биосферы. Ему предшествуют или после него следуют другие состояния, экологические ситуации

Экологический кризис — изменения биосферы или её частей на большом пространстве, которые сопровождаются изменением среды и систем в целом и переходом в новое качество. Биосфера неоднократно испытывала острые кризисные времена, обусловленные природными явлениями (например, в конце мелового периода за короткий промежуток времени вымерли пять отрядов рептилий — динозавры, птерозавры, ихтиозавры и др.).

Кризисные явления неоднократно порождались изменениями климата, оледенениями либо опустыниванием. Деятельность человека многократно противоречила природе, порождая кризисы различного масштаба. Но из-за небольшой численности населения, слабой технической оснащённости никогда не принимали глобальных масштабов.

Например, Сахара 5 — 11 тыс лет тому назад являлась саванной с богатой растительностью, системой крупных рек. Разрушение экосистем этого региона объясняется с одной стороны чрезмерной нагрузкой на природу, с другой — изменением климата (иссушением).

Римляне после завоевания Северной Африки довели её земли до критического состояния хищнической распашкой и выпасом огромных табунов лошадей использовавшихся в военных целях.

Общим для всех антропогенных кризисов является то, что выход из них сопровождается уменьшением численности народонаселения, его миграцией, социальными потрясениями.

Экологические кризисы по характеру протекания можно разделить на две группы:

- кризисы, носящие взрывной характер. Типичными здесь являются промышленные катастрофы, такие как Чернобыльская авария, аварии на химическом комбинате в Уфе, взрыв на химкомбинате в Бхопале (Индия), унесший тысячи жизней, и так далее;

- "ползучие", медленные по характеру течения кризисы. Они могут протекать десятилетиями, прежде чем количественные изменения перейдут в качественные.

Характерными примерами являются аграрные экологические кризисы, например, Аральский кризис или кризис в США в 30-е годы, когда в результате неправильной технологии обработки почвы возникли эрозионные процессы, а пыльные бури уничтожили плодородный слой почвы на десятках миллионов гектарах сельхозугодий. В настоящее время в России и других странах продолжаются процессы опустынивания, обезлесивания огромных территорий, вызванных нерациональным ведением сельского хозяйства, вырубкой лесов, загрязнением окружающей среды промышленными отходами. Экологические кризисы порождают целый комплекс негативных последствий, таких, как экологические, социальные, экономические, политические. Рассмотрим кратко эти последствия на примере Аральской катастрофы.

Аральский кризис можно отнести к "ползучим" кризисам. Он развивался на протяжении многих лет, и его следует считать результатом техногенного развития сельского хозяйства СССР в течение 30 лет. Производство и наращивание объема хлопка и риса - этих водоемких культур, привело к гибели Аральского моря.

К числу негативных экологических последствий Аральского кризиса следует отнести ежегодное снижение уровня моря на 80-100 см, уменьшение его объема на 2/3, возрастание содержания соли в воде в 2,5 раза.

Ежегодно ветрами на сотни километров разносится огромное количество песка и соли. Животный мир региона сократился с 178 до 38 видов животных. Можно приводить многочисленные примеры того, как изменилась флора и фауна этой территории.

Социальные последствия кризиса еще тяжелее. Следует говорить о глобальном ухудшении здоровья населения. В этом районе высокая смертность детей, заболеваемость взрослых, снижается средняя продолжительность жизни.

Экономические последствия таковы, что многие традиционные виды деятельности уничтожены (рыболовство, рыбопереработка, морской транспорт). В результате в Приаралье возникла массовая безработица со всеми вытекающими из нее последствиями.

Огромный экономический ущерб понесло и сельское хозяйство.

Политические последствия экологического кризиса проявляются очень остро. Кризис затронул четыре республики Средней Азии и Казахстан. Бороться с ним можно только совместными усилиями, включая Россию, но пока в рамках СНГ это не получается.

Конечно, решение Аральской проблемы возможно, и варианты выхода из кризиса есть (их предлагают ученые), однако осуществление того или иного варианта потребует структурной перестройки экономики приаральского региона, принятие специальной программы. Потребуется разработать эффективные механизмы реализации программы, прямое и индикативное государственное регулирование, использование рыночных и стимулирующих инструментов.

Программу, базирующуюся на альтернативных вариантах (уменьшить производство хлопка - увеличить производство химических волокон), структурной перестройке экономики, нужно осуществлять в едином комплексе с другими мероприятиями. Еще в 1991 году была разработана "Концепция сохранения и восстановления Аральского моря, нормализации экологической, санитарно-гигиенической, медико-биологической и социально-экономической ситуации в Приаралье", но на ее осуществление требуются большие денежные средства, которые пока не найдены.

Вопрос стоит достаточно проблематично: что выбрать: продолжать ведение хозяйства в Приаралье экстенсивными методами, поддерживая сложившийся образ жизни в этом регионе, или пойти на определенные жертвы сегодня для ликвидации экологических деформаций для улучшения условий жизни будущих поколений?

С точки зрения концепции устойчивого развития приоритет должен быть отдан интересам последующих поколений, интересам долгосрочной экологической стабилизации. К тому же решение Аральской проблемы требует усилий многих государств и согласованной эколого-экономической программы.

На предпроектном уровне осуществляется технико-экономическое обоснование строительства, реконструкции, технического перевооружения, расширения, модернизации объектов хозяйственной деятельности. Следующий уровень основной, проектный, на котором разрабатывается рабочая документация, состав которой жестко определен нормативными документами и законами РФ. Среди них экологическая составляющая проектирования.

Геоэкологические принципы проектирования это указания, ориентирующие проектные институты, фирмы, проектировщика на действия, призванные обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов, сохранение среды обитания человека.

Сохранять надо ландшафт как функционально целостное образование, а не только его отдельные компоненты (воды, воздух, почвы, растения и т.д.). Ландшафт, благодаря системной природе, обладает многими свойствами, способными удовлетворять различные потребности общества.

Лица, участвующие в проектировании (а также в экспертизе), должны сознавать свою личную ответственность за последствия предлагаемых и принимаемых решений. Проектировщик обязан:

* обладать региональными геоэкологическими знаниями, знаниями о специфике структуры и функционировании конкретных ландшафтов, которые вовлекаются в проектирование;

* иметь представление о технологии конкретного производства, на которое направлено проектирование;

* знать основные положения строительных норм и правил, государственных стандартов и ведомственных документов;

Рекомендуемые файлы

Оценка воздействия на окружающую среду при капитальном ремонте земляного полотна Уфимской дистанции Куйбышевской железной дороги км 1628

Реферат - Охраняемые природные территории и их типы. Основные принципы создания охраняемых территорий

Общие принципы охраны природы, взаимосвязанные между собой:

1. Охрана природы общественно необходимая деятельность. Следует понимать, что затраты государства на охрану природы не менее важны, чем другие экономические и социальные общественно необходимые затраты (на культуру, спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Деятельность по охране природы преследует как социальные цели, так и хозяйственные (сохранение механизмов воспроизводства природных ресурсов), что создает надежные предпосылки устойчивого развития государств.

2. Приоритет экологической безопасности населения. Вытекает из первого принципа. Качество окружающей природной среды, сохранение (преумножение) ее ресурсного потенциала определяют долголетие, физическое и психическое здоровье населения и возможности передачи этих качеств потомству, а, следовательно, создают предпосылки к устойчивому развитию.

3. Принцип историчности. Организация природоохранной деятельности и реализация природоохранной политики требуют знания естественной истории природных объектов.

4. Принцип системности. Мир системен, иерархичен. Системность природных объектов требует рассмотрения каждой природоохранной проблемы, как части более обшей. В географии принцип системности чаше реализуется через принцип комплексности.

5. Охрана природы должна производиться в процессе ее использования. Природу можно и нужно сохранять не только путем консервации исключения из активного хозяйственного использования, а постоянно, при любых видах деятельности человека. Отсюда две взаимодополняющие стратегии природопользования адаптивная и конструктивная.

6. Принцип ограничения. Функционирование природных ландшафтов не может выходить за пределы термодинамических, геохимических, тектонических и других условий, которые характеризуются естественной пространственной и временной изменчивостью. Поэтому нормативы природопользования представляют собой определенный вид ограничений.

7. Принцип оптимизации: охрана окружающей среды человека и рациональное использование природных ресурсов — задача оптимизационная. Цель принципа: относительно полное удовлетворение потребностей общества при минимальных негативных последствиях воздействия человека на природу.

9. Принцип комплексности в геоэкологическом проектировании. Геоэкологическое проектирование это проектирование пространственно-временной природно-технической системы, включение объекта, технологии или инженерного сооружения, технической системы в природу. Это наиболее трудно понимаемый принцип проектирования, реализация которого встречает серьезные затруднения.

Необходимость его соблюдения обусловлена тем, что геосистемы природно-территориальные комплексы сложные пространственно-временные открытые системы, обладающие внутренней взаимной связанностью и взаимодействием компонентов и структурных частей (подсистем). Одновременно они связаны с соседними и с более крупными геосистемами.

Конкретным проявлением этого базисного принципа выступают следующие положения;

* целостность, системность, взаимосвязь элементов хозяйства предопределяют взаимосвязанное рассмотрение при проектировании конкретного объекта или предприятия его воздействия на природу и обратного влияния измененной природы на состояние хозяйства и здоровье людей;

* в проекте должны быть отражены отраслевой и территориальный подходы;

* при осуществлении проекта необходимо предусматривать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих природоохранных мероприятий: технологических, территориально-планировочных, экономических, юридических. Системный характер социально-экономической деятельности предусматривает определение точного адреса, т. е. конкретных предприятий, объектов, групп лиц, органов управления, которые должны выполнять каждое проектное предложение;

* в процессе проектирования важно иметь в виду, что функциональная целостность, системность, взаимосвязь компонентов геосистем определяет невозможность сохранения ландшафта в целом, отдельных свойств каждого из природных компонентов.

10. Принципы управления. В проект должен быть введен блок управления, включающий подсистему контролирования (мониторинга) и регулирования. Сложность управления геотехническими системами (ГТС) обусловлена:

* необходимостью сочетания в них процессов саморегулирования, свойственных природной составляющей, и процессов управления технической их частью;

* использованием процессов самоорганизации в интересах управления;

* открытым характером геосистем, их тесной связью с другими геосистемами, приводящей к непрерывному обмену веществом, энергией и информацией;

* необходимостью учета процессов функционирования, динамики и развития природной составляющей геотехнической системы.

Региональный подход (принцип) в проектировании подразумевает учет местных природных, социальных и экономических особенностей территории не только в границах конкретных объектов, но и окружающего их фона, например, в рамках физико-географических провинций и административных районов и областей.

Местные условия учитываются при использовании ландшафтного подхода, который выступает частным случаем регионального.

Ландшафтный подход учитывает территориальную физико-географическую дифференциацию при составлении ОВОС. Важно, что один тип воздействия (даже при одинаковой интенсивности) может дать неоднозначную ответную реакцию в различных ландшафтах и в их структурных частях.

Этим вызвана необходимость использования ландшафтного подхода в проектировании, что значительно повышает достоверность прогноза последствий создания инженерного сооружения, технического объекта и т.д. В этом заключен важнейший принцип ландшафтного подхода.

Другая его сторона проявляется в необходимости рассмотрения цепочки причинно-следственных связей в геокомплексах, от источника воздействия до самых отдаленных, но потенциально значимых, которые могут проявится в дальней перспективе. Третья сторона сущности ландшафтного подхода заключается не в простом вписывании инженерного объекта в природу, а конструирование природно-антропогенного (культурного) ландшафта, геотехнической системы с блоком управления.

Опережающее управление при проектировании это анализ соответствия изучаемой геосистемы социально-экономическим потребностям общества, возможности перевода ее в другое состояние и прогноз ближайших и отдаленных во времени и пространстве последствий такого перевода.

Оно также включает выбор методов воздействия, анализ состояния геосистем и допустимых последствий.

Оперативное управление геотехническими системами направлено не только на контроль ее технической части (подсистемы), но и на мониторинг изменений и последствий, которые могут возникнуть в природе, хозяйстве и населении в ответ на воздействия в ходе строительства и последующего функционирования ГТС.

Природоохранная деятельность – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
(Об охране окружающей среды: Федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.-В ред. от 26.06.2007.-Ст. 1)

Современное человеческое общество не сможет обеспечить свое сколько-нибудь нормальное состояние, не опираясь на достиже­ния научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс(НТП) — это единое взаимообу­словленное развитие человеческого знания, науки и техники, ох­ватывающее все стороны жизни человечества, сопровождающееся бурным развитием науки и производства.

Узкое понимание научно-технического прогресса, как сильное развитие техники, позволяющее интенсифицировать производ­ственные процессы, может привести к экологической катастрофе.НТП уже в настоящее время привел к экологическому кризису,в котором находится наша планета. Развитие производства без учета тонкого влияния отдельных его сторон на среду, окружающую че­ловека, погоня за максимальной прибылью привело к истощению природных ресурсов, загрязнению атмосферы, к исчезновению ряда видов растений и животных и т.д.

Экологический кризис — напряженное состояние взаимоотно­шений человечества и природы, характеризующееся несоответствием производительных сил и производственных отношений в челове­ческом обществе ресурсно-экологическим возможностям биосфе­ры.Экологический кризис — обратимое состояние, в котором человек является активной стороной, способной предотвратить экологическую катастрофу — необратимый процесс, способный уничтожить все живое, в том числе и человека.

В истории жизни планеты было несколько экологических кри­зисов с точки зрения широкого понимания этого понятия.

Экологический кризис— это фазы развития биосферы, на ко­торых происходит качественное обновление живого вещества (вы­мирание одних видов и возникновение других; экологический кри­зис в широком его понимании возможен и в отсутствии человека, и таких кризисов в истории планеты было несколько, например вымирание гигантских ящеров, папоротников и т.д.). Современ­ный этап экологического кризиса, который переживает современ­ное человечество, связан с угрозой недопустимого глобального за­грязнения, возникающего за счет того, что редуценты не успева­ют или не способны очищать естественным путем биосферу от попадающих в нее инородных соединений искусственного проис­хождения.

Нахождение современного человечества в состоянии экологи­ческого кризиса делает необходимым разработку мер по охране природы и осуществлению природоохранной деятельности.

1. Охрана природы— мероприятия по сохранению глобальной системы жизнеобеспечения человечества на условно бесконечный срок.

2. Охрана природы— совокупность международных, государ­ственных, региональных и локальных (местных), административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, ра­циональное использование и воспроизводство природы Земли и ближайшего к ней космического пространства в интересах суще­ствующих и будущих поколений.

3. Охрана природы— комплексная наука, разрабатывающая об­щие принципы и методы сохранения и восстановления природ­ных ресурсов.

Важнейшей составной частью реализации природоохранной деятельности является рациональное природопользование— сис­тема деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуа­тацию природных ресурсов и условий, а также наиболее эффек­тивный режим их воспроизводства с учетом перспективных ин­тересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья лю­дей.

Для успешного осуществления охраны природы важно пони­мание целей и принципов природоохранной деятельности, кото­рые рассмотрены ниже.

Общие принципы, цели и направления реализации природоохранной деятельности

Человеческая деятельность в области охраны Природы базиру­ются на общих закономерностях, которые можно сформулировать в виде ряда принципов.

1. Принцип глубинного изучения всех процессов и явлений, харак­терных как для конкретной природной системы, так и для совокуп­ности таких систем и учета открытых закономерностей в органи­зации и осуществлении природоохранной деятельности.

Известно, что в биосфере все организмы связаны друг с другом различными видами связей, поэтому любое изменение парамет­ров среды приведет к различным изменениям, которые в случае их глобальности могут стать необратимыми, поэтому, организуя природоохранную деятельность, важно опираться на результаты проведенных биоэкологических исследований.

2. Принцип нахождения способов возвращения химических элементов в природный планетарный биогеохимический круговорот.

Этот принцип основан на законе сохранения веществ, ведь ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно, поэтому при со­здании новых химических соединений необходимо предусмотреть возможность превращения полученных веществ в другие соедине­ния, которые будут способны превращаться в вещества, характер­ные для природного комплекса соединений.

3. Принцип учета энергетических затрат на реализацию любой деятельности и возможность необратимого рассеяния энергии во внешней среде.

Особенности этого принципа связаны с проявлением закона сохранения энергии: нельзя получить выгоду, не произведя опре­деленных затрат и не учитывая того, что часть затраченной энер­гии рассеивается в окружающей среде необратимо за счет тепло­вых и других излучений. Поэтому при организации и осуществле­нии мероприятий по охране Природы важно рациональнореали­зовать соответствующее производство, строго выполняя все тех­нологические операции, обеспечивающие максимальную эколо­гическую безопасность.

4. Принцип учета природных механизмов и приспособлений организмов друг к другу, особенностей протекания экологических, биологических и биогеохимических процессов как наиболее рациональных, выработанных в процессе длительного эволюционного развития Природы.

Данный принцип предполагает не только детальное и глубокое изучение природных экологических процессов, но обязательный учет и использование открытых закономерностей при реализации природоохранных мероприятий и других видов деятельности.

Основойлюбой природоохранной деятельностиявляется такая ее организация, при которой наносится минимальный вредПри­роде и человеку как ее объекту.

В связи с изложенными выше принципами природоохранной деятельности она решает определенные задачи.

1. Организация работ по обеспечению промышленного и агропромышленного комплексов на таком уровне, чтобы ущерб Природе был минимальным.

2. Организация работ по функционированию различных предприятии (в том числе и сельскохозяйственных) таким образом, чтобы их деятельность была максимально безвредной для человека и природных экологически процессов.

3.Регулирование процесса использования природных ресурсов (материальных и энергетических) с целью повышения его эконо­мичности и усиления положительного воздействия на природную окружающую среду.

4. Сохранение типичных или примечательных объектов живой и неживой природы путем создания заповедников, заказников и национальных парков.

5. Проведение работ по организации экологически безопасного отдыха и охраны здоровья населения и другие задачи.

Охрана природы реализуется через осуществление предупреди­тельных (профилактических)и активныхмероприятий

Профилактические мерысостоят в проведении работ, создаю­щих условия для сохранения природного равновесия на конкрет­ной территории. Примерами таких мероприятий являются: сбере­жение природных ландшафтов, ценных и интересных в научном отношении биоценозов, геологических образований, а также от­дельных видов животных и растений.

Активные мерыпредставляют собой действия, направленные на устранение негативного воздействия человека на природные эко­логические процессы. К ним относят борьбу с загрязнениями воз­душного бассейна Мирового океана и отдельных конкретных эле­ментов гидросферы (рек, озер, болот, внутренних морей) и зе­мельных ресурсов (почв), разработку более совершенных с эколо­гической точки зрения технологий различных производственных процессов, а также преобразование экологических систем с целью создания лучших условий жизни человека, повышающих экологи­ческую безопасность как самого человека, так и отдельных компо­нентов биоты природных экосистем.

Приоритетным принципом в законе безусловно назван - принцип соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду.

Право на благоприятную окружающую среду - это одно из основных, естественных прав человека, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Оно является «воеобразным ядром права на благоприятную окружающую среду - его необходимой и постоянной, наиболее защищенной законом и наиболее успешно реализуемой частью. Объектом права на здоровую окружающую среду является такая природная среда (ее качество), состояние всех компонентов которой соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормативам.

Принцип обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека следует скорее воспринимать в качестве цели, к которой стремится Российское государство и все мировое сообщество, чем реально действующий. Реализация данного принципа будет осуществляться в случае реализации всех закрепленных в комментируемом Законе принципов, поэтому подробно на нем останавливаться не будем.

Следующим принципом охраны окружающей среды закреплен принцип научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Основные пути оптимального соотношения природы и общества заложены в концепции устойчивого развития, предложенной как в международных, так и в российских правовых актах. Государство обязано найти компромисс между естественным правом каждого человека на природопользование и на благоприятную окружающую среду, поскольку эти права находятся как бы в конфликте: любое природопользование (а тем более - ненадлежащее) всегда нарушает право других, да и самого природопользователя на благоприятную окружающую среду. Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Реализация рассматриваемого принципа возможна посредством, с одной стороны, запрета отдельных видов производства, а с другой - необходимостью внедрения новейших прогрессивных технологий и устройств (безотходных, малоотходных, замкнутого повторного водоснабжения, очистных сооружений, лесовосстановление, повышение плодородия почв).

Критериями наличия научного обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в планируемой хозяйственной или иной деятельности, исходя из данного принципа, могут служить не только научные утверждения, ссылки на позиции и труды авторитетных ученых, но главным образом положения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Как видно из содержания следующего принципа, необходимыми условиями обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности признаются охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Под охраной природных ресурсов понимается система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий, а также на их воспроизводство. Приоритет охраны природных ресурсов основывается на их ограниченности в пространстве, невосполнимости, часто невозможности их восстановления при нерациональном использовании.

Принцип охраны природных ресурсов предусматривает использование природных ресурсов с соблюдением всех установленных экологическим законодательством норм охраны окружающей среды, неразрывность использования и охраны природных ресурсов. Использование и охрана природных ресурсов требуют должного законодательного урегулирования с учетом федеративного устройства России, а также организации и полномочий органов местного самоуправления. Представляется совершенно очевидной связь между обеспечением использования и охраны природных ресурсов и охраной окружающей среды (включая проблемы экологической безопасности). Поэтому важной проблемой является всестороннее развитие и строгое соблюдение законодательства об отдельных видах природных ресурсов, об экологической безопасности и т.д. При этом очень существенным является разделение государственного управления хозяйственным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды.

Что касается понятия рационального использования природных ресурсов и его соотношения с понятием охраны природных ресурсов, то на этот счет также существуют различные взгляды. В частности, В.В. Петров обосновал необходимость дифференцированного подхода при определении рационального использования и охраны природных ресурсов и природных объектов, рассматриваемых в качестве интегрированного объекта. Автор отмечал, что охрана природы и рациональное использование ее ресурсов не являются равнозначными категориями, а отражают зависимость двух форм взаимодействия человека и природы. В связи с этим указывалось, что следует говорить об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, относя к охране соответствующий природный объект и, понимая под использованием природный ресурс, источник потребления человеком природы, поскольку нельзя охранять то, что предназначено для потребления и здесь более подходящий термин - рациональное использование[22].

В литературе данная позиция была подвергнута критике. Так, отмечая, что самостоятельный характер имеет лишь консервативная охрана, указывалось, что сущность рационального использования природного ресурса предполагает недопустимость отрицательного влияния на иные природные ресурсы и что в рамках использования природного ресурса осуществляется его охрана, которая не может быть выделена вне рамок природопользования[23].

Рядом авторов был высказан иной подход в определении соотношения указанных понятий, которые, не отрицая тесных взаимосвязей между ними, тем не менее, отмечали их самостоятельный характер. В частности, О.С. Колбасов возражал против нивелирования различий между рациональным использованием природных ресурсов и охраной природы, поскольку фактическое осуществление рационального природопользования скрывает в себе возможность противоречия интересам охраны природы[24]. Такую позицию разделяет А.И. Казанник, отмечая, что охрана природы и рациональное природопользование представляют собой различные виды практической деятельности человека[25].

На наш взгляд, под рациональным природопользованием понимается комплексное, экономически эффективное использование ресурсов с соблюдением норм природоохранного законодательства. Нерациональное природопользование приводит к загрязнению, истощению и деградации природных систем.

Следующим принципом охраны окружающей среды назван принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Здесь, по-видимому, имеется ввиду не юридическая ответственность за правонарушение (негативная правовая ответственность), а высказываемая в настоящее время в литературе правовая позитивная ответственность, которая определяется авторами как осознание долга, обязанность совершать действия, соответствующие природе общественного строя, высказываются различные точки зрения.

Отечественная правовая наука долгое время исходила из понимания юридической ответственности как следствия правонарушения. В шестидесятые годы был опубликован ряд работ, в которых обосновывалось понимание социальной ответственности, как за прошлое, так и за будущее поведение. В связи с чем юридическая ответственность стала рассматриваться как ответственность за прошлые действия (негативная, ретроспективная) ответственность и как ответственность за будущие действия (позитивная, перспективная ответственность). Хотя авторы и говорили о том, что она едина, но выделение аспектов, видов, срезов ответственности невольно делило целостное явление на виды. Так, Р.Л. Хачатуров и Р.Г. Ягутян отмечают, что юридическую ответственность нельзя понимать только как следствие правонарушения и применения государственного принуждения. В процессе создания и функционирования цивилизованного общества и повышения роли человеческого фактора первостепенное значение приобретает ответственность за исполнение обязанности, поскольку она более важна для обеспечения общественного порядка, законности и правопорядка, чем ответственность за правонарушение. В этом смысле ответственность выступает как понимание человеком своего места и личного сознательного участия в делах общества[26].

В литературе даются определения понятия юридической ответственности, в которых объединяются позитивный и негативный аспекты ответственности. В.Г Смирнов, анализируя проблемы уголовной ответственности, отмечал, что правовая ответственность не сводится к ответственности за нарушение охраняемых законом интересов: правовая ответственность наиболее рельефно проявляется в нарушении. Но она реально существует и при совершении дозволенных, а тем более прямо вытекающих из закона деяний. Ответственность - это не только восстановление ущерба, причиненного правонарушением[27]. По мнению Г.В. Мальцева, быть юридически ответственным гражданином - это значит:

- честно, добросовестно выполнять все, что предписано законом;

- быть способным к юридической оценке своих действий, в определенной законом форме отвечать за последствия своих поступков[28].

Поскольку мы придерживаемся позиции тех авторов, которые ответственность связывают, прежде всего, с совершением незаконных действий и в качестве ее определяющего признака называют наказание, рассматриваемый принцип нам не совсем понятен. На наш взгляд, обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях является одной из основных обязанностей органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. И в случае нарушения названной обязанности виновные лица должны привлекаться к ответственности.

Закрепление принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде направлено на осуществление эффективного использования природных ресурсов, снижение их недооценки. Природоресурсное законодательство устанавливает для каждого вида природных ресурсов свои собственные формы платности. Так, например, формами платы за водопользование являются плата за право пользования водными объектами и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. За пользование лесными ресурсами плата взимается в двух основных формах - лесные подати и арендная плата. В отношении недр выделяются четыре формы платного природопользования: за право на поиски, разведку полезных ископаемых; за право на добычу полезных ископаемых; за право пользования недрами в других целях; на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Формы платы за использование земли - земельный налог и арендная плата.

Целью введения в систему природоресурсных платежей платы за загрязнение окружающей среды является совершенствование хозяйственного механизма природопользования. Плата выполняет функцию ресурсосбережения, включая в себя платежи за каждый ингредиент загрязнения, вид вредного воздействия, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода. Данная плата взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

Читайте также: