Чем отличается электронная декларация от декларации на бумажном носителе

Обновлено: 16.06.2024

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) налоговая декларация (расчет) представляется каждым плательщиком (иным обязанным лицом) по каждому налогу, сбору (пошлине), в отношении которых он признан плательщиком, и при наличии объектов налогообложения в налоговом периоде, если иное не установлено НК или иными актами налогового законодательства.

Согласно пункту 4 статьи 63 действующей редакции НК налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа, если иное не установлено частью второй пункта 8 настоящей статьи.

Плательщики,среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 50 человек, а также плательщики налога на добавленную стоимость(далее - НДС) представляют в налоговый орган налоговые декларации(расчеты)по установленным форматамв виде электронного документа.

В связи с изменениями, внесенными в НК Законом от 18.12.2015 №343-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения"с 1 июля 2016 года обязанность представления налоговых деклараций по установленным форматам в виде электронного документа возникает у плательщиков, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 15 человек, а также плательщики НДС.

При этом, при представлении плательщиками налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе такая налоговая декларация (расчет) не будет считаться представленной.

Среднесписочная численность работников определяется в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

Пунктом 4 статьи 63 Налогового кодекса для плательщиков также установлена обязанность представления в налоговый орган по месту постановки плательщика на учет сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год в произвольной форме не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации - не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором была произведена государственная регистрация или внесена в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, при реорганизации в форме присоединения - внесена в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о прекращении деятельности присоединенной организации.

Вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации определяют среднесписочную численность работников за период начиная с месяца государственной регистрации или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, при реорганизации в форме присоединения - со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенной организации до 1-го числа первого месяца года, следующего за годом такой регистрации (внесения изменений).

Ответственность за нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) установлена статьей 13.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более трех рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, – влечет наложение штрафа в размере двух базовых величин с увеличением его на пять десятых базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более десяти базовых величин,

на индивидуального предпринимателя - в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее двух базовых величин,

а на юридическое лицо- в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее десяти базовых величин.

Пресс-центр инспекции
МНС Республики Беларусь
по Могилевской области

Со второго полугодия 2021 года вступают в силу новые поправки к 80-ой статье НК РФ. Для предпринимателей это означает, что у налоговиков появятся новые основания для отказа в принятии отчетности. Расскажем, на что обратить внимание при заполнении документов по новым правилам, а также как избежать санкций за просрочки со стороны ФНС.

В каких случаях ФНС не примет декларацию или расчеты

декларацию подписал человек, который не имел на это права;

декларацию подписал дисквалифицированный сотрудник (то есть, на момент подписания срок его дисквалификации еще не закончился);

документы подписаны от имени умершего лица (если дата смерти совпадает с днем подписания, либо предшествует ему);

запись в ЕГРЮЛ о том, что сведения о руководителе являются недостоверными, появилась раньше, чем подпись этого лица под документами;

декларацию или расчеты подали от лица компании, которая по данным ЕГРЮЛ, уже прекратила свою деятельность.

Какие контрольные соотношения проверяют в РСВ

Перечень КС для расчетов по страховым взносам перечислены в п. 7 ст. 431 НК РФ. Налоговики обязательно признают расчет по страховым взносам (РСВ) непредставленным, если в ходе проверки обнаружат:

ошибки при указании сумм выплат и других вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам;

ошибочные расчеты по взносам на ОПС;

отличие в сумме одних и тех же показателей по физлицам и в целом по налогоплательщику;

ошибки в персональных данных.

Какие КС будут актуальны для НДС?

К примеру, в качестве КС проверяются следующие моменты:

итоговая сумма налога должна равняться сумме исчисленного налога из раздела 3 с учетом всех вычетов;

сумма налога по разделам 3, 4 и 6 (с учетом всех вычетов) должна соответствовать итоговой сумме, вписанной в строку 040 в первом разделе;

сумма НДС по разделам 2-4 должна соответствовать данным из книги продаж;

сумма вычетов по разделам 3-6 должна равняться сумме вычетов по НДС, указанной в книге покупок;

в книге покупок сумма НДС по счетам-фактурам должна соответствовать значению в итоговой строке (то же касается и дополнительного листа книги покупок).

Напомним, что в Небе отчетные формы реализованы с учетом контрольных соотношений ФНС. Перед отправкой отчета вы сможете проверить данные и убедиться в правильности заполнения.

Сообщит ли ФНС об отказе принять отчетность?

на следующий день, если обнаружены нарушения КС в электронной документации;

в течение 10 дней, если РСВ сдавали на бумажном носителе.

Что делать при получении уведомления? Если уведомление получено в электронном виде, у налогоплательщика есть 5 дней для исправления ошибок и представления исправленной версии документа. В случае с бумажным уведомлением срок продлевается до 10 дней.

Если вовремя дать ответ, то ФНС в качестве даты представления документов проставит день сдачи первого варианта отчетности.

Какие санкции грозят налогоплательщикам за непредставление декларации

Штраф за непредставленную декларацию согласно ст. 119 НК РФ составляет 5% от суммы НДС за каждый месяц просрочки (включая неполный период). Итоговая сумма штрафа не может быть меньше 1000 руб. и больше 30% от общей суммы налога.

В Небе есть бухгалтерское обслуживание. Наши специалисты возьмут на себя вашу бухгалтерию и избавят вас от штрафов со стороны контролирующих органов.

Какие санкции грозят контрагентам

Непредставленная декларация может больно ударить не только по самому налогоплательщику, но и его контрагентам (утрата прав на вычет по НДС, отказ в расходах по налогу на прибыль). В результате придется сначала уплатить всю сумму неподтвержденных вычетов, а затем через открытие налогового спора отстаивать свои права. Дело в том, что в подобных ситуациях ФНС сначала признает декларацию непредставленной, а затем работает с заявлениями контрагентов.

Итоговый алгоритм действий после 1 июля 2021 года

Схема предоставления декларации и расчетов со второй половины этого года выглядит следующим образом:

Налогоплательщик отправляет документы в электронной форме. В ответ получает квитанцию о приеме отчетности. С этого момента у автоматической системы ФНС есть ровно один день для проверки на ошибки и соблюдение КС.

Если ошибки найдены, налогоплательщик получает уведомление о признании документов непредставленными.

В случае если первичная отчетность не содержит ошибок, ФНС вышлет извещение о вводе, подтверждающее, что документы сданы и уже загружены в базу данных.

Далее представлены ответы на самые рапространенные вопросы по заполнению, подготовке и отправке энергодекларации. Напоминаем, что специалисты нашей компании осуществляют подготовку энрегодеклараций, заполнение и расчет, стоимость услуг начинается от 2000 руб.

Где взять приказ, порядок заполнения, инструкцию по заполнению, примеры и формы самих деклараций?

Всю необходимую информацию по заполнению можно скачать на сайте Минэкономразвития России в разделе Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии.

Если помещение находится в аренде, должна ли заполняться декларация?

Да. Для организаций без филиалов декларация заполняется только по вкладке "Общий раздел", для организаций с филиалами заполняются вкладки "Общий разлел" и "Общий раздел филиала". Раздел по зданиям в декларации заполняется только для тех арендуемых зданий, строений, сооружений, в отношении которых у организаций есть право внесения неотделимых улучшений, направленных на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (право на реконструкцию систем освещения, водоснабжения, отопления, право на утепление зданий, замены оборудования, установленного собственником здания). В противном случае заполнения раздела по зданиям не требуется.

Как преобразовать Excel декларацию в формат PDF?

1) "Файл" - "Печать" - Принтер (выбираем: Microsoft Print To PDF) - Напечатать всю книгу - Книжная ориентация, А4, Настраиваемые поля, Параметры масштабирования (Выбираем: Вписать все столбцы на одну страницу) - Жмем "Печать" - Пишем название декларации согласно инструкции - Сохраняем.

В какой срок должны быть представленны декларации в формате PDF и Excel?

До 30 апреля 2020 года.

Нужно ли указывать год на титульном листе декларации?

Да, нужно обязательно указать год за который представляется декларация.

Кем заполняются декларации, если у организации есть филиалы (представительства)?

В случае наличия у субъекта декларирования филиалов (представительств), по решению головной организации, декларации в отношении головной организации и в отношении каждого филиала (представительства) могут заполняются ответственными лицами головной организации и соответствующих филиалов (представительств) самостоятельно.

При этом, сведения, указанные в декларациях филиалов (представительств) субъекта декларирования, должны быть проверены и подтверждены головной организацией субъекта декларирования.

Какие формы деклараций заполнять в случае наличия у организации филиалов (представительств) и без?

Организация должна прислать на электронную почту Минэкономразвития России в формате PDF и Excel один из двух следующих вариантов декларации: если организация не имеет филиалов, то заполняется декларация под названием "Декларация_без филиалов" согласно инструкции; если у организации есть филиалы, то заполняется декларация под названием "Декларация_с филиалами" согласно инструкции.

Кто осуществляет сбор деклараций?

Реквизиты каких документов требуется указать по пункту 13 общего раздела декларации?

Указываются реквизиты годового отчёта о деятельности учреждения, который сдается в ГРБС. Также, при наличии, реквизиты отчета о выполнении программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

На какой документ необходимо поставить усиленную квалифицированную электронную подпись?

При подаче декларации в форме электронного документа в формате PDFи Excel отправкой на электронную почту Минэкономразвития России или по системе межведомственного электронного документооборота усиленную квалифицированную электронную подпись необходимо ставить на документ в формате PDF.

Нужно ли заново подавать декларации, если подали по Приказу №401?

Пояснение:

Приказ № 401 Минэнерго России регламентирует форму и порядок подачи информации об энергосбережении и о повышение энергетической эффективности, в нем не говорится про декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Из всего вышеприведенного два важных вывода:

В период с момента вступления в силу требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении деклараций о потреблении энергетических ресурсов до вступления в силу приказа № 707 об утверждении порядка предоставления деклараций (с 16 января 2019 года по 13 марта 2019 года) состав для административного правонарушения фактически отсутствовал, т.к. таким составом является нарушение требований к форме и порядку предоставления декларации, которые в этот период не были регламентированы.

Предоставление информации по приказу № 401 не является выполнением требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении декларации о потреблении энергетических ресурсов.

В какой форме необходимо направлять документы?

Существует два варианта подачи деклараций:

Вариант 1 – в формате электронного документа:

декларации создаются и сохраняются в форматах PDF и Excel;

PDF подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью;

создается сопроводительное письмо;

весь пакет документов направляется на электронную почту Минэкономразвития России ( Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. ) или по системе межведомственного электронного документооборота в Минэкономразвития России.

Вариант 2 – на бумажном носителе (в случае отсутствия технической возможности составления декларации в форме электронного документа):

все листы декларации, составленной на бумажном носителе, нумеруются сквозной нумерацией, прошиваются, скрепляются печатью субъекта декларирования (при наличии) и заверяются на последней странице подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования;

также текстовый файл декларации размещается на электронном носителе (PDF и Excel);

и бумажная версия декларации, и электронный носитель предоставляются в Минэкономразвития России по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения Минэкономразвития России копии декларации в срок.

Сочетание описанных выше вариантов или другие варианты предоставления, например, отправка скана декларации с подписью руководителя по электронной почте Минэкономразвития России, не допускаются!

Разделы декларации допускается размещать на двух листах.

Подача информации по ППРФ-20

Согласно п. 5 и 6 ППРФ-20:

5. В случае отсутствия у федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления технической возможности представления информации с использованием программных средств государственной информационной системы электронный документ, сохраненный на электронном носителе (оптическом диске), вместе с сопроводительным письмом направляется на почтовый адрес оператора государственной информационной системы. Техническая возможность использования программных средств государственной информационной системы обуславливается наличием следующих условий:

а) наличие электронной вычислительной машины с характеристиками, позволяющими использовать программное обеспечение государственной информационной системы;

б) наличие подключения к сети Интернет;

в) возможность использования для подписания электронных документов электронной цифровой подписи уполномоченного лица соответствующего органа.

6. В случае отсутствия любого из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий считается, что техническая возможность представления информации с использованием программных средств государственной информационной системы отсутствует.

Согласно п.4 ППРФ-391:

4. Создание, эксплуатация, развитие государственной информационной системы и обеспечение условий для ее функционирования осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации, являющимся оператором государственной информационной системы.

Следовательно, информацию, сформированную согласно ППРФ-20, необходимо направлять Минэкономразвития России, контакты для отправки приведены на официальном сайте ведомства.

Необходимо ли заполнять декларации МУП и ГУП?

Нет, заполнение деклараций не требуется, т.к. ГУП и МУП не являются учреждениями, а являются предприятиями.

Как заполнять разделы по потреблению энергоресурсов, если на несколько зданий стоит один прибор учета?

Доступ к заполнению как деклараций, так и информации по ППРФ-20 закрыт. Для предоставления информации по ППРФ-20 используйте альтернативный вариант подачи.

Для заполнения декларации нужно перечислять все здания, которые числятся на балансе или которые отапливаются?

Необходимо перечислить все здания.

При внесении информации по числу работников, общеобразовательное учреждение считает количество учеников как сотрудников, или указывать только фактических работников?

В листе по зданиям – пишется суммарное количество сотрудников и посетителей.

На какую площадь необходимо делить объем потребляемых энергоресурсов для определения удельных показателей потребления в пункте 15 листа по зданиям (ЗN)?

Необходимо делить на общую площадь.

Как заполнять декларацию, если учреждение прекратило свою деятельность путем присоединения к другому учреждению к определенной дате в 2019 году? Как в этом случае заполнять энергодекларацию за 2019 год тому учреждению, к которому с определенной даты присоединилось другое учреждение? Надо ли показывать в энергодекларации данные за период юридического лица, которое прекратило деятельность? Или надо подавать отдельную энергодекларацию за период юридическому лицу, которое прекратило свою деятельность?

Если в отчетном году произошло присоединение одного учреждения к другому, в том числе, с принадлежащим ему зданием (зданиями), необходимо к общему потреблению на конец года объединенной организации прибавить потребление присоединенного учреждения до присоединения. Заполняется в единой декларации.

Как заполнять декларацию, если организация арендует помещение в здании на возмездной или безвозмездной основе?

Декларации подаются для отдельностоящих зданий, находящихся в собственности пользователя. Декларация заполняется только для зданий, строений, сооружений, в отношении которых у организаций есть право внесения неотделимых улучшений, направленных на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

В случае размещения организации в помещениях, расположенных только в части здания, строения, сооружения, подаются декларации, в которых заносится только информация об организации, информация о самом здании и потребляемых ресурсах не предоставляется (проставляются нули и прочерки).

Как узнать что декларация принята?

а) соответствие поступившей декларации (копии декларации) форме декларации, утвержденной приказом №707 Минэкономразвития России;

б) соответствие требованиям Порядка приказа № 707 Минэкономразвития России к формату декларации;

в) соблюдение срока представления декларации (копии декларации), предусмотренного Порядком приказа № 707 Минэкономразвития России;

г) соблюдение требований, установленных пунктом 5 Порядка приказа № 707 Минэкономразвития России, к оформлению копии декларации (в случае представления копии декларации на бумажном носителе).

Если в течение 30 календарных дней вам не приходит ответ – декларация считается принятой.

На кого писать сопроводительное письмо при отправке декларации? Есть ли образец сопроводительного письма?

Сопроводительное письмо пишется на Министерство экономического развития Российской Федерации (обезличенно).

Пример текста сопроводительного письма:

ВНИМАНИЕ!
По многочисленным просьбам перенесен срок подачи деклараций за 2019 год.

Всю необходимую информацию по заполнению можно скачать на сайте Минэкономразвития России

1) "Файл" - "Печать" - Принтер (выбираем: Microsoft Print To PDF) - Напечатать всю книгу - Книжная ориентация, А4, Настраиваемые поля, Параметры масштабирования (Выбираем: Вписать все столбцы на одну страницу) - Жмем "Печать" - Пишем название декларации согласно инструкции - сохраняем.

До 30 апреля 2020 года.
По многочисленным просьбам инициирована процедура переноса срока подачи деклараций за 2019 год. Новый срок подачи деклараций вступит в силу только после государственной регистрации приказа Минюстом России.

Нет, заполнение деклараций не требуется, т.к. ГУП и МУП не являются учреждениями, а являются предприятиями.

В случае наличия у субъекта декларирования филиалов (представительств) по решению головной организации декларации в отношении головной организации и в отношении каждого филиала (представительства) могут заполняются ответственными лицами головной организации и соответствующих филиалов (представительств) самостоятельно. При этом, сведения, указанные в декларациях филиалов (представительств) субъекта декларирования, должны быть проверены и подтверждены головной организацией субъекта декларирования.

Организация должна прислать на электронную почту Минэкономразвития России в формате PDF (PDF подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью) и Excel один из двух следующих вариантов декларации: если организация не имеет филиалов, то заполняется декларация под названием "Декларация_без_филиалов" согласно инструкции; если у организации есть филиалы, то заполняется декларация под названием "Декларация_с_филиалами" согласно инструкции.

"Национальный центр энергоэффективности" не осуществляет сбор деклараций.
Все декларации (на время отсутствия сбора в модуле ГИС "Энергоэффективность") направляются в Минэкономразвития России согласно Приказа №707 от 28.10.2019 ( Об утверждении Порядка представления декларации
о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов)

Указываются реквизиты годового отчёта о деятельности учреждения, который сдается в ГРБС. Также, при наличии, реквизиты отчета о выполнении программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Реквизитами являются: дата документа, номер документа (при отсутствии номера документа - название документа).
Примечание: если к моменту сдачи декларации отчет не был сформирован, то в поле реквизитов "номер документа" пишется - "отчёт в процессе подготовки".
Если декларацию заполняет главный распорядитель бюджетных средств, то в пункте 13 проставляются прочерки. В пункте 2 "Общий раздел" указывается наименование главного распорядителя бюджетных средств.

При подаче декларации в форме электронного документа в формате PDF и Excel отправкой на электронную почту Минэкономразвития России или по системе межведомственного электронного документооборота усиленную квалифицированную электронную подпись необходимо ставить на документ в формате PDF.

Процедура подписания декларации в формате PDF при помощи квалифицированной электронной подписи (ЭЦП):

Электронная подпись (далее ЭЦП) – это реквизит документа, позволяющий подтвердить принадлежность ЭЦП ее владельцу, а также зафиксировать состояние информации / данных (наличие, либо отсутствие изменений) в электронном документе с момента его подписания.

Из чего состоит ЭЦП?

Как подписать файл ЭЦП (если у вас уже имеется ЭЦП)?

Для подписания файла формата .pdf ЭЦП нужно выполнить несколько шагов. Нужно:

2. Пройти путь в диалоговых окнах криптопровайдера:

- выбрать файл для подписания;

- в полях кодировки выбрать формат подписи;

- выбрать место хранение подписанного файла;

- из хранилища сертификатов – выбрать нужный;

- успешное окончание операции означает, что файл был криптографически преобразован и содержит реквизит, фиксирующий неизменность документа после его подписания и обеспечивающий его юридическую значимость.

Как подписать файл ЭЦП (если у вас нет ЭЦП)?

Информацию о получении ЭЦП вы можете узнать в сети интернет.

Если организация занимает часть здания (занимает один или несколько этажей, одно или несколько помещений) и не является владельцем этих помещений (аренда, безвозмездное пользование, управление и прочее):

1. Если нет информации о количестве потребляемых данным помещением ресурсов, подтвержденных показаниями счетчиков ресурсов (счетчики должны быть установлены для фиксации потребления только этого помещения), то необходимо:

- в пунктах "Общего раздела" по потреблению энергоресурсов и воды такие помещения не учитываются;

- лист ЗN заполнять не требуется (или ФN,3N).

2. Если количество потребляемых данным помещением ресурсов подтверждено показаниями счетчиков ресурсов (счетчики должны быть установлены для фиксации потребления только этого помещения), но у организации, занимающей помещение, НЕТ возможности повлиять на энергоэффективность потребления ресурсов в данном помещении (использование энергоэффективных технологий, замена оборудования, изменение оснащения, проведение ремонта и прочее), то необходимо:

- заполнить данные по п. 9 по ресурсам организации, учет которых ведется;

- лист ЗН заполнять не требуется.

3. Если количество потребляемых данным помещением ресурсов подтверждено показаниями счетчиков ресурсов (счетчики должны быть установлены для фиксации потребления только этого помещения) и у организации, занимающей помещение, ЕСТЬ возможность влияния на энергоэффективность потребления одного или нескольких ресурсов в данном помещении (использование энергоэффективных технологий, замена оборудования, изменение оснащения, проведение ремонта и прочее), то необходимо:

- заполнить данные по п. 9 по ресурсам организации, учет которых ведется;

- п. 1, кроме всего прочего, делается пометка, «помещение в аренде (безвозмездном пользовании, управлении и прочее);

- п. 4.1 (общая площадь) указывается площадь именно занимаемых организацией помещений, а не всего здания;

- п.4.2 (этажность) и п4.3 (сведения о лифтах) ставится прочерк;

- п.4.4 и п.4.5 указывается та же площадь, что и в п.4.1, то есть занимаемая организацией;

- п.15 (удельные показатели) потребление тепловой энергии – это годовое потребление (сумма за 12 месяцев) деленное на площадь, занимаемую помещениями этой организации (т.е. на площадь, указанную в п. 4.1);

- заполняются все остальные пункты, в том числе, по потреблению энергоресурсов.

Примечание: Если учреждение арендует помещение в МКД, то в пункте 3.1 раздела по зданию проставляется "да". Пункт 3.2 пропускается.

4. Приказ № 401 Минэнерго России регламентирует форму и порядок подачи информации об энергосбережении и о повышение энергетической эффективности, в нем не говорится про декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Из всего вышеприведенного два важных вывода:

1. В период с момента вступления в силу требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении деклараций о потреблении энергетических ресурсов до вступления в силу приказа № 707 об утверждении порядка предоставления деклараций (с 16 января 2019 года по 13 марта 2019 года) состав для административного правонарушения фактически отсутствовал, т.к. таким составом является нарушение требований к форме и порядку предоставления декларации, которые в этот период не были регламентированы.

2. Предоставление информации по приказу № 401 не является выполнением требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Существует два варианта подачи деклараций:

Вариант 1 – в формате электронного документа:

- декларации создаются и сохраняются в форматах PDF и Excel;

- PDF подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью;

- создается сопроводительное письмо (пример сопроводительного письма и получатель указан в ответах на часто задаваемые вопросы);


Вариант 2 – на бумажном носителе (в случае отсутствия технической возможности составления декларации в форме электронного документа):

- все листы декларации, составленной на бумажном носителе, нумеруются сквозной нумерацией, прошиваются, скрепляются печатью субъекта декларирования (при наличии) и заверяются на последней странице подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования;

- также текстовый файл декларации размещается на электронном носителе (PDF и Excel);

- и бумажная версия декларации, и электронный носитель предоставляются в Минэкономразвития России по почте (адрес: Пресненская наб., д. 10, стр. 2, г. Москва, 123112) заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения Минэкономразвития России копии декларации в срок.

Сочетание описанных выше вариантов или другие варианты предоставления, например, отправка скана декларации с подписью руководителя по электронной почте Минэкономразвития России не допускаются!

Разделы декларации допускается размещать на двух листах.

Согласно п. 5 и 6 ППРФ-20:

5. В случае отсутствия у федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления технической возможности представления информации с использованием программных средств государственной информационной системы электронный документ, сохраненный на электронном носителе (оптическом диске), вместе с сопроводительным письмом направляется на почтовый адрес оператора государственной информационной системы. Техническая возможность использования программных средств государственной информационной системы обуславливается наличием следующих условий:

а) наличие электронной вычислительной машины с характеристиками, позволяющими использовать программное обеспечение государственной информационной системы;

б) наличие подключения к сети Интернет;

в) возможность использования для подписания электронных документов электронной цифровой подписи уполномоченного лица соответствующего органа.

6. В случае отсутствия любого из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий считается, что техническая возможность представления информации с использованием программных средств государственной информационной системы отсутствует.

Согласно п.4 ППРФ-391:

4. Создание, эксплуатация, развитие государственной информационной системы и обеспечение условий для ее функционирования осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации, являющимся оператором государственной информационной системы.

Следовательно, информацию, сформированную согласно ППРФ20, необходимо направлять Минэкономразвития России, контакты для отправки приведены на официальном сайте ведомства:

Как заполнять декларацию, если учреждение прекратило свою деятельность путем присоединения к другому учреждению к определенной дате в 2019 году? Как в этом случае заполнять энергодекларацию за 2019 год тому учреждению, к которому с определенной даты присоединилось другое учреждение? Надо ли показывать в энергодекларации данные за период юридического лица, которое прекратило деятельность? Или надо подавать отдельную энергодекларацию за период юридическому лицу, которое прекратило свою деятельность?

Если в отчетном году произошло присоединение одного учреждения к другому, в том числе, с принадлежащим ему зданием (зданиями), необходимо к общему потреблению на конец года объединенной организации прибавить потребление присоединенного учреждения до присоединения. Заполняется в единой декларации.

Как заполнять разделы по потреблению энергоресурсов, если на несколько зданий стоит один прибор учета?

Для заполнения декларации нужно перечислять все здания/помещения организации, которые числятся на балансе или которые отапливаются?

Необходимо перечислить все здания учреждения, которые потребляют энергоресурсы в листе "Общий раздел" таблица 15 ( таблицы 14 и 16 если заполняется "Декларация_с_филиалами").

При внесении информации по числу работников, учреждение считает количество посетителей как сотрудников, или указывать только фактических работников?

В листе по зданиям - в поле 11 декларации указывается общая численность пользователей здания, строения, сооружения с учетом работников и посетителей в сутки.

Если в течение 30 календарных дней вам не приходит ответ - декларация считается принятой.

На кого писать сопроводительное письмо при отправке декларации?
Есть ли образец сопроводительного письма?

Сопроводительное письмо пишется на Министерство экономического развития Российской Федерации (обезличенно).

"Учреждение (написать название учреждения) направляет декларацию о потреблении энергетических ресурсов за 2019 год:
1) декларация в формате PDF, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью;
2) декларация в формате Excel (подписывать электронно-цифровой подписью не требуется);
3) файл-расширение электронно-цифровой подписи в требуемом формате и соответствующий названию декларации (пример: 1_Тульская_Новомосковск_МОУ_ВСОШ.sig)."

Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, реализуемого по результатам энергетического аудита и направленного на получение экономии энергетических и эксплуатационных затрат. Данный эффект достигается за счет реализации технических мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

При этом формат энергосервисного контракта предполагает, что исполнитель (энергосервисная компания или ЭСКО) исполняет данный договор своими силами и за счет собственных средств (или с привлечением подрядчиков и инвесторов). Возврат инвестиций осуществляется за счет экономии, полученной потребителем после реализации технических мероприятий по отношению к исходной величине энергозатрат. Примечание: контракты на поставку энергоресурсов не являются энергосервисными.

На какую площадь необходимо делить объем потребляемых энергоресурсов для определения удельных показателей потребления в пункте 15 листа по зданиям (ЗN)?

Предполагается ли наложение штрафа или другие санкции за непредставление Декларации, несоблюдение требований к форме указанной Декларации или нарушение порядка ее представления?

Порядок и форма представления Декларации утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 707 (далее – Приказ № 707).

ВНИМАНИЕ!
По многочисленным просьбам перенесен срок подачи деклараций за 2019 год.

Всю необходимую информацию по заполнению можно скачать на сайте Минэкономразвития России

1) "Файл" - "Печать" - Принтер (выбираем: Microsoft Print To PDF) - Напечатать всю книгу - Книжная ориентация, А4, Настраиваемые поля, Параметры масштабирования (Выбираем: Вписать все столбцы на одну страницу) - Жмем "Печать" - Пишем название декларации согласно инструкции - сохраняем.

До 30 апреля 2020 года.
По многочисленным просьбам инициирована процедура переноса срока подачи деклараций за 2019 год. Новый срок подачи деклараций вступит в силу только после государственной регистрации приказа Минюстом России.

Нет, заполнение деклараций не требуется, т.к. ГУП и МУП не являются учреждениями, а являются предприятиями.

В случае наличия у субъекта декларирования филиалов (представительств) по решению головной организации декларации в отношении головной организации и в отношении каждого филиала (представительства) могут заполняются ответственными лицами головной организации и соответствующих филиалов (представительств) самостоятельно. При этом, сведения, указанные в декларациях филиалов (представительств) субъекта декларирования, должны быть проверены и подтверждены головной организацией субъекта декларирования.

Организация должна прислать на электронную почту Минэкономразвития России в формате PDF (PDF подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью) и Excel один из двух следующих вариантов декларации: если организация не имеет филиалов, то заполняется декларация под названием "Декларация_без_филиалов" согласно инструкции; если у организации есть филиалы, то заполняется декларация под названием "Декларация_с_филиалами" согласно инструкции.

"Национальный центр энергоэффективности" не осуществляет сбор деклараций.
Все декларации (на время отсутствия сбора в модуле ГИС "Энергоэффективность") направляются в Минэкономразвития России согласно Приказа №707 от 28.10.2019 ( Об утверждении Порядка представления декларации
о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов)

Указываются реквизиты годового отчёта о деятельности учреждения, который сдается в ГРБС. Также, при наличии, реквизиты отчета о выполнении программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Реквизитами являются: дата документа, номер документа (при отсутствии номера документа - название документа).
Примечание: если к моменту сдачи декларации отчет не был сформирован, то в поле реквизитов "номер документа" пишется - "отчёт в процессе подготовки".
Если декларацию заполняет главный распорядитель бюджетных средств, то в пункте 13 проставляются прочерки. В пункте 2 "Общий раздел" указывается наименование главного распорядителя бюджетных средств.

При подаче декларации в форме электронного документа в формате PDF и Excel отправкой на электронную почту Минэкономразвития России или по системе межведомственного электронного документооборота усиленную квалифицированную электронную подпись необходимо ставить на документ в формате PDF.

Процедура подписания декларации в формате PDF при помощи квалифицированной электронной подписи (ЭЦП):

Электронная подпись (далее ЭЦП) – это реквизит документа, позволяющий подтвердить принадлежность ЭЦП ее владельцу, а также зафиксировать состояние информации / данных (наличие, либо отсутствие изменений) в электронном документе с момента его подписания.

Из чего состоит ЭЦП?

Как подписать файл ЭЦП (если у вас уже имеется ЭЦП)?

Для подписания файла формата .pdf ЭЦП нужно выполнить несколько шагов. Нужно:

2. Пройти путь в диалоговых окнах криптопровайдера:

- выбрать файл для подписания;

- в полях кодировки выбрать формат подписи;

- выбрать место хранение подписанного файла;

- из хранилища сертификатов – выбрать нужный;

- успешное окончание операции означает, что файл был криптографически преобразован и содержит реквизит, фиксирующий неизменность документа после его подписания и обеспечивающий его юридическую значимость.

Как подписать файл ЭЦП (если у вас нет ЭЦП)?

Информацию о получении ЭЦП вы можете узнать в сети интернет.

Если организация занимает часть здания (занимает один или несколько этажей, одно или несколько помещений) и не является владельцем этих помещений (аренда, безвозмездное пользование, управление и прочее):

1. Если нет информации о количестве потребляемых данным помещением ресурсов, подтвержденных показаниями счетчиков ресурсов (счетчики должны быть установлены для фиксации потребления только этого помещения), то необходимо:

- в пунктах "Общего раздела" по потреблению энергоресурсов и воды такие помещения не учитываются;

- лист ЗN заполнять не требуется (или ФN,3N).

2. Если количество потребляемых данным помещением ресурсов подтверждено показаниями счетчиков ресурсов (счетчики должны быть установлены для фиксации потребления только этого помещения), но у организации, занимающей помещение, НЕТ возможности повлиять на энергоэффективность потребления ресурсов в данном помещении (использование энергоэффективных технологий, замена оборудования, изменение оснащения, проведение ремонта и прочее), то необходимо:

- заполнить данные по п. 9 по ресурсам организации, учет которых ведется;

- лист ЗН заполнять не требуется.

3. Если количество потребляемых данным помещением ресурсов подтверждено показаниями счетчиков ресурсов (счетчики должны быть установлены для фиксации потребления только этого помещения) и у организации, занимающей помещение, ЕСТЬ возможность влияния на энергоэффективность потребления одного или нескольких ресурсов в данном помещении (использование энергоэффективных технологий, замена оборудования, изменение оснащения, проведение ремонта и прочее), то необходимо:

- заполнить данные по п. 9 по ресурсам организации, учет которых ведется;

- п. 1, кроме всего прочего, делается пометка, «помещение в аренде (безвозмездном пользовании, управлении и прочее);

- п. 4.1 (общая площадь) указывается площадь именно занимаемых организацией помещений, а не всего здания;

- п.4.2 (этажность) и п4.3 (сведения о лифтах) ставится прочерк;

- п.4.4 и п.4.5 указывается та же площадь, что и в п.4.1, то есть занимаемая организацией;

- п.15 (удельные показатели) потребление тепловой энергии – это годовое потребление (сумма за 12 месяцев) деленное на площадь, занимаемую помещениями этой организации (т.е. на площадь, указанную в п. 4.1);

- заполняются все остальные пункты, в том числе, по потреблению энергоресурсов.

Примечание: Если учреждение арендует помещение в МКД, то в пункте 3.1 раздела по зданию проставляется "да". Пункт 3.2 пропускается.

4. Приказ № 401 Минэнерго России регламентирует форму и порядок подачи информации об энергосбережении и о повышение энергетической эффективности, в нем не говорится про декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Из всего вышеприведенного два важных вывода:

1. В период с момента вступления в силу требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении деклараций о потреблении энергетических ресурсов до вступления в силу приказа № 707 об утверждении порядка предоставления деклараций (с 16 января 2019 года по 13 марта 2019 года) состав для административного правонарушения фактически отсутствовал, т.к. таким составом является нарушение требований к форме и порядку предоставления декларации, которые в этот период не были регламентированы.

2. Предоставление информации по приказу № 401 не является выполнением требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении декларации о потреблении энергетических ресурсов.

Существует два варианта подачи деклараций:

Вариант 1 – в формате электронного документа:

- декларации создаются и сохраняются в форматах PDF и Excel;

- PDF подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью;

- создается сопроводительное письмо (пример сопроводительного письма и получатель указан в ответах на часто задаваемые вопросы);


Вариант 2 – на бумажном носителе (в случае отсутствия технической возможности составления декларации в форме электронного документа):

- все листы декларации, составленной на бумажном носителе, нумеруются сквозной нумерацией, прошиваются, скрепляются печатью субъекта декларирования (при наличии) и заверяются на последней странице подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования;

- также текстовый файл декларации размещается на электронном носителе (PDF и Excel);

- и бумажная версия декларации, и электронный носитель предоставляются в Минэкономразвития России по почте (адрес: Пресненская наб., д. 10, стр. 2, г. Москва, 123112) заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения Минэкономразвития России копии декларации в срок.

Сочетание описанных выше вариантов или другие варианты предоставления, например, отправка скана декларации с подписью руководителя по электронной почте Минэкономразвития России не допускаются!

Разделы декларации допускается размещать на двух листах.

Согласно п. 5 и 6 ППРФ-20:

5. В случае отсутствия у федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления технической возможности представления информации с использованием программных средств государственной информационной системы электронный документ, сохраненный на электронном носителе (оптическом диске), вместе с сопроводительным письмом направляется на почтовый адрес оператора государственной информационной системы. Техническая возможность использования программных средств государственной информационной системы обуславливается наличием следующих условий:

а) наличие электронной вычислительной машины с характеристиками, позволяющими использовать программное обеспечение государственной информационной системы;

б) наличие подключения к сети Интернет;

в) возможность использования для подписания электронных документов электронной цифровой подписи уполномоченного лица соответствующего органа.

6. В случае отсутствия любого из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий считается, что техническая возможность представления информации с использованием программных средств государственной информационной системы отсутствует.

Согласно п.4 ППРФ-391:

4. Создание, эксплуатация, развитие государственной информационной системы и обеспечение условий для ее функционирования осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации, являющимся оператором государственной информационной системы.

Следовательно, информацию, сформированную согласно ППРФ20, необходимо направлять Минэкономразвития России, контакты для отправки приведены на официальном сайте ведомства:

Как заполнять декларацию, если учреждение прекратило свою деятельность путем присоединения к другому учреждению к определенной дате в 2019 году? Как в этом случае заполнять энергодекларацию за 2019 год тому учреждению, к которому с определенной даты присоединилось другое учреждение? Надо ли показывать в энергодекларации данные за период юридического лица, которое прекратило деятельность? Или надо подавать отдельную энергодекларацию за период юридическому лицу, которое прекратило свою деятельность?

Если в отчетном году произошло присоединение одного учреждения к другому, в том числе, с принадлежащим ему зданием (зданиями), необходимо к общему потреблению на конец года объединенной организации прибавить потребление присоединенного учреждения до присоединения. Заполняется в единой декларации.

Как заполнять разделы по потреблению энергоресурсов, если на несколько зданий стоит один прибор учета?

Для заполнения декларации нужно перечислять все здания/помещения организации, которые числятся на балансе или которые отапливаются?

Необходимо перечислить все здания учреждения, которые потребляют энергоресурсы в листе "Общий раздел" таблица 15 ( таблицы 14 и 16 если заполняется "Декларация_с_филиалами").

При внесении информации по числу работников, учреждение считает количество посетителей как сотрудников, или указывать только фактических работников?

В листе по зданиям - в поле 11 декларации указывается общая численность пользователей здания, строения, сооружения с учетом работников и посетителей в сутки.

Если в течение 30 календарных дней вам не приходит ответ - декларация считается принятой.

На кого писать сопроводительное письмо при отправке декларации?
Есть ли образец сопроводительного письма?

Сопроводительное письмо пишется на Министерство экономического развития Российской Федерации (обезличенно).

"Учреждение (написать название учреждения) направляет декларацию о потреблении энергетических ресурсов за 2019 год:
1) декларация в формате PDF, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью;
2) декларация в формате Excel (подписывать электронно-цифровой подписью не требуется);
3) файл-расширение электронно-цифровой подписи в требуемом формате и соответствующий названию декларации (пример: 1_Тульская_Новомосковск_МОУ_ВСОШ.sig)."

Энергосервисный контракт представляет собой особую форму договора, реализуемого по результатам энергетического аудита и направленного на получение экономии энергетических и эксплуатационных затрат. Данный эффект достигается за счет реализации технических мероприятий, обеспечивающих энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

При этом формат энергосервисного контракта предполагает, что исполнитель (энергосервисная компания или ЭСКО) исполняет данный договор своими силами и за счет собственных средств (или с привлечением подрядчиков и инвесторов). Возврат инвестиций осуществляется за счет экономии, полученной потребителем после реализации технических мероприятий по отношению к исходной величине энергозатрат. Примечание: контракты на поставку энергоресурсов не являются энергосервисными.

На какую площадь необходимо делить объем потребляемых энергоресурсов для определения удельных показателей потребления в пункте 15 листа по зданиям (ЗN)?

Предполагается ли наложение штрафа или другие санкции за непредставление Декларации, несоблюдение требований к форме указанной Декларации или нарушение порядка ее представления?

Порядок и форма представления Декларации утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 октября 2019 г. № 707 (далее – Приказ № 707).

Читайте также: