Как называется установленная в законодательном порядке процедура легализации деятельности субъектов

Обновлено: 24.06.2024

О внесении изменений и дополнений
в некоторые законодательные акты Республики Казахстан
по вопросам противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма

Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

Пункт 1 введен в действие с 30 ноября 2021 года

пункт 1 статьи 11 дополнить подпунктом 3-6) следующего содержания:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

подпункт 3-1) изложить в следующей редакции:

«3-1) публичное должностное лицо:

лицо, занимающее ответственную государственную должность;

лицо, уполномоченное на выполнение государственных функций;

лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора;

лицо, назначаемое или избираемое, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном, судебном органах или вооруженных силах иностранного государства;

лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства;

дополнить подпунктом 3-2) следующего содержания:

подпункт 14) исключить;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) пункт 1 статьи 3 дополнить подпунктом 20) следующего содержания:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) в части первой пункта 1 статьи 4 :

подпункт 1) изложить в следующей редакции:

дополнить подпунктом 1-1) следующего содержания:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

пункт 2 дополнить подпунктом 4) следующего содержания:

часть третью пункта 3 изложить в следующей редакции:

дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

«Субъекты финансового мониторинга, указанные в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5), 11) и 12) пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, при принятии мер, предусмотренных настоящей статьей, обеспечивают получение сведений о бенефициарных собственниках клиентов по форме, утвержденной уполномоченным органом по согласованию с государственными органами, осуществляющими в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением субъектами финансового мониторинга законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

абзац первый изложить в следующей редакции:

дополнить подпунктом 5) следующего содержания:

дополнить пунктами 2, 3 и 4 следующего содержания:

«2. Субъекты финансового мониторинга, помимо мер, предусмотренных пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, в отношении публичных должностных лиц, входящих в перечень публичных должностных лиц, утверждаемый Президентом Республики Казахстан, их супругов и близких родственников, которым присвоен высокий уровень риска, дополнительно обязаны применять меры, установленные подпунктами 2), 3), 4) и 5) пункта 1 настоящей статьи.

3. Перечень публичных должностных лиц, за исключением лиц, предусмотренных абзацами шестым, седьмым и восьмым подпункта 3-1) статьи 1 настоящего Закона, утверждается Президентом Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

в части первой пункта 3-2:

абзац третий изложить в следующей редакции:

дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Абзац второй подпункта 8 пункта 2 введен в действие с 30 ноября 2021 года

дополнить подпунктами 13-6) и 13-7) следующего содержания:

Абзац четвертый подпункта 8 пункта 2 введен в действие с 30 ноября 2021 года

«13-6) разрабатывает и утверждает инструкции, методические рекомендации для субъектов финансового мониторинга с учетом особенностей и специфики их деятельности;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Подпункт 9 пункта 2 введен в действие с 30 ноября 2021 года

дополнить частью пятой следующего содержания:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

приложение 3 дополнить пунктом 62 следующего содержания:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) статью 7 дополнить подпунктами 59-2) и 59-3) следующего содержания:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) статью 33-1 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования , за исключением пункта 1 , абзацев второго и четвертого подпункта 8), подпункта 9) пункта 2 статьи 1, которые вводятся в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования .

Когда вы предоставляете какой-либо документ, выданный уполномоченным органом или должностным лицом в одном государстве (например, выписка из торгового реестра для аккредитации филиала), должностному лицу (в государственный орган) другого государства, вы должны подтвердить законность предоставляемого документа.

Способов легализовать такой документ всего 2:

  • консульская легализация (процедура консульской легализации значительно сложнее процедуры проставления апостиля)
  • апостиль (упрощенная процедура легализации - апостиль проставляет уполномоченный орган иностранного государства, но применяется не всегда, а только в странах, признающих апостиль). Читайте подробнее об апостиле здесь.

Если страна регистрации иностранной компании не является участницей Гаагской конвенции 1961 года, признающей апостиль, то для представления документов на аккредитацию филиала (представительства) или регистрацию компании в России необходимо иностранный документ легализовать в консульстве РФ, при этом предварительно документ должен быть удостоверен уполномоченным органом страны регистрации; как правило, это МИД или Минюст, а в некоторых случаях - нотариально удостоверен).

Задать вопрос специалисту

119180, г. Москва, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

Visa
MasterCard

Политика конфиденциальности

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.


Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (DOCX, 18.53 Kb)

Федеральные законы

Наименование и реквизиты актов

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, подлежащие обязательному применению

Указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структур-ные единицы акта, соблюде-ние которых оцени-вается при прове-дении мероп-риятий по контролю

Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 (RTF, 471.78 Kb)

Требова-ния в полном объеме

Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 (RTF, 387.68 Kb)

Положе-ние в полном объёме

Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (RTF, 444.65 Kb)

Правила в полном объеме

О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 (DOCX, 14.88 Kb)

Должностные лица и сотрудники организаций, являющихся операторами связи

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти

Наименование документа (обозначение)

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю

Положение о требованиях к идентификации клиентов, и выгодоприобрета-телей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.11.2018 № 366 (PDF, 326.40 Kb)

Правовой акт в полном объеме

Требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203 (DOCX, 19.44 Kb)

Правовой акт в полном объеме

Приказ Росфин-мониторинга от 22.04.2015 № 110 (RTF, 1.25 Mb)

Должностные лица и сотрудники организаций, являющихся операторами связи

Инструкция в полном объеме

Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Оцените содержание раздела:

Низкое Ниже среднего Среднее Выше среднего Высокое Оценить



Каждое преступление имеет свою историю происхождения, криминального развития и динамику изменения. К числу самых древних преступлений принято относить убийство, кражу, изнасилование, посягательство на религиозные святыни и т.д. Исследователи отмечают, что по мере развития общества, появления новых общественных отношений, изменения представлений людей о социальных ценностях круг преступных деяний не оставался неизменным, он главным образом расширялся.

Большинство современных отечественных исследователей признают, что легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, носит международный характер. Принимая во внимание это справедливое утверждение, необходимо признать, что исторические предпосылки криминализации отмывания доходов, приобретенных преступным путем, в период новейшей истории также имеют международный характер.

Следует также учитывать, что в процессе отмывания преступных доходов кроме коррумпирования государственных и коммерческих структур происходит и сращивание криминала с властью.

Указанные обстоятельства в числе многих других предпосылок обусловили необходимость на международном уровне признать легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, уголовно наказуемым деянием, определить политику и разработать программу противодействия легализации денег. В результате в период последних двух десятилетий большинство законодательных систем криминализировало действия лиц, направленные на придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению имуществом, приобретенным преступным путем.

В трудах современных исследователей встречается несколько подходов к периодизации истории криминализации отмывания таких доходов на международном уровне. Так, А.В. Соловьев предложил выделять три этапа: первый этап (с середины 1920-х гг. по 1970 г.) — борьба международного сообщества с преступлениями, приносящими преступные доходы; второй этап (начало 1970-х -конец 1980-х гг.) — криминализация финансовых операций и иного перевода собственности в связи с совершенными преступлениями; третий этап (с 1990 г. до наших дней) — криминализация международным сообществом легализации доходов, полученных в результате совершения любых преступлений.

– конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;

– сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

– приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;

Различия в законодательстве отдельных стран связаны с определением перечня деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств. Таковыми источниками могут признаваться:

– преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);

– преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;

– преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем.

К важнейшим целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

– сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;

– создание видимости законности получения доходов.

– сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;

– уклонение от уплаты налогов.

– обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.

– создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Важной задачей преступника является также согласование этих целей. Вместе с тем, одновременно обеспечить их эффективное достижение удается не всегда. Например, преступник может поместить отмытые деньги на таком удалении, что доступ к ним и пользование ими превращается для него в крупную проблему. Возможна иная ситуация, при которой преступник обеспечивает себе возможность легкого доступа к незаконным доходам, но не может надежно скрыть владение нелегально заработанной наличностью и свое участие в совершении преступлений, приведших к образованию этих наличных средств. В этом случае он является прямым кандидатом на арест.

Движение нелегально полученных средств идет во многом аналогично движению легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно в принадлежащий кому-либо бизнес.

Отмывание денег является жизненно важной составляющей любой преступной деятельности, важным звеном криминального экономического цикла.

– обеспечительные меры и конфискация,

– меры, которые следует принять финансовым учреждениям и нефинансовым предприятиям и лицам определенных профессий в целях предотвращения отмыванию денег и финансирования терроризма;

– институциональные и прочие меры, необходимые в системах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма;

Рекомендации группы А касаются, в основном, законотворческой деятельности органов власти, направленной на противодействие отмыванию денег. Основным критерием соответствия законодательства страны международным нормам является отнесение любого способа отмывания доходов к преступным деяниям. За подобные деяния должна быть предусмотрена как уголовная, так и гражданская и административная ответственность. Что касается РФ, то уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем не была предусмотрена вплоть до принятия нового УК в 1996 году. Однако наличие статьи в УК РФ оказалось недостаточным для эффективной борьбы с отмыванием, поэтому законодательная база и по сей день продолжает пополняться новыми нормативными актами в этой области (о некоторых из них речь пойдет в блоке, касающемся борьбы с отмыванием в нашей стране).

Усложнению процесса отмывания должны способствовать, по мнению ФАТФ, меры, направленные на конфискацию отмываемого имущества. Поэтому группа Б содержит перечень полномочий, рекомендуемых для передачи компетентным органам с целью ограничения пользования отмываемым имуществом. Кроме того, странам рекомендуется предусмотреть нормы, регулирующие производить конфискацию имущества и без осуждения правонарушителя в уголовном порядке, т.е. ввести конфискацию имущества и в гражданский процесс.

Основной обязанностью банковских учреждений, возложенной на них Рекомендациями ФАТФ, является надлежащая проверка клиентов и информирование компетентных органов обо всех подозрительных сделках, совершаемых клиентами банка.

Надлежащая проверка клиентов заключается в идентификации и подтверждении личности не только самого клиента, но и бенефициара, а также в постоянном отслеживании деловых отношений (в т.ч. сделок) клиента. С целью идентификации бенефициара банку необходимо установить, в чью собственность перейдут денежные средства или имущество. Если бенефициаром является юридическое лицо, следует выяснить, кто является его учредителем, и не являются ли стороны такой сделки взаимозависимыми лицами. Особое внимание предлагается уделять разовым сделкам.

Следует заметить, что Рекомендации группы В относятся не только к банковским учреждениям. Хотя банковская сфера и является наиболее привлекательной для лиц, занимающихся отмыванием денег, ФАТФ среди возможных участников схем приводит казино, компании, занимающиеся недвижимостью, дилеров по драгоценным металлам и камням, а также адвокатов, нотариусов и независимых бухгалтеров.

Для эффективной работы правоохранительных органов необходима достаточно прозрачная система регистрации и лицензирования юридических лиц, а также доступность получения необходимой информации в базе данных. Особо следует отметить, что, по заключению экспертов ФАТФ, наиболее благоприятными для отмывания денег являются, так называемые, особые экономические зоны или оффшоры. Государствам рекомендуется постепенно отказаться от установления каких-либо послаблений в налогообложении и контроле отдельных территорий. Создание и функционирование таких зон оправданно в условиях становления экономики страны либо в государствах, имеющих достаточно большой опыт в противодействии с отмыванием денег.

Заключительная группа Рекомендаций (группа D) касается международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег. Для эффективной борьбы с этим явлением странам необходимо координировать свою работу и объединить усилия, в т.ч. и правоохранительных органов. Поскольку отмывание денег признается международным преступлением, в законодательстве необходимо предусмотреть возможность экстрадиции обвиняемых лиц, и обязанность компетентных лиц представлять ответы на запросы органов других стран, касающиеся расследования подобных преступлений.

Рекомендации ФАТФ являются базовым документом, на основе которого и разрабатывается национальное законодательство.

В настоящее время мировое сообщество принимает международно-правовые акты, в которых в целях борьбы с терроризмом декларируется необходимость установления уголовной ответственности за предоставление или сбор средств с целью их передачи для осуществления террористического акта. В 1997 г. была принята Конвенция ООН о борьбе с бомбовым терроризмом, которая ратифицирована Россией 13 февраля 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 53/108 поручила Специальному комитету разработать проект международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Документом, установившим необходимость криминализации финансирования терроризма, стала Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма, принятая 9 декабря 1999 г. Конвенция была подписана от имени России в Нью-Йорке 3 апреля 2000 г., ратифицирована 10 июля 2002 г.

Россия не является исключением из общих принципов, выработанных международной практикой, и поэтому основным инструментом отмывания денег являются банковские продукты. Банк России (ЦБ РФ), как орган, обладающий полномочиями по разработке и изданию подзаконных актов, способствует повышению эффективности борьбы банков с легализацией преступных доходов путем направления для использования в деятельности соответствующих инструкций, писем и рекомендаций. Многие из них имеют строго определенный круг пользователей, поскольку содержащаяся в них информация относится к сфере, которая затрагивает не только профессиональную деятельность банковских служащих, но и права и законные интересы граждан (например, право на соблюдение банковской тайны). Стоит заметить, что свою работу в данном направлении ЦБ РФ координирует с Федеральной службой по финансовому мониторингу, которая является основным контролирующим органом у нас в стране в области борьбы с отмыванием денег.

Так, А. А. Аслаханов относит легализацию (отмывание) к преступлениям в сфере обмена; Н. Н. Афанасьев — к преступлениям, посягающим на общественные отношения, регулирующие предпринимательскую и иную экономическую деятельность юридических лиц и иных хозяйствующих субъектов; Н. И. Ветров — к преступлениям, посягающим на законную предпринимательскую и иную экономическую деятельность; В. С. Комиссаров — к преступлениям в сфере финансовой деятельности; Б. М. Леонтьев — к преступлениям в сфере предпринимательской деятельности; Н. А. Лопашенко— к преступлениям в сфере предпринимательской и банковской деятельности; А. И. Лукашов— к преступлениям против общих условий осуществления экономической деятельности и гражданского оборота; В.В. Лунеев — к преступлениям против законного оборота.

Исследование указанных международно-правовых актов позволяет выделить следующие обязательные признаки, раскрывающие международное содержание понятия легализации (отмывания): 1) совершение действий (к примеру, конверсии или перевода); 2) преследование альтернативной цели: сокрытия или утаивания преступного источника этого имущества (дохода) или оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении основного правонарушения с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои деяния.

Обобщая проведенное в данной главе выпускной квалификационной работе исследования, сделаем следующие выводы. В историческом развитии международных уголовных норм, направленных на борьбу с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, условно можно выделить три этапа: 1) криминализация финансовых операций с собственностью, полученной от незаконной торговли наркотиками (1970 г. -конец 1980-х гг.); 2) расширение уголовной ответственности за отмывание доходов, приобретенных от большинства видов преступной деятельности (конец 1980-х гг. — конец 1990-х гг.); 3) криминализация финансирования терроризма (конец 1990-х гг. до настоящего времени).

Легализация (отмывание) — это совершение финансовой операции или сделки с целью придать правомерный вид владению, пользованию или распоряжению имуществом, приобретенным в результате совершения преступления, либо помочь лицу, которое совершило такое преступление, избежать уголовной ответственности за его совершение.


1. Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы адвокатов при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – Рекомендации).

2. Правовую основу Рекомендаций составляют:

2.1. Конституция Российской Федерации и международные договоры Российской Федерации;

2.11. Кодекс профессиональной этики адвоката принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.

2.12. Иные федеральные законы и нормативные правовые акты по вопросам ПОД/ФТ.

3. Настоящие Рекомендации могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики исполнения требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. Адвокаты, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего доверителя следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом доверителя, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, обязаны принимать меры, направленные на противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

5. В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ адвокаты обязаны:

5.1. Разработать правила внутреннего контроля.

Правила внутреннего контроля разрабатываются адвокатами с учетом Постановления № 667.

5.2. Назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, в том числе для адвокатов, установленным Постановлением № 492.

Согласно пунктам 2 и 4 Постановления № 492 адвокаты, возлагающие на себя функции специального должностного лица, обязаны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Адвокаты проходят вышеуказанное обучение с учетом Приказа № 203.

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

5.3. Идентифицировать доверителя (лицо, находящееся у него на обслуживании), установив следующие сведения:

в отношении физических лиц – фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

в отношении иностранной структуры без образования юридического лица – наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

5.4. В соответствии с правилами внутреннего контроля документально фиксировать информацию, полученную в результате их реализации и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

5.5. При наличии у адвоката любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее – подозрительные операции), он обязан уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).

Порядок представления адвокатами информации о подозрительных операциях в Росфинмониторинг установлен Постановлением № 82 и Приказом № 110.

Подготовка ФЭС также может осуществляться с помощью автоматизированного комплекса программных средств по вводу, обработке и передаче информации, предоставляемого Росфинмониторингом (далее – АРМ), а также с помощью иного программного обеспечения, разработанного с учетом структур, приведенных в приложениях к Приказу № 110.

ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – ЭП) адвоката.

Представление ФЭС осуществляется адвокатами с использованием Личного кабинета либо АРМ.

В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через Личный кабинет или АРМ, до устранения причин, препятствующих представлению, ФЭС формируются с помощью Личного кабинета, АРМ либо иного программного обеспечения и представляются в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла, подписанного усиленной квалифицированной ЭП, с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.

Сопроводительное письмо должно содержать следующую информацию об адвокате:

– фамилия, имя, отчество;

В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ адвокаты не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации.

При этом согласно пункту 5 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требование о передаче информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу не относится к сведениям, на которые распространяется законодательство Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны.

Адвокаты при выявлении подозрительных операций вправе руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, установленными Приказом № 103.

5.6. Хранить документы и сведения, полученные при исполнении Федерального закона № 115-ФЗ, в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

6. Адвокаты в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемые в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, обязаны получить доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – перечень).

В соответствии с требованиями Постановления № 804 доступ к вышеуказанному перечню осуществляется только через Личные кабинеты.

В целях получения доступа к перечню, а также организации работы по представлению в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях адвокатам необходимо подключится к Личному кабинету.

Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной ЭП адвокатам, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом: сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, необходимо:

К заявке на бумажном носителе необходимо приложить скан-копию документа, подтверждающего статус адвоката.

Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП адвоката.

После успешной первичной авторизации в личном кабинете адвокату необходимо изменить пароль доступа к своему личному кабинету.

Адвокаты изучают схемы и типологии легализации (отмывания) преступных доходов и финансированию терроризма, размещенные в открытых источниках информации, а также в Личном кабинете.

Читайте также: