Чему обязан своим названием малиновый звон колоколов

Обновлено: 28.06.2024

СРОЧНО ! ! ! Это не ваксына, это осеменение Тайна говида раскрыта.

25 цитат Николы Теслы. 1. «Мой мозг - только приемник, во Вселенной есть ядро, из которого мы.

За ночь в Австралии зафиксировано 1,3 миллиона ударов молнии За последние 24 часа в Австралии п.

Как отличить высоковибрационных людей: 9 признаков личностей с сильной энергетикой Люди с высок.

Что ожидает владельцев Qr кодов Добрый день дорогие друзья, приветствуем вас на канале Проект Про.

-Метки

-Приложения

-Музыка

-Ссылки

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Радуга над Россией!

Афонские монахи 21:10 22.09.2011 Фотографий: 14 дожди.. снег. города. 20:38 22.09.2011 Фотографий: 10 Радуга над Россией! 13:15 15.08.2011 Фотографий: 5

-Видео

-Я - фотограф

НАШИ ЛЮБИМЫЕ ЯГОДЫ










-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Почему мы так говорим. "МАЛИНОВЫЙ ЗВОН"


"МАЛИНОВЫЙ ЗВОН": ОПЫТ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО ДЕТЕКТИВА







Мехелен. Малиновый звон. Карильон ( музыкальный инструмент)


В 1717 году русский царь Петр I посетил Нидерланды. Во фламандском городе Мехелен (фр. Малин) он был потрясен звоном колоколов на сторожевой башне. Петр, по преданию, назвал его "малиновым" в честь города, где раздавались эти чудные звуки. Колокола звонили благодаря использованию специального клавишного механизма. Сам же этот необычный музыкальный инструмент назывался карильоном. При росте числа колоколов диапазон инструмента может достигать шести октав



Колокольня Петропавловского собора.

Карильон, установленный на колокольне Петропавловского собора, был подарен Петербургу правительством Фландрии. Он включает 51 колокол и звучит в диапазоне четырех октав.
Из 22-х колоколов состоит православная звонница. Карильон известен был уже в глубокой древности (у китайцев)


Jт названия города Малин, где этот звон был произведён впервые.



Впрочем, есть и еще одна версия. Она исходит из того, что случайно возникшее название соответствовало каким-то глубинным законам метафорического мышления и именно поэтому закрепилось в языке и употребляется по сей день.

А почему именно "малиновые", а "не рыжие в крапинку?"
Словарь Ожегова: "Малиновый звон - приятный, мягкий по тембру звон". Значит, не любой звон - малиновый, бывают и другого цвета.


В том же русском языке есть "красные" звоны.

По В. Короленко это "высокий и возбужденно-радостный гул, который заполняет собой праздничный воздух" , а малиновый отличается от него именно тем, что "глубже, ровнее и мягче" ("Слепой музыкант").

А в арсенале поэзии представлен уже весь спектр, и даже больше:

"Благовест. Стелется густо-темным туманом - медленно угасает в даль. Следом второй. Рушится темный горизонт - незримо осыпается медленными отвалами, и по его краям, озаренным, светлые голоса, сыновние, малолетних, меньших. В смутную даль, в длящийся туман гула, зарево обнимает третий удар благовеста. И уже проснулось в ответ все колокольное золото, синее - всполыхнуло, рассыпаясь ручьями, а по ним, сплетаясь и загораясь в небе, синими крыльями ласточек - длинные клики сливающегося полета" (А. Цветаева )


Цветовое окрашивание тембров звучаний - наиболее распространенная форма "цветного слуха" (это подтвердил и опрос многих музыкантов, художников и писателей). Само слово "тембр" во многих языках буквально означает - "окраска звука" (напр., нем. Klangfarbe).


Уже сто лет назад В. Короленко нашел посредника, обеспечивающего возникновение цвето-тембровых синестезий; - эмоцию, аффект, чувство, настроение.

"Я думаю - говорит его герой, объясняя "малиновый звон", - что вообще на известной душевной глубине впечатления от цветов к от звуков откладываются уже как однородные. Мы говорим: он видит все в розовом цвете. Это значит, что человек настроен радостно. То же настроение может быть вызвано известным сочетанием звуков. Вообще, звуки и цвета являются символами одинаковых душевных движений". А если оно, это "движение", безрадостное? Значит, и ассоциируемый цвет - не розовый, не красный, не малиновый: "Одноцветно затренькал глухой колокол, и его серые, печальные, скромно зовущие звуки не могли разорвать зимней тишины. Повсюду тянулись к церкви бесцветные, как колокольный звон, молчаливые фигуры" (Л. Андреев, "Жизнь Василия Фивейского").


Э. По в стихотворении "Звон" пишет о "ясных, хрустальных, серебристых звонах" детства, "ярком, жарком, золотом" звоне венчального обряда, о наполненном "мерной жутью" набате беды, о "горьком гуле" погребального звона.

Итак - звоны могут быть разными по цвету, и даже бесцветными


Звоны колокола могут приобретать не только цветовую характеристику. Они могут отличаться друг от друга по светлоте:

"Вокруг колокольни вьются белые голуби - точно веселый звон превратился в птиц" (М. Горький, "Ералаш");

"И вдруг с черного неба опрокинули огромную чашу густейшего медного звона" (М. Горький, "Жизнь Клима Самгина");


"Старые колокола топят его (колокольчик) в своем гуле, как муху в масле" (М. Горький, "Мать");

"Колокола с их гигантскими лопающимися пузырями звука" (Ю. Олеша);

"Мелкий перезвон колоколов" (В. Короленко) - в зависимости от высоты звучания и громкости.

Более того, "цветной" слух фиксирует тончайшие временные, динамические, структурные характеристики звука, его рисунок:

"Тихо прогудела колокольная медь. Осторожно сорванный звук тоненькой ниточкой протянулся над сияющей землей" (А. Неверов, "Гуси-лебеди"),

"Колокольный звон пронесся звуковой спиралью" (П. Верлен).
Здесь ассоциации строятся уже не по сходству эмоций, а по сходству структуры, или, как говорят психологи, гештальта слухового и визуального образов.


Так что звоны бывают всякими - "красными" и "блестящими", "круглыми" и "тонкими", "черными" и "длинными", на простейшем примере доказывая сложность мира синестетического воображения.

. А как же быть с "малиновым звоном" ? О чем здесь звонит колокол? Он звонит в память о маленьком чуде русского языка и о нашей юности.




источник 1
источник 2

http://www.danilovbells.ru/ai/foto/1297/image.jpg

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

Малиновый звон колоколов…. Как можно представить себе истинно русскую жизнь без малинового звона колоколов? А уж представить себе древних египтян, античных греков, ирландских монахов наслаждающихся малиновым звоном колоколов, ну как то сложно…. А ведь колокола для Руси, это продукт импорта, явление привнесенное. Но как полюбились они русской душе! Даже отлили у нас самый большой колокол в истории – Царь-Колокол! Настолько большой, что даже оторвать от земли не смогли. Вот как любят у нас в России малиновый звон колоколов!

Одно из первых, пожалуй, упоминаний на Руси о колоколах относится к 11 веку. В 1067году князь Всеслав Брячиславович на реке Черехе разбил наголову новгородское войско князя Мстислава Изяславовича, пожег город, а колокола с Софийской колокольни снял. Колокола и всю церковную утварь увез к себе в Полоцк.

В те времена своих литейщиков небыло. Колокола были целиком европейским импортом. Свои мастера на Руси появляются лишь в XII – XIII веках.

К литью колоколов на Руси подходили основательно, как священнодействию. Литейщики приносили икону, зажигали свечи, молились всем миром. Освященное место закрывали и только тогда приступали к отливке. Голос зазвучавшего колокола воспринимался как чудо, как дарованная благодать….

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

Англичане, известные любители всяческих клубов, повсеместно создавали общества любителей колокольного звона – в Лондоне, Кембридже, Оксфорде, а самое знаменитое – Камберлендское общество в Норвиче. На всю Европу славились концерты артистов – звонарей. Им даже ставились специальные задачки по колокольной музыке и выдавались премии за их решение.

И все же, только в России к колоколам всегда относились как к живым существам. И колокола у нас ЯЗЫЧНЫЕ, т.е. звук извлекается раскачиванием языка, а не купола. Известны предания, когда в годы бедствия или перед войной, отлитые с чистым сердцем начинали звонить колокола сами собой!

У н ас даже наказывали колокол как человека. В 1681 году московский набатный (или как называли,

всполошный) колокол напугал своим звоном в полночь царя Федора Алексеевича. И за такую провинность колокол сослали в Николаевский Карельский монастырь. А первым сосланным был еще набат из Углича. Он возвестил об убиение малолетнего царевича Дмитрия и поднял народ на бунт. Зачинщиков и звонарей Борис Годунов сослал в Пелым, а колокол – в Тобольск. Причем колокол высекли плетьми и отсекли ему ухо. После, его так и прозвали – Угличским Корноухим!

Пострадал и другой набатный со Спасской башни Кремля. Он сзывал народ во время Московского бунта 1771 года, и крайне разгневанная Екатерина II его наказала, приказав снять с него язык. Так и провисел немой набат до 1803 года, пока его не препроводили в Оружейную палату.

Во все века завоеватели пленили и увозили колокола как трофеи. Разве, что татары не проявляли к ним особого интереса. Просто сбрасывали церковные колокола с колоколен и разбивали. Приходилось прятать колокола в ямах и болотах. Так их там до сих пор и находят.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

Колокола не утратили своей ценности для завоевателей и в 20 веке. В августе 1941 года, когда фашисты подходили к Новгороду, легендарные колокола Святой Софии укрыли в земле. Ночью, под обстрелом вражеской артиллерии саперы организовали взрыв для образования котлована, спустили туда колокола и направленным взрывом засыпали землей. До 1944 года фашисты пытали священнослужителей и простых новгородцев. Вывести то многотонные колокола задача непосильная для разбитых и отступающих русских. Но тайну так никто и не выдал!

http://www.danilovbells.ru/ai/foto/1297/image.jpg

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

Малиновый звон колоколов…. Как можно представить себе истинно русскую жизнь без малинового звона колоколов? А уж представить себе древних египтян, античных греков, ирландских монахов наслаждающихся малиновым звоном колоколов, ну как то сложно…. А ведь колокола для Руси, это продукт импорта, явление привнесенное. Но как полюбились они русской душе! Даже отлили у нас самый большой колокол в истории – Царь-Колокол! Настолько большой, что даже оторвать от земли не смогли. Вот как любят у нас в России малиновый звон колоколов!

Одно из первых, пожалуй, упоминаний на Руси о колоколах относится к 11 веку. В 1067году князь Всеслав Брячиславович на реке Черехе разбил наголову новгородское войско князя Мстислава Изяславовича, пожег город, а колокола с Софийской колокольни снял. Колокола и всю церковную утварь увез к себе в Полоцк.

В те времена своих литейщиков небыло. Колокола были целиком европейским импортом. Свои мастера на Руси появляются лишь в XII – XIII веках.

К литью колоколов на Руси подходили основательно, как священнодействию. Литейщики приносили икону, зажигали свечи, молились всем миром. Освященное место закрывали и только тогда приступали к отливке. Голос зазвучавшего колокола воспринимался как чудо, как дарованная благодать….

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

Англичане, известные любители всяческих клубов, повсеместно создавали общества любителей колокольного звона – в Лондоне, Кембридже, Оксфорде, а самое знаменитое – Камберлендское общество в Норвиче. На всю Европу славились концерты артистов – звонарей. Им даже ставились специальные задачки по колокольной музыке и выдавались премии за их решение.

И все же, только в России к колоколам всегда относились как к живым существам. И колокола у нас ЯЗЫЧНЫЕ, т.е. звук извлекается раскачиванием языка, а не купола. Известны предания, когда в годы бедствия или перед войной, отлитые с чистым сердцем начинали звонить колокола сами собой!

У н ас даже наказывали колокол как человека. В 1681 году московский набатный (или как называли,

всполошный) колокол напугал своим звоном в полночь царя Федора Алексеевича. И за такую провинность колокол сослали в Николаевский Карельский монастырь. А первым сосланным был еще набат из Углича. Он возвестил об убиение малолетнего царевича Дмитрия и поднял народ на бунт. Зачинщиков и звонарей Борис Годунов сослал в Пелым, а колокол – в Тобольск. Причем колокол высекли плетьми и отсекли ему ухо. После, его так и прозвали – Угличским Корноухим!

Пострадал и другой набатный со Спасской башни Кремля. Он сзывал народ во время Московского бунта 1771 года, и крайне разгневанная Екатерина II его наказала, приказав снять с него язык. Так и провисел немой набат до 1803 года, пока его не препроводили в Оружейную палату.

Во все века завоеватели пленили и увозили колокола как трофеи. Разве, что татары не проявляли к ним особого интереса. Просто сбрасывали церковные колокола с колоколен и разбивали. Приходилось прятать колокола в ямах и болотах. Так их там до сих пор и находят.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

Колокола не утратили своей ценности для завоевателей и в 20 веке. В августе 1941 года, когда фашисты подходили к Новгороду, легендарные колокола Святой Софии укрыли в земле. Ночью, под обстрелом вражеской артиллерии саперы организовали взрыв для образования котлована, спустили туда колокола и направленным взрывом засыпали землей. До 1944 года фашисты пытали священнослужителей и простых новгородцев. Вывести то многотонные колокола задача непосильная для разбитых и отступающих русских. Но тайну так никто и не выдал!


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Автор: Прядко Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

БОУООШ №7 МО Динской район

Чтец: Музыка над городом плывёт

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон…. Какая сила!

Чистый звук, что за душу берёт.

Звон плывёт, взмывая в облака,

Он, как свет: прозрачный и хрустальный.

И парит над миром чудо, тайна,

Возродившись к жизни на века. (Колокольный звон. Татьяна Лаврова)

Есть у нас на Руси особое искусство, на которое мы почти не обращаем внимания, - это колокольный звон. Колокольный звон - это целая симфония, это колоссальная Эолова арфа, дающая самые восхитительные впечатления. На озере от колоколов - "звон в небе", который, кажется, только и можно сравнить с торжественным величием северного сияния.

Как нежный звук любимых слов

На языке полупонятном,

Твердит о счастье необъятном

Далекий звон колоколов.

В прозрачный час вечерних снов

В саду густом и ароматном

Я полон дум о невозвратном,

О светлых днях иных годов.

Но меркнет вечер, догорая,

Теснится тьма со всех сторон;

И я напрасно возмущен

Мечтой утраченного рая;

И в отдаленьи замирая,

Смолкает колокольный звон. (Константин Бальмонт. Колокольный звон)

Такую музыку можно слышать только в России. Наши русские колокола, особенно же старые - XVI-XVII века, считаются самыми большими, самыми звучными в мире. У нас - множество колоколен, - у нас и простор для такой музыки. В час летней всенощной смолкает шумливая рабочая суета и колокольная музыка тихо играет в небе, давая красоту акустических явлений высшего порядка. Эту музыку можно слышать во множестве мест нашей необъятной России.

Приходит миг негаданно-нежданно,
преображает все - неповторим.
О, не забыть. Под колокол я встала
он Небом грозовым меня накрыл;
стер мысли все немыслимой громадой,
потоком хлынул, молнией настиг,
нагрянул бурей, оглушил громами,
волною ливня мощного омыл.

Волна прошла по телу как сиянье -
до пяток. Светом дивным затопив;
и, отразившись, хлынула к гортани,
дыханье разом вдруг перехватив.
И слезы - градом! Будто ливень летний
прошел, оставив на лице моем
сиянье брызг, потом - лучистость радуг
и Свет, и Свет - на целый окоем!

Взлететь хотелось в Небо - крылья были!
и с песнею ликующей парить.
Один лишь Свет царил и правил миром -
о, не забыть. до смерти не забыть!

Колокола являются одною из необходимых принадлежностей православного храма. В "чине благословения колокола" сказано: "яко да вси слышащие звенение его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого Твоего".

Церковный колокольный звон во все времена размерял течение дней, время трудиться и отдыхать. Традиционно он возвещал благую, добрую весть о начале богослужения, созывая верующих в храм, а не присутствующим там — о времени совершения особенно важных частей богослужения. Этот звон от мерных ударов в один большой колокол называется благовестом, как и сам колокол, в который звонят.

На фоне колокольного звона – Благовест – читается стихотворение

Я ждал его с понятным нетерпеньем,
Восторг святой в душе своей храня,
И сквозь гармонию молитвенного пенья
Он громом неба всколыхнул меня.

Издревле благовест над Русскою землею
Пророка голосом о небе нам вещал;
Так солнца луч весеннею порою
К расцвету путь природе освещал.

К тебе, о Боже, к Твоему престолу,
Где правда, Истина светлее наших слов,
Я путь держу по Твоему глаголу,
Что слышу я сквозь звон колоколов. (Благовест. Бальмонт К. Д.)

На фоне колокольного звона –Набат– читается стихотворение

В тот колокол, что звал народ на вече,
Вися на башне у кривых перил,
Попал снаряд, летевший издалече,
И колокол, сердясь, заговорил.

Услышав этот голос недовольный,
Бас, потрясавший гулкое нутро,
В могиле вздрогнул мастер колокольный,
Смешавший в тигле медь и серебро.

Он знал, что в дни, когда стада тучнели
И закрома ломились от добра, -
У колокола в голосе звенели
Малиновые ноты серебра.

Когда ж врывались в Новгород соседи
И был весь город пламенем объят,
Тогда глубокий звон червонной меди
Звучал, как ныне. Это был набат!

Леса, речушки, избы и покосцы
Виднелись с башни каменной вдали.
По большакам сновали крестоносцы,
Скот угоняли и амбары жгли.

И рухнули перил столбы косые,
И колокол гудел над головой
Так, словно то сама душа России
Своих детей звала на смертный бой. (Дмитрий Кедрин. Колокол)

Иван Бунин "НА МОНАСТЫРСКОМ КЛАДБИЩЕ"

Ударил колокол - и дрогнул сон гробниц,
И голубей испуганная стая
Вдруг поднялась с карнизов и бойниц
И закружилась, крыльями блистая,
Над мшистою стеной монастыря.

О, ранний благовест и майская заря!
Как этот звон, могучий и тяжелый,
Сливается с открытой и веселой
Равниной зеленеющих полей!
Ударил колокол - и стала ночь светлей,
И позабыты старые гробницы,
И кельи тесные, и страхи темноты -
Душа, затрепетав, как крылья вольной птицы,
Коснулась солнечной поющей высоты!

Звон колоколов придает особую проникновенность мемориалу в селе Кортелисы на Волыни и Хатынскому мемориалу в Беларуси.
Под звук медленных ударов по одному разу в каждый колокол с самого малого до самого большого, а затем во все колокола одновременно (перебор, выражающий грусть и скорбь об усопшем) провожают покойника в последний путь.

На фоне колокольного звона –Погребальный– читается стихотворение

Их ежедневное гуденье
Звучит во время похорон;
Печальный этот перезвон
Назойлив, словно сожаленья.

Сие торжественное пенье
Мне слышится со всех сторон.
Жужжат шмели - без снисхожденья
Я жалом острым уязвлен!

Их звуки тают не спеша,
Полны неизгладимой муки,
Им в унисон скулит душа -
Ей сообщают эти звуки,

Что очень скоро в тишине
Меня, как тюк, снесут отселе,
Что для последней из постелей
Пора готовить саван мне. (Морис Роллина. Погребальные звоны)

На фоне колокольного звона –Праздничный звон (во все тяжкие)– читается стихотворение

На волне колокольного звона
К нам плывет голубая весна
И на землю из Божьего лона
Сыплет щедрой рукой семена.

Проходя по долине, по роще,
Ясным солнцем ровняет свой взор
И лучом отогретые мощи
Одевает в зеленый убор.

Точно после болезни тяжелой,
Воскресает природа от сна,
И дарит всех улыбкой веселой
Золотая, как утро, весна.

Ах, когда б до небесного лона
Мог найти очарованный путь,-
На волне колокольного звона
В голубых небесах потонуть! (Константин Фофанов. На волне колокольного звона)

Нет тех слов и красок речи, которыми можно было бы изобразить величественный пасхальный звон в Московском Кремле. Здесь, в самом сердце, в самом "святая святых России" тысячная толпа ждет первого полночного удара в огромный колокол "Ивана Великого". Надо быть в Москве у соборов, чтобы самому испытать величие этого ожидания. Тысячную толпу не слышать, - она совершенно смолкла. Молчит и вся Москва. Но вот раздается первый удар, необычайно мягкий, негромкий на Ивановской колокольне. Он дает сигнал всей Москве. Через 5-6 секунд уже ударили все "сорок-сороков" и загорелись иллюминации всех колоколен. Загораются и свечи тысячной толпы у Кремлевских соборов. Гу-дит мягкий басовый звук, вдруг сменяющийся торжественным звоном. Звонят "во все тяжкая и во все кампаны", - звонят с необычайною си-лою звука. В этой силе исчезает все: и начавшаяся пушечная пальба, и пение хоров в появившихся крестных ходах, и вздохи волнующейся массы тысячей. Только и слышен один звон, видны разом море свечей и как бы огненные змеи, движущиеся между свечами многотысячной толпы. Этих движущихся огневых потоков разом шесть. И над всей этой чудной картиной - звон, да ведь какой! Звон оглушительный, властный, сущее торжество.

На фоне колокольного звона –Пасхальный– читается стихотворение

Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно
И в этот миг о тяжести оков
Не думаешь, а думаешь о Вечном.

По капельке вливается в тебя
Душевная живительная влага
И хочется обнять весь мир, любя,
И раствориться в нем, другим во благо.

А сердце, окрыленное мечтой,
Вновь видит твою главную дорогу.
Знакомые слова молитвы той,
Наполненной любовью к людям, богу,

В душе звенят и светлый лик Христа
Встает перед тобой из ниоткуда.
Какое счастье, Боже мой, когда
Являешь ты нам радость, даришь чудо.

Прости же и спаси ты грешных нас,
Когда мы вновь сбиваемся с дороги,
А звон колоколов в урочный час
Пусть позовет вновь подвести итоги.

Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св. Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, т. к. ни сам он в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах. Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану (преемнику Св. Григория Двоеслова) удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского богослужения.

И будь отныне таково
Предназначение его.
Там средь небесного объема,
Высоко над землей взнесен,
Пусть плавает соседом грома,
И с миром звезд граничит он.
Пусть будет свыше глас священный,
Как всех созвездий хоровод;
Пусть славит он творца вселенной
И щедрый провожает год.
Лишь то, что свято, что всевластно,
Гласи он медным языком;
И мимолетом, ежечасно
Пусть время бьет в него крылом.
Да будет он глаголом рока,
Над всем бесчуственно стоя,
Да возвещает издалека
Игру земного бытия,
И, поражая быстротечно
Могучим звуком нас с высот,
Да учит он, что все не вечно,
Что все подлунное пройдет. (Фридрих Шиллер. Песнь о колоколе.)

На Востоке, в Греческой Церкви, колокола стали употребляться со второй половины IX века, после того, когда в 865 г. венецианский дож Урсус прислал в дар императору Михаилу 12 больших колоколов. Колокола эти были повешены на башне при Софийском соборе. Но у греков колокола не вошли в обширное употребление.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Св. Владимиром (988 г.), т. е. в конце Х века . С XV века, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, то стали отливать колокола больших размеров. Так, на колокольне Ивана Великого в Москве имеются, например, такие колокола: колокол по названию "Вседневный", весит 1017 пудов 14 фунтов; колокол "Реут", весит около 2000 пудов; самый большой колокол называется "Успенский" или "Праздничный", весит около 4000 пудов.

Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является "Царь Колокол" , стоящий теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Царь Колокол был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733 - 1735 годах. Материалом для Царя Колокола послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером, Александром Григорьевым, в 1654 г. К этому материалу в 8000 пудов было добавлено свыше 5000 пудов сплава.

Общий вес Царя Колокола - 12.327 пудов и 19 фунтов или 200 тонн (218 амер. тонн). Диаметр колокола - 6 метров 60 см. или 21 фут 8 инчей.

Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, т. к. колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Царь Колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда эти деревянные леса загорались, их стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин и от него отвалился большой кусок, весом в 11.500 килограммов.

После пожара Царь Колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент, по проекту архитектора А. Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-Колокола, который никогда не звонил.

Когда туристы отойдут от пьедестала
гранитного, что для тебя воздвигли
на площади Великого Ивана,
я подойду к тебе - поговорить.
Металл холодный ласково поглажу,
вчитаюсь снова в древней речи вязь -
но не слова мне о тебе расскажут,
увижу то, что прячется от глаз.

Закатный свет на утомленных лицах,
мозоли на натруженных руках;
печник в одежде, вымазанной глиной,
стрелец у медного громадного куска.
Трудились мастера с зари до ночи,-
тьму-тьмущую ты задал людям дел:
копали ямы, возводили печи,
месили глину, чтобы ты запел.

Отрада для любого сердца русского,
когда колокола зовут-поют;
трудились со сноровкой, споро, дружно,-
и каждый думу вкладывал свою.
И думы эти голосом металла
разнес бы ты- о, мир бы зазвенел!
Царем тебя совсем не зря назвали,
вот только песню людям ты не спел.

Стоишь ты здесь, ни разу не запевший,-
поют тебе на все лады ветра;
стоишь, как памятник всем колокольным песням
и - не царям, мастеровым рукам!
Но голос твой услышу в час закатный,
когда пройдет волной набат грозы;
О колокол! Одно лишь Небо знает,
что ты хотел сказать царям земным. (Мария Мирошина. Царь-колокол)

Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное; а если раздается звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон пробуждает наши души от духовного усыпления.

Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника. Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной.
Между тем, как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение.

Церковный колокольный звон
На душу льется песней рая,
А злая явь,как страшный сон
На это все с тоской взирает.

Заполнив неба пустоту
Вороны с карканьем кружатся,
Разбив еще одну мечту,
Как тени на плетни ложатся.

В минутах годы восхваля
Перекрещусь с поклоном робким,
Царица,матушка земля!!
Прости нас жалких и неловких!!

Мы люди - порожденье зла,
Уж так нас создала природа..
Что впереди? Незнанья мгла,
А позади - боль небосвода..

И этот колокольный звон
Звучит на глупость не взирая.
За мутью низеньких окон
Икона плачет, как живая. (Вадим Задорожный. Церковный колокольный звон)

Можно привести много примеров из жизни, когда человек, утомившийся в борьбе с житейскими горестями, впавший в отчаяние и уныние, решается посягнуть на свою собственную жизнь. Но, вот, до его слуха достиг церковный звон, и готовящийся стать самоубийцею, содрогается, страшится самого себя, невольно ограждает себя крестным знамением, вспоминает об Отце Небесном, и в душе его возникают новые, добрые чувства, - и погибший было навеки возрождается к жизни. Так, в ударах церковного колокола скрывается дивная сила, глубоко проникающая в сердца человеческие.

Колокола звонят, колокола!
Над золотом двуглавого орла
ликуют ласточки. И ангела крыло
незримой тенью на холмы легло.

Мелодией разбуженный двойник,
на лицах встречных проступает лик
лучащийся; и в ритм строки
шаги мои возвышенно-легки.

Закатный танец с колоколом - в лад;
торжественные звуки в облака
уносит ветер, и последняя строка,
начавшись в облаке, колоколам близка.

Внимаю звукам - звона и стиха;
врачуют звуки душу, и легка
печалей ноша, и земля - тепла.
Колокола поют, колокола! (Мария Мирошина. Колокола в Коломенском)

Читайте также: