Можно ли ездить пьяным за рулем в лесу

Обновлено: 15.06.2024

Один мужчина поехал в гости. Дело было 4 ноября, в официальный выходной, — грех было не отметить праздник с друзьями. Вечером мужчина попросил жену заехать за ним на машине. Жена приехала в 9 часов вечера, и они отправились домой.

По дороге их остановили сотрудники ГИБДД. Они проверили водителя, то есть жену, с помощью алкотестера. Выяснилось, что, пока муж был в гостях, она тоже времени не теряла. Результат освидетельствования на алкотестере — 0,754 мг/л алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Жена признала вину и подписала все документы. Но сотрудники ГИБДД на этом не успокоились — решили составить акт и в отношении мужа, который в это время просто тихо сидел на пассажирском сиденье. По мнению сотрудников правопорядка, мужчина нарушил пункт 2.7 правил дорожного движения и допустил к управлению автомобилем, который был его собственностью, нетрезвого водителя. В результате мужа тоже лишили прав на полтора года.

Мужчина с этим не согласился и обратился в суд.

Аргументы сторон

Муж. Я не допускал к управлению автомобилем никого постороннего. Да, по документам машина оформлена на меня, но мы с женой ее купили в браке, значит, это совместное имущество. Супруга имеет такое же право пользоваться этим автомобилем, как и я. У нее есть ключи, она вписана в полис ОСАГО. Она имела полное право взять автомобиль и поехать на нем куда угодно без моего согласия. Поэтому я считаю, что не нарушал ПДД. Я вообще ехал в качестве пассажира, за что меня-то прав лишать? Я даже не заметил, что жена была нетрезвая.

Жена. Да, я немного выпила, 2—3 бокала вина. Просто я не собиралась никуда ехать, но тут позвонил муж, попросил его забрать от друзей. Я и поехала. Свою вину признаю. Теперь буду полтора года ездить на такси и общественном транспорте. Но позвольте, при чем здесь муж? Ведь за рулем была я! И машина — это наша совместная собственность. Муж не виноват, вина только моя.

Сотрудники ГИБДД. Собственник автомобиля нарушил ПДД. Он передал управление автомобилем лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения. За это есть конкретное наказание в статье 12.8 КОАП: штраф 30 тысяч рублей и лишение права управлять транспортным средством на срок от полутора до двух лет.

Что сказали суды

Эта женщина была за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Она признала свою вину. Мы не считаем обоснованными доводы о том, что ей якобы не требовалось согласие мужа, чтобы взять машину.

Да, это их совместная собственность, и да, супруги владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом по обоюдному согласию. Но Конституционный суд пояснял: так как транспортное средство всегда регистрируется за одним собственником, то второй сособственник всегда будет управлять автомобилем в качестве лица, которого допустили к управлению.

Собственник автомобиля — муж. Он не хочет признавать свою вину. Мы считаем, что он просто избрал такую линию защиты.

Собственник машины виновен. Назначаем ему штраф 30 тысяч рублей и оставляем без права управления транспортными средствами на 1,5 года.

Мужчина с таким решением суда не согласился и подал на апелляцию.

Что мы видим из документов? Жена вину признала. С протоколом об административном правонарушении она согласилась. Уже только на основании этого можно говорить, что собственник передал управление автомобилем лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Мировой судья совершенно прав. Его решение оставляем без изменения.

Тот факт, что управление автомобилем было передано жене, доказан. Вина присутствует, женщина ее признала. То, что ее муж несогласен с решениями судов, не означает, что эти решения ошибочны. Он просто неправильно трактует фактические обстоятельства дела.

Все доказательства, представленные в суд, полностью подтверждают вину собственника автомобиля. Все решения предыдущих судов оставляем в силе.

В конце концов дело дошло и до Верховного суда.

Ну что ж, давайте все еще раз проверим.

Супруга управляла автомобилем в состоянии алкогольного опьянения? Да. Она сама этого не отрицает, признала вину и готова понести положенное наказание в виде штрафа и лишения прав.

Супруг находился в салоне автомобиля, когда его остановили для проверки? Да. Он сам это говорил. Очевидно, он не возражал, что жена ведет машину.

Кто указан как собственник машины в документах? Супруг.

Видел ли он, что его жена была в состоянии алкогольного опьянения? Да, потому что 1,6 промилле сложно не заметить. Ну если только сам не находишься еще в более серьезной стадии опьянения. Но в этом деле факт и степень опьянения собственника автомобиля не рассматриваются и не являются предметом обсуждения.

Были ли допрошены сотрудники ГИБДД, которые составляли протокол о правонарушении? Нет. Но ведь никто и не заявлял требований о том, что их надо вызвать в суд и опросить.

В общем, результат такой. Автомобиль — средство повышенной опасности, а собственник этой машины позволил пьяной жене сесть за руль. Это правонарушение полностью подпадает под действие части 2 статьи 12.8 КоАП. Штраф и лишение прав на 1,5 года абсолютно правомерны.

Все решения судов по данному делу оставляем в силе. Они полностью законны и обоснованны.

Как ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах

Что в итоге

Мужчина понимал, что он не может в состоянии алкогольного опьянения вести машину. Это хорошо. Он попросил супругу довезти его до дома. Это тоже хорошо. Оказалось, она тоже была пьяна, но мужчина этого не заметил. Суд считает, что не заметить этого было нельзя — поэтому виноваты оба. Совершенно непонятно, почему женщина решила сесть за руль вместо того, чтобы просто сказать мужу добираться домой самостоятельно или вызвать такси.

Супруги заплатят штраф и ближайшие полтора года будут ездить на общественном транспорте.

Какие выводы можно сделать из этой истории

Если любите выпить, купите алкотестер. Перед поездкой дуйте в алкотестер сами и просите дуть всех, кто садится за руль. Даже если машина не ваша. Даже если не машина, а самокат.


Завершившееся громкое дело о смертельном ДТП с участием Михаила Ефремова показало, что ни дорогие адвокаты, ни известность виновника не спасают пьяного водителя от наказания. Но всегда ли правосудие торжествует? Далеко не всегда. И мы расскажем, в каких случаях удается уйти от ответственности.

Оговоримся сразу — вождение в нетрезвом виде мы ни в коем случае не поддерживаем — это опасное нарушение закона, которое нужно пресекать. Борются с этим явлением везде и по-разному, от распространения социальной рекламы до установки алкозамков на автомобили (в Европе они станут обязательными на новых автомобилях с 2022 года). Но самый действенный способ — наказание. С него и начнем.

Ответственность

Кодекс об административных нарушениях РФ (ст. 12.8) за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, предусматривает штраф в 30 000 рублей и лишение прав на 1,5–2 года. Ровно столько же грозит автовладельцу, который передал управление пьяному. Если прав все еще нет или уже нет — водитель будет арестован на 10–15 суток. Эта норма действует с 1 сентября 2013 года, и именно введение большого штрафа положительно сказалось на сокращении количества пьяных водителей. А в 2014 году к вождению в нетрезвом состоянии приравняли отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26).

Повторная поимка водителя, привлеченного ранее за езду в нетрезвом виде или за отказ от медосвидетельствования, попадает под действие Уголовного кодекса РФ (ст. 264.1) и карается штрафом в размере 200 000–300 000 рублей либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет. И все это с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2019 2018 2017 2016 2015 2014
Нетрезвое вождение 298 188 335 545 232 000 246 000 301 000 328 000
Употребление наркотиков 19 689 20 922 19 800 18 460
Отказ от медосвидетельствования 169 012 184 940 147 600 154 000 191 000

Если же по вине пьяного водителя пострадали люди, то все зависит от тяжести последствий. При нанесении легкого вреда здоровью применяется штраф 2500–5000 рублей и лишение на 1–1,5 года, если вред средний — штраф 10 000–25 000 рублей и лишение на 1,5–2 года. Наказание за пьяное вождение применяется отдельно. При причинении тяжкого вреда наступает уже уголовная ответственность. Часть 2 статьи 264 предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до семи лет. За гибель пострадавшего грозит только лишение свободы на срок от пяти до 12 лет. Если в ДТП погибло несколько человек, пьяного водителя посадят на 8–15 лет.

По данным ГИБДД, за первое полугодие 2020 года по вине пьяных водителей произошло 7109 ДТП, в которых погибло 1694 человека и 9549 были ранены.


Если пьяный водитель не виноват в аварии, он не привлекается к ответственности за причинение вреда. Ни физического, ни материального, ни морального. Но при этом он не может рассчитывать на выплаты по ОСАГО и, скорее всего, на каско. Также он будет привлечен к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде.

Процесс назначения наказания

Вождение в нетрезвом виде и приравненные к нему нарушения относятся к грубым, поэтому решения по ним выносит только суд. После того как инспектор ГИБДД оформил правонарушение с пьяным водителем, водительское удостоверение остается у владельца до тех пор, пока суд не рассмотрит дело и не вынесет решение о назначении наказания. Согласно ч. 1.1 ст. 29.6 КоАП РФ, решения по административным правонарушениям выносятся судом в течение двух месяцев после получения протокола. Обвиняемый в течение этого срока получит повестку, в которой будут указаны место, время и дата заседания.

Все легальные возможности избежать ответственности можно использовать только в суде. При неявке на заседание суд выносит решение заочно и без учета смягчающих обстоятельств. Поэтому на суд идти нужно. А еще нужно к нему готовиться.


Спасительные ошибки

Единственная законная возможность избежать наказания — неправильное оформление документов и нарушения в проведении процедуры медосвидетельствования. Поэтому нужно знать, как это должно быть правильно.

1. Отстранение от управления

Согласно административному регламенту МВД, прежде чем проводить какие-либо анализы, сотрудник ГИБДД должен отстранить водителя от управления автомобилем. Согласно пунктам 223–225, при отстранении составляется протокол и оно должно проходить в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Если эти требования не выполнены, то дальнейшие действия уже можно оспаривать.


В любом протоколе в обязательном порядке должны быть указаны дата, время, место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (п. 2. Статьи 28.2 КоАП).

2. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения сотрудником ГИБДД


Допустимое содержание алкоголя

Допустимое регистрируемое количество алкоголя в организме водителя, при котором можно избежать наказания, в 2020 году составляет менее 0,3 грамма алкоголя на литр крови или менее 0,16 промилле алкоголя в выдыхаемом воздухе, либо в случае отсутствия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека (примечание к ст. 12.8 КоАП РФ).

По результатам проверки составляется акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, к которому прикладывается бумажный носитель с распечаткой результатов алкотестера (прибор без возможности печати не должен применяться). Акт подписывается водителем, инспектором и понятыми. Все свои несогласия как с проведением процедуры, так и с ее результатами водитель указывает в этом же акте в момент подписания.

Отказ от освидетельствования на состояние опьянения сотрудниками ГИБДД не влечет никакой ответственности, только обязательство пройти медицинское освидетельствование. А вот отказ от его прохождения уже карается лишением и штрафом.

3. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения


После взятия проб сотруднику ГИБДД и водителю выдается справка (копия), в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, и что медицинское освидетельствование будет завершено после получения результатов. При проведении медицинского освидетельствования заполняется акт в трех экземплярах с указанием даты, номера акта, соответствующего номеру регистрации медицинского освидетельствования в журнале регистрации.

Поскольку водитель отстранен от управления, то сотрудники ГИБДД обязаны препроводить его к месту медицинского освидетельствования (в соответствующее учреждение), хотя во время рейдов автомобиль медслужбы обычно стоит рядом. Если же водителю пришлось ехать в медучреждение и тест не выявил опьянения, то он возвращается к своему автомобилю также при помощи полицейских.


Верховный суд возвращает права

Достаточно часто при выполнении всех вышеперечисленных процедур сотрудники ГИБДД, медики и даже судьи допускают ошибки. Благодаря им у водителей появляется шанс избежать наказания. Но возникает он обычно только при настойчивом отстаивании своей правоты, которое подтверждает Верховный суд. Вот несколько стандартных ситуаций, при которых водителям вернули права.

В практике встречаются и другие прецеденты, когда по тем или иным основаниям водители были оправданы. Каждый случай требует досконального изучения, и главное — настойчивости.


Еще раз. Управление автомобилем — это ответственность не только за себя и свою собственность, но и за других людей, близких и незнакомых. Поэтому садиться за руль в нетрезвом виде не стоит ни в коем случае. Но если водителя пытаются обвинить с нарушением законодательства, то это нужно пресекать.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП).

Случай из практики — когда за пьяное вождение не лишили прав

Вот одна реальная и задокументированная история — как водителю (она пожелала остаться инкогнито) в итоге удалось отстоять свои права:

— В жизни каждого бывают ошибки, и водители — не исключение. Почему я решила написать такой пост? За девять месяцев судебных разбирательств мне морально было очень плохо. Сердце колотилось от мысли, что скоро окажусь без колес. Весь интернет облазила и практически не встречала положительных решений по подобной ситуации. Успешно оспорить протокол — это один шанс из ста.

Утром проснулась с похмелья со слабой надеждой, что мне приснилось, но это было не так. Позвонила другу, съездили на штрафстоянку, взяли бумажку, где должны были расписаться приставы и ГИБДД, что у меня долгов и штрафов нет. Кстати, у друга по судебному делу 10 миллионов рублей штрафов, поэтому он не то что не пьет, даже за стоп-линию не выезжает. Если его машина попадет на штрафстоянку, ему никогда в жизни оттуда ее не вытащить.

Слава богу, у меня текущих долгов и штрафов не было, и, помотавшись по городу примерно полдня, машину я забрала. Сейчас права не изымают, ты сам должен сдать их после решения суда.


И тут снова встает выбор — либо ты миришься, дожидаешься суда, сдаешь права, через полтора года заново сдаешь экзамен и садишься за руль. Отсчет срока начинается со дня, когда отдаешь свои права в ГИБДД. Чем раньше, тем лучше, советовали мне одни. Правда, тот, кто мне так советовал, два года не мог сдать экзамен. Опытный таксист, который городок знает как свои пять пальцев, а сядет за монитор — и все мозги вышибает. Злился — как запомнить троллейбусные пути, если у нас их нет?

Нормальные юристы, с которыми я лично была знакома, говорили, что по документам все четко, придраться не к чему. Единственное, косяк может обнаружиться в видеопротоколе, если там отошли от регламента, но с ним надо ознакомиться.




Конечно, на это решение инспектор подавал и апелляцию, и до Верховного суда дошел. На каждом этапе я боялась, что фортуна от меня отвернется, мало ли как может повернуться. Все это длилось девять месяцев. Спокойно вздохнула, только когда Верховный суд отклонил жалобу инспектора, а сейчас и подавно — годовой срок исковой давности прошел.


А так за это время наслушалась разных историй, комичных. В районе как-то поймали мужика пьяного, оформили протокол. У сельских видеорегистратора не было, они двух мужиков взяли понятыми. На суде у одного из понятых спрашивают — почему в протоколе ваша фамилия указана как Бешеный (изменена), а по паспорту вы — Иванов. А мужик говорит — так меня все зовут Бешеным. Это оказалось его кличкой. Протокол был оформлен неправильно, водителя прав не лишили.

Еще знакомый юрист рассказывал, что был у него клиент, который, когда его поймали, просто убежал. Отпросился в кусты, типа, по нужде и дал деру. ГИБДД его оформили как отказ от медосвидетельствования, и судья прекратил дело. Надо было оформлять по факту — побег или как, но никак не 12.26.

Такие вот дела. Я за рулем больше не пью, да и вообще уже почти не пью, только по особым поводам и в хорошей компании, и уж точно не за рулем

ТАСС-ДОСЬЕ. По данным Госавтоинспекции МВД России, с июня 2014 года по май 2015 года в России по вине нетрезвых водителей произошло 15 994 дорожно-транспортных происшествий (ДТП) (8,2% от общего числа аварий), в них погиб 3181 человек, ранены 22 468 человек.

Как менялось наказание за управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Досье

Впервые в мире водитель был наказан за вождение в пьяном виде 10 сентября 1897 года. Тогда, как сообщала газета The Morning Post, лондонский таксист Джордж Смит не справился с управлением и врезался в дом. Водитель признался, что перед аварией выпил "две или три кружки пива". В результате ДТП он был оштрафован на 20 шиллингов.

В СССР до середины 1950-х гг. водителей, совершивших аварию в состоянии алкогольного опьянения, наказывали на общих основаниях с трезвыми водителями. 24 мая 1956 года постановлением Совета министров РСФСР "О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте" впервые была введена административная ответственность за управление в нетрезвом состоянии автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом в виде лишения водительского удостоверения на один год.

19 июня 1968 года президиум Верховного Совета РСФСР двумя указами ужесточил наказание за вождение пьяном виде. В случае повторного нарушения, совершенного в течение года, водитель наказывался лишением свободы на срок до одного года, исправительными работами или штрафом (статья 211.1 УК РСФСР). Если повторное нарушение было совершено уже после возвращения водительского удостоверения, в течение трех лет, водитель снова лишался прав - на срок до трех лет.

20 июня 1984 года Верховный Совет РСФСР ввел в действие Кодекс РСФСР об административных нарушениях (КоАП РСФСР), в котором (статья 117) разрешалось наказывать за пьяное вождение (или передачу управления пьяному водителю) не только лишением прав, но и штрафом в размере от 30 до 100 рублей. За повторное нарушение после возврата прав сохранялось прежнее наказание.

1 января 2002 года вступил в силу КоАП РФ, в котором наказание за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения было прописано в статье 12.8. В нем не было предусмотрено отдельного наказания за повторное нарушение. За пьяное вождение полагался штраф в размере от 10 до 20 МРОТ или лишение прав на срок в 1 год. 28 июля 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, отменяющий штрафы как альтернативу лишению прав, при этом срок лишения был установлен в 1,5-2 года. 24 июля 2007 года Владимир Путин вернул наказания за повторные нарушения: лишение прав на срок до 3 лет, административный арест на срок до 15 суток или штраф в размере до 5 тыс. рублей для лиц, которые не могут быть подвергнуты административному аресту.

23 июля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, еще более ужесточающий эту норму КоАП: к лишению прав был добавлен штраф в размере 30 тыс. рублей.

При этом вплоть до 2009 года за ДТП, приведшее к смерти или тяжкому вреду здоровья человека, виновные в них пьяные водители несли наказание, как правило, по статье "причинение смерти по неосторожности" (статья 109 УК РФ).

13 февраля 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, вводивший уголовную ответственность за пьяное вождение в случае, если оно повлекло за собой смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека. Оно предусматривало наказания на срок до 9 лет, в зависимости от тяжести совершенного преступления, и лишение прав на срок до 3 лет. В 2011 году в качестве альтернативы тюремному заключению суд получил право назначать нарушителю меру пресечения в виде принудительных работ.

31 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения". Согласно поправкам, с 1 июля 2015 года водители, которые были повторно пойманы за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, уже подлежат уголовной ответственности и могут быть наказаны штрафом в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением прав до 3 лет. Ужесточены наказания для водителей, которые в нетрезвом виде совершили ДТП, приведшее к гибели одного человека: теперь их нельзя будет приговорить к тюремному сроку меньше 2 лет. Также всем подобным нарушителям будет запрещено законом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Максимальное содержание алкоголя в крови

Отдельно регулировалось само определение состояния алкогольного опьянения. 7 июня 1974 года СССР ратифицировал Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года, в которой было отмечено, что страны могут самостоятельно устанавливать максимальное содержание алкоголя в крови у водителей, но не более 0,8 промилле. Эти нормы в СССР несколько раз менялись. Так, в 1988 году Минздрав СССР издал указ, согласно которому допустимая норма содержания алкоголя в крови составила 0,2 промилле. 14 июля 2003 года министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко подписал приказ, повысив предельно допустимую норму содержания алкоголя в крови у водителей до 0,5 промилле. Вступивший в силу 1 июля 2008 года Кодекс о административных правонарушениях РФ снизил этот предел до 0,3 промилле. 23 июля 2010 году президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о "нулевом промилле", отменившим норму допустимого содержания алкоголя в крови. 23 июля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон об изменениях в КоАП, вновь вводящий предельно допустимую концентрацию алкоголя в размере 0,16 промилле.

Пешеходы поддержали ужесточение ответственности нетрезвых водителей.

Сергей Аксенов

Нужно ли сажать россиян за пьяное вождение?





За езду в нетрезвом виде водителей будут наказывать в уголовном порядке, а также пожизненно лишать прав (сейчас на 3 года). Такие меры среди прочих прорабатываются к 1 ноября в правительстве по поручению вице-премьера Марата Хуснуллина.

Также предполагается выработать единый механизм прекращения прав нетрезвого водителя на управление не только автомобилями, но и снегоходами, спецтехникой, гидроциклами, лодками, яхтами, а также самолетами и поездами. Спьяну погонять на бронепоезде уже не выйдет.

Степень опьянения в России не устанавливается. Достаточно самого факта употребления алкоголя или наркотиков. От Минздрава ждут градаций тяжести опьянения, чтобы дифференцировать наказание. Выявленных нетрезвых водителей поставят на учет в наркодиспансер.

Этим действующая российская практика отличается от европейской. Например, в Германии наказание зависит от количества промилле алкоголя в крови водителя. Допустимо до 0,5 промилле, но при этом нельзя совершить ДТП. Если совершил — придется отвечать за нетрезвое вождение.

— Одним ужесточением ответственности вопрос не решается. Изначально даже штрафов не было, потом ввели штраф 30 тысяч рублей, плюс лишение прав, потом 50 тысяч рублей… Были и другие предложения по ужесточению. Сейчас существует в том числе уголовная ответственность за пьяное ДТП с пострадавшими и за повторное вождение в нетрезвом виде для лиц, судимых за пьяное ДТП.

Но статистика показывает, что количество выявленных нетрезвых водителей не уменьшается даже в пандемию. Ужесточение ответственности приведет к дополнительной коррупции. Когда человек будет знать, что лишится прав навсегда, он будет пытаться договориться. Три года можно как-то пережить, но пожизненное лишение прав… Для многих водителей автомобиль является средством заработка.

Кроме того, у нас водители, отказавшиеся от освидетельствования, приравнены к тем, которых освидетельствовали и признали нетрезвыми. Практика показывает, что такие люди часто становятся жертвами злоупотреблений сотрудников МВД. Например, им обманом предлагается отказаться от освидетельствования — сделаете позже, а в суде это трактуется как нетрезвое состояние.

— Нужен дифференцированный подход. Все ужесточения должны зависеть от количества алкоголя в крови. И от рецидива. Безусловно необходимо лишать водителя, который многократно был пойман в нетрезвом виде и этот факт был подтвержден освидетельствованием с помощью сертифицированного прибора, а не по отказу. Но пожизненного лишения в любом случае быть не должно.

Врач-нарколог Любовь Шишенкова выступает исключительно за трезвое вождение:

— По моему мнению, выпивши, за руль садиться нельзя. Такой водитель может вполне владеть навыками вождения, может водить даже лучше, чем будучи трезвым, но это все очень индивидуально. Сегодня у него все нормально, а завтра он кого-то убьет. Поэтому такие вещи нельзя публично одобрять или тем более советовать. Они даже трезвые ужасно ездят.

— В Европе наркологов нет (они были в СССР, а сейчас есть в соседних республиках). Там врачи в принципе не занимаются состояниями опьянения. С такими людьми работают аддиктологи или психологи. Вопрос нетрезвого вождения в Европе имеет юридический характер. Им занимается полиция. Это ответственность гражданина. Совершил ДТП — ответишь независимо от состояния.

А в России все сваливают на медицину, чтобы мы за это отвечали. Поэтому нас проще сказать, что водитель должен быть совершенно трезв.

Автоюрист Лев Воропаев предложил альтернативу:

Плюс многие лекарства в свободном доступе содержат вещества, которые задерживаются в организме и определяются освидетельствованием как наркотические. Человек выпил обезболивающее, а его пожизненно лишают водительских прав. Каково?

— Следует посмотреть на проблему нетрезвых водителей по-другому. Кем-то раньше озвучивалась весьма здравая идея изъятия в пользу государства транспортного средства независимо от принадлежности. Навсегда. Это было бы более действенно.

Кроме того, у нас есть действующая процедура: по медицинским основаниям можно прекратить действие водительского удостоверения на большой срок. До тех пор, пока у водителя не будет устойчивая ремиссия. Почему бы не пользоваться этой нормой? Зачем изобретать велосипед?

— В России наказания водителей настолько мягкие, что их даже нельзя сравнить с ответственностью в развитых странах Европы. О какой неотвратимости наказания можно говорить, если у нас в городах максимальная скорость 60 км/ч, а фактическая 80 км/ч, поскольку есть ненаказуемое превышение в 20 км/ч?

Или, например, штраф за нарушение правил проезда пешеходного перехода — от 1,5 тысяч рублей, а за стоянку вблизи перехода — от 3 тысяч рублей (в Москве). Наши ПДД не ориентируются на опасность нарушений. И таких случаев много. В Европе же за угрозу жизни дается максимальное наказание, за угрозу здоровью — немного меньше, за моральный ущерб — еще меньше.

К тому же штрафы девальвирует инфляция. На дорогах много иномарок, у людей есть деньги. В этих условиях сдерживающим фактором могут стать уже не деньги, а другой уровень ответственности: лишение права вождения, тюремное заключение. Пусть на несколько месяцев. Эти механизмы будут эффективно влиять на целевой показатель, который стоит на месте. Других ресурсов сейчас нет.

Читайте также: