Передается ли нарциссизм по наследству от отца

Обновлено: 02.07.2024

Все чаще в нашей реальности сталкиваюсь с родителями, которые сами являются нарциссическими личностями и формируют нарциссов из своих детей.

Все чаще в нашей реальности сталкиваюсь с родителями, которые сами являются нарциссическими личностями и формируют нарциссов из своих детей.

Признаки нарциссических родителей

  • Имеют нереалистичные ожидания в отношении своих детей;
  • Управляют в мелочах жизнью своих детей, не обращая внимания на их желания и чувства;
  • Проживают свою жизнь через своих детей;
  • Используют своих детей для удовлетворения собственных потребностей;
  • Заражают своих детей страхами и тревожностью;
  • Видят в своих детях друзей или подруг, которым можно доверять тайны;
  • Помещают своих детей в центр конфликта с другим родителем;
  • Слишком контролируют своих детей, слишком навязчивы;
  • Настолько заняты своей жизнью, что не могут принимать участия в жизни ребенка.

Родительские заблуждения, формирующие нарциссических детей

1. Мой ребенок особенный и заслуживает того, чтобы иметь все.

Слово “особенный” в современном мире утратило свой смысл. Раньше оно употреблялось для обозначения людей, обладавших каким-то необычным качеством или в чем-то превосходивших других людей. Сейчас многие люди считают, что ощущение себя особенным является некой обязательной составляющей самооценки и самоуважения и стараются заставить окружающих считать их особенными.

Они говорят: “Я не чувствовал себя каким-то особенным”, словно их в чем-то обокрали. Это нарциссическая претензия к миру: “Я – особенный просто так и это необязательно заслуживать”.

Несомненно, любой ребенок является особенным для своих родителей. Однако нет никаких оснований для того, чтобы другие люди считали моего ребенка “особенным” только потому, что так считаю я.

Эта установка уходит своими корнями в нарциссическое неумение признать, что другие люди – это отдельные личности, а потому не обязаны думать и чувствовать именно так, как думаю и чувствую я. Ребенок или взрослый, который ожидает, что к нему будут относиться как к особенному, обречен на постоянные разочарования в жизни и проблемы в межличностных отношениях. Социум не станет отзеркаливать ему его псевдореальность.

2. Мой ребенок имеет право получать любой опыт и извлекать из него всю пользу. Если этого не могу обеспечить я, значит, это обязано сделать общество.

Размытые границы нарциссической личности мешают человеку понять, что другие люди могут относиться к его ребенку совсем не так, как хотелось бы ему. Другие люди не обязаны заниматься развитием и воспитанием ребенка, пока родители заняты своими личными делами.

Можно попытаться возложить ответственность за воспитание ребенка на всех членов общества, но не факт, что общество эту ответственность возьмет и достойно справится.

Предполагается, что большинство родителей будет заботиться о своих детях, даже если ради этого им придется чем-то пожертвовать.

3. Мой ребенок никогда не должен переживать лишения и неудачи. Если мой ребенок в какой-то момент несчастлив, значит я плохой родитель. Переживание неудач всегда является негативным, поэтому их следует избегать любой ценой.

У ребенка достаточно сил, чтобы пережить проигрыш, отказ или разочарование. Не нужно выворачиваться наизнанку, чтобы никоим образом не расстроить ребенка. Иначе мы рискуем создать для детей нереальный мир, где им потакают и осуществляют над ними тревожный сверхконтроль.

Детям, как и взрослым, можно помочь, когда они в жизни испытывают разочарования или даже проходят через кризисы, чтобы они в них закалились и стали сильнее. При наличии родительской поддержки именно препятствия и даже неудачи в основном формируют человеческий характер. Не лишайте детей возможности противопоставлять себя препятствиям в жизни, с которыми приходится сталкиваться.

Не нужно избегать возможностей, позволяющих детям овладеть чувством фрустрации, потери, разочарования, одиночества, скуки, зависти, вины и гнева – и помочь детям в этом должны сочувствующие, доступные для них взрослые.

Детям требуются переживания, которые давали бы им реалистичное ощущение своего “Я” в мире: победителя и побежденного, хорошего и плохого, самодостаточного и зависимого, дающего и получающего, уверенного в себе и сострадающего другим.

4. Что хорошо для меня, то хорошо и для моего ребенка.

Истоки такой установки находятся в неумении родителя видеть индивидуальность своего ребенка. Еще более тяжелая истина состоит в том, что потребности родителей и детей зачастую очень разные, конкурирующие и даже взаимоисключающие.

Утверждение “То, что хорошо для меня, хорошо и для моего ребенка” легло в основу образа мышления, исключавшего индивидуальные интересы и потребности детей и мешавшего оказывать им нужную поддержку. Это обстоятельство способствует развитию детского нарциссизма, так как границы оказываются размытыми.

5. Детям нужна полная свобода выражения. Они “чисты” духом, и без вмешательства взрослых сами станут превосходными людьми. Нет никакой пользы в том, чтобы прибегать к авторитарным методам воспитания, чтобы воспрепятствовать проблемному поведению.

Никто не любит быть “плохим человеком” в глазах собственного ребенка. Но убежденность в “естественной чистоте ребенка” представляет собой нарциссическое искажение реальности, которое позволяет родителям избегать неприятных ситуаций, связанных с необходимостью социализации ребенка.

Дети, лишенные родительского наставничества, как правило, не вырастают хорошими людьми, у них часто наблюдаются проблемы в поведении. Задача родителя выстроить адекватные рамки для своего ребенка. Для решения этой задачи иногда приходится прибегать и к авторитарным методам воспитания.

Чтобы успешно пройти стадию раннего детского нарциссизма, детям нужна родительская помощь. Им требуется помощь, чтобы избавиться от их инфантильного ощущения грандиозности, всемогущества, вседозволенности. Им нужны сильные заботливые родители и корректирующая обратная связь. Им нужны родители, которые своим примером могут показать, что значит быть правыми, честными и достойными. Именно посредством присвоения ценностей родителей у детей развивается совесть, формируется нравственность.

6. Проявлять к ребенку эмпатию – это значит относиться к нему как к другу, делясь с ним всеми чувствами. Быть честным – значит говорить ребенку все, что я думаю или чувствую, и позволять ему рыться в грязном белье моего прошлого или в любых проблемах, которые есть у меня сейчас. Детям всегда нужно знать правду о своих родителях.

Эмпатия по отношению к ребенку основывается на том, чтобы чувствовать его истинные потребности и развивать его. Эмпатия – это подстраиваться под его индивидуальный ритм, реально оценивать, что может выдержать ребенок в данном конкретном случае, а что нет.

Кроме того, эмпатия основывается на проявлении необходимого внимания для поддержания прочных границ между родителем и ребенком.

Это означает, что к ребенку не надо относиться как к приятелю, ровеснику, исповеднику или поверенному.

Если ребенку транслируется, что он является равным, значит, роли ребенка и родителя с самого начала не были ясно определены. Родители, которые ведут себя со своими детьми как приятели, часто удивляются, что их дети проявляют так мало почтительности и уважения к авторитетам, будь то авторитет родителя или любого другого взрослого. Как следствие, возникают проблемы в выстраивании границ дозволенного и социализации ребенка. Более того, без ощущения наличия рядом с собой не равного, а взрослого, ребенок не чувствует себя в безопасности.

7. Формирование самооценки состоит в том, чтобы объяснить детям, какие они “особенные”, и регулярно заставлять их повторять “подтверждения” своей “особенности”. Детям не следует чего-либо добиваться, чтобы в себя поверить, и их нужно оберегать от вредного воздействия конкуренции.

Когда детей поощряют приложить какие-то усилия, они открывают для себя собственные возможности и получают опыт, который становится частью их представления о себе. Если они спотыкаются или терпят неудачи, это тоже обучающий опыт, благодаря которому они впоследствии могут стать сильнее и получить более реалистичное представление о себе. Не каждый и не во всем может быть хорош, но выявление того, что действительно хорошо получается – это одна из составляющих формирования адекватной самооценки.

Родители могут помочь такому формированию, создавая окружающую обстановку, где есть разные возможности, где по достоинству оцениваются приложенные усилия и дети приобретают умения и навыки, позволяющие им совладать со своим разочарованием.

Детей невозможно одурачить, назвав их “особенными” и сообщив им, что им не нужно ничего делать, чтобы с полным основанием считать себя таковыми и чтобы таковыми их могли считать другие люди.

Однако, дети соглашаются с нашими ожиданиями, что они являются особенными, цепляясь за свое инфантильное ощущение грандиозности и всемогущества. Безосновательные подтверждения этого лишь укрепляют у детей нарциссизм в ущерб развитию у них подлинной Самости.

Кроме любви все дети с самого их рождения и до совершеннолетия испытывают потребность в устойчивости, структуре, прочных границах, эмпатической настройке и в человеке, который должен быть взрослым. Им необходимо знать, от кого может зависеть удовлетворение каждой их потребности; кто о них позаботится, утешит, успокоит, защитит, научит, обеспечит.

Полная совокупность таких “знаний” формирует границы в их жизни. Их следует научить тому, что представляют собой их собственные личностные границы, кто может их нарушать и в каких обстоятельствах.

Им также нужно понимать, что другие люди тоже имеют свои личностные границы, к которым следует относиться с уважением. Наша родительская обязанность состоит в том, чтобы расставить по местам все эти структуры и поддерживать их или изменять с течением времени.

Автор: психолог, педагог, арт-терапевт.

По мотивам книги Сэнди Хотчкис “Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма”.


Сэм Вакнин, автор книги "Злокачественная самовлюбленность: нарциссизм пересмотренный" отвечает на ваши вопросы. Перевод Анны Тихоновой, фото из архива Вакнина.

Есть ли разница в отношении нарциссов к старшим и к младшим братьям/сестрам? Он конкурирует только с младшими или со всеми?

Поначалу нарцисс воспринимает своих братьев и сестер как угрозу его нарциссическому ресурсу, к примеру, в получении внимания матери. Они вторгаются на его территорию и вмешиваются в патологическое нарциссическое пространство. Нарцисс сделает все возможное, чтобы унизить их, нанести вред (даже физически) и оскорбить их и затем, когда эти реакции окажутся неэффективными или контрпродуктивными, он отступает в вымышленный мир всемогущества. В период эмоционального отсутствия и отчужденности.

Потерпев неудачу в получении ресурса, нарцисс продолжает потворствовать себе в фантазиях, мании величия, планировании будущих переворотов, ностальгии и страдании (синдром потерянного рая). Нарцисс реагирует таким образом и на рождение своих детей или на другие нововведения семьи (даже на новое домашнее животное).

Нарцисс назначает врагом любого, с кем находится в соревновании за дефицитный нарциссический ресурс. Где раскованное проявление агрессии и неприязни затруднено, незаконно или невозможно - нарцисс предпочитает держаться подальше. Вместо того, чтобы нападать на отпрысков или братьев и сестер, он иногда немедленно отключается, отделяет себя эмоционально, становится холодным и незаинтересованным или направляет преобразованный гнев на свою подругу или родителей (более законные мишени).

Другие нарциссы видят возможность в "инциденте". Они стремятся манипулировать родителями (или подругой), захватив над новичком власть. Такие нарциссы монополизируют своих братьев и сестер или новорожденного. В этом случае, косвенно, они пользуются вниманием, направленным на младенцев. Брат, сестра или отпрыск становятся замещающим источником нарциссического ресурса и марионеткой для нарцисса.

Например, будучи тесно идентифицированным со своим потомством, нарциссичному отцу гарантировано восхищение матери ("Что за выдающийся отец/брат!"). Он также берет на себя частично или полностью лавры за достижения ребенка или братьев и сестер. Это процесс присоединения и освоения другого, стратегия, которую нарцисс использует в большинстве своих взаимосвязей.

Как только брат, сестра или его ребенок взрослеют, нарцисс начинает видеть их потенциал быть полезным, надежным и удовлетворительным источником нарциссического ресурса. Его отношение поэтому полностью меняется. Представляющие опасность ранее - они становятся многообещающими возможностями. Он выращивает тех, кто видится наиболее перспективным. Часто он приучает их к соревнованию, ксенофобии, сектантству и оборонительной или даже параноидальной позиции.

Как изгнать нарциссическую (и завистливую) мать из жизни ее несчастной дочери? Вернее, дочь не хочет сама. Она финансово помогает матери, которая, кроме зла, ничего ей не дала.

Нарциссичная мать помешана на контроле и нелегко отказывается от хорошего и надежного источника нарциссического ресурса (восхищения, лести, внимания любого рода). Это роль ее детей - пополнять этот запас, дети обязаны ей это. Чтобы быть уверенной в том, что ребенок не выстроит границы и не станет независимым или автономным, нарциссичный родитель контролирует каждый шаг ребенка и поощряет зависимое и инфантильное поведение своего потомства.

Такой родитель подкупает ребенка (предлагая бесплатное жилье или финансовую поддержку, или "помощь" с повседневными обязанностями) или шантажирует эмоционально (постоянно требуя помощь и навязывая работу по дому, представляясь больным или неспособным) или даже угрожает ребенку (например, лишить наследства, если он не подчинится родительским требованиям).

Нарциссичная мать также сделает все, чтобы отпугнуть любого, кто может расстроить этот симбиоз или угрожать иначе этому негласному договору. Она саботирует любые отношения, которые начинает ее ребенок, при помощи лжи, обмана и презрения.

Нарциссичные родители отказываются признавать и принимать личную автономию и границы своих детей. Они рассматривают их как вознаграждение и расширение себя. Их любовь обусловлена успехами детей и тем, насколько хорошо они удовлетворяют потребности, желания и приоритетные задачи родителя.

Соответственно, нарциссичные родители колеблются между навязчивым эмоциональным шантажом в поисках внимания, лести и выполнения обязательств ребенка (известных как нарциссический ресурс) и железным обесцениванием и бойкотом, когда они хотят наказать ребенка за отказ ходить по струнке.

Такие непостоянство и непредсказуемость делают ребенка неуверенным и зависимым. Создавая отношения в зрелом возрасте, такие дети чувствуют, что им нужно зарабатывать каждую порцию любви; что их мгновенно бросят, если они не будут "соответствовать"; что их основная роль - "заботиться" о супруге, приятеле, партнере или друге; и что они менее ценные, одаренные, квалифицированные и достойные, чем их значимые другие.

Дети нарциссичных родителей адаптированны к болезни; их личность негибкая и они склонны к разворачиванию механизмов психологической защиты. Как следствие, они демонстрируют такое же поведение в отношениях, от начала и до конца, вне зависимости от изменяющихся обстоятельств.

Как и взрослые, потомство нарциссов склонно сохранять первичные патологические отношения (со своими нарциссами-родителями). Они зависят от других людей в эмоциональном удовлетворении, работе эго или выполнении обязанностей. Они - нуждающиеся, требовательные и сабмиссивные. Они боятся быть оставленными и демонстрируют незрелое поведение в своих усилиях поддерживать "отношения" со своими спутниками или приятелями, от которых они зависят. Неважно, какое злоупотребление имеет место - они все равно остаются в отношениях. С готовностью становясь жертвами, зависимые хотят контролировать своих абьюзеров.

Некоторые из них становятся инвертированными нарциссами. Также их называют "тайными нарциссами". Они зависят исключительно от нарциссов. Если вы живете с нарциссом, имеете отношения с ним, если вы замужем за нарциссом, если вы работаете с нарциссом - это не значит, что вы инвертированный нарцисс.

Чтобы быть инвертированным нарциссом, вы должны жаждать быть в отношениях с нарциссом, независимо от причиненного им/ею насилия. Вы должны активно стремиться к отношениям с нарциссами и только с нарциссами, не важно, насколько горьким и травматичным был ваш опыт. Вы должны чувствовать себя пустыми и несчастными в отношениях с любыми другими людьми. Только тогда (и если вы удовлетворяете другим критериям зависимого устройства личности) вас можно спокойно назвать инвертированным нарциссом.

Незначительное меньшинство оказывается нарциссами, подражая и имитируя черты и поведение своих родителей. Эмоции и потребности этих детей нарциссов погребены под шрамами, которые тот или иной вид абьюза сформировали, объединили и закрепили за годы. Мания величия, чувство, что мне все должны, отсутствие сочувствия и самонадеянное высокомерие обычно скрывают гложущее чувство небезопасности и колеблющееся чувство собственного достоинства.

Волнуют ли нарцисса болезни и смерть его близких? Иногда кажется, будто он не верит или даже не слышит об этом. Может ли это быть правдой? Или он переживает только о смерти тех, кто был ему авторитетом, и теперь он чувствует себя свободным от установленных ими правил?

Нарциссов очень беспокоит потеря источников нарциссического ресурса, являются они членами семьи или нет. У них нет никаких эмоциональных реакций на потерю кого-либо, кто не является поставщиком нарциссического ресурса, является он членом семьи или нет. Есть одно исключение: нарцисс владеет родителями.

В бесполезной попытке закрыться нарцисс продолжает воспроизводить на протяжении сознательной жизни конфликты раннего детства со своими родителями, которые также являются важными источниками нарциссического ресурса. Разумеется, у нарцисса - противоречивые реакции на уход родителей. Они состоят из радости и ощущения свободы - но и горя. Нарцисс соединен со своими родителями таким же образом, как заложник связан с похитителями (стокгольмский синдром), измученный - со своими мучителями, заключенный - с надзирателями. Когда рабство прекращается, нарцисс ощущает себя потерянным и освобожденным, в печали и эйфории, истощенным, но правомочным.

Нарцисс делит близких на солнышек и козлов отпущения просто, чтобы распроецировать свою разделенную личность, или чтобы контролировать их через "разделяй и властвуй"?

Иногда нарциссичный родитель использует отпрыска как козла отпущения, оскорбляя и издеваясь над ним, чтобы подкупить "золотого" ребенка. Родитель таким образом гарантирует привязанность, сближение и преданность другого. Паршивая овца нужна для обеспечения золотого ребенка, для удовлетворения всех его потребностей, для отказа от имущества и дохода в пользу привилегированного и предпочтительного брата или сестры.

Такая дискриминация исходит из ожидаемого расщепления нарциссичного родителя - сочетания двух защитных психологических механизмов (проекция и расщепление).

Расщепление - примитивный защитный механизм. Он подразумевает неспособность интегрировать противоречивые качества, поведение и атрибуты одного объекта в согласованную картину. Нарцисс рассматривает окружающих либо плохими, либо хорошими, неисправимо черными или исключительно белыми, непримиримыми врагами или безусловными друзьями. В результате - циклы идеализации и обесценивания.

Но расщепление может также применяться и к себе. Пациенты с расстройствами личности часто фантастически идеализируют себя, однако жестоко обесценивают, ненавидят и даже причиняют себе вред во время провала или другого разочарования.

Проекция - другой механизм психологической защиты. У нас у всех есть образ, какими нам "нужно быть". Фрейд называл это Идеальным-Я. Но иногда мы сталкиваемся с эмоциями и стимулами или личными качествами, которые плохо сочетаются с этой идеальной конструкцией. Проекция - когда мы приписываем другим эти неприемлемые, смущающие и неподходящие чувства и особенности, которыми мы обладаем. Этим способом мы отрицаем эти противоречивые черты и обеспечиваем право критиковать и отчитывать других за то, что они демонстрируют их.

Нарциссичный родитель расщепляет свою личность на хорошие и плохие черты, качества и аспекты. Он или она проецирует свои хорошие качества, или те, которые находит подходящими или даже желательными, на золотого ребенка, который затем олицетворяет их, расширяя родительскую грандиозность.

И наоборот, те качества и особенности, которые нарциссичный родитель находит неподходящими, плохими, отвергаемыми, вызывающими стыд, проецируются на "крайнего" ребенка, козла отпущения семьи, отвергаемого, кто оказывается постоянным напоминанием о родительских недостатках, вызовом его фантастической самоидентификации и вследствие этого постоянной нарциссической травмой.

Такие формирующиеся функции - козла отпущения и "солнышка" - обычно (но не всегда) сохраняются в течение родительской жизни и даже передаются по наследству внукам.

Как понять, что отношения в вашей семье были ненормальны

Роли и правила в нарциссической семье

В нарциссической семье во главу угла ставятся потребности родителей и ожидается, что дети будут различными способами их удовлетворять. Модель здоровой семьи перевернута вверх дном и направлена скорее на поддержку родителей, а не на развитие детей. Как и в семьях с дисфункциями другого рода, имеет место насилие и его последующее отрицание. Кроме того, в нарциссической семье не хватает эмпатии, не уважают границы, порицают друг друга, живут в атмосфере хаоса и играют жестко обозначенные роли.

Описание нарциссической семьи

Подавленные потребности

Дети в семье нарциссов учатся удовлетворять потребности родителей, глубоко пряча собственные. Они узнают, что для выживания им нужно постоянно считывать эмоции родителей, а свои эмоции необходимо маскировать или фальсифицировать. Вырастая, такие дети обычно испытывают депрессию, чувство оторванности от мира, неуверенности в себе и потери связи с собственными эмоциями. Они не представляют, почему так вышло. Они могут воспринимать свое детство как нормальное или даже идеальное, но в то же время носить страх, злость и отчаяние.

Скрытая дисфункция

На первый взгляд нарциссические семьи вполне нормальны. Так происходит, потому что нарциссическая личность претендует на совершенство и обычно работает над тем, чтобы выглядеть успешной в глазах окружающих. Родители могут иметь приличную или даже статусную работу и сохранять лицо, удовлетворять материальные потребности детей. Но, словно в блестящем красном яблоке, в этой идиллии есть червоточина: эмоции детей игнорируются, вызывают возмущение или даже высмеиваются. Родители недоступны детям в эмоциональном плане, но ожидают, что те будут им угождать.

Один из самых мучительных аспектов проживания в семье нарциссов связан с тем, что родители внушают (прямо или косвенно), что они лучшие родители на свете, и ожидают, что дети это подтвердят. Родители могут описывать себя как отличных, даже идеальных матерей или отцов и активно создавать и поддерживать этот имидж в своих социальных кругах. Их дети быстро учатся никогда не задавать вопросов и не жаловаться, постоянно признавая и подчеркивая все, что получают от родителей, даже минимальное исполнение родительского долга. Часто такие родители требуют, чтобы дети соответствовали семейной легенде и добивались успехов в важных родителям сферах, будь то учеба, общение, искусство, спорт и так далее.

Отрицание и секретность

Чтобы нарциссическая система работала, в семье должны присутствовать отрицание и секретность. Дети отрицают свои истинные чувства и неудовлетворенные потребности. Братья и сестры не обсуждают напряжение и проблемы в семье. При этом семья как единое целое со стороны выглядит нормальной. Детям из семьи нарциссов не остается ничего, кроме как сказать (если не уверовать), что дома все в порядке, все совершенно счастливы! На самом же деле они получают невероятно коварную и разрушительную травму, на преодоление и исцеление которой могут уйти десятилетия. Обычно понимание приходит медленно (если вообще приходит), и исцеление не начинается до тех пор, пока потерпевший не осознает динамику родительской семьи и не дистанцируется от нее.

Правила игры

В доме нарциссов существуют негласные правила взаимодействия, направленные на поддержку родителей:

Нарцисс всегда прав

Это первое правило, которому подчиняются все. Даже минимальные сомнения в правоте нарцисса расцениваются как предательство.

Должен найтись виноватый

Если происходит что-то плохое — от увольнения до пролитого молока, — в этом нужно кого-то обвинить. Естественно, только не нарцисса.

Уязвимость опасна

Если вы прослушали шутку, уронили вилку или у вас тяжелый или плохой день — не важно, — проявление уязвимости поставит вас под удар. Совершение ошибки, даже безобидной, становится причиной унижений и позора.

Ошибки постыдны

Совершение ошибки, даже безобидной, становится причиной унижений и позора.

Вы обязаны принять чью-то сторону

Всегда есть вина и стыд — и всегда есть разные стороны баррикад. И если вы не на стороне нарцисса, значит, вы не правы и проиграете.

Любви и уважения всегда не хватает

Чувства недопустимы

Чувства делают нас людьми, помогают держать связь, удовлетворять потребности и защищаться, но с точки зрения нарциссов они эгоистичны и их нужно подавлять. Проявлять их может только нарцисс, другие же должны забыть о своих, чтобы признать чувства нарцисса и угодить ему.

В споре только одна сторона права

Приемлемо только мнение нарцисса, и не согласиться с ним нельзя.

Внешнее важнее содержания

Даже если все страдают, на семейном фото они должны улыбаться.

Никого не прощают

Ошибки и слабости, даже если за них извинились, могут годами высмеиваться и порицаться.

Ярость возведена в норму

Предполагается, что все должны терпеть нарциссическую ярость — иррациональную, взрывную и часто жестокую. Она может усиливаться другими формами психических заболеваний или пагубных зависимостей.

Требуется самоконтроль

Необходим козел отпущения

Где есть вина, там должна быть и жертва, которая будет нести основную ответственность спроецированной нарциссом ненависти к себе, а также вину за семейную фрустрацию и несчастье.

Отрицание процветает

Безопасности не существует

Даниэль Шёнпфлуг — профессор истории в Свободном университете Берлина. Он изучал якобинство во времена Французской революции и воздействие истории на королевские династии. А одну из своих книг посвятил 1918 году. Его автор сравнивает с яркой вспышкой кометы.

Одиннадцатое ноября 1918 года — не только последний день мировой войны, швырнувшей в пропасть весь старый порядок. Это день, когда родились надежды на лучшую жизнь. Повествование Шёнпфлуг строит через рассказ о судьбах реальных людей: Вирджинии Вулф, Гарри Трумэна, Арнольда Шёнберга, Махатмы Ганди, Хо Ши Мина. Острый взгляд историка помогает увидеть в этом пестром калейдоскопе событий зерна грядущих триумфов и катастроф.

Погрузиться в stories начала прошлого века можно прямо сейчас — на Storytel.


Что такое нарциссизм у детей

9-летний Вадим попросил у одноклассника поиграться с его машинкой, а потом выкинул её в окно. Игрушка упала на бетонный тротуар и разлетелась на куски. Когда у Вадима спросили зачем он это сделал, от ответил, что одноклассник сам виноват, и выдал свою версию произошедшего. Мальчик был недоволен, что друг притащил в школу дорогущую машинку, ведь у него самого такой нет.

12-летняя Олеся спорит со всеми, пока не получит признание своей правоты. Даже если она сто раз не права, уверить её в этом невозможно. Только её мнение имеет значение и только её слова правдивы.

11-летний Павлик никого не обижает и вообще очень тихий мальчик. Очень тихо Павлик делает гадости, перекладывая ответственность на кого-то другого. А потом наслаждается зрелищем чужой ссоры, а если повезёт, то и драки.

Вероятно, в этих историях вы узнаете ученика из класса или своего ребенка. Дети — нарциссы обычно очень заметны.

Нарциссизм — это способность человека восхищаться только собой и воспринимать всерьёз только себя. Исключительно собственные желания имеют значение, только их состояние является важным. У взрослых людей нарциссизм диагностируется и классифицируется. А потом лечится, правда, не всегда успешно.

Согласно теории развития человека Жана Пиаже, нарциссизм является естественной частью становления личности, которая проходит на второй стадии из четырех и попадает на младший школьный возраст. Детям в этот период наполнены эгоцентризмом и неразвитым причинно-следственным мышлением. Когда ребенок вступит на другую стадию развития, нарциссические проявления исчезнут. Главное, чтобы личность не застряла в этапах развития.

Как быть с нарциссами учителям

Во-первых, принять для себя, что это поведение — часть развития личности и быстрыми темпами изменить поведение ребенка не получится. Дети ещё не умеют виртуозно справляться со своими эмоциями. Часто они даже не понимают, что испытывают в сложившейся ситуации. Это их пугает, и чтобы заглушить этот страх, они могут вести себя неадекватно. Тем не менее, такое поведение можно считать нормой. Нужно четкое понимание, что в этот момент ребенок нуждается в помощи. Настоящую профессиональную помощь должны оказывать семейный психолог, а не учителя.

Правда, иногда у таких учеников встречаются неадекватные родители, поэтому при разговоре надо быть предельно корректными и аккуратными, чтобы этого ребёнка разъярённые родители ненароком не пришибли.

Конечно, встречаются дети, которые будут специально вас доводить, проверять ваши границы, красоваться перед одноклассниками своим плохим поведением. Удержаться в границах в такие моменты очень сложно. Попробуйте позаботиться сначала о себе. Дайте выход полученному стрессу ещё дома. Во время самого конфликта попробуйте сосредоточиться на дыхании. Считайте вдохи и выдохи не вслух, конечно. Часто молчание взрослого оказывает на ребёнка больший эффект, чем все крики вместе взятые.

В-четвертых, будьте последовательны. Если вы решили припугнуть задиру внеплановой контрольной, сделайте это. Если говорите, что на экскурсию едет весь класс, кроме него, убедитесь, что это действительно можно реализовать. Пустые угрозы очень просто раскусить и дальше использовать их станет уже невозможно, и ученик почувствует свою силу.

В целом этот совет относится не только к наказаниям. Старайтесь быть честными с учениками. Дети чувствуют ложь и теряют к вам уважение. Ну а с теми, кого не уважаешь, можно вести себя как угодно, это даже почетно.

Обязательно поговорите со школьным психологом об ученике. Причин такого поведения у него может быть очень много начиная от гиперчувствительности самого ребёнка и заканчивая насилием в семье. В любом случае, он нуждается в помощи взрослых, чтобы пройти этот непростой период личностного развития.

Читайте также: