Обычное право как форма группового права курсовая

Обновлено: 28.06.2024


13 Агафонов А.В. Происхождение и источники древнерусского права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2006. С.5.


14 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие / Сост. В.Н. Садиков. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. С.147-163.


15 Амплеева Т.Ю. Правовой обычай в контексте древнерусского судопроизводства // Закон и право. 2007. N 1. С.114-115; Петров К.В. Соотношение обычного права и закона в русской судебной практике XVI - XVII вв. // Гос-во и право. 2007. N 7. С.80-83.


16 Бражников М.Ю. К вопросу об отражении средневекового менталитета в нормах обычного средневекового права // Гос-во и право. 2002. N 10. С.64-66.


18 Павленко И.И. Идеи абсолютизма в законодательстве XVIII века // Абсолютизм в России XVII - XVIII вв. М., 1964. С.416.


19 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): В 2 т. Т. 2. СПб., 2000. С.97-98.


20 Томсинов В.А. Развитие русской юриспруденции в первой четверти XVIII века // Законодательство. 2006. N 2. С.90.


23 Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей XIX - начала XX вв. М.: Юристъ, 2001. С.81.


27 Садохина Н.Е. Развитие источников российского права в советский и постсоветский период: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Тамбов, 2005. С.16.


28 Муромцев Г.И. О некоторых аспектах структуры права // Структура права: вопросы теории, истории и методологии: Материалы межвуз. науч. конф. Москва. 7 апреля 2004 г. М., 2005. С.20.


29 Захарова М.В. Правовой обычай и модернизация в праве (на материалах франкофонной Африки и Мадагаскара): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005. С.10-11.


30 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Юридическая литература, 1988. С.94-95.


31 Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1) (утратили силу)


32 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.


33 Штыкова Н.Н. Правовая природа обычаев делового оборота в гражданском обороте России // Российская юстиция. 2013. N 4. С.53.


35 Зумбулидзе Р.З. Обычное право как источник (форма) гражданского права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. С.4-7.


36 Зумбулидзе Р.З. Обычное право как источник (форма) гражданского права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2003. С.8.


37 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.


39 Крыжан В.А. Правовой обычай и судебная практика как источники трудового права (на фоне интеграции отраслей российского права и интеграции Российской Федерации в мировое сообщество государств): Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Пермь, 2006. С.20.


40 Жильцов М.А. Обычай как источник трудового права // Социальное и пенсионное право. 2008. N 2. С.98.


43 Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2009. С.31.


45 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.


46 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.


49 Так, ЗК РФ, иные федеральные законы и подзаконные акты не упоминают именно такого варианта реализации собственником своего правомочия владения и ограничения доступа третьих лиц на свой участок. Следовательно, постройка забора есть правовой обычай.


52 Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.


53 Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.

История развития российского государства свидетельствует о том, что как только в обществе назревает кризисная ситуация, то в существующей государственно-правовой системе происходят качественные изменения, связанные с подрывом основ и устоев всего общественного развития. Эти процессы в первую очередь обуславливают нивелирование роли законодательства в общественном сознании.

Работа состоит из 1 файл

ТГП курсовик.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет Дистанционного обучения

Руководитель __________________

Курсовая работа

Работу выполнил(а) студент(ка)

Замечания по работе

Подпись преподавателя ________________

Введение:

История развития российского государства свидетельствует о том, что как только в обществе назревает кризисная ситуация, то в существующей государственно-правовой системе происходят качественные изменения, связанные с подрывом основ и устоев всего общественного развития. Эти процессы в первую очередь обуславливают нивелирование роли законодательства в общественном сознании. Снижение авторитета законодательства приводит к тому, что государство уже неспособно эффективно осуществлять нормативное регулирование общественных отношений и в полной мере удовлетворять интересы и потребности общественного развития. Именно тогда общество обращается к первоистокам своего правового развития - к обычному праву, которое в такие моменты заявляет о себе с новой силой.

Именно сегодня в условиях современной действительности возникает объективная необходимость принципиально новой оценки той позитивной роли, которую может играть правовой обычай в правовой системе государства. С этой точки зрения представляется весьма важным понять и оценить значение того факта, что обычное право - это не пережиток прошлого, а постоянный фактор правового развития общества. Обычное право неизменно развивается вместе с развитием любого общества, как неотъемлемый компонент жизни соответствующего народа и включенных в него сообществ. В этой связи принципиально важным является, что обычное право - это не просто основа, но и условие преемственного и стабильного развития государства, составляющее одно из качественных его своеобразий.

Исследование правил поведения, основывающихся на обычае, регулирующих общественные отношения многих народов мировой системы, создает уникальную в своем роде возможность проследить эволюцию обычно-правовых систем. Кроме того, кризис господствующей долгое время политизированной и идеологизированной правовой системы российского государства создал положение, при котором человек во всех проявлениях своего социального и правового статусов практически полностью отторгался от государственной власти, что повлекло за собой и отторжение права созданного этой властью.

Происшедший в последнее десятилетие новый мощный всплеск интереса к обычному праву не является случайным. Он отражает имеющийся кризис в правосознании современного общества, в котором право и его компоненты постепенно начинают утрачивать свою неотторгаемость от человека, органичность в связи с возрастанием степени абстрактности юридических норм, издаваемых государством, частым и не всегда обоснованно резким изменением им парадигм законодательства.

Кроме того, с обычным правом сейчас происходит то, что традиционно происходит с общественными явлениями: после столетий реального существования и действия начинается их теоретическое осмысление. В ситуации с обычным правом положение усугубляется тем, что значительная часть правовых обычаев многих народов пока еще даже не описана, а значит, не введена в научный оборот. Кроме этого, не показана теоретическая модель правового обычая, его роль в нормативно-регулятивной системе государства, взаимодействие как с позитивным правом, так и с другими социальными регуляторами. Вместе с тем обычное право сохраняет и сегодня достаточно мощный потенциал, проявляющий себя часто, а иногда в противовес нормативно-правовым актам государства. В силу этого общество все чаще вынуждено обращаться к своему обычному праву, которое ближе к действительности его социальной жизни. Это особенно стало заметно тогда, когда российское государство в свете избранного им демократического пути развития постепенно склоняется к отказу от правового монизма, проявляя в различных формах не только стремление к признанию, но и внедрению в свое правовое пространство правового плюрализма как основополагающего принципа функционирования российской правовой системы.

Основополагающее начало научно-теоретического исследования правового обычая и обычного права в отечественной юридической науке было заложено великими русскими учеными-юристами. К их числу относятся в первую очередь фундаментальные работы таких исследователей, как М.М. Ковалевский, Е.Н. Трубецкой, С.А. Муромцев, М.Ф. Владимирский-Буданов, В.И. Сергеевич и другие. Интерес к обычному праву, благодаря трудам перечисленных ученых, трансформировался от частных исследований на уровень общегосударственной проблемы, что сопровождалось введением в научный оборот огромного фактического материала, в основе которого был сформулирован ряд фундаментальных выводов, сыгравших большое значение в формировании теории обычного права в российской юридической науке.

Принципиальное значение для современного изучения роли обычая в правовом регулировании общественных отношений и разработки основ теории обычного права имеют научные исследования С.А. Авакьяна, А.А. Белкина, Е.В. Колесникова, В.А. Муравского, Б.Я. Токарева. Именно благодаря усилиям этих ученых данная проблема исследуется по существу с принципиально новых позиций.

Целью работы является теоретическое исследование правового обычая как древнейшего источника права; формулирование на основе достижений российской юриспруденции современного научного представления о правовой природе обычая в различных национальных правовых системах.

В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:

2. рассмотрение классификации источников права;

3. представление всестороннего анализа правового обычая на основе российского законодательства;

4. исследование основных форм санкционирования государством норм обычного права;

5. определение особенностей правового обычая в правовых системах западных стран.

Научная новизна дипломного исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании правового обычая в правовых системах мира. В работе правовой обычай рассматривается как сложный системный механизм, регулирующий многие сферы общественных отношений.

Теоретическая и практическая значимость дипломной работы обусловлена возможностью и целесообразностью использования ее результатов в последующем изучении вопроса правового обычая, а также при преподавании учебных государственно-правовых дисциплин.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка используемой литературы.

Для раскрытия темы данной работы необходимо последовательно раскрыть ряд понятий и определений присущих теории государства и права.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и так далее. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, то есть правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев - отсылка к ним в тексте законов.

Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, не правовому обычаю, путем использования его для решения конкретного дела в правоприменительном государственном органе (например, в суде).

Обычаи принято определять как устойчивые и достаточно распространенные в определенной сфере правила поведения, которые в результате многократного, длительного повторения становятся привычкой, обыкновением, соблюдаемыми добровольно. Привычки - мощное средство формирования менталитета личности. Не зря существует поговорка, что привычка - вторая натура.

Обычаи передаются из поколения в поколение, многие из них живут веками и тысячелетиями, освящены заветами предков. Немало из них носят религиозный или полурелигиозный характер (например, соблюдение поста, рамадана). Подобные социальные стереотипы имеются у всех народов, они могут быть разными в разных слоях одного и того же общества, у разных этносов, национальных групп. Это древнейшая форма социальной регуляции.

В юридической науке обычаи подразделяются на правовые (обычное право) и неправовые,или общегражданские. Правовые обычаи потому и называются правовыми, что они получают отражение в праве, им охраняются, защищаются, приобретая тем самым юридическую силу. Одни из них прямо закрепляются в законе, другие лишь подразумеваются, третьи логически вытекают из тех или иных правовых норм. Чаще всего они просто упоминаются, что означает, что ими можно руководствоваться.

Но во всех случаях правовые обычаи должны находиться в пределах правового поля, в сфере правового регулирования, а не за их границами. И, конечно, они не могут противоречить действующему законодательству. Правовые обычаи призваны способствовать правореализационному процессу, дополнять и обогащать механизм юридического опосредования разнообразных общественных отношений. Правовой обычай является одним из источников (форм) права.

Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев.

Цель курсовой работы заключается в изучении традиционного права, анализе его различных проблем, в том числе проблем его зарождения, развития и функционирования в современном обществе, проблемы его места традиционного права среди других правовых систем.
Для реализации данной цели мной были поставлены следующие задачи:
a) Изучить особенности традиционного права и выявить характерные черты, присущие данной правовой семье и отличия от других правовых семей
б) Обозначить особый предмет и метод регулирования в традиционном праве
в) Изучить процесс развития традиционного права и основные вехи в его истории.

Содержание

Введение 3-4
ГЛАВА 1. Особенности традиционного права 5-8
1.1 Понятие традиционного права 5
1.2 Предмет, метод и структура традиционного права 5-7
1.3 Характерные черты традиционного права 7-8
ГЛАВА 2. Возникновение традиционного права 9-13
2.1 Возникновение традиционного права 9-10
2.2 Развитие традиционного права 10
ГЛАВА 3. Традиционное право в современном мире 14-16
3.1 Страны традиционного права 11-14
3.2 Значение и роль традиционного права в современном мире 14-16
Заключение 17-18
Библиографический список 19-20

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсач по ТГП.docx

Таким образом, традиционное (обычное) право появилось тогда, когда люди стали объединяться в общины. Поначалу общественные отношения были предельно простыми, основывались на социальном равенстве. Общественными регуляторами выступали обычаи и традиции, так как человек еще не выделял себя из природы и придавал огромное значение сверхъестественным силам. Придание особой силы обычаю произошло в результате неолитической революции. Выделяется господствующий слой, обладающий публичной властью, который обеспечивает определенные обычаи своей силой. Таким образом, появляется правовой обычай.

2.2 Развитие традиционного права

Колонизация этих регионов развитыми европейскими странами кардинально изменила правовую систему местных жителей. Англичане, установившие протекторат над обширными территориями, не старались провести ассимиляцию местных жителей. Колонии рассматривались в основном как источник доходов.

Другую позицию заняли французы, бельгийцы и немцы. Их колонизация проводилась под двумя основными принципами: принципом равной ценности всех людей и принципом превосходства европейской цивилизации. В пример можно привести конституцию Франции 1946, где говорилось, что туземцы сохраняют свой статус, если они от него не отказываются. Бельгия, Франция, Германия и некоторые другие страны брали в свои руки непосредственное управление колониями. Ассимиляция в этих странах рассматривалась как самое логичное завершение цивилизаторских мер.

Результат колонизации был очевиден. Туземные жители, жившие в традиционных общинах, испытали на себе влияние европейских жителей во всех сферах. Особенно явно влиянию подверглось право. Регионы, входящие в Британскую империю стали странами общего права, коими они и остаются до сих пор. Страны, ранее находившиеся под управлением колониальных империй стран континентальной части Европы, сейчас страны романо-германской правовой семьи.

Но обычаи не канули в лету. Для большинства туземных жителей, а в особенности жителей изолированных традиционных общин полный отказ от них являлся невозможным. Несмотря на консервативный характер традиционного права, нельзя говорить о том, что оно не было способно к развитию и эволюции. Еще до европейской колонизации в Африке образовывались первые государственные образования. Целесообразность и обоснованность некоторых обычаев и традиций ставилась под сомнение самими жителями традиционных общин из-за контакта с христианством и исламом, а позднее с жителями цивилизованных стран. Росло количество туземных жителей, которые отринули главенствующую роль обычая и приняли идеи просвещения и индивидуализма, перешли к денежным отношением, но такие люди находились в меньшинстве. Полностью отказаться от руководящей роли обычая большинство племенных жителей не могли.

Еще сильней усугубило положение традиционного право создание судов европейского права. В этих судах нормы обычного права не то, что искажались, а понимались совершенно по-другому, то есть как нормы права в европейском понимании. Эти суды, проверяя решения племенных судов, в большинстве случаев признавали их недействительными.

ГЛАВА 3. ТРАДИЦИОННОЕ ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

3.1 Страны традиционного права

В современном мире традиционное право распространено в странах Африки, Австралии и Океании. Традиционное право – это не правовая система стран в целом. Система традиционного права скорее относится к людям, которые до сих пор проживают в традиционных общинах.

Как основной пример можно рассмотреть Южно-Африканскую5

республику. На территории этого государства находится множество деревень, придерживающихся традиционного уклада жизни.

Традиционное право в ЮАР играет особую роль. В первую очередь подтверждение этой роли связано с Конституцией государства, принятой в 1996-ом году. Одним из основных принципов Конституции является защита и признание африканского обычного права. Особенно этот принцип выражается в ряде статей Конституции. Так 15-ая статья узаконивает браки, заключенные согласно традициям, а также системы персонального и семейного права, действующие согласно традициям.

Двенадцатая глава Конституции целиком посвящена признанию традиционного права. Статья 211 признает особый статус традиционной власти, основанной на обычном праве. Эта же статья утверждает право использования судами традиционного права в допустимых случаях (когда дело касается жителя традиционных общин). Статья 212 устанавливает право глав традиционных общин участвовать в законодательном процессе по вопросам, касающихся жизни общин.

6В современном южноафриканском обществе существует ряд разногласий по поду роли традиционного права. Существует два ключевых вопроса, которые могут быть выдвинуты на первый план в этом отношении. Во-первых, существует проблема совместимости между правами, установленными в Билле о правах (Вторая глава Конституции ЮАР 1996-го года) и обычаями. Другая проблема заключается в разработке метода развития норм традиционного права в соответствии с ценностями Конституции страны.

Другим примером выступает Австралия. Традиционное право в Австралии касается обычаев и традиций исконных австралийцев, которые развивались в течение долгого времени в туземных традиционных общинах. Эти обычаи регулируют поведение человека, определяют санкции за несоблюдение обычая и связывают людей друг и с другом и с землей через систему правоотношений. Обычаи не идентичны на всей территории Австралии — у различных языковых групп и кланов существуют свои обычаи и традиции. Те обычаи, что применяются в пределах одной группы, или региона, не могут быть универсальными для всей Австралии.

Исторически сложилось так, что традиционное право не было признано частью основы австралийского права. Но начиная с конца двадцатого века, австралийская Комиссия Реформирования Права (1986) и Комиссия Реформирования Права Западной Австралии (2005) написали ряд работ, исследовавших необходимость признания роли традиционного права в правоотношениях, субъектами которых являются коренные австралийцы. В Северной территории (административная единица Австралии) некоторые статуты содержат прямые отсылки к традиционному праву. Традиционное право в Австралии имеет противоречивый характер, так как зачастую оно либо неточно, либо посягает на некоторые права человека.

Существует ряд других стран традиционной правовой семьи. Однако общие черты, как самого права, так и способа его санкционирования государством во всех странах схожи.

3.2 Значение и роль традиционного права в современном мире

Нельзя пренебрегать значением традиционного права. Не смотря на то, что в наше время оно не играет значительной роли из-за невозможности его применения в ряде сфер, для жизни племен и традиционных общин оно много значит. Пренебрегать их правом, значит пренебрегать самими народами, их верой и мировоззрением, ведь обычаи, которые составляют основу традиционного права, являются неотъемлемой частью мира для этих народов.
Традиции и обычаи - это часть истории самих народов.7

Из-за особого менталитета людей, привыкших жить из поколения в поколение в относительной изоляции от остального мира и в гармонии с природой, нормы современного права не всегда применимы. Жители племен и традиционных общин отказываются следовать некоторым нормам цивилизованного общества, так как они противоречат обычаям.

Таким образом, роль традиционной правовой семьи едва ли можно назвать незначительной. Это право народов живущих в изоляции от цивилизованного мира, народов, не затронутых процессом глобализации. Эти народы до сих пор следуют нормам традиционного права, и это помогает сохранить самобытность, в том числе и культурную.

Таким образом, традиционное право или традиционная правовая семья – это правовая система, в которой главным источником права и общественным регулятором является обычай.

В процессе исследования традиционного права используется ряд общенаучных и специально-юридических методов. Одним из наиболее эффективных методов является системный подход, который помогает рассмотреть традиционное право, как единую систему, выявить и изучить различные связи в этой правовой системе. Используется и функциональный подход. Среди специально-юридических методов особое место занимают сравнительно-правовой и формально-юридический методы и развития и места в современном мире.

Результатом исследования может служить ряд выводов. Традиционное право или традиционная правовая семья – это правовая система, в которой главным источником права и общественным регулятором является обычай. Традиционное право имеет особый предмет регулирования – имущественные и неимущественные отношения между людьми и группами людей. Публичное право почти не регулируется. 8

Тяжело сказать какой тип правового регулирования используется в традиционном праве: общедозволительный или разрешительный. Существуют нормы-обычаи разрешающие совершение того или иного действия, а также существуют обычаи-табу, строго запрещающие то или иное действие.

9В традиционном праве используется метод императивного регулирования, несмотря на то, что он характерен для публичного права. Причиной использования именно этого метода является доминирование общественного интереса. В рамках этого метода используются все три способа правового регулирования: запрет (табу), обязывание и дозволения. Обычаи-дозволения существуют, но они используется менее активно. Главную роль играют обычаи-запреты и обязывающие обычаи.

В заключение, традиционное право, несмотря на, как кажется, архаичную сущность до сих пор имеет немалое значение. Традиционное право – это часть культуры большого количества народов, отображение их исторического пути. Из-за особого менталитета этих народов их жизнь регулируется только обычаем, современное право не эффективно из-за его неприятия. Традиционное право имеет и большую историческую ценность, ведь традиционная деревня является своеобразным окном в первобытный мир. Изучение традиционного права в определенной мере способствует не только его сохранению, но и развитию.

Правовой обычай (обычное право) — это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права.

Правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

Обычай исторически предшествовал закону. Он регулировал такие социально значимые отношения, где вмешательство законодателя или нежелательно, или преждевременно.

Государственное санкционирование обычая и превращение его в правовой обычай, т.е. в источник позитивного права, может осуществляться различными способами. Возможно, например, фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные органы (суд, администрация, представительный орган) в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Государственное санкционирование обычаев зачастую осуществляется в официальной письменно-документальной форме — путем признания в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.

Но возможно и иное соотношение между действующим правом и обычаем, когда в нормативно-правовых актах прямо формулируются конкретные правовые положения, которые непосредственно воспроизводят содержание тех или иных сложившихся обычаев. В этом случае мы имеем дело не с санкционированием обычая в качестве самостоятельного источника права (в виде обычного права), а с нормой нормативно-правового акта как источника права другого вида. Аналогичным образом обстоит дело и тогда, когда в системе прецедентного права обычай кладется в основу судебного решения и тем самым приобретает официальное значение судебного прецедента как источника прецедентного права.

Правовой обычай — это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, арбитражной или административной практикой. Решение государственного органа, в котором применен обычай, признается соответствующим государством и может быть принудительно исполнено.

Обычай по природе своей носит консервативный характер. Он закрепляет то, что сложилось в результате длительной общественной практики. Нередко обычай отражает обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов. Такие обычаи в целях социальной безопасности и личного благополучия граждан государство вполне оправданно запрещает. Согласно древним обычаям цыган, труп человека, например, нельзя тревожить ни под каким видом. Известны случаи, когда по этой причине препятствуют проведению судебно-медицинских экспертиз тел убитых цыган (в Вологде, в частности, цыгане в 1990 г. выкрали труп убитого сородича из морга). Понятно, что подобные обычаи не могут быть восприняты российским уголовно-процессуальным законодательством.

Государство к различным обычаям относится по-разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает. Отечественное законодательство допускает использование в юридической практике обычаев. Государство санкционирует, признает путем отсылки лишь те обычаи, которые не противоречат, согласуются с его политикой, с нравственными основами сложившегося образа жизни. Обычаи, противоречащие государственно властвующей политике, общечеловеческой морали, как правило, запрещаются законом. Например, в Уголовном кодексе России есть статьи, запрещающие такие пережитки родового быта и феодально-байского отношения к женщине, как калым за невесту, похищение ее. Это оправданная мера, хотя, как известно, пока не совсем эффективная.

Правовой обычай — правила поведения, к которым дана отсылка в законе. Когда содержание обычной нормы получило прямое текстуальное закрепление в законе или ином нормативном акте, вряд ли верно считать юридическим источником обычай. Источником права в таких случаях становится нормативный акт, воспроизведший в своих статьях требования обычая.

В международном праве обычай представляет собой не только форму выражения традиционных норм, но и важный способ создания новых юридически обязательных правил поведения государств в тех вновь появляющихся областях межгосударственных отношений, которые требуют правового регулирования. Он является современным и активно функционирующим источником права. Поэтому следует иметь в виду, что концепция обычая в том виде, как она применяется в международной практике и рассматривается в доктрине международного права, имеет мало общего с представлениями об обычае, основанными на особенностях этого источника во внутренних, национальных системах права. И с теоретической, и с практической точек зрения необходимо отличать обычай как процесс создания норм международного права от обычая — результата этого процесса, т.е. юридически обязательного правила поведения, сложившегося в межгосударственной практике. (Бабаев)

Исторически первая форма права. Выполняется добровольно, применяется неоднократно, автоматически, в силу привычки. Обычай -> традиция (длительный обычай). Обычай не равен правовому обычаю (должен быть санкционирован гос-ом).

+ возникает не сверху, а снизу и поэтому способен более, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности.

Выражает существующие в обществе закономерности и является более объективным

Доводится до субъектов права в устной форме, простым и доступным языком

В большинстве случаях исполняется добровольно, поскольку основан на привычках

Позволяет учитывать специфику регулируемых общественных отношений

- Относительная неподвижность, неспособность оперативно реагировать на быстро изменяющиеся общественные отношения

Неопределенность, поскольку правило поведения текстуально не где не фиксируются

Для практического использования право должно быть структурно организовано и представлено адресатам в качестве официальной информации. Формы внешнего выражения права имеют богатую историю от казуистических предписаний, зафиксированных на камне, коже или бересте, до современных, логически выверенных и грамматически точных системных правовых актов, отраженных на электронных носителях правовой информации.
Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1: Понятие и виды форма права
1.1.Понятие и соотношение формы и источника права………………………5
1.2.Виды форм права……………………………………………………………. 8
Глава 2: Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………..10
2.1.Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц…………………………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

формы права.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

студент 1 курса

Никитин М.В. Проверил: д.ю.н., д.и.н. профессор Саломатин А.Ю.

Глава 1: Понятие и виды форма права

1.1.Понятие и соотношение формы и источника права………………………5

Глава 2: Понятие и признаки нормативно-правовых актов……………..10

2.1.Действие нормативно- правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц………………………………………… ………………………………18

В системе юридических наук теория государства и права всегда занимала и занимает главенствующее положение, выполняя как академическую так и (опосредованным путем) прагматическую, сугубо практическую роль. Вот почему вопросам теории государства и права в отечественной и зарубежной юридической литературе традиционно уделялось большое внимание.

Для практического использования право должно быть структурно организовано и представлено адресатам в качестве официальной информации. Формы внешнего выражения права имеют богатую историю от казуистических предписаний, зафиксированных на камне, коже или бересте, до современных, логически выверенных и грамматически точных системных правовых актов, отраженных на электронных носителях правовой информации.

Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты. Нормативный акт - это юридический акт, содержащий в себе нормы права. С помощью нормативного акта устанавливаются, изменяются и прекращаются нормы права. К нормативным актам относятся конституции, законы, кодексы и др.

Источники права рассматриваются в материальном, идеальном и формальном смысле.

Под источником права в формальном смысле понимается внешняя форма выражения и закрепления норм права.

Целью работы является комплексный общетеоретический анализ форм права.

  1. Изучить понятие и виды форм права;
  2. Рассмотреть понятие и признаки нормативно-правовых актов;
  3. Рассмотреть их классификацию.
  4. А также действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Глава 1: Понятие и виды форм права

1.1.Понятие и соотношение формы и источника права

Современный ученый Р.А. Ромашов пишет, что в теории государства и права источники права рассматриваются в трех смысловых значениях.

1. В качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регулятивно- охранительного воздействия со стороны государства и в силу этого обусловливающие появление соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными. К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т.д.

2. Под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования, и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельнос ть. Такие источники называются идеальными. К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п.

3. Источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного порядка, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются формально-юридическими источниками права или формами права3.

- силы, творящие право (воля Бога, народная воля, правосознание);

- материалы, положенные в основу того или иного законодательства (римское право послужило источником при подготовке германского гражданского кодекса);

- исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права (Русская Правда).

По мнению Т.В. Кашаниной и А.В. Кашанина источник права- это обстоятельства, вызывающие появление права. По их мнению источники-это:

- объективная реальность (способ производства);

- воля народа (лежит в основе референдумных норм);

- воля государства (лежит в основе централизованных норм);

-воля граждан (лежит в основе корпоративных и договорных).

Существует точки зрения, согласно которой источники права делятся на виды:

-источник права в материальном виде: базисные отношения, своеобразие способа производства, формы собственности и др.

-источник права в идеальном смысле: совокупность юридических идей, уровень правовой культуры, правосознания, обусловливающих также содержание права и форму их внешнего выражения;

- источник права в специальном юридическом смысле. В этом случае источник права и форма права тождественны4.

Таким образом, то, что обычно называют источниками права, можно одновременно назвать формами права. Источники права как в теории государства и права, так и в отраслевых юридических науках чаще всего понимаются в формально-юридическом смысле, как внешнее выражение норм права.-главное!

1.2.Виды форм права

Какие же формы (источники) права существовали и существуют? Все когда-либо имевшие место формы (источники) права трудно перечислить, но наиболее важными и широко известными из них являются следующие.

Это - правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, нормативные договоры, нормативно-правовые акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты. Важными источниками римского права были деловые обыкновения, представлявшие собой правила, вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германской правовой семьи характерным источником права в течение длительного времени считалась и считается правовая доктрина.

Следует особо отметить, что представление об источниках права, так же, как и их виды, никогда не оставалось неизменным. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив свою какую-либо значимость, сохранили лишь историческую ценность.

Относительно правовой системы Японии зарубежными авторами указывается на такие "конкретные" источники права, как Конституция 1947 г., "заменившая" собой Конституцию японской империи 1889 г., известную под названием конституции Мейджи; акты парламента, принимаемые в большинстве своем "по инициативе кабинета и его отдельных органов"; правительственные указы, издаваемые кабинетом и его различными ведомствами в целях "проведения в жизнь положений, содержащихся в конституции страны и в текущих законах"; ордонансы, принимаемые местными представительными органами, имеющими право на установление санкций за их нарушение в виде тюремного заключения или штрафа", "правила процедуры судопроизводства, работы адвокатов, внутреннего распорядка в судах, а также правила управления судебными делами", устанавливаемые, в соответствии со ст. 77 Конституции Японии, Верховным судом этой страны; правовые обычаи и "юридические" прецеденты.

Анализ юридической литературы и правовой жизни различных стран показывает, что в каждой правовой системе, а тем более в каждой современной правовой семье существует огромное разнообразие форм или источников права. И, естественно, не все они имеют одинаковую значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.

Читайте также: