Предусмотрена ли обязанность органов власти оказывать содействие талантливым детям

Обновлено: 25.06.2024

На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.

Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.

Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.

Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).

К основным обязанностям человека Конституция относит:

  • соблюдение Конституции и законов РФ;
  • осуществление уплаты законно установленных налогов и сборов;
  • сохранение окружающей среды;
  • защита Отечества, несение военной службы;
  • забота о детях;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • получение основного общего образования;
  • сохранение исторического и культурного наследия.

Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин должен исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.

Наша конституция. Учебное пособие. 9-11 классы

Категории прав человека

Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:

  • естественные права, которыми человек наделен с рождения вне зависимости от пола, социального статуса и уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);
  • права, возникшие в процессе развития государства и общества (политические и социальные права).

Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:

  1. гражданские (личные)
  2. политические
  3. экономические
  4. социальные
  5. культурные

Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.

Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.

Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.

Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.

Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.

Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.

Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.

Передрук Александр

2 июля 2018 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 27-П, в котором разъяснил, как полицейские могут содействовать исполнению регионального законодательства и привлечению к ответственности нарушителей.

Конституционный Суд изучил вопрос о составлении полицией протоколов о правонарушениях в сфере общественного порядка и безопасности, предусмотренных законами субъектов РФ

Российское законодательство предусматривает возможность установления ответственности не только федеральными законами, к числу которых относится Кодекс РФ об административных правонарушениях, но и законами субъектов РФ. К примеру, нарушение тишины и покоя граждан, непринятие владельцем животного мер по уборке территории от загрязнения животным, повреждение и уничтожение зеленых насаждений в городе или незаконное разжигание костров в парке – все это запрещено под страхом санкций, предусмотренных именно региональными законами об административных правонарушениях.

Однако полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 4 Закона о полиции), а ее деятельность финансируется из средств федерального бюджета (ст. 47), поэтому законодатель был вправе возложить на полицейских лишь обязанность составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, но не региональными – названные процессуальные документы по умолчанию составляются должностными лицами региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 247-ФЗ были приняты поправки в КоАП РФ, которые позволили должностным лицам полиции составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ, однако только при наличии подписанного МВД России и органом исполнительной власти субъекта РФ специального соглашения о передаче осуществления части полномочий (абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ).

На практике же регионы не спешили заключать соответствующие соглашения, зачастую мотивируя это отсутствием бюджетных средств.

В результате Законодательное Собрание Ростовской области обратилось с запросом в КС РФ, оспаривая конституционность указанных положений в связи с тем, что в Ростовской области не было подписано соглашение с МВД России. Законодатели сочли следствием данной ситуации тот факт, что в течение почти трех лет граждан не штрафовали за попрошайничество, несмотря на то, что это предусмотрено местным законом.

По мнению парламентариев, такое положение дел противоречит Конституции РФ, так как нарушается принцип неотвратимости ответственности за нарушение регионального закона – из-за отсутствия упомянутого соглашения полицейские не составляют протоколы о правонарушениях, предусмотренных местным законодательством, и это приводит к тому, что граждане избегают санкций за нарушение закона.

Вместе с тем Конституционный Суд не усмотрел противоречий Основному закону, признав норму абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ соответствующей Конституции РФ.

Во-первых, КС РФ отметил, что отсутствие на региональном и муниципальном уровнях публичной власти специальных органов, отвечающих за охрану общественного порядка и общественной безопасности, порождает трудности для результативного процессуального реагирования на предусмотренные законами субъектов РФ административные правонарушения. Именно для нивелирования возникающих в связи с этим негативных последствий законодательно закреплена возможность передачи осуществления полномочий по составлению протоколов о посягающих на общественный порядок и общественную безопасность административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, должностным лицам органов внутренних дел (полиции) в случае заключения соответствующего соглашения между заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ и МВД России.

Во-вторых, КС РФ обратил внимание на то, что предназначением полиции являются защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности на всей территории РФ. Следовательно, это возлагает на правоохранительные органы обязанность оказывать региональным властям и органам местного самоуправления содействие в привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях.

Иными словами, отсутствие специального соглашения между властями субъекта России и МВД России не позволяет должностным лицам органов внутренних дел составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена региональным законом, однако не только не запрещает участие полицейских в производстве по таким делам, но и, напротив, предполагает, что в случае обращения местных властей сотрудники полиции должны реализовывать весь комплекс мер реагирования на административные правонарушения, в том числе осуществлять доставление и административное задержание лиц, привлекаемых к ответственности, при выявлении любых административных правонарушений, а также пользоваться иными полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, в частности проводить личный досмотр и досмотр транспортных средств, изымать вещи и документы.

Конституционный Суд указал на очевидность того, что в распоряжении субъектов РФ имеются достаточные правовые средства для осуществления производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных их собственными законами, в том числе с помощью обращения при необходимости к должностным лицам полиции.

В-третьих, КС РФ обратил внимание на то, что КоАП РФ предоставляет прокурору при осуществлении надзора за соблюдением закона право возбуждать дела о любых административных правонарушениях независимо от уровня нормативного правового акта, предусматривающего ответственность за совершение правонарушения. Такие полномочия прокурора выступают дополнительной гарантией соблюдения регионального законодательства.

Учитывая изложенное, КС РФ пришел к выводу о том, что действующее правовое регулирование не дает оснований для вывода: отсутствие заключенных соглашений лишает регионы адекватных юридических возможностей для привлечения лиц к ответственности за нарушения общественного порядка и общественной безопасности, предусмотренной законодательством субъектов РФ, – протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления, а в остальном им окажут содействие полицейские.

Наконец, КС РФ проанализировал и сложившуюся практику заключения договоров между МВД России и органами исполнительной власти субъектов РФ о передаче полномочий по составлению протоколов, которая свидетельствует о том, что региональные власти, как правило, передают правоохранителям финансовые средства, необходимые исключительно для материально-технического обеспечения реализации полномочий по составлению процессуальных документов, – оргтехнику, бумагу, канцелярские принадлежности и т.д. Конституционный Суд справедливо заметил, что от бремени несения названных бюджетных расходов регионы в любом случае не были бы освобождены и при осуществлении соответствующих полномочий исключительно своими силами.

Принятие постановления КС РФ можно только приветствовать. Его разъяснения могут способствовать решению проблемы, связанной с привлечением граждан и юридических лиц к предусмотренной региональным законодательством административной ответственности за нарушение общественного порядка и общественной безопасности.

Более того, выводы, содержащиеся в постановлении КС РФ, на мой взгляд, правомерно экстраполировать на любые правонарушения – например, если застройщик, работая по ночам напротив ваших окон, нарушает Закон о тишине, то полицейские обязаны выехать по вашему вызову для того, чтобы задокументировать обстоятельства административного правонарушения и по возможности пресечь его, как того требует Закон о полиции. А затем вопросом привлечения к ответственности нарушителя должны заняться местные чиновники. Такой формат взаимодействия поможет эффективнее защищать права граждан.

Кем устанавливаются? Каковы условия предоставления? Проблемы получения…


Гарантии и льготы молодым специалистам, устанавливаемые государством и региональными властями, призваны стимулировать трудоустройство выпускников начальных, средних и высших учебных заведений в государственные и муниципальные организации. Иногда работодатели напрямую устанавливают молодым специалистам дополнительные гарантии, выплаты и льготы. Закон не запрещает им это делать.

В Трудовом кодексе Российской Федерации есть разъяснения о лице, которое завершило обучение в учреждении, получившем государственную аккредитацию, и устроившееся впервые на работу по специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня(ст. 70).

Внимание! Лица, получающие второе и последующее образование, не относятся к данной категории и не могут претендовать на гарантии и льготы молодым специалистам.

До какого возраста действует статус молодого специалиста?

Предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот — 30–35 лет, в зависимости от региона трудоустройства.

В Санкт-Петербурге и в Саратове предельный возраст молодого специалиста для получения им соответствующих льгот составляет 30 лет.

Внимание! Статус действует в течение 3 лет с момента заключения трудового договора и повторно не присваивается.

В исключительных случаях статус молодого специалиста может быть продлен до шести лет:

  • при прохождении срочной воинской или альтернативной службы;
  • обучении в очной аспирантуре;
  • нахождении в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.

Гарантии и льготы на федеральном уровне

На законодательном уровне вопрос о предоставлении льгот молодым педагогам регулируется на федеральном уровне, но, в большей части, это зависит от региональных особенностей.

К общим гарантиям в соответствии с ТК РФ отнесены те, которые предоставляются при приеме на работу, при переводе на другую работу, по оплате труда (ст. 165). А также всем педагогическим работникам предоставляются гарантии, предусмотренные главой 52 ТК РФ.

Одной из гарантий, установленных на федеральном уровне, является отсутствие испытательного срока при приеме на работу, если молодой специалист впервые поступает на работу по полученной специальности в течение года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня (ст. 70 ТК РФ).

Если работодатель нарушил требования ТК РФ, включив в трудовой договор условие об испытании, молодой педагог имеет право обратиться в суд или Федеральную службу по труду и занятости (Роструд).

Следует обратить внимание, что данная гарантия не распространяется на следующих лиц:

  • выпускника образовательного учреждения, не имеющего государственную аккредитацию;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу впервые, но не по своей специальности;
  • выпускника образовательного учреждения, поступающего на работу по полученной специальности спустя год после окончания ВУЗа.

В целом работодатели принимают неохотно на работу специалистов без опыта. Однако в сельской местности ощущается нехватка профессиональных кадров.

Для привлечения молодых педагогов в сельские местности в федеральном законодательстве закрепили определенные льготы.

Молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности или изъявившим желание переехать туда на постоянное место жительства и работать там, предусмотрены социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов при соблюдении в совокупности следующих условий (п. п. 1, 2, 4 Типового положения; Приложение№ 4 к Постановлению Правительства РФ N 598):

  • постоянное проживание в сельской местности;
  • работа по трудовому договору не менее года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;
  • наличие собственных/заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
  • признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Гарантии и льготы на региональном и местном уровнях

В основном меры по поддержке молодых специалистов устанавливаются региональными властями внутренними законодательными актами.

К таким мерам можно отнести:

  • единовременную выплату при первичном трудоустройстве после окончания учебного заведения;
  • компенсации за пользование общественным транспортом;
  • предоставлении субсидий на приобретение жилья;
  • возмещение расходов на содержание детей в детских садах и др.

В 2018 году нормативно-правовая база, касающаяся бюджетных трат на льготы не менялась. Регионы сами устанавливают преференции, а также решают, распространять ли их только на сельскую местность или на городское население.

Поэтому ситуацию с поддержкой молодых специалистов в регионе можно уточнить в Департаменте образования региона вашей работы.

Внимание! Если молодой работник захочет уволиться по статье 80 ТК РФ, то ему придется вернуть полученные средства.

Проблемы

Траты регионов сильно разнятся ввиду неодинаковости условий жизни. Из-за этого возникают сложности с реальным обеспечением гарантиями и льготами молодых педагогов.

На практике же исполнение указанного пункта законодательства оказалось затруднительным. Узнав, какие льготы положены учителям сельской местности, граждане требуют с местных властей денежные средства, которые последние не могут предоставить ввиду недофинансирования региона.

К тому же, предоставляемая поддержка молодым специалистам может иметь материальный и нематериальный характер.

1. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.

2. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

3. При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них).

Комментарии к ст. 80 СК РФ

1. Каждый ребенок имеет право на заботу и получение содержания от своих родителей (ст. ст. 54, 60 СК РФ). Реализация данного права производится путем возложения на родителей корреспондирующей обязанности по содержанию несовершеннолетних детей. Следует согласиться с тем, что обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей неразрывно связана с обязанностью по их воспитанию, поскольку родители обязаны осуществлять уход за детьми, заботиться об их физическом развитии, что невозможно без определенных материальных затрат . Исполнение данной обязанности означает, что родители должны обеспечить потребности ребенка в питании, одежде, предметах досуга, в отдыхе, лечении и т.п. В ст. ст. 26, 27 Конвенции о правах ребенка предусмотрена не просто обязанность, а финансовая ответственность родителей за содержание ребенка. Государственные институты могут оказывать родителям финансовую помощь, однако основным источником для содержания детей являются средства их родителей. В подавляющем большинстве случаев родители исполняют эту обязанность добровольно и надлежащим образом. Тем не менее значительная часть семейных конфликтов связана именно с выплатой алиментов родителями на несовершеннолетних детей . Дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей являются наиболее распространенной категорией гражданских дел, вытекающих из семейных правоотношений.

См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2008. С. 259.

Возлагая на родителей обязанность по предоставлению содержания своим несовершеннолетним детям, закон не предусматривает каких-либо специальных условий для ее возникновения (например, совершеннолетие, дееспособность и трудоспособность родителей, наличие у родителей необходимых средств для уплаты алиментов, нуждаемость детей в получении алиментов).

Обязанность по предоставлению содержания несовершеннолетним детям возникает независимо от того, являются родители совершеннолетними или несовершеннолетними, дееспособными или недееспособными, трудоспособными или нетрудоспособными, а также независимо от того, нуждаются дети в получении алиментов или нет. Отсутствие у несовершеннолетних родителей собственного заработка само по себе не освобождает их от данной обязанности, но может оказать влияние на размер содержания, а при отсутствии у них имущества, на которое может быть обращено взыскание, они могут быть освобождены от этой обязанности (ст. 119 СК РФ). Обязанность по содержанию своих несовершеннолетних детей возлагается также на лиц, признанных судом недееспособными, и исполняется из имеющихся у них денежных средств их опекунами, медицинскими учреждениями или учреждениями системы социальной защиты населения, в которых они находятся. Данная обязанность не зависит от наличия у родителей необходимых средств. Тяжелое материальное положение может быть основанием для снижения размера алиментов или для освобождения от их уплаты, в частности, если оно обусловлено нетрудоспособностью родителей.

Для возникновения алиментной обязанности между родителями и детьми не имеет значения нуждаемость детей в материальной помощи, их трудоспособность, наличие у них самостоятельного заработка или собственного имущества. Эти обстоятельства могут повлиять на размер алиментов или в исключительных случаях послужить основанием для освобождения от их выплаты.

Родители самостоятельно определяют, в какой форме, в каком порядке и в каких размерах каждый из них (или они сообща) будет предоставлять содержание ребенку. Содержание может быть определено как в денежной, так и в натуральной форме, в виде покупки продуктов питания, одежды, найма жилого помещения, оплаты обучения ребенка и т.п.

При необходимости родители вправе заключить соглашение об уплате алиментов, в котором могут предусмотреть способы и порядок предоставления содержания, его размер и иные условия. Необходимость заключения такого соглашения может быть вызвана различными обстоятельствами: расторжением брака родителей; проживанием детей с одним из родителей; добровольным признанием отцовства с одновременным решением вопроса о содержании ребенка отцом; постоянное проживание ребенка у родственников (дедушки, бабушки) и т.д. Соглашение об уплате алиментов на детей должно быть облечено в письменную форму и нотариально удостоверено (ст. 100 СК РФ). Только в этом случае оно является действительным и имеет силу исполнительного листа (см. комментарий к гл. 16 СК).

Комментируемая статья не содержит обязательного требования к родителям о заключении соглашения; его заключение - право, но не обязанность родителей. Поэтому обязанное лицо вправе по согласованию со взыскателем алиментов (одним из родителей, опекуном или попечителем ребенка) выплачивать ему алименты на ребенка лично и при отсутствии письменного соглашения (это могут быть денежные средства, имущество) или переводить их на счет взыскателя в банке, отправлять почтовым переводом, предоставлять пластиковую банковскую карточку, сберегательный (депозитный) сертификат на предъявителя и т.п. .

См.: Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999. С. 365.

Обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей является срочной. Она возникает с рождением ребенка и прекращается по достижении им совершеннолетия. Алиментная обязанность родителей может прекратиться ранее достижения ребенком совершеннолетия в случае приобретения им полной дееспособности при вступлении в брак или в результате эмансипации. Эта обязанность прекращается также при усыновлении ребенка другими лицами, поскольку тогда она возлагается на усыновителей в том же объеме, что и на родителей (п. 2 ст. 120 СК РФ).

2. Если родитель (родители) не предоставляет содержание своим несовершеннолетним детям и отсутствует соглашение об уплате алиментов, то, согласно п. 2 комментируемой статьи, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Таким образом, для взыскания алиментов с родителей на содержание ребенка в судебном порядке необходимы следующие условия: 1) отсутствие надлежаще оформленного соглашения об уплате алиментов; 2) непредоставление родителями (одним из них) содержания ребенку.

Наличие соглашения об уплате алиментов препятствует удовлетворению иска о взыскании алиментов. Если родитель (алиментообязанное лицо) уклоняется от его исполнения или если соглашение нарушает интересы ребенка, возможно предъявление иска о принудительном исполнении соглашения, изменении или расторжении соглашения в судебном порядке, а также о признании соглашения недействительным. Иск о взыскании алиментов в судебном порядке может быть удовлетворен только после признания соглашения недействительным или его расторжения сторонами.

Под непредоставлением содержания следует понимать не только полное отсутствие заботы со стороны родителей, но и случаи, когда родители предоставляют средства на содержание нерегулярно либо в недостаточном размере .

См., напр.: Постановление президиума Московского городского суда от 2 августа 2007 г. по делу N 44г-518 // СПС "Гарант".

Истцами по делам о взыскании алиментов могут быть: один из родителей ребенка, усыновитель, если усыновление произведено одним лицом при сохранении личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей ребенка с другим родителем (п. 3 ст. 137 СК РФ), опекун (попечитель), приемные родители, администрация организации, в которую помещен ребенок, оставшийся без попечения родителей (п. 2 ст. 155.2 СК РФ). Указанные лица при взыскании алиментов выступают от имени ребенка как его законные представители и осуществляют субъективное право ребенка на получение содержания от родителей. Поэтому отказ родителя или лиц, заменяющих родителей, от получения алиментов на несовершеннолетних детей законом не допускается.

В литературе совершенно справедливо указывается на ошибочность судебных решений о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей в пользу родителя-истца или иного законного представителя. Такая формулировка в резолютивной части решения, перенесенная в исполнительный лист, может создать дополнительные трудности и конфликтные ситуации при исполнении судебного решения и поставить под угрозу имущественные интересы ребенка. Поскольку в подобных решениях получателем алиментов является не ребенок, а его законный представитель, он является взыскателем в исполнительном производстве, следовательно, от него целиком зависит реальное получение ребенком алиментов. Лицо, в пользу которого они взысканы, может по договоренности с плательщиком алиментов в любой момент отозвать исполнительный документ, чему не смогут воспрепятствовать ни судебный пристав-исполнитель, ни органы опеки и попечительства. Суды должны иметь в виду, что получателем алиментов является несовершеннолетний ребенок, и взыскивать алименты в его пользу и на его содержание. В исполнительном производстве по делам о взыскании алиментов взыскателем также должен быть ребенок. Это не создаст никаких трудностей его законному представителю при получении соответствующих денежных сумм с места работы плательщика алиментов или от судебного пристава и при распоряжении этими средствами .

См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.М. Нечаева. М., 2008. С. 262.

Требование в суд о взыскании алиментов может быть предъявлено управомоченными лицами в любое время до достижения ребенком возраста совершеннолетия или до приобретения им дееспособности в полном объеме (ст. 107 СК РФ). Размер алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, виды заработка и (или) иного дохода, из которых удерживаются алименты, предусмотрены ст. ст. 81 - 83 СК РФ (см. комментарий к соответствующим статьям). Порядок уплаты и взыскания алиментов на несовершеннолетних детей на основании решения суда регламентируется гл. 17 СК РФ (см. комментарий к ст. ст. 106 - 120 СК РФ).

3. В целях защиты прав и интересов несовершеннолетних детей органам опеки и попечительства предоставлено право на вмешательство в дела семьи (частную сферу). Одно из проявлений такого вмешательства предусмотрено п. 3 комментируемой статьи: при определенных обстоятельствах органы опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям (одному из них). К обстоятельствам, позволяющим органам опеки и попечительства инициировать судебное взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, отнесены: 1) отсутствие надлежаще оформленного соглашения об уплате алиментов; 2) непредоставление обоими родителями или одним из них средств на содержание в добровольном порядке; 3) непредъявление иска родителем, проживающим совместно с ребенком, или иным законным представителем.

Действительно, нередки ситуации, когда содержание ребенку родителями (одним из них) не предоставляется и соглашение родителей об уплате алиментов отсутствует. При этом заинтересованными лицами не предъявляется и требование об их взыскании в суд. Непредъявление иска о взыскании алиментов родителем, проживающим совместно с ребенком, к другому родителю может быть вызвано угрозами со стороны родителя-плательщика в адрес другого родителя или ребенка, договоренностью о том, что родитель, проживающий отдельно, не будет добиваться общения с ребенком, соглашением о погашении за счет алиментов какого-либо долгового обязательства, а также ложно понятыми интересами ребенка, так как, по мнению многих граждан, если ребенок не получает алиментов от родителя, то в будущем он также не будет выплачивать этому родителю алименты. Потребность в защите имущественных интересов ребенка посредством предъявления органами опеки и попечительства иска о взыскании алиментов к родителям (одному из них) возникает и при рассмотрении дел о лишении или об ограничении родительских прав.

Хотя в тексте п. 3 комментируемой статьи прямо и не закреплено право органа опеки и попечительства предъявить иск о принудительном исполнении, изменении, расторжении либо признании недействительным соглашения об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, такое право вытекает из общей компетенции органов опеки и попечительства, в которую входит защита интересов несовершеннолетних . В противном случае органы опеки и попечительства не имели бы реальной возможности защитить интересы несовершеннолетних детей, поскольку наличие соглашения препятствует предъявлению в суд иска о взыскании алиментов. Право органа опеки и попечительства требовать признания соглашения недействительным, если оно нарушает права и интересы детей, прямо предусмотрено ст. 102 СК РФ.

См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И.М. Кузнецова. М., 2000. С. 241.

Читайте также: