Может ли военнослужащий занимать более одной воинской должности

Обновлено: 28.06.2024

Порядок возложения обязанностей и выплата окладов военнослужащим по воинской должности при временном исполнении должностей


Автор:
Е.Н. Нестеров,
майор юстиции, помощник командира войсковой части 83440 - начальник юридической службы
Дата публикации - 26.12.2005г.

Порядок возложения обязанностей и выплата окладов военнослужащим по воинской
должности при временном исполнении должностей

В соответствии со ст. 12 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года 1237 (с последующими изменениями и дополнениями), в связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по следующей равной или высшей воинской должности, которую он не занимает:

- вакантной (незанятой) воинской должности с его согласия (временное исполнение должности врид), т.е. должности, на которую в установленном порядке не назначен военнослужащий или лицо, гражданского персонала (когда допускается назначение лица гражданского персонала на воинскую должность;

- невакантной (занятой) воинской должности без его согласия (временное исполнение обязанностей врио), т.е. в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего (например, при нахождении в отпуске, командировке и т.д.) или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности.

При этом военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от занимаемой воинской должности не освобождается.

Ответственность в данном случае военнослужащий может нести только за исполнение обязанностей по временно исполняемой воинской должности.

Возложение временного исполнения обязанностей по нижестоящей воинской должности и должности, подлежащей укомплектованию лицом гражданского персонала, не допускается.

Непрерывный срок временного исполнения обязанностей по воинской должности, которую военнослужащий не занимает, не должен превышать:

- шести месяцев в случае исполнения обязанностей по вакантной воинской должности;

- четырех месяцев в случае исполнения обязанностей по невакантной воинской должности.

На военнослужащего может быть с его согласия возложено исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающего ее военнослужащего в отпуске по уходу за ребенком.

Возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности и освобождение его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность.

При этом возложение на военнослужащих временного исполнения обязанностей по вакантным воинским должностям, подлежащим замещению высшими офицерами, осуществляется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с разрешения Президента Российской Федерации.

Командир воинской части, ему равный по должности или вышестоящий командир (начальник) в случае своего временного отсутствия возлагает временное исполнение обязанностей по своей воинской должности на одного из заместителей. В случае отсутствия штатного заместителя и если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию. Вступивший в командование военнослужащий докладывает об этом старшему командиру или начальнику (ст. 84 УВС ВС РФ).

Временное исполнение обязанностей по невакантной воинской должности возлагается на военнослужащего командиром воинской части, ему равным по должности или вышестоящим командиром (начальником), являющимся его прямым начальником и ближайшим прямым начальником временно отсутствующего военнослужащего.

Для временного исполнения обязанностей по вакантным и невакантным воинским должностям назначаются военнослужащие соответствующего состава.

- солдаты, матросы, сержанты и старшины по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены указанные воинские звания, а также воинские звания прапорщиков (мичманов);

- прапорщики и мичманы по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков (мичманов) и младших офицеров;

- младшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания младших офицеров и старших офицеров;

- старшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские
звания старших офицеров и высших офицеров;

- высшие офицеры по воинским должностям, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров.

Возложение временного исполнения обязанностей по воинской должности на военнослужащего производится только в связи со служебной необходимостью, которую определяет командир (начальник), в чьем прямом подчинении находится или должен находиться военнослужащий по указанной должности.

Положением о порядке прохождения военной службы не ограничена возможность неоднократного возложения на военнослужащего временного исполнения обязанностей по одной и той же или иной воинской должности.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Положения, установившим непрерывные сроки временного исполнения обязанностей по воинской должности, допускается возможность последующего возложения указанных обязанностей после его перерыва, т.е. издания приказа о прекращении временного исполнения обязанностей по воинской должности и через определенный промежуток времени (продолжительность которого не установлена) издания приказа о возложении их снова.

Издание приказа о временном возложении обязанностей по вакантной или невакантной воинской должности является основанием для приема обязанностей и дел по ней.

Денежное довольствие по временно исполняемой вакантной должности должно выплачиваться исходя из оклада по воинской должности, которую военнослужащий исполняет, т.е. после приема дел и обязанностей, что подтверждается написанием рапорта и изданием на его основании приказа по строевой части.

Военнослужащим, временно исполняющим должности с большими окладами, выплачиваются с соблюдением следующего:

А) военнослужащему, допущенному к временному исполнению невакантной должности, оклад по этой должности выплачивается, если военнослужащий, постоянно занимающий должность, а также его заместители и помощники - военнослужащие, независимо от их функциональных обязанностей, убыли из воинской части или временно освобождены от служебных обязанностей по болезни.

При этом срок временного исполнения должности не прерывается, если военнослужащий, постоянно занимающий эту должность, или его заместитель (помощник) возвратился в воинскую часть и, не вступая в исполнение должности, вновь убыл из части или освобожден от служебных обязанностей по болезни;

Б) военнослужащим - начальникам штабов воинских частей и подразделений, заместителям и помощникам командиров и начальников всех наименований, независимо от их функциональных обязанностей, при временном исполнении невакантных должностей непосредственных командиров и начальников выплачиваются оклады по основным, а не по временно исполняемым должностям.

При временном исполнении указанными военнослужащими вакантных должностей непосредственных командиров и начальников выплачиваются оклады по временно исполняемым должностям на общих основаниях.

Военнослужащим допущенным к временному исполнению вакантных и невакантных должностей в другой воинской части, оклады по временно исполняемым должностям не выплачиваются, исключения составляют:

1. Офицеры-врачи и офицеры, находящиеся в распоряжении, которым разрешается исполнять должности в любой воинской части. Доплата разницы в окладах производится с учетом исполняемой должности;

2. Офицеры, состоящие в распоряжении, допущенные приказом командира (начальника), в распоряжении которого они состоят, к временному исполнению вакантных должностей по их специальности, за время фактического исполнения этих должностей выплачиваются оклады по временно исполняемым должностям.

Второе исключение распространяется только на находящихся в распоряжении офицеров. На прапорщиков, мичманов, иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, оно не распространяется.

При временном исполнении должностей прапорщиками и военнослужащими, проходящими службу по контракту на должностях солдат, сержантов, доплата определяется так же, как у офицеров, однако при временном исполнении офицерских должностей разница определяется от 9-го тарифного разряда.

Разница в окладах по основной и временно исполняемой должности выплачивается за прошлый месяц (месяцы) одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц, а военнослужащим, откомандированным к новому месту службы (учебы) или увольняемым с военной службы, - при убытии из воинской части во всех случаях при условии, что ко дню выплаты истекли установленные минимальные сроки временного исполнения должности.

Чтобы исключить повторные выплаты разницы в окладах, доплата за временное исполнение должностей производится только по основным ведомостям.

Во всех случаях основаниями для выплаты разницы в окладах при временном исполнении должностей являются:

- приказ командира части о допуске к временному исполнению должности;

- приказ командира части о вступлении во временное исполнение должности;

- приказ командира части об освобождении военнослужащего от временного исполнения должности.

Одним из обязательных условий для выплаты разницы в окладах по временно исполняемым должностям, предусмотренным ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. 075, является непрерывное исполнение должностей свыше 30 или 60 дней (соответственно, вакантных и невакантных должностей).

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. КАС05-137, признано недействующей и не подлежащей применению со дня вынесения вышеуказанного определения ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих СА и ВМФ, в части, ограничивающей выплату должностных окладов по временно исполняемым должностям условием, если временное исполнение невакантной должности продолжалось непрерывно более 60 дней.

В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075 (с последующими изменениями и дополнениями) недействующей в части, устанавливающей ограничение на выплату оклада по временно исполняемой должности для лиц, исполнявших невакантную должность непрерывно не более 60 дней, считая, что такое ограничение противоречит конституционному принципу вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, нарушает его права. В обоснование своего требования он указал, что является начальником учебного отдела Военного финансово-экономического университета Министерства обороны Российской Федерации, в отсутствие заместителя начальника университета по учебной и научной работе неоднократно исполнял его обязанности, в том числе в течение последнего года в общей сложности более пяти месяцев, однако ни разу исполнение обязанностей не продолжалось более 60 суток, в связи с чем на основании статьи 59 Положения ему оклад по временно исполняемой должности выплачен не был, хотя при этом возрастают объем и сложность выполняемой работы.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2005 года в удовлетворении указанного требования отказано.
В кассационной жалобе В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Военная служба является особым видом государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно пункту 2 статьи 43 которого на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Согласно статье 12 этого Федерального закона денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Ни Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ни другие федеральные конституционные законы или федеральные законы не ограничивают право военнослужащих на выплату месячного оклада по той воинской должности, временное исполнение обязанностей по которой на них возлагается на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.
Поэтому в тех случаях, когда военнослужащий не является штатным заместителем и в его должностные обязанности не входит замещение временно отсутствующего лица, то предусмотренное нормативным правовым актом ниже уровня федерального закона ограничение права на получение оклада по воинской должности, по которой исполняются обязанности, не соответствует требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Указанное ограничение прав военнослужащих не может применяться и в силу статьи 15 (части 3) Конституции Российской Федерации, поскольку установлено правовой нормой, включенной в Положение с грифом "секретно", которое по этой причине не опубликовано официально для всеобщего сведения. Сведения о денежном довольствии военнослужащих, относящемся по своему характеру к социальным гарантиям, предоставляемым государством гражданам, проходящим военную службу, в силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

При таком положении оспариваемое нормативное положение не может быть признано законным, в связи с чем решение суда об отказе в удовлетворении заявления подлежит отмене с вынесением нового решения о признании статьи 59 Положения в оспариваемой части не действующей со дня вынесения решения, то есть с 12 апреля 2005 года.
На основании изложенного, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации признала недействующей и не подлежащей применению со дня вынесения настоящего решения статью 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 14 августа 1978 г. N 075 (с последующими изменениями и дополнениями), в части, ограничивающей выплату должностных окладов по временно исполняемым должностям условием, если временное исполнение невакантной должности продолжалось непрерывно более 60 дней.
(Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
от 12 апреля 2005 г. КАС05-137)

В п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлена ежемесячная доплата к денежному довольствию в размере до 50 процентов оклада по дополнительно исполняемой воинской должности военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, временно исполняющим помимо обязанностей военной службы по своим штатным воинским должностям обязанности военной службы по воинским должностям, неукомплектованным личным составом. Порядок определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанный Закон допускает возможность временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности, т.е. незанятой воинской должности, без освобождения от обязанностей по занимаемой воинской должности.

Дополнительная выплата, предусмотренная п. 5 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не устанавливается военнослужащим, на которых в связи со служебной необходимостью возложено временное исполнение обязанностей по невакантной (занятой) воинской должности в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности, т.е. в случае, когда военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой должности, но от должности не освобождается.

Военнослужащие проходят военную службу, как правило, на воинских должностях. Воинской должностью определяются характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций в сфере обороны и безопасности, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. С понятием воинской должности как стержневым связаны все другие понятия, касающиеся военной службы.

Военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях:

– нахождения в распоряжении командира (начальника) – не более трех месяцев;

– нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более шести месяцев;

– нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу.

Воинская должность – это учрежденная в установленном порядке структурная единица в государственной военной организации или федеральном органе исполнительной власти, в которых в соответствии с законом предусмотрена военная служба, отражающая содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

При определении правового статуса должности необходимо различать учреждение должности и ее замещение. Учреждение должности означает закрепление в официальном правовом акте должностного наименования и целевого назначения должности, т. е. основы правового статуса должности. Следовательно, учреждение должности относится к вопросам организации государственно-служебного (военно-служебного) отношения.

Замещение должности состоит в приеме на данную должность конкретного физического лица посредством определенного установленного в нормативном акте организационно-правового способа замещения должностей (назначения, конкурса и т. д.), т. е. замещение должности связано с практическим осуществлением военной службы.

Многие из названных способов применялись и в истории России: известны избрание на престол, переход должности по наследованию, широко применялось назначение. В советский период истории нашего государства законодательно были закреплены такие способы, как зачисление, назначение, конкурс, избрание, которые сохранились и в Российской Федерации. Первые три из них применяются в настоящее время при замещении должностей военнослужащими.

Конкурс заключается в замещении должности в порядке соревнования, состязательности. Основное преимущество конкурса – возможность участия в нем неограниченного круга лиц (не менее двух, имеющих объявленные данные для занятия данной должности), открытость, гласность, голосование, равный доступ граждан к государственной службе. В отличие от выборов конкурс основан на волеизъявлении только участников. Итоги конкурса имеют юридическую силу после объявления результатов голосования, на основе чего заключается контракт.

Основным способом замещения должностей военнослужащими как по дореволюционному, так и по советскому законодательству было назначение их на должность на основании административных полномочий воинских должностных лиц.

По законодательству Российской Федерации замещение должностей также в основном производится назначением на них военнослужащих. Однако в целях минимизации субъективного фактора при принятии решения о назначении применяются предварительные процедуры согласования, аттестации военнослужащих, а при назначении на отдельные должности – проведение конкурса на замещение вакантных должностей.




Процедурой, предшествующей, как правило, назначению на должность, является аттестация военнослужащих. В соответствии с п. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.

Под аттестацией военнослужащих понимается деятельность аттестационной комиссии, состоящей из воинских должностных лиц, в рамках нормативно установленной процедуры в целях определения служебно-должностного предназначения военнослужащего, а также его служебно-правового положения на основании изучения его деловых, личных и нравственных качеств, служебной деятельности, результатом которой является оценка аттестуемого, содержащаяся в рекомендациях аттестационной комиссии, представляемых на утверждение соответствующему командиру (начальнику).

Таким образом, институт аттестации состоит из следующих элементов:

1) субъекта, который организует и проводит аттестацию, решает иные аттестационные задачи. В узком смысле субъектом аттестации является аттестационная комиссия, которая должна состоять из наиболее авторитетных, профессиональных и принципиальных военнослужащих. Субъектом аттестации является также должностное лицо, которое рассматривает рекомендации аттестационной комиссии и утверждает или не утверждает их;

2) объекта, отражающего отношения по осуществлению лицом должностных обязанностей и функций. Это военнослужащие, которые подлежат аттестации, деятельность которых оценивается;

3) процедуры для достижения конкретных результатов аттестации. Специальные процедурные нормы, регулирующие аттестационную деятельность, определяют, кто и в каком порядке оценивает работу военнослужащего. В соответствии с задачами, целями и функциями аттестации устанавливаются критерии, по которым оцениваются профессиональные, личные и нравственные качества военнослужащих, а также результаты исполнения ими должностных обязанностей.

Аттестация как регламентированная деятельность носит процедурный, а не процессуальный характер, поскольку ее результаты не приводят к изменению правового положения военнослужащего и, следовательно, военно-служебного отношения в целом. Аттестация является условием последующего изменения военно-служебных отношений, а также гарантией объективности принимаемых решений. Гарантиями объективности рекомендаций аттестационной комиссии являются, во-первых, контроль, осуществляемый должностными лицами при рассмотрении рекомендаций, во-вторых, возможность обжалования выводов аттестационной комиссии как в административном, так и в судебном порядке.

Назначению военнослужащих на некоторые должности может предшествовать конкурс, который является особой процедурой подбора кадров на вакантные должности в соответствии с решением конкурсной комиссии. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания. В первом случае конкурсная комиссия оценивает участников конкурса на основании документов об образовании, о прохождении службы, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению кадровых органов. В ходе конкурса-испытания конкурсная комиссия оценивает профессиональные и личные качества кандидатов на вакантную должность, исходя из соответствующих квалификационных требований, предъявляемых по государственной должности, и требований должностных инструкций.

К таким должностям, в частности, относятся: должности преподавательского и научного состава вузов, научно-исследовательских организаций и испытательных полигонов; должности адъюнктов, докторантов; должности курсантов, слушателей. Кроме назначения на указанные должности, законодательством Российской Федерации предусматривается также проведение конкурса при назначении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на вышестоящую или равную должность (п. 13 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы), тем самым подразумевается возможность расширения использования конкурсного способа замещения военнослужащими должностей.

В отличие от аттестации положительный результат конкурса порождает обязанность должностного лица издать административный акт о назначении победившего в нем кандидата на должность, для замещения которой проводился конкурс. Решение конкурсной комиссии – юридическое основание для назначения на должность или отказа в таком назначении.

Таким образом, аттестация – общее условие, а конкурс – специальное условие для назначения на должность. Не являясь юридическими фактами, они имеют юридическое значение, поскольку создают возможность изменения военно-служебного правоотношения при назначении на должность.

Юридические условия назначения на должность выступают, во-первых, в виде предпосылок назначения на должность, во-вторых, в качестве требований, которые должны соблюдаться в процессе назначения. При назначении на должность должны соблюдаться установленные п. 10 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы условия-требования, например, такие как назначение на должности военнослужащих соответствующего состава (иногда допускается назначение военнослужащего на должность высшего состава); наличие допуска к государственной тайне; запрет службы родственников при условии подчиненности и непосредственной подконтрольности одного другому; предварительное обучение и переподготовка и др.

В период прохождения военной службы военнослужащие могут быть назначены на первую воинскую должность, высшую воинскую должность, равную воинскую должность или низшую воинскую должность. Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий – более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится:

а) в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

б) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:

а) по служебной необходимости;

б) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

в) для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;

г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

д) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

е) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий – более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность производится:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями – при невозможности назначения военнослужащего на высшую или равную воинскую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

б) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, – с его согласия);

г) по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

Военнослужащий, назначенный на низшую воинскую должность в порядке реализации дисциплинарного взыскания, может быть назначен на высшую воинскую должность только после снятия этого взыскания.

Беременные женщины-военнослужащие в соответствии с медицинским заключением с их согласия могут быть назначены на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

Военнослужащие женского пола, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае если они не могут выполнять служебные обязанности, назначаются на другую воинскую должность до достижения ребенком возраста полутора лет с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

Изменение служебно-должностного положения военнослужащего, влекущее изменение военно-служебных отношений, кроме назначения на должность, связано также с переводами, направлением военнослужащих не на воинские должности без приостановления им военной службы и освобождением от должности.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации предусмотрены следующие виды переводов военнослужащих:

а) по инициативе военнослужащего (по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; по семейным обстоятельствам по личной просьбе; по личной просьбе; в связи с зачислением в военно-учебное заведение, адъюнктуру, военную докторантуру). Однако военнослужащие не обладают субъективным правом на перевод. Дискреционными полномочиями в этом вопросе обладают должностные лица, имеющие право назначения на должность;

б) по инициативе командования (по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с плановой заменой; в связи с отчислением из военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры; перевод в случае, если с учетом характера совершенного преступления военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по военной службе, не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными).

Изменение служебно-должностного положения военнослужащих происходит в случае их направления не на воинские должности без приостановления им военной службы. Направление военнослужащих осуществляется для исполнения функций (работ) специального характера: например, военнослужащие могут использоваться в качестве экспертов, консультантов и помощников по вопросам, связанным непосредственно с деятельностью органов и организаций, от которых они направлены.

Издание индивидуального административного акта о назначении на новую должность, переводе или направлении военнослужащих не на воинские должности без приостановления им военной службы не влечет изменения военно-служебных отношений. Указанный акт является основанием для их изменения впоследствии. Момент изменения военно-служебных отношений связывается с освобождением военнослужащего от прежней должности, осуществляемым на основании указанного акта.

Освобождение от должности может совпадать по времени с вступлением военнослужащего в новую должность (например, при перемещении военнослужащего в пределах одной воинской части), однако, как правило, указанные моменты не совпадают, поскольку в большинстве случаев назначения связаны с переводом к новому месту службы или назначением в другую воинскую часть. Освобождению от должности должна предшествовать сдача военнослужащим дел и должности. Освобождение от должности оформляется приказом по воинской части, учреждению или организации, в которых военнослужащий проходил военную службу. Освобождение от должности может происходить не только в связи с назначением на новую должность, но и в иных случаях.

Таким образом, изменение военно-служебных отношений может явиться следствием изменения служебно-должностного положения. В перечисленных случаях фактическому изменению военно-служебных отношений предшествует освобождение военнослужащего от должности.

По законодательству Российской Федерации освобождение военнослужащих от должностей, связанное с изменением их служебно-должностного положения, происходит в следующих случаях:

– назначения на новую воинскую должность, в том числе при зачислении в военно-учебное заведение и окончании военно-учебного заведения;

– перевода к новому месту военной службы;

– направления военнослужащих не на воинские должности без приостановления им военной службы;

– назначения на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, которая является государственной должностью Российской Федерации;

– зачисления военнослужащих в распоряжение.

Таким образом, изменение военно-служебных отношений, связанных с изменением служебно-должностного положения военнослужащего, представляет собой совокупность юридических фактов, приводящих к изменению должностных обязанностей и соответствующих им прав.

 Равная должность для военнослужащего при переводе - вопросы и ответы.

На нашу горячую линию и в группы постоянно поступают вопросы, связанные с переводом на равную должность, увольнением, спрашивают и об отличии равной от низшей и высшей должности. Поэтому давайте сегодня поговорим обо всем об этом.

Начнем с основ, что же такое равная должность.

Согласно Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы":

Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
15. Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:
а) по служебной необходимости;
б) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
в) для более целесообразного использования военнослужащего на военной службе;
г) по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
д) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);
е) по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

И одними из самых распространенных вопросов, проблем и судебных споров в том числе, являются в основном первые 2 пункта. Давайте на них остановимся.

Итак, перевод по служебной необходимости. И наверное главный вопрос - можно ли отказаться от него.
Поясняем — ответ на этот вопрос уже содержится в Указе 1237, читаем:
Военнослужащий может быть переведен к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность. Перевод производится без согласия военнослужащих, за исключением следующих случаев:
а) при невозможности прохождения военной службы в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
б) при невозможности проживания членов семьи военнослужащего (жена, муж, дети в возрасте до 18 лет, дети-учащиеся в возрасте до 23 лет, дети-инвалиды, а также иные лица, состоящие на иждивении военнослужащего и проживающие совместно с ним) в местности, куда он переводится, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии;
в) при необходимости постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).

Таким образом, очевидно, что закон строго содержит обстоятельства, когда военнослужащий может не согласиться с переводом на равную должность и они обязательно подтверждаются заключением медицинской организации, в иных случаях согласие военнослужащего спрашивать не требуется. Кроме того, обращаю внимание, перевод может производиться в пределах вооруженных сил Российской Федерации.

Подробнее в 74-м выпуске военно-правового блога:

Следующий частый вопрос от военнослужащих - а можно ли отказаться от перевода на равную должность, если не совпадает ВУС.
Ответ прост и его опять же мы уже озвучили выше, закон не связывает перемещение военнослужащего с критериями по ВУСу. Более, того смотрим Указ 1237 который нам говорит следующее:

Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности.
При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка.

Перевод на равную должность и ОШМ.
И военные тут чаще всего спрашивают, а можно ли уволиться, если в воинской части проходят ОШМ. Ответ на это также содержится в действующем законодательстве.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона) при отсутствии других оснований для увольнения: при сокращении занимаемой им воинской должности (должности), невозможности назначения на равную воинскую должность (должность) и отсутствии его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Таким образом, увольнение военнослужащего по указанному основанию является правом командира, а не обязанностью. При этом необходимо уточнить, что не следует путать это с увольнением по ОШМ, если по ВВК военнослужащий признан не годен по ВУС. Об этом можете посмотреть блог ссылка будет под видео.
Отметим, что здесь должен обязательно быть соблюден весь порядок, прежде чем у военнослужащего появится возможность уволиться по ОШМ, если таковое желание имеется.

Что же касается перевода в связи с ОШМ на равную должность он также соответственно производиться без согласия военнослужащего.
Идем далее, очень часто от молодых лейтенантов слышим следующее утверждение - если служишь меньше года, то перевести не имеют права. И нас спрашивают правда ли это.

Отвечаем — такого нет, вышеперечисленные нормы права об этом четко говорят. Поэтому, друзья, если возникают подобные сомнения, вы всегда можете открыть Порядок прохождения военной службы и еще раз ознакомиться. Многие вопросы отпадут, ну а если что-то останется, добро пожаловать на наш форум, ссылка есть ниже, там уже есть все ответы.

Также периодически у молодых лейтенантов возникают вопросы отличия равной должности от низшей и высшей.
Давайте, напомню. Должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.
Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

При назначении на высшую или низшую должность однозначно должно быть согласие военнослужащего. Если с назначением на высшую должность все понятно, то обратите внимание, на низшую могут назначить и без согласия военнослужащего в порядке реализации дисциплинарного взыскания "снижение в должности" или "снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность", а также в случае, если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания "предупреждение о неполном служебном соответствии" военный не исправил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли. Иными словами просто так снизить в должности не имеют право.
На этом, думаю, с отличиями должностей мы разобрались и на сегодня все, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо, читайте и смотрите наши блоги!

Дополнительное рабочее место позволяет работающему человеку увеличить свои доходы и одновременно расширить или закрепить свои профессиональные навыки. Право на труд закреплено в Конституции РФ (37-я статья).

Военнослужащие также не являются исключением — они тоже ищут дополнительные источники дохода помимо основной служебной деятельности. Но делают это неофициально, без документального оформления, сознательно лишая себя социального обеспечения в виде отчислений в Пенсионный и другие страховые фонды.

Такая позиция обусловлена спецификой военной службы. Основная задача армии — это поддержание и охрана безопасности государства. Такая крайне важная деятельность не подразумевает дополнительную работу в каких-либо государственных организациях или на коммерческих предприятиях.

Законодательство


Специфика служебной деятельности требует от кадрового военного постоянного нахождения в указанной части и подразделении.

законодательство

Военнослужащий обязан быстро и точно выполнить приказ. От его реакции и самоотверженности зависит очень многое, в том числе, боеспособность подразделения. Очевидно, что нахождение на любой другой работе помимо службы не позволит своевременно выполнить поступивший приказ. Например, если человек занят работой по совместительству, он физически не в состоянии вовремя прибыть в часть.

Права на трудовую деятельность для военных лиц отображены в Федеральном законе под номером 76, изданном в мае 1998 года. В частности, десятая статья упомянутого закона уточняет, что работа военных может быть связана только с их профессиональной деятельностью.

Это правило касается, в первую очередь, работ по совместительству в любых организациях, учреждениях и предприятиях.

Человек, находящийся на службе в армии, не может заниматься любой другой трудовой деятельностью даже во внеслужебное время! Об этом говорит ещё один Федеральный закон под номером 53 (37-я статья).

Совместительство

Исходя из вышеуказанных законодательных норм, можно сделать вывод, что совместительство для лиц, находящихся на службе в армии, запрещено.

Военнослужащий по контракту

Кроме того, существует ряд ограничений на разные виды деятельности:

  • Военный не может заниматься любой коммерческой деятельностью (то есть, работать без заключения трудового договора), а также не вправе осуществлять такую деятельность через других лиц, используя доверенность.
  • Запрещено использовать своё служебное положение для помощи другим лицам в осуществлении коммерческой деятельности.
  • Служащему в армии нельзя возглавлять любые коммерческие структуры. Единственное исключение — это структуры такого рода, находящиеся в подчинении военного ведомства.
  • Военный не может использовать доверенное имущество и ценности для целей, прямо не связанных с его служебной деятельностью.
  • Также запрещается получать денежные вознаграждения за различную деятельность. Например, получать гонорары за публикации в СМИ и выступления, связанные со служебной деятельностью.
  • Нельзя принимать какие-либо вознаграждения или подарки за исполнение своей служебной деятельности.
  • Запрещено пользоваться своим служебным положением для оказания услуг различным организациям (коммерческим, религиозным, политическим).
  • Нельзя оплачивать заграничные командировки за счёт физических или юридических лиц. Исключение — поездки, осуществляемые по служебным надобностям.

Какая деятельность разрешена?

При всём строгом отношении к служебной деятельности в военной сфере существуют также исключения.

Военнослужащий может заниматься за вознаграждение любой научной, преподавательской или творческой деятельностью.


Единственное требование к таким служащим — это разрешение прямого руководителя на подобную деятельность.

Воинский шеврон

Командир должен решить, будет ли дополнительная деятельность мешать основным служебным обязанностям подчинённого или нет.

Заниматься дополнительной деятельностью разрешается исключительно во внеслужебное время. О начале такой деятельности подавать рапорт не требуется.

А вот работа в военных учебных заведениях может осуществляться даже в служебное время. Преподаватель военного вуза или профессионального учебного заведения обязан подать рапорт, согласовать такую деятельность с непосредственным командиром или командиром полка, и только после этого приступать к преподавательской деятельности.

проводки по заработной плате

Страховой стаж для больничного листа — узнайте все об этом.

Что такое проводки и как их оформлять, вы можете прочитать в нашей статье.

Тарифная и бестарифная оплата — все, о что вам нужно узнать о них, вы можете прочесть по ссылке.

Ответственность за нарушения

Военнослужащий

Любые нарушения в трудовой сфере караются по закону. Также руководство не одобрит дополнительную деятельность (например, совместительство на должности преподавателя вуза), если она препятствует достойному исполнению основных служебных обязанностей.

Запрет оформляется в письменном виде. К этому документу обязательно прилагаются письменные свидетельства нарушений. Например, доказательства нарушений дисциплины или опозданий на место службы.

В случае нарушения проводится следствие, которое выясняет степень вины и устанавливает, действительно ли дополнительная трудовая деятельность препятствует несению службы.


На служащего, допустившего нарушения, налагается дисциплинарное взыскание.

Также запрет на дополнительную работу с заключением договора может быть наложен судебными инстанциями.

Лицам, служащим в армии, нельзя забывать о том, что получение дополнительной должности по совместительству для них запрещено по закону. А все разрешённые исключения (преподавание, творческая или научная деятельность) требуют ответственности и соблюдения дисциплины на основном служебном месте. Любые нарушения, допущенные на служебном месте, могут быть сочтены командиром за грубое нарушение, несовместимое с дополнительной трудовой деятельностью за вознаграждение.

При этом следует отдавать себе отчёт в том, что такая дополнительная деятельность не может финансироваться за счёт иностранных граждан или фондов, а также лиц, не имеющих гражданства, но проживающих на территории РФ. Исключение представляют случаи работы по международному договору, если он не противоречит законодательству РФ.

Читайте также: