На взносы что за прошлый год собрали гулял расформированный обком

Обновлено: 02.07.2024

О фестивале мечтали давно. Однако он случился, пожалуй, именно в тот момент, когда должен был случиться. Фестиваль этот знаменовал собой вступление Клуба Веселых и Находчивых в новую эру. Право его на существование, кажется, ни у кого уже не вызывало сомнений; и теперь, выйдя за рамки телевизионной передачи, игра вновь, как и в 60-е, претендовала на право стать явлением национальной культуры. Первый фестиваль команд КВН еще не приобрел нынешнюю практическую функцию экспресс-обучения команд и определения состава сезона. Все 14 приехавших команд (12 из них выступили в гала-концерте) были хорошо известны редактуре и получили специальные приглашения. Фестиваль задумывался прежде всего как праздник. Праздник для города Днепропетровска, впервые отважившегося пригласить к себе триста КВНщиков. (Нынче их, правда, приезжает в Сочи не меньше двух тысяч!) Праздник для всех болельщиков игры. Наконец, праздник для самих команд.

Конечно, нужен был организационный талант М.Лесина и огромная помощь команды ДГУ - хозяйки Фестиваля. Ведь программа включала не только подготовку и съемки телепередачи, но и множество концертов, которые команды давали ежедневно чуть ли не на всех сценах города. Кроме того, и сама передача подразумевала съемку кроме гала-концерта еще массы эпизодов, которые должны были воплотить идею "вируса КВН", попадающего в город. Эпизоды эти снимались молодыми режиссерами - "птенцами гнезда Кивинова" А.Язловским (МИСИ) и Л.Мазором (МХТИ). Главный режиссер С.Николаев оставил для себя лишь монументальный пролог, для которого на целый день был перекрыт железнодорожный вокзал и вымыто два поезда. (Первый из них администраторы помыли по ошибке, и он вместо того, чтобы подойти к платформе, благополучно ушел в рейс.) Впрочем, даже такой пролог не мог тягаться в монументальности с началом самого гала-концерта, когда через зал Дворца спорта с четырьмя тысячами зрителей шли и шли КВНщики, заполняя полностью огромную сцену.

В концерте произошло, пожалуй, два знаменательных события. Новая ленинградская команда, на этот раз представлявшая Политехнический институт, впервые спародировала Президента страны М.С.Горбачева не только на КВНовской сцене, но и вообще в телевизионном эфире. А чуть позже одесситы, завершая фестиваль, "избрали" ведущего Президентом Клуба Веселых и Находчивых, вручив ему в качестве атрибута власти жезл с двуглавым Кивином. Так что президентская должность А.В.Маслякова, воспринимаемая нынче чуть ли не как официальная, родилась в свое время из обыкновенной шутки.

Предстоящий сезон обещал быть "классическим". Играть в нем должны были четыре новые команды - Киевского и Ленинградского политехнических институтов, Горьковского автомобильного завода и сборная Московского горного и института стали и сплавов, назвавшая себя МАГМА, и четыре старые, входящие в элиту первого поколения команды, - Воронежского инженерно-строительного и Донецкого политехнического институтов и Днепропетровского и Одесского университетов. В то время как воронежцы и одесситы нашли в себе силы вернуться в сезон через четыре года, дончане первыми в новой истории КВНа отважились играть второй сезон подряд.

Схема сезона тоже была избрана абсолютно "классическая" - четыре четвертьфинала, два полуфинала и финал. Причем, четыре новые команды в первой же игре встречались с четырьмя старыми. В результате в полуфиналах оказались одни старички. То есть чуда не произошло. Произошел, правда, один из ряда вон выходящий и единственный в своем роде случай: ленинградская команда отказалась играть в сезоне, поскольку дата встречи оказалась для них неудобной. В результате их соперники из ВИСИ оказались в полуфинале без игры. Правда, там жребий свел их, как и в первом сезоне, с одесситами, и результат оказался аналогичным.

И на этом, впрочем, "классические" черты сезона исчерпываются, потому что завершающая его часть отмечена несколькими весьма необычными событиями, которые словно должны были проверить на прочность нового редактора передачи М.Марфина. Он сменил тем летом А.Акопова. К концу года из телевизионной группы ушел и ее директор М.Лесин. Его сменила М.Киселева. Тогда же возникла и идея творческого объединения под названием "АМиК" - "Александр Масляков и компания". Правда, еще год это объединение существовало чисто номинально, не будучи подкреплено никакими документами.

Ну а теперь вернемся к событиям собственно КВНовским. Полуфиналы этого сезона шли в прямом эфире. Да-да! То, за что боролись четыре года команды и пресса, стало наконец реальностью. Хотя победа эта была уже чисто психологической. Ведь борьба за прямой эфир в свое время шла прежде всего ради того, чтобы не вырезались острые политические репризы. Но к 90-му году гласность достигла того уровня, когда трудно было представить уже что-нибудь неприемлемое для телеэкрана. На КВНовской сцене уже совершенно открыто отпускались шутки в адрес и КПСС, и Верховного Совета, и Президента. Причем делалось это подчас по-настоящему зло:

Нам осталась одна забава -
Посмотреть на веселый Съезд.
Прокатилась дурная слава -
Это "Слава КПСС"!
(ДГУ)

А в этом зале пели и плясали,
И пол ходил под ними ходуном:
На взносы, что они за прошлый год собрали,
Гулял расформированный обком.
(ДПИ)

Пожалуй, это был пик засилья политической темы в КВН. Очень скоро она уже стала набивать оскомину. Найти новый объект критики, сказать злее и откровеннее, чем предшественники, становилось все труднее, и через пару лет политика вообще стала в КВНе не модной. Кстати, КВН ухитрился "проколоться" в прямом эфире даже в условиях практически безграничной терпимости властей. Дело в том, что терпели власти нашей страны. А скажем, Северная Корея имела на этот счет совершенно иную точку зрения. Поэтому, когда одесситы на разминке назвали живую скульптуру воронежцев "Самсунг", разрывающий пасть Ким Ир Сену", они прислали ноту. (Особенно обидно, что, предчувствуя неладное, шутку эту вырезали из повтора, который на следующее утро транслировался на Дальний Восток. Однако бдительные корейцы успели посмотреть передачу в московском посольстве.)

А в общем долгожданный прямой эфир, как ни странно, уже не дал КВНу ничего нового, кроме технических сложностей подготовки. Телезритель практически не почувствовал никаких изменений по сравнению с обычной передачей, пресса прореагировала вяло, и эксперимент был признан удачным, но ненужным. Больше к нему не возвращались.

Зато другое событие имело и эффект, и последствия. Это был скандал в жюри на полуфинальной встрече ДПИ и ДГУ. Дело в том, что поиски адекватной системы судейства воплотились в этом сезоне в создании кроме обычного, профессионального, еще и альтернативного жюри, состоявшего из руководителей или капитанов команд сезона, не участвующих в этой встрече. Честно говоря, права у этого жюри были чисто номинальные. Все вместе они имели в каждом конкурсе лишь 0,1 балла, которую могли добавить той или другой команде. В условиях прямого эфира, чтобы сократить комментарии после каждого конкурса, было решено, что обо всех своих подсчетах КВНовское жюри расскажет лишь единожды - в самом конце игры. И вот, когда по оценкам "профессионалов" днепропетровцы выиграли встречу с перевесом в 0,2 балла, КВНщики добавили все свои "десятые" дончанам, объяснив свое решение тем, что побеждать должна команда, лучше играющая импровизацию. Финалистом была объявлена команда ДПИ. Однако, профессиональное жюри было крайне возмущено корректировкой собственного результата. Не считали себя проигравшими и днепропетровцы. И в конце концов Маслякову пришлось пойти на компромиссное решение - пригласить в финал обе команды. Но тогда возмутились одесситы. На памяти у всех был тройной финал прошлого сезона с разочаровавшим большинство результатом. Чемпионам первого сезона вовсе не хотелось рисковать. Команды ДПИ и ДГУ уже доходили до финала, и чемпионское звание для них тоже было единственным смыслом игры в новом сезоне. В результате многодневных переговоров со всеми тремя командами была придумана схема, при которой чемпионом могла стать каждая из команд (что в итоге и случилось), поскольку чемпионство в этом финале разыгрывалось в каждом конкурсе отдельно. ДГУ стали чемпионами в разминке, ДПИ - в капитанском конкурсе (в котором, правда, не участвовал одессит С.Пелешенко), а во всех трех домашних конкурсах - приветствии, музыкальном и домашнем задании - первенствовали одесситы. Очень скоро их стали вполне справедливо считать чемпионами этого сезона.

Читайте также: