Как можно было в средневековом китае получить должность чиновника

Обновлено: 02.07.2024


Фото: ссылка


двойной клик - редактировать изображение

В Японии понятие правящего класса ши стало подразумевать не гражданскую бюрократию, а самураев – военную элиту.


двойной клик - редактировать изображение

Первоначально относилось к разряду аристократической элиты, имевшей право пользоваться боевыми колесницами и командовать войском.

После распространения конфуцианства термин претерпел последнюю трансформацию: ши стало подразумевать интеллектуалов, получивших карьерное продвижение благодаря системе государственных экзаменов – кэцзюй (в 605 н.э. во времена правления династии Суй). Таким образом, сформировался класс местных элит, известный как шэньши.

Земледелие оставалось основным объектом налогообложения вплоть до индустриальной эпохи. Кроме того, с ослаблением аристократических линий класс землевладельцев оказался наиболее близким к ши. Категория нун не указывает на классовое разделение между владеющими землей и работающими на земле.

К этому сословию относились ремесленники, а также работники, свободно занимавшиеся трудом, либо кустарным производством.

Люди, занимавшиеся торговлей и коммерческой деятельностью.


двойной клик - редактировать изображение

2. Система девяти рангов (九品中正制, цзю пинь чжунчжэн чжи, или 九品官人法, цзю пинь гуаньжэнь фа, девять продуктов в системе, девять законов о продуктах) является системой отбора и назначения на государственную службу в Китае (Вэй, Цзинь, Южные и Северные династии) эпохи Троецарствия, зародившейся во времена династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Создателем считается Чэнь Цюнь (陳羣/陈群) – министр государства Цао Вэй.

В теории, согласно этой системе, местные правители должны были выбирать талантливых кандидатов на правительственные посты, и, в зависимости от их способностей и умений, присваивать им одну из девяти степеней. В реальности кандидатами, как правило, становились лишь богатые и влиятельные люди, но образованность всегда ценилась в Китае, поэтому одарённые люди пробивались наверх, даже тогда, когда не имели сановного происхождения.

Система девяти рангов была заменена имперской системой государственных экзаменов кэцзюй.

4. Мандарин (португальский язык – министр, чиновник, от санскрита – мантрин – советник) – данное португальцами название чиновников в имперском Китае, позднее также в Корее и Вьетнаме. Название происходит через португальское посредство (слово обозначающее министра) из санскрита (командир) и соответствует собственно китайскому слову гуань (官). Вопреки расхожему заблуждению, это слово обозначало не только чиновников маньчжурской династии Цин. На протяжении 1300 лет в Китае действовал строжайший образовательный ценз. Для назначения мандарином требовалось пройти сложную процедуру экзаменации.

5. В императорском Китае государственная служба существовала ещё со времён династии Чжоу, но тогда высшие государственные посты занимали в основном родственники монарха или представители дворянства.

После замены системы девяти рангов системой кэцзюй в 605 году при династии Суй, появилась почва для возникновения такого сословия как мандарины, и уже во времена династии Тан оно окончательно сформировалось. Мандарины стали основателями и ядром шэньши. Позднее мандарины отправлялись на службу в уездные города в свои резиденции – ямэни.

После падения династии Цин вместо мандаринов появились современные государственные служащие.

6. Во времена династии Цин (1644 – 1912 годы) существовали военные и гражданские служащие, которых делили на 9 рангов с 2 подрангами в каждом ранге. Гражданские назначения варьировались от сослуживца императора или великого секретаря в Запретном городе (самого главного) до магистрата округа, сборщика налогов, заместителя тюремного надзирателя, заместителя комиссара полиции или налогового инспектора. Военные назначения варьировались от фельдмаршала или камергера императорской стражи до сержанта третьего класса, капрала или рядового первого или второго класса.

Ниже перечислены все должности.

Слуги императора, Великие секретари

Фельдмаршал, камергер императорской охраны

Заместители слуг императора, слуги наследника, председатели судов, советники, цензоры

Знаменосцы генерал-лейтенанта, маньчжурский генерал-майор, главнокомандующий армией

Заместители слуг наследника, вице-президенты судов, министры при императорском дворе, генерал-губернаторы провинций

Знаменосцы генерал-капитана, коменданты дивизий, бригадные генералы

Канцлеры императорского двора и академии Ханьлинь, министр финансов, провинциальные губернаторы

Помощники вице-президентов цензуры, провинциальные судьи, директор судебных органов

Артиллерийские и стрелковые бригадиры, бригадир разведки, знаменосцы полковника

Директор имперских банкетов, императорский конюх, контролёр сбора соли

Знаменосцы бригадного командира вне Пекина

Директор и помощник директора императорского двора, судов, цензора, внешних связей и обслуживающего персонала

Подполковник артиллерии, капитан стрелковых войск и разведки, майор полиции в Пекине

Инструкторы в Великом Секретариате и академии Ханьлинь, префекты

Капитан, помощник майордома в княжеских дворцах

Заместители инструкторов в академии Ханьлинь, субпрефекты

Капитан полиции, лейтенант или старший лейтенант

Помощники инструкторов и библиотекарей в академии Ханьлинь, помощники директоров советов и судов, цензоры

Лейтенанты стражи ворот, младшие капитаны

Секретари и преподаватели Имперских и Ханлинских институтов, секретари и регистраторы, Имперских Офисов и Магистрата Полиции

Телохранители, лейтенанты артиллерии, стрелковых войск и разведки, младшие лейтенанты

Помощники секретарей в имперских канцеляриях и секретариатах законов, заместители провинциальных субпрефектов, буддийские и даосские священники

Заместитель лейтенанта полиции

Помощники полицейских магистратов, регистраторы исследований, директора исследований в Пекине, окружные магистраты

Клерк городских ворот, младший лейтенант

Секретари в офисах помощников губернаторов, контролёров сбора соли и транспортных станций

Помощник майордома в дворянской усадьбе

Помощники окружных магистратов, префектурные секретари, уездный директор по исследованиям

Заместитель директора по исследованиям, архивисты Управления по контролю за солью

Тюремные надзиратели, районные регистраторы, префектурные архивисты

Префектурный сборщик налогов, заместитель тюремного надзирателя, заместитель комиссара полиции, налоговый эксперт

Младший сержант, капрал, ефрейтор, рядовой

Во времена правления династии Цин, губернаторы провинций носили на своих шапках штырь с рубиновым шариком сверху. У более низких рангов чиновников вместо рубина использовался коралл, сапфир, лазурит, белый нефрит, золото и серебро.

7. Государственные экзамены в императорском Китае кэцзюй (科舉/科举) – неотъемлемая часть системы конфуцианского образования, обеспечивавшая местным элитам доступ в государственный бюрократический аппарат.

Система кэцзюй просуществовала (с перебоями) 1300 лет: от создания в 605 (династия Суй) и до 1905 (закат династии Цин, за год до рождения Пу И). Её существование было неотъемлемой частью существования сильной централизованной империи. По мнению Бенджамина Элмана, после 1400 года и вплоть до отмены в 1905 она представляла собой центральный элемент в культурной истории Китая.

О существовании наиболее ранних экзаменов известно мало, косвенные сведения указывают на III век до н.э. Наиболее ранний документированный случай письменного экзамена (в Китае и в мире) – 165 год до н.э.

7.1. Предшественницей кэцзюй была система девяти рангов (九品中正製/九品中正制, цзю пинь чжунчжэн чжи, или 九品官人法, пиньинь: цзю пинь гуаньжэнь фа), зародившаяся в во времена династии Хань (206 год до н.э. – 220 год н.э.) и сформировавшаяся в эпоху Троецарствия. Её создателем считается Чэнь Цюнь (陳羣/陈群), министр государства Цао Вэй. Местным правителям предписывалось рекомендовать кандидатов на посты в правительстве, характеризуя их таланты соответственно девяти степеням. Однако фактически кандидатами становились только богатые и знатные члены общин.

Введение системы кэцзюй позволило частично устранить этот недостаток. Централизованная экзаменационная система ослабила влияние аристократических кланов и на раннем этапе развития системы стала важным фактором социальной мобильности: теоретически, к экзаменам допускался каждый взрослый мужчина, независимо от финансового состояния и социального статуса (дискриминации подвергался класс торговцев, однако в поздний имперский период они также стали частью учёной элиты, поскольку право на экзамены предоставлялось их сыновьям. Участники движения Тайпинов впервые выступили за допущение к экзаменации женщин). По мнению ряда исследователей, благодаря кэцзюй Китай был близок к реализации меритократической модели управления государством. Целесообразность применения такой модели в российской системе государственного и муниципального управления должны оценить патриотические эксперты.

Успешная сдача всей серии экзаменов обеспечивала кандидату должность в корпусе высших чиновников. Однако реальная выгода от участия в экзаменах варьировалась в зависимости от имперской политики: альтернативной дорогой для продвижения, особенно в смутные времена, оставалась военная служба. Обладателям учёных степеней не всегда гарантировались государственные посты, но предоставлялись налоговые и судебные льготы. Процесс обучения был долгим и дорогим (как правило, для подготовки детей в состоятельных семьях нанимались частные учителя), и поэтому кандидатами на учёную степень становились преимущественно дети богатых землевладельцев, малочисленной, но влиятельной социальной прослойки. Кроме того, будучи дорогой к власти, система кэцзюй давала немало возможностей для злоупотреблений, которые иногда доходили до отмены экзаменов и прямой продажи должностей.

Тем не менее, государственная служба оставалась амбицией, поддерживаемой конфуцианской системой ценностей, а символ процветания – дух богатства Цай Шэнь – рисовался народному воображению носящим шапку и пояс чиновника высшего ранга. В плане внутренней политики система государственных экзаменов была мостом между императорским домом и местными элитами, обеспечивала лояльность последних и, в определённой мере, гарантировала равноправное представительство всех регионов империи в столице. В качестве защиты от коррупции и возможного усиления местных кланов, важным условием для предержащих высокие звания была регулярная смена места службы.

Циркуляция кадров по стране была также важным фактором общекитайского единства: будучи представителями государственной власти, чиновники пользовались унифицированным языком (в противопоставление местным диалектам (фактически различным языкам) и говорам) и являлись носителями единых культурных ценностей. Получая финансирование из центра и/или из местной казны, они становились инициаторами и координаторами локальных проектов (инженерных, образовательных, социальных), судьями, патронами искусств и учителями.

7.3. Система проведения экзаменов, и соответственно присваиваемых чинов, постепенно усовершенствовалась.

В своем классическом варианте, утверждённом в начале эпохи Сун, система кэцзюй состояла из трёх ступеней. Впоследствии, по мере увеличения территории страны в эпохи Мин и Цин, каждая из ступеней получила дополнительные градации, и система приняла следующий вид:

шэнъюань (生員/生员), более широко известный как сюцай (秀才) – лицензиат, обладатель диплома первой степени, сродни современному западному бакалавру. Экзамен проводился в региональных центрах ежегодно;

шэнъюань с лучшим результатом получал титул аньшоу (案首);

бытовал также титул гуншэн, старший лиценциат (貢生/贡生);

цзюйжэнь (舉人/举人) – обладатель второй степени, присуждаемой на провинциальном уровне раз в три года;

цзеюань (解元) – цзюйжэнь с лучшим результатом;

хуэйюань (會元/会元) – цзюйжэнь с лучшим результатом по итогам предварительных экзаменов;

гунши (貢士/贡士) – цзюйжэнь, прошедший этап предварительных экзаменов;

цзиньши (進士/进士) – обладатель высшей степени на экзамене, проводившемся в столице раз в три года;

цзиньши цзиди (進士及第/进士及第) цзиньши – обладатель первой степени по результатам экзамена;

цзиньши чушэнь (進士出身/进士出身) обладатель второй степени по результатам экзамена;

тун цзиньши чушэнь (同進士出身/同进士出身) цзиньши – обладатель третьей степени по результатам экзамена.

Согласно Б. Элману, сохранились записи об экзаменационных практиках в количестве: 2 от династии Сун, 18 –от Юань, 153 – от Мин и 869 – от Цин. Общее количество кандидатов, достигших степени цзиньши, за две последние династии составило более 50 000 человек.

7.5. Знаками различия держателей ученых степеней служили квадратные нашивки с изображением разного рода животных на груди парадного одеяния, а также замысловатые шапки и пояса, получившие гротескное изображение в китайском традиционном театре.

7.6. Эта система стала международной уже в 847 году (династия Тан), так как обладателем высшей ступени на имперском экзамене стал араб.

Первый аналогичный экзамен на государственную службу в Европе состоялся в Берлине только в 1693 году.

Около 1100 года (династия Северная Сун) в Китае распространилась практика серийного печатания карманных шпаргалок для использования на экзаменах.

Шпаргалка эпохи Цин могла представлять собой мелко исписанную исподнюю рубашку (поскольку экзаменующимся предоставлялись изолированные друг от друга кельи).

8. Восьмичленное сочинение (八股文) – специфический для Китая эпох Мин и Цин литературный жанр, используемый только в системе государственных экзаменов, основная форма аттестации.

1) вступление (破题) ‒ два предложения прозой, вводящие рассуждение;

2) развитие темы (承題) ‒ пять предложений прозой, развивающие вступление;

3) общее рассуждение (起讲) ‒ прозой;

4) развитие рассуждения (起股) ‒ экзаменационным заданием определялось количество: 4, 5, 8 или 9 параллельных рассуждений, которые должны были развивать общую тему, здесь автор сочинения показывал искусство подбирать синонимы при сохранении смысла и структуры текста;

5) центральное рассуждение (中股) ‒ ритмической прозой с параллелями, число которых, однако, не ограничивалось, для полного раскрытия темы сочинения;

6) завершающее рассуждение (后股) ‒ ритмической прозой с параллелями, в этой части допускалось обсуждение моментов, не вошедших в центральное рассуждение;

7) увязка рассуждений (束股) ‒ параллельные рассуждения числом от 2 до 5 пар, здесь должны быть связаны между собой все тематические линии сочинения;

8) большая увязка (大结) ‒ общий итог сочинения, писался прозой, данная часть была строго формализована, свобода выражения не допускалась.

Суть всех этих статей из единого цикла заключается в следующем: Китай (плохой или хороший, злой или добрый, успешный или неудачный) – это не игрушка в чьих-то натруженных руках, а настоящий мировой проект, который осуществляется (если верить официальной китайской историографии) под неусыпным контролем определённых китайских кланов и духовных лиц (носителей идей этого самого мирового проекта китайского государства) уже не менее 3,5 тысяч лет по меньшей мере. Клан Цзи (русское значение иероглифа 姬 – придворная дама, знатная женщина), проживавший ещё во II тысячелетии до н.э. на территории современной провинции Шэньси, возглавлял ряд самых крупных китайских государств в различные периоды его истории. Этот же клан Цзи и сейчас имеет представителей в высшем китайском руководстве. Такова природа любого подлинного государства. Хотя, сколько существовало в истории лимитрофных, буферных, полунезависимых государств и протекторатов. Провозглашения независимости той или иной неформальной организацией, считающей, что она представляет некую историческую общность (народ), бывает совсем недостаточно, чтобы государство было не эфемерным, а стало настоящей реальностью.

Читайте также: