На чем ездили советские гаишники

Обновлено: 02.07.2024


Сегодняшняя статья посвящена светлой стороне работы рядовых гаишников. Мы собрали в один материал примеры мужества, порядочности, просто нормального поведения обычных инспекторов, а также составили подборку видео из рабочих будней линейных сотрудников ДПС.

Надемся, вам будет небезынтересно.


80 лет назад в ГАИ работали всего 57 человек и их называли элитой правоохранительных органов. Сейчас сотрудников ГИБДД в 10 000 раз больше и в их рядах встречаются совершенно разные люди, но и как прежде, среди них есть настоящие мужчины и офицеры. Для них должность и полномочия — это возможность помочь, спасти, предотвратить и вообще творить добро не для себя, а для всех. И вот несколько примеров поведения, достойного уважения не только гаишниками, но и всеми людьми.

Замерзнуть, чтобы согреть

Повивальный кортеж

Достаточно часто сотрудники ГИБДД помогают детям благополучно появиться на свет и прожить первые часы своей жизни. Такие ситуации возникают, например, когда мужья не успевают вовремя отвезти своих жен в роддом из-за пробок. В начале апреля в Краснодарском крае инспекторы ДПС лейтенант полиции Андрей Баландин и старший лейтенант Алексей Труфанов довезли на патрульной машине женщину, у которой начались преждевременные роды, одновременно предупредили медицинский персонал о сложившейся ситуации. Тот же сценарий был у екатеринбургского экипажа Дмитрия Березина и Антона Степаненко в феврале этого года, и у калужских инспекторов Игоря Ложкова и Сергея Силкина в декабре 2015-го, и у крымчан — младшего лейтенанта Руслана Лазарева и прапорщика Владимира Ахрарова. В Рязанской области 6 мая семья не успела вовремя доехать до больницы и ребенок уже родился, но матери требовалась срочная помощь, которую и оказали Владимир Волков и Виктор Охтин, дежурившие у въезда в село. Благодаря их действиям жизнь молодой мамы и ее сына была спасена.

Случались ситуации, когда ломался автомобиль скорой помощи. Сергей Миньков несколько лет назад уже принимал роды на дороге, завернув малыша в свою рубашку. А в начале декабря он доставил двух недоношенных новорожденных из обездвиженной кареты скорой со МКАДа в больницу в Королев.

Скорая помощь

Навыки оказания первой медицинской помощи помогли гаишникам спасти не одну жизнь. В Хакасии старший лейтенант полиции Виталий Иванов 21 января распознал приступ эпилепсии и, сделав все необходимое, передал подъехавшим медикам пришедшего в себя пациента. Причем это был у инспектора уже второй случай спасения больного эпилепсией. В Воронеже во время летней жары стоявшие на остановке люди растерялись, когда пожилой женщине стало плохо, а вот сотрудник ГИБДД — нет. Он перенес пенсионерку в тень и вызвал скорую.


Спасать людей доводится и в нерабочее время. Старший лейтенант полиции Сергей Палашичев отдыхал на берегу озера под Новосибирском, когда во время налетевшей грозы в не успевших укрыться детей ударила молния. Гаишник сделал массаж сердца и искусственное дыхание, чем спас жизни брату и сестре.

Спасение вопреки

А еще инспекторы достаточно часто спасают тех, кто сам не хочет жить. И тут важно не столько должностное положение, сколько желание помочь. Кого-то получается отговорить от задуманного. 4 февраля 25-летнюю девушку в Ставрополье, стоявшую за перилами ограждений эстакады, два члена экипажа отвлекли разговором, а третий подхватил и не дал спрыгнуть. Кого-то удается поймать в последний момент: в Астрахани лейтенант Николай Смирнов удержал молодого человека, пытавшегося прыгнуть в Волгу, Сергей Третьяков успел схватить за руки мужчину, который уже отпустил их от перил Димитровского моста в Новосибирске, Сергей Ерофеев буквально стащил жительницу Йошкар-Олы с ограждения эстакады, а Мансур Цуроев подхватил девушку, собиравшуюся прыгнуть с Камского моста в Перми. Иногда приходится бороться за чужую жизнь до последнего: не успев остановить женщину на мосту, лейтенанты Андрей Сонам-Байыр и Аяс Сарыглар на патрульной машине мчались вдоль Енисея и, обогнав течение, бросились в холодную воду и вытащили жительницу Кызыла на берег.

Водная автоинспекция

Спасать из воды приходится не только самоубийц, но и людей, оказавшихся в ней случайно, причем это также нередко случается в выходной. Хоть пьяному и море по колено, но лед реки Туры не выдержал жителя Тюмени, который провалился в воду. Все это произошло на глазах капитана полиции Антона Золото, который вытащил несчастного на берег с помощью троса и коллеги из ППС. В Яйском районе Кемеровской области Александр Беленков вытащил из тонувшего в реке трактора 85-летнего мужчину. Для этого инспектору пришлось не только искупаться, но и разбить окно кабины. А Виталий Бокарев спас сразу четырех человек, когда их лодка столкнулась с большим сухогрузом под Астраханью. Сам инспектор позже сказал, что он чудом услышал крики о помощи, и если бы он ее не оказал, то люди, скорее всего, погибли бы.


Пожарные

Гаишники борются и с другой стихией — огнем. 7 июня в Кировской области автоинспекторы предотвратили возгорание грузовика с пиломатериалами, вовремя заметив дым от рефрижератора. А в Чебоксарах спасли не груз, а пассажиров маршрутки, у которой начал дымить моторный отсек. Заметил это и помог в эвакуации людей командир взвода отдельного батальона ДПС Алексей Микейкин.

Но чаще всего возникают ситуации, когда автомобили воспламеняются после аварии, а их владельцы не способны не только потушить огонь — просто выбраться из машин. Так сложилось в конце мая в Туле, где Александру Алексееву и Александру Ядыкину помимо оказания помощи пострадавшим пришлось тушить одну из машин. Чатырьмя месяцами ранее там же водитель Шевроле Лачетти врезался в дерево и не смог выйти из машины. Его вытащили Александр Сейфедов и Алексей Колычев, впоследствии принявшие меры к ликвидации очага возгорания. 11 марта в Санкт-Петербурге на КАД от столкновения с отбойником загорелась Мазда3. Двоим ее пассажирам повезло, что рядом оказался Александр Антонов, который и вытащил их из машины. В апреле этого года в Твери Сергей Гусев потушил салон огнетушителем из своего личного автомобиля и вытащил находившегося на заднем сиденье без сознания человека.

Но дорожные инспекторы спасали не только автомобили. В поселке Сухоложском в Нижнем Тагиле 10 марта 2015 года загорелся двухэтажный дом, и первыми пришли на помощь сотрудники ГИБДД Александр Иванов и Анатолий Крыгин. Они помогли выбраться наружу жителям второго этажа, сломав решетку балкона. 28 мая 2014 года старший лейтенант полиции Андрей Крюков спас из горящего дома двух человек и предотвратил взрыв газовых баллонов и возгорание поликлиники.

Помощь коллегам

Помимо того что сотрудники ДПС могут заменить медиков и пожарных, они помогают и своим ближайшим коллегам из полиции. В Ялте гаишники вернули бабушке ее потерявшегося трехлетнего внука. Капитан полиции Дмитрий Дорофеев на улицах Орла спас от пьяных хулиганов мужчину и его 14-летнего сына. Во Владимире 21 января инспекторы задержали наркоторговцев. А в Улан-Удэ два года назад гаишники поймали дачного вора.

Но есть несколько случаев, когда сотрудники ГИБДД действовали как настоящие герои.

Отчаянный поступок совершил лейтенант полиции Сергей Тюлькачев в Тольятти. Он шел на работу, когда увидел выбежавшего на дорогу малыша, отец которого находится слишком далеко, чтобы остановить его. Гаишник вытолкнул из-под машины ребенка, получив при этом сотрясение мозга и перелом голени.

Александр Бугурнов, известный в Новосибирске тем, что в 2006 году остановил пьяного районного прокурора и за это попал под суд, опять совершил подвиг, но уже в 2015-м. Увидев, что автобус волочит за ногу не успевшего выйти пассажира, он подставил под удар личный автомобиль, чтобы остановить общественный транспорт. Закончилось все неплохо — и машина цела, и у пенсионера всего лишь перелом ноги.


18 декабря 2014 года заместитель командира роты ДПС Дмитрий Шпак предотвратил столкновение грузовика с перевозившими детей автобусами под Нижневартовском. Он подставил служебный автомобиль перед груженным щебнем самосвалом, когда его вынесло на полосу встречного движения. Удар пришелся на место водителя, и Дмитрий с тяжелыми ранениями оказался в больнице, но дети в автобусах не пострадали.

P.S. Небольшая подборка видеороликов о героических и обычных буднях сотрудников ГИБДД:


— В каждой системе есть хорошие люди, есть плохие.
И тех и тех встречал и среди ваших и среди наших.
Инспектор выбил стекло преследуемого автомобиля поставленным ударом ногой
18+ лексика. Гаишник вытолкал на правую полосу поломавшийся автомобиль, чтобы он не мешал движению
Можно применять оружие.
По колёсам ему пали
Зажимай её!
Взяли? Не надо его трогать больше.
Дуй, дуй, дуй. Идёт анализ.
Подъехал мужчина, попросил оказать помощи, то есть пояснил, что у него в машине женщина рожает.
У вас стоп не горит.
Ща поеду на ТО, починят.
На гаранти?
Угу.
— Ну, удачи вам!
— Спасибо, до свиданья.

Инспектор догнал угнанный уазик
— Со мной в нетрезвом состоянии разговаривать не надо.
— Да вы что?!
— Дома будете пьянствовать и разговаривать в пьяном виде.
— Можно я покланюсь вам прямо сейчас.

Немного стрельбы по колёсам пьяного автовоза
— Вам счастливо, не нарушайте больше.
— Спасибо.

+18 лексика.
— Тише будьте оба.
— Я как хочу, так и разговариваю.
— А чё ты так разговариваешь?
— Ну, он меня останавливает, говорит, у тебя на родине так принято ездить затонированным.
— Набей ему табло. Я ж с тобой нормально разговариваю.

— Наш клиент едет.
— А кого он снимает?
— Вас.
— А почему?
— Ну, вы нарушили.


vasili eliseev
finland


В 1958 году, в Москве арестовали большую группу сотрудников ГАИ и преподавателей автошкол, которые за взятки обеспечивали желающих водительскими правами. Все ли советские гаишники были такими честными?

Работники ГАИ не только не ведут необходимой борьбы с лицами, которые незаконно приобретают автомашины, но и сами совершают преступления, прикрывая различные махинации с автомашинами. Установлен такой факт: инженер-капитан Минкин Ю. М., работавший в 1 отделе Автомобильного управления 1 Украинского фронта, в апреле 1945 г. закупил на базе N1 Главного автоуправления под видом „автодеталей“ за 361 руб. машину „Оппель“, и, отремонтировав ее за 450 руб., в мае 1945 г. он через Госавтоинспекцию оформил ее как собственную автомашину. Через месяц Минкин решил зарегистрировать как собственную вторую машину, „Мерседес-Бенц“, не имея на нее никаких документов. По устному указанию Максимова инспектор Журавлев на техническом паспорте, выданном ранее на автомашину „Оппель“, вместо последней вписал марку „Мерседес-Бенц“ и исправление заверил. В результате этого подлога неизвестно откуда взятая машина была узаконена Максимовым в личную собственность Минкина, а куда девалась первая автомашина „Оппель“ — неизвестно. С этим жуликом Минкиным работники ГАИ поддерживали тесную связь: для Максимова он организовал ремонт его машины „М-1″ за счет средств 1 Украинского фронта; доставил в ГАИ неизвестно кому принадлежащую машину „Мерседес-Бенц“, которой пользовались Максимов и Калачев.
Но и это было ещё не всё:
„Много непорядков и злоупотреблений, — писала Алексеева, — в деле учета и использования автомашин, отобранных у учреждений и частных лиц, которые незаконно приобрели эти машины. Немало таких машин задерживалось на автомагистралях области в период войны, но учета их до 1945 г. не велось, и нельзя установить, сколько их было и куда они девались… Установленные при проверке факты показывают, что многие отобранные машины не учитываются, и в этом деле имеют место злоупотребления. Составлением списков и оформлением дел на машины ведает лично начальник 2 отделения Давыдов, но эта работа проводится им бесконтрольно, по своему усмотрению он вносит изменения в списки, перепечатывает списки, а старые уничтожает. Во время проверки обнаружено, что 10 машин были вычеркнуты из списка. Ст. инспектор Ермаков автомашину ДКВ, числившуюся в списке под N215, по указанию Максимова доставил в Боткинскую больницу в подарок профессору Трутневу, у которого в свое время лечился Максимов; машина поставлена на учет в г. Москве как лично принадлежащая профессору Трутневу с разрешения нач. Главного управление милиции т. Галкина. В список не была включена машина „Оппель-Олимпия“, на которой ездил Максимов, автомашина „Адлер“, отобранная автоинспектором Петракушиным, машина ДКВ и мотоциклы НСУ и „Ява“. В инспекции не ведется никакого учета так называемых бесхозных автомашин, владельцы которых не установлены. Сведения об этих машинах никуда не посылаются, и Главное управление милиции (нач. автоинспекции т. Соколов) не требует с мест какой-либо отчетности об использовании таких машин. Пользуясь этим, работники ГАИ Московской области используют „бесхозные“ автомашины по своему усмотрению“.
„На основных автомагистралях области, — говорилось в отчете, — имеются автоинспекторы, которые, пользуясь бесконтрольностью, допускали злоупотребления, брали взятки. Руководители автоинспекции этих злоупотреблений не вскрыли, и они были установлены только Министерством внутренних дел СССР; в июле 1946 г. приказом Министра внутренних дел т. Круглова за обнаруженные беспорядки Максимову был объявлен выговор, лица, допустившие злоупотребления, были отстранены от работы, а автоинспекторам было запрещено взимать непосредственно на шоссе с водителей денежные штрафы“.Проверка установила, что приказ министра инспекторы начали тихо саботировать, целенаправленно доведя ситуацию до абсурда.
„К выполнению этого приказа, — докладывала Алексеева, — в ГАИ отнеслись формально и вместо штрафов стали за нарушения отбирать права у водителей автомашин. Ранее работниками ГАИ ежемесячно отбирались водительские удостоверения в среднем у 600−700 чел., а после приказа в августе были отобраны права у 1742 и в сентябре у 2587 шоферов. Разбор дел о нарушениях поставлен неудовлетворительно. Удостоверения, отобранные у шоферов автоинспекторами за различные нарушения, доставляются в инспекцию с большим опозданием (через 10−20 дней), по этой причине дела о нарушениях разбираются несвоевременно, и водители вынуждены по нескольку раз приезжать из районов за получением удостоверений. Во время проверки в инспекции было обнаружено 1479 отобранных у водителей удостоверений, часть которых лежит с мая-июля с. г. Такие порядки создают благоприятную почву для злоупотреблений. По рассказам автоинспекторов, бывает много таких случаев, когда шофера предлагают им взятки, лишь бы избежать вызова в автоинспекцию“.Начальник подмосковной ГАИ Виктор Максимов даже заставлял своих подчиненных ремонтировать ему квартиру, снабжать его продуктами, ездить по его делам в Москву. „Использование подчиненных для собственного бытового обслуживания“ тогда считалось проступком, несовместимым со званием коммуниста. Павел Давыдов, подделывавший списки изъятого транспорта, получил по партийной линии строгий выговор с занесением в учетную карточку, а сам Максимов просто был лишён партбилета. Вскоре начальнику УМВД Московской области Михаилу Журавлеву поручили искоренить все недостатки в подведомственной ГАИ. Данные о привлечении взяточников к уголовной ответственности в деле отсутствовали. Что остальные автоинспекторы, по-видимому, восприняли как руководство к действию."Получали взятки за прием экзаменов на водительские права“.Попадались и наказывались лишь те, кто брал не по чину. Допустим в начале 1958 года в Москве арестовали группу сотрудников ГАИ и преподавателей автошкол, поставивших выдачу прав за взятки на поток. В докладе МВД СССР в ЦК КПСС об этом деле говорилось:

„Управлением внутренних дел исполкома Московского городского Совета депутатов трудящихся совместно с прокуратурой города Москвы разоблачены взяточники, орудовавшие в Госавтоинспекции УВД гор. Москвы, автошколах управлений торгового и пассажирского транспорта Мосгорисполкома, а также в школе N5 ДОСААФ. Всего по делу арестовано и привлечено к уголовной ответственности 20 человек, из них 3 сотрудника Госавтоинспекции, в том числе члены КПСС Крохотин, Макаров, Истомин, Зайцев, Маркин, Припусков и беспартийные Панков и Кудрявцев. Расследованием установлено, что начальник 3-го отделения Госавтоинспекции гор. Москвы Крохотин и подчиненные ему указанные выше работники, став на путь злоупотреблений своим служебным положением, получали взятки с преподавателей автошкол за прием экзаменов на водительские права от лиц, которые не имели достаточных знаний правил уличного движения и техники управления автомобилем. Преподаватели автошкол Небольсин, Брискин, Канушиков, Ижиков и др. частным образом готовили в воинских частях шоферов за плату в размере 700−800 рублей с человека, обучение проводили формально, а чтобы обеспечить получение водительских прав плохо подготовленными слушателями, давали взятки работникам Госавтоинспекции. Только в 1956—1957 гг. указанные преподаватели за обучение 600 солдат получили в воинских частях около 500 000 рублей, из которых более 60 000 рублей передали в виде взятки Крохотину и его соучастникам. При обыске у Крохотина были обнаружены и изъяты наличные деньги в сумме 152 000 рублей, автомашины „Волга“ и „Москвич“, а также много других ценностей. Привлеченный к уголовной ответственности преподаватель автошколы Управления торгового транспорта Мосгорисполкома Брискин показал, что работники Госавтоинспекции УВД гор. Москвы Васильев, Иванов, Шаталов и Чеботарев также брали взятки. Следствие по делу продолжается. В результате проверки работы Госавтоинспекции Управления внутренних дел г. Москвы установлено, что начальник этой Госавтоинспекции Нестеренко, по существу, самоустранился от контроля за работой подчиненных ему сотрудников, их воспитанием занимался слабо, в результате чего имеющиеся недостатки в работе Госавтоинспекции своевременно не вскрывал. Нестеренко наказан в партийном порядке и освобожден от занимаемой должности. Принимаются меры к укреплению кадрами руководства Госавтоинспекции и к улучшению качественного состава ее работников“.

В 1958 году, в Москве арестовали большую группу сотрудников ГАИ и преподавателей автошкол, которые за взятки обеспечивали желающих водительскими правами. Поборами на дорогах и постановкой на учет краденых машин гаишники занимались всегда, даже в суровые сталинские времена.


В соответствии с принятым в 1920 году регламентом для столицы советской республики устанавливалась различная скорость движения днем и ночью, а также особые правила парковки и стоянки:

". 23. Воспрещается оставлять машину на улице без присмотра.
24. Испортившиеся на улице машины должны охраняться и под строгой ответственностью заведующего гаражом, коему они принадлежат, должны в течение 12 часов убираться с улицы Москвы".


Но главное — вводилась транспортная инспекция, наделенная достаточно широкими полномочиями:

". 31. Каждый автоинспектор, находясь при исполнении служебных обязанностей, должен иметь при себе мандат, составленный по установленной форме, за надлежащими подписями.
32. Автоинспекторам разрешается останавливать в случае надобности автомашины не иначе как поднятием флажка днем или фонаря ночью.
33. Во избежание задержки движения автоинспектор с согласия пассажира обязан проверить документы в пути, сопровождая машину.
34. Все лица, кои не подчиняются законным требованиям транспортной инспекции, подлежат немедленному аресту и представлению в Московскую чрезвычайную комиссию.
35. Милиция и прочие власти обязаны оказывать автоинспекторам при исполнении ими служебных обязанностей всяческое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия".

И вскоре процесс изъятия у нарушителей средств в пользу стражей порядка вошел в привычное с дореволюционных времен русло. Громких коррупционных скандалов не случалось главным образом потому, что автоинспекторы исповедовали в своей работе классовый подход — прощали нарушения социально близким шоферам-пролетариям и обирали недорезанных буржуев. Благо нэпманы привыкли от всего откупаться.

После ликвидации НЭПа возник новый источник постоянного дохода автоинспекции: многие водители вовсю калымили на государственных машинах и делились левыми доходами с милиционерами, лишь бы те не ставили их начальство в известность о незаконных ездках.

После окончания Великой Отечественной войны, когда в страну хлынул поток трофейных автомобилей, карманы гаишников начали пополнять без преувеличения огромные деньги. Как только в учете этих автомобилей начали наводить порядок, оказалось, что обладатели подавляющего большинства из них не имеют сколько-нибудь внятных документов, объясняющих происхождение транспортных средств: были ли они куплены у граждан освобожденных и завоеванных стран или отобраны у тамошних владельцев. И только работники ГАИ решали, зарегистрировать машину на нового собственника или отобрать ее в доход государства. По знакомству или за соответствующую мзду вопрос решался положительно. А отобранные машины нередко попадали в государственные гаражи лишь после долгой работы на благо конкретных сотрудников ГАИ, их друзей и знакомых.

Расширению и углублению крайне выгодного процесса мешало только одно обстоятельство. Граждане, у которых изымали машины, писали письма в ЦК и правительство. Правда, большую часть из них отправляли для проверки и ответа тем, на кого в этих письмах жаловались. А руководители автоинспекций не находили в подведомственных структурах никаких недостатков. Не повезло лишь ГАИ Московской области, причем не повезло дважды. Анонимка с описанием злоупотреблений подмосковных автоинспекторов попала к только что назначенному куратором правоохранительных органов секретарю ЦК ВКП(б) Алексею Кузнецову, пытавшемуся показать Сталину, что тот не зря доверил ему важнейший участок работы. А от Кузнецова письмо попало к партийному контролеру Алексеевой, которая взялась за дело с невиданным рвением.

В декабре 1946 года Кузнецову доложили, что факты, изложенные в анонимке, подтвердились:

"Проверкой установлены безобразные факты в автоинспекции. Всеми делами распоряжался нач. инспекции Максимов, который создал там такое положение, что правильно поставленного учета и регистрации автомашин не было, сам он совершал злоупотребления, а чтобы приблизить к себе подчиненных, давал им в пользование машины, отобранные у учреждений и частных лиц. Машинами они распоряжались как хотели: пользуясь своей властью, вешали любые номера, если машина выходила из строя, давали другую. Машины хранились безобразно, портились, приходили в негодность".

Но это была лишь малая часть того, что происходило в подмосковной ГАИ.

"Неизвестно откуда взятая машина была узаконена"

Проверка выявила немало конкретных случаев незаконной постановки машин на учет.

"В работе Госавтоинспекции Управления милиции по Московской области,— говорилось в отчете Алексеевой,— установлены большие непорядки в постановке регистрации государственного автотранспорта, в организации учета, хранения и использования автомашин, отобранных у учреждений и частных лиц, в результате чего имел место ряд злоупотреблений. В Госавтоинспекции незаконно ставились на учет автомашины учреждений и частных лиц на основании непроверенных документов, а зачастую и без документов, что создает благоприятные условия для оформления незаконно приобретенных автомашин.

В августе 1945 г. ст. госавтоинспектором по г. Орехово-Зуево Коротковым незаконно была поставлена на учет без документов собственная автомашина подполковника Черняка М. Е. марки "Мерседес-Бенц", при этом Коротков подделал подпись начальника ГАИ Максимова. Будучи в Германии, Черняк купил эту машину у одного немца, и, хотя никаких документов, кроме справки бывшего владельца машины, у него не было, его автомашину взяли на учет. Несмотря на то что автоинспекции было известно о преступных действиях автоинспектора Короткова, у которого при проверке обнаружена недостача двух чистых бланков паспортов на автомашины, Максимов не привлек его к ответственности и ограничился объявлением ему выговора за утерю бланков.

Работники ГАИ не только не ведут необходимой борьбы с лицами, которые незаконно приобретают автомашины, но и сами совершают преступления, прикрывая различные махинации с автомашинами. Установлен такой факт: инженер-капитан Минкин Ю. М., работавший в 1 отделе Автомобильного управления 1 Украинского фронта, в апреле 1945 г. закупил на базе N1 Главного автоуправления под видом "автодеталей" за 361 руб. машину "Оппель", и, отремонтировав ее за 450 руб., в мае 1945 г. он через Госавтоинспекцию оформил ее как собственную автомашину. Через месяц Минкин решил зарегистрировать как собственную вторую машину, "Мерседес-Бенц", не имея на нее никаких документов. По устному указанию Максимова инспектор Журавлев на техническом паспорте, выданном ранее на автомашину "Оппель", вместо последней вписал марку "Мерседес-Бенц" и исправление заверил. В результате этого подлога неизвестно откуда взятая машина была узаконена Максимовым в личную собственность Минкина, а куда девалась первая автомашина "Оппель" — неизвестно. С этим жуликом Минкиным работники ГАИ поддерживали тесную связь: для Максимова он организовал ремонт его машины "М-1" за счет средств 1 Украинского фронта; доставил в ГАИ неизвестно кому принадлежащую машину "Мерседес-Бенц", которой пользовались Максимов и Калачев.

Таких фактов незаконной регистрации автомашин немало. В то же время в аппарате инспекции нередко подолгу задерживается регистрация машин, которые приобретены законно и на них имеются необходимые документы".

Но и это было далеко не все.

"Много непорядков и злоупотреблений,— писала Алексеева,— в деле учета и использования автомашин, отобранных у учреждений и частных лиц, которые незаконно приобрели эти машины. Немало таких машин задерживалось на автомагистралях области в период войны, но учета их до 1945 г. не велось, и нельзя установить, сколько их было и куда они девались. Установленные при проверке факты показывают, что многие отобранные машины не учитываются, и в этом деле имеют место злоупотребления. Составлением списков и оформлением дел на машины ведает лично начальник 2 отделения Давыдов, но эта работа проводится им бесконтрольно, по своему усмотрению он вносит изменения в списки, перепечатывает списки, а старые уничтожает. Во время проверки обнаружено, что 10 машин были вычеркнуты из списка. Ст. инспектор Ермаков автомашину ДКВ, числившуюся в списке под N215, по указанию Максимова доставил в Боткинскую больницу в подарок профессору Трутневу, у которого в свое время лечился Максимов; машина поставлена на учет в г. Москве как лично принадлежащая профессору Трутневу с разрешения нач. Главного управление милиции т. Галкина. В список не была включена машина "Оппель-Олимпия", на которой ездил Максимов, автомашина "Адлер", отобранная автоинспектором Петракушиным, машина ДКВ и мотоциклы НСУ и "Ява". В инспекции не ведется никакого учета так называемых бесхозных автомашин, владельцы которых не установлены. Сведения об этих машинах никуда не посылаются, и Главное управление милиции (нач. автоинспекции т. Соколов) не требует с мест какой-либо отчетности об использовании таких машин. Пользуясь этим, работники ГАИ Московской области используют "бесхозные" автомашины по своему усмотрению".

На этом фоне обыкновенные поборы на дорогах уже казались сущей мелочью.

"На основных автомагистралях области,— говорилось в отчете,— имеются автоинспекторы, которые, пользуясь бесконтрольностью, допускали злоупотребления, брали взятки. Руководители автоинспекции этих злоупотреблений не вскрыли, и они были установлены только Министерством внутренних дел СССР; в июле 1946 г. приказом Министра внутренних дел т. Круглова за обнаруженные беспорядки Максимову был объявлен выговор, лица, допустившие злоупотребления, были отстранены от работы, а автоинспекторам было запрещено взимать непосредственно на шоссе с водителей денежные штрафы".

Как установила проверка, приказ министра инспекторы начали тихо саботировать, целенаправленно доведя ситуацию до абсурда.

"К выполнению этого приказа,— докладывала Алексеева,— в ГАИ отнеслись формально и вместо штрафов стали за нарушения отбирать права у водителей автомашин. Ранее работниками ГАИ ежемесячно отбирались водительские удостоверения в среднем у 600-700 чел., а после приказа в августе были отобраны права у 1742 и в сентябре у 2587 шоферов. Разбор дел о нарушениях поставлен неудовлетворительно. Удостоверения, отобранные у шоферов автоинспекторами за различные нарушения, доставляются в инспекцию с большим опозданием (через 10-20 дней), по этой причине дела о нарушениях разбираются несвоевременно, и водители вынуждены по нескольку раз приезжать из районов за получением удостоверений. Во время проверки в инспекции было обнаружено 1479 отобранных у водителей удостоверений, часть которых лежит с мая-июля с. г. Такие порядки создают благоприятную почву для злоупотреблений. По рассказам автоинспекторов, бывает много таких случаев, когда шофера предлагают им взятки, лишь бы избежать вызова в автоинспекцию".

После всего этого остальные злоупотребления начальника подмосковной ГАИ Виктора Максимова сейчас уже не воспринимаются всерьез. Он, к примеру, заставлял подчиненных ремонтировать ему квартиру, снабжать его продуктами, ездить по его делам в Москву. Но тогда "использование подчиненных для собственного бытового обслуживания" считалось проступком, несовместимым со званием коммуниста. И если Павел Давыдов, подделывавший списки изъятого транспорта, получил по партийной линии строгий выговор с занесением в учетную карточку, то его непосредственный начальник Максимов остался без партбилета. А начальнику УМВД Московской области Михаилу Журавлеву поручили искоренить все недостатки в подведомственной ГАИ.

Какие-либо данные о привлечении взяточников к уголовной ответственности в деле отсутствовали. Что остальные автоинспекторы, по-видимому, восприняли как руководство к действию.

"Получали взятки за прием экзаменов на водительские права"

Попадались и наказывались лишь те, кто брал не по чину. К примеру, в начале 1958 года в Москве арестовали группу сотрудников ГАИ и преподавателей автошкол, поставивших выдачу прав за взятки на поток. В докладе МВД СССР в ЦК КПСС об этом деле говорилось:

"Управлением внутренних дел исполкома Московского городского Совета депутатов трудящихся совместно с прокуратурой города Москвы разоблачены взяточники, орудовавшие в Госавтоинспекции УВД гор. Москвы, автошколах управлений торгового и пассажирского транспорта Мосгорисполкома, а также в школе N5 ДОСААФ. Всего по делу арестовано и привлечено к уголовной ответственности 20 человек, из них 3 сотрудника Госавтоинспекции, в том числе члены КПСС Крохотин, Макаров, Истомин, Зайцев, Маркин, Припусков и беспартийные Панков и Кудрявцев.

Расследованием установлено, что начальник 3-го отделения Госавтоинспекции гор. Москвы Крохотин и подчиненные ему указанные выше работники, став на путь злоупотреблений своим служебным положением, получали взятки с преподавателей автошкол за прием экзаменов на водительские права от лиц, которые не имели достаточных знаний правил уличного движения и техники управления автомобилем. Преподаватели автошкол Небольсин, Брискин, Канушиков, Ижиков и др. частным образом готовили в воинских частях шоферов за плату в размере 700-800 рублей с человека, обучение проводили формально, а чтобы обеспечить получение водительских прав плохо подготовленными слушателями, давали взятки работникам Госавтоинспекции.

Только в 1956-1957 гг. указанные преподаватели за обучение 600 солдат получили в воинских частях около 500 000 рублей, из которых более 60 000 рублей передали в виде взятки Крохотину и его соучастникам. При обыске у Крохотина были обнаружены и изъяты наличные деньги в сумме 152 000 рублей, автомашины "Волга" и "Москвич", а также много других ценностей.

Привлеченный к уголовной ответственности преподаватель автошколы Управления торгового транспорта Мосгорисполкома Брискин показал, что работники Госавтоинспекции УВД гор. Москвы Васильев, Иванов, Шаталов и Чеботарев также брали взятки. Следствие по делу продолжается. В результате проверки работы Госавтоинспекции Управления внутренних дел г. Москвы установлено, что начальник этой Госавтоинспекции Нестеренко, по существу, самоустранился от контроля за работой подчиненных ему сотрудников, их воспитанием занимался слабо, в результате чего имеющиеся недостатки в работе Госавтоинспекции своевременно не вскрывал. Нестеренко наказан в партийном порядке и освобожден от занимаемой должности. Принимаются меры к укреплению кадрами руководства Госавтоинспекции и к улучшению качественного состава ее работников".

Подобные меры принимались потом еще много раз. Однако традиции такой давности и силы неизменно оказываются сильнее любых нерегулярных и кратковременных административных мероприятий.


Сейчас новой машиной уже никого не удивить, а в советское время позволить себе такое дорогое приобретение могли только очень обеспеченные люди. Среди них встречались не только политики, но и знаменитости, как правило, музыканты, балетные танцоры и, конечно, актёры. Автомобили некоторых из них были очень роскошными.

Валентина Серова

В послевоенные годы в СССР появилось много трофейных машин. Легендарную звезду театра и кино начала 1940-х годов Валентину Серову частенько видели за рулём элегантного родстера Opel Super 6 от известного немецкого ателье Glaser.

Машины советских актёров

Кабриолет с задним приводом и механической КПП мог разгоняться до 90 км/ч. В Германии эта модель предназначалась для представителей среднего звена. В Советском Союзе легковая машина иностранного происхождения была признаком высшего класса.

Машины советских актёров

Андрей Миронов

Популярный кумир советской публики Андрей Миронов в 1985 году стал обладателем статусного BMW E28 тёмно-серого цвета. Это была первая в истории фирмы модель с дизельным двигателем. Судя по отзывам друзей, артист души не чаял в своём автомобиле и любил прокатить на нём близких.

Машины советских актёров

Машины советских актёров

Никита Михалков

Машины советских актёров

В 1989 году Никита Сергеевич пересел на полноприводную модель Mercedes W124.

Машины советских актёров

В период рассвета творческой карьеры Михалков предпочитал престижные модели, а сейчас ему больше по душе машины с повышенной проходимостью.

Владимир Высоцкий

О любви Высоцкого к красивым автомобилям знали все его друзья и знакомые. Достать редкие экземпляры из-за границы советскому артисту помогала его третья жена Марина Влади.

Первым автомобилем Высоцкого стал популярный семейный хетчбэк Renault 16TS.

Машины советских актёров

В 1974 актёр привёз из-за границы BMW 2500. Менее чем за 11 секунд седан набирал сотню км/ч.

Машины советских актёров

В 1976 году Высоцкий приобрёл солидный Mercedes серии W116 модели 350SE с механической коробкой передач. Транспортное средство с номером 71–76 ММУ могло разогнаться до 205 км/ч. Артисту пришлась по нраву быстрая езда, но вскоре он разбил эту машину, протаранив трамвай на большой скорости.

Машины советских актёров

Следующей машиной Высоцкого стал Mercedes 450SLC в 107-ом кузове. Он разгонялся до 100 км/ч за 8,8 секунд.

Машины советских актёров

Эльдар Рязанов

На дорогах в СССР даже в столице иномарки очень выделялись. При виде зарубежного авто сразу становилось понятно, что едет кто-то из знаменитостей. Такая же машина была и у Эльдара Рязанова, выдающегося актёра и режиссёра.

Машины советских актёров

Эльдар Александрович, как и многие его коллеги, ценил модели от немецкого производителя.

Машины советского автопрома не отличались разнообразием, поэтому обеспеченные артисты стремились достать из-за границы дорогой и престижный автомобиль. Их не останавливало даже то, что для езды на иномарке требовалось получить специальное разрешение.

Читайте также: