Как рисовать лицо пособие для детей

Обновлено: 30.06.2024

В изобразительном искусстве, нарисовать человека является одной из самых сложных задач. Чтобы правильно нарисовать человека, необходимо обладать хотя бы базовыми знаниями в анатомии. Само телосложение нужно тщательно изучать, чтобы максимально точно передать его на бумаге.

Основные правила рисования лица

Прежде чем переходить к более детальному изучению нюансов, необходимо сначала подготовить базу, от которой потом можно будет отталкиваться. Рассмотрим базовые правила рисования, которых нужно придерживаться.



Поэтапный мастер-класс по рисованию лица

Этап 1

Сначала нужно нарисовать ровный овал, разделить его вертикальной и горизонтальной линией, сделав таким образом крест внутри овала. Затем нужно начертить еще одну горизонтальную линию, которая будет расположена ниже уже имеющейся аналогичной линией. Она должна быть расположена таким образом, чтобы делить расстояние от первоначальной горизонтальной линии до подбородка пополам.


Задача этих линий примерно наметить расположение глаз и губ на лице. Вертикальная линия служит для определения места для носа.


В последствии эти линии необходимо будет стереть, поэтому нужно рисовать их максимально легко и тонко.


Шаг 2

Следующим шагом является определение носа на лице. Для этого нужно наносить ориентировочные наброски носа на вертикальную линию. Так же необходимо обозначить короткими горизонтальными линиями место губ и подбородка. Стоит помнить, что нижняя губа должна быть немного шире верхней.


Шаг 3

Далее необходимо начать рисовать глаза. Они располагаются немного выше носа. Стоит обратить внимание, начало откуда нужно начать рисование глаз, обозначается углами наброска носа. Оттуда начинаются внутренние уголки глаз. При этом, между глазами должно быть такое расстояние, чтобы там теоретически мог вместиться еще один глаз.


Для того, чтобы понять откуда начинать рисовать брови, над уже нарисованными набросками глаз, нужно зрительно добавить еще один. На такой высоте располагаются брови. Начинать рисовать их нужно с внутренней стороны, чтобы корректно нарисовать дугу.


Шаг 4

Теперь нужно начинать рисовать рот. В предыдущих шагах уже были обозначены примерные места. Теперь нужно определиться с его величиной. Для этого нужно использовать внутренние края радужки глаз. От них визуально проводится линия вниз. Расстояние между ними будет оптимальным размером рта.


Стоит понимать, что это справедливо только для спокойной мимики. Если планируется нарисовать улыбку, рот должен быть шире.


Шаг 5

Теперь, когда все наброски созданы, нужно убрать вспомогательные линии, которые были нарисованы изначально. Как только вспомогательные линии будут стерты, можно оценить получившийся, полноценный эскиз лица. На этом этапе производится оценка отдельных деталей, их сочетаемость. При необходимости вносятся коррективы, чтобы сделать лицо более реалистичным.


Шаг 6

Когда оценка завершена, коррективы внесены, нужно приступать к детализации рисунка. Обратите внимание на подбородок, в зависимости от пола рисуемого лица, он может быть более сильным или слабым. У женщин тоже может быть сильный подбородок, но необходимо не переусердствовать, иначе эта деталь может испортить общее впечатление от рисунка.


Нужно закрасить зрачки черным цветом, пририсовать веки. Стоит обратить особое внимание на глаза. Они требуют кропотливой работы, содержат много мелких деталей, буквально отражая душу человека. Сначала нужно начать прорисовывать веки, затем ресницы.


После этого можно начать добавлять тени на зрачок и радужку глаза.


Шаг 7

Заключительным этапом являются тени. Их нужно добавлять по всему лицу, чтобы добавить рисунку выражения. Особое внимание уделить губам, так как они имеют весьма неровную поверхность. Делать это нужно более мягкими карандашами, чтобы легче было растушевывать.


Разобрали поэтапно основные правила рисования человеческого лица, и телосложения в целом. Необходимо придерживаться их на каждом этапе рисунка, чтобы выдерживать пропорции и изначально заданный стиль.


Карандашный рисунок при желании можно дополнить цветными карандашами.


Однако, чтобы сделать это качественно, необходимо сначала правильно подобрать цветовую гамму, начиная от цвета кожи, заканчивая радужкой глаз и цветом губ. Для этих целей лучше всего подойдут мягкие карандаши. Фактически той же твердости, что я для рисования теней.


Это связано не только со сложным устройством лица, где должна соблюдаться симметрия и схожесть с оригиналом, но и с изначальным предубеждением большинства людей в том, что хорошие портреты получаются только у избранных и талантливых рисовальщиков.


Но каждый желающий может попробовать свои способности и научиться изображать человеческие лица, пользуясь поэтапной, простой техникой рисования.


Краткое содержимое статьи

Симметрия и построение пропорций

Расположение всех деталей портрета намечается на произвольном овале двумя основными осями, задающими правильное расположение глаз, кончика носа и средней вертикальной оси, проходящей по линии симметрии лица.


Чтобы научиться рисовать человеческое лицо поэтапно карандашом, необходимо с помощью этих линий постоянно уточнять и поправлять пропорции. Постепенный порядок работы может многим показаться бесполезной тратой времени, однако это наиболее надежный способ легко и быстро построить сложный объект рисования.


Только с помощью постоянной сверки соотношений элементов индивидуального человеческого лица со всеми его особенностями, можно добиться значительного портретного сходства.

Наблюдательность и терпение – залог успеха

Для начинающих остается загадкой, как красиво нарисовать портрет человека, при разных поворотах головы на изображении. Просто, при построении рисунка, необходимо постоянно уточнять симметрию и пропорции не только на переднем плане, обращенном к зрителю, но и на противоположной стороне.

  • При наработке навыков, со временем, у художников появляется автоматическое воображаемое представление объема головы, и становится понятно, как просто нарисовать портреты в анфас, профиль и половину оборота.
  • Наблюдение за характерными движениями бровей, губ и век помогает верно показать на рисунке эмоции, настроения и выражение лица человека.
  • Однако начинающему будет легче для начала нарисовать все части лица в спокойном состоянии, а затем придать им нужную выразительность, приподняв и характерно изогнув кончики губ или брови.


Основные оси лица

Для построения симметрии проводят среднюю ось, которая делит лицо по вертикали на две равные части. Описание мастер-класса для начинающих включает также знакомство с другими основными линиями рисунка.


Главная горизонтальная линия проходит через центры зрачков глаз и находится на переносице, месте пересечения с осью симметрии.

  • Таким образом, сразу определяются пропорции соотношений лобной части головы и нижнего лицевого отдела.
  • Обычно две главные пересекающиеся оси разделяют овал передней части головы на равные части, кроме портретов людей с неординарной внешностью, у которых данные пропорции могут немного отличаться.
  • Далее на горизонтальной линии проводят два симметричных вертикальных отрезка, определяющих межцентровое расстояние между зрачками. Так закладывается основа создания портрета с живым выражением глаз.
  • На вертикальной оси, небольшими штрихами намечаются расстояния от переносицы до нижней линии роста волос с расположенной над глазами линией бровей.
  • В нижней части лицевого овала намечаются линии нахождения кончика носа, губ и подбородка.










Работа над портретом девушки

Чтобы получился красивый портрет, можно по описаниям понять, как нарисовать девушку карандашом. Для работы понадобятся карандаши различной твердости, бумага, ластик для стирания лишних линий, точилка и планшет для удобного наклона рисунка в процессе работы над пропорциями.

  • Когда все готово, чтобы нарисовать девушку поэтапно, можно приступать к построению основных пропорций лица. Сначала в средней части листа рисуется овал, при этом сразу надо определить форму подбородка.
  • Под овалом намечают двумя линиями положение шеи, с плавными изгибами. В начале работы художнику надо взять самый твердый карандаш и делать наброски, без сильного нажима, держа грифель под наклоном 45 градусов по отношению к плоскости рисунка.
  • Распределение основных пропорций начинается с рисования главных осей – вертикальной и горизонтальной, которые пересекаются посередине лица, на уровне зрачков глаз. При этом следует тщательно проверить и замерить визуально соотношение верхней и нижней частей лица.
  • Нижнюю линию прически на лбу можно найти сразу и обозначить волосы плавными линиями. При этом длинные пряди могут спадать на лицо и частично закрывать его с боков. В нижней части лба рисуют выразительную и выдающуюся вперед линию надбровных дуг, на которых расположены брови, с индивидуальной шириной и формой.
  • В нижней части овала находят длину носа, которая обозначена его кончиком и пропорциональна по отношению к линиям всего лица. Ниже носа находится линия губ, причем верхняя всегда немного меньше, чем нижняя.


Когда найдены основные пропорции, то по рисунку становится видно, как легко нарисовать девушку, если придерживаться пошаговой инструкции. Остается наметить крайние точки крыльев носа, определить форму глаз.













Рисунок человеческого лица для детей

Многим детям рисование нравится с раннего детства, и они изображают окружающий мир, который видят вокруг себя.


В дошкольном возрасте они стараются передать на бумаге, с помощью карандашей свое особенное ощущение от разных людей и рисуют их общими линиями, стараясь придать схожесть цветом одежды или характерными для конкретного человека предметами.


Но в возрасте 9-10 лет можно научить юных художников правильно рисовать портреты, используя пошаговую инструкцию для детей.

Портрет 1
Портрет 2
Портрет 3
Портрет 4

Различают два вида портрета: формальный портрет, где человек изображен в положении, которое диктует ему род деятельности, и где большое значение придается композиции, окружению, нередко символическим атрибутам.

И неформальный портрет, где человек изображен в произвольной, естественной позе, например за выполнением какой-либо рутинной работы в привычном окружении. Этот эффектный современный способ изображения людей появился благодаря моментальной фотографии и требует от художника высокого мастерства и хорошего вкуса.
В эту же категорию входит так называемый эмоциональный портрет, когда модель удалось запечатлеть с улыбкой или в движении.

Важно не рассеивать внимание зрителя и помнить, что в фокусе должно быть лицо (главным образом глаза). Но чтобы портрет был более выразительным, попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, или тело по пояс, а также руки, которые быть столь же привлекательными, что и лицо, если они красивой формы или играют важную роль в композиции.

Портрет женщины

Изображение женщин, как и исследование их характера, не обходится без решения эстетических вопросов. Следует выбирать свободную, произвольную позу, если модель молода, и более строгую, спокойную, если модель зрелого возраста. Избегайте неестественных, излишне театральных поз. Во многих случаях стоит рисовать женщину в полный рост, поскольку одежда и фон играют немаловажную роль в отражении в рисунке личности модели.

Мужской портрет обычно более формальный. Он отражает общепринятый образ мужчины, который связан не только с его физическими качествами, но и с положением в обществе. Иногда боковое освещение, дающее красивые контрасты, помогает особо выделить черты и формы мужского лица. Для молодого человека выгодно непринужденное положение тела и выражение лица, в то время как мужчин зрелого возраста лучше изображать в сдержанной, величавой позе.
Проследите, чтобы мужчина не скрещивал руки и не казался высокомерным.

Освещение должно быть слегка рассеянным, исходить из одного источника (из окна или от лампы) и располагаться чуть выше и сбоку от модели. Такое освещение выявляет черты лица, но так мягко, что под носом и ртом и вокруг глаз не образуются тени. По этой причине следует избегать яркого искусственного освещения (например, от прожектора) и прямого солнечного света: они выделяют даже самые мелкие морщины и отрицательно сказываются на качестве работы.

Освещение

Кроме того, при ярком освещении модель вынуждена напрягать лицевые мышцы, поэтому выражение лица будет напряженным и неестественным.

Эти две фотографии отличаются углом наклона источника освещения и расстоянием между источником и моделью.

Важно передать не только физическое сходство, но и психологическое. Чтобы добиться физического сходства, необходимо как следует рассмотреть форму головы (и рисовать от общего к частному) и точно рассчитать пропорции лица в целом и деталей лица (глаз, носа, рта и так далее). Чтобы добиться психологического сходства, важно поговорить с моделью, попытаться понять ее характер, предпочтения, привычки и понаблюдать за тем, в каком окружении человек живет и работает.

Конечно, это не всегда возможно, но может пригодиться, чтобы определить наиболее подходящую позу и решить, какие черты характера стоит выделить или поместить в центр внимания.

Самое главное в портретном жанре — в общих чертах охватить индивидуальные особенности головы модели и лишь затем тщательно изучить детали и то, как они соотносятся между собой.

Рисуя голову, необходимо убедиться, что ее пропорции, то есть относительные размеры составных частей (глаз, ушей, носа, рта — их мы рассмотрим позже), переданы правильно и точно. При рисовании портрета важно уделить пристальное внимание общему строению головы и определить ее основные характеристики, потому что во многом именно от этого зависит степень сходства рисунка с оригиналом.

Подробного воспроизведения деталей недостаточно: если общий вид головы неточен, практически всегда результатом будет лишь отдаленное, неудовлетворительное сходство.

Полезна в обучении квадратная сетка, о которой знают со школьной скамьи. На изображение, которое нужно увеличить (рисунок или фотографию), наносится сетка. Такое же количество квадратов, но увеличенных, нужно перенести на поверхность для рисования большего размера. После этого можно без труда перенести штрихи в нужную клетку, соблюдая пропорции.

Как только вы тщательно изучите общее строение головы, вы можете перейти к анализу особенностей деталей лица: носа, рта, глаз и ушей. Имеет смысл научиться распознавать основные морфологические, то есть конструктивные характеристики всех элементов лица, поскольку именно точное воспроизведение индивидуальных особенностей позволяет добиться близкого сходства.

Глаза — самая выразительная часть лица, поэтому так важно расположить их правильно и передать их точную форму.

Глаза

Глаза 2

Глазные яблоки (следовательно, и зрачки) должны смотреть в одном направлении, от этого зависит выразительность глаз. У женщин обычно длинные и густые ресницы, а брови тонкие и хорошо очерченные. Радужная оболочка глаза ребенка кажется большой по сравнению с веками. У пожилых людей от уголков глаз расходится несколько глубоких морщин, под глазами образуются мешки, а брови становятся неравномерно густыми и кустистыми.

Ушная раковина — это особой формы упругий хрящ. Хотя морфологические черты уха сильно разнятся от человека к человеку, в целом форма уха напоминает морскую раковину и, в общем-то, одинакова у мужчин и женщин. Уши часто скрыты волосами, и их выразительность зависит от точного положения на боковой стороне головы, как показано на набросках ниже. Высота уха у взрослого человека обычно совпадает с высотой носа. Детские уши кажутся большими относительно всей головы. У пожилых людей уши имеют обыкновение удлиняться, потому что утончается и слабеет хрящевая ткань.

Рисовать нос довольно сложно ó это самая выделяющаяся часть лица, внешний вид которой зависит от точки зрения. Пирамидальная форма носа образуется двумя маленькими тесно расположенными костями и отчасти хрящом, и это хорошо просматривается на спинке носа. Попробуйте рисовать нос в разном положении, при необходимости обращаясь к фотографиям, если так будет легче понять его строение. Заметьте, что спинка носа переходит из переносицы в кончик носа, а крылья носа переходят в щеки. На треугольном основании располагаются овальные ноздри, сходящиеся к кончику носа и ограниченные крыльями носа.

Необходимо проработать самые важные участки света и тени (больше всего света обычно на спинке и кончике носа, а самая интенсивная тень — у основания, около ноздрей) и обозначить только их, чтобы не утяжелить рисунок.

Рот — вторая по выразительности часть лица после глаз. Рисуя губы, художник должен четко провести линию, отделяющую верхнюю губу от нижней (строго на полуцилиндрической плоскости челюстной кости), и соблюсти правила перспективы. Простые эскизы ниже демонстрируют некоторые основные характеристики формы губ.

Например, верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выдается вперед.

Эскиз

Рисование с натуры позволяет рассмотреть разные композиционные варианты, обходя модель вокруг, чтобы не упустить из виду ни один выразительный нюанс и уловить общую форму, что так важно для достижения сходства. Рисуйте подобные этюды простыми, ясными штрихами, стараясь повторить общее строение головы, не сосредоточиваясь на светотени.

Первый этап. Внимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.

  • особенности рисования в стиле ню;
  • как правильно освещать модели и объекты для рисования;
  • как рисовать группы людей и пейзажи;
  • техника рисования карандашом, углем, тушью;
  • как вести путевой дневник художника и многое другое.

А если хотите получать подробные и красивые обзоры на лучшие творческие новинки вместе с эксклюзивными скидками на электронные и бумажные книги — подписывайте на нашу рассылку.

Умение рисовать – это не всегда талант, достаточно иметь желание и быть терпеливым. Для создания рисунка человека необходимо знать его анатомическое строение и основные пропорции. Сложно без умения передать на бумаге изображение лица, но научиться может каждый.


Базовые принципы создания лица на бумаге

Перед работой следует подготовить листы бумаги, ластик, простой карандаш и линейку. Стоит продумать с чего надо начинать изображение. Сначала следует запомнить некоторые нюансы основных правил создания рисунка:

  1. Предварительно на чистом листе бумаги надо визуально определить, где будут находиться элементы рисунка.
  2. Карандаш по мягкости выбирают средний, чтобы линии ложились тонко и их можно было легко стереть при необходимости.
  3. Набросок сохраняется, пока не прорисуется результат работы.
  4. Форма любого лица выполняется так: верх округлый, а низ немного заостренный.
  5. Начинающему художнику надо регулярно практиковаться, доведя выполнение штрихов до автоматизма.


Каждую часть лица сначала учатся рисовать по отдельности, а потом создается все лицо.


Правила построения портрета

Перед тем, как нарисовать лицо человека карандашом поэтапно, для начинающих ставится задача: изучить и натренироваться чертить осевые линии. С их помощью лицо создается легче и соблюдаются все пропорции. Позже, когда появляется опыт, достаточно будет представлять их визуально для прорисовки мимики и настроения.


Прорисовка глаз

Как правильно располагать осевые линии, следует хорошо запомнить:

  • глаза располагаются по середине нарисованного овала;
  • оси проводятся горизонтально и вертикально, разделяя пополам набросок головы.


Ровные части получатся с использованием линейки, так как для начинающих сложно на глаз определить величину пропорций.


Волосы, нос, брови

Весь овал снова делится горизонтальными линиями, но уже на три одинаковые части и одну половинку. Верхняя прямая – это длина волос, средняя – брови, за ней идет основание носа. Промежуток от бровей до волос такой же по величине, как и лоб. Если не брать во внимание волосы, то лицо имеет три равные части размером как высота лба.


Обозначение губ и рта

Расстояние от кончика подбородка до носа делят на две равные части. Полученная линия будет краем нижней губы. Вертикальный отрезок от носа до низа губы размечают на 4 одинаковые части. Первая четвертинка будет показывать разрез рта. По величине губы у разных людей не одинаковые, в отличие от разреза.


Расположение ушей

В рисовании ушей имеется один нюанс – они крепятся немного в другом месте. Верхний предел определяется на уровне оси глаз, а нижний по линии основания носа. Ушные раковины могут быть маленькими, большими, оттопыренными и прилегающими к голове, но крепление у всех одинаковое.


Размещение глаз, рта и крыльев носа

Линия глаз делится на восемь равных частей. Между ними расстояние должно быть равно две восьмых. Каждый глаз имеет такой же размер. От края глаза до линии головы расстояние будет 1/8. Все измерения берутся приблизительные, так как у каждого человека имеются анатомические отличия.


Важно: уголки внутренней части глаз всегда находятся на прямой глаз. Все намеченные точки помогут в рисовании. Глаза не располагают близко между собой или далеко друг от друга.


Крылья носа и уголки глаз прорисовываются на одном уровне. Если провести вертикальную линию от центра глаза, то она опустится на уголок рта. Это правильно созданная пропорция черт лица.


Метод простого рисования

После приобретенных навыков и советов по рисованию, можно приступать к работе. Легкая методика даст ответ на вопрос о том, как нарисовать лицо девушки карандашом, и поможет поэтапно справится с созданием рисунка:

  1. Сначала делается набросок овальной формы, в нижней части слегка заостренный. Используя линейку, делят его на две равные половинки по горизонтали и по вертикали.
  2. Дальше в нижней половине проводят еще одну горизонтальную линию. На ней отмечаются место, где будут располагаться губы, рот и нос.
  3. Эскиз носа выполняют в первую очередь. Потом поднимаясь выше, прорисовывают глаза. Уголки должны соприкасаться с линией носа. Начинают с разреза глаз, следом ресницы выводят. Лучше выполнять рисунок обоих глаз одновременно.
  4. Следующий этап о том, как нарисовать брови карандашом поэтапно на лице. Граница бровей над переносицей обозначается шире. Выводят контуры с разными формами. Маленькими штрихами рисуют волоски.
  5. В нижней части овала создается контур губ. Его края находятся на линии зрачков. Верхняя губа имеет изогнутый вид, нижняя больше по величине.
  6. После прорисовывания наброска убираются ластиком все вспомогательные штрихи. Части лица выделяются карандашом сильнее.


Для придания объема лицу, его штрихуют. Темнее участки под носом, нижней губой, под бровями. Заключительным этапом будет рисование ушей и волос.


Методика рисования аниме

Любители героев анимации могут научиться рисовать их на бумаге. Рисуют персонажей ручкой, но сначала необходимо попробовать карандашом. Опытные рисовальщики предлагают вариант, как нарисовать аниме лицо девушки карандашом поэтапно для начинающих:

  1. На листе отмечают сверху и снизу точки, которые потом соединяют между собой. На отрезке делают отметку, обозначающую середину и еще две отметки на равном расстоянии. Средняя отметка - это линия для рисования глаз. Соединив точки по краям, получают форму лица. Набросок глаз выполняют на горизонтальной средней линии.
  2. Теперь в контурах глаз выполняют набросок ровных кругов (зрачков). Сверху штрихами набрасывают брови. На нижней отметке рисуют носик. Выше подбородка прорисовывают губы, а потом и сам подбородок.
  3. Уши рисуют сбоку на уровне глаз, а затем волосы с челкой. От центра вниз выводится линиями силуэт волос.
  4. Зрачки темные, по всему периметру глаз производится штриховка. Сверху выводят веки. Ярче выделяют форму губ.


Портрет мужчины

Нарисовать рисунок лица не так сложно, как и нарисовать лицо мужчины карандашом поэтапно. Имеются только некоторые отличия:

  • овал рисовать не обязательно ровный, на нем намечают основные точки, проводят оси;
  • линия волос делается выше;
  • контуры подбородка шире, но сужаются к немного к низу;
  • после прорисовки всех элементов лица, четко выделяют скулы;
  • волосы делят на локоны, заштриховывая и отмечая светлые и темные части.


Научиться рисовать лица людей оси симметрии и правильно составленные пропорции хорошо помогают. Прорисовывать части лица, надо не заостряя внимания на чем-то одном. Сначала быстро делается набросок, а потом только делают акценты на мимике и выражении.

Читайте также: