Избирательное право какая сфера общества

Обновлено: 02.07.2024

1. Выборы и их функции в политической системе общества. Избирательное право и избирательные цензы.

2. Понятие и типы избирательных систем.

3. Основные принципы свободных демократических выборов.

4. Выборы и избирательная система Республики Беларусь.

Выборы и их функции в политической системе общества. Избирательное право и избирательные цензы.

Выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

Выборы могут быть парламентскими и президентскими, общегосударственными и местными, очередными и досрочными, альтернативными и безальтернативными, многопартийными и однопартийными, прямыми и косвенными (многоступенчатыми).

К главным функциям выборов можно отнести следующие:

-артикуляция интересов различных социальных групп;

-мирное разрешение конфликта между политическими силами, претендующими на власть;

-легитимация структур власти;

-рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;

-политическая социализация и мобилизация граждан.

Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением, а выборы выступают инструментом легитимации власти. Выборы рассматриваются также как форма контроля масс за правящей элитой. Если власть не выражает интересы избирателей, то выборы дают возможность сменить ее, привести к власти оппозицию, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. Однако и само правительство также может изменить политический курс под давлением избирателей, чтобы заручиться их поддержкой на очередных выборах.

Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Претенденты на занятие определенных должностей и мест предлагают избирателям свои программы и обещания в обмен на властные полномочия, получаемые от избирателей. Как и на любом рынке, здесь также существует обман, спекуляция на доверии избирателей. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество как совокупность негосударственных образований, способствующих реализации интересов граждан (партии, профсоюзы, клубы избирателей и т.д.).

Избирательное право— институт публичного права, совокупность юри­дических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, выборные органы местного самоуправ­ления, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал.

Принято различать активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. Пассивное избирательное право – это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Так, чтобы баллотироваться на пост президента США, необходимо достичь 35 лет и быть гражданином США по рождению. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в стране не менее 10 лет непосредственно перед выборами. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть любой гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет.




Избирательный ценз - ограничение принципа всеобщности избирательного права.

К основным избирательным цензам относятся:

Ценз оседлости – избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока.

Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства.

Ценз происхождения распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению.

Возрастной ценз. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет.

Имущественный ценз – обладание имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко.

Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, – сохраняется в некоторых мусульманских странах, например, в Саудовской Аравии, Кувейте.

В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство о грамотности. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования.

Моральный цензустанавливает определенные моральные требования, предъявляемые к избирателю, например, запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда.


Каждый из нас реализуется в разных сферах жизни: учеба, работа, семья. Это значит, что общественная жизнь состоит из определенных сфер деятельности. Расскажем про основные четыре.

О чем эта статья:

6 класс, 8 класс, 10 класс

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Подсистемы общества

Человеческое общество — это сложная система, в которой происходит огромное количество разнообразных процессов.

Подсистемы — это промежуточные комплексы, которые сложнее элементов, при этом менее сложные, чем сама система. Они образуют определенные группы общественных отношений.

Сферы жизни общества — это независимые, но в то же время взаимосвязанные области человеческой деятельности.

Выделяют четыре основные подсистемы или сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная. Рассмотрим каждую из них.


Сферы жизни общества

Экономическая сфера общественной жизни

Экономическая сфера — это хозяйственная деятельность страны, общества, семьи и т. д.

Основные элементы экономической сферы:

  • производство — создание материальных благ;
  • распределение — разделение созданных благ между производителями, рынками, потребителями;
  • обмен — торговля, бартер;
  • потребление — использование произведенных продуктов.

Эта сфера дает возможность получить средства для организации всех остальных сфер общественной жизни, так как производство материальных благ — это один из основных факторов жизнедеятельности человека.

В экономическую сферу жизни общества входят: сельское хозяйство, промышленность, производство, рыночная и банковская системы и т. п.

Политическая сфера общественной жизни

Политическая сфера — это сфера деятельности людей, которая связана с проблемами реализации властных полномочий, безопасности общества, государственного устройства, судебной системы.

Основные части этой сферы: государство, политические партии и организации, законодательство.

Политическая сфера жизни общества обеспечивает мирную жизнь людей, регулирует их совместную деятельность, определяет направление развития.

Социальная сфера общественной жизни

Социальная сфера — это люди, социальные общности и группы, народы, классы и сословия.

У социальной сферы есть две формы:

  • общество в целом, которое включает в себя территорию, национальности, демографические особенности, менталитет.
  • совокупность организаций и учреждений, которые отвечают за благосостояние населения.

Духовная сфера общественной жизни

Духовная сфера — это сфера, которая отражает духовно-нравственную жизнь общества. Ее элементы: культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство.

Основная функция духовной сферы — производство и передача новых знаний и ценностей. Благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

При этом общественное сознание — это совокупность действующих факторов и процессов, которые определяют мировоззрение определенной части населения страны, города, социальной группы.

Поэтому общественное сознание — это основной элемент духовной сферы жизни общества. Общественное сознание можно назвать продуктом культуры. Оно включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Таблица с примерами сфер общественной жизни

Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы

Отношения в процессе производства, обмена и потребления.

Отношения по поводу права собственности.

Отношения в процессе предпринимательской деятельности.

Взаимосвязь государства и экономики.

Заводы, фирмы, банки, биржи и др.

Отношения по поводу власти и управления обществом.

Отношения человека и государства.

Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

формы государственной власти;

Парламент, правительство, партии, общественные организации и др.

Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений.

социальная мобильность и социальные лифты;

национальные отношения; семья.

Системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.

Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.).

Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Цели: после урока учащиеся смогут: назвать принципы избирательного права, работать с документами, словарем, работать в группе, понять необходимость участия в выборах
Знать: сущность и принципы избирательной системы; различные виды избирательных систем.
Уметь: вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.
Понятийный аппарат урока: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы.

1. Знать основные положения Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

2. Иметь представление об основных принципах участия граждан в выборах.

3. Понимать, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.

4. Осознавать важность и ответственность шага, связанного с участием в выборах.

(Зачитывается эпиграф на доске: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”). Такие слова произнёс английский писатель, историк Хилер Бэллок.

Во вступительном слове учитель отмечает актуальность темы настоящего урока и говорит, что становление российской государственности – это крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
В Российской Федерации как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти конституционно закреплены референдум и свободные демократические выборы. Учитель спрашивает учащихся: - Что вы знаете о современной избирательной системе России? (выслушивает ответы детей)

УЧИТЕЛЬ: Суть избирательного права в том, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранным в органы государственной власти. Избирательное право относится к группе политических прав человека. Только в условиях демократии избирательное право реально и действительно.
Далее объяснение нового материала идёт с использованием интерактивной доски.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
АКТИВНОЕ ПАССИВНОЕ
(право избирать в органы власти) (право быть избранным в
органы власти)
Имеют право граждане,
достигшие 18 лет, независимо
от пола, национальности, места
жительства.

Лишены этого права:
а) лица, не достигшие 18 лет;
б) находящиеся в местах
лишения свободы по приговору
суда;
в) признанные недееспособными.
Дееспособность- способность лица
нести ответственность за свои поступки.
Учитель: каким правом пользуются ваши родители, отправляясь на избирательные участки в качестве избирателей?

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ - ЭТО:

  1. Конкурентные выборы, т. е. все политические силы и кандидаты имеют возможность вести предвыборную агитацию, выступать по ТВ, радио, в печати;
  2. Периодические, что избавляет общество от злоупотребления властью одной политической силой;
  3. Представительные, т. е. в выборах должно участвовать большое количество граждан. Иначе установится власть не получившая всеобщего одобрения.

ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ВЫБОРАХ

пропорциональная мажоритарная
(голосование проходит (голосование за конкретно го
по партийным спискам) кандидата)
Учитель: при проведении каких выборов используется каждая из систем? (пропорциональная система используется при проведении выборов в Государственную Думу, мажоритарная система используется при проведении выборов президента, главы администрации)

3. Задание для закрепления.

  1. Одним из самых выдающихся правителей Древних Афин был Перикл. Каждый год он слагал свои полномочия и отчитывался перед народом. И каждый год афиняне избирали его вновь.

- Какой признак демократических выборов иллюстрирует этот пример?
- Как вы думаете, почему его вновь избирали?
- А в чем в настоящее время заключаются интересы избирателей? (Власть должна обеспечить мир, безопасность, нормальные условия для жизни). Первый ряд получает задание найти дополнительные сведения о Перикле.

2. Догадайтесь, какие слова характеризуют демократические выборы, а какие - недемократические.
Тайное голосование – открытое голосование.
Один кандидат – несколько кандидатов
25 лет – 18 лет
Избиратели – белые избиратели
Отсутствие прессы – присутствие прессы
90% избирателей – 30% избирателей

  1. Экономика. Промышленность;
  2. Поддержка фермерского движения;
  3. Активизация работы коммунального сектора (ремонт дорог, чистота улиц и т. д.)
  4. Благоустройство города (организация парка культуры и отдыха, благоустройство пляжа ).
  5. Ремонт больницы;
  6. Строительство зимнего бассейна; безалкогольного кафе.
  7. Помощь многодетным и т. д.

На уроке каждый кандидат своим выступлением должен убедить голосовать именно за него.
Затем проводится голосование и подсчет голосов избирательной комиссией, выбранной из ребят класса. Избирательная комиссия объявляет результаты голосования.

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.

  1. Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:

а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.

  1. Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.

  1. Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:
а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.

5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.

Как вы сегодня смогли убедиться, выборы – это процесс длительный, сложный, требующий больших моральных и финансовых затрат. Почему же государство идёт на это? (с целью сохранения свободы выбора, свободы слова и т. д. То есть основных прав граждан страны). Ведь не даром Хилер Бэллок сказал: “У каждого народа те правители, каких он заслуживает”. Вы согласны с этим высказыванием? Объясните своё мнение.

  1. Можно ли назвать выборы элементом демократии? Почему?
  2. Каковы принципы избирательного права в РФ?
  3. Почему нужно участвовать в выборах?

ИТОГ УРОКА
1.Учитель обобщает весь изученный материал, выставляет оценки и даёт домашнее задание.
Домашнее задание. В следующих выборах и вы сможете принять участие. Поэтому домашнее задание будет
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?
В) Согласны ли вы с утверждением, что выборы – это форма непосредственной демократии?

Конспект урока

2. развить умения работы с текстами законов, анализ статистических данных, умения вести дискуссию.

3. сформировать у учащихся ответственное отношение к демократическим процедурам страны.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке : коммуникативные (работа с текстом, участие в дискуссии), личностные (формирование собственного отношения к избирательным системам), познавательные.

Компетентности, формируемые на уроке : информационная, социальная, личностно-социальная, интеллектуальная и коммуникативная.

1. Проверка домашнего задания

2. Новый материал:

б) Типы избирательных систем.

в) Избирательная система России.

г) Кто может быть избранным, и кто может быть избирателем.

д) Важность института выборов для общества и государства.

3. Домашнее задание.

Опережающим домашним заданием для урока может быть задание:

Узнайте у родителей и родственников, всегда ли они ходят на выборы. Запишите причины, по которым они участвуют или не участвуют в голосованиях.

- Скажите, в чем особенности демократического политического режима?

(Ответ: гласность, выборность, подотчетность, уважение прав и свобод, участие граждан страны в жизни государства).

- Действительно, основой демократического государства является активное участие граждан в принятии решений. Подумайте, как человек может влиять на государственные решения?

(Ответ: участием в выборах, референдумах, митингах)

1. Проверка домашнего задания

Учитель предлагает учащимся поделиться результатами своих мини-исследований, которые они должны были провести дома.

Учащиеся выступают по желанию, сообщая о том, ходят ли на выборы их родственники, называя только количественные показатели (все, большинство, меньшинство и т.п.)

Учитель предлагает обратиться к статистическим данным о явке избирателей на последние выборы в регионе. (Слайд №2)

- О чем это может говорить? (Ответ: о слабости гражданской позиции, нежелании участвовать в выборах).

Учитель предлагает учащимся поделиться результатами своих мини-исследований по причинам неучастия в выборах. (Названные причины фиксируются на доске).

2. Новый материал.

а) Понятие выборы .

«Выборы – это процедура формирования государственного органа и наделения полномочиями должностных лиц посредством голосования.

Существуют разные виды выборов:

1. очередные- проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы- проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

Учитель предлагает учащимся познакомиться с тем, как могут проходить выборы, т.е. поговорить о типах избирательных систем. Учитель сообщает, что существуют два типа избирательных систем – мажоритарная и пропорциональная.

б) Типы избирательных систем.

Учащиеся делятся на две группы. Одна группа должна, пользуясь текстом учебника и раздаточным материалом, дать характеристику мажоритарной системы, другая – пропорциональной и назвать их плюсы и минусы. на задание дается 5 минут. Далее идет проверка задания. Представители групп дают характеристику избирательным системам и называют их плюсы и минусы. Учитель выводит слайды с правильными ответами. (Сл. № 4, 5, 6).

Учитель предлагает выполнить задание. Он зачитывает характеристики избирательных систем разных стран (США, Франции, Японии, Германии и т.п.) и предлагает учащимся отнести эти описания к тому или иному типу избирательной системы.

в) Избирательная система в России.

Учитель предлагает рассмотреть избирательную систему в России. Для этого он предлагает учащимся познакомиться с отрывками из Конституции РФ, посвященных выборам Государственной Думы и ответить на вопрос, к какому типу избирательных систем относится российская система. На задание отводится 5 минут. После учащиеся отвечают на поставленный вопрос, соотнося черты российской системы и рассмотренных выше систем. Учитель демонстрирует слайд № 7.

г) Кто может быть избран и кто может избирать.

Далее учащимся предлагается ответить на вопрос, кто может избирать и кто может быть избран на государственные должности по законам РФ. Для этого учащиеся работают с отрывками из Конституции РФ. На задание отводится 5 минут. Учащиеся отвечают на вопрос. Учитель демонстрирует слайд №8, 9.

Для закрепления знаний по этой теме учитель предлагает учащимся установить соответствия между людьми и выборами, в которых они могут участвовать. (По раздаточным материалам).

д) Важность выборов для общества.

Ответы на этот вопрос учащихся учитель оформляет как выводы из урока, указывая на важность выборов для жизни демократического государства.

3. Домашнее задание .

Раздаточные материалы к уроку.

1. Типы избирательных систем

Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган ( парламент ) или должностного лица , при которой избранными считаются кандидаты , получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу , где они баллотируются.

Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства .

В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя.

На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.

При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем , применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер .

Пропорциональная избирательная система сформировалась в XIX веке с появлением системы политических партий . [1] Вероятно, система получила свое первое научное обоснование в книге последователя утописта-социалиста Шарля Фурье , члена Первого Интернационала Виктора Консидеранта ( фр. Victor Considérant ), опубликованной в 1892 году . Практическая реализация стала делом математиков и поэтому разные варианты системы носят их имена. Бельгия стала первым государством, принявшим пропорциональную избирательную систему в 1899 году .

2. Кто может быть избран

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

3. Выборы в России

Статья 3. Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

2. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).

Статья 83. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствии с правилами, предусмотренными частями 7-9 статьи 82 настоящего Федерального закона. Эта сумма голосов избирателей делится на 450 - число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу.

4. Тестовое задание для учащихся.

Установите, в каких выборах могут принимать участие (как избиратели или как кандидаты) перечисленные люди. Ответ поясните.

1. Студент 3 курса

3. Турист, находящийся заграницей в день голосования, 40 лет

5. Иванов А., осужденный судом за воровство

6. Петров П., признанный судом недееспособным

7. Пациент больницы, 19 лет

8. Инвалид, 30 лет

9. Сидоров А.С., 40 лет, проживающий в России с рождения

1. в Государственную Думу

2. на пост Президента РФ

5. Задание по определению типа избирательной системы

Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей, избираемой на основе прямого голосования, и сената, в состав которого прямым голосованием избираются по 2 представителя от каждого штата. В палате представителей 435 мест, которые распределяются по штатам в зависимости от численности их населения. Члены палаты представителей избираются на два года.

Сенат состоит из 100 членов, по два от каждого штата, избираемых на срок в 6 лет. Первоначально сенаторов избирали члены законодательных собраний штатов, но с 1913 года, после вступления в силу 17-й поправки к Конституции, выборы сенаторов стали прямыми. Кандидат, получивший в одномандатном округе относительное большинство голосов, считается победившим.

Голосование проходит по избирательным округам, каждый округ соответствует 1 месту. Применяется мажоритарная избирательная система в 2 тура. Чтобы быть избранным, кандидат должен получить: в первом туре — абсолютное большинство поданных голосов и количество, равное четверти избирателей, вписанных в избирательные списки; во втором туре — относительное большинство, в случае равенства избирается более старший кандидат.

Кандидаты на выборах определяются партиями.

Население Германии каждые 4 года выбирает депутатов нижней палаты парламента – Бундестага. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Первым голосом он выбирает кандидата от своего избирательного округа по принципу относительного большинства. Второй голос он может отдать за земельный список партий.

Роли можно распределить следующим образом: 3-5 человек – избирательная комиссия, 2 партии (можно больше) – по 3-5 человек в каждой, агитаторы – по 2 человека для каждой партии, остальные – избиратели.

Далее разыгрывается ход выборов. Назначается их дата. Далее представители партий должны пройти процедуру регистрации, предъявить собранные подписи в свою пользу (подписи собираются во время игры у избирателей).

Далее партии составляют свою избирательную программу (10 минут), которую распространяют и зачитывают агитаторы. Можно устроить дебаты между представителями двух партий.

По окончании агитации избиратели должны получить бюллетени и опустить их в ящики (урны). Избирательная комиссия подсчитывает голоса и объявляет победителей.

Целесообразно создавать не абстрактные партии с политическими лозунгами, а партии школьного самоуправления, которые обсуждали бы свои взгляды на то, что можно изменить в школе. Это вызовет отклик у учеников, повысит их интерес.

Цель игры – показать учащимся, как происходит весь процесс выборов, насколько он сложный и многогранный, показать важность этой процедуры для государства и общества, привить интерес к политическим и общественным проблемам, научить слышать друг друга и высказывать свое мнение.

Читайте также: