Может ли собрание граждан обладать функциями представительного органа местного самоуправления может

Обновлено: 30.06.2024

Из-за невозможности во многих муниципальных образованиях осуществления процесса принятия решений на местном уровне напрямую всеми жителями образовалась потребность в формировании института представительства.

Под представительным органом муниципального образования понимается выборный орган местного управления, состоящий из депутатов и имеющий право представлять интересы жителей и принимать от их имени решения в пределах территорий муниципального образования.

Представительный орган в структуре органов муниципального образования присутствует обязательно, кроме поселений с числом жителей, обладающих избирательным правом, не больше 100 человек (в подобной ситуации функции представительного органа выполняются на сходе граждан). Современные названия органов местного управления достаточно разнообразны.

Таким образом, зависимо от исторических, национальных и прочих местных традиций к представительному органу местного самоуправления относится: городской совет, совет депутатов, городская дума, муниципальный совет, муниципальное собрание, курултай, собрание представителей, рада, хурал, джирге, круге и т.д.

У представительного органа городского поселения, муниципального района, городского округа имеются права юридического лица. У представительного органа сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального назначения могут быть права юридического лица, согласно уставу муниципального образования.

Способы формирования представительного органа в муниципальном образовании

Закон о местном самоуправлении от 2003-го г. предусматривает 2 главных способа образования муниципального представительного органа.

Первый (традиционный) способ состоит в формировании представительного органа через проведение муниципальных выборов. Численность депутатов представительного органа устанавливается по уставу муниципального образования (но не менее количества, установленного законодательством). В Законе о местном самоуправлении от 2003-го г. установлена минимальная численность депутатов представительного органа населенного пункта либо городского округа:

  • семь человек – если численность населения менее 1 тыс. человек;
  • десять человек – если численность населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;
  • пятнадцать человек – если численность населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;
  • двадцать человек – если численность населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;
  • двадцать пять человек – если численность населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;
  • тридцать пять человек – если численность населения свыше 500 тыс. человек.

Число депутатов в представительном органе муниципального района определяется по уставу муниципального района и не может быть меньше 15 человек. Помимо этого, для представительных органов муниципальных районов, которые формируются на муниципальных выборах, имеется ограничение представительства: количество депутатов, которые избираются от 1-го поселения, не может быть выше ⅖ от численности, установленной для представительного органа муниципального района.

Количество депутатов для представительного органа внутригородской территории города федерального назначения устанавливается в соответствии с уставом муниципального образования и не может быть меньше 10 человек.

Муниципальный представительный орган может выполнять собственные полномочия при избрании не менее ⅔ от установленного числа депутатов.

Другой способ предусмотрен исключительно лишь для образования представительных органов муниципальных районов. Они формируются из глав поселений, находящихся в границах муниципального района, а также из депутатов представительных органов данных поселений. Такой способ усиливает связи муниципальных образований между различными уровнями, но может усложнить реализацию представительной функции, ослабить контакты с избирателями.

По этой причине Закон о местном самоуправлении от 2003-го г. позитивно направлен в сторону первого из названных способов, ограничивая использование других условий. А именно, решение об его применении в течение 1-го года с даты выдвижения соответствующей инициативы должны поддержать представительные органы не меньше ⅔ поселений, находящихся в составе муниципального района. Инициативу об образовании представительного органа муниципального района оформляют в соответствии с решением представительного органа, находящегося в пределах муниципального районного поселения. Решение содержит предлагаемую норму представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района и дату, с которой начинается работа сформировавшегося согласно указанному порядку муниципального районного представительного органа. Дата начала деятельности этого органа не может быть ранее даты истечения срока функций муниципального районного представительного органа, сформированного проведением муниципальных выборов.

Установленный порядок образования представительного органа муниципального района закреплен уставом муниципального района в течение 3-х месяцев с даты начала деятельности соответствующего представительного органа из муниципального района.

Инициативу о формировании муниципального районного представительного органа в порядке, закрепленном в пункте 1 части 4 статьи 35 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г., можно выдвинуть не позже, чем за 1 год до наступления дня, начиная с которого муниципальный районный представительный орган имел бы право принять решение о назначении выборов депутатов муниципального районного представительного органа нового созыва согласно Закону об избирательных правах. При принятии указанного решения выборы в муниципальный районный представительный орган не назначаются.

Компетенция муниципального районного представительного органа предельно широка: он вправе принять на собственное рассмотрение любой вопрос местного назначения этого муниципального образования. Помимо этого, в Законе о местном самоуправлении от 2003-го г. закреплена исключительная компетенция муниципального представительного органа. Он вправе:

  • принимать устав муниципального образования и вносить в него изменения и дополнения;
  • утверждать местный бюджет и отчет об его исполнении;
  • устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы согласно законодательству России о налогах и сборах;
  • принимать планы и программы развития муниципального образования, утверждать отчеты об их исполнении;
  • определять порядок управления и распоряжения имуществом, которое находится в муниципальной собственности;
  • определять порядок принятия решений по вопросам создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений и установления тарифов на услуги муниципальных предприятий, учреждений;
  • определять порядок участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определять порядок материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного управления;
  • контролировать исполнение органами местного управления и должностными лицами местного управления полномочий по решению вопросов местного назначения;
  • принимать решения по поводу удаления главы муниципального образования в отставку.

Прочие полномочия представительных органов определяют федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними уставы, законы субъектов России, уставы муниципальных образований.

Согласно части 2 статьи 24 Устава города Саратова, прочие полномочия, которые выполняет Городская Дума:

  • контролировать финансовую систему;
  • избирать главу муниципального образования, а также его заместителя;
  • учреждать органы местного самоуправления города, отраслевых/функциональных и территориальных органов администрации города с правами юр. лица и утверждать положения о них по представлению главы администрации города (в соответствии с порядком статьи 22 Устава города Саратова);
  • принимать решения о выборах в органы местного управления города согласно федеральному законодательству и законодательству Саратовской области;
  • организовывать избирательную комиссию города согласно действующему законодательству;
  • принимать концепцию развития, утверждать генеральный план города, правила землепользования и застройки на городской территории;
  • определять порядок формирования, обеспечения размещения, выполнения и контроля за выполнением муниципального заказа;
  • принимать решения о привлечении жителей города к работам, имеющим социальную значимость;
  • принимать решения о реализации муниципальных заимствований в действующем законодательном порядке;
  • согласовывать назначения заместителей главы городской администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

Помимо этого, муниципальный представительный орган занимается прослушиванием ежегодных отчетов главы муниципального образования, главы местной администрации, в которых содержатся результаты их деятельности, деятельности местной администрации и прочих подведомственных главе муниципального образования органов местного управления, включая решение задач, поставленных муниципальным представительным органом.

Заседания как главная форма деятельности представительного органа

Главная форма деятельности представительного органа – это заседания.

Правомочность заседания муниципального представительного органа определяет устав муниципального образования. Заседание муниципального представительного органа не считается правомочным в случае, если на нем присутствует менее половины от общей численности избранных депутатов. Заседания муниципального представительного органа осуществляются не реже 1-го раза в 3 месяца.

Новый муниципальный представительный собирается на 1-е заседание в установленный согласно уставу муниципального образования срок (он не может превышать 1-го месяца с даты избрания муниципального представительного органа в правомочном составе).

Заседания представительного органа зависимо от сроков проведения подразделяются на очередные и внеочередные, а зависимо от порядка проведения – открытые и закрытые.

В каком порядке будут проводиться заседания представительного органа и приниматься решения, прописывается в принимаемом им регламенте.

По главным направлениям собственной деятельности представительные органы, как правило, образуют на временной либо постоянной основе комиссии, которые осуществляют работу по выработке решений, подготовке проектов нормативно-правовых актов.

Муниципальный представительный орган принимает нормативные акты по вопросам местного назначения в виде решений. Нормативно-правовые акты муниципального представительного органа, которые предусматривают установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, реализацию расходов из средств местного бюджета, может внести на рассмотрение муниципального представительного органа только лишь глава местной администрации (либо при наличии заключения главы местной администрации).

Нормативно-правовой акт, который принял муниципальный представительный орган, направляют главе муниципального образования на подпись и обнародование в течение десяти дней. Глава муниципального образования, который исполняет полномочия главы местной администрации, вправе отклонить нормативно-правовой акт муниципального представительного органа. В такой ситуации указанный нормативно-правовой акт в течение десяти дней возвращают в муниципальный представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения или предложениями по поводу внесения в него изменений и дополнений. В случае если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, то его снова рассматривает представительный орган муниципального образования.

В случае повторного рассмотрения указанного нормативного правового акта, если его одобрит в ранее принятой редакции не менее ⅔ от установленного числа депутатов муниципального представительного органа, то он направляется на подпись главы муниципального образования в течение 7 дней и на обнародование.

Организация деятельности, управление, полномочия муниципального представительного органа

Организация деятельности муниципального представительного органа согласно уставу муниципального образования является прерогативой главы муниципального образования, а если данное должностное лицо выполняет функции главы местной администрации, – председателя муниципального представительного органа, которого избирает этото орган из собственного состава.

Расходы на деятельность муниципального представительного органа предусмотрены в местном бюджете отдельной строкой согласно классификации расходов бюджетов России.

Управление и (либо) распоряжение муниципальным представительным органом муниципального образования либо отдельными депутатами (их группами) в каком бы то ни было виде средствами местного бюджета в ходе его исполнения не допускаются, кроме средств местного бюджета, которые направляются на обеспечение деятельности муниципального представительного органа и депутатов.

Функции муниципального представительного органа вне зависимости от порядка формирования могут прекратиться досрочно в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 73 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г. Случаи прекращения полномочий муниципального представительного органа следующие:

  • принятие указанным органом решения о самороспуске. Причем решение о самороспуске принимают в порядке, закрепленном в уставе муниципального образования;
  • вступление в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального назначения, автономной области, автономного округа о неправомочности действующего состава депутатов муниципального представительного органа, включая ситуации, возникающие в связи со сложением депутатами собственных полномочий;
  • преобразование муниципального образования, которое осуществляется согласно части 3, 4-7 статьи 13 Закона о местном самоуправлении от 2003-го г., а также при упразднении муниципального образования;
  • утрата поселением статуса муниципального образования вследствие его объединения с городским округом;
  • увеличение числа избирателей муниципального образования более чем на ¼, произошедшего из-за изменения границ муниципального образования либо объединения поселения с городским округом.

Устав муниципального образования может предусматривать досрочное прекращение полномочий муниципального представительного органа при нарушении срока издания муниципального правового акта, необходимого для выполнения решения, принятого прямым волеизъявлением граждан.

После досрочного прекращения полномочий муниципального представительного органа происходит досрочное прекращение полномочий его депутатов. При досрочном прекращении полномочий муниципального представительного органа, в который входят депутаты, избранные населением непосредственно, досрочные выборы в соответствующий представительный орган проводятся в сроки, установленные согласно Закону о местном самоуправлении от 2003-го г.

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; N 30, ст. 3104; 2006, N 1, ст. 9, 10, 17; N 6, ст. 636; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3296; N 49, ст. 5088; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 18, ст. 2117; N 30, ст. 3801; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5744; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 45, ст. 5751; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 54; N 13, ст. 1685; N 30, ст. 4595; N 49, ст. 7039; 2012, N 26, ст. 3444, 3446; N 43, ст. 5786; 2013, N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3477; N 44, ст. 5642; N 52, ст. 6961; 2014, N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371, 3377; 2015, N 6, ст. 886; N 27, ст. 3978; 2017, N 1, ст. 35; N 15, ст. 2137; N 30, ст. 4451; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7560; 2018, N 1, ст. 39; N 17, ст. 2432; N 45, ст. 6842; N 53, ст. 8482; 2019, N 18, ст. 2211; N 31, ст. 4472) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 25 1 дополнить пунктом 4 2 следующего содержания:

"4 2 ) в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросам выдвижения, подготовки, отбора и реализации инициативных проектов;";

2) дополнить статьей 26 1 следующего содержания:

"Статья 26 1 . Инициативные проекты

1. В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, в местную администрацию может быть внесен инициативный проект. Порядок определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовываться инициативные проекты, устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

2. С инициативой о внесении инициативного проекта вправе выступить инициативная группа численностью не менее десяти граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории соответствующего муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта (далее - инициаторы проекта). Минимальная численность инициативной группы может быть уменьшена нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Право выступить инициатором проекта в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть предоставлено также иным лицам, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

3. Инициативный проект должен содержать следующие сведения:

1) описание проблемы, решение которой имеет приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части;

2) обоснование предложений по решению указанной проблемы;

3) описание ожидаемого результата (ожидаемых результатов) реализации инициативного проекта;

4) предварительный расчет необходимых расходов на реализацию инициативного проекта;

5) планируемые сроки реализации инициативного проекта;

6) сведения о планируемом (возможном) финансовом, имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных лиц в реализации данного проекта;

7) указание на объем средств местного бюджета в случае, если предполагается использование этих средств на реализацию инициативного проекта, за исключением планируемого объема инициативных платежей;

8) указание на территорию муниципального образования или его часть, в границах которой будет реализовываться инициативный проект, в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования;

9) иные сведения, предусмотренные нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

4. Инициативный проект до его внесения в местную администрацию подлежит рассмотрению на сходе, собрании или конференции граждан, в том числе на собрании или конференции граждан по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления, в целях обсуждения инициативного проекта, определения его соответствия интересам жителей муниципального образования или его части, целесообразности реализации инициативного проекта, а также принятия сходом, собранием или конференцией граждан решения о поддержке инициативного проекта. При этом возможно рассмотрение нескольких инициативных проектов на одном сходе, одном собрании или на одной конференции граждан.

Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может быть предусмотрена возможность выявления мнения граждан по вопросу о поддержке инициативного проекта также путем опроса граждан, сбора их подписей.

Инициаторы проекта при внесении инициативного проекта в местную администрацию прикладывают к нему соответственно протокол схода, собрания или конференции граждан, результаты опроса граждан и (или) подписные листы, подтверждающие поддержку инициативного проекта жителями муниципального образования или его части.

5. Информация о внесении инициативного проекта в местную администрацию подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение трех рабочих дней со дня внесения инициативного проекта в местную администрацию и должна содержать сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, а также об инициаторах проекта. Одновременно граждане информируются о возможности представления в местную администрацию своих замечаний и предложений по инициативному проекту с указанием срока их представления, который не может составлять менее пяти рабочих дней. Свои замечания и предложения вправе направлять жители муниципального образования, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случае, если местная администрация поселения не имеет возможности размещать указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанная информация размещается на официальном сайте муниципального района, в состав которого входит данное поселение. В сельском населенном пункте указанная информация может доводиться до сведения граждан старостой сельского населенного пункта.

6. Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения. Местная администрация по результатам рассмотрения инициативного проекта принимает одно из следующих решений:

1) поддержать инициативный проект и продолжить работу над ним в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о местном бюджете, на соответствующие цели и (или) в соответствии с порядком составления и рассмотрения проекта местного бюджета (внесения изменений в решение о местном бюджете);

2) отказать в поддержке инициативного проекта и вернуть его инициаторам проекта с указанием причин отказа в поддержке инициативного проекта.

7. Местная администрация принимает решение об отказе в поддержке инициативного проекта в одном из следующих случаев:

1) несоблюдение установленного порядка внесения инициативного проекта и его рассмотрения;

2) несоответствие инициативного проекта требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования;

3) невозможность реализации инициативного проекта ввиду отсутствия у органов местного самоуправления необходимых полномочий и прав;

4) отсутствие средств местного бюджета в объеме средств, необходимом для реализации инициативного проекта, источником формирования которых не являются инициативные платежи;

5) наличие возможности решения описанной в инициативном проекте проблемы более эффективным способом;

6) признание инициативного проекта не прошедшим конкурсный отбор.

8. Местная администрация вправе, а в случае, предусмотренном пунктом 5 части 7 настоящей статьи, обязана предложить инициаторам проекта совместно доработать инициативный проект, а также рекомендовать представить его на рассмотрение органа местного самоуправления иного муниципального образования или государственного органа в соответствии с их компетенцией.

9. Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора устанавливается представительным органом (сходом граждан, осуществляющим полномочия представительного органа) муниципального образования.

10. В отношении инициативных проектов, выдвигаемых для получения финансовой поддержки за счет межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, требования к составу сведений, которые должны содержать инициативные проекты, порядок рассмотрения инициативных проектов, в том числе основания для отказа в их поддержке, порядок и критерии конкурсного отбора таких инициативных проектов устанавливаются в соответствии с законом и (или) иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В этом случае требования частей 3, 6, 7, 8, 9, 11 и 12 настоящей статьи не применяются.

11. В случае, если в местную администрацию внесено несколько инициативных проектов, в том числе с описанием аналогичных по содержанию приоритетных проблем, местная администрация организует проведение конкурсного отбора и информирует об этом инициаторов проекта.

12. Проведение конкурсного отбора инициативных проектов возлагается на коллегиальный орган (комиссию), порядок формирования и деятельности которого определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Состав коллегиального органа (комиссии) формируется местной администрацией. При этом половина от общего числа членов коллегиального органа (комиссии) должна быть назначена на основе предложений представительного органа муниципального образования. Инициаторам проекта и их представителям при проведении конкурсного отбора должна обеспечиваться возможность участия в рассмотрении коллегиальным органом (комиссией) инициативных проектов и изложения своих позиций по ним.

13. Инициаторы проекта, другие граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, уполномоченные сходом, собранием или конференцией граждан, а также иные лица, определяемые законодательством Российской Федерации, вправе осуществлять общественный контроль за реализацией инициативного проекта в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

14. Информация о рассмотрении инициативного проекта местной администрацией, о ходе реализации инициативного проекта, в том числе об использовании денежных средств, об имущественном и (или) трудовом участии заинтересованных в его реализации лиц, подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Отчет местной администрации об итогах реализации инициативного проекта подлежит опубликованию (обнародованию) и размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 30 календарных дней со дня завершения реализации инициативного проекта. В случае, если местная администрация поселения не имеет возможности размещать указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанная информация размещается на официальном сайте муниципального района, в состав которого входит данное поселение. В сельском населенном пункте указанная информация может доводиться до сведения граждан старостой сельского населенного пункта.

15. Порядок выдвижения, внесения, обсуждения, рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора на территориях городов федерального значения может быть установлен законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.";

а) часть 7 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

"7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.";

б) дополнить частью 8 1 следующего содержания:

"8 1 . Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.";

4) часть 6 статьи 27 1 дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

"4 1 ) вправе выступить с инициативой о внесении инициативного проекта по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населенного пункта;";

а) часть 1 после слов "и должностных лиц местного самоуправления," дополнить словами "обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения,";

б) часть 2 дополнить абзацем следующего содержания:

"В собрании граждан по вопросам внесения инициативных проектов и их рассмотрения вправе принимать участие жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.";

а) часть 2 дополнить предложением следующего содержания: "В опросе граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта вправе участвовать жители муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигшие шестнадцатилетнего возраста.";

б) часть 3 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) жителей муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигших шестнадцатилетнего возраста, - для выявления мнения граждан о поддержке данного инициативного проекта.";

в абзаце первом слова "органом муниципального образования. В нормативном" заменить словами "органом муниципального образования. Для проведения опроса граждан может использоваться официальный сайт муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В нормативном";

дополнить пунктом 6 следующего содержания:

"6) порядок идентификации участников опроса в случае проведения опроса граждан с использованием официального сайта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";

г) пункт 1 части 7 дополнить словами "или жителей муниципального образования";

7) дополнить статьей 56 1 следующего содержания:

"Статья 56 1 . Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов

1. Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов, предусмотренных статьей 26 1 настоящего Федерального закона, являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.

2. Под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов.

3. В случае, если инициативный проект не был реализован, инициативные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет. В случае образования по итогам реализации инициативного проекта остатка инициативных платежей, не использованных в целях реализации инициативного проекта, указанные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет.

Порядок расчета и возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет, определяется нормативным правовым актом представительного органа (решением схода граждан, осуществляющего полномочия представительного органа) муниципального образования.

4. Реализация инициативных проектов может обеспечиваться также в форме добровольного имущественного и (или) трудового участия заинтересованных лиц.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

2. Действие положений статей 26 1 и 56 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В связи с обращением в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сообщаем, что, по нашему мнению, вопросы, поставленные в обращении, относятся к регулированию статуса депутата представительного органа муниципального образования и в силу пункта "н" статьи 72, статьи 73 Конституции Российской Федерации и статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" могут быть урегулированы законом субъекта Российской Федерации с учетом положений федеральных законов, в том числе Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В связи с изложенным отмечаем, что соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одним из оснований досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования является отставка по собственному желанию.

Порядок и форма заявления о своей отставке, как и процедура сложения депутатом своих полномочий федеральным законодательством не установлена. Полагаем, что в случае подачи депутатом представительного органа муниципального образования заявления о сложении депутатских полномочий в решении представительного органа муниципального образования должно быть указано, с какого момента считаются прекращенным его депутатские полномочия (аналогичное регулирование в отношении депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации содержится в части 4 статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). При отсутствии такого указания правоустанавливающим документом о прекращении депутатских полномочий является соответствующее решение.

Только после вынесения представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа могут быть назначены дополнительные выборы либо оставшийся вакантным депутатский мандат может быть передан другому лицу. До принятия такого решения депутат вправе пользоваться предусмотренными законодательством гарантиями и получать денежные выплаты, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27 декабря 2012 года N 34-П.

В то же время в случае избрания депутата представительного органа муниципального образования на иную должность, замещение которой несовместимо с полномочиями депутата, отсутствие такого решения представительного органа, исходя из положений пункта 6 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не может служить препятствием для его регистрации в качестве избранного лица, вступления в должность, принятия участия в заседании вновь избранного органа и т.д.

Что касается отзыва депутатом заявления о сложении своих полномочий по собственному желанию, то возможность и процедура отзыва ранее поданных заявлений законодательно не закреплена, при этом прямого запрета на отзыв заявления депутата о своей отставке законодательство не содержит, что подтверждается судебной практикой (решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 4 октября 2017 года по делу N а-8269/17). На наш взгляд, решение о возможности такого отзыва должно рассматриваться и приниматься представительным органом муниципального образования в каждом конкретном случае, исходя из сложившихся обстоятельств.

При решении указанного вопроса в случае, если заявление было подано в связи с избранием депутата на иную должность, следует учитывать, приступил ли депутат к исполнению новых полномочий, а также учитывать ограничения, налагаемые на депутата в части замещения иной выборной должности, позицию законодательного (представительного) органа государственной власти, в который избран депутат, основанную на законодательстве о статусе депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Настоящий Обзор подготовлен отделом законодательства, регистрации уставов муниципальных образований и ведения регистров Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве и предназначен для глав муниципальных образований и муниципальных служащих, занимающихся вопросами регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы.

Целью и задачей подготовки настоящего обзора является консультативное и методическое оказание помощи внутригородским муниципальным образованиям по вопросам государственной регистрации уставов муниципальных образований и указанных актов, что полагаем приведет к снижению количества отказов в государственной регистрации указанных муниципальных актов.

1) противоречие устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

2) нарушение установленного указанным Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав.

II. Типичные нарушения норм действующего законодательства, выявленные при государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы

Следует отметить, что за текущий год значительно увеличилось количество муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав, в которых выявлены противоречия и несоответствия действующему законодательству. Обобщение практики регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы, позволило выявить типичные нарушения норм федерального законодательства.

Так, некоторыми муниципальными образованиями в качестве одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления предусмотрен сход граждан, что противоречит статье 25 вышеуказанного Федерального закона, в соответствии с которой сход граждан предусмотрен только для муниципальных образований, имеющих статус поселений.

Однако, в представляемых на регистрацию муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы (в новых редакциях статей уставов), основания и порядок прекращения полномочий указанных лиц указываются в не полном объеме, содержат отсылочную норму.

В ряде случаев, при определении организационно-правового статуса руководителя муниципального образования, руководителя муниципалитета, определении перечня муниципальных правовых актов, в положениях статей уставов, неверно определяются правовые акты, издаваемые должностными лицами органов местного самоуправления, что противоречит указанному Федеральному закону.

Согласно нормам указанного Федерального закона местная администрация как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

10. На государственную регистрацию поступают муниципальные правовые акты, противоречащие требованиям статьи 303 Трудового Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления регистрируют трудовые договоры, заключаемые работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, с работниками. Однако, некоторые муниципальные правовые акты не конкретизируют указанную норму, из смысла которой следует, что органы местного самоуправления регистрируют трудовые договоры, заключаемые работодателями – физическими лицами, что противоречит действующему законодательству.

14. В ряде муниципальных правовых актов неверно классифицированы полномочия представительного органа по решению вопросов местного значения и полномочия, отнесенные к его исключительной компетенции.

- в некоторых муниципальных правовых актах закреплено, что одновременно с проектом решения муниципального Собрания о внесении изменений в Устав публикуется (обнародуется) порядок участия граждан в обсуждении названного документа (порядок проведения публичных слушаний) во всех случаях без исключений. Однако, указанный Федеральный закон не предусматривает официального опубликования (обнародования) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального образования в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

- в ряде случаев, в новых редакциях положений уставов закреплено заблаговременное (за месяц) оповещение жителей муниципального образования о дате, времени и месте проведения публичных слушаний во всех случаях без исключений.

III. Нарушение установленного порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав

Отделом проведен анализ наиболее часто встречающихся ошибок и оснований нарушения действующего законодательства при регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, которые, на наш взгляд, в том числе обусловлены следующими факторами:

- органами местного самоуправления (их должностными лицами) не учитываются новеллы федерального законодательства, касающиеся процессуального порядка принятия муниципальных правовых актов, особенности их применения при государственной регистрации уставов, муниципальных правовых актов.

Анализ типичных нарушений, допускаемых органами местного самоуправления обозначил ряд проблемных аспектов, которые могут быть вызваны, в том числе недостаточной регламентацией на федеральном уровне некоторых вопросов в указанной сфере отношений.

Полагаем, что анализ типичных нарушений, выявленных регистрирующим органом, позволит в значительной мере предупредить и сократить количество типичных нарушений, связанных с нарушением порядка принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав, установленного федеральным законодательством.

Практика регистрации муниципальных актов показала, что в большинстве случаев допускаются нарушения по следующим основаниям:

1. Нарушения, допускаемые в связи с неопубликованием сведений, установленных действующим законодательством:

Опубликование (обнародование) названного Положения о порядке учета предложений и участия граждан в обсуждении вышеуказанного проекта решения, утверждаемое решением представительного органа местного самоуправления призвано обеспечивать и реализовывать права граждан на участие в обсуждении проекта устава и проекта изменений в устав.

Тем самым, Федеральный закон закрепляет гарантии реализации прав граждан на участие в обсуждении принимаемого устава муниципального образования, муниципального правового акта.

2. Нарушения, допускаемые в связи с несоблюдением сроков, установленных федеральным законодательством:

Тем самым, установлен императивный срок исполнения указанной обязанности для главы муниципального образования;

IV. ИНЫЕ НАРУШЕНИЯ, ДОПУСКАЕМЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

В соответствии с установленными требованиями муниципальные правовые акты должны быть пронумерованы и прошиты, скреплены печатью представительного органа муниципального образования и подписью руководителя муниципального образования.

4.2. Необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев имеет место нарушение правил юридической техники.

Неверно указываются: реквизиты нормативных правовых актов, ссылки на положения статей устава, наименование регистрирующего органа, отсутствуют ссылки на конкретные нормативные правовые акты, в случае осуществления ими прямого и (или) специального регулирования в той или иной сфере законодательства. Имеет место дублирование некоторых положений устава, нелогичная нумерация статей устава, ссылка на несуществующие положения устава.

Допускаются лингвистические, в том числе пунктуационные ошибки, в ряде случаев несогласованны окончания. Не соблюдается требование правил юридической техники, предусматривающее логичность и последовательность изложения положений, закрепленных в уставе.

Читайте также: