Почему люди заводят домашних животных выбор питомца очень ответственный шаг

Обновлено: 25.06.2024

Встает вопрос о том, что же люди вкладывают в это понятие и в чем причина проблем, все чаще квалифицируемых как отсутствие взаимопонимания между человеком и животными? Из 690 зафиксированных случаев отклоняющегося поведения животных в 80% случаев причиной признано нарушение взаимопонимания, а точнее, неправильное восприятие человеком животного (Никольская А.В., 2016).

Учитывая последние методические разработки в области психолингвистики и когнитивной лингвистики, появилась возможность провести социологическое исследование, позволяющее выяснить, каковы же взгляды людей современного мегаполиса на данную проблему.

Эксперименты проводились в соответствии с комплексной методикой исследования, которая предполагает сочетание психолингвистических экспериментов с анализом дискурса (точек зрения на определенную ситуацию). СПБГУ, кафедра лингвокультурологии (Трощенкова Е. В., 2016).

Таким образом, задача сводится к тому, чтобы выяснить, как в представлении людей отражается заданное событие, являясь частью социокультурного знания и как эта ментальная единица (знание по интересующему нас вопросу) используется обществом в дальнейшей деятельности, в том числе и коммуникативной.


Эксперимент был проведен в вопросно-ответной форме, в связи с тем, что для человека естественным является запрос недостающей информации. Однако стоит отметить, что если человек знает о чем спросить, то на самом деле он пользуется знаниями, полученными им ранее (фоновые знания), на базе которых дальше и строит свои предположения. Таким образом, вопросы будут служить неким свидетельством того, что существующей в сознании человека информации недостаточно, а корпус вопросов, заданных респондентами в ответ на заданный стимул (событие) – косвенной вербализацией мысленного представления человека по данному вопросу.

Респонденты в качестве стимула получили ситуацию высокой степени обобщенности, в которой также задавалась оценка относительно данного события в максимально обобщенном виде. Респондентам предлагалось задать неограниченное количество вопросов с целью выяснения всей необходимой информации о причинах данного события.

Инструкция и сама ситуация выглядели следующим образом:

Ваше задание: узнать как можно больше о событии, задавая любые вопросы, которые Вам кажутся важными, для получения всей необходимой информации. Запишите эти вопросы ниже в любом порядке. Количество вопросов и время не ограничено.

  1. Изучить, как заданная положительная оценка влияет на активизацию имеющихся знаний.
  2. Исследовать ценностно-оценочный компонент события.
  3. Проанализировать варьирование субъективных представлений события (в гендерном аспекте) в рамках конкретного социума (жители мегаполиса).

В рамках эксперимента: респонденты – жители мегаполиса (229 человек, из них 160 – женщины, 69 – мужчины) в возрасте от 16 – 54 лет. При этом из 229 человек 110 (48%) держали собаку ранее.

В результате проведенного эксперимента в ответ на стимул (событие с положительной оценкой) было получено 1603 вопросов-реакций (1120 – женщины, 483 — мужчины), т.е. в среднем респонденты, независимо от пола, задавали по 7 вопросов на стимул.

Полученные реакции также были проанализированы с точки зрения частотности появления причины в структуре вопроса. (Что мешает принять решение завести собаку?) В ходе исследования удалось выявить следующие группы (см. Табл. 2):

Используемые термины и положения, принятые в социологии:

Идея эксперимента основана на том, что стереотипные представления в силу их устойчивости легко актуализируются в сознании людей. Поэтому при выполнении задания на продолжение предложений, где заданы различные социальные роли, респонденты будут в значительном количестве случаев развивать мысль именно в соответствии с подобными стереотипными ролевыми ожиданиями. Причем, возможно, будут озвучиваться представления настолько тривиальные, что в реальной жизни они, являясь основой коммуникативных отношений, никогда или почти никогда не вербализуются, что позволит снизить субъективизм при трактовке результатов.

Интересны несколько аспектов стереотипных представлений:

В рамках эксперимента: респонденты – жители мегаполиса (150 человек, из них 110 – женщины, 40 – мужчины) в возрасте от 20 – 30 лет. При этом из 150 человек 70 (47%) держали собаку ранее. Респондентам в качестве задания было предложено выбрать вариант социальной роли и в соответствии с выбором, закончить предложения трех типов.

Респондентам предлагалось закончить данные предложения и записать их в письменной форме. Время выполнения задания и возможное количество продолжений не ограничивалось. Однако стоит отметить, что, несмотря на возможность дописать развёрнутые ответы, респонденты ограничивались относительно краткими характеристиками (краткими словосочетаниями). Инструкция и само задание выглядели следующим образом:

Вам предложены на выбор две социальные роли: владелец и хозяин (животного). Ваша задача выбрать наиболее на Ваш взгляд приемлемую роль и выполнить предложенное задание.

Я выбираю социальную роль:

Не имеет значения

В зависимости от выбранной Вами социальной роли Вам необходимо ее охарактеризовать. Вам предложены три незаконченных предложения, окончание которых Вам и необходимо написать.

  1. (Владелец/Хозяин) должен….
  2. (Владелец/Хозяин) не должен….
  3. Обычно (владельцы/хозяева)….

Проанализировав первый тип предложения, можно выделить следующие группы слов, одинаковых или максимально близких по языковой формулировке (см. Табл. 3).

Группы слов Количество упоминаний
Кормление/Выгул 210
Здоровье 130
Уход 70
Ответственность 60
Забота 60
Дрессировка / воспитание 60
Безопасность 50
Игра 50
Любовь 40


В ходе дальнейшего анализа были выделены некоторые ответы, соответствующие желанию людей стать активным участником взаимодействия с животным на основе общения:

Проведенный анализ второго типа предложений позволил сделать следующие выводы:

Основным материалом работы стали онлайн комментарии людей на различных форумах, касающиеся проблем совместного проживания человек – животное (собака) в городе. Сами эти статьи представляют собой изложение некоторых событий, которым люди дают ту или иную оценку.

При изучении последней группы было выделено 700 комментариев. Среди них можно рассмотреть три стратегии коммуникативной манипуляции:

  1. В первом случае человек прибегает к такому способу манипуляции как выделение главных мыслей из контекста предыдущих комментариев (приводя их в качестве цитат). Для данного вида комментаторов основными целями является не только вовлечение новых участников в дискуссию, но и манипулирование их мнением. Это достигается путем намеренной организации комментария в виде списка цитат, которые свидетельствуют о разделении данного автором мнения как общего для большой группы людей. Так можно говорить о возможном процессе социализации нового участника, как с действительной группой людей, так и псевдогруппой, что будет зависеть от намерения комментатора.
  1. На форумах, посвященным проблемам совместного проживания или сосуществования человека с животными в условиях мегаполиса, в центре внимания находятся взаимоотношения между владельцами животных и противниками содержания животных.

2. Неисполнение или недолжное исполнение закона, регламентирующего условия содержания животных в городе, приводит к ситуациям, обсуждаемым на страницах интернета и разделяющих участников форумов на конфликтующие стороны.

3. Коммуникативные стратегии, осознанно реализуемые усилиями различных участников, являются основой формирования и поддержания двух противоположных мнений: о необходимости соблюдать закон и необязательном соблюдении закона.

В результате проведенного исследования было установлено:

Более того, современная психология не предлагает теоретически обоснованной и практически разработанной модели, позволяющей исследовать психическое взаимодействие (социальную сферу), которое лежит в основе взаимодействия между человеком и животным, образующими межвидовую группу.

Интерес с этой точки зрения может представлять диссертационная работа А.В. Никольской, в которой рассматривается психическая общность, объединяющая человека и животное в единого, совокупного субъекта совместной психической активности по отношению к друг другу, и предлагается новая теоретическая концепция – экопсихологическая модель межвидового взаимодействия, включающая возможные варианты структуры отношений и факторы, влияющие на ее устойчивость (Никольская А. В., Ульянова Н. А., 2009, Никольская А.В., 2012).

Следовательно, необходимо уделять внимание обсуждению вопросов воспитания животных с точки зрения обучения нормам поведения в социуме, которые определяются и закладываются владельцем, в семье (при любом ее составе и структуре) с первого дня приобретения питомца, а реализуются животным в дальнейшем, исходя из полученного опыта.


Сегодня жизнь все большего числа людей строится вокруг собак и кошек: с ними путешествуют, их водят к зоопсихологам, им посвящают издания. Мы попросили Марию Смирнову разобраться, действительно ли в XXI веке положение животных в обществе изменилось.

Дублина родила дворовая кошка, которую уже беременной пригрели друзья нашей семьи на даче где-то под Химками. Из четырех котят мы забрали двоих: одна — Нора — живет у моих родителей, а Дублин, вопреки логике, переехал вместе со мной не в Ирландию, а в Финляндию. У него есть европейский паспорт, календарь прививок и собственная зубная щетка. Чтобы поехать с ним куда-то на поезде, нам приходится выкупать купе целиком: эти траты заложены в семейный бюджет.

Старшие родственники иногда намекают — или прямо говорят, — что нам с мужем давно пора завести ребенка, а не с котом нянчиться. Психологи из Instagram наверняка придут к выводу, что таким образом мы сублимируем родительский инстинкт. Ну или выбираем более удобный и легкий вариант привязанности. Возможно, отчасти это и правда. Вот только друзья, наши ровесники, вопросов о детях не задают и наперебой показывают фотографии своих котов, собак и морских свинок.

Если раньше образ сумасшедшей кошатницы был страшилкой для женщин, которые долго не выходят замуж, то сегодня все чаще звучит предположение, что кошки в качестве компаньонов — лучше и безопаснее людей: кот не изобьет тебя, не выгонит из дома и не изменит. Простым смертным вторят крупные бренды: в рекламном ролике авиаперевозчика Finnair девушка летит в отпуск не с бойфрендом или подругой, а со своей собакой.

На смену животным-актерам, игравшим Лесси и Мухтара, приходят животные-модели и животные-знаменитости: Сердитая кошка (Grumpy Cat) стала одним из самых узнаваемых интернет-персонажей последнего десятилетия, а российский пес-альбинос Август ходит на светские мероприятия и снимается в музыкальных клипах. Ну и наконец, кто из нас не подписан хотя бы на одно сообщество, где выкладывают видео с котятами, щенками или попугайчиками? Людям нравится смотреть на животных, нравится о них заботиться, нравится тратить на них деньги — и на то есть сразу несколько веских причин.

С чего все началось

По мнению антропологов, первым животным, которое человеку удалось одомашнить, была собака — точнее, волк или какой-то из видов шакалов. Произошло это минимум 30 тыс. лет назад, а вот как именно — точно сказать сложно: то ли люди начали подкармливать предков современных собак, то ли животные сами стали подбираться поближе к древним стоянкам, чтобы добыть пищу, и со временем привыкли к соседству с человеком. За собаками последовал домашний скот и только потом, примерно 5–10 тыс. лет назад, коты.

Исторически животные несли утилитарную функцию: лошади были транспортом и рабочей силой, собаки охраняли жилище и ходили с хозяином на охоту, кошки ловили мышей, певчие птицы служили развлечением. В России одной из первых ласточек изменения роли домашних животных в социуме стала мода на комнатных собачек в XVIII–XIX веках.

Впрочем, в любой стране мира это изменение напрямую связано с урбанизацией: жители больших городов, как правило, редко видят зверей в естественной среде обитания и плохо представляют тонкости взаимодействия видов в природе. В итоге домашнее животное, заведенное вроде как забавы ради или для создания уюта в доме, наделяется чисто человеческими качествами: добротой, гордостью, надежностью и т. д. Неслучайно особенно трепетное, доходящее до странности отношение к животным сегодня можно наблюдать в мегаполисах вроде Токио, где собак возят по улицам в колясках, а котов наряжают в кимоно.

Социолог Константин Филоненко проводил исследование, целью которого было в том числе выяснить, от чего зависит количество ресурсов, которые человек готов вкладывать в содержание домашнего животного. Выяснилось, что прямой зависимости между уровнем дохода и тем, сколько денег человек тратит на животное, нет: это может быть как 10%, так и 50% достатка. Дело не в зарплате.

Мы заводим домашних питомцев потому, что у человека есть врожденный интерес к другим видам животных, но кроме того есть еще много социальных причин.

Автор статьи Дейзи Юхас (Daisy Yuhas) — помощник редактора немецкого журнала Scientific American Mind.

Когда мне исполнилось десять лет, мне подарили щенка. Я была потрясена и расплакалась от счастья. Сколько я себя помнила — всегда хотела собаку. На протяжении последующих 14 лет Хэппи, наш бигль, покорил сердца всех, кому довелось с ним общаться. Когда он умер, мы оплакивали его как близкого человека.

В Америке больше половины семей держат домашних животных в качестве компаньонов. И неважно, покрыты ли эти животные чешуей, шерстью, перьями или у них плавники вместо ног, люди обычно относятся к ним как к членам семьи.


В 2014 г. американцы потратили на домашних животных $58 млрд и огромное количество времени. Вот уже 50 лет психологи пытаются разобраться в причинах нашей привязанности к животным, понять, почему мы тратим столько сил, заботясь о них.

В ходе этих исследований антрозоологи— специалисты, изучающие отношения человека с животными, — узнали много нового про человеческую социальность. Изучая наши отношения с животными, можно разобраться в том, как самоидентификация, воспитание, ощущение поддержки и привязанности влияют на отношения между людьми.

Антрозоолог Паулин Беннетт (Pauleen Bennett) из Университета им. Ла Троба в Австралии считает, что эта область исследований относится к сфере человеческой психологии, поскольку животные удовлетворяют наши потребности в социальных связях.

Хотя причины приобретения домашних животных могут различаться так же сильно, как золотистый ретривер отличается от золотых рыбок, ученые выделили некоторые наиболее частотные механизмы, связывающие людей с их питомцами. Определенные биологические и социальные факторы вызывают у нас неосознанную потребность завести животное.

Кроме того, эмоциональная связь с домашним питомцем снижает у людей уровень стресса и вносит разнообразие в их жизнь. Чем больше мы узнаем о наших домашних животных, тем лучше сможем разобраться в том, что такое человеческая привязанность.

Врожденная потребность?

Отчасти наша потребность в общении с животными имеет врожденные причины. В 2013 г. психолог Ванесса Лобью (Vanessa LoBue) из Ратгерского университета вместе с коллегами показала, что если малышам в возрасте одного-трех лет предоставить выбор, они предпочитают больше времени проводить во взаимодействии с живыми животными — рыбками, хомяками, змеями, пауками или гекконами, — чем с неживыми игрушками.

У людей даже есть специализированные нервные клетки, которые избирательно реагируют на живых животных. В Алленовском институте исследований головного мозга в Сиэтле работает группа исследователей под руководством Кристофа Коха (Christof Koch), который также выступает консультантом в журнале Scientific American Mind.

В миндалине — зоне мозга, отвечающей за эмоции, — эти ученые в 2011 г. нашли нейроны, которые реагируют преимущественно на изображения животных. Таким образом, становится понятна нейронная основа мощной эмоциональной реакции, которую вызывают у нас животные.

Отчасти наш интерес к другим животным имеет врожденные причины; дети уже с раннего возраста интересуются животными


По-видимому, многие животные привлекают внимание людей своей милой мордочкой, вызывая у них родительские чувства. Ученые, изучающие поведение, давно заметили, что у людей, по-видимому, есть врожденная положительная реакция на черты, характерные для человеческих младенцев: большие глаза, широкий лоб и увеличенные пропорции головы по отношению к телу.

Чтобы понять, как влияют на людей милые детские черты, психолог Хироши Ниттоно (Hiroshi Nittono) со своими коллегами из Университета Хиросимы провел серию экспериментов, результаты которых были опубликованы в 2012 г.

В исследовании участвовали 132 студента, они должны были находить определенную цифру среди других цифр или с помощью пинцета вынимать маленькие объекты из отверстий. Потом участникам показывали серию фотографий и затем снова повторяли задание на внимательность или ловкость.

Оказалось, что у студентов, которые рассматривали фотографии взрослых животных или пищи, то есть того, что оценивалось как приятное, но не вызывающее умиления, качество выполнения задания не улучшилось. А те студенты, которым показали фотографии детенышей животных, во второй раз выполнили оба задания лучше.


Это значит, что изображение детеныша заставляет сосредоточиться и действовать аккуратнее. Можно предположить, что люди настраиваются на присутствие младенца, которому может потребоваться бережная забота. Очевидно, детеныши животных и человеческие младенцы вызывают у нас одни и те же инстинктивные реакции.

Должно быть, люди держат самых разных животных — от тарантулов до саламандр — потому, что их привлекают все живые существа.

Тем не менее Уилсон признавал, что наш интерес к животным зависит от общественных традиций и личного опыта. Например, собаки пользуются популярностью во многих западных странах, но считаются нечистыми в традиционных исламских обществах.

Психолог Гарольд Херцог (Harold A. Herzog) из Западно-Каролинского университета утверждает, что именно среда определяет то, каких животных люди заводят. В 2013 г. Херцог с коллегами опубликовали статью, в которой при помощи записей Американского клуба собаководства проанализировали колебания популярности пород собак с 1926 по 2005 г.

Они не обнаружили никакой связи популярности породы со здоровьем, долголетием или поведенческими особенностями, такими как агрессивность или хорошая дрессируемость. Изменения популярности были резкими и походили на колебания моды. В 2014 г. Херцог с двумя соавторами показали, что фильмы с участием собаки конкретной породы создают популярность этой породе на срок до десяти лет.


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

- Человек заводит животных и потому, что они вызывают у него умиление, и потому, что следует культурным традициям.

- В общении с животным человек может черпать мощную социальную поддержку, но это зависит от того, насколько сильна привязанность между владельцем и питомцем.

- Владельцы считают, что животные делают их жизнь счастливее и придают ей смысл.

Полезные друзья

Но даже если подражание влияет на выбор животного, большинство людей заводят питомца для того, чтобы с ним общаться. И это настоящая дружба, несмотря на наличие финансовых затрат. Некоторые чувства человека к животным переживаются так же, как и чувства к другим людям.

Лори Пелли (Lori Palley) из ветеринарного отдела Массачусетской клинической больницы вместе с коллегами в 2014 г. опубликовала результаты исследования, в котором с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии оценивали активность мозга 14 матерей, когда они смотрели на фотографии своих детей или собак или же на фотографии чужих детей и собак.

Оказалось, что мозг женщин очень схоже реагирует на фотографии своих детей или собак и совсем иначе — на чужих. Это значит, что материнские чувства возникают и по отношению к животным. Следовательно, домашнее животное помогает людям удовлетворить их потребность заботиться о малыше.

Питомцы могут играть и другую роль, успокаивая и создавая ощущение безопасности. В 1960-х гг. детский психолог из Иешива-университета Борис Левинсон (Boris Levinson) заметил, что когда он брал на занятия своего пса Джингла, сложные, замкнутые дети становились разговорчивыми и позитивно воспринимали психотерапию.


После того как было сделано это наблюдение, ученые стали выяснять, могут ли домашние питомцы улучшать состояние своих владельцев. В 1980 г. биолог Эрика Фридман (Erika Friedmann) из Пенсильванского университета показала, что владельцы животных чаще выживают в течение года после сердечного приступа, чем люди, не имевшие животных, — возможно, потому что животные могут способствовать снижению стресса у хозяев.

Тем не менее некоторые люди могут получать психологическую поддержку от своих животных и именно поэтому их держат. В 2012 г. психолог Сигал Зилча-Мано (Sigal Zilcha-Mano), работавшая тогда в Школе психологии Междисциплинарного центра в Герцлии, вместе с коллегами опубликовала работу, в которой 285 владельцев кошек и собак ответили на вопросы, касающиеся эмоциональной связи с домашними животными.

Потом 120 участникам предложили пройти сложный тест и, чтобы оценить силу стресса, регистрировали, как у них повышалось кровяное давление. Оказалось, что те владельцы, которые во время теста были со своими питомцами или думали о них перед тестом, испытали меньший стресс.


Однако сила такой поддержки зависит от того, насколько хозяин привязан к животному. Чем сильнее связь владельца с питомцем, тем большую эмоциональную поддержку он от него получает.

По-видимому, сила привязанности между животными и людьми зависит и от некоторых гормонов. В 2012 г. биолог Линда Хэндлин (Linda Handlin) из Университета Шевде вместе с коллегами опубликовала работу, в которой они измеряли уровень окситоцина (гормона, отвечающего за привязанность) и кортизола (гормона, связанного со стрессом) у десяти женщин— владелиц лабрадоров, а затем оценивали, как эти данные соотносятся с тем, что владельцы говорят о своих отношениях с собакой.

Хозяева, у которых отмечался высокий уровень окситоцина и низкий — кортизола, как правило, сильнее связаны со своим питомцем. Например, у тех, кто часто целует свою собаку, содержание окситоцина было выше, а у женщин, которые говорили, что со страхом думают о том, что их собака может умереть, уровень кортизола был ниже, возможно потому, что собаки помогали им снизить стресс.

Наличие у человека социальных проблем может способствовать усилению привязанности к животному. В 2012 г. психолог Андреа Битз (Andrea Beetz) из Ростокского университета в Германии и ее коллеги попросили 47 мальчиков в возрасте 7-11 лет, у которых были трудности с формированием привязанности к другим людям, рассказать историю группе незнакомых взрослых, а затем пройти тест по математике.

При этом 24 ребенка были с собаками, десять в сопровождении доброжелательного взрослого, а оставшиеся — с игрушечной собачкой. Оказалось, что самый низкий уровень кортизола был у детей, которых сопровождала живая собака, а самый высокий — у тех, кого сопровождал человек. Вероятно, присутствие человека заставляло ребенка нервничать сильнее.

Кроме того, у тех детей, которые гладили сопровождавшую их собаку, уровень стресса, оценивающийся по содержанию кортизола в слюне, был ниже. Это значит, что коммуникация с животным может защищать от стресса тех, кому сложно общаться с людьми.

Битз говорит, что взаимодействовать с животными может быть намного проще, чем с людьми, поскольку они быстрее прощают, не спорят и их легче обнять.

Проделки животных

Однако домашние любимцы не только заменяют одиноким людям близкого человека. Многие владельцы, не имеющие никаких проблем с общением, тем не менее получают от наличия питомца много психологических преимуществ.

В 2012 г. Беннетт рассказала о предварительных данных, полученных студентом-психологом из Университета Монаша Джорданом Шааном (Jordan Schaan), который опрашивал 37 владельцев собак, успешных в профессиональной и личной жизни и сильно привязанных к своим животным. (Эти люди имели образование, средства и были удовлетворены имеющимися романтическими отношениями.)


Отвечая, что хорошего они получают от собаки, владельцы упоминали смешные проделки питомца, чувство ответственности за благополучие другого существа, новый опыт и новые отношения: щенок может быть, например, прекрасным поводом познакомиться с соседями.

Кроме того, многие владельцы домашних животных рассказали, что питомцы помогают им вести более простой и здоровый образ жизни. Беннетт иШаан обнаружили, что успешные люди, которых они исследовали, относятся к собакам как к партнерам, с которыми можно выстроить идеальные отношения.


Отношение к животным дает очень любопытный материал для изучения человеческой эмпатии, заботы и даже принятия решений. Это особенно ценно, если учесть, насколько разными бывают питомцы и как сильно они отличаются от нас.

Исследования взаимоотношений человека с домашними животными еще только начинаются. Но без них невозможно понять весь спектр человеческих отношений и переживаний.

Перед тем как написать эту статью, мы спросили читателей журнала Scientific American Mind, каких домашних животных они предпочитают. Более 2 тыс. человек откликнулись и приняли участие в нашем интернет-опросе, и некоторые результаты довольно сильно отличаются от данных, приведенных на предыдущих страницах.

Наш опрос подтвердил то, что уже было известно благодаря другим исследованиям: мы заводим тех животных, которые отражают то, как мы себя воспринимаем. Например, если мужчина хочет выглядеть круто, он может завести собаку, которая поможет ему создать этот образ.

Некоторые люди с гордостью держат кролика или пуделя потому, что это их семейная традиция. Кто-то может держать менее популярных животных, таких как пауки или змеи, считая, что люди не понимают его так же, как не понимают и его питомцев.

Читайте также: