Музыкальное произведение как завещание потомкам

Обновлено: 30.06.2024

Композитор написал завещание, когда ему было едва за 30. Он составил документ в селении Гейлигенштадт под Веной.

Гейлигенштадтское завещание

Моим братьям Карлу и [Иоганну] Бетховенам

О вы, люди, считающие или называющие меня злонравным, упрямым или мизантропичным — как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. Моё сердце и разум с детства были склонны к нежному чувству доброты, и я даже всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только: вот уже 6 лет я пребываю в безнадёжном состоянии, усугублённом невежественными врачами. Из года в год обманываясь надеждой на излечение, я вынужден признать, что меня постиг длительный недуг (его излечение может занять годы или вообще окажется невозможным).

Моё несчастье причиняет мне двойную боль, поскольку из-за него обо мне судят ложно. Для меня не должно существовать отдохновения в человеческом обществе, умных бесед, взаимных излияний; я обречён почти на полное одиночество, появляясь на людях лишь в случае крайней необходимости; я вынужден жить как изгой. Ведь, стоит мне приблизиться к какому-нибудь обществу, меня охватывает жгучий страх: я ужасно боюсь, что моё состояние будет замечено. Так было и эти полгода, которые я провёл в деревне. По требованию моего благоразумного врача я должен был елико возможно щадить мой слух. Это почти совпало с моей теперешней естественной склонностью, хотя иногда, увлекаемый потребностью в обществе, я позволял себе уступить искушению. Но какое же унижение я испытывал, когда кто-нибудь, стоя возле меня, слышал вдалеке звук флейты, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал.

Такие случаи доводили меня до отчаяния, и недоставало немногого, чтобы я не покончил с собой. Лишь оно, искусство, оно меня удержало. Ах, мне казалось немыслимым покинуть мир раньше, чем я исполню всё то, к чему чувствовал себя предназначенным. И так я продолжал влачить эту жалкую жизнь — поистине жалкую для столь восприимчивого существа; ведь любая неожиданная перемена была способна превратить наилучшее расположение моего духа в наихудшее. Терпение — так отныне зовётся то, чем я должен руководствоваться. У меня оно есть. Надеюсь, что я смогу надолго утвердиться в моей решимости, пока неумолимым Паркам не будет угодно перерезать нить. Возможно, станет лучше, возможно, нет — я готов ко всему. Уже на 28 году жизни я принуждён стать философом; это нелегко, а для артиста труднее, чем для кого-нибудь другого.

Божество! Ты глядишь с высоты в моё сердце, ты знаешь его, тебе ведомо, что оно преисполнено человеколюбия и стремления к добродетели. О люди, если вы когда-нибудь это прочтёте, то поймите, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть утешится, найдя собрата по несчастью, который, вопреки всем препятствиям, воздвигнутым природой, сделал всё от него зависящее, чтобы встать в один ряд с достойными артистами и людьми.

Вы, братья мои Карл и [Иоганн], как только я умру, попросите от моего имени профессора Шмидта, если он будет ещё жив, чтобы он описал мою болезнь, и приложите к истории моей болезни этот написанный мною лист, чтобы общество, хотя бы в той мере, в какой это возможно, примирилось со мною после моей смерти. Одновременно объявляю вас обоих наследниками моего маленького состояния (если его можно так назвать). Разделите его честно, по взаимному согласию, и помогайте друг другу; всё, что вы делали наперекор мне, давно уже прощено вам, вы это знаете. Тебя, брат Карл, благодарю ещё особо за преданность, проявленную тобою в самое последнее время. Желаю вам лучшей и более безмятежной жизни, нежели моя; внушайте вашим детям добродетель. Только она, а не деньги, способна принести счастье, говорю это по собственному опыту. Именно она помогла мне выстоять даже в бедствии, и я обязан ей так же, как моему искусству, тем, что не покончил жизнь самоубийством. Прощайте и любите друг друга. Я благодарю всех друзей, особенно князя Лихновского и профессора Шмидта. Я хочу, чтобы инструменты князя Л[ихновского] хранились у кого-нибудь из вас, лишь бы не возник из-за этого раздор между вами. А как только они смогут сослужить вам более полезную службу, продайте их. Как я рад, что и сойдя в могилу, я смогу ещё быть вам полезным.

Итак, решено. С радостью спешу я навстречу смерти. Если она придёт раньше, чем мне представится случай полностью раскрыть свои способности в искусстве, то, несмотря на жестокость моей судьбы, приход её будет всё-таки преждевременным, и я предпочёл бы, чтобы она пришла позднее. Но и тогда я буду доволен: разве она не избавит меня от моих бесконечных страданий? Приходи, когда хочешь, я тебя встречу мужественно. Прощайте и не забудьте меня совсем после моей смерти, я заслужил это перед вами, так как в течение своей жизни часто думал о вас и о том, как сделать вас счастливыми; да будет так.

Людвиг ван Бетховен
Гейлигенштадт,
6 октября 1802

Гейлигенштадт, 10 октября 1802

Итак, я покидаю тебя — и покидаю с печалью. Да, надежда, которую я возлелеял и принёс сюда с собой, надежда на хотя бы частичное исцеление — она вынуждена теперь покинуть меня. Как падают с деревьев увядшие листья, так и она для меня увяла. Я ухожу почти в таком же состоянии, в каком прибыл сюда. Даже высокое мужество, вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, кануло в небытие. О Провидение, ниспошли мне хотя бы один день чистой радости — ведь так давно истинная радость не находит во мне никакого внутреннего отклика. О когда, о когда — о Божество — я вновь смогу ощутить его в храме природы и человечества? Никогда? Нет, это было бы слишком жестоко.

На этом уроке раскрывается история создания онаты №14 "Лунная", история любви великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Основные технологии - проектная деятельность учащихся и музыкальная драматургия.

ВложениеРазмер
urok_v_8_klasse.doc 52 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Г.Когалым Тюменской области

Разработка урока в 8 классе

Форма урока: вариативная;

Тип урока: урок – исследование;

Место урока в учебном процессе: урок – углубление;

  • закрепить знания о классицизме;
  • углубить знания о Бетховене и его творчестве.

- образовательная: изучение особенностей стиля на примере наследия одного из создателей венского классицизма.

- развивающая: развитие навыков проектной деятельности на уроке музыки, самостоятельной творческой деятельности учащихся;

- воспитательная: воспитание уважения к музыкальному наследию и вечным человеческим ценностям.

- повторение (домашнее задание);

- проект №1 (творческая работа учащихся и презентация);

- творческая работа класса, дискуссия;

- проект №2 (творческая работа учащегося и презентация);

- слушание музыки (фрагмент II ч.);

- проект №3 (творческая работа учащегося и презентация);

- слушание музыки (фрагмент III ч.);

- оглашение завещания Л.ван Бетховена;

Виды деятельности: проектная, творческая, слушательская, аналитическая, вокально-хоровая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проектирования, исследовательский, метод проблемного изложения, эвристический, метод эмоциональной драматургии, наглядно-слуховой, ретроспективы и перспективы.

Технологии: информационно-коммуникативные, компьютерные, здоровьесберегающие.

Типология проектов: ознакомительно-ориентировочная.

У: на прошлом уроке мы познакомились с основами классицизма в музыке. Вспомните, как называется классицизм в музыке и его родину?

Д: родиной классицизма музыкального является Австрия, в связи с чем, он называется венским классицизмом или венским классическим симфонизмом.

У: вспомните, какие произведения относятся к венскому классицизму?

Д: все произведения, написанные в сонатной форме, т.е. сонаты, симфонии, концерты и увертюры.

У: назовите создателей стиля в музыке?

Д: австрийские композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и немец, Людвиг ван Бетховен, который большую часть жизни прожил в Австрии, в Вене.

У : именно о нем и его знаменитом произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке. Что вы помните об этом композиторе?

Ответы детей (ранняя болезнь - глухота, незнатное происхождение, презрение к монархам, свободолюбие, воспевание мужества, героизма, идей борьбы и стойкости).

Слушание. Учитель садится к роялю и исполняет I часть Лунной сонаты.

У: узнали ли вы произведение?

Ответы детей, как правило, утвердительные.

У: Что вы услышали в этой музыке?

У: в этой части сонаты Бетховен отошел от традиционных канонов сонатной формы. Нет вступления, экспозиции. Монотонная мелодия и всего одна тема, возникающая на ее фоне. Почему? Истинную историю создания и происхождение названия Сонаты №14 отыскивали несколько учащихся. К чему привели поиски истины предлагаю послушать и посмотреть.

Проект №1 (представляет один из учащихся).

У: теперь вы знаете, что имел ввиду композитор, создавая это произведение. Вспомниете, сколько частей в структуре сонаты?

Д: структурная форма сонаты – 3 части.

У: о чем поведает музыка 2 части, как вы думаете?

Предположения учащихся, короткая дискуссия.

У: истина содержится в следующем проекте.

Проект №2 (представляет другой учащийся).

Слушание фрагмента II части Лунной сонаты (запись).

У: не будем гадать, что вложил автор в музыку III части Лунной, послушаем окончание .

Проект № 3 (представляет третий учащийся).

Слушание фрагмента III части (запись).

Проблемно-поисковая ситуация. Как правило, предположений много и дискуссия проходит бурно.

У: позвольте огласить настоящее завещание Людвига ван Бетховена.

Появляется ученик в черной мантии и парике. Оглашение завещания.

У: как видите, главной темой завещания является призыв к милосердию. Гениальному композитору не хватало в жизни простого человеческого счастья, понимания, любви и милосердия. Из глубины веков он призывает всех, и вас, в том числе, быть чуткими и добрыми, любящими и внимательными.

Каков будет вывод по теме урока?

Д: завещать можно не только материальные ценности; заветы – это нечто больше традиционного понимания. И музыка Людвига ван Бетховена – это тоже его завещание многим поколениям, т.к. она о вечных человеческих ценностях.

Короткое распевание (на нисходящих секвенциях).

Исполнение первого куплета песни и разучивание второго. Внимание на правильность мелодии, чистоты интонирования, четкость дикции.

Урок № 34.Музыкальное завещание потомкам

Первый слайд презентации: Урок № 34.Музыкальное завещание потомкам

Урок № 34.Музыкальное завещание потомкам

Слайд 2

Тема:Музыкальное завещание потомкам. 1.Прочитай учебник на стр 116-118. 2.послушай и исполни песни. 3.Выполни практическую работу.

Урок № 34.Музыкальное завещание потомкам

Среди долины ровныя, На гладкой высоте, Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте. Высокий дуб, развесистый, Один у всех в глазах; Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах! Взойдет ли красно солнышко – Кого под тень принять? Ударит ли погодушка – Кто будет защищать? Ни сосенки кудрявыя, Ни ивки близ него, Ни кустики зеленые Не вьются вкруг н его…

Ой, ниточка тоненькая, Мотовилочка зелененькая. Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р.) Мотовилочка зелененькая На что-же было тонко прясть Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р.) Я у середу не прядовала, У четверг не загадывала, Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р.) А у пятницу грех-грешной, У субботу жарко баню топила. Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р.)

Слайд 5

В воскресенье на базар ходила, В понедельник рано печку топила. Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р.) Окло печки позамазывалася А Ванюше понравилася ! Ой дувай-дувай дай, дувай дай (2 р.)

Урок № 34.Музыкальное завещание потомкам

Слайд 6: Современные коллективы исполняющие этномузыку

Пелагея поёт в стиле - арт-фолк, этно-фолк, фолк-рок.

Слайд 7: Исполни песню с группой ГАРИПОТЕР. Народная песня в современной обработке

1.Ой, пчелочка златая, ой, что же ты жужжишь ?-2р. Ой, Жаль, жаль, жалко мне, что же ты жужжишь?- 2р 2. Ой, около летаешь, а прочь не летишь-2р Жаль, жаль, жалко мне, а прочь не летишь-2р 3. А у моёй у Любы, ай, русая коса-2р Жаль, жаль, жалко мне, русая коса. 4. Лента голубая, ай, ниже пояса. Эх, лента голубая, ай, ниже пояса-яса. Жаль, жаль, жалко мне, ниже пояса.

Исполни песню с группой ГАРИПОТЕР. Народная песня в современной обработке

Слайд 8

5.Любить ее можно, ай, целовать нельзя. Эх, любить ее можно, ай, целовать нельзя-нельзя. Жаль, жаль, жалко мне, целовать нельзя. 6.Сам к губам прилипну, ай, с нею я помру. Эх, я к губам прилипну, ай, с нею я помру-помру. Жаль, жаль, жалко мне, с нею я помру. 7.Врешь – и не прилипнешь, в решь – не помрешь. Врешь – и не прилипнешь, в решь – не помрешь, помрешь. Жаль, жаль, жалко мне, в решь – не помрешь.

Урок № 34.Музыкальное завещание потомкам

Слайд 9: Можно ли интерпретировать народную музыку в разных стилях и жанрах?

Можно ли интерпретировать народную музыку в разных стилях и жанрах?

Слайд 11

Урок № 34.Музыкальное завещание потомкам

Последний слайд презентации: Урок № 34.Музыкальное завещание потомкам

Композитор написал завещание, когда ему было едва за 30. Он составил документ в селении Гейлигенштадт под Веной.

Гейлигенштадтское завещание

Моим братьям Карлу и [Иоганну] Бетховенам

О вы, люди, считающие или называющие меня злонравным, упрямым или мизантропичным — как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. Моё сердце и разум с детства были склонны к нежному чувству доброты, и я даже всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только: вот уже 6 лет я пребываю в безнадёжном состоянии, усугублённом невежественными врачами. Из года в год обманываясь надеждой на излечение, я вынужден признать, что меня постиг длительный недуг (его излечение может занять годы или вообще окажется невозможным).

Моё несчастье причиняет мне двойную боль, поскольку из-за него обо мне судят ложно. Для меня не должно существовать отдохновения в человеческом обществе, умных бесед, взаимных излияний; я обречён почти на полное одиночество, появляясь на людях лишь в случае крайней необходимости; я вынужден жить как изгой. Ведь, стоит мне приблизиться к какому-нибудь обществу, меня охватывает жгучий страх: я ужасно боюсь, что моё состояние будет замечено. Так было и эти полгода, которые я провёл в деревне. По требованию моего благоразумного врача я должен был елико возможно щадить мой слух. Это почти совпало с моей теперешней естественной склонностью, хотя иногда, увлекаемый потребностью в обществе, я позволял себе уступить искушению. Но какое же унижение я испытывал, когда кто-нибудь, стоя возле меня, слышал вдалеке звук флейты, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, а я опять-таки ничего не слышал.

Такие случаи доводили меня до отчаяния, и недоставало немногого, чтобы я не покончил с собой. Лишь оно, искусство, оно меня удержало. Ах, мне казалось немыслимым покинуть мир раньше, чем я исполню всё то, к чему чувствовал себя предназначенным. И так я продолжал влачить эту жалкую жизнь — поистине жалкую для столь восприимчивого существа; ведь любая неожиданная перемена была способна превратить наилучшее расположение моего духа в наихудшее. Терпение — так отныне зовётся то, чем я должен руководствоваться. У меня оно есть. Надеюсь, что я смогу надолго утвердиться в моей решимости, пока неумолимым Паркам не будет угодно перерезать нить. Возможно, станет лучше, возможно, нет — я готов ко всему. Уже на 28 году жизни я принуждён стать философом; это нелегко, а для артиста труднее, чем для кого-нибудь другого.

Божество! Ты глядишь с высоты в моё сердце, ты знаешь его, тебе ведомо, что оно преисполнено человеколюбия и стремления к добродетели. О люди, если вы когда-нибудь это прочтёте, то поймите, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть утешится, найдя собрата по несчастью, который, вопреки всем препятствиям, воздвигнутым природой, сделал всё от него зависящее, чтобы встать в один ряд с достойными артистами и людьми.

Вы, братья мои Карл и [Иоганн], как только я умру, попросите от моего имени профессора Шмидта, если он будет ещё жив, чтобы он описал мою болезнь, и приложите к истории моей болезни этот написанный мною лист, чтобы общество, хотя бы в той мере, в какой это возможно, примирилось со мною после моей смерти. Одновременно объявляю вас обоих наследниками моего маленького состояния (если его можно так назвать). Разделите его честно, по взаимному согласию, и помогайте друг другу; всё, что вы делали наперекор мне, давно уже прощено вам, вы это знаете. Тебя, брат Карл, благодарю ещё особо за преданность, проявленную тобою в самое последнее время. Желаю вам лучшей и более безмятежной жизни, нежели моя; внушайте вашим детям добродетель. Только она, а не деньги, способна принести счастье, говорю это по собственному опыту. Именно она помогла мне выстоять даже в бедствии, и я обязан ей так же, как моему искусству, тем, что не покончил жизнь самоубийством. Прощайте и любите друг друга. Я благодарю всех друзей, особенно князя Лихновского и профессора Шмидта. Я хочу, чтобы инструменты князя Л[ихновского] хранились у кого-нибудь из вас, лишь бы не возник из-за этого раздор между вами. А как только они смогут сослужить вам более полезную службу, продайте их. Как я рад, что и сойдя в могилу, я смогу ещё быть вам полезным.

Итак, решено. С радостью спешу я навстречу смерти. Если она придёт раньше, чем мне представится случай полностью раскрыть свои способности в искусстве, то, несмотря на жестокость моей судьбы, приход её будет всё-таки преждевременным, и я предпочёл бы, чтобы она пришла позднее. Но и тогда я буду доволен: разве она не избавит меня от моих бесконечных страданий? Приходи, когда хочешь, я тебя встречу мужественно. Прощайте и не забудьте меня совсем после моей смерти, я заслужил это перед вами, так как в течение своей жизни часто думал о вас и о том, как сделать вас счастливыми; да будет так.

Людвиг ван Бетховен
Гейлигенштадт,
6 октября 1802

Гейлигенштадт, 10 октября 1802

Итак, я покидаю тебя — и покидаю с печалью. Да, надежда, которую я возлелеял и принёс сюда с собой, надежда на хотя бы частичное исцеление — она вынуждена теперь покинуть меня. Как падают с деревьев увядшие листья, так и она для меня увяла. Я ухожу почти в таком же состоянии, в каком прибыл сюда. Даже высокое мужество, вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, кануло в небытие. О Провидение, ниспошли мне хотя бы один день чистой радости — ведь так давно истинная радость не находит во мне никакого внутреннего отклика. О когда, о когда — о Божество — я вновь смогу ощутить его в храме природы и человечества? Никогда? Нет, это было бы слишком жестоко.

– образовательная: изучение особенностей стиля на примере наследия одного из создателей венского классицизма.
– развивающая: развитие навыков проектной деятельности на уроке музыки, самостоятельной творческой деятельности учащихся;
– воспитательная: воспитание уважения к музыкальному наследию и вечным человеческим ценностям.

Оборудование: портрет Л. ван Бетховена, книга А.Згоржа “Один против судьбы”, музыкальный центр, СД, компьютер, эпипроектор “Эпсон”, экран, рояль, нотная хрестоматия, классная доска.

– оргмомент;
– повторение (домашнее задание);
– тема урока;
– мотивация;
– слушание Сонаты № 14 “Лунная”, ч.I;
– аналитическая работа;
– проект № 1 (творческая работа учащихся и презентация);
– творческая работа класса, дискуссия;
– проект № 2 (творческая работа учащегося и презентация);
– слушание музыки (фрагмент II ч.);
– проект № 3 (творческая работа учащегося и презентация);
– слушание музыки (фрагмент III ч.);
– проблемно-поисковая ситуация;
– оглашение завещания Л.ван Бетховена;
– вывод;
– вокально-хоровая работа.
– рефлексия;
– оценивание;
– домашнее задание.

Виды деятельности: проектная, творческая, слушательская, аналитическая, вокально-хоровая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проектирования, исследовательский, метод проблемного изложения, эвристический, метод эмоциональной драматургии, наглядно-слуховой, ретроспективы и перспективы.

Технологии: информационно-коммуникативные, компьютерные, здоровьесберегающие.

Типология проектов: ознакомительно-ориентировочная.

ХПИ заключается в словах А.Эйнштейна: “Поиск истины важнее, чем обладание истиной”.

У: на прошлом уроке мы познакомились с основами классицизма в музыке. Вспомните, как называется классицизм в музыке и его родину?

Д: родиной классицизма музыкального является Австрия, в связи с чем, он называется венским классицизмом или венским классическим симфонизмом.

У: вспомните, какие произведения относятся к венскому классицизму?

Д: все произведения, написанные в сонатной форме, т.е. сонаты, симфонии, концерты и увертюры.

У: назовите создателей стиля в музыке?

Д: австрийские композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и немец, Людвиг ван Бетховен, который большую часть жизни прожил в Австрии, в Вене.

У: именно о нем и его знаменитом произведении пойдет речь на сегодняшнем уроке. Что вы помните об этом композиторе?

Ответы детей (ранняя болезнь – глухота, незнатное происхождение, презрение к монархам, свободолюбие, воспевание мужества, героизма, идей борьбы и стойкости).

У: Тема урока – “Завещание Бетховена”.

У: Что мог завещать этот гениальный, но небогатый, незнатного происхождения композитор, который заслужил в веках титул “великого титана”, стоика, противопоставившего себя, свою волю, свое мастерство ударам судьбы (книга “Один против судьбы”)? Вы должны будете дать ответ на этот вопрос прежде, чем будет оглашено завещание великого Бетховена. Отчасти, ответ вы найдете в музыке, которая сейчас прозвучит и которую вы, наверняка, слышали ранее, но вряд ли задумывались над ее скрытым содержанием. Итак, слушаем…

Слушание. Учитель садится к роялю и исполняет I часть Лунной сонаты (запись).

У: узнали ли вы произведение?

Ответы детей, как правило, утвердительные.

У: Что вы услышали в этой музыке?

У: в этой части сонаты Бетховен отошел от традиционных канонов сонатной формы. Нет вступления, экспозиции. Монотонная мелодия и всего одна тема, возникающая на ее фоне. Почему? Истинную историю создания и происхождение названия Сонаты №14 отыскивали несколько учащихся. К чему привели поиски истины предлагаю послушать и посмотреть.

У: теперь вы знаете, что имел ввиду композитор, создавая это произведение. Вспомниете, сколько частей в структуре сонаты?

Д: структурная форма сонаты – 3 части.

У: о чем поведает музыка 2 части, как вы думаете?

Предположения учащихся, короткая дискуссия.

У: истина содержится в следующем проекте.

Слушание фрагмента II части Лунной сонаты (запись).

У: не будем гадать, что вложил автор в музыку III части Лунной, послушаем окончание .

Слушание фрагмента III части (запись).

У: вот мы и подошли к теме нашего урока: “Завещание Бетховена”. Итак, что же и кому завещал великий композитор?

Проблемно-поисковая ситуация. Как правило, предположений много и дискуссия проходит бурно.

У: позвольте огласить настоящее завещание Людвига ван Бетховена.

Появляется ученик в черной мантии и парике. Оглашение завещания.

У: как видите, главной темой завещания является призыв к милосердию. Гениальному композитору не хватало в жизни простого человеческого счастья, понимания, любви и милосердия. Из глубины веков он призывает всех, и вас, в том числе, быть чуткими и добрыми, любящими и внимательными.

Каков будет вывод по теме урока?

Д: завещать можно не только материальные ценности; заветы – это нечто больше традиционного понимания. И музыка Людвига ван Бетховена – это тоже его завещание многим поколениям, т.к. она о вечных человеческих ценностях.

У: среди вечных человеческих ценностей особое место занимает трепетное чувство – любовь. Думаю, уместным будет исполнение современной песни о любви. На прошлом уроке мы начали разучивание песни Ю.Визбора “Милая моя”. Сегодня мы повторим первый куплет и разучим второй.

Короткое распевание (на нисходящих секвенциях).

Исполнение первого куплета песни и разучивание второго. Внимание на правильность мелодии, чистоты интонирования, четкость дикции.

Рефлексия: (что слушали на уроке, к какому стилю относится “Лунная соната”, кто так назвал эту сонату, почему автор назвал это произведение “Соната в духе фантазии”, кому посвящено это произведение, что завещал Бетховен потомкам).

Домашнее задание: прочитать книгу “Один против судьбы”, прослушать “Лунную сонату” полностью.

Читайте также: