Можно ли говорить о существовании правового государства в россии известно что для формирования

Обновлено: 30.06.2024

В Европе первые наиболее крупные законы провел афинский архонт Солон в 594 г. до н. э. Идея правового государства в теоретическом плане разрабатывалась Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями. Законодательному регулированию жизни общества огромная роль отводилась в Древнем Риме. О роли права в жизни общества писали Локк, Монтескье, Кант, Джефферсон, Мэдисон и др. Установлением новых правовых основ жизни сопровождались великие революции XVII–XVIII вв. Свидетельством высокого уровня правовой культуры той эпохи стала Американская Конституция 1787 г. В совокупности с Биллем о поправках (1791) и другими поправками Американская Конституция на протяжении более чем двух столетий служит основой жизни американского общества и примером для подражания во многих странах мира.

Правовое государство базируется на следующих основах или принципах:

• принцип верховенства закона означает, что деятельность всех субъектов права, особенно государственных органов и должностных лиц строится на основе и в соответствии с законом;

• принцип четкого разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную на основе действующей Конституции и детально разработанных процедур предусматривает наличие системы сдержек и противовесов; при этой системе одна власть как бы нейтрализует другую, не позволяя ей выйти за разумные пределы;

• принцип ответственности граждан перед государством и государства перед гражданами;

• гарантированность прав и свобод граждан, которая основывается на том, что государство не только декларирует права и свободы, но и обеспечивает их защиту и реализацию;

принцип соответствия национального (внутреннего) законодательства общепризнанным стандартам и нормам международного права

Для создания и успешного функционирования правового государства необходим целый ряд условий.

Законодательные органы должны обладать полнотой нормотворческих функций и иметь надежную финансовую и материальную базу.

Исполнительные органы должны нести ответственность перед законодательными органами. За деятельностью исполнительных органов должен осуществляться общественный контроль.

В России с 1993 г. правительство формировалось Президентом без учета результатов выборов в Государственную думу. Лишь кандидатура на пост Председателя Правительства выносилась по Конституции Президентом на утверждение Государственной думы, а все остальные члены правительства назначались его указами. Современная Государственная дума в отличие от думы дореволюционной не может вызвать министра на свои заседания и потребовать ответа на конкретные вопросы. Нет в современной России и каких бы то ни было отработанных и эффективных процедур общественного контроля за деятельностью исполнительных органов, чиновной бюрократии.

По предложению Президента РФ Д. А. Медведева в России в 2009 г. предполагается впервые заслушать отчет правительства, что должно стать конституционной нормой. Как раз через 200 лет после проектов М. М. Сперанского.

Создание динамичного, современного государственного аппарата, формируемого на конкурсной основе и подконтрольного представительным органам и общественности.

Попытка М. М. Сперанского ввести экзамены для чиновников стала одной из причин его политического падения. В советское время номенклатурный управляющий слой формировался высшим партийным руководством. В настоящее время ключевые посты в государстве могут занимать лишь назначенцы Президента РФ при активном участии Администрации Президента РФ. Требования к чиновникам, принципы и содержание государственной службы определяются российским законодательством. По общему убеждению, чиновничество остается вне контроля со стороны общества.[85]

Демократичность и открытость законодательного процесса в правовом государстве обеспечивается через множество форм.

В дореволюционной России на следующий же день публиковались полные стенографические отчеты заседаний Государственной думы. В 1989–1990 гг. в СССР проводились прямые телевизионные и радиотрансляции из залов заседаний Съездов народных депутатов и Верховных Советов. В ряде стран предусмотрена возможность для граждан присутствовать на заседаниях парламентов. Обычной практикой во многих странах является предварительная публикация вариантов законопроектов в прессе и обсуждение их с участием общественных объединений и граждан. В современной российской Государственной думе существует практика проведения парламентских слушаний. Депутаты иногда участвуют в телевизионных дебатах, выступают перед избирателями и т. п.

В современной России лоббизм существует, но не легализован.

Независимость суда и прокуратуры считается одним из важнейших условий существования правового государства.

В России в рамках судебной реформы 1864 г. независимость судей окружных судов обеспечивалась их пожизненным назначением на должность и высоким жалованьем. Назначение производил министр юстиции. В современной России федеральные судьи, состав Верховного, Конституционного и Арбитражного суда, а также кандидатура прокурора предлагается Президентом, но утверждается Государственной думой. Многие считают, что судебная власть в России полностью зависит от власти исполнительной.

Демократический характер судебной власти обеспечивается путем общественного контроля, характерной особенностью которого является гласное судопроизводство. Для действительно демократического суда обязательными считаются следующие принципы.

• Сомнения – в пользу обвиняемого.

• Добровольное признание вины нуждается в доказательствах.

• Один свидетель – не свидетель.

• Нельзя быть судьей в собственном доме.

• Обязательное право граждан на судебную защиту.

• Каждый гражданин имеет право рассчитывать на помощь суда в деле защиты своих прав, чести и достоинства.

• Неправомерные действия властей могут быть обжалованы в судебном порядке.

Правовое государство обязательно включает в себя эффективную исправительно-трудовую систему. Российские исправительно-трудовые учреждения в силу своих традиций, материально-технической оснащенности, роли в них организованной преступности слабо выполняют свое предназначение – перевоспитание оступившихся людей.

В России проблемы становления правового государства настолько очевидны, что они могут быть представлены даже в форме таблицы (табл. 14). По каждой горизонтальной строчке написано множество статей, книг, что избавляет автора от необходимости вдаваться в подробности.

Таблица 14. Проблемы становления правового государства в современной России


Серьезной проблемой для России остается правовой нигилизм большей части простых россиян и руководителей разного уровня. Положительным явлением можно считать регулярные телепередачи, в которых либо в живой форме представляется работа судов в современных условиях, либо разъясняются многие важные правовые проблемы. Но правовая культура россиян по-прежнему оставляет желать лучшего.

Таблица 15. Перспективы развития правового государства в России


Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Является ли информация живой? Является ли жизнь — информацией?

Является ли информация живой? Является ли жизнь — информацией? Информация — это разница, которая порождает разницу. Грегори Бейтсон Прежде чем я задуматься о том, чем, собственно, может являться информационная экономика, мне придется сделать кажущийся безумным крюк и

Является ли Россия демократическим государством?

Является ли Россия демократическим государством? Наша демократия – это прежде всего свобода слова от дела, свобода дела от совести и свобода совести от угрызений. Современный афоризм Демократическое устройство к началу XXI в. широко распространилось по земному шару. По

Является ли Россия социальным государством?

Является ли Россия республиканским государством?

Является ли Россия светским государством?

Является ли Россия светским государством? Только в России все атеисты – православные. Современное наблюдение Сейчас уже мало кто помнит о том, что в петиции рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г. в числе необходимых мер значилось:

Является ли Россия суверенным государством?

Является ли Россия суверенным государством? У России два союзника – нефть и ракеты. Внешняя политика российского руководства в последние годы впечатляет своим внешним динамизмом. В 2000–2008 гг. президент В. В. Путин проводил в среднем за год около 145 встреч с

Россия является частью нашей цивилизации

Россия является полуколонией собственных олигархических структур

Россия является полуколонией собственных олигархических структур Россия уникальна, поскольку чуть ли не впервые в истории гигантское государство с населением в 140 млн. человек и территорией, занимающей 1/7 часть суши, оказалось в тотальной зависимости от нефтяного

Может ли кухарка управлять государством?

Почему не хочется сотрудничать с государством

Почему не хочется сотрудничать с государством Впрочем, они бы и стучали — все-таки шок от последних событий силен; но для такого стука потребна хотя бы уверенность в том, что государство адекватно отреагирует на происходящее. А оно насмерть забивает единственного

6. Что сталось с феодальным государством?

6. Что сталось с феодальным государством? Дворянство, жившее двести лет тому назад в своих замках, противилось переезду в город, и чего только ни делали во Франции, чтобы заставить дворян покинуть наконец башни своих замков, где они зачастую не считались с произвольными

Мне стало интересно, является ли на самом деле Россия правовым государством и, поэтому, целью всей моей работы стал ответ на этот вопрос.

Россия находится на пути становления правового государства.

Цели моего исследования:

Во-первых, дать оценку состояния правового государства в России в целом и определить уровень правовой культуры жителей с. Маргаритово, х. Юшкин и Чумбур-Коса.

Во-вторых, попытаться понять и доказать осуществляется ли правовая политика в России государством.

Для достижения поставленных целей я выделила следующие задачи:

-проанализировать отношение населения села к становлению правового государства в России.

- рассмотреть историю становления и развития идеи правового государства на протяжении существования государства.

- выявить важнейшие признаки правового государства и дать его чёткое определение.

- проследить взаимоотношения правового государства и гражданского общества

- отметить несоответствие теории с реальностью правового государства в России.

Для решения этих задач я, прежде всего, изучила исторические источники. В своей работе применила различные методы исследования.

  1. Социологический опрос жителей сёл
  2. Анкетирование учащихся старших классов
  3. Изучение пословиц, поговорок и изречений знаменитых людей
  4. Изучение исторических источников

Эта тема очень актуальна в наше время, так как обсуждение вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, оно есть в настоящем и будет в будущем.

Российская государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.

Итак, что же такое правовое государство? В чём его особенности? И есть ли правовое государство в России?

Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало всё новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом.

Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично- политической власти и её взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим режимом.

Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Признаки правового государства

  1. разделение властей;
  2. верховенство закона;
  3. признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
  4. социальная юридическая защищенность личности;
  5. сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
  6. недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;
  7. контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
  8. соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав (либо прямое действие международных норм);
  9. признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  10. верховенство и прямое действие Конституции;
  11. единство прав и обязанностей граждан;
  12. наличие развитого гражданского общества

Правовая культура. Что это?

  1. Правовая культура – это важнейший элемент общей духовной культуры. Она является составной частью культуры общества. В этом смысле правовая культура включает в себя право как систему норм, правоотношения, правовые учреждения. Правовая культура человека – это единство глубоких правовых знаний, уважения к праву, закону правомерного поведения.

Большинство стран мира в своих конституциях указывает на принадлежность к правовому государству. История идей о правовом государстве стара как мир. Но верно ли это стремление? Может быть правовое государство - это такой же миф, как государство всеобщего равенства или полной справедливости? А принципы правового государства не могут быть реализованы. И стоит ли Российскому государству идти по этому пути?

Мною был проведён социологический опрос населения села Маргаритово, х. Чумбур-Коса и Юшкин.

1)Что Вы понимаете под термином правовое государство?

2)Создано ли оно в РФ?

3)Как Вы относитесь к законам РФ?

4)Как Вы думаете, справедливы ли они?

5)Как Вы думаете, действуют ли законы в РФ?

Результаты социологического опроса

(были опрошены 220 респондентов)

На первый вопрос от респондентов были получены следующие ответы:

2. Создано ли оно в России?

На второй вопрос респонденты ответили следующим образом:

3. Как вы относитесь к законам в Российской Федерации?

На третий вопрос были получены следующие ответы:

4. Как вы думаете, справедливы ли они?

Итоги опроса по четвёртому вопросу:

5. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?

На пятый вопрос респонденты дали следующие ответы:

Анкета для старшеклассников. (30 учащихся)

  1. Считаете ли вы, что правовое государство – это государство, где законы выше власти?

да – 28 уч-ся 93,3%

  1. Создано ли, на ваш взгляд, правовое государство в России?

нет – 12 уч –ся 40%

нет – 19 уч-ся 63%

  1. Как вы думаете, справедливы ли законы в Российской Федерации?

да – 10 уч-ся 33,3%

нет – 8 уч-ся 26,6%

не все - 12 уч-ся 40,1%

  1. Как вы думаете, действуют ли законы в Российской Федерации?

не всегда и не все – 9 уч-ся 30%

  1. Если законы не действуют, нет ли в этом вины самих граждан?

да – 19 уч-ся 63,3%

нет – 5 уч-ся 16,7%

иногда, да – 6 уч-ся 20%

нет – 26 уч-ся 86,7%

  1. Правовое государство, на ваш взгляд, - это реальность?

да - 26 уч-ся 86,7% нет – 4 уч-ся 13,3%

Следующим этапом моего исследования стало изучение пословиц, поговорок:

Нужда крепче закона.
Где закон, там и тюрьма.
Не зная закона, не знает и греха.
Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло.
Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет.

Не бойся суда, бойся судьи.

Не всякий прут по закону гнут.

С сильным не борись, с богатым не судись.

Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы.

Изучались мной и изречения выдающихся людей:

В 9 классе в День Конституции (12 декабря 2011 года) мной и классным руководителем была проведена дискуссия на тему

Цель проводимого мероприятия – воспитание активной гражданской позиции, уважения к закону, умения защищать свои права в рамках закона.

Сегодня мы отмечаем восемнадцатилетие ныне действующей Конституции РФ. Хотя Конституция декларирует, что РФ демократическое, социальное, правовое государство, мы, тем не менее, решили поставить знак вопроса в конце формулировки темы нашей дискуссии. Это сделано не для того, чтобы оспорить основной закон нашей страны, а для того, чтобы ещё раз подумать над теми процессами, которые происходят в России в сфере соблюдения прав человека.

Мы помним, что современная Россия молодое государство, а становление демократических институтов процесс достаточно длительный и не всегда лёгкий. Отсюда проблемы, вопросы, которые нужно уметь ставить и учиться на них отвечать. Вопросы эти возникают, как на правительственном уровне, так и у рядовых граждан.

Готовясь к проведению дискуссии, мы обратились к ученикам нашей школы с вопросом: случалось ли им сталкиваться с нарушением своих прав в повседневной жизни? Может быть такие случаи происходили в их семье, с их родственниками или знакомыми? Как они действовали, пытаясь разрешить возникшую ситуацию, смогли ли отстоять свои права, или им это не удалось? Почему не удалось? Ответы учащихся были использованы нами при подготовке дискуссии.

Мы хотим обратиться ко всем участника дискуссии, учащимся и взрослым: актуальна ли на ваш взгляд выбранная нами тема и такая постановка вопроса? Случалось ли вам попадать в ситуацию, когда нарушались ваши права?

II. Основная часть. Круглый стол.

  1. При каких условиях государство можно назвать правовым?
  2. Является ли правовым государство, в котором декларируется верховенство права, но ущемляются права граждан?
  3. Зависит ли реализация прав человека от уровня экономического развития страны?
  4. Влияет ли чувство экономического достоинства граждан на становление правового государства?
  5. Кому больше нужны права – богатым или бедным?
  6. Как граждане могут способствовать развитию правового государства?
  7. Какой вклад вы лично можете внести в становление правового государства?

Ещё раз хочется подчеркнуть, что мы не столько пытались выявить недостатки в существующей правовой системе России, сколько определить нашу роль в становлении правового государства, понять, какую помощь мы можем оказать этому процессу.

На уроке обществознания в 9 классе было проведено тестирование по следующим вопросам:

1.Какой из перечисленных фактов свидетельствует о формировании в России институтов гражданского общества?

  1. учреждение Государственного совета
  2. проведение переписи населения
  3. создание обществ защиты прав потребителей
  4. проведение единого государственного экзамена для выпускников школ.

2. Верны ли суждения об институтах гражданского общества?

А) институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей;

Б) институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А, и Б
  4. оба суждения неверны

3.Исключительным признаком правового государства является постулат:

  1. источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона
  2. все государственные, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона
  3. принятие законов должно осуществляться представительными законодательными органами
  4. принятые законы обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации

4. В основе теории правового государства лежит стремление

  1. Разделить ветви власти
  2. Определить взаимоотношения личности и государства
  3. Обеспечить индивидуальную свободу
  4. Дать возможность народу контролировать государство

5. Укажите признак правового государства:

  1. Власть выше права
  2. Справедливость
  3. Разделение властей

6. Теорию разделения властей на три ветви создал:

  1. Аристотель
  2. Цицерон
  3. Ш. Монтескье

7.Разделение властей необходимо для:

  1. сосредоточение власти в одних руках
  2. исключения монополизации власти
  3. исполнения принятых законов

Результаты тестирования показали, что учащиеся имеют хорошие знания в данной области.

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:

  1. Что в России издавна с недоверием относятся к законам.
  2. Жители нашего села в большинстве своем не понимают, что такое правовое государство, скептически относятся к законам.
  3. Наблюдается низкий уровень правовой культуры.
  4. Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества
  5. Правовое государство – это не миф.

Углубившись в суть вопроса, и, узнав намного больше информации, можно с уверенностью сказать, что Россия – это пока ещё не правовое государство в идеале.

Необходимо помнить, что:

  1. Даже самое совершенное законодательство окажется бессильным прийти нам на помощь, если мы будем пассивны и не будем его использовать для защиты своих прав.
  2. Чем активнее мы защищаем наши права, тем выше гарантии, что они будут защищены.
  3. Будем также помнить слова Чаадаева о России: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с закрытыми устами.

Работая над своим исследованием, я узнала много нового о правовом государстве, научилась работать с серьёзной литературой, освоила новый для себя жанр научной работы.

В процессе проведения исследовательской работы я не только практически применила свои знания по теме, но и выяснила, что Россия стоит на пути создания правового государства и гражданского общества. А чтобы эти процессы проходили быстрее, нам - молодому поколению современной России, надо постараться.

И опять в голове возникают мудрые слова моего учителя: “Все в ваших руках”. Каким будет наш мир? Таким, каким мы его будем сами создавать.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Содержание

Введение 4
1Понятие и принципы правового государства 6
2 Развитие идеи правового государства в России 19
3Условия формирования правового государства 36
в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории.docx

Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и постперестройки.

Именно в этот период были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных тем. В Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, и др.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе, как социальное, правовое государство.

Разумеется, такое представление о Российском государстве, где бурно процветают криминал и мздоимство, сочетающиеся с обнищанием и социально-экономическим бесправием трудовых масс, выглядит явным преувеличением. Для Конституции России 1993 г. "правовое государство", не имеющее под собой реальной основы, это такой же политико-идеологический штамп, как никогда не существовавшее "государство диктатуры пролетариата" - для Конституции СССР 1936 г. или "общенародное государство" - для Конституции РСФСР 1978 г.

К тому же следует учитывать тот осознанный еще в дореволюционной России факт, что любое государство, включая Российское, никогда в силу объективных и субъективных причин не сможет стать правовым "до конца".

Как отмечал С. Котляревский, "приходится считаться со слабостью и неотчетливостью правовых запросов, предъявляемых в данном обществе к государственной власти", а также с тем, что здесь действует еще и простой инстинкт политического самосохранения, присущий "всякому жизнеспособному государству при самых различных формах правления". 40

Дело в том, что "правовой запрос", т.е. необходимость строгого соблюдения действующего законодательства, иногда сталкивается, по мнению автора, с исключительно важными для выживания государства обстоятельствами, когда первое подвергается сомнению и испытанию со стороны второго. Это, конечно, не значит, что в таких обстоятельствах право становится "чем-то второстепенным для государства, чуть ли не предметом роскоши для его сочленов". Это лишь означает, что "в известные исключительные моменты государственной жизни потребность дать возможно полное осуществление господству права встречает преграду в еще более сильной потребности, неустранимой, как объективный мир".

Вопрос о том, может ли государство последовательно соблюдать издаваемые им же самим правовые акты и должно ли оно это делать при любых, даже самых чрезвычайных для его выживания обстоятельствах, иными словами - может ли государство "стать правовым до конца", является весьма спорным в научной литературе. Вполне справедливо и обоснованно, как представляется, доминирует точка зрения, согласно которой государство не может себе позволить в одних случаях соблюдать действующее законодательство, а в других - не соблюдать. Оно должно в любых обстоятельствах строго следовать правовым предписаниям.

Однако, тем не менее, такая проблема существует, споры вокруг нее ведутся, и это нельзя не учитывать при решении вопроса о том, что такое правовое государство и может ли становящееся на путь демократических преобразований "обычное" государство до конца стать правовым.

3.УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства. Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс.

В сфере теории государства и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров, однако в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и др., за последние годы не произошло каких - либо существенных изменений.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям относятся: 1.Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей. Выработка у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. Важным представляется выработка у населения навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетенции для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; утверждение плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии. 41

Под правовой культурой принято понимать совокупность знаний, правопредписаний, умений и навыков их правомерного использования в своей повседневной жизни и деятельности и убеждённость, стремление, желание действовать так, как того требуют законы и подзаконные акты. Из данного определения видно, что держателем правовой культуры, культурным с позиции закона, может быть признан только тот член общества, который знает законодательство, умеет им воспользоваться не в ущерб государству, обществу, народу. Правовая культура есть средство достижения должного уровня правосознания, важное направление в борьбе за государство во главе с законом, который не будет делить граждан на важных, главных и второстепенных. Законы, законопредписания могут и должны делить членов общества лишь на две категории : законопослушных и правонарушителей.

Необходимо расширить правовое воспитание российских граждан, постоянно информируя их о правах, возможностях защиты, утвердить в них веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой жизни. Сложность становления правовой культуры в России состоит в том, что в настоящее время не сформировано правовое мировоззрение, соответствующее нынешнему состоянию российского общества. Правовое мировоззрение, господствующее в государствах с развитой правовой культурой и базирующееся на понимании права как важнейшего средства защиты прав личности от возможного произвола со стороны государства, к сожалению, не может быть в полной мере воспринято россиянами в исторически короткий отрезок времени. Концепция переходного периода в формировании правовой культуры должна учитывать разность, даже полярность мировоззренческих взглядов российских граждан, оказавшихся в тяжелейших условиях революционного обновления общества.

Новолодский Ю.М. предлагает проведение кропотливой работы по формированию общегосударственной программы правового обучения населения и становления основ российской правовой культуры. Важнейшим звеном такой программы должно, по его мнению, стать правовое обучение детей, начиная с дошкольного возраста. Необходимо растить такое поколение россиян, для которых личность, её права станут важнейшей и неотъемлемой частью их мировоззрения. 42

2.Создание единиго, внутренне не противоречивого законодательства. В настоящее время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией. Время то времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и территориальным спорам. Кроме того, в настоящее время закон, будучи формально основным, главенствующим юридическим актом, на деле фактически растворяется в многочисленных подзаконных, а точнее – ведомственных нормативных актов.

Конституционная модель российской правовой государственности остаётся ещё не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов и принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов. Существенное значение имеет формирование авторитетной и независимой судебной власти – мощной защитницы конституциализма, конституционной законности и правопорядка в стране.

3.Одним из существенных условий формирования и функционирования правового государства является наличие в стране гражданского общества. Гражданское общество рассматривается не только как гарант последовательного и непрерывного развития цивилизации, но и как важнейшее условие, гарант существования и развития самого правового демократического государства, поскольку оно имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона. 43

4.Ограничение вмешательства государства в сферу экономики. Развитие частного предпринимательства в России не должно сковываться государством. Прямое вмешательство государства в экономику посягает на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводиться только к налоговому и кредитно – финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности.

5.Разработка продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации. В условиях федеративного устройства государство призвано обеспечить сохранение исторически сложившегося единства народов, территориальной целостности страны. С межнациональными отношениями связаны вопросы суверенитета, способа организации и деятельности федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов федерации, обеспечения прав и свобод национальных сообществ. Однако сегодня в России в сфере межнациональных отношений существует много негативных явлений. Подобная ситуация не мыслима в правовом государстве.

Поэтому особое значение в России приобретает правовое воздействие государства на межнациональные отношения путем сбалансированного распределения полномочий между федеральными и национальными органами власти, выработки действенных согласительных процедур. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство.

В заключении необходимо отметить, что идея правового государства возникла и была сформирована несколько столетий назад. В течение продолжительного времени шлифовались теоретическая и практическая сторона формирования правового государства. Наибольшего успеха в строительстве правового государства добились страны, где наряду с равноправным существованием форм собственности сформировалось развитое гражданское общество.

С точки зрения теории государства и права правовое государство имеет четко сформулированное определение, признаки, общие черты, основы и факторы существования. Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В настоящее время в России заложены и развиваются основы формирования правового государства. Но при практической реализации продекламированной идеи возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства в РФ. Объективные причины, прежде всего, обусловлены исторически сложившейся правовой культурой, чертами русского менталитета и национального характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью руководства страны всех уровней.

Однако, построение правового государства в России возможно. Этот процесс займет много лет, но только при консолидации всех созидательных сил общества и при ответственной гражданской позиции каждого человека.

1Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом изменений статьи 65, внесенных Указами Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральными конституционными законами от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ; Законами РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 152; № 7. Ст. 676; 2001. № 24. Ст. 2421; 2003. № 30. Ст. 3051; 2004. № 13. Ст. 1110; 2005. № 42. Ст. 4212; 2006. № 29. Ст. 3119; 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 1; 2007. № 30. Ст. 3745; 2009. № 1 ст. 1, № 1 ст. 2.

Читайте также: