Можно ли после инсульта ездить за рулем

Обновлено: 05.05.2024

Неправильное питание, частые стрессы, низкая физическая нагрузка, несоблюдения режимов труда и отдыха, никотиновая зависимость — все это способствует увеличению случаев фиксации инфаркта и инсульта.

Инсульт и инфаркт имеют общие истоки, между ними существуют определенные связи, однако развитие и исходы болезней различны.

В чём отличие

Инфаркт — это частичный или полный некроз органа. Причиной которого является непроходимость сосудов, затрудняющая доставку питательных веществ и кислорода клеткам органа. Инфаркт развивается не только в сердце, но и в таких органах, как печень, легкие, почки, селезенка, головной мозг.

А инсульт — это острый процесс нарушения кровообращения в головном мозге и только в нём. Различают два вида инсульта: геморрагический (кровоизлияние в мозг путем разрыва сосуда) и ишемический (нарушение кровообращения с повреждением ткани, по сути это инфаркт мозга).

Инфаркт и инсульт не появляются просто так. Это грозные осложнения таких сердечнососудистых заболеваний как гипертония, атеросклероз сосудов, ишемическая болезнь сердца. Также причинами могут стать серьезные травмы, наследственные предрасположенности, передозировка некоторыми медицинскими препаратами.

content image for: 75324

Если вы будете постоянно игнорировать профилактику и лечение предшествующих заболеваний или соответствующих недомоганий — добро пожаловать в группу риска по инфаркту и инсульту.

Явными симптомами предынфарктного состояния являются:

  • боль за грудиной, отдающая в левую лопатку, предплечье, а также в челюсть и горло;
  • появление липкой холодной испарины;
  • внезапное беспокойство и страх смерти;
  • посинение губ, мочек ушей, пальцев рук;
  • резкие боли в области живота.

Особое внимание стоит уделить предынфарктному состоянию у женщин. Как известно, болевой порог у слабой половины человечества гораздо выше и признаки могут сводиться лишь к покалыванию, затруднению дыхания и головокружению. Для них очень важно обращать внимание на состояние губ и ногтей — они синеют, возникает повышенное потоотделение и внезапное чувство беспокойства.

Инсульт же следует предположить, если у человека наблюдаются следующие симптомы:

  • острая головная боль, не проходящая даже под воздействием обезболивающих;
  • онемение тела, доходящее до параличей, обычно с одной стороны;
  • потеря координации движений, головокружение;
  • проблемы со слухом, зрением, глотанием;
  • проблемы с памятью или потеря во времени.

Что делать, если у водителя есть признаки инфаркта или инсульта

Если вы почуяли неладное — тут же включайте аварийку и съезжайте на обочину, даже если остановка запрещена. Первым делом постарайтесь не впадать в панику. Отстегните ремни безопасности и все давящие детали одежды, откройте окна или двери. Сиденье лучше опустить в горизонтальное положение. Если симптомы длятся более 3 минут, звоните в скорую и сообщайте об экстренной ситуации.

При симптомах инфаркта можно принять аспирин, который разжижает кровь и препятствует тромбообразованию. Если сложно определить диагноз, медикаменты лучше оставить в покое. Если вы за рулём, то не пытайтесь самостоятельно ехать в больницу. При наступлении инфаркта или инсульта за рулем времени на остановку уже не будет.

Кстати, в судебной практике, при авариях, особенно отягощенных летальным исходом, вина ложится на водителя, перенесшего за рулем инфаркт или инсульт, если доказано, что водитель знал о рисках или имел соответствующие рекомендации врача. Поэтому, помимо последствий для здоровья водителя, неприятностей, если не прекратить управление машиной, может возникнуть ещё больше.

Водить после инфаркта или инсульта — возможно ли?

Однако перенесённые болезни могут накладывать серьёзный отпечаток на дальнейшую жизнедеятельность человека, ведь нарушаются множество функций. Обязательным условием для продолжения вождения служит прохождение полноценного курса реабилитации, который назначается лечащим врачом. При инсульте это порядка 3-6 месяцев, при инфаркте от 1 до 4, учитывая тяжесть болезни, возраст и сопутствующие заболевания. После восстановления необходимо пройти медкомиссию, где медики определят возможность управления транспортным средством.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством"


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством"

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" Правительство Российской Федерации постановляет:

перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством;

перечень медицинских показаний к управлению транспортным средством;

перечень медицинских ограничений к управлению транспортным средством.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Перечень
медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604)

Наименование заболевания Код заболевания по МКБ-10*
I. Психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями)
1. Органические, включая симптоматические, психические расстройства F00 - F09
2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства F20 - F29
3. Расстройства настроения (аффективные расстройства) F30 - F39
4. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства F40 - F48
5. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте F60 - F69
6. Умственная отсталость F70 - F79
II. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)
7. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ F10-F16, F18, F19
III. Болезни нервной системы
8. Эпилепсия G40
IV. Болезни глаза и его придаточного аппарата
9. Ахроматопсия Н53.51
10. Слепота обоих глаз Н54.0

* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).

Перечень
медицинских показаний к управлению транспортным средством
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604)

I. Медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением

1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение.

2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей, мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).

3. Ампутационные культи обоих бедер.

4. Ампутационные культи обеих голеней.

5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.).

6. Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.).

7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения.

8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы).

II. Медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией

9. Отсутствие верхней конечности или кисти.

10. Отсутствие нижней конечности или стопы.

11. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.

12. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей.

13. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;

б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;

в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.

14. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии.

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой

15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения

16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

V. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха

17. Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня.

Перечень
медицинских ограничений к управлению транспортным средством
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604)

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "А" или "М", подкатегории "А1" или "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа

1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.

2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.

3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.

4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.

5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.

6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.

7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

8. Отсутствие одной верхней или нижней конечности, кисти или стопы, а также деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.

9. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;

б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;

в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.

10. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (освидетельствуемые признаются годными к управлению транспортным средством, если конечность не имеет дефектов костей, суставов или мягких тканей, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).

11. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм (болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.).

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "В" или "BE", подкатегории "В1" (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)

12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.

13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.

14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.

15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.

16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.

17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

18. Отсутствие обеих верхних конечностей или кистей или их деформация, значительно затрудняющая движение кистей.

19. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде верхней параплегии.

20. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм (болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.).

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "С"*, "СЕ", "D", "DE", "Тm" или "Тb", подкатегории "С1"*, "D1", "С1Е" или "DIE"

21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).

22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.

23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.

24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.

25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.

26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.

27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

28. Отсутствие верхней конечности или кисти.

29. Отсутствие нижней конечности или стопы.

30. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы.

31. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;

б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;

в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца.

32. Остаточные явления поражений центральной нервной системы в виде гемиплегии или параплегии.

33. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (освидетельствуемые признаются годными к управлению транспортным средством, если конечность не имеет дефектов костей, суставов или мягких тканей, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см).

34. Травматические деформации и дефекты костей черепа с наличием выраженной неврологической симптоматики.

35. Восприятие разговорной речи на одно или оба уха на расстоянии менее 3 м, шепотной речи - на расстоянии 1 м или менее независимо от способа компенсации потери слуха.

36. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм (болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.).

37. Рост ниже 150 см.

* К транспортным средствам категорий "В", "С" и подкатегории "С1" приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к указанным категориям и подкатегории.

Обзор документа

В конце 2013 г. Закон о безопасности дорожного движения был дополнен положениями о медицинских противопоказаниях, показаниях и ограничениях к управлению транспортными средствами (ТС).

К первым относятся заболевания (состояния), при наличии которых нельзя управлять ТС. Ко вторым - те, при которых последнее возможно, например, со специальными приспособлениями.

Наконец, медицинскими ограничениями являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует безопасному управлению ТС определенных категории, назначения и конструктивных характеристик.

Определены перечни конкретных противопоказаний, показаний и ограничений.

Так, вождению препятствуют шизофрения, аффективные расстройства, умственная отсталость, эпилепсия, слепота обоих глаз.

При деформации стопы, параличе нижних конечностей (при возможности сидения), отсутствии 2 фаланг большого пальца на руке и некоторых других заболеваниях (состояниях) можно пользоваться ТС с ручным управлением. При слепоте одного глаза - ТС, оборудованным акустической парковочной системой.

Небезопасно управлять ТС категорий "С", "СЕ", "D", "DE" и некоторых других, если, в частности, отсутствует верхняя конечность или кисть, рост ниже 150 см, имеются остаточные явления поражений ЦНС в виде гемиплегии или параплегии.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Задача реабилитации после инсульта - восстановить качество жизни перенесшего инсульт человека в как можно большем объеме. В частности это подразумевает возврат к активному образу жизни, восстановление бытовой независимости, вовлеченность в социальную жизнь. Многие из тех, кто перенес инсульт, хотят снова работать, общаться с друзьями, путешествовать, заниматься спортом, и думают об этом еще до выписки. И, конечно, хотят снова сесть за руль.

В каком-то смысле, для многих снова сесть за руль воспринимается как способность снова начать "рулить" собственной жизнью, несмотря на перенесенный инсульт и его осложнения. Вождение становится символом победы над болезнью, символом возвращения себе контроля над своим телом и жизнью. Поэтому многие люди, которые перенесли инсульт, страстно желают именно самостоятельно водить машину и предпочитают сидеть в водительском кресле, а не в пассажирском, хотя их родственники и близкие с радостью готовы поработать для них шофером.

605cb65448911384ce5bf0c102eb25c9be78ae90.jpg

Вождение после инсульта: негативное влияние

Перенесенный инсульт влечет за собой ряд осложнений и нарушений в работе организма, часть из них может негативно влиять на способность к безопасному вождению.

Двигательные нарушения

После инсульта часто возникает слабость в мышцах или парез, около половины перенесших инсульт людей испытывают постинсультные боли. Незначительные физические изменения могут быть скорректированы с помощью специального адаптивного оборудования, которое помогает вернуться за руль. Однако серьезные двигательные нарушения, такие как парез или контрактуры делают вождение крайне затруднительным. Контрактура - это ограничение движения в суставе, при контрактурах нельзя полностью согнуть или разогнуть конечность в одном или нескольких суставах. Подробнее о контрактурах и других двигательных нарушениях можно прочитать в нашей подборке материалов о двигательных нарушениях после инсульта.

Когнитивные нарушения

Нарушения зрения

Согласно некоторым исследованиям, около 60% перенесших инсульт людей сталкиваются с теми или иными нарушениями в работе зрения.К таким нарушениям относят снижение зрения, ограничения поля зрения, различные сложности в обработке визуальной информации. Если после перенесенного инсульта имеются такие проблемы со зрением, необходимо воздерживаться от вождения до момента, пока на управление автомобилем не будет получено разрешение лечащего врача, а нарушения зрения - не будут тщательно изучены медиками и скорректированы.

Патологическая усталость

Патологическая усталость - это распространенный синдром после перенесенного инсульта. По некоторым оценкам, до 70% перенесших инсульт пациентов жалуется на что общий упадок сил, на ощущение утомленности, обесточенности, быстрого физического и нервного истощения. Проблема патологической усталости в том, что она может возникать внезапно, резко, поэтому для тех, кто страдает синдромом постинсультной патологической усталости вождение может быть опасным.

Вождение небезопасно: на что обратить внимание

Многие перенесшие инсульт люди не всегда отдают себе отчет в том, насколько инсульт ограничил их способность к безопасному вождению. Если вы все-таки решились сесть за руль, необходимо быть крайне внимательным к своему состоянию, к своим ощущениям. И сам перенесший инсульт человек, и его близкие, которые взяли на себя роль ухаживающего, должны насторожиться, если замечают какое-то проявление из водительского стоп-листа, который приведен ниже. В стоп-листе приведены основные сигналы о том, что управлять автомобилем для этого водителя - пока небезопасно. Как и для его пассажиров и для других участников дорожного движения.

  • Едет быстрее или медленнее, чем предполагается знаками дорожного движения или текущей ситуацией на дороге.
  • Постоянно просит инструкций и помощи от пассажиров.
  • Игнорирует знаки дорожного движения или сигналы светофоров.
  • Принимает медленные или неверные водительские решения.
  • Легко впадает в сомнения или в панику.
  • Плохо ориентируется на знакомой территории.
  • Становится участником ДТП или создает потенциально опасные ситуации на дороге.
  • Едет не по разметке, не может держаться в рамках своей полосы.

Если сам перенесший инсульт человек или его близкие замечают что-то из этих предупредительных сигналов, необходимо сразу же прекратить движение и не возобновлять его, пока не будет проведена консультация с врачом и заново протестирована способность к вождению.

Вождение после инсульта: эрготерапия

В последние годы профессия эрготерапевта в России бурно развивается, а эрготерапевты успешно помогают все большему числу перенесших инсульт людей вернуться к привычным активностям и значительно улучшить качество жизни. Вкратце, эрготерапия через модификацию окружающей среды помогает восстановить, развить и поддержать те навыки, которые нужны человеку, важны и значимы для его здоровья, благополучия и удовлетворенности жизнью. Эрготерапевт может оценить, какие навыки есть, а какие в дефиците, чего пока не хватает для возвращения к безопасному вождению. Также эрготерапевт может подсказать, как именно должен быть модифицирован автомобиль, чтобы в большей мере соответствовать индивидуальным потребностям водителя.

Вождение после инсульта: тренировка

Лечащий врач разрешил вождение, что делать дальше? Можно использовать следующие приемы, которые помогут вернуться за руль.

Водитель на пассажирском кресле

Попросите родственника или знакомого проехаться с вами на автомобиле по знакомой территории. Близкий будет за рулем, а вы - на пассажирском сидении. Выберите цель поездки - например, ближайший парк или супермаркет. Ваша задача - "управлять" водителем: говорите, куда ехать, где включить поворотник, где повернуть, где замедлиться, где пропустить другие автомобили, где ускориться, где перестроиться, где притормозить, а где - остановиться. Это покажет, насколько вы осведомлены о правилах дорожного движения, как быстро вы принимаете водительские решения, насколько вы ориентируетесь на местности. Понаблюдайте за своими ощущениями: не страшно ли вам быть в потоке автомобилей? Не чувствуете ли вы замешательства, тревожности, колебаний? Такой метод позволяет вам "потестировать" вождения без серьезных рисков.

Тестирование

Обсудите с лечащим врачом возможность проведения специальных тестов, оценивающих психофизическую готовность к вождению. Такое тестирование может включать в себя оценку различных функций и систем организма. Например, существуют тесты для оценки понимания и обработки визуальной информации, где предлагается протестировать себя на узнавание знаков дорожного движения. В ходе такого тестирования, в частности, может потребоваться "связать" знак и предполагаемый сценарий вождения, например, знак "Остановка запрещена" предполагает необходимость не останавливаться в этой зоне. Также существуют тесты, с помощью которых может оцениваться скорость сбора визуальной информации, скорость обработки информации, гибкость мышления и исполнительное функционирование.

Вождение с инструктором

За рубежом существует отдельная профессия - специалист по реабилитационному вождению. В задачи такого специалиста входит проведение тестового вождения в качестве инструктора по вождению и последующая оценка поведения водителя за рулем, включая оценку визуального восприятия, времени реакции, способности оценивать ситуацию, а также функциональной и когнитивной способности к вождению. Если найти такого специалиста сложно, можно некоторое время поездить с бережным и внимательным инструктором, который и подстрахует, и подскажет, и обратит внимание на то, что пока не очень получается.

Теоретическая часть

В качестве самостоятельной тренировки и самопроверки вы можете пройти онлайн тест на знание правил дорожного движения и перепроверить свое понимание теоретической части вождения. Тест можно проходить как в спокойном режиме, так и на скорость.

Вернуться за руль автомобиля после перенесенного инсульта - это реальная возможность для многих. Важно проконсультироваться с лечащим врачом на предмет возможных ограничений, обсудить тему с близкими и использовать все ресурсы, которые могут обеспечить комфортное и безопасное вождение.

Фото статьи

После выписки из больницы, где пациент лечится от инсульта, наступает восстановительный период. Постепенно человек возвращается к привычному образу жизни, однако в ней теперь существуют определенные запреты и правила. В данной статье мы рассмотрим, можно ли после перенесенного инсульта вновь садиться за руль машины.

Особенности вождения после удара

Фото 1

Нередко после инсульта наблюдаются самые разрушающие последствия.

Они могут быть следующими:

  1. психические расстройства;
  2. паралич конечностей;
  3. невропатия;
  4. афазия;
  5. нарушение зрительной функции;
  6. отсутствие координации движений;
  7. инвалидность.

После инсульта пациента ждет длительный курс реабилитации. Если он хочет вновь сесть за руль, ему предстоит пройти обследование, по результатам которого медики определяют возможность водить транспортное средство.

На вопрос, можно ли вернуться к вождению автомобиля, нельзя дать однозначный ответ. Все зависит от конкретного клинического случая и тяжести болезни.

Справка! Категорически запрещается садиться за руль, если наблюдается эпилепсия и онемение конечностей.

При вождении важным фактором является нормальное зрение. Подобные проблемы фиксируются у 30% постинсультных больных. Конечно, со временем зрительная функция восстанавливается, однако это происходит, если поражен только небольшой отдел головного мозга. Когда его размер внушительный, то возможна утрата данной ключевой функции.

У пациента могут быть диагностированы следующие проблемы:

  1. отсутствие периферического зрения;
  2. выпадение полей зрения;
  3. паралич глазного нерва;
  4. полное или частичное отсутствие бокового зрения.

Таким образом, только доктор может определить, будет ли человек ездить за рулем, и каковы последствия вождения для больного. Не стоит пренебрегать рекомендациями лечащего врача, чтобы не допустить рецидива данного заболевания.

Когда можно садиться за руль

Фото 2

За руль автомобиля постинсультному больному можно садиться после полного восстановления.

У каждого человека этот период разный.

Все согласовывается с лечащим врачом.

Длительность ожидания зависит, прежде всего, от степени тяжести инсульта и темпов улучшения общего состояния здоровья.

За руль снова можно сесть только после выполнения тестов на стимуляторе и прохождения медицинской комиссии.

Чтобы определить, остались ли у человека водительские навыки, необходимо пройти специально разработанный тест. Он выполняется непосредственно в машине в присутствии инструктора или посредством компьютерного стимулятора. Этот вид исследования имеет недостатки:

  • высокая стоимость;
  • длительность выполнения всех заданий (порядка 45 минут).

Важно! Прежде чем приступать к тестам, необходимо в полном объеме восстанавливать все утраченные способности. Только тогда комиссия выдаст разрешение для возвращения водительских прав.

  1. проверка имеющихся знаний ПДД. Инструктор, находящийся рядом с водителем, определит, насколько адекватно тот обращает внимание на знаки и распознает их. Именно таким образом проверяют восстановление зрительного восприятия;
  2. выявление пространственной ориентации. Тут внимание будет уделяться правильности выполнения конкретных действий и координации движений;
  3. определение возможности самостоятельно без всяческой помощи прокладывать себе маршрут. Здесь важно оценить характер мышления постинсультного больного, его логичность мыслей и суждений.

Тест представляет собой набор определенных действий и задач. Его автором является бельгийский ученый, который предварительно исследовал свыше 1,5 тысячи историй болезней постинсультных пациентов.

Люди, вернувшиеся к езде после инсульта, обычно рассказывают, что этот процесс является сложным и длительным. Сначала практически невозможно собраться, трудно переключать внимание. Субъективные ощущения говорят о том, что у водителя остается только треть прежних умений, поэтому всему приходится учиться заново.

Сначала эксперты советуют передвигаться по малооживленным автодорогам, где отсутствует активное движение. Желательно, чтобы скорости были низкими, нельзя отвлекаться на разговоры. Руль нужно держать исключительно двумя руками.

Полезное видео

Предлагаем вам посмотреть полезное видео по теме:

Проблемы, с которыми может столкнуться больной

Фото 3

В случае успешного курса реабилитации больной не всегда может снова водить автомобиль.

Этому мешают такие проблемы:

  1. сложность в произведении оценки ситуации на дороге;
  2. отсутствие четкости мышления;
  3. трудности со своевременным торможением;
  4. осложненность действий и плохая реакция;
  5. суженный зрительный обзор.

Соответствующие факторы негативно влияют на поведение человека в период езды. Такой водитель представляет собой риск для остальных автомобилистов. Он и сам может травмироваться.

Важно! Категорическими показателями для возобновления вождения являются когнитивные нарушения и плохие зрительные способности.

Статистическая информация говорит о том, что после перенесенного инсульта в 70% случаев дают знать о себе отклонения когнитивного характера. Речь идет об ухудшении:

  1. внимания;
  2. памяти;
  3. ориентации.

Именно эти нарушения вызывают опасение у специалистов, таким образом, они не могут выдать разрешение на вождение транспортного средства.

Разрешается ли работать водителем?

Фото 4

Решение по этому вопросу принимает специальная комиссия после детального обследования и получения результатов всех тестов.

В целом, конечно, специалисты рекомендуют сменить профессию, ведь человек за рулем ответственен за жизни пассажиров.

Кроме этого, восстановление после геморрагического вида болезни осуществляется сложнее.

По факту садиться за руль авто может не менее чем через три месяца. В других странах мира восстановительный период не превышает и 30 дней. Именно врач должен донести пациенту об опасности работы водителем после этого неврологического заболевания, ведь она сопровождается:

  1. повышением АД;
  2. паникой;
  3. частыми стрессами.

Все эти факторы являются предвестниками мозгового кровоизлияния. Не исключаются и аварийные ситуации на дорогах. Если вдобавок, водитель нечленораздельно говорит, то могут произойти конфликты с сотрудниками правоохранительных органов.

Выводы медицинской комиссии зависят от общего состояния здоровья больного, вида неврологического недуга и степени поражения. В любом случае, необходимо помнить, что рецидив может повториться в любой момент. В категории риска находятся люди более старшего возраста.

Выводы

Несмотря на то, что инсульт сказывается на качестве жизни человека, у него все-таки есть шанс сесть за руль. Рекомендуется делать это только после прохождения реабилитации. Чтобы быстрее восстановиться, необходимо соблюдать все предписания доктора. Если по каким-то причинам врач запрещает садиться за руль, не нужно игнорировать его слова.

Инсульт – достаточно серьезное и опасное заболевание, характеризующееся нарушением кровообращения в головном мозге. Это приводит к нарушению работоспособности всех систем и органов организма. Водить машину после инсульта, особенно в период реабилитации, категорически запрещено.

Разновидности нарушения кровообращения

Нормальное кровообращение у человека

Нормальное кровообращение у человека

В медицине выделяют два вида инсульта. Каждый из них имеет свои причины возникновения и характерные особенности.

Ишемический (кардиоэмболический) тип происходит на фоне закрытия просвета сосудов тромбом или кровяными сгустками. В результате определенный участок мозга перестает получать достаточное количество кислорода и микроэлементов, поступающих с кровяным током. Это влечет за собой нарушение функции и отмирание клеток тканей.

Геморрагический инсульт возникает на фоне разрыва сосудов в мозге. Результатом становится большое количество крови, что отрицательно сказывается на работе способности нервных волокон. Это провоцирует их дисфункцию.

В результате ишемического и геморрагического инсульта наблюдается отмирание клеток тканей и нарушение кровообращения в головной мозг. На фоне происходящих изменений системы и органы перестают нормально функционировать.

Последствия инсульта

Паралич одной стороны тела

Паралич одной стороны тела

Нарушение кровотока может затрагивать как небольшой отдел мозга, так и большую его часть. Но в независимости от того, насколько были серьезные нарушения, инсульт сопровождается следующими осложнениями:

  1. Нарушение координации движений и моторики. Наблюдаются не только при проведении неврологических тестов. Симптомы заметны и в повседневной жизни. Человеку сложно держать предметы маленького размера, открыть входную дверь ключом с первого раза.
  2. Паралич одной стороны тела, которая противоположна пострадавшему полушарию мозга. У пациента отказывают не только конечности, но и лицевые мышцы. Данные признаки могут выражаться в различной степени, в зависимости от объема пораженных участков.
  3. Невропатия. Больные перестают различать вкус, запахи и температуру.
  4. Нарушение зрения. Пациенты часто жалуются на сужение области обзора, возникновение раздвоения перед глазами и снижение остроты зрения.
  5. Психические расстройства. Чаще всего после перенесенного инсульта у больных возникает депрессивное состояние, Быстро меняется настроение, появляется нервозность, тревожность и агрессивность.
  6. Афазия. Это нарушение речи, выражающееся в трудности восприятия слов собеседника и затруднения в разговоре. Человек не всегда может ясно выражаться или усваивать большой объем информации.
  7. Нарушение уродинамических функции. Отмечается затруднение в мочеиспускании и дефекации. В некоторых случаях наблюдается недержание кала и мочи.
  8. Инвалидность. Достаточно часто становится одним из последствий инсульта при котором был затронут достаточно большой участок головного мозга или в при отсутствии своевременной медицинской помощи.

Инсульт также может стать причиной летального исхода. У многих пациентов, кто перенес микроинсульт, возникает вопрос можно ли водить автомобиль при прохождении курса реабилитации. Возможность управлять транспортом определяется специальной комиссией по результатам осмотра, тестирования и медицинских показателей. Решение выносится через 3-6 месяцев после приступа.

Водительские тесты для определения возможности водить машину после инсульта

Водительские тесты, чтобы водить машину после инсульта

Водительские тесты

Большое число пациентов после инсульта садиться за руль личного автотранспорта без прохождения специальных тестов и обследований. Им достаточно тяжело сразу отказаться от привычки беспрепятственно и быстро перемедвигаться по городу. Но при этом мало кто задумывается при вождении о безопасности самого себя и окружающих людей.

Для того чтобы определить не утрачены ли навыки водителя, человеку необходимо пройти специальный тест. Он выполняется на дороге в машине с инструктором или с помощью компьютерного симулятора. К недостаткам данного теста относится высокая стоимость и продолжительное время прохождения теста. На выполнение всех заданий уходит от 30 до 45 минут.

Прежде чем начать проходить все тесты, после инсульта пациентам следует полностью восстановить утраченные функции. Только тогда комиссия может оценить состояние и выписать разрешение, которое позволит вернуть права и возможность снова сесть за руль.

Задачами тестирования являются:

  1. Проверка знаний ПДД. Инструктор обращает свое внимание на адекватное распознавание дорожных знаков. Именно таким образом проверяют, насколько хорошо восстановилось зрительное восприятие после перенесенного инсульта.
  2. Установление пространственной ориентации. Особое внимание уделяется координации движений и выполнению конкретных действий.
  3. Установление возможности без посторонней помощи прокладывать маршрут. Инструктор таким образом определяет характер мышления, состоящий из оценки внимания и логичности суждений.

Тест представляет собой комплекс определенных задач. Он был разработан бельгийским ученым на основе более полутора тысяч истории болезней пациентов, перенесших инсульт.

Тестирование будет основой решения комиссии о возможности участия пациентам снова стать водителем личного автотранспорта.

Почему не разрешается водить машину после инсульта?

В период реабилитации после инсульта больным категорически запрещено садиться за руль. Это обусловлено тем, что на дороге нахождение человека в стрессе не является редкостью и может стать причиной повторного приступа. Кроме этого, после геморрагического инсульта восстановление работоспособности головного мозга происходит значительно сложнее.

Водить автомобиль после приступа, который протекал в легкой форме пациенту разрешается не ранее чем через 3 месяца.

Но не многие пациенты знают о возможных последствиях вождения автомобиля сразу после инсульта. Говорить о наличии опасности должен лечащий врач. Во время поездки человек переживает множество различных эмоций и чувств. Чаще всего это паническое или стрессовое состояния и перевозбуждение. Они способствуют повышению АД, что и становятся причиной кровоизлияния в головной мозг. В результате на дороге может возникнуть аварийная ситуация.

Кроме этого после инсульта у пациентов отмечается наличие невнятной речи, затрудненность в усвоении информации. Это также может стать причиной появления конфликтной ситуации с полицейскими на дороге.

Водить машину после приступа можно, но не ранее чем через три месяца. Такое ограничение необходимо для того, чтобы обезопасить не только самого водителя но и окружающих его людей.

Читайте также: