На предмет причастности лиц о которых в егрюл содержатся сведения как об учредителях и руководителях

Обновлено: 17.05.2024

Попал в неприятную ситуацию, нужен совет от практиков, если кто сталкивался, а не от теоретиков юриспруденции.

Как следствие полугодового судебного процесса – решение суда общей юрисдикции о расторжение трудового договора между директором и ООО, датой которую указал директор изначально согласно ст280 ТК РФ, т.е.полгода назад. Ни учредители ни их представители к процессу конечно не проявили ни малейшего интереса.

Вопрос? Каким образом бывшему директору, т.е. мне, удалить запись о себе в ЕГРЮЛ и минимизировать риски (штрафы и т.д. и т.п.).

Общение с начальником отдела ФНС проблемы не решило. Предложены были 2 варианта: новый директор либо ликвидация, что в моей ситуации не возможно. Но для успокоения души было предложено написать письмо в свободной форме на руководство ИФНС с изложением всех фактов и судебным решением, которое они примут к сведению, но не более того…

На сегодняшний момент пройден не легкий путь поступления на госслужбу (выигран конкурс, пройдена мед.комиссия, собраны справки – время и деньги т.е.). НО ЧТО ДЕЛАТЬ С ЗАПИСЬЮ ЕГРЮЛ? Надеяться, что проскочит, а если всплывет - защищаться решением суда и письмом ФНС. Или что ??

Время выходить на службу, следовательно на дальнейшие возможные суды и прочие предложения по оспариванию действий ФНС нет! ЧТО ДЕЛАТЬ. КАК ДЕЙСТВОВАТЬ? Кто ЗНАЕТ ПОДОБНЫЕ СЛУЧАИ И ПРАКТИКУ ПО НИМ?

такая вот правовая коллизия.

Как следствие полугодового судебного процесса – решение суда общей юрисдикции о расторжение трудового договора между директором и ООО, датой которую указал директор изначально согласно ст280 ТК РФ, т.е.полгода назад.
Антон

В качестве примера могу привести решение суда, когда бывший директор пытался обжаловать бездействие налогового органа по изменению недостоверных данных в ЕГРЮЛ

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу N 33-2429/2014

Заслушав доклад судьи Илларионова А.В., судебная коллегия областного суда
установила:
С. обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Омской области (далее — Межрайонная ИФНС России N по Омской области) об обязании внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), указав, что вступившим в законную силу решением Куйбышевского районного суда г. Омска от установлен факт прекращения трудовых отношений между ООО " ", ООО " " и ним как директором этих организаций с . Вместе с тем записи о нем как о директоре названных организаций из ЕГРЮЛ не исключены. В этой связи им было направлено заявление в адрес Межрайонной ИФНС России N по Омской области с требованием внести изменения в ЕГРЮЛ на основании указанного решения суда. Во внесении изменений в ЕГРЮЛ ему было отказано в связи с отсутствием заявлений уполномоченного лица о внесении изменений в сведения о названных юридических лицах, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Полагая действия Межрайонной ИФНС России N по Омской области незаконными и нарушающими его права, просил обязать указанную инспекцию внести изменения в ЕГРЮЛ в отношении ООО " ", ООО " ", исключив из данного реестра записи о нем как об их директоре.

Аналогичных решений много.

2. Решение предьявить сразу. Или когда возникнут вопросы? Боюсь озвучивание проблем при оформлении в кадрах может насторожить так любящих государственный " покой" кадровиков и начальство.
Антон

На мой взгляд ничего сразу предъявлять не надо. Вы не являетесь лицом, которое обязано изменить запись в ЕГРЮЛ. Вы имеете решение суда, соответственно, Вы не можете догадываться о том, что продолжаете находится в ЕГРЮЛ как директор. Возникнет вопрос — покажете.

А будете показывать сейчас, возникнет другой вопрос — зачем Вы нам это показываете? Что будете отвечать? Что находитесь в ЕГРЮЛ и Вам это известно? Не думаю, что это разумно. Первый путь гораздо логичнее.

Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.

Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.

Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.

Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.

Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.

Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.

Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом - статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.

При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.

Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.

Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.

Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.

В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.

Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).

Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).

Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.

Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение "03").

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.

Следует отметить, что пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях и пунктом 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено изменение сведений об учредителях некоммерческой организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, только в случае выхода лица из состава учредителей.

При этом указанный порядок распространяется только на случаи выхода из перечисленных выше некоммерческих организаций лиц, сведения о которых как об их учредителях содержатся в ЕГРЮЛ.

Учредители некоммерческих корпораций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.

Выход участников (членов) некоммерческих корпораций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (статьи 123.5, 123.9 Гражданского кодекса, статья 20 Закона об общественных объединениях, статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. В силу законодательной конструкции корпораций прием в их состав новых учредителей не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица также вправе войти в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями фонда.

С учетом приведенной формулировки, в ЕГРЮЛ могут быть изменены сведения об учредителях только в случае их добровольного выхода.

Механизм внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях фонда действующим законодательством не предусмотрен (для подтверждения изменения сведений об учредителях фонда сведения об его учредителях могут быть внесены в устав фонда).

Исключение составляют автономные некоммерческие организации. Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

Учитывая, что возможность изменения состава учредителей предусмотрена специальными нормами Гражданского кодекса, сведения о новом учредителе автономной некоммерческой организации могут быть внесены в ЕГРЮЛ.

Ввиду отсутствия в законе прямого указания на иной порядок, для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений в отношении автономных некоммерческих организаций в территориальный орган Минюста России по месту нахождения автономной некоммерческой организации подлежат представлению заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@ и единогласное решение учредителей организации о приеме в состав ее учредителей нового лица.

Порядок принятия решения о приеме в состав учредителей нового лица законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей. Решение принимается единогласно действующими учредителями.

При наличии сведений об учредителях в уставе изменение их состава влечет необходимость внесения в устав изменений с последующим представлением в соответствующий территориальный орган Минюста России заявления по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, с приложением необходимого комплекта документов.

Необходимости подтверждения внесения новым учредителем фонда или автономной некоммерческой организации с учетом пункта 1 статьи 123.17 и пункта 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса имущественного взноса при приеме в состав учредителей данных некоммерческих организаций действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.

недостоверные сведения в егрюл

ЕГРЮЛ - это государственный реестр юридических лиц. В реестре отражаются основные сведения об организации: дата создания, местонахождение, состав учредителей, размер уставного капитала, имя руководителя, виды экономической деятельности и др. Сведения из реестра являются открытыми, и юридическое лицо несёт ответственность за их достоверность.

Что такое недостоверные сведения

Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ – это та информация об организации, которая не соответствует действительности или вызывает сомнения у налоговых органов. Согласно указаниям ФНС (письма № ГД-4-14/14127 и № ГД-4-14/14126) без доказательств признаются недостоверными такие сведения об юридическом лице:

  • для организаций, созданных до 01.08.2016 – массовый учредитель, руководитель, адрес, имеющий отношение более чем к 50 юр лицам;
  • для организаций, созданных после 01.08.2016 – критерий для массового учредителя и адреса снижен до 10 юрлиц, а для руководителя – до 5 юрлиц.

Такой высокий показатель массовости для организаций, созданных до 01.08.2016, вызван регистрацией сотен тысяч фирм-однодневок. Эти компании изначально создавались не для ведения бизнеса, а для нелегальных целей – участия в налоговых схемах, обналичивания денег, вывода активов за рубеж, да и просто обмана контрагентов. Когда-то ФНС допустила регистрацию большого количества организаций с признаками массовости, но сейчас активно взялась за чистку данных, указанных в реестре.

Кроме того, недостоверной признается информация о руководителе, если он дисквалифицирован или является умершим.

Для организаций, которые ведут реальный бизнес и не имеют признаков массовости, недостоверные сведения в ЕГРЮЛ могут объясняться несвоевременным внесением новых данных в реестр или ошибкой при их указании.

Как проверить достоверность сведений

Учитывая, что сведения из реестра относятся к публичной информации, узнать об их недостоверности может любое заинтересованное лицо: банки, контрагенты, инвесторы, государственные органы. При этом основной контроль за этими данными осуществляет Федеральная налоговая служба.

Проверить, достоверны ли сведения о юридическом лице, могут сами участники и руководитель организации. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ возможно с помощью бесплатного сервиса ФНС. Достаточно ввести один из кодов ИНН/ОГРН или название юридического лица и через несколько минут вы получите актуальную информацию. Учтите только, что такие данные из ЕГРЮЛ по ИНН не заменяют официальную выписку из реестра, а носят информационный характер.

Если вы самостоятельно обнаружили по вашей организации недостоверность сведений в реестре, то их надо изменить. Кроме того, сообщить о наличии недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может налоговая инспекция, направив соответствующее уведомление.

К сожалению, с 2016 года участились случаи необоснованных подозрений со стороны налоговых органов в адрес легальных действующих организаций. Например, налоговики признают недостоверность данных об адресе по самым формальным признакам. Это может быть отсутствие директора на рабочем месте в момент проверки, недостаточно подробный юридический адрес (нет номера комнаты или офиса) или письмо, которое работники Почты РФ вернули в налоговую инспекцию, как неполученное.

В результате требование представить достоверные сведения об адресе получают компании, действительно работающие по указанным контактам. Отреагировать на такое обращение ИФНС надо в течение 30 дней, иначе информация о недостоверности юридического адреса будет внесена в ЕГРЮЛ.

Обычно, в качестве доказательства достоверности адреса, в налоговую представляют договор аренды офиса, свидетельство о праве собственности на помещение, фотографии вывески и рекламы, письма госорганов, полученные по этим контактам и др. При этом надо быть готовым к тому, что ничего из этого во внимание признаваться не будет. Позицию инспекции можно оспаривать в вышестоящем органе или в суде, но все это требует времени. Быстрее будет адрес просто сменить.

Как изменить сведения в реестре

Таким образом, изменить сведения о государственной регистрации юридических лиц в реестре надо в следующих ситуациях:

  1. При смене руководителя, юридического адреса, состава участников, кодов ОКВЭД, уменьшения или увеличения уставного капитала, изменения долей в нем.
  2. При самостоятельном обнаружении ошибок или неточностей в реестре.
  3. По требованию ИФНС, обнаружившей недостоверные сведения в ЕГРЮЛ.

Для снесения изменений подаётся форма Р13014. Срок подачи документов – три рабочих дня со дня смены директора, адреса, участников, изменения УК и т.д.

Узнать в подробностях о том, какие документы надо представить для изменения регистрационных данных в разных ситуациях можно из этой публикации:

Существует ещё один способ сообщить о недостоверных данных в ЕГРЮЛ, им могут воспользоваться лица, обнаружившие, что в отношении них внесена недостоверная информация. Для этого разработана форма Р34001 приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@. Подают такое заявление физические лица, в отношении которых внесены сведения об участии или руководстве организацией.

Ответственность за недостоверность сведений в реестрах

Чем грозит внесение в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об организации? Согласно статье 14.25 КоАП РФ за представление недостоверных сведений в госреестры, в том числе в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности, наступает административная ответственность. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном нарушении – от 10 до 50 тысяч рублей с возможностью дисквалификации.

В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности надо вносить информацию о полученных лицензиях, о стоимости чистых активов ООО, о залоге движимого имущества организации и некоторых других событиях.

Но, кроме штрафа по статье 14.25 КоАП РФ, метка о недостоверных сведениях в ЕГРЮЛ влечёт за собой ещё ряд негативных последствий:

  1. По требованию налоговой инспекции расчётный счёт организации может быть заблокирован.
  2. Партнёры компании не смогут подтвердить расходы по совершённым сделкам, из-за чего возможно прекращение сотрудничества.
  3. Существует высокий риск назначения выездной налоговой проверки.
  4. Если запись о недостоверности провисит в ЕГРЮЛ больше полугода, юридическое лицо должно быть исключено из реестра. При этом порядок исключения из реестра по такому основанию не до конца проработан налоговой службой, поэтому реальных историй ещё нет.
  5. Участник, имеющий более 50% доли в уставном капитале, и руководитель такой организации не вправе в течение трёх лет создавать новое юридическое лицо или руководить им.
  6. Если в результате использования недостоверной информации из ЕГРЮЛ контрагент или другое лицо понесёт убытки, организация обязана будет их возместить.

Учитывая такие высокие финансовые, административные и репутационные риски, руководителю и участникам ООО надо всегда следить за тем, чтобы в государственных реестрах отражалась только актуальная и достоверная информация об организации.

Узнать о дисквалифицированных лицах и ограниченных в участии в юридическом лице можно на сайте ФНС и ресурсе Прозрачный бизнес:

Чтобы получить информацию о себе, участниках общества, партнерах и контрагентах, достаточно ввести любые известные вам данные физического лица: фамилию, дату или место рождения. Если вообще не внести никакие данные и сделать запрос, налоговая выдаст полный реестр дисквалифицированных (реестр ограниченных в участии ЮЛ) лиц.

Если вам нужно проверить сразу все руководство и учредителей конкретной компании, введите наименование или ОГРН юридического лица в поиске организаций, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Сведения в реестрах обновляются ежедневно.

Какая информация о дисквалифицированном или ограниченном в участии в ЮЛ лице есть в реестрах:

  • фамилия, имя, отчество;
  • дата и место рождения;
  • наименование компании и должность лица;
  • статья КоАП РФ, регламентирующая нарушение;
  • наименование органа, составившего протокол о правонарушении;
  • фамилия и инициалы судьи, который вынес соответствующее решение.

Эти данные предоставляются автоматически любому человеку, кто сделал запрос на сайте ФНС.

За что могут дисквалифицировать или ограничить в участии?

Дисквалифицировать или ограничить в участии в юридических лицах могут директора, участника (учредителя), если они совершили административное правонарушение, уклонились от совершения необходимых действий либо были ранее задействованы в деятельности компаний, нарушивших законодательство.

Приведем конкретные примеры.

Директора могут дисквалифицировать (отстранить от должности), если он:

Дисквалифицируют директора на срок от 6 месяцев до 3 лет, только по решению суда и чаще всего после повторного нарушения.

Ограничивают в участии в ЮЛ за:

  • причастность к юридическому лицу, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе ЮЛ;
  • причастность к юридическому лицу, исключенному из ЕГРЮЛ при наличии задолженности (в том числе и списанной).

Какие могут быть последствия для фирмы и руководителя (участника)?

Дисквалифицированный руководитель не имеет права управлять компанией: принимать решения, подписывать документы, участвовать в собраниях и совете директоров, а подписанные им от лица компании документы будут недействительными. Зарегистрировать новое юридическое лицо такой директор и учредители, причастные к брошенным компаниям или юридическим лицам, исключенным за недостоверность сведений, тоже не смогут.

За игнорирование дисквалификация предусмотрена юридическая ответственность. Если директор продолжает управлять организацией, его оштрафуют на 5000, а компанию на 100 000 рублей.

Не менее неприятное последствие – это подрыв репутации компании, трудности ведения бизнеса, потеря деловых связей. Контрагенты и партнеры могут отказаться от сотрудничества, а новые просто не будут подписывать договоры с неблагополучной организацией, ведь их могут обвинить в непроявлении должной осмотрительности. Никто не хочет проблем с ФНС, частых проверок, доначислений налога на прибыль.

Как не попасть или выйти из списка ФНС?

Чтобы не попасть в списки ФНС, нужно не допускать нарушений (особенно повторных): вовремя платить налоги и штрафы, соблюдать трудовое законодательство, правильно ликвидировать организацию (если есть долги, то через банкротство).

Если повторное нарушение все-таки зафиксировали, на досудебной стадии эффективными мерами предупреждения занесения в черные списки ФНС могут быть обжалование результатов проверки и/или грамотно проведенные переговоры с ведомством. В зависимости от нарушения, это может быть налоговая служба, Роспотребнадзор, антимонопольная служба, Государственная инспекция по труду и т. д.

Проверяющие нередко допускают нарушения в ходе проверок. И если дело уже в суде, или в отношении вас вынесено постановление о дисквалификации, можно привлечь к делу опытного юриста, заявить возражения, оспорить результаты проверки уполномоченного органа (основания привлечения к административной ответственности), подать апелляционную жалобу в 10-дневный срок.

У проверяющего органа должны быть обязательно подтверждения, что несоблюдение закона выявлено повторно. Если их нет, суд отклонит требование.

Кроме того, дисквалификация – это альтернативная мера юридической ответственности. То есть, статья КоАП предлагает несколько вариантов наказания. Убедите суд, что штраф более обоснованная мера в вашем случае. А ограничения, связанные с дисквалификацией, несоразмерны общественной опасности тех обстоятельств, в связи с которыми устанавливается данный вид административного наказания.

Заявите о сроке давности, если вас привлекают к ответственности позднее 1 года со дня правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – позднее года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

И наконец, если суд все-таки вынес постановление не в вашу пользу, в любом случае обжалуйте решение в 10-дневный срок. Так вы выиграете время (до 2 месяцев), чтобы передать дела, решить критические финансовые и организационные вопросы.

В списки ФНС редко попадают по ошибке. Но если считаете, что это случилось, мы поможем восстановить ваши права.

ЕГРЮЛ — единый государственный реестр юридических лиц. Это федеральный ресурс, в котором содержатся сведения обо всех компаниях и учреждениях в России. В реестре указаны:

  • дата создания организации;
  • местонахождение;
  • состав учредителей;
  • размер уставного капитала;
  • имя руководителя;

виды экономической деятельности и др.

Сведения реестра открыты, их может изучить любой человек на сайте ФНС. Данные в реестр вносит налоговая по заявлению компании при регистрации. Ответственность за достоверность информации несёт само юрлицо.

Такую отметку часто получают компании, которые налоговая считает однодневками, а их руководителей — номиналами. Кроме того, информацию признают недостоверной, если в реестре есть данные о дисквалифицированном или умершем руководителе компании.

Как ФНС проверяет данные

Проверки делятся на два вида.

При подаче документов на госрегистрацию юрлица. Проводится в течение срока, отведённого на эту процедуру. При этом его могут приостановить (продлить) на 1 месяц.

Проверка сведений, которые уже содержатся в ЕГРЮЛ. Основаниями для неё могут быть:

Когда ФНС приходит к выводу о недостоверности сведений, руководителю направляют уведомление с просьбой предоставить либо новые достоверные сведения, либо доказательства достоверности прежних. Если нужную информацию не предоставят или она окажется неубедительной, то ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности.

Почему эту отметку могут получить добросовестные компании

Далеко не всегда в перечисленных выше ситуациях есть вина или злой умысел предпринимателя — реорганизация может быть необходимой для бизнес-процессов; корреспонденция может затеряться на почте; бизнес может носить сезонный характер либо для его ведения не требуется наличие постоянного офиса и постоянное нахождение руководителя на рабочем месте.

В результате уведомления от ФНС получают компании, действительно работающие и находящиеся по указанным в реестре адресам.

Получившему уведомление предпринимателю следует в течение 30 дней сообщить в регистрирующий орган сведения о себе или представить документ, свидетельствующий о достоверности сведений.

В качестве доказательства достоверности информации о компании можно предоставить:

  • договор аренды офиса или свидетельство о праве собственности на помещение;
  • фотографии вывески и рекламы;
  • письма госорганов, полученные по указанному адресу;
  • реестр контрагентов и т.д.

Гендиректора могут вызвать в налоговую инспекцию для дачи пояснений. Практика показывает, что, даже если на руках есть доказательства, позицию инспекции придётся оспаривать в вышестоящем органе или суде либо вносить изменения в ЕГРЮЛ.

Чем грозит такая метка компании

В соответствии с КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление необходимых сведений предусмотрен штраф от 5000 до 10 000 рублей, а при повторном нарушении — от 10 000 до 50 000 рублей с возможностью дисквалификации. Срок давности привлечения к административной ответственности — один год.

Однако последствия не ограничиваются только административными санкциями. За представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, Уголовным кодексом РФ предусмотрены санкции от штрафа в размере до 80 000 рублей до лишения свободы на срок до четырех лет.

Как отменить запись о недостоверности сведений

Законодательство о госрегистрации прямо не говорит, какие действия можно предпринять, чтобы устранить такую запись из ЕГРЮЛ. Не предусмотрено и аннулирование, погашение или отмена внесенных в реестр записей. Тем не менее можно предоставить в ФНС документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений в пункт, который признан недостоверным.

Какие документы пригодятся

1). Чтобы ранее внесённая запись о недостоверности сведений утратила свою актуальность, необходимо соответствующее заявление о государственной регистрации и документы, подтверждающие достоверность представленных сведений.

Например, в случае с записью о недостоверности сведений об адресе адрес в документах, подтверждающих достоверность, должен соответствовать сведениям, содержащимся в Росреестре и Федеральной информационной адресной системе (ФИАС). Это касается номера дома, корпуса, литеры и нежилого помещения. Отсутствие в адресе одного из указанных элементов — грубое нарушение.

По указанному в документах адресу обязательно должна быть вывеска либо табличка — любое обозначение, позволяющее налоговому органу визуально найти организацию. Помимо этого, собственник здания должен разрешить указать адрес в качестве юридического: договор аренды не является основанием для внесения адреса в ЕГРЮЛ.

2). Также можно оспорить отметку в арбитражном суде. Прецеденты таких дел были, в том числе закончившиеся в пользу бизнеса. Всё зависит от конкретной ситуации и наличия времени и желания вступать в судебные споры с налоговыми органами.

  • периодически проверять данные о своей компании, указанные в госреестрах;
  • не игнорировать письма и вызовы ИФНС;
  • упорядочить получение почтовой корреспонденции;
  • своевременно вносить необходимые изменения в ЕГРЮЛ.

Все это позволит не оказаться в самый неподходящий момент в ситуации противостояния с налоговыми органами.

Читайте также: