На предмет причастности лиц о которых в егрюл содержатся сведения как об учредителях и руководителях
Обновлено: 17.05.2024
Попал в неприятную ситуацию, нужен совет от практиков, если кто сталкивался, а не от теоретиков юриспруденции.
Как следствие полугодового судебного процесса – решение суда общей юрисдикции о расторжение трудового договора между директором и ООО, датой которую указал директор изначально согласно ст280 ТК РФ, т.е.полгода назад. Ни учредители ни их представители к процессу конечно не проявили ни малейшего интереса.
Вопрос? Каким образом бывшему директору, т.е. мне, удалить запись о себе в ЕГРЮЛ и минимизировать риски (штрафы и т.д. и т.п.).
Общение с начальником отдела ФНС проблемы не решило. Предложены были 2 варианта: новый директор либо ликвидация, что в моей ситуации не возможно. Но для успокоения души было предложено написать письмо в свободной форме на руководство ИФНС с изложением всех фактов и судебным решением, которое они примут к сведению, но не более того…
На сегодняшний момент пройден не легкий путь поступления на госслужбу (выигран конкурс, пройдена мед.комиссия, собраны справки – время и деньги т.е.). НО ЧТО ДЕЛАТЬ С ЗАПИСЬЮ ЕГРЮЛ? Надеяться, что проскочит, а если всплывет - защищаться решением суда и письмом ФНС. Или что ??
Время выходить на службу, следовательно на дальнейшие возможные суды и прочие предложения по оспариванию действий ФНС нет! ЧТО ДЕЛАТЬ. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ? Кто ЗНАЕТ ПОДОБНЫЕ СЛУЧАИ И ПРАКТИКУ ПО НИМ?
такая вот правовая коллизия.
Как следствие полугодового судебного процесса – решение суда общей юрисдикции о расторжение трудового договора между директором и ООО, датой которую указал директор изначально согласно ст280 ТК РФ, т.е.полгода назад.
Антон
В качестве примера могу привести решение суда, когда бывший директор пытался обжаловать бездействие налогового органа по изменению недостоверных данных в ЕГРЮЛ
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу N 33-2429/2014
…
Заслушав доклад судьи Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда
установила:
С. обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Омской области (далее — Межрайонная ИФНС России N по Омской области) об обязании внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), указав, что вступившим в законную силу решением Куйбышевского районного суда г. Омска от установлен факт прекращения трудовых отношений между ООО " ", ООО " " и ним как директором этих организаций с . Вместе с тем записи о нем как о директоре названных организаций из ЕГРЮЛ не исключены. В этой связи им было направлено заявление в адрес Межрайонной ИФНС России N по Омской области с требованием внести изменения в ЕГРЮЛ на основании указанного решения суда. Во внесении изменений в ЕГРЮЛ ему было отказано в связи с отсутствием заявлений уполномоченного лица о внесении изменений в сведения о названных юридических лицах, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Полагая действия Межрайонной ИФНС России N по Омской области незаконными и нарушающими его права, просил обязать указанную инспекцию внести изменения в ЕГРЮЛ в отношении ООО " ", ООО " ", исключив из данного реестра записи о нем как об их директоре.
Аналогичных решений много.
2. Решение предьявить сразу. Или когда возникнут вопросы? Боюсь озвучивание проблем при оформлении в кадрах может насторожить так любящих государственный " покой" кадровиков и начальство.
Антон
На мой взгляд ничего сразу предъявлять не надо. Вы не являетесь лицом, которое обязано изменить запись в ЕГРЮЛ. Вы имеете решение суда, соответственно, Вы не можете догадываться о том, что продолжаете находится в ЕГРЮЛ как директор. Возникнет вопрос — покажете.
А будете показывать сейчас, возникнет другой вопрос — зачем Вы нам это показываете? Что будете отвечать? Что находитесь в ЕГРЮЛ и Вам это известно? Не думаю, что это разумно. Первый путь гораздо логичнее.
Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.
Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.
Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.
Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.
Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.
Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.
Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.
Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.
Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом - статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.
При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.
Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.
Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.
Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.
В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.
Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).
Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.
Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение "03").
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.
Следует отметить, что пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях и пунктом 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено изменение сведений об учредителях некоммерческой организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, только в случае выхода лица из состава учредителей.
При этом указанный порядок распространяется только на случаи выхода из перечисленных выше некоммерческих организаций лиц, сведения о которых как об их учредителях содержатся в ЕГРЮЛ.
Учредители некоммерческих корпораций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.
Выход участников (членов) некоммерческих корпораций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (статьи 123.5, 123.9 Гражданского кодекса, статья 20 Закона об общественных объединениях, статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. В силу законодательной конструкции корпораций прием в их состав новых учредителей не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица также вправе войти в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями фонда.
С учетом приведенной формулировки, в ЕГРЮЛ могут быть изменены сведения об учредителях только в случае их добровольного выхода.
Механизм внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях фонда действующим законодательством не предусмотрен (для подтверждения изменения сведений об учредителях фонда сведения об его учредителях могут быть внесены в устав фонда).
Исключение составляют автономные некоммерческие организации. Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.
Учитывая, что возможность изменения состава учредителей предусмотрена специальными нормами Гражданского кодекса, сведения о новом учредителе автономной некоммерческой организации могут быть внесены в ЕГРЮЛ.
Ввиду отсутствия в законе прямого указания на иной порядок, для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений в отношении автономных некоммерческих организаций в территориальный орган Минюста России по месту нахождения автономной некоммерческой организации подлежат представлению заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@ и единогласное решение учредителей организации о приеме в состав ее учредителей нового лица.
Порядок принятия решения о приеме в состав учредителей нового лица законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей. Решение принимается единогласно действующими учредителями.
При наличии сведений об учредителях в уставе изменение их состава влечет необходимость внесения в устав изменений с последующим представлением в соответствующий территориальный орган Минюста России заявления по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, с приложением необходимого комплекта документов.
Необходимости подтверждения внесения новым учредителем фонда или автономной некоммерческой организации с учетом пункта 1 статьи 123.17 и пункта 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса имущественного взноса при приеме в состав учредителей данных некоммерческих организаций действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.
ЕГРЮЛ - это государственный реестр юридических лиц. В реестре отражаются основные сведения об организации: дата создания, местонахождение, состав учредителей, размер уставного капитала, имя руководителя, виды экономической деятельности и др. Сведения из реестра являются открытыми, и юридическое лицо несёт ответственность за их достоверность.
Что такое недостоверные сведения
Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ – это та информация об организации, которая не соответствует действительности или вызывает сомнения у налоговых органов. Согласно указаниям ФНС (письма № ГД-4-14/14127 и № ГД-4-14/14126) без доказательств признаются недостоверными такие сведения об юридическом лице:
- для организаций, созданных до 01.08.2016 – массовый учредитель, руководитель, адрес, имеющий отношение более чем к 50 юр лицам;
- для организаций, созданных после 01.08.2016 – критерий для массового учредителя и адреса снижен до 10 юрлиц, а для руководителя – до 5 юрлиц.
Такой высокий показатель массовости для организаций, созданных до 01.08.2016, вызван регистрацией сотен тысяч фирм-однодневок. Эти компании изначально создавались не для ведения бизнеса, а для нелегальных целей – участия в налоговых схемах, обналичивания денег, вывода активов за рубеж, да и просто обмана контрагентов. Когда-то ФНС допустила регистрацию большого количества организаций с признаками массовости, но сейчас активно взялась за чистку данных, указанных в реестре.
Кроме того, недостоверной признается информация о руководителе, если он дисквалифицирован или является умершим.
Для организаций, которые ведут реальный бизнес и не имеют признаков массовости, недостоверные сведения в ЕГРЮЛ могут объясняться несвоевременным внесением новых данных в реестр или ошибкой при их указании.
Как проверить достоверность сведений
Учитывая, что сведения из реестра относятся к публичной информации, узнать об их недостоверности может любое заинтересованное лицо: банки, контрагенты, инвесторы, государственные органы. При этом основной контроль за этими данными осуществляет Федеральная налоговая служба.
Проверить, достоверны ли сведения о юридическом лице, могут сами участники и руководитель организации. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ возможно с помощью бесплатного сервиса ФНС. Достаточно ввести один из кодов ИНН/ОГРН или название юридического лица и через несколько минут вы получите актуальную информацию. Учтите только, что такие данные из ЕГРЮЛ по ИНН не заменяют официальную выписку из реестра, а носят информационный характер.
Если вы самостоятельно обнаружили по вашей организации недостоверность сведений в реестре, то их надо изменить. Кроме того, сообщить о наличии недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может налоговая инспекция, направив соответствующее уведомление.
К сожалению, с 2016 года участились случаи необоснованных подозрений со стороны налоговых органов в адрес легальных действующих организаций. Например, налоговики признают недостоверность данных об адресе по самым формальным признакам. Это может быть отсутствие директора на рабочем месте в момент проверки, недостаточно подробный юридический адрес (нет номера комнаты или офиса) или письмо, которое работники Почты РФ вернули в налоговую инспекцию, как неполученное.
В результате требование представить достоверные сведения об адресе получают компании, действительно работающие по указанным контактам. Отреагировать на такое обращение ИФНС надо в течение 30 дней, иначе информация о недостоверности юридического адреса будет внесена в ЕГРЮЛ.
Обычно, в качестве доказательства достоверности адреса, в налоговую представляют договор аренды офиса, свидетельство о праве собственности на помещение, фотографии вывески и рекламы, письма госорганов, полученные по этим контактам и др. При этом надо быть готовым к тому, что ничего из этого во внимание признаваться не будет. Позицию инспекции можно оспаривать в вышестоящем органе или в суде, но все это требует времени. Быстрее будет адрес просто сменить.
Как изменить сведения в реестре
Таким образом, изменить сведения о государственной регистрации юридических лиц в реестре надо в следующих ситуациях:
- При смене руководителя, юридического адреса, состава участников, кодов ОКВЭД, уменьшения или увеличения уставного капитала, изменения долей в нем.
- При самостоятельном обнаружении ошибок или неточностей в реестре.
- По требованию ИФНС, обнаружившей недостоверные сведения в ЕГРЮЛ.
Для снесения изменений подаётся форма Р13014. Срок подачи документов – три рабочих дня со дня смены директора, адреса, участников, изменения УК и т.д.
Узнать в подробностях о том, какие документы надо представить для изменения регистрационных данных в разных ситуациях можно из этой публикации:
Существует ещё один способ сообщить о недостоверных данных в ЕГРЮЛ, им могут воспользоваться лица, обнаружившие, что в отношении них внесена недостоверная информация. Для этого разработана форма Р34001 приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@. Подают такое заявление физические лица, в отношении которых внесены сведения об участии или руководстве организацией.
Ответственность за недостоверность сведений в реестрах
Чем грозит внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об организации? Согласно статье 14.25 КоАП РФ за представление недостоверных сведений в госреестры, в том числе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности, наступает административная ответственность. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном нарушении – от 10 до 50 тысяч рублей с возможностью дисквалификации.
В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности надо вносить информацию о полученных лицензиях, о стоимости чистых активов ООО, о залоге движимого имущества организации и некоторых других событиях.
Но, кроме штрафа по статье 14.25 КоАП РФ, метка о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ влечёт за собой ещё ряд негативных последствий:
- По требованию налоговой инспекции расчётный счёт организации может быть заблокирован.
- Партнёры компании не смогут подтвердить расходы по совершённым сделкам, из-за чего возможно прекращение сотрудничества.
- Существует высокий риск назначения выездной налоговой проверки.
- Если запись о недостоверности провисит в ЕГРЮЛ больше полугода, юридическое лицо должно быть исключено из реестра. При этом порядок исключения из реестра по такому основанию не до конца проработан налоговой службой, поэтому реальных историй ещё нет.
- Участник, имеющий более 50% доли в уставном капитале, и руководитель такой организации не вправе в течение трёх лет создавать новое юридическое лицо или руководить им.
- Если в результате использования недостоверной информации из ЕГРЮЛ контрагент или другое лицо понесёт убытки, организация обязана будет их возместить.
Учитывая такие высокие финансовые, административные и репутационные риски, руководителю и участникам ООО надо всегда следить за тем, чтобы в государственных реестрах отражалась только актуальная и достоверная информация об организации.
Узнать о дисквалифицированных лицах и ограниченных в участии в юридическом лице можно на сайте ФНС и ресурсе Прозрачный бизнес:
Чтобы получить информацию о себе, участниках общества, партнерах и контрагентах, достаточно ввести любые известные вам данные физического лица: фамилию, дату или место рождения. Если вообще не внести никакие данные и сделать запрос, налоговая выдаст полный реестр дисквалифицированных (реестр ограниченных в участии ЮЛ) лиц.
Если вам нужно проверить сразу все руководство и учредителей конкретной компании, введите наименование или ОГРН юридического лица в поиске организаций, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.
Сведения в реестрах обновляются ежедневно.
Какая информация о дисквалифицированном или ограниченном в участии в ЮЛ лице есть в реестрах:
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- наименование компании и должность лица;
- статья КоАП РФ, регламентирующая нарушение;
- наименование органа, составившего протокол о правонарушении;
- фамилия и инициалы судьи, который вынес соответствующее решение.
Эти данные предоставляются автоматически любому человеку, кто сделал запрос на сайте ФНС.
За что могут дисквалифицировать или ограничить в участии?
Дисквалифицировать или ограничить в участии в юридических лицах могут директора, участника (учредителя), если они совершили административное правонарушение, уклонились от совершения необходимых действий либо были ранее задействованы в деятельности компаний, нарушивших законодательство.
Приведем конкретные примеры.
Директора могут дисквалифицировать (отстранить от должности), если он:
Дисквалифицируют директора на срок от 6 месяцев до 3 лет, только по решению суда и чаще всего после повторного нарушения.
Ограничивают в участии в ЮЛ за:
- причастность к юридическому лицу, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе ЮЛ;
- причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (в том числе и списанной).
Какие могут быть последствия для фирмы и руководителя (участника)?
Дисквалифицированный руководитель не имеет права управлять компанией: принимать решения, подписывать документы, участвовать в собраниях и совете директоров, а подписанные им от лица компании документы будут недействительными. Зарегистрировать новое юридическое лицо такой директор и учредители, причастные к брошенным компаниям или юридическим лицам, исключенным за недостоверность сведений, тоже не смогут.
За игнорирование дисквалификация предусмотрена юридическая ответственность. Если директор продолжает управлять организацией, его оштрафуют на 5000, а компанию на 100 000 рублей.
Не менее неприятное последствие – это подрыв репутации компании, трудности ведения бизнеса, потеря деловых связей. Контрагенты и партнеры могут отказаться от сотрудничества, а новые просто не будут подписывать договоры с неблагополучной организацией, ведь их могут обвинить в непроявлении должной осмотрительности. Никто не хочет проблем с ФНС, частых проверок, доначислений налога на прибыль.
Как не попасть или выйти из списка ФНС?
Чтобы не попасть в списки ФНС, нужно не допускать нарушений (особенно повторных): вовремя платить налоги и штрафы, соблюдать трудовое законодательство, правильно ликвидировать организацию (если есть долги, то через банкротство).
Если повторное нарушение все-таки зафиксировали, на досудебной стадии эффективными мерами предупреждения занесения в черные списки ФНС могут быть обжалование результатов проверки и/или грамотно проведенные переговоры с ведомством. В зависимости от нарушения, это может быть налоговая служба, Роспотребнадзор, антимонопольная служба, Государственная инспекция по труду и т. д.
Проверяющие нередко допускают нарушения в ходе проверок. И если дело уже в суде, или в отношении вас вынесено постановление о дисквалификации, можно привлечь к делу опытного юриста, заявить возражения, оспорить результаты проверки уполномоченного органа (основания привлечения к административной ответственности), подать апелляционную жалобу в 10-дневный срок.
У проверяющего органа должны быть обязательно подтверждения, что несоблюдение закона выявлено повторно. Если их нет, суд отклонит требование.
Кроме того, дисквалификация – это альтернативная мера юридической ответственности. То есть, статья КоАП предлагает несколько вариантов наказания. Убедите суд, что штраф более обоснованная мера в вашем случае. А ограничения, связанные с дисквалификацией, несоразмерны общественной опасности тех обстоятельств, в связи с которыми устанавливается данный вид административного наказания.
Заявите о сроке давности, если вас привлекают к ответственности позднее 1 года со дня правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – позднее года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).
И наконец, если суд все-таки вынес постановление не в вашу пользу, в любом случае обжалуйте решение в 10-дневный срок. Так вы выиграете время (до 2 месяцев), чтобы передать дела, решить критические финансовые и организационные вопросы.
В списки ФНС редко попадают по ошибке. Но если считаете, что это случилось, мы поможем восстановить ваши права.
ЕГРЮЛ — единый государственный реестр юридических лиц. Это федеральный ресурс, в котором содержатся сведения обо всех компаниях и учреждениях в России. В реестре указаны:
- дата создания организации;
- местонахождение;
- состав учредителей;
- размер уставного капитала;
- имя руководителя;
виды экономической деятельности и др.
Сведения реестра открыты, их может изучить любой человек на сайте ФНС. Данные в реестр вносит налоговая по заявлению компании при регистрации. Ответственность за достоверность информации несёт само юрлицо.
Такую отметку часто получают компании, которые налоговая считает однодневками, а их руководителей — номиналами. Кроме того, информацию признают недостоверной, если в реестре есть данные о дисквалифицированном или умершем руководителе компании.
Как ФНС проверяет данные
Проверки делятся на два вида.
При подаче документов на госрегистрацию юрлица. Проводится в течение срока, отведённого на эту процедуру. При этом его могут приостановить (продлить) на 1 месяц.
Проверка сведений, которые уже содержатся в ЕГРЮЛ. Основаниями для неё могут быть:
Когда ФНС приходит к выводу о недостоверности сведений, руководителю направляют уведомление с просьбой предоставить либо новые достоверные сведения, либо доказательства достоверности прежних. Если нужную информацию не предоставят или она окажется неубедительной, то ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.
Почему эту отметку могут получить добросовестные компании
Далеко не всегда в перечисленных выше ситуациях есть вина или злой умысел предпринимателя — реорганизация может быть необходимой для бизнес-процессов; корреспонденция может затеряться на почте; бизнес может носить сезонный характер либо для его ведения не требуется наличие постоянного офиса и постоянное нахождение руководителя на рабочем месте.
В результате уведомления от ФНС получают компании, действительно работающие и находящиеся по указанным в реестре адресам.
Получившему уведомление предпринимателю следует в течение 30 дней сообщить в регистрирующий орган сведения о себе или представить документ, свидетельствующий о достоверности сведений.
В качестве доказательства достоверности информации о компании можно предоставить:
- договор аренды офиса или свидетельство о праве собственности на помещение;
- фотографии вывески и рекламы;
- письма госорганов, полученные по указанному адресу;
- реестр контрагентов и т.д.
Гендиректора могут вызвать в налоговую инспекцию для дачи пояснений. Практика показывает, что, даже если на руках есть доказательства, позицию инспекции придётся оспаривать в вышестоящем органе или суде либо вносить изменения в ЕГРЮЛ.
Чем грозит такая метка компании
В соответствии с КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений предусмотрен штраф от 5000 до 10 000 рублей, а при повторном нарушении — от 10 000 до 50 000 рублей с возможностью дисквалификации. Срок давности привлечения к административной ответственности — один год.
Однако последствия не ограничиваются только административными санкциями. За представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, Уголовным кодексом РФ предусмотрены санкции от штрафа в размере до 80 000 рублей до лишения свободы на срок до четырех лет.
Как отменить запись о недостоверности сведений
Законодательство о госрегистрации прямо не говорит, какие действия можно предпринять, чтобы устранить такую запись из ЕГРЮЛ. Не предусмотрено и аннулирование, погашение или отмена внесенных в реестр записей. Тем не менее можно предоставить в ФНС документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений в пункт, который признан недостоверным.
Какие документы пригодятся
1). Чтобы ранее внесённая запись о недостоверности сведений утратила свою актуальность, необходимо соответствующее заявление о государственной регистрации и документы, подтверждающие достоверность представленных сведений.
Например, в случае с записью о недостоверности сведений об адресе адрес в документах, подтверждающих достоверность, должен соответствовать сведениям, содержащимся в Росреестре и Федеральной информационной адресной системе (ФИАС). Это касается номера дома, корпуса, литеры и нежилого помещения. Отсутствие в адресе одного из указанных элементов — грубое нарушение.
По указанному в документах адресу обязательно должна быть вывеска либо табличка — любое обозначение, позволяющее налоговому органу визуально найти организацию. Помимо этого, собственник здания должен разрешить указать адрес в качестве юридического: договор аренды не является основанием для внесения адреса в ЕГРЮЛ.
2). Также можно оспорить отметку в арбитражном суде. Прецеденты таких дел были, в том числе закончившиеся в пользу бизнеса. Всё зависит от конкретной ситуации и наличия времени и желания вступать в судебные споры с налоговыми органами.
- периодически проверять данные о своей компании, указанные в госреестрах;
- не игнорировать письма и вызовы ИФНС;
- упорядочить получение почтовой корреспонденции;
- своевременно вносить необходимые изменения в ЕГРЮЛ.
Все это позволит не оказаться в самый неподходящий момент в ситуации противостояния с налоговыми органами.
Читайте также:
- Как проверить нотариальную доверенность грузии
- Какие параметры архивации на ваш взгляд обеспечат его наибольшую защищенность
- Органы внутренних дел как субъекты гражданских процессуальных правоотношений
- Субсидию на покупку жилья многодетным семьям как получить
- Где можно прекратить действие длительного поручения