Муниципальное право как отрасль права и как наука

Обновлено: 04.07.2024

Тема 1. Муниципальное право—комплексная отрасль российского права.

Муниципальное право как наука и учебная дисциплина

Муниципальное право—комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Предмет муниципального права—общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления и регулируемые нормами муниципального права. Виды муниципальных (самоуправленческих) отношений:

Отношения, возникающие в процессе решения вопросов местного значения путём непосредственного выражения гражданами своей воли;

Отношения, связанные с деятельностью органов местного самоуправления, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования;

Отношения, возникающие в процессе реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством;

Отношения, связанные с осуществлением органами местного самоуправления конкретных полномочий.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью правовых приёмов (способов): предписания, дозволения, запрета. Сочетание правовых приёмов и определяет характер правового регулирования. Особенности муниципально-правовых норм:

Одновременно являются нормами других отраслей права;

Закреплены в актах местного самоуправления.

Муниципально-правовые нормы классифицируются по:

Объекту правового регулирования;

Характеру правовых предписаний;

Методу правового регулирования.

Субъекты муниципально-правовых отношений:

Население муниципального образования;

Органы и должностные лица муниципального образования.

Муниципальное право содержит нормы:

а) полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

б) права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права.

а) порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления;

б) порядок принятия решений непосредственно населением;

в) процедура реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

Наиболее тесно муниципальное право взаимодействует с конституционным правом РФ. Конституционное право:

Закладывает основы для институтов муниципального права;

Определяет основные принципы и цели муниципального права;

Закрепляет основные права граждан, без которых невозможно осуществление местного самоуправления.

В конституционном праве определены основы статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления. Муниципальное право тесно взаимосвязано с финансовым, бюджетным, налоговым правом. С административным правом тесная связь проявляется по большому количеству вопросов: муниципальная служба, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Муниципальное право взаимодействует с земельным правом. ЗК РФ закрепляет основные полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. По вопросам внешнеэкономической деятельности к муниципальным органам применяются нормы международного частного права.

Система муниципального права в РФ—объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определённой последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Она основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы с учётом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. Как её элементы выделяются группы норм:

Закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия;

Определяющие роль местного самоуправления в развитии демократических начал в управлении обществом и государством;

а) содержащие определения основных понятий и терминов;

б) закрепляющие принципы и функции местного самоуправления.

Закрепляющие основы деятельности местного самоуправления;

Закрепляющие предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

Устанавливающие гарантии местного самоуправления;

Устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

а) перед населением муниципального образования;

б) перед государством;

в) перед физическими и юридическими лицами.

Структурные части системы муниципального права:

Местное самоуправление в системе народовластия;

Основы местного самоуправления;

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

Гарантии местного самоуправления;

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью.

Метод муниципального права—совокупность приёмов и способов, которые осуществляют регулирование общественных отношений. В данной отрасли используются основные, стандартные методы правового регулирования, выработанные теорией государства и права. В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений того или иного правового приёма различают следующие основные методы правового регулирования:

Императивный (властный приказ)—установление категорических предписаний и требований относительно поведения участников муниципально-правовых отношений (формы непосредственной демократии; обязательность принятия решений органами местного самоуправления; отношения соподчинённости субъектов правоотношений);

Диспозитивный—предоставление участникам муниципально-правовых отношений права выбора поведения по своему усмотрению (как основа диспозитивного регулирования–дозволение, признающее равноправие сторон).

Наука муниципального права—совокупность знаний, идей о местном самоуправлении, формах и практике его осуществления и правового регулирования.

Задачи научной дисциплины муниципального права:

Рассмотрение местного самоуправления не только как формы гражданской самостоятельности и активности, но и как формы осуществления публичной власти, публично-властной деятельности наряду с её государственной формой реализации;

Раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы власти народа;

Анализ полномочий органов местного самоуправления и практики реализации.

Как наука—оно имеет значительно более глубокие исторические корни, которые связаны со становлением и развитием научных идей, теоретических концепций местного самоуправления в России и зарубежных странах на протяжении нескольких веков;

Как отрасль—оно является новым, формирующим правовым образованием в единой системе права.

Предмет изучения науки муниципального права:

Нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, существующие в настоящее время;

Практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности;

Зарубежный муниципальный опыт.

Первые основные теории местного самоуправления начали разрабатываться в начале XIX в. во Франции на основе рассуждений о взаимоотношении личности и государства, местных и центральных органов власти в условиях демократического государства и самодержавия. Местное самоуправление, предполагающее относительную децентрализацию и автономию, стало предметом внимания различных политических сил и движений, выгодным лозунгом в борьбе за власть. С ним связано проведение ряда реформ XVIII—XIX вв.

Теория свободной общины—она впервые возникла в сер. XIX в. во Франции и Бельгии и её создателями являются Турэ, Токвиль, Гербер, Арене; главная идея—община исторически возникает раньше государства, которое должно уважать свободу общинного управления; основные принципы:

а) избираемость органов местного самоуправления членами общины;

б) разделение дел, которыми ведает община, на собственные и те, что передаются ей государством (это является таким же естественным и неотчуждаемым, как и права человека);

в) самостоятельность и независимость общины от центральной власти по самой своей природе, причём государство не создаёт общину, а лишь признаёт её;

г) органы местного самоуправления–органы общин, а не государства.

Общественно-хозяйственная теория самоуправления—она возникает во 2-й пол. XIX в. и её основателями являются Ресслер, Моль, А.И. Васильчиков, В.Н. Лешков; главная идея—самоуправление есть заведование делами местного хозяйства; основные принципы:

а) не совпадение общественных и политических интересов, поэтому за государством и обществом следует признать право ведать только собственными делами;

б) государство и самоуправление имеют принципиально разное содержание: с одной стороны—общенациональные интересы, с другой—местные;

в) отстаивание права местных учреждений заниматься местными хозяйственными и общественными делами независимо от государства.

Государственная теория самоуправления—она была распространена в дореволюционной России во 2-й пол. XIX в. и у её истоков стояли В.П. Безобразов, А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский (Россия), Гнейст (политическая концепция), Штейн (юридическая концепция) (Европа); главная идея—все полномочия в области местного самоуправления даны государством и имеют источником государственную власть; основные принципы:

а) местное самоуправление—одна из форм организации государственного управления на местах и часть общей государственной системы;

б) взаимодействие государства и местного самоуправления;

в) всякое управление публичного характера есть дело государственное.

Теория дуализма муниципального управления—признание двойственного характера полномочий органов местного самоуправления; муниципальные органы, осуществляя соответствующие управленческие функции, выходят за рамки местных интересов и соответственно действуют как инструмент государственной администрации;

Теория социального обслуживания—основной целью муниципальной деятельности является благосостояние жителей коммуны.

Муниципальное право как учебная дисциплина—совокупность первичных знаний об основах науки муниципального права, о местном самоуправлении и его правовом регулировании, которые преподаются студентам для ознакомления с основами науки. Система учебной дисциплины–логически обоснованное расположение в определённой последовательности теоретических положений, знаний, составляющих её содержание. Структура системы учебной дисциплины муниципального права:

Введение в муниципальное право;

Местное самоуправление в системе народовластия;

Основы местного самоуправления;

Предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

Гарантии местного самоуправления;

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

При изучении учебного курса следует также обращаться к законодательству субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, к судебной практике по вопросам ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации.

Наука муниципального права является большей по объему, чем одноименные отрасль права и учебная дисциплина, поскольку включает все знания об общественных отношениях, составляющих предмет муниципального права, в том числе и правовые нормы, образующие в своей совокупности данную отрасль права, и учебный материал, составляющий содержание указанной учебной дисциплины в рамках вузовских учебных программ, тематических планов и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

В отличие от отрасли муниципального права, призванной с помощью правовых норм регулировать общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, одноименная наука своей главной целью имеет выявление, раскрытие, познание, исследование основополагающих процессов, определяющих сущность местного самоуправления, его основных муниципально-правовых институтов, а также выявление основных тенденций и закономерностей их развития.

На основе изучения практики реализации муниципально-правовых норм, исторического и зарубежного опыта правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления, наука муниципального права призвана осуществлять теоретическое прогнозирование и обоснование рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы и правоприменительной деятельности.

Наряду с различиями между наукой и отраслью муниципального права у них есть много общего, и прежде всего в единстве муниципально-правовых институтов и отношений, являющихся или предметом правового регулирования, или предметом научных поисков. Такой подход к предмету науки муниципального права позволяет выделить в ее составе следующие разделы:

1) исследование базового понятийного аппарата, определение понятий муниципального права как отрасли права, науки и учебной дисциплины;

2) изучение теоретических основ и общих принципов местного самоуправления, истории становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, теорий и системы местного самоуправления в зарубежных странах;

3) системный анализ норм, закрепляющих территориальные, финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления, государственные гарантии его осуществления;

4) изучение проблем правового регулирования общественных отношений, связанных с правовой регламентацией деятельности граждан по осуществлению местного самоуправления в различных организационно-правовых формах, определяемых в законодательстве;

5) исследование вопросов, связанных с принципами и порядком прохождения муниципальной службы, основами правового статуса муниципального служащего;

6) комплексный анализ правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с правовым закреплением и регулированием соответствующих предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядка осуществления контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и их ответственности.

Наука муниципального права является составной частью российской юридической науки и самым тесным образом связана с рядом юридических и общественных наук.

Особо хотелось бы отметить взаимосвязь данной науки с наукой конституционного права, предметом которой в том числе являются правовые основы деятельности населения по решению вопросов местного значения, определение роли местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, основы разграничения предметов ведения и полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в данной области и т. д.

В науке конституционного права наряду с теорией государства и права разработаны и используются такие юридические понятия и категории, которые составляют основу для научного познания в области муниципального права, в частности система народовластия, местное самоуправление, органы местного самоуправления, вопросы местного значения, конституционные принципы организации местного самоуправления, муниципальная служба, конституционное право на осуществление местного самоуправления, формы представительной и непосредственной демократии.

Комплексный характер муниципального права обязывает проводить научные исследования в данной области знаний лишь при условии сотрудничества и взаимодействия самых разных отраслевых юридических наук. Речь идет о знаниях в области гражданского, административного, финансового, земельного и других отраслей права, касающихся, в частности, вопросов муниципальной собственности, муниципальной службы, местного бюджета, муниципальных земель, которые наряду с другими знаниями в своей совокупности образуют целостную систему знаний о муниципальном праве.

Муниципальное право основывается и развивается на данных исторической науки и философии, которые носят методологический характер. Несомненна самая тесная связь науки муниципального права с историей государства и права России, наукой, изучающей процесс исторического становления, развития, а в ряде случаев и возрождения в России важнейших муниципально-правовых институтов.

Правовую основу взаимосвязанности науки муниципального права с науками международного права и конституционного права зарубежных стран составляют принципиально новые для отечественного государства и права положения Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы Российской Федерации и имеют приоритет над нормами ее внутреннего законодательства.

Наука муниципального права комплексно, системно исследует местное самоуправление и его институты, иные перечисленные науки изучают местное самоуправление применительно к своему предмету.

Таким образом, можно дать определение науки муниципального права.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина

§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина Инвестиционное право является не только отраслью права и научной дисциплиной, но также и учебной дисциплиной, призванной быть предметом специального аудиторного изучения для студентов, обучающихся в высших учебных

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере

Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система

Тема 2. Уголовно-процессуальное право как наука и как учебная дисциплина: понятие, предмет, метод, задачи, система С понятием уголовного процесса тесно связано понятие науки, изучающей соответствующую отрасль права. В отличие от уголовно-процессуального права наука

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,

19. Муниципальное право как наука

19. Муниципальное право как наука Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Ее предметом является изучение муниципального права как отрасли права. Она исследует, изучает специфические

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права

Лекция 1 Муниципальное право как комплексная отрасль права

Лекция 1 Муниципальное право как комплексная отрасль права 1.1. Понятие и особенности муниципального права как комплексной отрасли права Конституция РФ впервые не только закрепила на высшем юридическом уровне местное самоуправление в качестве одной из основ

Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина

Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина Социальная обусловленность экологического права. — Предмет экологического права. — Метод экологического

§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина

§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука 1ражданского права изучает гражданско-правовые явления, то гражданское

I. Отрасль муниципальное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления.

Основной характеристикой каждой отрасли права является предмет и метод правового регулирования. Предметом отрасли муниципального права являются общественные отношения, которые возникающие в сфере местного самоуправления. Местное самоуправление является сложным политико-правовым явлением, поэтому предмет отрасли имеет ряд особенностей:

- ограниченная территория действия большинства муниципальных норм;

- комплексный характер т.е предмет муниципального права включает общественные отношения, которые одновременно могут быть предметом других отраслей права (например, вопросы связанные с местным бюджетом, муниципальной собственностью и т.д.);

- тесная взаимосвязь с волеизъявлением населения, поскольку местное самоуправление понимается в первую очередь как деятельность населения.

Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования. В муниципальном праве используются: обязывание, дозволение и запрет.

Любая отрасль права имеет свою систему. Система муниципального права – это совокупность правовых институтов. Правовой институт – это совокупность норм права, которые регулируют однородные общественные отношения. Можно выделить следующие правовые институты: понятие и принципы местного самоуправления; основы деятельности местного самоуправления (правовая, организационная, территориальная и финансово-экономическая); формы участия населения в решении вопросов местного значения; полномочия местного самоуправления; гарантии местного самоуправления и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Источниками муниципального права:

1. Европейская хартия местного самоуправления1985 г. (ратифицирована 1998 г.).

2.Конституция Российской Федерации;

3.Федеральные законы к числу которых можно отнести специальные(т.е. регулирующие отдельную сферу местного самоуправления):

К источникам муниципального права также могут относиться ФЗ, которые одновременно являются источниками других отраслей (например, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Бюджетный кодекс и др.).

4.Указы Президента РФ;

5. Акты Правительства РФ;

6. Нормативные акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации: конституции республик, уставы, законы субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления, акты президентов республик, глав администраций других субъектов Федерации, постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

7. Уставы муниципальных образований и иные акты.

II. Наука муниципальное право - совокупность научных теорий и знаний о нормах муниципального права, регулирующих общественные отношения, и практи­ке реализации этих норм (или совокупность знаний, идей, представлений о возникновении, развитии и функционировании местного само­управления, о системе норм муниципального права и регулируемых ими общественных отношениях).

Наука муниципального права – составная часть системы юридических наук. Ее место в системе правовых наук обусловлено особенностями муниципального права как комплекс­ной отрасли права, соотношение и взаимосвязь с правовыми науками – соотношением муниципального права с от­раслями российского права.

Наука муниципального права интегри­рует теоретические знания ряда отраслевых юридических наук, касающиеся деятельности органов местного самоуправле­ния, в целостную систему научных знаний о муниципальном праве.

Предметом науки муниципального права являются возникновение, развитие и функционирование местного самоуправления, система норм муниципального права и регулируемые ими общественные отношения.




Методы науки муниципальное право:

1. Общенаучные методы – логический (условное разделение сложного явления на отдельные части); синтез (изучение сложного явления путем условного объединения его составных частей); системный (раскрытие целостности объекта, выявление многообразных связей); исторический (рассмотрение местного самоуправления в его развитии) и др.

2. Частнонаучные методы-статистический (изучение количественных показателей); формально-юридический(определение юридических понятий, выявление их признаков, классификация, толкование содержания правовых предписаний и т.п.); сравнительно-правовой (сопоставление различных элементов в целях выявления их общих и особенных свойств).

Источниками науки являются:

1. все источники отрасли;

2. правоприменительная практика;

3. источники зарубежных стран;

4. источники, утратившие юридическую силу, а также проекты;

6. статистические данные и др.

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите особенности отрасли муниципальное право?

2. Какие источники других отраслей можно отнести к источникам муниципального права?

Инородная Управа.

Инородная управа имела права обжаловать родовые решения, также решала споры между различными стойбищами. Рядом вопросов, закрепленных в законодательстве к компетенции Управы, не занимался ни один из органов. Члены Инородной Управы должны были выступать поручителями при займах. Займы без поручительства не защищались законом. Общественные займы для погашения налогов и повинностей должна была утвердить 1/3 всех жителей. На практике реализовать такое положение было не возможно, в силу того, что стойбища были раскиданы на большое расстояние, в засушливое время инородцы часто меняли пастбища. Все это сильно затрудняло выполнение различных полномочий органами управления.

Инициатива создания Степных Дум у сибирских народов проживающих на территории Енисейской губернии принадлежит первому губернатору Енисейской губернии А.П. Степанову. Степные Думы планировались как самостоятельные органы инородного управления, связанные подчиненностью только окружному управлению. На практике самостоятельность Степных Дум сильно ограничивалась. Н.М. Ядринцев приравнивал полномочия Степных Дум к волосному правлению (подчиненность земским судам, вмешательство земской полиции).[73] Такое положение Степных Дум было обусловлено их полномочиями, которые зачастую пересекались с полномочиями других органов управления.

Родовое управление представляло развитую систему с общественными функциями. Но постепенно организация управления с учетом родовых связей стала изживать себя. Часто в одном улусе проживали люди разных родов, а родовое управление распространялось только на представителей рода. Поэтому в таких населенных пунктах семьи одного рода стали избирать старшину, который являлся представителем этих семей. Старшина подчинялся старосте, но это создавало неудобство в управлении, решение многих вопросов затягивалось, так как сородичи были раскиданы на большой территории. Разложение родовых отношений привело к необходимости изменения системы управления, которая должна была основываться уже на совершенно иных принципах.

Вопросы для самоконтроля

1.Какие особенности характерны для развития местного самоуправления на территории Сибири?

2. Какие органы занимались управлением среди коренного население Сибири?

Лекция: Теоретические основы местного самоуправления.

I. Теории местного самоуправления.

II. Модель местного самоуправления.

III. Формы местного самоуправления.

Если рассматривать историю развития самоуправления и современные модели, нельзя однозначно выделить природу самоуправления. Так как в чистом виде ни одна из теорий не была осуществлена на практике. Исходя из этого, нельзя не согласиться с С.А. Авакьяном, который считает, что самоуправление сочетает в себе два начала: государственное и общественное.[101]

Общественная теория имеет много положительных черт. Она дает теоретическое обоснование развитию местного самоуправления. Но самоуправление не может быть абсолютно самостоятельным. Так как действует в рамках единого государства. Поэтому рамки самостоятельности местного самоуправления определяются законодательством.

Анализируя эти теории, Е.Е. Некрасов приходит выводу, что количество сторонников той или иной теории изменяется под влиянием различных объективных процессов, а идеализация самоуправления произошла в эпоху демократических преобразований.[102]

Континентальная модель является результатом сочетанием государственное управление и местное самоуправление. В этих странах велика роль представителей центра, которые возглавляют и координируют деятельность государственных служб, а также контролируют органы местного самоуправления. Часто авторы выделяют отдельно германскую или смешанную модель,[106] которая имеет как черты англосаксонской модели, так и черты континентальной. Для смешанной модели характерно делегирование государством части своих полномочий органам местного самоуправления. Община при такой организации обладает самостоятельностью, в рамках определенных законом.

Важной вехой в формировании местного самоуправления стало установление Конституции Российской Федерации 1993 года основ организации местного самоуправления. Важность местного самоуправления для страны подчеркивается в закреплении данного института в качестве основы конституционного строя. Анализируя положения Конституции Российской Федерации, ученные по разному характеризуют конституционную модель местного самоуправления в Российской Федерации.

Модель (форма) местного самоуправления в узком – это совокупность особенностей организации и функционирования местного самоуправления в муниципальном образовании, которые сложились на основе культурных, хозяйственных, национальных и иных особенностей.

Многообразие моделей можно наблюдать на протяжении всей истории Российской империи. В.А. Лапин насчитывает 26 различных форм местного самоуправления.[112] По нашему мнению, эти формы базировались на различных критериях:

- Национальные особенности. На одной и той же территории самоуправление происходило по-разному. Например, на территории Хакасии управление в русских волостях практически не отличалось от европейского, самоуправление хакасских родоначалий - учитывало степные обычаи коренного населения.

- Климатические особенности. На северных землях волостное деление совпадало с церковным, поэтому происходило наложение церковно-приходских дел и самоуправления.

- Образ жизни и род занятий.

Одним из ключевых вопросов является соотношение государства и местного самоуправления. Рассматривая опыт зарубежных стран, авторы выделяют 3 модели местного самоуправления: модель относительной автономии, модель агентства и модель взаимодействия.

Для модели относительной автономии характерно предоставление самостоятельности органам местного самоуправления в определенных рамках. Контроль центра носит ограниченный характер, а местные органы получают большую часть своих доходов. Основной отличительной чертой данной модели агентства является проведение органами местного самоуправления политики центра. Основной доходной часть бюджетов местных органов являются субсидии центра. Главным признаком модели взаимодействия является тесное взаимодействие местного самоуправления и центра, совместное решение проблем, совместная деятельность по многим вопросам, что приводит к трудному разграничению прав и обязанностей сторон.[114]

Для такой страны, как России с ее многонациональным составом, невозможно предложить какую-либо универсальную модель местного самоуправления различными культурными, хозяйственными и иными особенностями.

Вопросы для самоконтроля

1.Выделите особенности российской модели местного самоуправления.

2. Какие территориальные модели можно выделить на территории РХ?

II. Муниципальные выборы.

III. Собрание (сход) граждан.

IV. Территориальное общественное самоуправление.

V. Правотворческая инициатива.

VI. Отзыв должностного лица.

VII. Публичные слушанья.

I. Местный референдум – это осуществляемое путем голосования прямое волеизъявление населения, проживающего в границах муниципального образования, по решению или обсуждению важных вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местного самоуправления законодательством Российской Федерации.[121]

Порядок назначения и проведения местного референдума определяется законом субъекта Российской Федерации и устанавливается уставом муниципального образова­ния.

На местный референдум выносятся вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Не могут быть выноситься на местный референдум: досрочное прекращение или продление срока полномочий, приостановление осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; формирование состава органов местного самоуп­равления, персонального состава органов местного само­управления; избрание, утверждение, назначение либо дача согласия на назначение на должность или на освобож­дение от должности депутатов и должностных лиц; принятие или изменение местного бюджета, исполнение и изменение финансовых обязательств муници­пального образования; принятие чрезвычайных и срочных мер по обес­печению здоровья и безопасности населения. На местный референдум не могут также выноситься вопросы, не находящиеся в ведении соответствующе­го муниципального образования.

Муниципальное право как наука: понятие и особенности

Если воспринимать муниципальное право в качестве научной дисциплины, то оно предстает в виде суммы знаний, идей и теорий относительно правового регулирования организации, а также функционирования местного самоуправления.

Если же рассматривать муниципальное право как науку, то это более обширный термин, в арсенале которого кроме общепризнанных норм присутствует ряд дискуссионных положений. Помимо этого муниципальное право в качестве науки служит площадкой для выдвижения ряда новых концепций и гипотез.

Ученые, которые занимаются вопросами муниципального права, изучают не только действующие в РФ сегодня институты местного самоуправления и практику правового регулирований организации и работы местной власти во время предшествующих этапов развития российской государственности, а также опыт зарубежных коллег.

Если рассматривать муниципальное право как научную дисциплину, то можно сказать, что оно является одной из ключевых частей юридической науки.

Появление муниципального права как науки связано с концом XX в. Но следует отметить, что внимание сложностям в организации местного управления уделялось и до этого времени. По этой причине исследования по данной теме часто связывают с опытом организации земской власти в Российской империи и опытом организации местных Советов в СССР.

Важно знать, что до 1917 г. в России муниципальное право не выделялось в отдельную отрасль права или же научную дисциплину. Все трудности в муниципальных отношениях исследовались преимущественно в направлении государственного или же административного права.

В период Советской власти в стране фактически не существовало местное самоуправление. Его заменили на систему местных Советов, выступающих в виде местных органов государственной власти. Но тем не менее не верно будет полностью отбросить опыт исследования данной системы, которая была зафиксирована в юридической науке советской страны. Среди теоретиков данного направления выделяют К.Ф. Шеремета, А.Я. Сливу, Ю.М. Козлова и др.

Большинство из них сегодня выступают в качестве авторитетных представителей науки муниципального права. Также следует упомянуть и других ученых, которые занимаются вопросами организации и работы местного самоуправления в России в наше время. Речь идет о Н.С. Бондаре, Т.М. Бялкиной, А.Н. Кокотове, А.А. Сергееве, А.А. Уварове, В.С. Четвертакова и др.

Муниципальное право как научная дисциплина: понятие и особенности

Для научной дисциплины муниципального права важно заниматься изучением норм муниципального права, а также регулируемыми ими общественными отношениями. При этом применяются свойственные для всего правоведения научные методы общенаучного характера (диалектический, системный, конкретно-социологический методы) и специального характера (сравнительно-правовой, структурно-функциональный и др.).

Среди основных задач этой учебной дисциплины выделяется оказание помощи будущим юристам и менеджерам в исследовании основы правового регулирования организации и работы местного самоуправления.

В состав учебной дисциплины муниципального права входят наиболее общие знания, теории и идеи и правовом регулировании организации и работы местного самоуправления.

Отличия учебной дисциплины муниципального права от муниципального права в качестве науки

Выделяется ряд ключевых отличий учебной дисциплины муниципального права и муниципального права в качестве науки. Среди них:

  • учебная дисциплина муниципального права вторична по отношению к науке, по причине того что основывается на ее достижениях;
  • к учебной дисциплине муниципального права не применимы теории и гипотезы, она использует исключительно общепринятые положения;
  • учебная дисциплина муниципального права не имеет пробельности;
  • учебная дисциплина муниципального права основывается на учебниках и учебных пособиях, а наука на научных статьях, монографиях, диссертационных исследованиях.

Данная научная дисциплина изучает не только ключевые нормы муниципального права, но и ряд важных теоретических положений, которые были выработаны наукой.

Муниципальное право как наука представляет собой совокупность знаний о различных проявлениях местного самоуправления и муниципального права как отрасли права. Как отрасль научного познания она относится к семье правоведческих дисциплин и имеет предмет, содержание, форму, методологию и ценностные основания.

Предмет науки — это то, на что направлен научный поиск (институты, процессы, явления и др.). Содержание — это само знание (взгляды, идеи, теории, представления, концепции). Оно выражается в понятиях, категориях, моделях, формулах, других познавательных образованиях и закрепляется на бумажных, электронных, иных материальных носителях. Понятийно-категориальный аппарат - это внутренняя форма научного знания. Материальные носители научного знания: книги, брошюры, рукописи, электронные тексты и т.и., составляют внешнюю форму научного знания и обычно именуются источниками науки.

Методология науки — это совокупность приемов, способов исследования ее предмета, выражения и закрепления научного знания. Ценностные основания исследований (или аксиология науки) - побудительные мотивы научных поисков, заставляющие ученых выбирать то или иное направление, тот или иной способ исследований. Аксиологический (ценностный) подход выступает также в качестве метода исследований.

Предметом науки муниципального права является местное самоуправление как общественный и политико-правовой институт в его статике и динамике, отношениях с иными институтами общества и государством. Составной частью предмета науки является муниципальное право как отрасль права, то есть совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения местного самоуправления.

Методология — это относительно самостоятельная отрасль научного знания. Она основана на общеметодологических подходах, наиболее значимый из которых — диалектический. Он требует рассматривать местное самоуправление, его отдельные институты в контексте таких фундаментальных закономерностей, как единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. В рамках этих закономерностей полезно рассмотреть последовательную смену российского земского самоуправления советской системой местной власти, а ее - современной моделью местного самоуправления.

В числе методов муниципально-правовой науки, раскрывающих диалектический подход, исторический, генетический, аксиологический и движения от абстрактного к конкретному и наоборот.

Исторический метод ориентирует на исследование фактов прошлого. Аксиологический (ценностный) метод настраивает на рассмотрение муниципальной практики с точки зрения тех или иных социальных ценностей, заставляет обратить внимание и на цивилизационно-исторический контекст местного самоуправления в стране.

Научные исследования опираются также на такие приемы, как: формально-логический, системно-структурный, функциональный, нормативно-интерпретационный, сравнительного правоведения и др.

В числе источников науки муниципального права нормативные, судебные, теоретические источники, социологические исследования, муниципальная практика. К теоретическим источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе связанные с осмыслением проблем местного самоуправления.

В системе муниципального права как науки выделяются ряд блоков. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев выделяют, например, введение в муниципальное право; местное самоуправление в системе народовластия; основы местного самоуправления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Можно выделить крупные блоки исследования науки муниципального права:

а) история местного самоуправления;

б) местное самоуправление в зарубежных странах;

в) местное самоуправление в обществе, системе социального управления, в том числе системе народовластия;

г) территориальные и компетенционные основы местного самоуправления;

д) общественно-публичное самоуправление граждан, включая муниципальные выборы, референдумы;

е) статус, организация деятельности органов, должностных лиц местного самоуправления;

ж) муниципальное правотворчество;

з) муниципальная служба;

и) финансово-экономические основы местного самоуправления;

к) гарантии местного самоуправления.

Муниципальное право как учебная дисциплина . В этом качестве муниципальное право представляет собой определенную совокупность знаний из области науки, которые посредством различных методических приемов доводятся до сведения обучаемых. Если наука муниципального права охватывает всю совокупность муниципально-правовых знаний, то учебная дисциплина содержит лишь ту их часть, которая необходима для подготовки специалистов в области права, государственного и муниципального управления. Система муниципального права как учебной дисциплины совпадает с системой теоретико-практических исследований местного самоуправления 1 См.: Алексеев С.С. Структура советского права. М.. 1975. С. 52-54; 161-184; Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 190-193

Читайте также: