Почему помилован разбойник варраван и осужден на смерть иешуа

Обновлено: 18.05.2024



Цель: Убедить церковь в том, что в момент выбора между двумя путями – нужно быть очень внимательными.

В прошлое воскресение я был на служении на Александровской, в баптистской церкви.
Одна из проповедей, прозвучавшая с кафедры была о выборе, который нам приходится делать каждый день (вы помните - неделю назад Украина в очередной раз выбирала президента).


На мой взгляд, место Писания проповедником было выбрано не очень удачно, особенно в приложению к происходившему за стенами церкви: он в качестве исходного толчка для развития темы предложил церкви выбор, который предоставил Понтий Пилат иудеям – выбрать кого освободить? Иисуса Христа или Варавву ?!


И хотя, к чести проповедника, никаких намёков на современные личности не прозвучало, выглядело это – мягко говоря, не очень…
Но, нет худа без добра, он натолкнул мня на тему сегодняшней проповеди…

Итак, Варавва! О нём упоминается во всех четырёх Евангелиях.


Самое короткое упоминание о нём у Иоанна:


Немного больше о Варавве – у Марка:


Мар.15:6-15 «На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили.

Тогда был в узах [некто], по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство.

И народ начал кричать и просить [Пилата] о том, что он всегда делал для них.

Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

Но первосвященники возбудили народ [просить], чтобы отпустил им лучше Варавву.

Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским?

Они опять закричали: распни Его.

Пилат сказал им: какое же зло сделал Он?

Но они еще сильнее закричали: распни Его.


Ещё немного о Варавве мы узнаём у Луки:


Лук.23:17-25 «А ему и нужно было для праздника отпустить им одного [узника].

Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву. Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.

Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: распни, распни Его!

Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.

Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.


И ещё немного у Матфея:


Матф.27:15-26 «На праздник же [Пасхи] правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти.

Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?

Они сказали: Варавву.

Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?

Говорят ему все: да будет распят.

Правитель сказал: какое же зло сделал Он?

Но они еще сильнее кричали: да будет распят.

Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.


Больше о Варавве (за исключением одного стиха в Деяниях апостолов) никакого упоминания нет. Давайте сразу вспомним и его:


Деян.3:13,14 «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

П теперь давайте соберём всё, что мы узнали о Варавве из Писания воедино:

  • Итак, Варавву – отпустили по обычаю, который существовал в Иудее: одна амнистия на Пасху.
  • За Варавву просили и первосвященники и старейшины, которые подговорили народ просить Пилата отпустить им Варавву.
  • Варавва был разбойник.
  • Варавва был известный узник.
  • Варавва был посажен в темницу со своими сообщниками за произведенное в городе возмущение и убийство, которое он совершил во время мятежа.


Что в имени тебе моём?

Что о нём можно узнать ещё из Писания? Имя! Как мы знаем из многочисленных примеров в Библии, имя может тоже кое-что сказать о человеке.


Отцами в Иудее тех времён очень редко, но называли выдающихся раввинов.
Можно предположить, что Варавва был совратившийся на путь разбойника сын очень известного в Иудее учителя, возможно даже одного их членов синедриона (но это, конечно, только догадки!). И тогда имя Варавва – это, собственно говоря, не имя, а отчество. А есть ли информация о его имени?

В Писании нет! Но…
Существуют некоторые греческие манускрипты и некоторые сирийские и армянские переводы Нового Завета, в которых упоминается имя Вараввы. Его звали… Иисус!
Именно это имя Вараввы упоминает в своих работах богослов и философ Ориген и епископ Кессарии Палестинской Евсевий.


Давайте ещё раз внимательно прочтём 17 стих, 27 главы Евангелия от Матфея…


Итак, Иисус Варавва. Иисус, сын отца! Вот это да!
Вы помните, Христос иногда обращался к своему Отцу – Авва! Себя он почти всегда называл Сын человеческий, но иногда и Сын Божий:


Смотрите! Сын Отца Небесного заменил на кресте сына отца земного! Заместительная жертва во всём до буквы!


Причём, что интересно, Варавва был не сын Ионин, не сын Симонов, не сын Иаковлев, а сын отца вообще… Имя у отца могло быть и Иоанн, и Гамалеил, и Иуда,… а может быть и Александр, и Борис, и Владимир, и Сергей…


Христос взошёл на крест за любого человека, который имеет земных родителей: мать и отца!


И в этом мы ещё раз убедились, лишь чуть-чуть углубившись в Писание в связи, как оказалось, с очень символическим именем разбойника, которого на кресте заменил Иисус Христос!

Свои спасают своих

А теперь попробуем разобраться, как могло случиться так, что люди предпочли спасти от смерти Иисуса, сына отца земного и потребовать распять Иисуса, Сына Отца Небесного?!


Представим себе следующую ситуацию: все эти события происходят в небольшом, дворов на двести-триста селе, у нас, на Украине. Село, часть селян даже родственники (ближние или дальние). И вот голова сільрады собирает сход и выводит перед собранием двух людей: один – хулиган и пьяница, но наш, родной, селюк. Мы все его знаем! А вот второй – пришелец, у нас недавно, все его тоже знают – вроде и человек хороший, многим помогал… Но… не наш!
И тут голова сільради говорит: Вот граждане! В эту ночь ограбили наше сильпо! И мы захватили тех, к жил в ближайших домах: Всем известного нам Василя! И практически не знакомого нам Василия! Кого-то из них нам нужно сдать в милицию! Вот как вы решите, так и будет. Ну, народ, конечно в розпачі!
И начинаются разговоры: Тю! Василь же мені кум! Та я ж з ним у неділю на весіллі горилку пив! Та він же мені, практично, брат! Ні! Свого не отдамо! Не от-да-мо Ва силя! И голова подхватывает: О! Я так и думав! Грузить москалика!


Свой! Иисус Варавва был им свой! А Иисус Христос – чужак! Галилеянин! И вообще, человек странный!


Варавва – убийца? Плевать! Подумаешь, кого-то убил! У меня и у самого, бывает руки чешутся, когда вижу проклятых язычников, расхаживающих в своих латах по Иерусалиму!

Плевать, что он участвовал в мятеже! Даже может быть и хорошо, что он участвовал в мятеже против ненавистных римлян!

Значит он за свободу! За нашу свободу! За независимость! За незалежнiсть. Ура, Варавве! Даёшь свободу Варавве! Варавва! Варавва! Варавва!


Свой! Похожий на тебя и на меня! Вот принцип, по которому выбирают люди…


Что? Иисус тоже обещал свободу? Но на небесах? Да для этого ещё и жить на земле надо было, соблюдая заповеди?
Да, нет! Это же морока какая! Да ещё что там будет на небесах неизвестно… Он Сам говорил, что немногие попадут туда! Ты дай нам здесь и сейчас!
Что? Знакомо?!

. шоб потрогать можно было!

Беда в том, что иногда и в церкви люди предпочитают поклонятся не Иисусу Христу, а Иисусу Варавве, который обещает, что мы получим всё, здесь и сейчас.


Не об этом ли говорил сам Христос:

Как начальник скажет.

Какая ещё причина того, что народ требовал отпустить Варавву?
За него народ подбивали просить первосвященники и старейшины народа. Мнение старейшин на востоке очень велико. Мнение первосвященника, я думаю, тоже имело вес в те времена в Иудее.
Правильно ли это! Думаю, да! И Писание неоднократно говорит об уважении к старцам и о весомости слова первосвященника. Но…


То же Писание неизменно мнение Бога ставит выше мнения любого из людей:


Послушание властям – это правильно, это по-христиански! За одним исключением, когда власти подбивают меня совершить анти-христианский поступок!
Авторитет власть имеющего – не может превышать авторитет Слова Божьего. И если этот самый начальствующий пытается увести народ от Бога. Идти за ним – преступление!


Но людям свойственно поддаваться авторитету власти, часто не задумываясь о сути и последствиях того, что им эта самая власть предлагает.

Нескромное обаяние бандитизма

Ещё одна причина, по которой народ требовал отпустить Варавву – он был известный узник, и как мы уже говорили, возможно сын очень известного отца.
Преступник с известным именем, полученным в наследство или раскрученным обстоятельствами всегда был окутан дымкой романтики.
Его жизнь полна приключениями, подвигами, необычными событиями и так отличалась от жизни обычного нормального человека.
И это во все времена завораживало толпу!


Помните, недавно Юрий Сергеевич в качестве иллюстрации к проповеди, вспоминал своё детство: как мальчишки с восторгом слушали рассказы уголовника.
Особенно это характерно для нашей страны (я имею в виду территорию бывшей Российской империи а затем и СССР). Разбойник, вор, и даже убийца неизменно вызывал щенячий восторг у толпы: Разин, Пугачёв, Спартак, казаки, пираты, Мишка Япончик, Сонька Золотая Ручка, Степан Бендера, Леон Киллер, Робин Гуд, Алькапоне, Диллинджер… имена, имена, имена… и за каждым тянется шлейф убийств и преступлений.

Кто орал "распни"?!


Никому и в голову не пришло бы, что настолько велика была ненависть к Иисусу, что синедрион пойдёт на то, чтобы превратить судилище над Христом в серию вопиющих нарушений закона :

Первое: Судить преступника разрешено было только днём в присутствии не менее 23 членов синедриона. А судилище над Христом провели ночью.

Второе: Категорически запрещено было приводить приговор в исполнение, если после вынесения вердикта не пройдёт ночь. Для того, чтобы судьи могли ещё раз подумать и в случае сомнений – помиловать преступника. Иисуса распяли в тот же день.

Третье: Всё совещание синедриона должно было проходить в особом зале храма (Зал Тёсанных Камней). Все другие заседания не имели статус официальных и никаких приговоров на них выносить было нельзя. А Христа судили дома, сначала у Анны, а потом у Каиафы.

Четвёртое: Все свидетели должны были быть допрошены отдельно, не имея возможности общаться друг с другом. Ложные показания карались смертью. Лжесвидетельства на Иисус буквально выискивали, уже не обращая внимания на законную процедуру.

Пятое: Обязательно, на каждом судебном разбирательстве сначала излагались доказательства невиновности обвиняемого, а только потом – доказательства вины… Здесь этого не было и в помине – всех интересовало только одно: в чём Его можно обвинить, чтобы убить?!


Таким образом, при соблюдении всех законов Иудеи синедрионом, Христос никак не мог умереть в пятницу!


И ученики, за исключением немногих, вряд ли осмелились бы после ареста Христа вернуться в город.


Так кто же были эти люди, которые кричали: Распни Его.


Всем было известно, что на Пасху прокуратор должен отпустить одного узника.
Но мы выяснили, что мало кому было известно, что Мессия схвачен (не думаю, чтобы в толпе, пришедшей арестовывать Христа в Гефсиманский сад, были Его ученики). А ученики бывшие с Ним – разбежались в испуге!


А вот подельникам Вараввы доподлинно было известно, что был шанс получить амнистию для своего пахана, и именно там – у ворот претории и именно с утра в пятницу.


А потому вариантов освобождения Иисуса Христа просто не было! Всё должно было совершится именно так и не иначе! Поскольку это был – Божий план!

Урок под названием: не выбирай Варраву.

Ну, хорошо! Прошло две тысячи лет! И на что нам теперь этот самый Варавва?!


Библия учит! Учит всегда всех и везде! И вот несколько уроков, которые можно извлечь из этого события: освобождения Иисуса Вараввы и предание на распятие Иисуса Христа:


Урок первый: Христос освободил каждого из нас! Это мы – Варавва, это каждый из нас сын и дочь земного отца! И если даже мы никого не убивали и не участвовали в мятеже, и не были разбойниками… то за каждым из нас в прошлом столько грехов…
Что крест по нам давно плакал… Вот только взошёл на него за нас Сын Другого Отца!


Урок второй: если перед тобой стоит выбор между двумя людьми, не выбирай по принципу президента Рузвельта: Он когда-то сказал о никарагуанском диктаторе Самосе (старшем): Да, это – сукин сын! Но это наш сукин сын!
Хороший человек не имеет расы, национальности и гражданства. Также и подлец: не имеет ничего этого.
Свой – значит хороший?! У настоящего христианина звучит это так: Хороший? Значит – свой.


Урок четвёртый: что бы тебе не рассказывали власть имущие, при всём уважении к ним, ты как свободный человек, которого освободил Иисус Христос, как сын или дочь Всемогущего Бога, имеешь право сказать: "Извините, господин президент, или депутат, или начальник ЖЕКа – но в данном вопросе я предпочту послушать не вас, а Бога!


Что делать с таким человеком? Попробовать его переубедить или держаться от него подальше.
Переубедить человека, который делает зло от случая к случаю – можно! А вот человека, который это зло активно защищает – практически невозможно:
И именно для этого случая уместно вспомнить, так редко толкуемые, слова Христа из Нагорной проповеди:

Другой признал Его своим Господом и к концу этого же дня был с Ним в раю, получив из рук Иисуса Христа вечную жизнь с Богом.

А третий, Его тёзка, Иисус Варавва, был спасён Христом от физической смерти, но вот его дальнейшая судьба совершенно неизвестна…
Впрочем, домыслов о судьбы Вараввы хватает, но мы не будем их повторять…


Важно то, что этот человек промелькнул на страницах всех четырёх Евангелий и оставил нам несколько уроков, в которых сегодня мы и постарались разобраться.

Читайте также: