Можно ли оспорить предписание

Обновлено: 28.06.2024

Инспектором по зем. контролю вынесено предписание об устранении нарушений земельного законодательства, а затем и постановление по делу об административном правонарушении. Постановление вступило в силу (инспектор выписал штраф) , не обжаловалось в установленный срок для обжалования .

Как я могу обжаловать предписание и вступившее в силу постановление.

Постановление можете обжаловать можете в порядке ст. 30.14 КоАП РФ.

А что именно Вам интересует? Только порядок или также еще и основания? Если еще и основания, то просьба выложить предписание и постановление для ознакомления, данные можно затереть.

Здравствуйте. Дмитрий, подскажите основания обжалования постановления и предписания. Спасибо.

Здравствуйте. Подскажите, могу ли я подать административный иск на предписание и обжаловать постановление вступившее в силу и какие для этого основания и сроки.
Оксана

Если ранее Постановление не обжаловали, то в такой ситуации обжаловать уже не сможете, я думаю Вы подавали жалобу когда оно еще не вступило в законную силу.

Срок обжалование действия и решений органов власти, то есть предписания — 3 месяца.

Если предписание вынесено юридическому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, то в Арбитражный суд, если нет, то в Гражданский.

Арбитражный процессуальный кодекс
Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными
1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
4. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Постановление о привлечении к административной ответственности оспаривается в судебном порядке в течение 10 дней.

С уважением! Г.А. Кураев

Здравствуйте. Подскажите, могу ли я подать административный иск на предписание и обжаловать постановление вступившее в силу и какие для этого основания и сроки. спасибо.

Здравствуйте, Владимир. Административный иск я подавала, но получила определение об отказе в принятии. Подскажите, есть ли основания для обжалования определения и можно ли обжаловать Постановление если оно вступило в силу? Спасибо.
Оксана

Определение Вы вправе оспорить в 15 дневный срок, с даты вручения. Когда письмо было Вами получено?

Полагаю судья ошиблась в том плане, что предписание оспаривается не в порядке предусмотренном КОАП РФ, а в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом, если связано с предпринимательской деятельностью

У предписания срок обжалования — 3 месяца

обжаловать надо в районный суд по кас если речь о физ лице, либо если вопрос не связан с экономической деятельностью у предпинимателя

если вопрос связан с эконом деятельностью у предпринимателя — суд будет арбитражный, срок тоже 3 мес в порядке ст 198 апк

КАС
Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд
1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

. Постановление вступило в силу (инспектор выписал штраф), не обжаловалось в установленный срок для обжалования. Как я могу обжаловать предписание и вступившее в силу постановление.
Оксана

если 10 дн с момента получения постановления вы пропустили — вам судья откажет в заявлении, поэтому его вы уже не обжалуете если не докажите уважительность срока пропуска тех 10 дн

Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
2. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
3. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
(часть третья введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 94-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ, от 02.06.2016 N 161-ФЗ)
4. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административно

Управляющие организации и ТСЖ регулярно обращаются в суд, чтобы оспорить предписания органов ГЖН. Но надзорный орган, помимо предписания, может выдать УО предостережение. На материалах судебного дела рассказываем, вправе ли управляющие домами в судебном порядке оспорить такой документ и почему.

Орган ГЖН может выдать юрлицу предостережение для профилактики нарушений

Право органов ГЖН выдать проверяемому юрлицу предостережение прописано в ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Делают они это в целях профилактики нарушений обязательных требований, если у ведомства есть информация о готовящихся нарушениях или об их признаках.

Такую информацию они получают при проверках без взаимодействия с юрлицами или из поступивших обращений. Предостережение может быть выдано, если нарушение требований не причинило вред жизни и здоровью граждан, а также не привело к возникновению чрезвычайных ситуаций.

  • содержать указания на соответствующие обязательные требования и нормативный правовой акт, где они прописаны;
  • указывать, какие конкретно действия юрлица могут привести или приводят к нарушению этих требований.

При этом в предостережении орган ГЖН не должен запрашивать от юрлица какие-либо сведения и документы.

Как УО работать с предостережением, представлением или предписанием

В предостережении орган ГЖН указывает на нарушения, которые совершает или может совершить УО

Одна из управляющих организаций Ангарска, которая заключила с собственниками договор на содержание и ремонт общегодомового имущества при непосредственном управлении домом, получила предостережение органа ГЖН. Согласно договору, компания должна была через старших по дому не позднее 12-го числа каждого месяца передавать жителям МКД квитанции на оплату.

Орган ГЖН, проверив работу управляющей организации, установил, что данный пункт договора компания не соблюдала: она ежемесячно доставляла платёжные документы в почтовые ящики. Ведомство выдало УО предостережение, считая, что компания нарушает ч. 2 ст. 155 ЖК РФ. Она обязана доставлять счета так, как прописано в договоре с собственниками, и также отчитаться об исполнении предостережения в орган ГЖН.

УО подала иск в суд с требованием признать предостережение органа ГЖН недействительным: оно нарушает права и законные интересы компании в сфере предпринимательской деятельности, создаёт препятствия для работы по управлению домами. Управляющая организация ежемесячно предоставляет собственникам счета на оплату, но не через старших по дому, а опуская их в почтовые ящики, поскольку в доме не выбраны старшие (дело № А19 -11270/2020).

Что делать с предписанием ГЖИ о нарушениях в ГИС ЖКХ, которых нет

Предостережение должно содержать подтверждённые факты нарушений норм НПА

  • Платёжных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за расчётным. Иной срок собственники вправе определить на ОСС или внести в договор управления.
  • Информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по ним в ГИС ЖКХ или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за ЖКУ.

Если собственник не получил счёт на оплату, он вправе запросить квитанцию в управляющей организации, в том числе в электронном виде.

Судья отметил, что собственники поручили УО передавать им платёжные документы через старших по дому. Но согласно протоколу ОСС, старших они так и не выбрали. При этом ни на собрании, ни в договоре с истцом вопрос, как компании действовать в такой ситуации, не урегулирован. Законодательство не обязывает УО вручать счета на оплату под подпись или заказным письмом с уведомлением.

Суд указал, что факт доставки счетов доказан. Ранее УО через суд взыскала с собственника помещения задолженность, и в своём отзыве на иск компании должник ссылался на анализ полученных им платёжных документов за 2016–2019 годы. Следовательно, счета собственники получали. Факт недоставки платёжных документов должен доказывать орган ГЖН.

Судья сделал вывод, что УО не нарушила требований законодательства к доставке квитанций и условий заключённого с собственниками договора. Он признал предостережение органа ГЖН не соответствующим закону.

Оспаривание нарушающего интересы УО акта – её конституционное право

В суде апелляционной инстанции орган ГЖН поднял вопрос о том, что предостережения нельзя оспорить. Документ не содержит обязательных предписаний, не обладает признаками ненормативного правового акта и не может быть оспорен в порядке ст. 198 АПК РФ. Поскольку предостережение нельзя оспорить, то суд первой инстанции был неправ, удовлетворив иск УО.

Апелляционный суд указал на то, что орган ГЖН вправе выдать предостережение согласно ст. 8.2 № 294-ФЗ – для предупреждения и профилактики нарушений требований НПА. При этом Жилищный кодекс РФ не предусматривает выдачу такого вида документов.

Из анализа оспариваемого предостережения суд сделал вывод, что УО работает с нарушением порядка лицензируемого вида деятельности. Орган ГЖН в документе предлагает компании изменить фактическое поведение. Если этого не сделать, надзорный орган вправе назначить внеплановую проверку УО или привлечь её к административной ответственности.

Судья пояснил, что гражданин или компания могут оспорить акт, который затрагивает их права и законные интересы. Это их конституционное право, на обжалование такого акта не нужно прямое разрешение закона.

Управляющая организация доказала, что доставляет собственникам помещений в МКД платёжные документы – через почтовые ящики. При этом жители дома не выбрали старших и не предоставили компании возможность исполнить прописанные в договоре обязательства по направлению счетов.

Апелляционный суд сделал вывод, что в такой ситуации УО не нарушила нормы ч. 2 ст. 155 ЖК РФ. Оспариваемое предостережение содержит недостоверные сведения о работе УО и нарушает её законные интересы как добросовестной компании по управлению жилыми домами. Жалоба органа ГЖН осталась без удовлетворения.

Орган ГЖН обязан доказать обоснованность выданного предостережения

Надзорное ведомство обратилось в кассационный суд, настаивая, что предостережение нельзя оспорить в суде. Оно не устанавливает факт нарушения жилищного законодательства и не предопределяет субъект ответственности, не создает препятствий для работы УО и не порождает правовых последствий. Поэтому документ не может рассматриваться как ненормативный правовой акт и не обжалуется в порядке гл. 24 АПК РФ.

Также орган ГЖН посчитал, что суд неправомерно обязал его доказывать, что УО не доставляла счета. Это в суде должна опровергнуть компания. То, что при взыскании задолженности собственник ссылался на данные из платёжных документов, не подтверждает факт их ежемесячной доставки.

Но кассационный суд повторил выводы коллег: предостережение затрагивает интересы УО, поэтому является предметов судебного контроля. При ином подходе невозможно восстановить нарушенные права истца. Суды не нашли нарушений в действиях компании и оснований для выдачи предостережения. Поскольку орган ГЖН сделал выводы о таких нарушениях, то именно ведомство должно было доказать, что платёжные документы истец не доставлял. Это соответствует нормам АПК РФ.

Решение судов первой и апелляционной инстанций остались в силе, а предостережение органа ГЖН признано незаконным.

Юрист рассказывает, на какие нормы законов ссылаться, как составлять заявление и правильно обжаловать неправильные действия госорганов.

Краткий обзор общих положений

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений ( ст. 1, 2 ).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ .

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) .

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год , гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу ( ст. 46 ). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках ( ст. 42 ).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле ( ст. 37 , 38 , 45 ).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование ( глава 6 ).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать ( ст. 62 ).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств ( ст. 63 ), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца ( глава 7 ).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Суд может применить нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску, но до предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты не принимаются.

Тем не менее, ходатайство о применении мер предварительной защиты можно подавать вместе с административным исковым заявлением либо просто ходатайствовать об этом в самом иске.

Подсудность спора и определение надлежащего ответчика

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ , которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями ( ст. 19 , 20 , 21 КАС РФ ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них ( ст. 26 ).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком ( ст. 43 ).

Сроки обжалования

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению ( ст. 95 ).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 ).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 , в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.

Требования к заявлению

Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:

  • о признании незаконным полностью или в части решения, принятого госорганом, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности госоргана принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав гражданина;
  • об обязанности госоргана воздержаться от совершения определенных действий.

Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.

Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).

Сами требования к форме и содержанию заявления подробно изложены в статье 125 КАС РФ .

Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.

Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126 ).

Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ.

Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.

Полный перечень документов, которые надлежит прикладывать к заявлению, указан в статье 126 КАС РФ .

Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска

В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии ( ст. 127 ).

Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:

  • заявление подлежит рассмотрению в порядке иного судопроизводства;
  • заявление подано лицом в защиту иных лиц, когда такое право законодательство не предоставляет заявителю;
  • из поданного заявления не следует, что действием или бездействием госоргана затрагиваются или нарушаются права гражданина;
  • если уже имеется решение суда по данному спору между теми же сторонами.

Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления ( ст. 129 ):

  • не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, если законодательством такой порядок является обязательным;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или подачу в суд;
  • в производстве этого или иного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • поступило заявление о возвращении заявления;
  • не исправлены недостатки заявления в срок, установленный судом в определении об оставлении заявления без движения.

При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.

При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков ( ст. 130 ).

Особенности порядка оспаривания действий или бездействия органов государственной власти

Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав ( ст. 219 ).

При оспаривании бездействия госоргана заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных должностных лиц органа власти сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Специальный срок установлен для оспаривания действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, составляющий десять дней, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

Оспаривание действий или бездействия судебного пристава-исполнителя производится в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, в котором исполняет возложенные обязанности должностное лицо.

Помимо общих требований к административному иску, статьей 220 предусмотрены дополнительные требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, с которыми рекомендуется ознакомиться при составлении административного иска.

В заявлении необходимо указать наименование госоргана или должности госслужащего, принявшего оспариваемое решение, реквизиты документа, принятого должностным лицом, указать, в чем заключается нарушение прав гражданина, какому законодательному акту не соответствует действие или бездействие госоргана, сформулировать конкретное требование к госоргану, сообщить о сведениях об обжаловании в административном порядке действия органов власти или должностного лица.

При рассмотрении административного дела суд должен проверить законность действий госоргана и выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора в полном объеме. Это своего рода судебный контроль органов исполнительной власти, когда судья, не ограничиваясь доводами и основаниями заявления, вправе проверить действия должностного лица комплексно (ч. 8 ст. 228 ).

В частности, суд должен выяснить факт нарушения прав гражданина и соблюдение сроков обращения в суд (бремя доказывания лежит на заявителе), полномочия должностного лица, принявшего оспариваемое решение, основания и порядок принятия оспариваемого решения, соответствие содержания решения законодательным нормам, регулирующим указанные спорные отношения (бремя доказывания лежит на должностном лице).

В случае непредоставления госорганом вышеуказанных доказательств суд самостоятельно истребует их, в случае последующего непредоставления суд может наложить судебный штраф и принять иные меры ответственности.

При оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Размер государственной пошлины за подачу административного искового заявления о признании действий или бездействия иных должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.

Общий организационный срок рассмотрения заявления составляет месяц. Однако срок не является пресекательным, и не всегда удается уложиться в эти временные рамки по ряду причин. Например, разбирательство может выйти за пределы месячного срока при неоднократном отложении судебного разбирательства ( ст. 152 ).

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений:

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований;
  • об отказе в удовлетворении требований заявления.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, исчисляемого со дня принятия судебного акта, если решение в итоге не обжаловано. (ч. 5 ст. 227 , ст. 186 , ч. 1 ст. 298 ).

Обязателен ли досудебный порядок урегулирования спора по оспариванию предписания (предписание по результатам проверки мин экологии)?

Выписано предписание об устранении нарушений труд. Законодательства. Работодатель не согласен с выводами, подает в суд заявление о признании не действительным данного решения (предписания). Госпошлина подлежащая уплате - 200 р. как оспаривание действий или 3000 как по отмене нормативно-правого акта?

ООО Эксперт привлечено к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 КоАП за неисполнение предписания. Мы подали заявление о признании постановления незаконным. Параллельно ООО Эксперт обжаловало само предписание. Процесс по обжалованию Постановления по административному наказанию приостановлен по нашему ходатайству до момента вступления в силу решения по оспариванию самого предписания. В итоге предписание было оспорено и признано незаконным в полном объеме, решение (7 ААС) вступило в силу. Является ли признание предписания незаконным однозначным основанием для отмены постановления Ростехнадзора об административке по ст.19.5 по факту неисполнения признанного незаконным предписания?

Подаем в суд заявление об оспаривании предписания ИГЖН (не согласны с предписанием и актом проверки в целом).

Вопрос по просительной части:

1. просим признать приказ (распоряжение), акт проверки и предписание - незаконными.

Что просить вторым пунктом - отменить приказ, акт проверки и предписание или на основании ч.4 ст.201 АПК просить суд обязать ИГЖН самостоятельно отменить указанные документы?

Как будет правильнее. Спасибо.

В какой суд необходимо подать заявление об оспаривании предписания ОНД ГУ МЧС РФ.

Государственная жилищная инспекция выписала Предписание. Мы тут же обратились в Арбитраж с иском о признании данного Предписания недействительным. Пока рассматривается дело в Арбитраже, пришла судеб. Повестка из Мирового суда. ГЖИ обратилась в связи с неисполнением Предписания в Мировой суд за вынесением Постановления о наложении админист. Штрафа. Имею я право заявить в Мировом суде ходатайство о приостановлении производства о делу до момента рассмотрении в Арбитраже дела об оспаривании по ст.215 ГПК РФ?

Как написать заявление в суд об оспаривании предписания, выданного ГИБДД на юридическое лицо, ситуация такая ГИБДД предъявило предписание, о том чтобы организация которая реализует пещанно-гравийные смеси не перегружала автомобили которые приезжают от покупателей, а проверяла их максимальную нагрузку исходя из ПТС, при этом еще этим предписанием обязывают проверять заводские или не заводские у них борта вообщем полная чушь. На какие нормативные акты сослаться? И можно ли оспаривать предписание? Ведь постановление нам не выдали!

Как и где можно узнать согласовал ли роспотребнадзор внеплановую выездную проверку с прокуратурой. Данная информация необходима для оспаривания акта проверки и предписания.

Гос. органом вынесено предписание, данное предписание оспаривается в арбитражном суде. Параллельно наначено судебное заседание в мир. суде. Имею я право заявить в мир. суде о том, что я оспариванию данное предписание в арбитраж. Суде и на какие статьи я должна сослаться?

Оспаривалось предписание лицензионной службы о приостановлении лицензии, вынесенное на основании постановления администрации. Дело было приостановлено до вынесения решения апелляционной инстанции по обжалованию постановления администрации. Апелляция отменила постановление администрации. И если суд сейчас возобновить дело, суд отменит предписание лицензионной службы. Но пока длилось обжалование в апелляции, лицензия закончилась. И по этому адресу заявитель не планирует получать сейчас новую лицензию. Поэтому возобновлять дело по оспариванию предписания лицензионной службы как бы и смысла уже нет. Ну отменят это предписание, а лицензии все равно уже не существует. Но приостановленное дело в суде сейчас в "подвешенном" состоянии. И что с ним будет, если не возобновлять? Обязан ли по закону заявитель возобновлять приостановленное дело?

Судебное дело по оспариванию предписания (заявление от гражданина, т. е. суды были обшей юрисдикции) было в двух инстанциях:

- в первой инстанции был отменено 2 пункта предписания из 12 оспариваемых пунктов;

- в апелляционной инстанции отменено еще 6 пунктов предписания (решение суда первой инстанции отменено частично).

В каких инстанциях возмещать судебные расходы, куда подавать заявление? Кто занимался такими делами?

На Вашем сайте прочитала по доп. отруска. Юристы предлагают при не предоставлении идти в ГИТ. У меня: ГИТ выдало предписание работодателю, а он обратился в суд с оспаривание предписания ГИТ, утверждая, что доп. отпуска - это индивидуальный трудовой спор, решать который ГИТ не в праве. А мое время для подачи иска в суд истекло. Как быть? В праве или не в праве решать такой вопрос ГИТ? Если в праве, то на основании какого документа?

С уважением, Татьяна.

Может ли арбитражный суд рассматривать дела об оспаривании представления контрольно счетной палаты муниципального образования, если на момент вынесения представления, полномочия составлять протоколы за неисполнение предписания у должностных лиц КСП не было-следовательно к ответственности по КоАП нарушители не могли быть привлечены. Или могли?

На ООО в результате проверки по ГО и ЧС был составлен акт и протокол по ч.1 ст. 20.6 КоАП Рф есть ли судебная практика по оспариванию данных протоколов, согласно выданному предписанию все нарушения устранены до рассмолтрения протокола в суде.

Помогите разрешить вопрос, если можно то с указанием конкретных решений и определений судов!

Ситуация такова: в июле 2011 года, работодатель уволил за прогул, после чего с жалобой работник обратился с жалобой в инспекию труда, предписанием которой работодателю было предписано восстановить на работе, отменить приказы и произвести все положенные выплаты. Работодатель в установленный законом срок обратился в суд и обжаловал предписание, суд своим решением работодателю отказал в удовлетворении заявления об оспаривании. Затем работоадтель пропустил срок для обжалования в областной суд и в октября вступило предписание в законную силу, после этого работодатель обратился с ходатайством о восстановлении срока, судом было отказано, это определение оставлено без изменения областным судом. После вступления в законную силу предписания в начале декабря я обратился в суд с иском о восстановлении на работе паралельно,, в связи с тем - что область засилила определение об отказе в восстановлении срока, я отказался от иска в суде, т.е., дальше судиться незачем так как имеется вступившеее в законную силу предписание инспектора труда. На сегодняшний день инспектор труда пишет что предписание снято с контроля потмоу как имеется определение суда.

Однако определние суда вынесено и вступило в законную силу после вступления в законную силу предписания инспектора труда. В данный момент я обращаюсь в суд о признании бездействий инспектора труда незаконными, в связи с чем хочу получить вашы советы, а по возможности документы из практики. Спасибо заранее.

Уточнение к вопросу 655259. Хорошо. Тогда скажите пожалуйста как быть с судебной практикой по данному вопросу? В частности Арбитражный суд Свердловской области к производству принял заявление об оспаривании предписания Государственной инспекции труда, но по результатам рассмотрения вынес определение о прекращении производства по делу. В обозначенном определении было отмечено следующее: "Суд полагает, что данный спор ввиду отсутствия экономического характера не подведомствен арбитражному суду. ", поскольку ". указанное предписание является средством реагирования на нарушения трудового законодательства и связано с трудовыми спорами, подведомственными судам общей юрисдикции, в силу ст. 22 ГПК РФ". ФАС также подтвердил - "Согласно п. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Статьей 373 ТК РФ работодателю предоставлено право обжалования в суд предписания государственной инспекции труда. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах в соответствии со ст. 383 ТК РФ определяется ГПК РФ. В связи с этим выводы арбитражного суда первой инстанции о том, что настоящий спор не подведомствен арбитражному суду и подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, как вытекающий из трудовых правоотношений, являются обоснованными".

Привлекают к от-ти по ч.1. ст. 19.5 за неисполнение предписания, но связи с длительными согласованиями процедуры не успели в срок, просили продлить срок, но нет-вызывают в суд.

Подскажите можно ли оспорить саму проверку т.к. законный представитель не уведомлен, Акт и протокол подписывал подписаны по доверенности и даже повестка в виде телефонограмы т.е. законный представитель не уведомлен надлежащим образом. Я могу подать ходатайство об оспаривании прямо суд. заседании или какая процедура?

Или лучше уже давить на то, что для устранения нарушения мы предприняли все возможные действия только ждем согласования на которое необходимо время.

Трудовая инспекция дала положительное заключение о несчастном случае на производстве и сделала предписание работодателю о учете несчастного случая и оформлению актом формы н-1 (работодатель в свое время оформил акт произвольной формы). Предприятие оспаривает это предписание в судебном порядке в форме "Заявления об оспаривании решения должностного лица", т,е, инспектора, который составлял это заключение. Нам,представителям пострадавших (погибших), судья сказала, что мы не можем подать встречное заявление или заявление на участие в качестве третьих лиц, Просто можем присутствовать как посторонние слушатели, т.к. это не исковое производство, а жалоба на должностное лицо. Не понятно, мы самые заинтересованые лица, по нашей жалобе в инспекцию проводилось расследование и получается, что мы даже не можем учавствовать в этом процессе? По сути же оспаривается решение инспекции. Подскажите, что происходит и как нам быть?

Ребенок болеет сахарным диабетом с конца 2010 г. В 2011 и 2012 г. г. был присвоен статус ребенка-инвалида. При переосвидетельствовании в ноябре 2012 г. статус был снят, хотя болезнь неизлечима, необходимы 5-6 разовые инъекции, контроль уровня сахара крови несколько раз в день, качественное питание и т.д. Благодаря правильному уходу и соблюдению всех предписаний осложнений за последний год и не появилось и. ребенок не признается инвалидом. Подскажите, пожалуйста, какие юридические действия должна предпринять мать для оспаривания решения МСЭ, как правильно запросить письменное обоснование отказа, как подать заявление в главное бюро?

Сосед оформил в собственность участок путём перераспределения, в границах которого оказался мой проезд к моему участку и часть общей дороги. Поставил ограждение. Тем самым перекрыл доступ к моему участку. Подал в суд на оспаривание границ этого участка, исключения сведений из гкн т.к. граница смежная со мной не согласовывалась и нарушены мои права. Сосед направил запрос в Росреестр о проверке границ моего участка. Росреестр по проверке выявил что мой забор (не граничащий с соседом) стоит на Мун. земле (7.1 коап), вынес предписание, инспектор мое исковое прочитал и сказал, что росреестр не зависимо имеется ли зем. спор-они выносят своё решение. Инспектор при проверке попал на мой участок таким образом: прошёл на участок соседа, далее перелез через забор. Сосед заходить через свой участок мне запрещает. Другого проезда и прохода к участку не имею. Вопрос: каким образом исполнить предписание Росреестра, если я ограничен в доступе на свой участок, что делать.

У меня следующий вопрос: оформили в собственность земельный участок площадью 600 кв.м. на основании договора дарения в конце 2014 года. В 2016 году органами земельного надзора была проведена проверка, в ходе которой установлено, что мы используем "дополнительный" земельный участок площадью около 300 кв.м. По итогам проверки выдали протокол об административном правонарушении по ст. 7.1. КоАП РФ с указанием на то, что используем лишние метры без оформленных прав (самовольное занятие участка), также выдали предписание. О несоответствии фактической площади документам (по кад. паспорту и свидетельству о праве собственности площадь равна 600 кв.м.) не знали, границы земельного участка в соответствии с законодательством не установлены (указано в кад. паспорте). Подскажите, пожалуйста, есть ли основания для оспаривания административного штрафа в данном случае?

Являюсь руководителем структурного подразделения крупного Государственного Унитарного Предприятия занимающимся пассажироперевозками, филиал, руководителем которого я являюсь, занимается средними и капитальными ремонтами подвижного состава электрического транспорта а так же выпуском изделий собственного изготовления (более 500 наименований продукции) литейного, полимерного, резинотехнического и т.д.

На протяжении полугода на предприятии отсутствует соответствующее материально - техническое снабжение, остановлен выпуск подвижного состава троллейбусов как по городским, пригородным и междугородним маршрутам в связи с введением чрезвычайного положения по всей республике в связи с нарушением электроснабжения.

Новый генеральный директор всеми силами пытается развалить уникальное предприятие подведя к черте бедности как рабочий так и инженерно - технический персонал, совсем прекратив закупки и набрав банковских кредитов.

Пытаясь спасти свой филиал, оповестив многочисленные правовые местные и высшие органы самоуправления и власти (Оригиналы всей переписки с органами власти, а именно коллективные письма без моего участия, ответы отписки - имеются в наличии) по приказу заместителя ген. директора предприятия заслужил внеочередную проверку от службы СОТ - имеется 44 пункта предписаний. Вот тут начинается самое интересное, больше половины пунктов задвоены (слово в слово), часть зависит от своевременного и надлежащего материально - технического снабжения, по части замечаний не имеется возможности решения без задействования сторонних организаций (своей бухгалтерии и отдельного счета на филиал не имею), часть замечаний касается вопросов пожарной безопасности (на предприятии отсутствует инженер - инспектор пожарной безопасности) и решение вопросов зависит тоже от материально - технического снабжения.

Не успевая проработать грамотный ответ по всем пунктам предписания, 07.04.2016 г, получаю приказ в вкратце основные волнующие пункты - пунт 1. Ф.И.О. начальнику филиала ГУП РК Крымтроллейбус - ЦТРМ, за халатное отношение к своим должностным обязанностям в несоблюдении требований охраны труда в соответствии с Законодательством Российской Федерации, Трудового Кодекса ст. 212, Закона Республики Крым Об охране труда в Республике Крым ст. 12 и невыполнении предписаний Службы охраны труда - объявить выговор.

Пункт 2 - Ф.И.О., начальника филиала ГУП РК Крымтроллейбус - ЦТРМ - предупредить, что в случае невыполнения предписания № . от. 2016 г., с ним будет расторгнут трудовой договор по ст. 81 п. 6 Д Трудового Кодекса Российской Федерации.

Проконсультируйте пожалуйста, правомерен ли данный приказ о выговоре и как правильно и поэтапно действовать в данном случае, для оспаривания данного выговора и предупреждения последующего грозящего увольнения.

Начальник филиала ГУП РК Крымтроллейбус - ЦТРМ

Фоломин Игорь Николаевич.

Как, на Ваш взгляд, будет решено дело в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ?

10 ноября 2009 года гражданка Мельникова воспользовавшись моим доверительным к ней отношением, а так же тем, что у меня была хорошая кредитная история, убедила меня получить кредиты в банке ВТБ-24 на сумму 200 000 рублей и в банке Русский Стандарт на сумму 27 000 рублей (всего 227000 рублей) и передать полученные деньги ей сроком на один месяц. При этом она обещала нести все обязательства по данным кредитным договорам и погасить их досрочно до декабря 2009 года. Получив от меня указанные денежные средства гражданка Мельникова Н.Ю. в первый месяц не внесла прописанную в графике платежей сумму, предназначенную для погашения, мотивируя это временным финансовым затруднением и уверяла, что погасит долг и оставшуюся задолженность (о чем свидетельствует расписка – продление договора. Но в указанное время и по настоящее Мельникова Н.Ю. денежные средства не вернула. Мельникова Н.Ю. игнорировала общение со мною. Кредиты я погашаю самостоятельно с момента их получения.

. я обратилась в Прокуратуру Октябрьского района г. Ставрополя с заявлением о привлечении к уголовной ответственности гр. Мельниковой Н.Ю., однако, в соответствие с Постановлением Начальника ОП№2 управления МВД России по г. Ставрополю в возбуждении уголовного дела отказано. Причиной отказа послужил тот факт, что свидетели, указанные в расписке не видели факта передачи денежных средств. Данный вывод противоречит требованиям нормы ст. 812 п.2 ГК РФ, в соответствие с которыми, оспаривание безденежности договора займа путем свидетельских показаний не допускается. Единственным и достаточным доказательством подтверждающим заключение договора займа и получение гр. Мельниковой Н.Ю. в данном случае является договор займа (расписка) подписанный Мельниковой Н.Ю. собственноручно, а так же расписка Мельниковой Н.Ю. подтверждающая продление договора займа. Денежные средства мной были переданы на месте моей работы, в соответствие с требованиями ст.ст. 807, 808 ГК РФ, в котором указано что гр. Мельникова Н.Ю. получила указанные денежные средства.

Читайте также: