Можно ли обслуживаться в поликлинике не по месту прописки в беларуси

Обновлено: 28.06.2024

Каждый гражданин РФ, застрахованный по ОМС, имеет право один раз в год поменять медицинскую организацию, в которой ему амбулаторно предоставляется медицинская помощь – поликлинику, в том числе стоматологическую поликлинику, а также женскую консультацию. При этом гражданин может выбрать любую медицинскую организацию из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Принцип прикрепления к поликлинике по месту регистрации отменен. Никаких объяснений по поводу смены поликлиники не требуется.

Для получения медицинской помощи амбулаторно в рамках программы ОМС пациент имеет право не чаще, чем 1 раз в год осуществлять выбор медицинской организации из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы . [1]

Реестры размещаются на сайтах страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС. В случае изменения места жительства или места пребывания гражданина, он может прикрепляться к новой поликлинике чаще, чем 1 раз в год.

Поликлиника по заявлению гражданина обязана его прикрепить и не имеет права отказать или требовать прикрепиться по месту жительства без объективных причин. Прикрепление к медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы, производится бесплатно.

Обращаем внимание, что в случае изменения места жительства, застрахованный гражданин обязан осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца, если в новом регионе проживания отсутствует страховая медицинская организация, в которой ранее был застрахован гражданин.

Для прикрепления необходимо обратиться в выбранную медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно, и иметь при себе следующие документы:

Полис ОМС или временный полис ОМС;

Паспорт, временное удостоверение личности или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);

Документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего, в случае, если прикрепить необходимо ребенка;

СНИЛС (при наличии);

Документ, подтверждающий смену места жительства, в случае смены поликлиники чаще, чем 1 раз в год по причине изменения места жительства.

Медицинской организации отводится четыре рабочих дня на проверку указанных гражданином сведений и прикрепление. Открепление от прежней поликлиники происходит автоматически.

Если в структуре городской поликлиники, к которой гражданин планирует прикрепиться, нет отделения стоматологии и женской консультации (касается женского пола), необходимо отдельно прикрепиться к стоматологической поликлинике и женской консультации.

При кратковременном пребывании в другом субъекте РФ

Жители России имеют право на получение медицинской помощи по базовой программе ОМС на всей территории Российской Федерации. Наличие полиса ОМС подтверждает эти права.Для получения экстренной и неотложной медицинской помощи иногороднему гражданину необходимо обратиться в медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно, по месту временного пребывания с полисом ОМС и документом, удостоверяющим личность. Отказ в оказании медицинской помощи иногородним жителям при наличии этих документов является неправомерным.

При длительном пребывании в другом субъекте РФ

Если гражданин работает или длительное время проживает не по месту постоянной регистрации, он имеет право прикрепиться к поликлинике по месту временного пребывания.

Отказ в прикреплении из-за отсутствия регистрации по месту временного пребывания при наличии необходимых документов является неправомерным.

При получении специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи

Выбор медицинской организации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме осуществляется пациентом, в том числе, в соответствии с предоставленной врачом информацией о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых предоставляется необходимая пациенту медицинская помощь. Врач выдает направление, в котором указывается наименование медицинской организации, а также срок, в течение которого в медицинскую организацию необходимо обратиться.

Врач обязан предупредить пациента о возможных сроках ожидания медицинской помощи в выбранной медицинской организации. Если гражданин самостоятельно выбирает медицинскую организацию, в которой срок ожидания превышает установленный территориальной программой, то лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации пациента. [2] В случае затруднения с предоставлением медицинской помощи, в том числе консультации врача-специалиста, необходимо обратиться к руководителю медицинской организации или в страховую медицинскую организацию, выдавшую пациенту полис ОМС.


В случае, если у Вас возникли затруднения при прикреплении к выбранной поликлинике, направлении в медицинскую организацию, предоставляющую специализированную медицинскую помощь, а также при наличии любых вопросов, связанных с получением услуг в сфере ОМС, Вы вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую Вам полис ОМС.

Бланк заявления Вы можете получить в Регистратуре, или скачать по ссылке

В зависимости от состояния пациента медицинская помощь ему может быть оказана в экстренном и плановом порядке.

Медицинская помощь по экстренным показаниям оказывается пациентам безотлагательно при острых состояниях, угрожающих жизни. Такая помощь оказывается бесплатно в любом медицинском учреждении. То есть неважно, есть ли у человека полис, и имеет ли он гражданство России.

Плановая медицинская помощь оказывается при состояниях, позволяющих без ущерба для здоровья пациента предоставить необходимую медицинскую помощь в порядке очередности, с отсрочкой во времени (диагностика и лечение хронических заболеваний, обследование, консультации специалистов, диспансеризация, профилактическая работа, оформление медицинской документации, лечение в условиях дневного стационара в поликлинике и на дому и.т.д).

Главное правило, которое касается каждого желающего в плановом порядке бесплатно пользоваться услугами поликлинических учреждений государственной системы здравоохранения, – наличие полиса ОМС.

Согласно новым правилам, для получения полиса ОМС теперь не требуется подтверждение регистрации, постоянной или временной, на территории страны. Единственный нюанс: получать полис вам придется самостоятельно, обратившись в любую страховую компанию, которая имеет право выдавать полисы ОМС.

Так что же необходимо знать для того чтобы избежать конфликтных ситуаций и каковы условия для реализации пациента своего права на выбор медицинской организации и врача? Что такое прикрепление?

Государственная система оказания первичной медико-санитарной помощи (к которой и относятся поликлиники) построена на принципах соблюдения территориальности, профильности учреждений здравоохранения, преемственности и этапности медицинской помощи. То есть за каждым домом, улицей, районом, и населенным пунктом закреплено государственное лечебное учреждение (поликлиника, амбулатория, врачебный офис, ФАП) специалисты которого оказывают проживающему на данной территории населению бесплатную медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий.

Кроме того в целях оказания полного объема помощи, медицинские учреждения сгруппированы в объединения (обозначение аббревиатурой БУЗ, ГУЗ, КУЗ) которые могут включать в себя: одну или несколько поликлиник для взрослого и детского населения, женскую консультацию, плановый стационар, офисы врачей общей практики, различные Центры и т.д.

Таким образом, если человек относится к одному из подразделений такого объединенного государственного амбулаторно-поликлинического учреждения, то он имеет право получать весь спектр услуг медицинской помощи оказываемых в его подразделениях. Принадлежность пациента к обслуживанию в таком объединении называется – ПРИКРЕПЛЕНИЕМ.

Учреждения не имеют права отказать в прикреплении тем, кто постоянно проживает на закреплённой за ними территории. Но вы должны понимать, что нельзя прикрепиться или открепиться выборочно только от одного из подразделений объединенного медицинского учреждения. (То есть открепление от взрослой поликлиники, автоматически влечет за собой открепление и от медицинских Центров, отделений, врачебных офисов, женской консультации и.т.д входящих в состав учреждения (исключение составляют только случаи наблюдения по беременности – см. ниже).

Правила прикрепления:

Без Вашего волеизъявления никто и никуда Вас прикрепить не может.

Таким образом, пациент должен оформить письменное заявление (бланк заявления можно взять в регистратуре, у администрации учреждения).

Представить заявление для регистрации заместителю главного врача по поликлинике (подразделению) или непосредственно в приемную главного врача. Подписывая согласие на ваше обслуживание, главный врач организации обязан уведомить об этом вашу страховую компанию и поликлинику по месту вашей прописки (регистрации). То есть, прикрепление оформляется только в письменной форме на основании заявления и утверждается главным врачом учреждения.

Список необходимых документов для прикрепления к поликлинике:
  • заявление на имя главного врача организации;
  • паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
  • страховой полис ОМС + копия;
  • копия паспорта.

Для прикрепления ребенка вам, дополнительно, потребуется копия свидетельства о рождении и копия паспорта родителя, подающего заявление .

Срок действия прикрепления – в течение текущего (календарного) года. Подтверждать прикрепление вам придётся ежегодно. Таким образом, если с момента прикрепления к учреждению по месту фактического проживания прошло больше года, а вы не подтвердили прикрепление снова – вы автоматически возвращаетесь прикреплением к поликлинике по месту регистрации (прописки).

Если Вы не прописаны и не проживаете на территории поликлиники, по желанию Вы имеете право самостоятельно выбрать любое медицинское учреждение (входящие в систему ОМС). Если вы выбираете поликлинику, которая не обслуживает вас ни по месту регистрации (прописки), ни по месту проживания, то вам необходимо:

  • Изъявить желание на обслуживание в данной поликлинике и оказание Вам всего перечня услуг, путем подачи письменного заявления на прикрепление (бланк заявление можно взять в регистратуре, у администрации учреждения).
  • Представить заявление для регистрации заместителю главного врача по поликлинике (подразделению) или непосредственно в приемную главного врача. Таким образом, прикрепление оформляется только в письменной форме на основании заявления пациента и утверждается главным врачом учреждения.
  • Время рассмотрения администрацией учреждения заявления пациента на прикрепление, составляет 2 рабочих дня.
  • Подписывая согласие на ваше медицинское обслуживание, главный врач организации обязан уведомить об этом вашу страховую компанию и поликлинику по месту вашей прописки (регистрации).
  • Менять лечебное учреждение разрешено не чаще чем 1 раз в год. Таким образом, если в текущем календарном году вы воспользовались таким правом и прикрепились к ЛПУ, прикрепится к другому вы сможете только на следующий год. Исключение составляют только случаи, когда вы переезжаете на новое место жительства.
  • Срок действия прикрепления – в течение текущего (календарного) года и подтверждать прикрепление вам придётся ежегодно. Таким образом, если с момента прикрепления к учреждению по месту фактического проживания прошло больше года, а вы не подтвердили прикрепление снова – вы автоматически возвращаетесь прикреплением к поликлинике по месту регистрации (прописки).

Администрация ЛПУ в целях обеспечения права граждан на выбор врача и лечебно-профилактического учреждения прикрепляют для медицинского наблюдения и лечения граждан, проживающих вне зоны обслуживания данного ЛПУ, к врачам- терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) и врачам акушерам- гинекологам в случае наблюдения по беременности.

Право на прикрепление по собственному желанию к врачам других специальностей законодательством и нормативными актами не предусмотрено.

В нормативных документах не существует перечняü обязательных медицинских услуг в рамках прикрепления. Нормативными документами являются медико-экономические стандарты и программа государственных гарантий. Обследование и лечение прикрепленных пациентов проводится по медицинским показаниям на основании направления лечащего врача, за которым они были закреплены.

Поэтому руководитель ЛПУ, рассмотрев заявление пациента с просьбой о смене лечащего врача, принимает решение, исходя из возможностей вверенного ему учреждения. Он вправе отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на нормы индивидуальной нагрузки выбранного врача, на территориальный принцип прикрепления населения к ЛПУ, а также предложить возможные варианты решения конкретной проблемы.

Территориальный принцип организации работы государственных учреждений здравоохранения сохранился со времён советской медицины, основывавшейся на стремлении рационально использовать имеющиеся ресурсы. Так, согласно действующим отраслевым стандартам, на одну ставку участкового:

  • врача терапевта приходится 1800 пациентов в возрасте старше 18лет, проживающих на обслуживаемой территории;
  • врача общей практики приходится 1500 пациентов, проживающих на обслуживаемой территории;
  • врача педиатра приходится 800 детей, проживающих на обслуживаемой территории;
  • акушера-гинеколога приходится 2200 женщин в возрасте старше 15 лет, проживающих на обслуживаемой территории.
Законодатель специально предусмотрел ряд ограничений в прикреплении:

Во-первых, к более квалифицированному врачу может пожелать прикрепиться большее число пациентов, чем он в состоянии обслужить. Таким образом, из-за высокой загрузки врач не сможет уделить пациентам необходимое количество времени и эффективно выполнять свои обязанности, что, в свою очередь, приведет к снижению качества оказываемой медицинской помощи.

Во-вторых, представляется нецелесообразным прикрепление к врачу пациентов, проживающих на территории различных участков, значительно удаленных друг от друга. В этом случае потребуется значительно большее время на то, чтобы посетить пациентов на дому, что приведет к уменьшению времени непосредственной работы с больным. При этом также может пострадать качество оказываемой им помощи.

В-третьих, территориальный принцип медицинского обслуживания подразумевает распределение бюджетных финансовых средств пропорционально количеству населения, проживающему на обслуживаемой ЛПУ территории. Прикрепление пациентов, проживающих на одной территории, к разным ЛПУ может привести к дисбалансу финансирования медицинских учреждений.

О реализации права на выбор врача и учреждения здравоохранения при оказании медицинской помощи женщинам во время наблюдения по беременности на основании родового сертификата.

Имеет ли женщина, которой был выдан родовой сертификат, право на выбор другой женской консультации не меняя своего территориального медицинского учреждения? А так же может ли женщина на основании родового сертификата выбрать врача в женской консультации и (или) родильном доме для оказания ей медицинской помощи?

Кроме того родовой сертификат гарантирует женщине дополнительное право на выбор только женской консультации или врача акушера- гинеколога (на время наблюдения по беременности) не меняя своего основного территориального амбулаторно-поликлинического медицинского учреждения.

То есть, Вы можете прикрепиться к учреждению, в состав которого входит ЖК, и получать весь спектр услуг оказываемых данным медицинским объединением, либо изолированно (на основании родового сертификата), выбрать только ЖК и акушера- гинеколога.

Если вы остановили свой выбор на втором варианте (без открепления) вам необходимо:
  • При постановке на учет женщины в женскую консультацию не по месту жительства необходимо представить выписку из амбулаторной карты наблюдения женской консультации и поликлиники, в которой Вы постоянно наблюдались ранее и справку, что вы не состоите в этой поликлинике на учете по беременности. Отдельно открепление от ЖК не оформляется!
  • Необходимо учитывать местоположение выбранной ЖК (женской консультации). Будет она рядом с домом или с работой (что иногда, к сожалению, означает – на другом конце города), решать вам. Рядом с работой, наверное, удобнее – можно заскочить туда утром (консультации работают с 8.00), или во время обеденного перерыва. С другой стороны, когда вы выйдете в декрет, вам не так-то просто будет добираться на прием к врачу, тем более что в последнем триместре нужно будет посещать ЖК все чаще и чаще. В этом случае лучше встать на учет где-то недалеко от дома.
  • Родовой сертификат гарантирует женщине получение бесплатной квалифицированной медицинской услуги в размере, установленном государственными стандартами. Если у женщины есть заболевания, требующие дополнительных обследований и консультаций узких специалистов не входящих в стандарт, ЖК не будет проводить их на своей базе, а направит Вас проходить все дополнительные обследования и консультации в поликлинику по месту вашего прикрепления. В таком случае Вам самостоятельно придется с врачами своей поликлиники организовывать процесс и координировать время и сроки прохождения тех или иных дополнительных обследований и консультаций.
  • Родовой сертификат позволяет женщине в период беременности бесплатно получить (в выбранной ей женской консультации) поливитамины, препараты железа и.т.п., с момента взятия на диспансерный учет по беременности до срока родов. То есть при необходимости пройти лечение в условиях дневного стационара и стационара на дому, выбранная вами ЖК направит вас в поликлинику по месту прикрепления.
  • Вачи-акушеры-гинекологи, так же как врачи-терапевты, посещают беременную женщину на дому: до родов, после родов — так называемый патронаж беременных. Женщин, которые не проживают на территории обслуживания учреждения, для врача посещать будет затруднительно.
Информация для пациентов

Каждый гражданин РФ, застрахованный по ОМС, имеет право один раз в год поменять медицинскую организацию, в которой ему амбулаторно предоставляется медицинская помощь – поликлинику, в том числе стоматологическую поликлинику, а также женскую консультацию. При этом гражданин может выбрать любую медицинскую организацию из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Принцип прикрепления к поликлинике по месту регистрации отменен. Никаких объяснений по поводу смены поликлиники не требуется.

Для получения медицинской помощи амбулаторно в рамках программы ОМС пациент имеет право не чаще, чем 1 раз в год осуществлять выбор медицинской организации из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы . [1]

Реестры размещаются на сайтах страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС. В случае изменения места жительства или места пребывания гражданина, он может прикрепляться к новой поликлинике чаще, чем 1 раз в год.

Поликлиника по заявлению гражданина обязана его прикрепить и не имеет права отказать или требовать прикрепиться по месту жительства без объективных причин. Прикрепление к медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы, производится бесплатно.

Обращаем внимание, что в случае изменения места жительства, застрахованный гражданин обязан осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца, если в новом регионе проживания отсутствует страховая медицинская организация, в которой ранее был застрахован гражданин.

Для прикрепления необходимо обратиться в выбранную медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно, и иметь при себе следующие документы:

Полис ОМС или временный полис ОМС;

Паспорт, временное удостоверение личности или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);

Документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего, в случае, если прикрепить необходимо ребенка;

СНИЛС (при наличии);

Документ, подтверждающий смену места жительства, в случае смены поликлиники чаще, чем 1 раз в год по причине изменения места жительства.

Медицинской организации отводится четыре рабочих дня на проверку указанных гражданином сведений и прикрепление. Открепление от прежней поликлиники происходит автоматически.

Если в структуре городской поликлиники, к которой гражданин планирует прикрепиться, нет отделения стоматологии и женской консультации (касается женского пола), необходимо отдельно прикрепиться к стоматологической поликлинике и женской консультации.

При кратковременном пребывании в другом субъекте РФ

Жители России имеют право на получение медицинской помощи по базовой программе ОМС на всей территории Российской Федерации. Наличие полиса ОМС подтверждает эти права.Для получения экстренной и неотложной медицинской помощи иногороднему гражданину необходимо обратиться в медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно, по месту временного пребывания с полисом ОМС и документом, удостоверяющим личность. Отказ в оказании медицинской помощи иногородним жителям при наличии этих документов является неправомерным.

При длительном пребывании в другом субъекте РФ

Если гражданин работает или длительное время проживает не по месту постоянной регистрации, он имеет право прикрепиться к поликлинике по месту временного пребывания.

Отказ в прикреплении из-за отсутствия регистрации по месту временного пребывания при наличии необходимых документов является неправомерным.

При получении специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи

Выбор медицинской организации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме осуществляется пациентом, в том числе, в соответствии с предоставленной врачом информацией о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых предоставляется необходимая пациенту медицинская помощь. Врач выдает направление, в котором указывается наименование медицинской организации, а также срок, в течение которого в медицинскую организацию необходимо обратиться.

Врач обязан предупредить пациента о возможных сроках ожидания медицинской помощи в выбранной медицинской организации. Если гражданин самостоятельно выбирает медицинскую организацию, в которой срок ожидания превышает установленный территориальной программой, то лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации пациента. [2] В случае затруднения с предоставлением медицинской помощи, в том числе консультации врача-специалиста, необходимо обратиться к руководителю медицинской организации или в страховую медицинскую организацию, выдавшую пациенту полис ОМС.


В случае, если у Вас возникли затруднения при прикреплении к выбранной поликлинике, направлении в медицинскую организацию, предоставляющую специализированную медицинскую помощь, а также при наличии любых вопросов, связанных с получением услуг в сфере ОМС, Вы вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую Вам полис ОМС.

Вот вы пришли в поликлинику, которая ближе и удобнее, а вам говорят, что тут не примут, идите по месту регистрации.

Вам не нравится участковый педиатр, а как его сменить — непонятно.

УЗИ должны сделать бесплатно, но намекают, что нужно заплатить.

Анестезия при операции и так положена, но хирург смотрит с прищуром и намекает на благодарность.

Врач назначил препараты, которые вам кажутся неэффективными, а чем их заменить, неизвестно.

В больнице провели обследование, а диагноз и результаты анализов не говорят.

Скорая не едет уже три часа.

Ребенку назначили неправильное лечение и стало хуже, пришлось обращаться к платным врачам — с кого требовать компенсацию?

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Ответы и решения — в статье про права пациента, о которых иногда не знают или молчат даже врачи. Сохраните наши карточки на телефон, чтобы в нужный момент уверенно назвать статью закона и добиться той медпомощи, за которую вы платите страховые взносы.

Право на выбор врача и поликлиники

Как это работает. В России территориально-участковый принцип прикрепления к поликлиникам и больницам: по умолчанию все прикреплены к медучреждениям по месту регистрации. Но можно выбрать поликлинику в другом районе — например там, где реально живете, или просто которая нравится.

Выбирать поликлинику можно один раз в год. Захотели — поменяли поликлинику, стоматологию или женскую консультацию без объяснения причин. Для этого нужно просто написать заявление. Из документов понадобится полис, паспорт и СНИЛС. При смене места жительства можно менять и чаще, но тогда нужно подтвердить переезд.

Внутри поликлиник есть разделение на участки и за каждым закреплен участковый врач. Но его тоже можно сменить по заявлению раз в год. Если не нравится терапевт или педиатр, который обслуживает ваш участок, напишите заявление главврачу, чтобы выбрать другого. Но если участок перегружен, могут и отказать: у врачей есть нормативы по загрузке и количеству жителей, иначе они физически не смогут обслужить всех пациентов. Обычно все получается.

Если выбрать поликлинику не по месту жительства, вызвать врача на дом оттуда будет нельзя. Иногда родители не знают об этом и меняют педиатра на того, что закреплен за адресом бабушки или прежней пропиской. А когда у ребенка температура, выясняется, что вызвать своего врача нельзя. Приходится ждать чужого, ехать в поликлинику самим или как-то договариваться.

См. также:

Право на бесплатную диспансеризацию

Как это работает. Диспансеризация — это приемы врачей, обследования и анализы за счет государства. Ее можно проходить раз в три года или чаще в определенном возрасте, даже если вообще ничего не беспокоит.

С 2019 года для диспансеризации можно взять оплачиваемый выходной или пройти ее в субботу и вечером. Обследования назначает терапевт, их перечень зависит от состояния здоровья, возраста и результатов анализов. За счет бюджета можно пройти маммографию, колоноскопию, посетить узких специалистов — и все это обычно быстрее, чем просто ходить на приемы. Деньги на диспансеризацию уже заложены в бюджете.

См. также:

Право лечиться в медучреждениях, которые отвечают санитарным нормам

Что это значит. Поликлиники, больницы и диспансеры, в которых лечат россиян, должны быть чистыми, удобными и безопасными. Там не может быть грязных туалетов, вредной еды и непроверенных лекарств. Палаты должны убираться, поверхности — дезинфицироваться, воздух — кварцеваться, а врачи — мыть руки и проходить медосмотры. Пациенты не обязаны за этим следить, это задача надзорных органов.

Вы просто знайте о том, что палата с чистым постельным бельем и продезинфицированный бокс для ребенка — это ваше право по закону. И если что-то не так, требуйте и жалуйтесь.

Еще есть требования к расположению поликлиник и их количеству. Например, в населенном пункте, где живет больше 20 тысяч человек, ближайшая поликлиника должна быть максимум в часе ходьбы.

См. также:

Право на бесплатные приемы врачей, анализы, обследования и наркоз

Как это работает. При наличии полиса ОМС вам положена бесплатная медицинская помощь. Вы можете вызвать скорую, прийти в поликлинику, вылечить зубы, полежать в стационаре, получить обезболивание при операции, родить ребенка и ничего за это не платить. При этом больницы и врачи все равно получат деньги — из бюджета или фонда медицинского страхования.

При этом можно отблагодарить врача по своему желанию или купить аналог лекарства, который эффективнее, чем тот, что положен по больничным стандартам. Но это по желанию, навязывать и требовать такое незаконно.

Если где-то в больнице просят денег, вы имеете право позвонить в страховую компанию, пожаловаться главврачу или в Росздравнадзор. Хорошо бы иметь какие-то подтверждения. Но обычно хватает намека на то, что вы знаете свои права. Хотя, когда речь идет о здоровье, боли и детях, о деньгах думать сложно. Но если их нет или платить не хочется — это ваше законное право.

См. также:

Право на бесплатную медпомощь в любом регионе

Как это работает. Допустим, вы живете в Москве и поехали в командировку в Казань. У вас есть полис ОМС и прикрепление к московской поликлинике. Но в Казани заболел живот и поднялась температура. Можно вызвать скорую или сходить в поликлинику в том регионе, где оказались. И там обязаны принять бесплатно по полису.

Если в другой регион приехали на месяц или год, можно прикрепиться там к поликлинике. Чтобы, пока живете, можно было вызвать врача на дом.

Если врачи намекают, что вы из другого региона и вас не обязаны обслуживать бесплатно, это нарушение. Поликлиника получит деньги из вашего региона. Это налаженная и предусмотренная законом процедура.

См. также:

Право на консультации у разных врачей и консилиум

Как это работает. Бывает, что врач поставил диагноз и назначил лечение, а пациент сомневается. Или препараты не имеют доказанной эффективности, но их выписывают. Или у ребенка болит живот, а ему назначают антибиотики без анализов.

В таких случаях у пациента есть право получить второе мнение — то есть проконсультироваться с другим специалистом. И даже потребовать, чтобы лечащий врач собрал консилиум. Чтобы получить консультацию, нужно обратиться к лечащему или главному врачу.

Иногда от этого зависит возможность получить нужное лекарство и даже жизнь. В судебной практике есть случаи, когда именно консилиум врачей помог семье спасти ребенка: лечащий врач выписал один препарат, а консилиум подтвердил, что нужен другой.

Вообще, с этим правом есть некоторая неопределенность: нет точной формулировки, кто такие врачи-специалисты. Вроде бы все врачи — это специалисты. Если у вас сомнения, не стесняйтесь: просите второго мнения или обратитесь в страховую компанию, которая выдала полис.

См. также:

Право на обезболивание, в том числе наркотическими и психотропными препаратами

Обезболивание можно просить даже во время родов. Минздрав объяснял, что запрос матери на обезболивание — это достаточное основание. Это не значит, что обязательно сделают эпидуральную анестезию: могут просто уколоть ношпу. Но просить обезболивание можно: врач должен подобрать подходящее по состоянию лекарство.

Для пациентов с раком и тех, кого уже нельзя вылечить, нужны серьезные препараты по рецептам. Даже если человек умирает и нет никаких шансов, это не повод отказывать ему в обезболивании. Врач должен выписать рецепт, а некоторые лекарства выдают бесплатно. Если столкнулись с болью, не терпите и обратитесь к врачу за помощью. Это ваше право по закону.

См. также:

Право делать прививки или отказываться от них

Как это работает. В России есть национальный календарь прививок. Это список вакцинаций с учетом возраста и периодичности. Все прививки по этому календарю бесплатные. Например, еще в роддоме новорожденному делают прививку от гепатита B и туберкулеза. В 6 месяцев — от дифтерии, коклюша и столбняка. Беременные женщины, пожилые люди, школьники, врачи, учителя и призывники могут бесплатно делать прививки от гриппа. А каждые 10 лет любой человек может бесплатно сделать прививку от столбняка.

Эти вакцины оплачивает государство — можно прийти в поликлинику, взять направление и сделать прививку. Если прививка не входит в календарь или хочется другую вакцину, тогда придется платить.

Но от прививок можно отказаться. То есть вообще их не делать. Например, прямо в роддоме мама имеет право написать отказ и до 18 лет не сделать ребенку ни одной прививки. Это не повод не принимать его в детский сад или школу. Хотя иногда из-за отказа от прививок все же могут быть проблемы, например для некоторых профессий предусмотрена обязательная вакцинация, без прививок нельзя поехать в некоторые страны, а если в школе эпидемия, ребенка отстранят от занятий.

См. также:

Право знать о диагнозе и состоянии здоровья

Как это работает. Иногда врачи не сообщают пациентам результаты обследований, не объясняют анализы и даже не называют диагноз. Это мешает получить второе мнение и принять меры для эффективного лечения. Вы имеете право не только узнавать все что касается здоровья и диагнозов, но и получать выписки из карты, назначений, заключений.

Еще в поликлиниках иногда не дают пациенту карту на руки. Это нарушение. Вы имеете право открыть свою карту и почитать, что там написано. Часто всплывает много интересного: выясняется, что медсестра чуть ли не каждую неделю приходит на патронаж к ребенку, хотя родители даже не живут по этому адресу. Или что вы проходили диспансеризацию, хотя на самом деле это не так. Поликлиники так делают, чтобы осваивать бюджетные деньги. На это можно и нужно жаловаться.

Если не хотите знать диагноз, предупредите врача: без вашего согласия он не может его раскрывать. Если хотите знать, вам обязаны рассказать.

См. также:

Право проверять, что написано в карточке и какие услуги оказаны за счет бюджета

Как это работает. С 2018 года на госуслугах можно узнать, какие медицинские услуги вам оказывались по документам. И сколько они стоили — не вашему кошельку, а бюджету. Проверка — бесплатно.

Если вам нужна копия амбулаторной карты, запросите ее письменно. Отказать не имеют права. Никакие приказы и запреты главврача тут не действуют. Есть только одна причина для отказа — если карты в поликлинике нет. Копию должны прошить и заверить.

Право выбирать людей, которым можно рассказывать о диагнозе

Как это работает. По умолчанию и без особого распоряжения врач может сообщать информацию законным представителям или близким родственникам, если прогноз неблагоприятный — например человек умирает или без сознания. Тогда в деликатной форме об этом расскажут кому-то из членов семьи.

Но просто так диагноз могут сообщить только тому человеку, которого пациент сам указал. Обычно перед операцией дают отдельный документ или в добровольном согласии есть строчка, чтобы указывать, с кем можно связываться и кому сообщать о состоянии здоровья.

Если хотите, чтобы диагноз сообщали только супругу, предупредите об этом врача и медперсонал. Если есть люди, которым категорически нельзя сообщать о состоянии здоровья, об этом тоже можно распорядиться отдельно. Если кто-то из родственников попал в больницу, позаботьтесь о том, чтобы вы были в списках лиц, с которыми можно обсуждать состояние здоровья. Для некоторых распоряжений или оформления документов может понадобиться нотариальная доверенность.

Право на врачебную тайну

Как это работает. Врачебная тайна — это любые сведения о здоровье, диагнозе и анализах, которые были получены в ходе обследования пациента. Что бы там ни оказалось, врач не имеет права обсуждать это с посторонними. Нельзя рассказать соседу, что вот этот пациент болен венерическим заболеванием, у усыновленного ребенка в этой семье ВИЧ, а вон у той соседки, скорее всего, рак и ей осталось жить два месяца.

Бывают исключения, когда врачебную тайну можно раскрывать. Например, чтобы рассказать родителям о здоровье ребенка, сообщить в полицию, что у человека странные травмы, похожие на криминал, в суде или при расследовании несчастных случаев. Еще можно рассказать о причине смерти супругу или близкому родственнику: это будет указано в заключении, которое они имеют право получить по закону.

Если медперсонал нарушит врачебную тайну, это повод наказать болтунов:

  1. Взыскать материальный и моральный ущерб.
  2. Пожаловаться в прокуратуру ради штрафа.
  3. Обратиться в следственный комитет для возбуждения уголовного дела.

Право на отказ от любых медицинских манипуляций

Как это работает. В поликлинике, больнице или при вызове скорой помощи не могут сделать вообще ничего без добровольного согласия. Это согласие всегда заполняют и берут письменно: один раз или перед каждой манипуляцией. Вмешательство без согласия может быть только в редких случаях, например при угрозе жизни, психических расстройствах, общественной опасности, паллиативной помощи или для экспертизы.

Но если человек дееспособный и в сознании, он имеет право не соглашаться на вмешательство: отказаться сдавать анализы, делать операцию или проводить осмотр для себя или своего ребенка. Тогда врачи обязаны объяснить последствия отказа, но не могут делать что-то насильно.

Есть еще такое исключение: иногда родители по личным или религиозным соображениям не разрешают переливать ребенку кровь или делать операцию для спасения жизни. Тогда больница может обратиться в суд для защиты прав ребенка.

См. также:

Право пригласить адвоката и священника

Как это работает. В больницу можно пригласить адвоката, если это нужно для защиты прав. Медперсонал не имеет права без повода отказать пациенту и не пустить юриста в палату. Еще адвокату можно дать доверенность, чтобы он мог получать информацию о состоянии здоровья, это может пригодиться для экспертиз и исков.

Также в больницу можно пригласить священника и провести там религиозные обряды. Но это право связано с внутренним распорядком и режимом посещений. В некоторых медучреждениях для этого есть отдельные помещения. Родители имеют право пригласить священника, чтобы окрестить ребенка в роддоме, а родственники пожилого человека — провести религиозные обряды перед смертью. Но все это стоит заранее согласовать с лечащим и главным врачом.

См. также:

Право жаловаться и подавать в суд

Как это работает. Если в поликлинике или больнице нарушают ваши права, вы можете не просто возмутиться где-то в кабинете, но и подать официальную жалобу. Или пойти в суд.

Иногда это единственный способ защитить и восстановить свои права. Например, если вам положены бесплатные лекарства, а их не выписывают или не выдают. Или вы хотите сменить поликлинику, но вас не прикрепляют к новой. Или вам нужна выписка о том, как лечили ребенка, а врач не выдает. Когда в больнице требуют деньги за то, что обязаны делать бесплатно, — это тоже повод для жалобы.

Пожаловаться можно главному врачу, в страховую компанию, общественную организацию по защите прав пациентов, прокуратуру, Росздравнадзор. В крайнем случае — подать иск в суд по месту жительства.

См. также:

Право на компенсацию, если причинен вред

Как это работает. Больница, поликлиника и конкретный врач отвечают перед вами за то, как обследуют, ставят диагноз и лечат. Если из-за неточного диагноза или неправильного лечения будет причинен вред, даже моральный, вы имеете право требовать за это денежную компенсацию.

Например, если ребенку прописали не те лекарства, можно вылечить его в другом учреждении, а потом потребовать от больницы оплатить все расходы. Если врач рассказал о вашем диагнозе посторонним, можно потребовать возмещения морального вреда. В судебной практике даже есть случай, когда из-за врачебной ошибки женщина не могла больше иметь детей. Сначала ей возместили моральный вред, а потом семья воспользовалась услугами суррогатной матери, потребовала миллион рублей в счет этих расходов — и получила их.

По отношению к любому медучреждению пациент — это потребитель. Его защищает тот же закон, что и покупателей в магазине. Это значит, что кроме возмещения вреда можно требовать неустойку и штраф. Если дело дойдет до суда, есть шанс получить 50% сверху.

Если вред причинили человеку, который умер, право на компенсацию есть у его родственников. Когда речь идет о вреде жизни или здоровью, срока давности по таким делам нет. Но компенсацию можно получить только за последние три года.

Читайте также: