С какого возраста гражданин рф обладает основными правами и свободами закрепленными в конституции

Обновлено: 04.05.2024

зам. директора Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

методист Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

Урок окружающего мира в 3–4-х классах

Цель учителя: организовать деятельность детей по ознакомлению их с правами, свободами и обязанностями граждан Российской Федерации.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

• формирование у учащихся основ российской гражданской идентичности;

• развитие у младших школьников чувства гордости за свою страну;

• принятие детьми основных норм гражданского общества;

• использование учащимися речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• овладение школьниками логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

• готовность учеников слушать собеседника и вести диалог;

• сформированность у младших школьников уважительного отношения к России;

• освоение детьми элементарных правил нравственного поведения в мире людей.

Оборудование: презентация, интерактивная доска или компьютер с подключением к Интернету, раздаточный материал, листы бумаги формата А3, ножницы, клей, фломастеры.

Формы работы: фронтальная (в начале урока), групповая или парная (при выполнении практического задания).

1. Введение в тему урока

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен очень важной теме, мы познакомимся с главным документом нашей страны, узнаем, из каких частей состоит Россия, ознакомимся со своими правами и обязанностями.

Учитель может обсудить с детьми следующие вопросы:

• Как называется документ, о котором пойдет речь?

• Почему на интернет-странице, содержащей текст Конституции Российской Федерации, использован Герб Российской Федерации?

• Когда был принят текст действующей Конституции?

• Кем (каким образом)?

Важно попросить детей рассказать все, что они знают о Конституции РФ, дополнить эту информацию, сообщить, что днем принятия Конституции РФ является день всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Справка для учителя

Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу, действует на всей территории нашей страны. В Конституции прописаны основные принципы устройства общества и государства, определены субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закреплены охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В истории Российской Федерации было несколько Конституций. Первая была принята еще в 1918 г., а последняя – 12 декабря 1993 г. по результатам всенародного голосования (референдума). Эта дата является одним из самых значимых государственных праздников России.

2. Федеративное устройство в России

Прежде чем говорить с детьми о значимости всенародно принятого документа, можно спросить учеников:

• Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия.)

• Почему в названии документа использовано название государства?

Учитель: Ребята, посмотрите на карту России, представленную на экране проектора. Здесь обозначены все субъекты Российской Федерации и показан их полный список. Итак, в состав нашего государства входят 20 республик, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

(Учащиеся читают указанный пункт Конституции РФ. Можно также прочитать совместно с детьми статью 4 и рассказать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (п. 1, ст. 59 Конституции РФ).)

3. Структура и содержание Конституции Российской Федерации

Можно обратить внимание детей на особенности текста Конституции РФ. Еще не читая ни одной строчки документа, детям можно предоставить возможность предположить, каким должен быть тип текста (деловой), какая лексика может употребляться в Конституции РФ (специальная). Эту часть работы следует выполнять динамично, не вдаваясь в подробности, только отмечая особенности.

Далее следует ознакомить школьников с четкой структурой Конституции РФ. Документ содержит 2 раздела; раздел 1 включает 9 глав, каждая глава состоит из нескольких статей. Каждая статья может содержать от одного до нескольких пунктов. Знание структуры документа позволяет быстро находить необходимые сведения, а при использовании текста документа (т. н. цитировании) нужно указывать номера пункта, статьи и название документа.

Ученики: Это пункт 1 статьи 81 главы 4 первого раздела Конституции Российской Федерации.

Далее можно спросить детей о том, в какой главе, на их взгляд, могут содержаться следующие положения:

Содержание указанных глав не надо читать, следует только обратить внимание учеников на верное или неверное предположение. Можно сразу проверять версии детей с помощью активных названий глав Конституции.

С целью перехода к следующему виду работы можно предложить детям определить главу, содержащую самое большое количество статей.

Справка для учителя

Права и свободы человека – совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности, ее взаимоотношения с другими людьми, обществом и государством, неотъемлемые свободы и права людей, присущие им от рождения.

В Конституции говорится не только о правах человека и гражданина, но и о его обязанностях.

Ключевые слова для поиска по тексту главы 2 Конституции РФ: Отечество (ст. 59), образование (ст. 43), жизнь (ст. 20), отдых (ст. 37), каждый гражданин.

Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

5. Практическая работа учащихся

Практическая работа может быть выполнена в парах или в группах.

Формы представления результатов работы могут быть разнообразны: стенная газета, дайджест, презентация, альбом, защита проекта и т. д. Выставка работ может быть расположена в вестибюле образовательной организации и сопровождаться списком ссылок на ряд официальных сайтов, на которых ученики и их родители могут ознакомиться с текстом Конституции РФ и другими документами и материалами.

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В газете вы прочитали, что такой-то начальник-бюрократ нарушил права ветерана. По телевизору увидели и услышали, что в какой-то стране грубо нарушаются права человека. А учитель в школе говорит ученикам, что они не выполняют обязанности ученика, опаздывая на урок. Что такое права, свободы, обязанности гражданина? Прежде всего определимся, что понимать под правами и свободами. Права человека это нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие человеку возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно право).

Всегда ли они были присущи человеку? Обратимся к истории.

Каждый народ имел свое представление о правах и свободах. В древних Афинах их имел только свободный житель города, ни рабы, ни варвары (т.е. другие народы) не считались людьми, с ними обращались как с животными. Древние римляне считали раба лишь "говорящей машиной". Чернокожие рабы Северной Америки также были лишены правового статуса "человек". Крепостные крестьяне России вплоть до 1861 года, т.е. до отмены крепостного права, могли жить только по барской воле, находились от него в личной зависимости.

Словом, права и свободы на протяжении длительного времени были привилегией лишь части населения. Прошли века, прежде чем в современном правовом государстве было достигнуто разумное соотношение между правами, свободами человека и его обязанностями, с одной стороны, а с другой — государственными и общественными интересами.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Эти права и свободы иногда называют естественными, так как они даны человеку от рождения независимо от того, записаны они в законе или нет, и не зависят от воли и желания государства. Они как бы определены самой природой человека, без них он не может существовать как полноценная личность. Права и свободы принадлежат каждому жителю России не потому, что они дарованы ему парламентом или президентом, а в силу того, что он родился на свет и живет в России. Основные права, свободы и обязанности неотъемлемы (неотчуждаемы) от личности и, следовательно, нерушимы. Требование нерушимости одинаково обязательно и для государства, и для человека. Провозглашая естественный характер основных прав, свобод и обязанностей, государство тем самым признает независимость и самостоятельность личности, суверенитет в отношениях с ней, обязуется признавать их и оберегать всеми имеющимися средствами.

Основные права и свободы человека и гражданина — это такие объективно сложившиеся в результате развития человечества элементарные, наиболее важные блага и условия безопасного, свободного существования личности в обществе и государстве, которые государство обязано признать, соблюдать и защищать в порядке, установленном Конституцией. Это наиболее важные отношения между человеком, обществом и государством.

Правовое положение людей определяется нормами всех отраслей права, характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей. Однако их соотношение не одинаково для всех жителей России. Ущемлены интересы каких-то групп людей? Нет! Чтобы было более понятно, давайте рассмотрим с вами понятие гражданства, именно с ним закон связывает соотношение объемов прав, свобод и обязанностей.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Только они могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, занимать определенные должности в государственном аппарате, нести обязанность по защите Отечества и т. д. Российское государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за пределами страны.

Гражданство означает не только формальную принадлежность к государству, но и участие в его делах. Именно для этого гражданин наделяется большим объемом прав, свобод, обязанностей, чем просто житель данной территории.

Теперь можно сделать следующий вывод: права человека принадлежат всем лицам, находящимся на территории России, они не связаны с волей и желанием государства. Права гражданина зависят от государства, производны от принадлежности лица к тому или иному государству.

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации и во втором разделе Конституции Республики Татарстан. Там нашли отражение важнейшие принципы, определяющие статус личности. К ним относятся:

Принципы правового положения личности в Российской Федерации и Республике Татарстан:

  • Человек, его права и свободы — высшая ценность государства и общества
  • Неотчуждаемость основных прав и свобод и принадлежность их каждому человеку от рождения
  • Уважение прав и свобод других людей
  • Гарантированность всех прав и свобод
  • Непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина
  • Юридическое равенство


Основные права, свободы и обязанности являются непосредственно действующими. Непосредственность действия основных прав и свобод означает, что именно они, а не общественные или государственные интересы, должны определять смысл деятельности всех государственных органов, и в первую очередь органов правосудия. Это означает, что если при рассмотрении конкретного дела, связанного с нарушением прав и свобод личности, будет отсутствовать необходимый правовой акт или этот акт противоречит статье Конституции, то суд или другой орган, рассматривающий дело, обязан принять решение, прямо сославшись на конституционную норму; защищающую права личности.

Принцип юридического равенства означает, что все равны перед законом и судом и обладают равными правами независимо от каких-либо социальных, имущественных, региональных и иных условий и обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ, ст. 20 Конституции РТ).

Принцип гарантированности прав и свобод означает обеспеченность их реализации и защиты общесоциальными условиями, а также специальными юридическими средствами. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан закрепляют общие юридические условия, средства и способы обеспечения прав и свобод, которые охраняют граждан от незаконных действий со стороны государственных органов и должностных лиц. Они позволяют людям реализовывать свои права и свободы. Прежде всего — это демократический, правовой и социальный характер российского государства, построение государственного аппарата по принципу разделения властей, реализация принципа свободы экономической деятельности при равенстве всех форм собственности. Кроме того наличие специальных органов, наблюдающих за конституционной законностью и соблюдением прав и свобод, а также деятельность всей судебной системы и других правоохранительных органов.

Права и свободы человека и гражданина условно подразделяются на пять групп.

Основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина:

  • Гражданские права и свободы граждан
  • Политические права и свободы
  • Экономические права и свободы
  • Социальные права
  • Культурные права и свободы


Каждая группа прав и свобод охватывает определенную сферу жизнедеятельности человека, отражает многообразие экономических, социальных и культурных отношений, в которые может вступать каждый человек. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан скорректировали их содержание и объем в соответствии с международными стандартами в области прав человека и изменили их место в системе основных прав и свобод человека и гражданина.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

  1. Когда и кем принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г. всенародным голосованием).
  2. Что является основной обязанностью нашего государства? (ст. 2, гл.1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.)
  3. Как народ РФ осуществляет свою власть? (ст. 3,гл. 1. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления).
  4. Из чего состоит Российская Федерация? (ст.5, гл. 1РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ).
  5. Есть ли у нашего государства единые партия и религия? (ст. 13 и 14, гл. 1. В РФ признаётся политическое многообразие, многопартийность. РФ - с ветское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.)
  6. С какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закреплёнными в Конституции? (ст. 17, гл. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.)
  7. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? (ст. 60, гл. 2. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет).
  8. Кто имеет привилегии перед законом и судом? (ст.19, гл. 2. Все равны перед законом и судом).
  9. Против кого не обязан свидетельствовать гражданин РФ? (ст. 51, гл. 2. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).
  10. В каком случае могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия? (ст. 56, гл. 2. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия).

1.Правило, установленное государством, и обязательное для исполнения всеми. (закон)

2. Основной закон страны.(Конституция)

3.Верховнество государственной власти внутри страны и независимость в международных делах. (Суверенитет)

4.Политко-правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимности их прав и обязанностей.(Гражданство)

5.Тип политического режима, основанный на признании народа в качестве источника власти. (демократия)

6.Государство демократического типа, основными признаками которого являются:

верховенство закона, разделение властей, свобода слова, гарантии прав граждан. (правовое)

8.Вступление к Конституции.(преамбула)

9. Сколько разделов в Конституции РФ? (2)

10.Сколько глав в Конституции? ( 9 глав)

10. Как называется 2 глава Конституции? (Права и свободы человека и гражданина)

11. Как называется парламент в нашей стране?(Федеральное собрание)

12.На какой срок избирается Президент РФ? (на 6 лет)

13. Во сколько лет можно стать Президентом РФ? (35 лет)

14. Сколько лет должно исполниться гражданину РФ, чтобы он мог стать депутатом Государственной Думы?(21 год).

15. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ? (Президент).

16.В каком году в России была принята первая Конституция?(1918 год)

17.С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять все свои права и обязанности? (с 18 лет).

18. На какие II палаты делится Федеральное Собрание РФ? (Совет Федерации и Гос. Дума)

19. Какую власть осуществляет Правительство РФ?(исполнительную

20. Сколько лет нужно достичь, чтобы стать судьей? (25)

21. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации? (многонациональный народ

22. Что имеет высшую юридическую силу в нашем государстве? (Конституция)

23.Что подлежит обязательному опубликованию? (законы )

24. Что, по Конституции РФ является высшей ценностью? (человек, его права, и свободы)

25. Сколько статей в нашей Конституции?(137)

Задание 1. Продолжите фразу

Задание 2. Дайте характеристику Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2.1. По времени принятия действующая Конституция РФ относится к

2.2. По структуре действующая Конституция РФ относится к

А) писаным Конституциям;

Б) неписанным Конституциям,

2.3. По способу внесения изменений действующая Конституция РФ относится к:

А) жестким Конституциям;

Б) гибким Конституциям.

2.4. По тому, как закреплена форма государственного устройства, действующая Конституция РФ относится к:

А) федеративным Конституциям;

Б) унитарным Конституциям

2.5. По способу принятия действующая Конституция РФ относится к:

А) Конституциям, принимаемым парламентским референдумом;

Б) Конституциям, принимаемым конституционным референдумом;

Задание 3. Перечислите даты принятия всех Российских Конституций

Задание 4. Какой язык является государственным языком Российской Федерации, согласно действующей Конституции РФ?

А) все языки республик в составе РФ?

Б) русский и языки республик в составе РФ?

Задание 5. Возлагается ли обязанность на иностранных граждан соблюдать Конституцию и Законы РФ?

А) не возлагается

Б) возлагается соблюдать только визовый порядок

В) эта обязанность возлагается на каждого, кто проживает на территории РФ

Г) возлагается только соблюдать моральные нормы

Задание 6. Руководителем Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ является:

А) Глава исполнительной власти РФ

Б) Председатель совета Министров РФ

В) Председатель Правительства РФ

Г) Глава Правительства РФ

Задание 7. На какие ветви разделена государственная власть РФ, согласно действующей Конституции РФ?

А) законодательная, исполнительная, судебная

Б) власть РФ, власть субъектов РФ, власть местного самоуправления

В) власть Президента РФ и Парламента РФ

Задание 8. Кто, согласно действующей Конституции РФ, является источником власти в РФ?

Б) Правительство РФ

Задание 9. Кто, согласно действующей Конституции РФ, может быть избран Президентом РФ?

А) любой совершеннолетний гражданин

Б) гражданин РФ, проживающий на территории РФ не менее 10 лет

В) гражданин РФ не моложе 21 года, имеющий высшее образование и проживающий на территории РФ

Г ) гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий на территории РФ не менее 10 лет

Задание 10. Кому, согласно действующей Конституции РФ, принадлежит право законодательной инициативы?

Б) Совету Федерации

В) Депутатам Государственной Думы

Г) Правительству РФ

Д) Законодательному (представительному) органу субъекта РФ

Е) всем перечисленным выше субъектам

Ж) никому из перечисленных выше субъектов

Задание 11. Чем, согласно действующей Конституции РФ, занимается высший Арбитражный Суд РФ?

А) разрешением экономических споров

Б) рассматривает уголовные административные дела

В) рассматривает дела, связанные с военными преступлениями

Задание 12. Определите логику (по порядковым номерам 1,2,3) построения Конституции как общественного договора:

А) правовое государство

Б) гражданское общество (самоорганизованный народ, носитель суверенитета)

В) человек, его права и свободы

Ветвь государственной власти.

  • Принимает законы;
  • Решает вопросы о доверии Правительству РФ;
  • Объявляет амнистию.

2. Федеральное собрание

  • Разрабатывает и представляет федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • Осуществляет управление федеральной собственностью.

3. Правительство РФ

  • Разрешает споры о компетенции;
  • Дает толкование Конституции РФ;
  • Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

4. Судебная власть

  • Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • Осуществляет руководство внешней политикой РФ;
  • Решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.

Ответы: 1-Г, 2-А, 3-Б, 4- В

1) Часть света или территории, имеющая определённые границы и пользующаяся государственным суверенитетом. (Страна).

2) Социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. (Общество)

3) Политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. (Государство).

4) Способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности. (Дееспособность).

5) Мера положительного или отрицательного воздействия. (Санкция).

6) Совокупность общеобязательных правил поведения(норм), установленных либо санкционированных государством. (Право).

1.Торжественное вступление к тексту Конституции (Преамбула)

2. Выражение недоверия Президенту со стороны парламента (импичмент)

3. Всенародное голосование (референдум)

4. Форма национально-территориального устройства, союз государств (федерация)

5. Многообразие, множественность (плюрализм)

6. Независимость, самостоятельность (суверенитет)

Какое право нарушено?

1) Из портфеля Вити пропал учебник. Какое право было нарушено? ( Право на частную собственность).

2) Органы опеки забрали детей у матери в детский распределитель, из-за, как им казалось, ничтожных средств к существованию. Какое право было нарушено?( Право жить и воспитываться в семье).

3) При разводе родителей десятилетний Павел остался жить с папой, хотя он очень хотел жить с мамой. Какое право нарушено? (Право на собственное мнение).

4) Четырнадцатилетняя Клара вязала красивые и качественные варежки и носки, которые продавала среди своих сверстников. Но мама, которая часто выпивала забирала у неё заработанные деньги. Какие права нарушены? (Право на заработанные ей средства).

5) После побоев отцом за двойку, Костя решил обратиться к местному участковому, который, выслушав ситуацию стал на сторону отца Кости. Какое право нарушено в этом случае. (Право на защиту, в том числе и от родителей).

6) Ирина жила с мамой и папой. Семья жила только на пособие по безработице отца и детскую компенсацию Иры. Поэтому Ира часто недоедала, да и одежды у неё почти не было(хорошо ещё, что соседи проносили одежду выросшей дочки). Какое право нарушено? ( Право ребёнка на содержание).

К - кодекс, конвенция;

О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;

Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;

С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;

И - инициатива, инаугурация;

У - управление, урегулирование, установление;

И - институт, исполнитель;

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь.

1 термин: (конституция)

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-одно из значений - построение;

-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском - установление;

-в политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

-на латыни - общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

  1. Когда и кем принята Конституция РФ? (12 декабря 1993 г. всенародным голосованием).
  2. Что является основной обязанностью нашего государства? (ст. 2, гл.1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.)
  3. Как народ РФ осуществляет свою власть? (ст. 3,гл. 1. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления).
  4. Из чего состоит Российская Федерация? (ст.5, гл. 1РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ).
  5. Есть ли у нашего государства единые партия и религия? (ст. 13 и 14, гл. 1. В РФ признаётся политическое многообразие, многопартийность. РФ - с ветское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.)
  6. С какого возраста гражданин РФ обладает основными правами и свободами, закреплёнными в Конституции? (ст. 17, гл. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.)
  7. С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности? (ст. 60, гл. 2. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет).
  8. Кто имеет привилегии перед законом и судом? (ст.19, гл. 2. Все равны перед законом и судом).
  9. Против кого не обязан свидетельствовать гражданин РФ? (ст. 51, гл. 2. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников).
  10. В каком случае могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия? (ст. 56, гл. 2. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия).

1.Правило, установленное государством, и обязательное для исполнения всеми. (закон)

2. Основной закон страны.(Конституция)

3.Верховнество государственной власти внутри страны и независимость в международных делах. (Суверенитет)

4.Политко-правовая связь лица и государства, которая выражается во взаимности их прав и обязанностей.(Гражданство)

5.Тип политического режима, основанный на признании народа в качестве источника власти. (демократия)

6.Государство демократического типа, основными признаками которого являются:

верховенство закона, разделение властей, свобода слова, гарантии прав граждан. (правовое)

8.Вступление к Конституции.(преамбула)

9. Сколько разделов в Конституции РФ? (2)

10.Сколько глав в Конституции? ( 9 глав)

10. Как называется 2 глава Конституции? (Права и свободы человека и гражданина)

11. Как называется парламент в нашей стране?(Федеральное собрание)

12.На какой срок избирается Президент РФ? (на 6 лет)

13. Во сколько лет можно стать Президентом РФ? (35 лет)

14. Сколько лет должно исполниться гражданину РФ, чтобы он мог стать депутатом Государственной Думы?(21 год).

15. Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ? (Президент).

16.В каком году в России была принята первая Конституция?(1918 год)

17.С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять все свои права и обязанности? (с 18 лет).

18. На какие II палаты делится Федеральное Собрание РФ? (Совет Федерации и Гос. Дума)

19. Какую власть осуществляет Правительство РФ?(исполнительную

20. Сколько лет нужно достичь, чтобы стать судьей? (25)

21. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации? (многонациональный народ

22. Что имеет высшую юридическую силу в нашем государстве? (Конституция)

23.Что подлежит обязательному опубликованию? (законы )

24. Что, по Конституции РФ является высшей ценностью? (человек, его права, и свободы)

25. Сколько статей в нашей Конституции?(137)

Задание 1. Продолжите фразу

Задание 2. Дайте характеристику Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2.1. По времени принятия действующая Конституция РФ относится к

2.2. По структуре действующая Конституция РФ относится к

А) писаным Конституциям;

Б) неписанным Конституциям,

2.3. По способу внесения изменений действующая Конституция РФ относится к:

А) жестким Конституциям;

Б) гибким Конституциям.

2.4. По тому, как закреплена форма государственного устройства, действующая Конституция РФ относится к:

А) федеративным Конституциям;

Б) унитарным Конституциям

2.5. По способу принятия действующая Конституция РФ относится к:

А) Конституциям, принимаемым парламентским референдумом;

Б) Конституциям, принимаемым конституционным референдумом;

Задание 3. Перечислите даты принятия всех Российских Конституций

Задание 4. Какой язык является государственным языком Российской Федерации, согласно действующей Конституции РФ?

А) все языки республик в составе РФ?

Б) русский и языки республик в составе РФ?

Задание 5. Возлагается ли обязанность на иностранных граждан соблюдать Конституцию и Законы РФ?

А) не возлагается

Б) возлагается соблюдать только визовый порядок

В) эта обязанность возлагается на каждого, кто проживает на территории РФ

Г) возлагается только соблюдать моральные нормы

Задание 6. Руководителем Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ является:

А) Глава исполнительной власти РФ

Б) Председатель совета Министров РФ

В) Председатель Правительства РФ

Г) Глава Правительства РФ

Задание 7. На какие ветви разделена государственная власть РФ, согласно действующей Конституции РФ?

А) законодательная, исполнительная, судебная

Б) власть РФ, власть субъектов РФ, власть местного самоуправления

В) власть Президента РФ и Парламента РФ

Задание 8. Кто, согласно действующей Конституции РФ, является источником власти в РФ?

Б) Правительство РФ

Задание 9. Кто, согласно действующей Конституции РФ, может быть избран Президентом РФ?

А) любой совершеннолетний гражданин

Б) гражданин РФ, проживающий на территории РФ не менее 10 лет

В) гражданин РФ не моложе 21 года, имеющий высшее образование и проживающий на территории РФ

Г ) гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий на территории РФ не менее 10 лет

Задание 10. Кому, согласно действующей Конституции РФ, принадлежит право законодательной инициативы?

Б) Совету Федерации

В) Депутатам Государственной Думы

Г) Правительству РФ

Д) Законодательному (представительному) органу субъекта РФ

Е) всем перечисленным выше субъектам

Ж) никому из перечисленных выше субъектов

Задание 11. Чем, согласно действующей Конституции РФ, занимается высший Арбитражный Суд РФ?

А) разрешением экономических споров

Б) рассматривает уголовные административные дела

В) рассматривает дела, связанные с военными преступлениями

Задание 12. Определите логику (по порядковым номерам 1,2,3) построения Конституции как общественного договора:

А) правовое государство

Б) гражданское общество (самоорганизованный народ, носитель суверенитета)

В) человек, его права и свободы

Ветвь государственной власти.

  • Принимает законы;
  • Решает вопросы о доверии Правительству РФ;
  • Объявляет амнистию.

2. Федеральное собрание

  • Разрабатывает и представляет федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • Осуществляет управление федеральной собственностью.

3. Правительство РФ

  • Разрешает споры о компетенции;
  • Дает толкование Конституции РФ;
  • Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

4. Судебная власть

  • Назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • Осуществляет руководство внешней политикой РФ;
  • Решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.

Ответы: 1-Г, 2-А, 3-Б, 4- В

1) Часть света или территории, имеющая определённые границы и пользующаяся государственным суверенитетом. (Страна).

2) Социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. (Общество)

3) Политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру правления. (Государство).

4) Способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности. (Дееспособность).

5) Мера положительного или отрицательного воздействия. (Санкция).

6) Совокупность общеобязательных правил поведения(норм), установленных либо санкционированных государством. (Право).

1.Торжественное вступление к тексту Конституции (Преамбула)

2. Выражение недоверия Президенту со стороны парламента (импичмент)

3. Всенародное голосование (референдум)

4. Форма национально-территориального устройства, союз государств (федерация)

5. Многообразие, множественность (плюрализм)

6. Независимость, самостоятельность (суверенитет)

Какое право нарушено?

1) Из портфеля Вити пропал учебник. Какое право было нарушено? ( Право на частную собственность).

2) Органы опеки забрали детей у матери в детский распределитель, из-за, как им казалось, ничтожных средств к существованию. Какое право было нарушено?( Право жить и воспитываться в семье).

3) При разводе родителей десятилетний Павел остался жить с папой, хотя он очень хотел жить с мамой. Какое право нарушено? (Право на собственное мнение).

4) Четырнадцатилетняя Клара вязала красивые и качественные варежки и носки, которые продавала среди своих сверстников. Но мама, которая часто выпивала забирала у неё заработанные деньги. Какие права нарушены? (Право на заработанные ей средства).

5) После побоев отцом за двойку, Костя решил обратиться к местному участковому, который, выслушав ситуацию стал на сторону отца Кости. Какое право нарушено в этом случае. (Право на защиту, в том числе и от родителей).

6) Ирина жила с мамой и папой. Семья жила только на пособие по безработице отца и детскую компенсацию Иры. Поэтому Ира часто недоедала, да и одежды у неё почти не было(хорошо ещё, что соседи проносили одежду выросшей дочки). Какое право нарушено? ( Право ребёнка на содержание).

К - кодекс, конвенция;

О - общество, область, организация, орган, обязанности, ответственность;

Н - народ, нация, независимость, нейтралитет;

С - созидание, согласие, сотрудничество, содружество;

И - инициатива, инаугурация;

У - управление, урегулирование, установление;

И - институт, исполнитель;

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь.

1 термин: (конституция)

- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

-одно из значений - построение;

-в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

-на латинском - установление;

-в политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

-имеет свою структуру;

-имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

-появилось в глубокой древности;

-из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

-оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

-на латыни - общественное дело;

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

-это форма правления;

-бывает парламентской и президентской;

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

Читайте также: