Какие правонарушения наиболее распространены среди несовершеннолетних в регионе

Обновлено: 30.06.2024

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Статистика нам ведает о том, что 145 тысяч преступлений совершается подростками. 16200 несовершеннолетних отбывают наказания в колониях.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т. к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников и выяснить что же толкает подростков на совершение правонарушений?

Бедственное положение в семье, нужда

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения:

- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д., принявшие характер систематических или привычных;

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье,где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родите-лей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть,что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Я сегодня познакомлю вас с причинами, по которым ребёнка можно поставить на учёт.Это:

• • нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контрольных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;

• • пропуски учебных занятий (прогулы);

• • постоянные драки, грубость, сквернословие;

• • драки, приводящие к телесным повреждениям;

• • употребление спиртных напитков;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой его в органы милиции;

• совершение преступления или соучастия в нем;

• • систематическая порча государственного и личного имущества;

• • издевательства над маленькими или более слабыми учащимися, над

• учащимися другой национальности (нарушение Международной конвенции

• ООН по правам ребенка, Конституции РФ);

• • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

В нашей школе работает совет профилактики, на который мы приглашаем детей и их родителей в зависимости от обстоятельств.А именно:

• • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;

• • уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые виды правонарушений, совершаемых подростками.

- арестом на срок до 2-х лет;

• С применением оружия или предметов,используемых в качестве оружия:

- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет.

• Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

- исправительными работами.

• Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

• Кража – это тайное хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие её, могут быть наказаны

• исправительными работами (до 1 года,

• арестом (до 4 месяцев,

• лишением свободы (до 3 лет).

Подводя итог выше изложенному,можно сказать:

КАКОВО ТВОЁ ДЕЯНИЕ, ТАКОВО И ВОЗДАЯНИЕ!

Уважаемы родители, напомню вам,что:

самый строгий вид юридической ответственности.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления – с 14 лет,такие как:

• умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

• угон транспортного средства;

• умышленное уничтожение или повреждение имущества;

• хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

• хищение оружия, наркотиков;

• УК РФ устанавливает следующие виды наказаний, назначаемых для несовершеннолетних:

• Исправительные работы;

• Лишение прав заниматься определённой деятельностью;

• Лишение свободы на определённый срок.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому нам нужно объединить усилия и совместно помогать детям не оступиться.

Существует психологический приём,который называется:

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.

Правовое воспитание несовершеннолетних ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Наши.

Система работы ДОУ по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Реализация Федерального закона №120-ФЗ Раннее выявление неблагополучных семей – главная задача детского сада при реализации Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999г. «Об основах.

Уголовный бич подростков - кражи

Профилактика

— Расскажите, чем занимается подразделение по делам несовершеннолетних (ПДН)? В чем заключается правовая помощь полиции нашим детям?

— Это не только выявление и пресечение правонарушений со стороны несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, а еще и профилактика. Причем мы стараемся эту профилактику проводить на первых стадиях, когда только-только наши дети или семья попали в какие-то правонарушения. И эту работу мы проводим еще в образовательных учреждениях, это самое главное в подразделении по делам несовершеннолетних.

Потом, ПДН — это еще и выявление неблагополучных семей, в которых проживают дети. Соответственно, акцент делается и на выявление несовершеннолетних, совершающих правонарушения и преступления, и на выявление семей. Это две первоочередные задачи в работе инспектора ПДН, потому что от этого зависит очень многое. Преступление может произойти в любой семье, даже в благополучной. Поэтому эту работу мы проводим и в группе риска, и в обычных семьях.

Преступления в подростковой среде

— А какие правонарушения наиболее распространены среди наших детей?

— Касательно административных правонарушений, то это в большинстве случаев курение, распитие спиртных напитков, хулиганство, мелкие кражи из магазинов. А что касательно совершения преступлений, то это кражи. Кражи — это самый большой массив преступлений, которые совершают подростки.

— А откуда растут ноги у этих правонарушений и преступлений? Дети просто не понимают, что за каждую провинность должна последовать ответственность?

— Может быть. Там много причин. И неосознание подростком своего деяния, может быть, в первую очередь. Потом, подростки прекрасно знают, что за преступления, которые они совершают, они получают условный срок, а это очень и очень большой, как они считают, бонус. Но это не совсем так. Даже если подросток получает условный срок наказания, на него возлагаются дополнительные обязанности, он должен обучаться в школе или в колледже, он должен вечером, ночью дома находиться.

Это тоже все нужно выполнять, и со стороны инспектора ПДН идет работа, направленная на предупреждение правонарушений именно этим подростком, который судим. И потом, когда подростки об этом узнают, они не очень комфортно себя чувствуют. Оказывается, их все-таки контролируют, за ними смотрят.

— А многие ли из них знают о том, что, совершив какое-то правонарушение, попав в поле вашего зрения, они лишаются себя будущего в виде службы в серьезных госструктурах, полиции, ведомствах различных?

— Мы же читаем лекции и в школах, и в колледжах, и пытаемся до детей донести, что если вы совершаете административное правонарушение, а тем более если это преступление, то вам может быть закрыта дорога в военные и многие другие вузы. И очень жалко, когда до подростков доходит это очень поздно.

Комендантский час для подростков

— Существует ли какой-то комендантский час для подростков на сегодняшний день? После 10 часов несовершеннолетний ребенок может находиться на улице?

— В Москве сейчас такой практики нет. Мы не можем никаким образом привлечь подростка или родителей. Пока это недоработки законодательства в городе Москве.

— А если дети совершают уголовные преступления, их заключают под стражу?

— Существует определенная процедура. Начнем с того, что у нас подросток не может более трех часов находиться в отделении полиции. То есть в течение трех часов мы должны принять решение, что он совершил административное правонарушение, преступление, либо что-то еще. При этом мы в любом случае вызываем родителей. Если нет родителей, то органы опеки. То есть в зависимости от ситуации.

Если в один из отделов доставляется иногородний несовершеннолетний правонарушитель, и он в Москве один, без законных представителей, то инспекторами ПДН собираются материалы, и по решению суда данный подросток направляется в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, который находится в Москве. И там он энное время находится, пока уже сам Центр не переправит его по месту жительства.

— А суд за три часа разве может состояться?

— Нужно, чтобы он состоялся. Есть определенные рамки, мы в течение трех часов должны принять определенное решение. Если это, например, выходной день или вечернее, ночное время, то подросток тогда помещается в Центр по постановлению начальника ОВД, но затем мы выходим в суд.

Беспризорники

— А когда беспризорные дети попадают в этот Центр, чем с ними занимаются сотрудники полиции?

— Дети там также учатся, досуг детей организовывают. В Москве один единственный центр, который именно данной категорией занимается. По округам есть еще социально-реабилитационные центры, сейчас у них другое название — Центры семьи и детства, они поменяли свои названия с учетом реорганизации, и вот туда уже направляются непосредственно жители города Москвы.

Дети, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и родители, если у них какая-то проблема в семье или трудная жизненная ситуация, могут туда обратиться напрямую вместе с ребенком, либо через сотрудников ОВД. То есть в свой местный ОВД подойти, объяснить ситуацию.

Может быть все что угодно — или неблагополучная семья, или конфликт мамы с ребенком. И специалисты этого центра будут работать уже и с мамой, и с ребенком. То есть работа большая с данной категорией несовершеннолетних ведется.

Инспектор ПДН работает и со школой, и со здравоохранением, и с образованием, и с центрами социальной защиты населения. То есть это весь блок системы профилактики. Мы не одни работаем, и помощь нам идет со стороны всех служб системы профилактики.

— Как вы считаете, чего сейчас недодает общество, семья, школа нашим детям? Какая самая большая проблема у наших детей, из-за которой они попадают в не очень хорошие условия?

— По большому счету, это занятость родителей. Все-таки больше нужно уделять внимания своему ребенку. Лучше, если вы будете знать, чем у вас ребенок занимается, что он делает. Просто поинтересуйтесь, почитайте, посмотрите книжку, которую он взял, интернет-сайт, на который он залез.

Если вы будете обращать внимание на это и будете заинтересованы в вашем ребенке, я думаю, что у вас проблем будет меньше. Нужно обязательно разговаривать с вашим ребенком, потому что у него в школе может быть какой-то неприятный момент, но все-таки важно, чтобы он знал, что у него есть мама и папа, которые его всегда защитят и всегда ему помогут, в любой ситуации. Это обязательно должно быть.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

7 основных причин подростковой преступности и пути их решения

По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Чем вызван такой всплеск детской преступности и какие имеются пути его преодоления, обсудили члены Общественной палаты РФ на экстренном расширенном заседании Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, состоявшемся в середине февраля 2014 года.

Причина № 1: слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних понимают систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

По данным ГУ МВД России по г. Москве, за 2013 год в целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних было проведено 1884 мероприятия. В частности, в образовательных учреждениях города Москвы было прочитано свыше 15 тыс. лекций по профилактике преступлений, о вреде наркомании, токсикомании и алкоголизма. За указанный период ГУ МВД России по г. Москве совершило 5 комплексных оперативно-профилактических операций "Подросток" и 114 специализированных рейдов. В ходе мероприятий в территориальные отделы МВД России по районам г. Москвы было доставлено 13 870 несовершеннолетних, привлечено к административной ответственности 6025 родителей и 3591 подросток.

Однако не стоит забывать, что проблема профилактики правонарушений среди несовершеннолетних – это комплексная проблема, и она касается не только правоохранительных органов, но и всех субъектов профилактики (в том числе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов управления социальной защитой населения, органов опеки и попечительства и т.д.). "Правоохранители не обязаны воспитывать наших детей. Правоохранители – это те люди, которые могут отсигналить о проблемах, из-за которых дети оказались в трудной ситуации. Мы же перевешиваем всю ответственность за профилактику на силовые структуры. Посмотрите, у нас всегда спрос с прокуратуры, с МВД России. Конечно, МВД России курирует комиссию о профилактике правонарушений и старается что-то предпринять, но очевидно, что это не головное ведомство, которое должно так или иначе формировать политику в этой области. Мы должны выстроить систему профилактики общественных структур неправоохранительного характера", – заявила Ольга Костина, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов, председатель Правления Межрегиональной правозащитной общественной организации "Сопротивление".

Причина № 2: плохая организация общественной работы с несовершеннолетними

По данным Генеральной прокуратуры РФ, около 75% несовершеннолетних, совершивших преступления в 2013 году, – учащиеся и студенты. В связи с этим представляется логичным создание в учебных заведениях специальных органов, способствующих формированию правосознания подростков и предупреждению совершения парвонарушений.

В рамках реализации плана мероприятий МВД России по выполнению Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы" во многих образовательных учреждениях созданы отряды "Юные друзья полиции". Указанные отряды имеют правоохранительную направленность и ставят основной задачей профилактику правонарушений несовершеннолетних.

Хороший опыт работы с проблемными подростками показывают созданные во многих учебных учреждениях "Службы примирения". Урегулирование спора при помощи этой службы напоминает медиацию: ученики разбирают конфликты между своими сверстниками и ребятами из младших классов. В проекте принимают участие школьники средних и старших классов, а руководит процессом социальный педагог, прошедший тренинг по восстановительной медиации. "Не акции и не лекции, а медиация должна быть первичной основой профилактики", – считает Олег Зыков, директор Института наркологического здоровья нации при Общественной палате РФ. Однако торопиться с введением обязательной "Службы примирения" в каждом учебном заведении не стоит. Нодари Хананашвили, к. ю. н., член Общественного совета города Москвы так отзывается о школьной медиации: "Было бы серьезной ошибкой, если бы мы завтра распорядились создать по всей России школьные "Службы примирения". Послезавтра у нас отчитались бы, что службы созданы, только на деле ничего не произойдет. Очень важно выстраивать эту работу осторожно, ведь это своего рода социальное садовничество, садоводство, очень аккуратное и очень тонкое".

Порой общественные формирования по работе с несовершеннолетними имеют очень серьезный профилактический эффект. Такие органы, как "Совет отцов" и "Совет бабушек" создаются в целях активизации участия родительской общественности в организации эффективной работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. В частности, "Школьный совет отцов" организует профилактическую работу с семьями, состоящими на учете. "Школьный совет бабушек" – орган общественного объединения, созданный в целях содействия семье и школе в осуществлении образовательного процесса, развития, воспитания и защиты школьников и обучающихся. Указанные органы помогают сформировать у несовершеннолетних уважение к общечеловеческим ценностям: морали, нравственности, культуре поведения.

"Советы профилактики правонарушений" в образовательных учреждениях помогают комплексно решать проблемы подростков. При работе указанных советов формируется единый подход к проблемам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищаются права подростков, осуществляется их социальная реабилитация, адаптация и коррекция.

Безусловно, указанные выше сообщества оказывают благотворное влияние на подростков, но основную воспитательную функцию осуществляют учителя и родители несовершеннолетних. И если государство не может заставить родителя регулярно проводить с детьми воспитательные беседы, обучить его основам нравственности и толерантности, выработать у учащегося стройкую неприязнь к преступной среде, то вменить это в обязанность образовательного учреждения – задача реальная.

Причина № 3: отсутствие воспитательной функции в системе обучения

"Система образования декларирует, что ее главная задача – учить и воспитывать, – напоминает член Общественной палаты РФ Сергей Симак. – На самом деле вся система образования в России ориентирована на дрессировку, на натаскивание на знания. Воспитание при всех многочисленных декларациях остается "под ковром". Мы неоднократно этот вопрос поднимали, но на что всегда будет ориентирован учитель и директор? На те показатели, которые у него проверяют. Что у него проверяют? ЕГЭ. Все остальное не проверяют, это не целевые показатели".

При этом будет не лишним отметить, что п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. "В школах вообще убрали систему воспитания. Закрыт вход для патриотических клубов. Никто не работает с преподавателями", – подчеркнул член Общественной палаты РФ Антон Цветков.

В отношении некоторых трудных подростков необходима организация оказания психологической помощи. "Линия со школьным психологом не выстроена, ее просто не существует, – утверждает уполномоченный по правам ребенка в городе Москве Евгений Бунимович. – Посмотрите рейтинги школ – это ЕГЭ, ГИА и т. д. А ведь рейтинг школ, это не пустой звук: это гранты, дополнительные выплаты учителям и всем остальным. Мы можем много говорить красивых слов о подростке, о возрастной физиологии, но если все знают, что за это школа получает дополнительное финансирование, за это получают поощрения учителя и т. д., они и будут заниматься прежде всего предметниками. Мы можем говорить, что нужно отправлять врачей, психологов на переподготовку, но школы, которые получают на это деньги, будут отправлять математиков, учителей русского языка и литературы, потому что это обязательные экзамены. Когда мы оцениваем школы, то давайте посмотрим, что за атмосфера в этой школе, что происходит с ее детьми после обязательных занятий. Это все должно быть вписано в отчетный критерий, а не только выпускной экзамен или какой-то еще".

При проведении независимой оценки качества образования помимо мониторинга общей напряженности в школе, наличия факультативных занятий и досуговых центров не будет лишним включить оценку системы безопасности учебных заведений, ведь согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" создание безопасных условий обучения является обязанностью образовательной организации.

Причина № 4: недостаточная организация системы безопасности учебных заведений

3 февраля 2014 года в московской школе № 263 произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса, угрожая оружием охраннику, зашел в кабинет на первом этаже, в котором шел урок географии, захватил в заложники своих одноклассников и убил двух человек – учителя и полицейского. Абсолютно очевидно, что не из-за слабой физической подготовки школьного охранника и не из-за отсутствия у него боевого пистолета подросток решился на совершение преступления. Однако надлежаще организованная системы безопасности способна остановить несовершеннолетнего нарушителя, а самое главное – защитить невиновных людей, оказавшихся жертвами преступника.

Владимир Слепак, член Общественной палаты РФ так высказался о проблеме: "У нас есть вообще система безопасности в школах? Ее нету. Я отец пятерых детей, регулярно вожу их в школу и наблюдаю людей, не похожих ни на охранников, ни на сторожей. Это вахтеры, которые готовы работать за 10 000-12 000 руб. Хотите сделать систему безопасности – пожалуйста, есть система вневедомственной охраны. Сегодня те люди, которые работают в режиме ЧОПа, обязательно должны иметь подготовку, пройти полицейскую или другую службу. Во всем мире создаются органы резерва, которые сегодня обеспечивают охрану детских учебных учреждений. И по-моему, мы должны принять вот эти первоочередные меры, чтобы защитить наших детей. Надо создать условия для обеспечения комплексной безопасности детей на всей территори нашей страны". Помимо этого, Владимир Слепак выступил за необходимость создания во всех учебных заведениях паспортов безопасности (официальной информационно-справочной документации, которая предназначена для определения готовности к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уменьшению рисков их возникновения, а также смягчению последствий) с возможностью их утверждения и проверки родителями учащихся.

Причина № 5: проблемы межведомственного взаимодействия

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"). А это значит, что для организации эффективной работы по профилактике подростковой преступности необходимо взаимодействие всех указанных выше органов.

"Мы регулярно собираем представителей Минобрнауки России, Минздрава России, ФСКН России, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. В каждом субъекте РФ мы проводим совещания и семинары, на которых идет обмен опытом работы", – отчитался начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России Юрий Демидов. И тем не менее, недостаточное межведомственное взаимодействие является одним из важнейших факторов увеличения роста преступности среди несовершеннолетних. "Если вы занимаете нишу в своем направлении, вы можете сколько угодно это делать, но толку от этого не будет, пока вы не начнете взаимодействовать с другими органами", – высказал свою позицию Анатолий Кучерена, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов.

Причина № 6: излишне мягкая ответственность за совершение преступления

Напомним, что особенностям привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних посвящена глава 14 УК РФ. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 87 УК РФ).

Некоторые правоприменители утверждают, что срок привлечения к уголовной ответственности необходимо снизить с 14 до 12 лет, а судам чаще использовать в качестве меры наказания к таким лицам ограничение и лишение свободы. Абсолютно противоположеной точки зрения об ответственности несовершеннолетних придерживается Олег Зыков: "Абсолютно мерзейшая тема – снижение возраста уголовной ответственности детей до 12 лет. Как это может быть в нашем государстве и обществе, где нет никакой системы? Это издевательство над детьми. Ни в коем случае нельзя снижать возраст уголовной ответственности, этот разговор должен быть прекращен".

Причина № 7: отсутствие системы пробации

Пробация – форма условного осуждения, при которой суд направляет осужденного на определенный срок под наблюдение чиновника службы пробации, которому поручается осуществлять контроль за его поведением. Оставленному на свободе осужденному надлежит исполнять установленные приговором правила поведения (например, пройти курс обучения или лечения, отказаться от посещения определенных мест и встреч с определенными людьми, проживать по указанному адресу и т. д.). В настоящее время института пробации в нашей стране нет, хотя споры о его создании длятся уже несколько лет. Введение пробации в России предусматривает также создание специализированной службы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Многие общественные деятели (например, Олег Зыков, а также член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Бабушкин) придерживаются мнения, что появление в России системы пробации поможет решить проблему подростковой преступности. "Я полагаю, что именно сейчас тот ключевой, поворотный момент, когда мы четко можем заявить руководству страны, что пробация входит в число важнейших приоритетов. Я убежден, что именно на пути пробации работа с трудным подростком в тот момент, когда он еще не совершил преступление, и работа с ним, когда он совершил маленькое преступление, но не совершил большого – это намного более плодотворный путь, чем повышение наказания" – высказался Андрей Бабушкин.

По итогам проведения экстренного расширенного заседания Комиссии по проблемам безопасности граждан и взаимодействию с системой судебно-правоохранительных органов Общественная палата РФ подготовит рекомендации, которые будут направлены в Совет безопасности РФ с просьбой дать поручения различным ведомствам подготовить предложения и выработать регламент по профилактике работы с трудными подростками.

Документы по теме:

    – ИА "ГАРАНТ", 11 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 3 февраля 2014 г. – ИА "ГАРАНТ", 8 ноября 2013 г. – ИА "ГАРАНТ", 27 сентября 2013 г.

Инфографика:

7 февраля 2014
Безопасность детей в образовательных учреждениях России
3 февраля 2014 года произошел трагический случай. Учащийся 10-го класса московской школы № 263 захватил в заложники свой класс и убил двух человек – учителя и полицейского. Пока следователи выясняют причины, приведшие к этой трагедии, мы подготовили подборку аналогичных случаев, происходивших в России в последние годы. Какие учебные заведения подвергались нападению, сколько человек при этом пострадали и как обеспечивается безопасность учащихся в России и других странах — узнайте из нашей инфографики.

Драки, надписи на стенах, пьянство в общественных местах - подобные правонарушения характерны для подростков. Как закон предписывает наказывать их, в чем особенности оформления и как строится защита, рассказывает юрист Павел Иванов.

Драки, надписи на стенах, пьянство в общественных местах - подобные правонарушения характерны для подростков. Как закон предписывает наказывать их, в чем особенности оформления предступлений несовершеннолетних и как строится защита, рассказывает юрист Павел Иванов.

Как накажут?


К административной ответственности по российскому законодательству несовершеннолетний может быть привлечен с 16 лет. При этом 16 лет должно исполниться на момент совершения правонарушения.

Предусмотрено много видов административных наказаний. К несовершеннолетним правонарушителям применяется в основном предупреждение либо штраф. Штраф, в силу отсутствия у несовершеннолетнего лица источника самостоятельного дохода, является не самым действенным видом наказания, однако большинство статей Кодекса об административных правонарушениях предусматривают наказание именно в виде штрафа. А вот наказание в виде административного ареста не может применяться к лицам, не достигшим возраста 18 лет.

Срок давности
Существует общее правило, в соответствии с которым постановление об административном правонарушении не может быть вынесено позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. Из этого правила есть исключения, увеличивающие этот срок, но все они едва ли могут быть применены по отношению к несовершеннолетним, слишком уж специфичны те нарушения, по которым срок давности увеличен. Если срок истек, то дело об административном правонарушении подлежит прекращению. Очень часто нарушители пытаются искусственно затянуть рассмотрение дела, и часто им это удается.

Также традиционно среди молодежи высок уровень проявления вандализма. Вандализм обоснованно считается уделом именно молодых людей в возрасте от 11 до 25 лет. К проявлениям вандализма относятся повреждение подвижного состава общественного транспорта, порча имущества, нанесение на стены домов различного рода надписей, рисунков. При этом следует учитывать, что ввиду высокой общественной опасности вандализма, за совершение подобных действий также установлена и уголовная ответственность, причем возраст, с которого допускается привлечение несовершеннолетних к ответственности, снижен законодателем до 14 лет, а грань между уголовным преступлением и административным правонарушением здесь весьма условна.

Для несовершеннолетних мужского пола предусмотрены специальные составы административных правонарушений. Это неисполнение обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования, умышленные порча или утрата документов воинского учета (статьи 21.5, 21.6, 21.7 КоАП).

А судьи кто?
Органами, уполномоченными рассматривать дела об административном правонарушении, являются судьи (федеральные и мировые), комиссии по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел. Этот перечень не полный, в нем указаны наиболее актуальные органы и должностные лица.

При этом следует знать, что в отношении несовершеннолетних их родители, будучи законными представителями своих детей, могут осуществлять их защиту. То есть быть своего рода адвокатами. Для подтверждения полномочий достаточно паспорта родителя и свидетельства о рождении ребенка. Присутствие такого законного представителя при рассмотрении дела может быть признано обязательным. При этом защиту совместно с законным представителем может осуществлять и адвокат.
Также при рассмотрении дела в отношении несовершеннолетнего лица может принимать участие прокурор. Прокурора обязаны известить о месте и времени такого рассмотрения.

Возможно ли применение силы?
Существуют следующие виды принудительного воздействия на лицо, которое подозревается в совершении административного правонарушения. Доставление – принудительное препровождение лица в целях составления протокола, если составление обязательно, но составить протокол на месте по каким-то причинам невозможно (например, при массовых драках или иных беспорядках).

Административное задержание (не путать с арестом) – кратковременно ограничение свободы, может быть применено в исключительных случаях. Срок задержания по общему правилу не может превышать 3 часов. О задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке должны быть уведомлены его родители или иные законные представители. О доставлении и административном задержании составляются соответствующие отдельные протоколы.

Также может быть проведен личный досмотр и досмотр вещей. Досмотр производится в присутствии двух понятых. О досмотре составляется отдельный протокол либо делается отметка в протоколе о доставлении или задержании.

Документальное оформление
Следует различать протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении. Протокол фиксирует сам факт совершения правонарушения и обстоятельства совершения, а постановление является итоговым документом, аналогом приговора в рамках уголовного дела.

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления самого правонарушения. Законом допускаются случаи увеличения этого срока. Протокол составляется не всегда. В случае, если за совершение административного правонарушения назначается наказание в виде предупреждения или штрафа, то сразу выносится постановление по делу, в котором отражается назначение наказания в виде предупреждения либо штрафа.

Как показывает практика, зачастую оформление документов дела, в частности протокола об административном правонарушении, происходит с нарушениями требований закона. Такие формальные недостатки становятся либо причиной прекращения дела при его рассмотрении по существу, либо причиной отмены ранее вынесенного постановления при рассмотрении жалобы.

Если не согласны с решением
Вынесенное по делу постановление может быть обжаловано. Жалоба не облагается государственной пошлиной. Жалоба может быть подана в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. Важный момент - отсчет срока начинается не от даты вынесения постановления, а от даты, когда лицу вручили это постановление.

Не в первый раз
Некоторые составы административных правонарушений предусматривают более суровое наказание, если это правонарушение совершено тем же лицом повторно. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, составляет один год со дня исполнения постановления о назначении административного наказания. Обратите внимание – не со дня вынесения постановления, а со дня его исполнения, т.е. если был назначен штраф – то со дня его уплаты. По истечении годичного срока нельзя указывать, что правонарушение совершено повторно.

Репутация дороже
На практике все факты привлечения к административной ответственности негласно принимаются во внимание как обстоятельства, характеризующие личность, и если уже в несовершеннолетнем возрасте человек привлекался к административной ответственности, то это может так или иначе осложнить его жизнь в дальнейшем.

Читайте также: