Наглядное пособие как растут овощи

Обновлено: 28.06.2024

«Сходите с детьми на рынок, в овощную лавку, если это возможно, или пусть сами принесут разные овощи: морковь, картофель, репу, огурец, горох, бобы, лук, свеклу, редьку.

Хорошо иметь под руками каталоги садовых растений, картины или открытки.

Беседа

Какие вы знаете овощи? У каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки? У каких едим луковицу? У каких едим листья? Рассмотрите кочан капусты, у которого сохранились кочерыжка и корни. Покажите кочан цветной капусты.

У каких овощей мы едим семена? (Горох, бобы). В чем лежат зерна гороха, бобов? (В стручке). Что сделается с стручком, когда зерна поспеют? Какого цвета сырой горох? Какого цвета спелый?

У каких овощей мы едим плоды? (Огурцы, арбуз, дыня, тыква). Какие овощи сладкие? Отчего они сладкие?

В каком виде мы едим овощи? (В сыром и вареном)

(Мое примечание – здесь хорошо было бы выяснить, в каких знакомых ребенку блюдах есть овощи – рагу, борщ, щи, шаньги и т.д.)

Что мы делаем с огурцами, капустой? (Мое примечание – наверное, имеется ввиду, что огурцы мы солим, а капусту квасим). Сушеные овощи показать. (Мое примечание –сейчас можно показать сушеную морковь или лук, которые продаются в магазине).

Как называется место, где растут овощи? (Огород). Был ли кто на огороде? Что нужно делать, чтобы овощи хорошо росли?

Детские работы

  • Дети делают овощи,
  • Раскрашивают их;
  • Вырезают из цветной бумаги и наклеивают,
  • Рисуют.
  • Вырезают из каталогов.

Благодаря этому они привыкают отыскивать в книге то, что им в данный момент нужно.

  • Устраивают огороды,
  • Делают инструменты, нужные для огорода: лопаты, лейки, грабли.
  • Делают овощную лавку, торговца с лотком (мое примечание – имеется ввиду материал для детской игры)
  • Луковицу рисуют,
  • Сажают одну в землю, другую в стеклянный стакан, чтобы можно было наблюдать за ростом корешков в воде.

Литература для детей

Репка (в обработке К.Д. Ушинского)

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытащить не может.Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытащить не могут.Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.Кликнула Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Маку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытянули репку.

Пятеро из одного стручка

Как дед Мирон репку сеял.

Ясное утро Флерова.

Воспитателю и заинтересованному родителю: вопрос на засыпку.

1.Можно ли сейчас использовать беседы Л.К. Шлегер? Как? Что в беседе об овощах Вы бы оставили бы прежним, а что бы изменили?

2. Отличается ли и чем структура современной беседы с детьми и беседы с детьми Л.К. Шлегер? Чем? Одинакова ли последовательность вопросов в беседе об овощах Шлегер Л.К. и в беседах в соответствии с современными требованиями?

Полезные практические материалы для игр и занятий с детьми по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Вы найдете в рубриках:

Дары Фребеля: первые в мире обучающие и развивающие игры для воспитания детей в детском саду.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

Карточки изготовлены из плотного картона, на обратной стороне которых есть информация о каждом овоще, пословицы и поговорки, загадки.Такие овощи как лук и помидор; и такие фрукты как дыня, мандарин, апельсин, персик, лимон -изображены в разрезе.Наглядный материал хорош для использования на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития мышления и речи, в логопедических играх.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Есть и другие карточки в этой серии.

Лото сделано на картоне, который конечно тонковат, но для такой цены думаю это простительно. Можно потратить немного времени и обклеить скотчем, но я не стала этого делать, как показала практика мы в этом деле очень аккуратны.Все картинки красочны и узнаваемы. Хороший вариант лото по доступной цене!

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Предлагается найти на цветной вкладке все фрукты и помочь ежику сварить компот. А вместе с зайчиком собрать в огороде овощи и приготовить вкусный и полезный овощной супчик.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Помимо ниже выложенных карточек игра включает еще две обобщающие карточки (куст и клумба), к ним идут карточки-пазлы с цветами и ягодами, которые соответственно можно использовать в других темат.недельках.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

В книге пять ароматов (клубника, банан, яблоко, виноград, апельсин). 5 разворотов, которые оформлены каждый в своем цвете(красный, желтый, зеленый, фиолетовый, оранжевый).К примеру: если разворот желтый-изображены какие овощи\фрукты бывают в этом цвете (банан, дыня, репа, ананас, лимон), про каждый написан стих-загадка. Рассматриваем, нюхаем и отгадываем загадки!)))

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Вместе с голубым гномиком повторяем названия фруктов, вспоминаем какого цвета бывают яблоки, груши и т.д. Узнаем что фрукты содержат витамины и помогают малышам расти быстрее.Помогаем гномику закончить начатую картину.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Вместе с ребенком можно испечь яблочный штрудель!

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики).

Мы капусту рубим-рубим,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту трем-трем,

Мы капусту жмем-жмем.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Странички в альбоме плотные, что очень удобно для работы с красками.На одном листе разворота образец, на другом-палитра красок и рисунок, который ребенок должен раскрасить сам.

И художничаем и стишок учим!

Это альбом по аппликации. Здесь нет готовых деталей, которые нужно вырезать и приклеить… а есть, в середине альбома вкладка с цветной бумагой, и детали для аппликации нужно создать самим, путем разрывания и приклеивания к основе.

Таким образом мы нарвали листьев для наших яблок и приклеили к черенкам!

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Альбом по аппликации. Детальки из вкладки предлагается обрывать пальчиками по контуру , но нам пока не хватает на это терпения… и я делаю заготовки заранее, ножницами.Вот одно из заданий в этом альбоме, которое вполне подходит для нашей ТН.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

На каждый заморский фрукт наклеиваем наклейку !

Что это у нас выросло на грядке? Овощи?! Какие? Сколько помидор, капусты и морковок? А всего сколько получилось овощей? Собираем урожай в корзину.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Фрукты не только вкусные и полезные, но могут быть использованы в творческих целях!

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Разрезные овощи и фрукты!

И куколки сыты и родители голодными не остаются!

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Знакомим ребенка с овощами, которые растут в огороде,c фруктами, которые можно сорвать с дерева в саду. И вместе с ребенком отправляемся в магазин, в овощной отдел, за фруктами и овощами!

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Обвести по контуру (мелкая моторика).

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

В наборе: абрикосы, персики, яблоко, груша, апельсины, лимоны, манго, ананас, виноград,

вишня, бананы, киви, гранат, хурма, сливы, авокадо.

В наборе: чеснок, капуста, огурцы, перец, помидоры, цветная капуста, лук, баклажан, редька, картофель, свекла, редис, кабачок, тыква, морковь.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Из карточек можно сделать вот такие разрезные картинки!

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

"Какие фрукты изображены на картинке"(тренируем внимание).

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Всего из четырех кубиков можно сложить 6 изображений: свекла, капуста, морковь, картофель, огурец, помидор. Во время игры развивается наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика. В комплект кубиков входят 6 рисунков с образцами сборки

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Подбираем картинки по тематическим группам.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Раскраски с фруктами и овощами можно скачать в интернете.

в пластиковом боксе. 2 шнурка, с одной стороны шнурка есть деревянная палочка (более легкий вариант), а с другой стороны без палочки. (виноград, клубника, банан, яблоко, арбуз, ананас, перец болгарский, лимон, гранат, груша).

Детали гладкие, краска не облезает, единственно что не очень понравилось… дырочки обработаны не очень качественно, имеются зазубрины.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

В наборе 5 пазлов (мандарин-2 элемента, персик-3, груша-4, лимон-5, яблоко- 6 элементов).

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Обложка из глянцевого плотного картона.Страничке тоже плотные, что хорошо для раскрашивания фломастерами. 8 разворотов- 8 фруктов для раскрашивания (груша, апельсин, ананас, лимон, персик, вишня, банан, яблоко).

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Другие раскраски этой серии.

Мы не стали делать магниты, а сделали фигурки-овощи для использования в ролевых играх(магазин, кухня).

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Используем в ролевых играх, а не по прямому назначению.

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Сундучок полезностей (изучаем фрукты и овощи)

Замечательные пособия для мамы! Это как раз тот случай когда иссякает своя фантазия! Доступно изложен материал, очень много разнообразных интересных заданий по различным тематикам.

Данный комплект дидактических развивающих карточек "Овощи и фрукты" будет интересен воспитателям детских садов, логопедам, психологам, дефектологам, родителям. Применять данную разработку можно, как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.

Дидактические развивающие карточки предназначены для изучения и повторения лексической темы "Овощи и фрукты".

Аудитория : дети старшего дошкольного возраста (можно использовать для занятий с детьми с ОНР, ЗПРР).

Форма работы: индивидуальная, работа в группе, работа в парах.

Этап занятия : изучение нового материала, закрепление пройденного материала.

Время: от 10 до 15 минут на занятии.

Необходимые для работы знания и умения детей: умение слушать, умение анализировать материал задания, навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми.

Цель: содействие формированию у детей познавательного интереса, воспитанию бережного отношения к природе через знакомство с овощами и фруктами

Коррекционно-образовательные:

1.Активизировать и уточнить словарь по теме -Фрукты и овощи,

2. Обогащение словаря глаголов и признаков;

3.Закрепить обобщающие понятия - Овощи – фрукты;

4.Упражнять в образовании относительных прилагательных;

5.Повышать уровень познавательной активности и интеллекта детей, интерес

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать целостное восприятие предмета;

2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру;

3. Развивать навыки словообразования

4. Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме;

5. Развивать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта( овоща) и его части;

6. Развивать умение четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы;

7. Развивать восприятие, память, внимание, мышление, связную речь

Коррекционно - воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности;

2. Воспитывать любовь и бережное от­ношение к природе

-Формирование у воспитанников более глубоких представлений об овощах и фруктах, их многообразии;

- Дети знают основные отличительные особенности внешнего вида и произрастания овощей и фруктов;

- расширятся представления детей об окружающем мире;

- Дети научатся делать обобщения, сравнивать, классифицировать; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;

работать индивидуально, в паре и в группе;

- пленка для ламинирования;

Инструкция по использованию карточек

1 блок представлен карточками с изображением и названием овощей и фруктов.

t1589314980aa.jpg

t1589314980ab.jpg

t1589314980ac.jpg

t1589314980ad.jpg

t1589314980ae.jpg

t1589314980af.jpg

t1589314980ag.jpg

t1589314980ah.jpg

t1589314980ai.jpg

t1589314980aj.jpg

t1589314980ak.jpg

t1589314980al.jpg

t1589314980am.jpg

t1589314980an.jpg

t1589314980ao.jpg

t1589314980ap.jpg

t1589314980aq.jpg

t1589314980ar.jpg

t1589314980as.jpg

t1589314980at.jpg

t1589314980au.jpg

t1589314980av.jpg

t1589314980aw.jpg

t1589314980ax.jpg

t1589314980ay.jpg

t1589314980az.jpg

t1589314980ba.jpg

t1589314980bb.jpg

t1589314980bc.jpg

t1589314980bd.jpg

t1589314980be.jpg

t1589314980bf.jpg

t1589314980bg.jpg

t1589314980bh.jpg

Игры с карточками

1) в первом ряду указаны изображения в определенной последовательности. Во втором ряду данная последовательность изображении сохраняется, но отсутствует элемент, который необходимо назвать. С увеличением уровня сложности в игровом поле появляется дополнительное изображение предмета.

2) в первом ряду указаны изображения в определенной последовательности. Во втором ряду данный порядок изображений нарушен, и отсутствует элемента, который необходимо назвать.

. Детям предлагается назвать овощи и фрукты и присоединить к месту их произрастания. Игру можно провести в виде соревнования.

Взрослый выкладывает перед детьми карточку и предлагает найти лишнее животное. Ребёнок выделяет среди животных лишнее и объясняет свой выбор.

Педагог предлагает найти подходящие по смыслу карточки и соединить их.

Дети называют изображённый фрукт или овощ и говорят, как будет называться сок из этого фрукта или овоща. Например:

​​​​​​​ Так же для проверки полученных знания по теме "Овощи и фрукты" можно предложить следующие виды заданий:

Вариант 1 : взрослый показывает овощ (карточку) дети называют

его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2 : взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).

Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).

Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки) и т. д.

Педагог читает детям стихи об овощах и фруктах, дети внимательно слушают и подбирают нужную рифму.

Любит вдоволь пить водицу.

У нее листочки с хрустом.

А зовут ее… капуста.

· А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Верите – не верите, мы родом из Америки.

В сказке мы сеньоры, на грядке …. Помидоры

В шкурке, желтый, кислый он, Называется…(лимон)

Этот плод продолговатый, Витаминами богатый. Его варят, его сушат, Называется он …(груша)

Среди листьев изумрудных Зреет много гроздьев чудных.

Они из ягод состоят, У них чудесный аромат,

И мы зовем их …(виноград)

Расту на ветке высоко,

А зовётся …(яблоко)

Фрукты растут на деревьях в саду.

Яркие фрукты у всех на виду.

Вот среди веток груши бочок.

Груша зеленая, как кабачок.

Яблоки красные, синие сливы.

Спелые сливы вкусны и красивы.

Персик румяный укрылся листком.

Ты с этим фруктом, конечно, знаком?

Солнечным соком лимон напоен.

Светится золотом желтый лимон.

В кроне зеленой висят апельсины,

Солнцу подставив рыжие спины.

Что за художник у всех на виду

Фрукты раскрасил в нашем саду?

Инструкция: Я назову один фрукт, а ты много таких фруктов.

Банан- бананы (яблоко, груша, апельсин, абрикос, ананас, виноград, гранат, лимон).

Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы:

Чей это банан? (Мой банан.)

Чье это яблоко? (Мое яблоко.)

Чья слива? (Моя слива.) и т.д.

(можно добавить прилагательное: цвет, вкус, форму. Пример: это моё красное, сладкое, круглое яблоко).

Игры с детьми на тему "овощи", шаблоны для занятий, аппликации, рисунки по образцу, стихи и загадки. Идеи могут быть использованы как для отдельных занятий, так и в рамках тематических недель.

Аппликация "Овощи"

Делали на картоне (А5), овощи вырезаны из гофрированного картона. Очень приятно делать из него аппликации, ребенок был в восторге.

Аппликация

Аппликация "Овощи" с детьми от 1,5 лет

Аппликация-игра "Консервы"

Рисуем на бумаге 2 банки, вырезаем из цветной бумаги "овощи" и "фрукты". У нас были помидоры и сливы.

Задача: закрыть 2 банки консервов, только не перепутать - в одной консервируем помидоры, а в другой - сливы.

Игра-аппликация

Игра-аппликация "консервы" для детей от 1,5 лет

Шаблоны для аппликации "Консервы"

  • Распечатанные шаблоны (ниже)
  • Ножницы
  • Клей

Распечатку нужно разрезать по вертикальной пунктирной линии (отрезав банки от овощей). Овощи вырезаем. Предлагаем малышу сделать "заготовки". Только в первой банке должны быть одни помидоры, а в второй - огурцы.

Шаблоны для аппликации

Шаблоны для аппликации "Консервы", для детей от 1,5 - 2 лет

Второй шаблон и чуть другая задача - в одной банке должны быть только овощи, в другой фрукты.

Шаблоны для аппликации

Шаблоны для аппликации "Консервы", для детей от 1,5 - 2 лет

Еще больше усложним предыдущую задачу (в одной банке овощи, в другой фрукты):

Шаблоны для аппликации

Шаблоны для аппликации "Консервы", для детей от 1,5 - 2 лет

Шаблоны для аппликации "Урожайная грядка"

  • Распечатанные шаблоны (ниже)
  • Ножницы
  • Клей

Нужно распечатать шаблон. Отрезать нижнюю часть листа по пунктиру. Вырезать цветные овощи.

Задача - наклеить овощи на кустики.

Шаблоны для аппликации

Шаблоны для аппликации "Урожайная грядка", для детей от 1,5 - 2 лет

Если нет принтера - вырезайте овощи из цветной бумаги, кустики нарисуйте зеленым карандашом, а красным и фиолетовым карандашами отметьте места, куда нужно клеить овощи.

Шаблоны для аппликации

Шаблоны для аппликации "Урожайная грядка", для детей от 1,5 - 2 лет

Еще один овощной шаблон.

Нужно распечатать, отрезать правую часть листа по пунктиру. Вырезать цветные овощи.

Предложить малышу наклеить овощи на нужные места. Заодно еще раз проговариваем названия (редис, свекла, морковь, репа).

Шаблоны для аппликации

Шаблоны для аппликации "Урожайная грядка", для детей от 1,5 - 2 лет

Или снова рисуем карандашами и вырезаем овощи из цветной бумаги:

Шаблоны для аппликации

Шаблоны для аппликации "Урожайная грядка", для детей от 1,5 - 2 лет

Рисуем мелом

Рисуем мелом с детьми от 1,5 лет

Рисуем мелом с детьми от 1,5 лет

Потребуется:

  • Распечатки раскрасок (либо самим можно нарисовать контуры овощей)
  • Клей-карандаш
  • Цветные мелки
  • Нож (чтобы сделать из мелков стружку)
  • Пластиковые емкости для меловой стружки

Рисуем мелом с детьми от 1,5 лет

Рисуем мелом с детьми от 1,5 лет

Занятие очень увлекательное и подходит для самых маленьких. Моя дочь очень любила такие поделки. На фото выше - делали с ней в 2 года.

Учимся рисовать овощи. Шаблоны

Шаблоны для рисования с детьми от 1,5 - 2 лет

Шаблоны для рисования с детьми от 1,5 - 2 лет

Рисуем красками по образцу

  • акварель
  • кисточки (лучше специальные для маленьких детей)
  • вода (ополаскивать кисточки)

А дальше все просто - рисуете вместе с малышом на одном листе. Сначала вы показываете, как рисовать. Потом ребенок пытается повторить.

"Свекла". Рисовали с дочкой, когда ей было 2,5 года.

Развивающие занятия с детьми 2 лет. Учимся рисовать по образцу

Развивающие занятия с детьми 2 лет. Учимся рисовать по образцу

"Морковь". Моему юному творцу очень понравилось рисовать морковь.

Развивающие занятия с детьми 2 лет. Учимся рисовать по образцу

Развивающие занятия с детьми 2 лет. Учимся рисовать по образцу

"Репа". Тут дочь не дала мне закончить и решила сама дорисовать и мой рисунок, и свой потом тоже сделать. Она уже уловила принцип и творила вдохновенно и с удовольствием.

Развивающие занятия с детьми 2 лет. Учимся рисовать по образцу

Развивающие занятия с детьми 2 лет. Учимся рисовать по образцу

Игра с мячом

Цель: закрепляем знания овощей

Потребуется: мяч

Ход игры: по принципу "съедобное - несъедобное". Только называем то, что растет или не растет в огороде.

Если названо то, что растет в огороде - ребенок ловит мяч. Если не растет - не ловит.

Цель: расширяем словарный запас, закрепляем знания овощей

Потребуется: мяч

Ход игры: бросаем ребенку мяч и называем овощ, а ребенок должен дать одну характеристику этого овоща (форма, размер, цвет, вкус и т.п.). Либо можно упростить и давать подсказки, например:

  • Огурец зеленый, а помидор.
  • Тыква большая, а редис.
  • Морковь сладкая, а лук.
  • Кабачок овальный, а помидор.
  • Свекла растет в земле, а огурец. и т.д.

Загадки про овощи

Тематическая неделя с детьми. Тема

Тематическая неделя с детьми. Тема "Овощи

Тематическая неделя с детьми. Тема

Тематическая неделя с детьми. Тема "Овощи

Читайте также: