Можно ли осуществлять управление строкой состояния

Обновлено: 04.07.2024

Февраль – время подводить итоги по выполнению задач за прошлый год. Вопросы контроля исполнения заданий и исполнительской дисциплины выходят на первый план. Для чего нужен контроль и как его вести на протяжении года, расскажем в статье.

ПОЧЕМУ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДИСЦИПЛИНА АНАЛИЗИРУЕТСЯ В ФЕВРАЛЕ

Проанализировать исполнение заданий в организации за прошедший год получится не раньше февраля. Годовая справка об исполнительской дисциплине в организации готовится в первые дни февраля по двум причинам:

  1. Большинство заданий по документам имеют типовой срок исполнения – 30 календарных дней. Если задание дано 30 декабря, то исполнено оно должно быть до 30 января включительно. В 2018 году последним рабочим днем было 29 декабря (29 января 2019 года – крайний типовой срок исполнения заданий по документам). В 2019 году 30 и 31 декабря уже будут рабочими, следовательно, сроки выполнения заданий сдвинутся на последние дни января.
  2. Нельзя не учитывать человеческий фактор и очень распространенную привычку откладывать дела до последнего. Вряд ли среди исполнителей не найдется того, кто отправит свои отчеты 29 января, хотя для этого у него был целый месяц.

Таким образом, если срок исполнения задания – 29 января, то мы должны ждать до этого дня. Если отчета о выполнении нет и 30 января, только тогда можно учитывать задание как неисполненное.

ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

Ежедневно руководитель ставит перед своими подчиненными задачи. Разумеется, они должны быть исполнены. Но так получается не всегда. Поэтому существует контроль исполнения заданий.

88. контроль исполнения документов: Совокупность действий, обеспечивающих своевременное исполнение документов.

Работник, ответственный за контроль исполнения документов, всегда знает о состоянии исполнительской дисциплины в организации – соотношение количества поставленных задач количеству выполненных. В идеале баланс должен быть 1:1.

КТО КОНТРОЛИРУЕТ

Ответственный за контроль исполнения документов обычно назначается из работников службы делопроизводства. Например, руководитель службы или один из ее работников, в небольших организациях – помощник руководителя.

Ответственный назначается приказом по основной деятельности (Пример 1), а в должностную инструкцию вносятся соответствующие дополнения (Пример 2).



ЧТО СТАВИТСЯ НА КОНТРОЛЬ

В отсутствие СЭД есть варианты:

  • организация может ставить на контроль все задачи. С одной стороны, это упрощает процесс: не нужно принимать решение относительно каждого задания, контролировать его исполнение или нет. С другой стороны, объем работы значительно увеличивается. То, что СЭД делает автоматически, ответственный вынужден делать вручную;
  • организация определяет задания, которые ставятся на контроль. Составляется перечень респондентов, исполнение писем от которых контролируется; тем внутренней и внешней переписки; видов документов. Перечень закрепляется в инструкции по делопроизводству (Пример 3). Обратите внимание на п. 5.8.27 в Примере 3: он дает право организации ставить на контроль любое поручение, если директор считает это необходимым.


ТИПЫ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ КОНТРОЛИРУЕТСЯ

Письменные

Таких поручений большинство. Они делятся на типы по видам документов:

  • задания по входящим письмам;
  • задания по внутренней переписке (служебные, докладные записки);
  • задания по приказам по основной деятельности;
  • задания по протоколам совещаний;
  • задания по согласованию проектов документов.

Задания по входящим письмам и внутренней переписке излагаются в резолюции. Это реквизит документа, который должен содержать фамилию, инициалы исполнителя (исполнителей), поручение по документу, при необходимости – срок исполнения, подпись лица, вынесшего резолюцию, дату резолюции[1].

Руководители могут не указывать содержание задачи, срок и даже фамилию исполнителя (в зависимости от ситуации). Секретарь, который ставит задачу на исполнение, должен понимать, что:

  • если директор не указал срок исполнения, то используется типовой срок, установленный в инструкции по делопроизводству;
  • если директор не указал содержание задачи, то письмо (записка) типовое (ая), и исполнитель сам должен понять, что ему делать;
  • если директор не указал исполнителя, то письмо (записка) типовое (ая), и секретарь сам должен понять, кому направлять задание, а исполнитель – что этот вопрос в рамках его обязанностей.

Последний вариант выходит за рамки нормы, но встречается часто.

В приказах и протоколах поручение, срок и исполнитель указываются в тексте документа (Примеры 4, 5 соответственно).



Устные

Многие руководители с помощью секретаря ставят на контроль и свои устные поручения. Это сложнее, чем контроль письменных заданий:

Чтобы при контроле исполнения устных поручений не возникало проблем, секретарь может:

  • договориться с директором, что если устное поручение ставится на контроль, то директор уведомляет об этом секретаря, проговаривая и исполнителя, и срок;
  • предложить директору превратить устное поручение в письменное: создать приказ по основной деятельности или краткий протокол совещания. Тогда устное поручение станет обычным заданием по документу, контролировать которое намного легче;
  • если поручение все-таки осталось устным, секретарь напоминает исполнителю о необходимости представления отчета об исполнении не только директору, но и контролеру – секретарю.

Секретарь уведомляет исполнителя о постановке задания или по СЭД, или по электронной почте, то есть в любом случае задание излагается письменно и фиксируется дата его направления исполнителю.

СРОКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Сроки исполнения каждого из типов заданий должны быть установлены в инструкции по делопроизводству организации. Источником сроков могут служить Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях[2] (пп. 4.6, 6.6), а также отраслевые нормативные правовые акты.

Извлечение
из Федерального закона № 59-ФЗ

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления[3] в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Извлечение

из Федерального закона № 59-ФЗ

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации[4] письменного обращения…

Законодатель дал организациям три дополнительных дня на исполнение обращений граждан, по сравнению с письмами, поступающими из организаций, которые регистрируются в день поступления[5]. Пользоваться ли этим, организация определяет сама и фиксирует решение в инструкции по делопроизводству (Пример 6).


АЛГОРИТМ КОНТРОЛЯ

Алгоритм контроля исполнения поручений представлен на Схеме.



СПРАВКА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Результатом постоянного контроля исполнения заданий руководителя являются справки об исполнительской дисциплине. По решению руководства справки могут быть разной периодичности: от ежедневных до годовых. Принцип простой: если организация практикует ежемесячное премирование по результатам работы, то и справка составляется ежемесячно; если премии квартальные, то и справка поквартальная. Составлять отчеты чаще можно, чтобы своевременно обнаружить невыполненные задания. Годовая справка составляется в любом случае: каждый руководитель хочет знать, сколько из поставленных им заданий за год было выполнено (Пример 7).

Форма справки тоже разрабатывается на уровне организации и фиксируется в инструкции по делопроизводству.


РЕЗЮМЕ

  1. Контроль исполнения поручений и отслеживание исполнительской дисциплины – функции менеджмента. Они лежат в основе мотивационной политики организации.
  2. Контролем исполнения поручений занимается специально назначенный работник. Он же с заданной периодичностью представляет руководству справки о состоянии исполнительской дисциплины.
  3. На контроль ставятся как задания по документам, так и устные поручения руководителя. По результатам исполнения каждого из них исполнитель должен представить информативный отчет.

Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ руководитель организации обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах.

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

Кто осуществляет контроль?

В организации в обязательном порядке приказом руководителя должны быть назначены лица, ответственные за контроль на рабочих местах.

Форма Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Пример Приказа о 3-х ступенчатом контроле

Как правило, контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляют:

  • руководители и специалисты, на которых возложены соответствующие функциональные обязанности; /служба охраны труда; ;
  • уполномоченный по охране труда от трудового коллектива.

Каких-то требований к образованию или квалификации лица, ответственного за контроль, в законодательстве на данный момент нет.

Основные виды контроля условий труда на рабочих местах

К основным видам контроля на рабочих местах относят:

  • административно-общественный контроль;
  • ведомственный контроль;
  • государственный контроль;
  • общественный контроль.

Рассмотрим особенности каждого вида контроля условий труда на рабочих местах более подробно.

Административно-общественный контроль

Административно-общественный контроль условий труда на рабочих местах бывает двух видов:

— исправность оборудования, инструмента и приспособлений;

— работа вентиляционных установок;

— состояние санитарно-бытовых помещений;

— наличие инструкций и плакатов по охране труда;

— исправность и соответствие производственных и вспомогательных помещений, оборудования, транспортных и грузоподъемных средств требованиям безопасной эксплуатации;

— организация обучения по охране труда руководителей и специалистов организации;

Основные отчетные документы о проведении многоступенчатого контроля

Результаты 1-ой и 2-ой ступеней контроля состояния и условий охраны труда регистрируются в журналах установленной формы.

Форма журнала 1-ой ступени контроля Форма журнала 2-ой ступени контроля

Результаты проверки состояния условий труда на 3-й ступени контроля оформляются соответствующим актом. Рассмотрим основные особенности оформления данного документа.

Основные разделы акта:

  1. Замечания и выявленные нарушения в ходе проверки. В данном разделе прописываются выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос.
  2. Рекомендации по устранению нарушений. В данном разделе прописываются конкретные меры, которые должны быть приняты исполнителем для устранения нарушений.
  3. Срок устранения нарушений.
  4. Ответственный за устранение нарушений.
  5. Оценка результатов проверки. В данном разделе комиссия дает общую оценку итогов проведенной проверки, а также работе руководителя по вопросам обеспечения безопасных условий на рабочих местах.

Правила оформления акта:

  • акт подписывают все участники комиссии, проводившей проверку;
  • акт в обязательно порядке должен быть утвержден руководителем организации;
  • в акте обязательно должна быть указана дата его утверждения и присвоена нумерация;
  • с актом должны быть ознакомлены (под подпись) все ответственные и заинтересованные лица;
  • к акту можно прикладывать материалы фото- и видеофиксации по результатам проверки.


Внимание! Для крупных производственных организаций, связанных с эксплуатацией оборудования, транспорта, инструментов и т.п. рекомендуется проводить 3-х или 4-х ступенчатый контроль. Для малых и средних предприятий (до 200 человек) применим 2-х ступенчатый контроль.

Ведомственный контроль

Ведомственный контроль состояния охраны труда на рабочих местах осуществляет вышестоящая организация.

Данный вид контроля осуществляется при комплексных проверках на подведомственных организациях, при целевых проверках состояния охраны труда, а также по заявлениям работников подведомственных организаций.

Государственный контроль

Государственный контроль состояния и условий охраны труда осуществляют:

    ;
  • федеральные органы исполнительной власти (Ростехнадзор, Роспотребнадзор и т.д.).

Надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, осуществляет Прокуратура РФ.

Общественный контроль

Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профессиональные союзы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателем требований трудового законодательства.

Для осуществления контроля профессиональный союз на собрании избирает уполномоченного по охране труда от трудового коллектива.

Данное лицо осуществляет регулярные проверки условий труда на рабочих местах. По итогам проверки уполномоченный составляет Представление уполномоченного лица по охране труда – документ, в котором указываются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Форма представления уполномоченного по охране труда

Форма представления уполномоченного по охране труда

Работодатель должен в недельный срок устранить нарушения и сообщить профсоюзу о принятых мерах.

Уполномоченный по охране труда, как правило, входит в состав комиссии по охране труда.

Дополнительные виды контроля состояния и условий охраны труда

В организации также может быть отдельно организовано проведение проверок состояния и условий труда специалистом по охране труда.

Специалист по охране труда может осуществлять как целевые (плановые), так и внеплановые проверки.

Целевые проверки проводятся в соответствии с утвержденным графиком.

Результаты проверок оформляются в виде акта-предписания с указанием выявленных нарушений и несоответствий, сроками устранения и назначением лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений.

Внеплановые проверки проводятся вне графика целевых проверок. Внеплановые проверки, как правило, реализуются в связи с разного рода авариями, а также несчастными случаями на производстве. Результаты внеплановых проверок оформляются соответствующими актами.

Порядок и сроки проведения контроля на рабочих местах

Порядок и периодичность проведения контроля на рабочих местах устанавливается работодателем.

Контроль за состоянием условий труда на рабочих местах дает руководителю объективную картину о состоянии охраны труда в организации. Данная информация является источником для формирования эффективного плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.

Форма плана мероприятий по улучшению условий труда на предприятии


В государственных и частных учреждениях организация контроля исполнения документов является насущной необходимостью. Она подразумевает назначение исполнителя, постановку срока обработки документа, контроль за своевременностью и качеством исполнения.

Логика организации контроля

Каждый попадающий в организацию документ получает входящий номер, ему назначается исполнитель. Руководитель, в чьи обязанности входит распределение ответственности за обработку документов, может просто назначить исполнителя, а может дополнительно к этому добавить поручение, раскрывающее суть обработки.

В рамках контроля необходимо проверить:

  • дан ли на документ ответ;
  • насколько своевременно обработано поручение;
  • насколько точно выполнено поручение.

Контроль исполнения документов требуется для того, чтобы проверить качество работы конкретного подразделения и исполнителя. Он организовывается на следующих уровнях:

Автоматизированный контроль исполнения документов предполагает их обработку в системах электронного документооборота. В этом случае при регистрации документов в систему вносятся такие данные, как:

  • реквизиты документа;
  • дата регистрации;
  • назначенные исполнители;
  • суть поручения;
  • дата исполнения.

В дальнейшем система контролирует прохождение и исполнение документа и в назначенное время передает ответственному специалисту, подразделению и контролирующей службе извещение о необходимости проверить, отработано ли конкретное задание. Принципы работы в этом случае остаются такими же, как и при организации контроля за исполнением документов в ручном режиме.

Документационное оформление контроля

В компании или государственном учреждении обычно разрабатывается инструкция по документационному обеспечению или по делопроизводству. Ее содержание освещает следующие вопросы:

  • какое подразделение обеспечивает контроль за исполнением;
  • какие именно документы ставятся на контроль. Это могут быть обращения граждан, претензии, запросы правоохранителей, поручения вышестоящих органов. Также на контроль ставится исполнение внутренних документов компании – приказов, распоряжений, инструкций;
  • последовательные или параллельные этапы контроля исполнения документов, их определение зависит от структуры организации. Так, исполнение одного документа может параллельно контролироваться на уровне руководителя филиала и на уровне профильного подразделения головной организации;
  • типовые сроки исполнения поручений по обработке документов, регламент их продления, если он предусмотрен правилами конкретной организации;
  • порядок регистрации и внесения сведений в информационные базы данных;
  • порядок внесения сведений об этапах контроля исполнения документов в базы данных;
  • порядок работы с документами исполнителя;
  • порядок их хранения информации с учетом принятой в организации номенклатуры дел;
  • порядок обобщения сведений о том, насколько своевременно и точно исполняются поручения, и целевое использование таких обобщений (докладные записки, отражение в ключевых показателях эффективности).

Такая инструкция для государственного учреждения разрабатывается на базе установленных форматов. Для частной компании она может быть схожей, с учетом особенностей организации. Инструкцию утверждает руководство юридического лица.

Сроки исполнения

Отдельным вопросом является определение срока исполнения документа. Если речь идет о государственном учреждении, то сроки реагирования на обращение или запрос устанавливаются нормативно-правовыми актами, регулирующими работу организации или государственной службы в целом, административными регламентами по предоставлению государственной услуги. Такие сроки продляются только в установленных случаях или при необходимости по запросу дополнительных документов или по решению вышестоящего руководителя.

Для частной компании устанавливаются типовые сроки исполнения документов общего характера, они отражаются в инструкции по делопроизводству. Например, государственные службы должны ответить на запросы граждан в течение 30 дней, но ввиду срочности и важности срок ответа может быть сокращен. В частных компаниях при необходимости сроки продлеваются на основании индивидуальных служебных записок.

Если принято решение об индивидуальном сроке исполнения нетипового документа, это отражается в поручении руководителя. Установление его продолжительности зависит от характера самого документа и бизнес-процессов организации. Так, если в фирму направлен запрос МВД о предоставлении документов до определенной даты, срок исполнения должен предусматривать период сбора документов, их проверки, формирования пакета и передачи его на почту или в экспедицию компании таким образом, чтобы не была допущена просрочка. Изменение такого срока всегда требует серьезного обоснования. Часто вопрос решается не на уровне руководителя, принявшего решение о его установлении, а на уровне вышестоящего руководства.

Исчисление срока определяется в стандартном порядке, за базу берутся календарные дни, для большинства организаций в них не включаются праздничные и выходные. Это правило не касается установленных сроков реагирования на документы, поступившие в государственные органы. Там требуется исполнить документ в указанный в законе или ином нормативном акте период, это обычно 10 или 30 дней, и выходные дни из этого срока не вычитаются.

Сроки отсчитываются в разном порядке:

  • для поступивших в государственную организацию документов – с момента регистрации, обычно это следующий день с даты получения;
  • для частных компаний – с даты подписания руководителем приказа или поручения, иных распорядительных документов, в которых установлена обязанность исполнения.

Существует возможность приостановить или отменить исполнение документа, но первое правомочие имеет только вышестоящее руководство, а второе – организация, являющаяся автором поручения или запроса.

Продление срока исполнения документов совершается в установленном порядке. Инициация продления происходит не позднее чем за 3-4 дня до окончания срока исполнения. На имя руководителя направляется мотивированное обращение, где указываются причины запроса продления и срок, в который исполнитель обязуется завершить обработку поручения. Если такая докладная или служебная записка не отправлена, документ считается неисполненным. Если на нее поступил отрицательный ответ, у исполнителя или структурного подразделения остается время на то, чтобы завершить работу в заранее назначенный период времени.

Организационный контроль исполнения документов

На подразделение, в чьи обязанности входит организация контроля за исполнением документов, возлагается функция периодически, не реже чем по итогам каждого календарного месяца, обобщать данные о ходе и результатах работы исполнителей. Эти сведения в установленном формате – докладной или служебной записки – направляются уполномоченному руководителю, высшему для организации, или его заместителю.

Документ, отражающий результаты контроля, должен выполнять две функции:

  • поставлять руководству данные о том, насколько хорошо работают исполнители, что является опорной точкой в принятии кадровых решений. Так, одним из показателей качества работы министерств является своевременное исполнение поручений;
  • стать механизмом обратной связи, показывающим качество коммуникации между руководителями и подчиненными и то, каким образом оно влияет на общие результаты деятельности организации.

Этапы контроля

Работа по отслеживанию того, насколько качественно и своевременно исполняются документы, требует решения нескольких задач. Вне зависимости от формы собственности и организационно-правовой природы юридического лица контроль будет состоять из включает следующие этапы:

  • постановка документа на контроль в журналах учета службы делопроизводства и у руководителя. В системах электронного документооборота (ЭДО) постановка исполнения документа на контроль производится автоматически после назначения исполнителя;
  • проверка, насколько вовремя поручение и документ оказались на столе у назначенного исполнителя. Иногда задержки возникают из-за медленной работы секретариата подразделений или руководителя промежуточного звена;
  • проверка на промежуточных уровнях исполнения, если она предусмотрена правилами организации;
  • контроль при наступлении даты исполнения;
  • снятие документа с контроля;
  • отправление исполненного документа в дело – папку, содержащую бумажные копии и оригиналы документов определенного типа (переписка, претензии, договоры, судебные дела);
  • проведение учета всех исполненных и неисполненных документов по завершении календарного периода с анализом изменений сроков;
  • доклад руководству по итогам анализа.
  • ознакомлением под роспись с поручением;
  • направлением уведомления в системе ЭДО.

Если документ задержался при доведении до подразделения или специалиста-исполнителя, это становится основанием для подготовки служебной записки о продлении срока.

Возникают ситуации, когда одному документу при постановке на контроль назначается несколько исполнителей. В этом случае сотруднику, чья фамилия стоит первой в поручении (он является ответственным исполнителем), направляется подлинник документа, остальным – копии. Порядок взаимодействия определяет сотрудник, назначенный ответственным.

Для оптимизации работы служба делопроизводства направляет исполнителям напоминания о необходимости выполнить поручение или обработать документ в срок за 3-5 дней до его истечения. Это повышает исполнительскую дисциплину, в некоторых компаниях только такое напоминание становится основанием начать работу. Должностное лицо часто затягивает ответ на обращение или поручение, ожидая его отзыва или конкретизации, и только административный отдел или отдел делопроизводства может активизировать работу. Уведомление может быть сделано как сотрудником службы делопроизводства лично, так и путем направления уведомления по электронной почте или в ЭДО.

Как фиксируется исполнение

Типы исполнения документа определяются в зависимости от его сути. Если это поступившее в организацию обращение, поручение вышестоящей организации, запрос, то в большинстве случаев исполнением будут считаться подготовка, подписание у руководителя и передача в службу обработки корреспонденции письма, в котором содержатся обоснованные ответы на все поставленные в первоначальном документе вопросы. Если общее поручение содержит и другие частные поручения, например, подготовить анализ обращения или мотивированное предложение по изменению работы организации по, то контроль их исполнения осуществляется в порядке, установленном в организации.

Подлинник обращения вместе с копией или вторым оригиналом ответа подшивается в дело вместе с отметкой об исполнении. Они составляют единый комплекс, разрывать их по отдельным томам номенклатуры дел недопустимо.

Если с организацией-контрагентом установлен электронный документооборот с условием подписания всей переписки электронной подписью, вопрос сохранения в делах бумажных экземпляров решается для каждой организации индивидуально ее руководителем или вышестоящей организацией. Некоторые компании полностью отказываются от этой практики.

Результаты контроля

Использование системы контроля за исполнением документов в организации должно носить более расширенный характер, чем поддержание дисциплины и обеспечение ритмичности работы учреждения. Он становится инструментом для оптимизации бизнес-процессов, проверки правильности расстановки персонала, средством надзора за эффективностью работы отдельных линейных руководителей. Если какое-либо подразделение систематически срывает сроки, это говорит о том, что неэффективно в целом работает не только оно, но и его руководитель. Такое понимание служит основанием для принятия организационных решений.

Также данные анализа ложатся в основу разработки системы мотивации, их обобщение по результатам квартала, полугодия или года станет базой для премирования или депремирования отдельных подразделений, смены кадрового состава компании, иногда даже для пересмотра организационной структуры компании или службы. Системное неисполнение поручений может стать основанием для ликвидации отдела или службы.

В задачи службы делопроизводства по результатам обобщения дополнительно входит подготовка предложений по совершенствованию системы документооборота, повышению эффективности обработки документов. Такие предложения подаются на имя заместителя руководителя, в чьи обязанности входит курирование службы.

Автоматизированный контроль исполнения

Для реализации автоматизированной системы контроля исполнения документов можно использовать отечественные и зарубежные программные продукты. В автоматизированной системе делопроизводства контролю подлежит исполнение не только входящих документов, но и, например, визирование внутренних положений или договоров с контрагентами. Данные о соблюдении сроков визирования, также являющегося исполнением, отражаются в карточке документов.

Недостатком системы электронного документооборота является то, что отсутствие по каким-либо причинам исполнителя на рабочем месте не дает ему возможности получать уведомления о поручении обработки документов, из-за чего назначенные сроки срываются. Сопровождение работы ЭДО личным контролем позволяет ликвидировать такие обрывы в цепочке информирования и наладить работу по своевременному исполнению документов.

Работа организационно-административных подразделений по контролю исполнения документов является одним из наиболее важных звеньев в деятельности государственной организации или компании. Она позволяет проверить, насколько оперативно и объективно происходит реагирование на запросы граждан, поручения вышестоящих органов, насколько четко работают отдельные руководители. Именно она лежит в основе эффективности производственных процессов.


Нет. Это разные инструменты, делающие разные вещи и используемые в разных целях.

Являются ли Context и useReducer() заменой Redux?

Нет. Они в чем-то похожи и частично пересекаются, но сильно отличаются в плане возможностей.

Когда следует использовать контекст?

Когда вы хотите сделать некоторые данные доступными для нескольких компонентов, но не хотите передавать эти данные в виде пропов на каждом уровне дерева компонентов.

Когда следует использовать Context и useReducer()?

Когда вам требуется управление состоянием умеренно сложного компонента в определенной части приложения.

Когда следует использовать Redux?

Redux наиболее полезен в следующих случаях:

  • Большое количество компонентов с состояниями, в которых используются одни и те же данные
  • Состояние приложение часто обновляется
  • Сложная логика обновления состояния
  • Приложение имеет среднюю или большую кодовую базу и над ним работает много людей
  • Вы хотите знать когда, почему и как обновляется состояние приложения и иметь возможность визуализировать эти изменения
  • Вам требуются более мощные возможности по управлению побочными эффектами, стабильностью (постоянством) и сериализацией данных

Понимание Context и Redux

Для правильного использования инструмента критически важно понимать:

  • Для чего он предназначен
  • Какие задачи он решает
  • Когда и зачем он был создан

Неразбериха вокруг Context и Redux связана, в первую очередь, с непониманием того, для чего данные инструменты предназначены, и какие задачи они решают. Поэтому, прежде чем говорить о том, когда их следует использовать, необходимо определить, что они из себя представляют и какие проблемы решают.

Что такое контекст?

Начнем с определения контекста из официальной документации:

«Контекст позволяет передавать данные через дерево компонентов без необходимости передавать пропы на промежуточных уровнях.

Использование контекста

Использование контекста в приложении предполагает следующее:

  • Вызываем const MyContext = React.createContext() для создания экземпляра объекта контекста
  • В родительском компоненте рендерим . Это помещает некоторые данные в контекст. Эти данные могут быть чем угодно: строкой, числом, объектом, массивом, экземпляром класса, обработчиком событий и т.д.
  • Получаем значение контекста в любом компоненте внутри провайдера, вызывая const theContextValue = useContext(MyContext)

Обычно, значением контекста является состояние компонента:


После этого дочерний компонент может вызвать хук useContext() и прочитать значение контекста:

Цель и случаи использования контекста

Мы видим, что контекст, в действительности, ничем не управляет. Вместо этого, он представляет собой своего рода тоннель (pipe). Вы помещаете данные в начало (наверх) тоннеля с помощью , затем эти данные опускаются вниз до тех пор, пока компонет не запросит их с помощью useContext(MyContext).

Концептуально, это является формой внедрения зависимостей. Мы знаем, что потомок нуждается в данных определенного типа, но он не пытается создавать или устанавливать эти данные самостоятельно. Вместо этого, он полагается на то, что некоторый предок передаст эти данные во время выполнения (runtime).

Что такое Redux?

«Redux — это паттерн проектирования и библиотека для управления и обновления состояния приложения, использующая события, именуемые операциями (действиями, actions). Redux выступает в роли централизованного хранилища состояния приложения, следюущего правилам, позволяющим обеспечить предсказуемое обновление состояние.

Redux позволяет управлять „глобальным“ состоянием — состоянием, которое трубется нескольким частям приложения.

Обратите внимание, что данное описание указывает на:

  • Управление состоянием
  • Цель Redux — определение того, почему и как произошло изменение состояния

Redux также предоставляет инструменты разработчика, позволяющие изучать историю операций и изменение состояния в течение времени.

Redux и React

Сам по себе Redux не зависит от UI — вы можете использовать его с любым слоем представления (view layer) (React, Vue, Angular, ванильный JS и т.д.) либо без UI вообще.

Однако, чаще всего, Redux используется совместно с React. Библиотека React Redux — это официальный связывающий слой UI, позволяющий React-компонентам взаимодействовать с хранилищем Redux, получая значения из состояния Redux и инициализируя выполнение операций. React-Redux использует контекст в своих внутренних механизмах. Тем не менее, следует отметить, что React-Redux передает через контекст экземпляр хранилища Redux, а не текущее значение состояния! Это пример использования контекста для внедрения зависимостей. Мы знаем, что наши подключенные к Redux компоненты нуждаются во взаимодействии с хранилищем Redux, но мы не знаем или нам неважно, что это за хранилище, когда мы определяем компонент. Настоящее хранилище Redux внедряется в дерево во время выполнения с помощью компонента

Цель и случаи использования (React-)Redux

Основное назначение Redux согласно официальной документации:

Другие случаи использования:

  • Полное разделение логики управления состоянием и слоя UI
  • Распределение логики управления состоянием между разными слоями UI (например, в процессе перевода приложения с AngularJS на React)
  • Использование возможностей Redux middleware для добавления дополнительной логики при инициализации операций
  • Возможность сохранения частей состояния Redux
  • Возможность получения отчетов об ошибках, которые могут быть воспроизведены другими разработчиками
  • Возможность быстрой отладки логики и UI во время разработки

Состояние — это любые данные, описывающие поведение приложения. Мы можем разделить состояние на такие категории, как состояние сервера, состояние коммуникаций и локальное состояние, если хотим, но ключевым аспектом является хранение, чтение, обновление и использование данных.

  • Сохранение начального значения
  • Получение текущего значения
  • Обновление значения

React-хуки useState() и useReducer() являются отличными примерами управления состоянием. С помощью этих хуков мы можем:

  • Сохранять начальное значение путем вызова хука
  • Получать текущее значение также посредством вызова хука
  • Обновлять значение, вызывая функцию setState() или dispatch(), соответственно
  • Узнавать об обновлении состояния благодаря повторному рендерингу компонента
  • Redux сохраняет начальное значение путем вызова корневого редуктора (root reducer), позволяет читать текущее значение с помощью store.getState(), обновлять значение с помощью store.dispatch(action) и получать уведомления об обновлении состояния через store.subscribe(listener)
  • MobX сохраняет начальное значение путем присвоения значения полю класса хранилища, позволяет читать текущее значение и обновлять его через поля хранилища и получать уведомления об обновлении состояния с помощью методов autorun() и computed()
React Context не соответствует названным критериям. Поэтому он не является инструментом управления состоянием

Сравнение Context и Redux

Сравним возможности контекста и React+Redux:

Context и useReducer()

Рассмотрим комбинацию Context + useReducer(). Да, такая комбинация выглядит очень похоже на Redux + React-Redux. Обе эти комбинации имеют:

  • Сохраненное значение
  • Функцию-редуктор
  • Возможность инициализации операций
  • Возможность передачи значения и его чтения во вложенных компонентах
  • Context + useReducer() основан на передаче текущего значения через контекст. React-Redux передает через контекст текущий экземпляр хранилища Redux
  • Это означает, что когда useReducer() производит новое значение, все компоненты, подписанные на контекст, принудительно перерисовываются, даже если они используют только часть данных. Это может привести к проблемам с производительностью в зависимости от размера значения состояния, количества подписанных компонентов и частоты повторного рендеринга. При использовании React-Redux компоненты могут подписываться на определенную часть значения хранилища и перерисовываться только при изменении этой части
  • Контекст + useReducer() являются встроенными возможностями React и не могут использоваться за его пределами. Хранилище Redux не зависит от UI, поэтому может использоваться отдельно от React
  • React DevTools показывают текущее значение контекста, но не историю его изменений. Redux DevTools показывают все инициализированные операции, их содержимое (тип и полезную нагрузку, type and payload), состояние после каждой операции и разницу между состояниями
  • useReducer() не имеет middleware. Некоторые побочные эффекты можно обработать с помощью хука useEffect() в сочетании с useReducer(), я даже встречал отдельные попытки оборачивания useReducer() в нечто похожее на middleware, однако всему этому далеко до функционала и возможностей Redux middleware

Таким образом, несмотря на то, что Context + useReducer() — это легкая альтернатива Redux + React-Redux в первом приближении… эти комбинации не идентичны, контекст + useReducer() не может полностью заменить Redux!

Выбор правильного инструмента

Для выбора правильного инструмента очень важно понимать, какие задачи решает инструмент, а также какие задачи стоят перед вами.

Обзор случаев использования

Рекомендации

Как же решить, что следует использовать?

Для этого вам всего лишь нужно определить, какой инструмент наилучшим образом решает задачи вашего приложения.

Еще раз: я не утверждаю, что все состояние приложения должно храниться в Redux или что Redux — это всегда лучшее решение. Я утверждаю лишь, что Redux — хороший выбор, существует много причин использовать Redux, и плата за его использование не так высока, как многие думают.

Наконец, контекст и Redux не единственные в своем роде. Существует множество других инструментов, решающих иные аспекты управления состоянием. MobX — популярное решение, использующее ООП и наблюдаемые объекты (observables) для автоматического обновления зависимостей. Среди других подходов к обновлению состояния можно назвать Jotai, Recoil и Zustand. Библиотеки для работы с данными, вроде React Query, SWR, Apollo и Urql, предоставляют абстракции, упрощающие применение распространенных паттернов для работы с состоянием, кэшируемым сервером (скоро похожая библиотека (RTK Query) появится и для Redux Toolkit).

Надеюсь, данная статья помогла вам понять разницу между контекстом и Redux, а также какой инструмент и в каких случаях следует использовать. Благодарю за внимание.

Читайте также: