Джон гриллос заявил что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний

Обновлено: 30.06.2024

Система образования призвана способствовать реализации основных задач социально-экономического и культурного развития общества, ибо именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение. Вместе с тем школа достаточно консервативна и не всегда социально-экономические изменения, научно-технический прогресс находят необходимый отклик в среде школьных и вузовских работников.

Учебный процесс в массовой школе мало изменился со времен Гербарта, предложившего классно - урочную систему и определенную схему ведения урока. Мы и сейчас придерживаемся парадигмы обучения, принятой в XIX веке - учитель - учебник (читай система средств обучения) - ученик. Это система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса пока не реализуются на практике в должной мере. Для этого важно, чтобы философская парадигма демократического устройства общества: человек - общество - государство реализовывалась во всех сферах жизни общества, и в первую очередь, в системе образования.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования средств обучения административных работников, т.е. процесс познания а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это стало особенно очевидно, когда образование во всех практически развитых странах приобрело характер обязательного массового среднего образования.

Важность такого подхода к образованию, по-моему, очень точно выразил один видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таково веление времени не только для нашей российской школы, но и практически для любого развитого общества, что, естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками, возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Нужна новая парадигма образования: ученик - предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) - учитель, присущая всем видам образования всем образовательным системам.

Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогических технологий, которое стало одной из важнейших проблем педагогической науки и практики.

Ниже приведены определения этого термина различными авторами.


«Педагогическая технология — это:

содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;

систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса;

совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности;

К современным педагогическим технологиям относятся:

1. Личностно-ориентированные технологии обучения

Технология обучения как учебного исследования

Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили)

2. Технология проблемного обучения

Технология педагогических мастерских

Технология эвристического обучения

Технология коллективной мыследеятельности (КМД)

Теория решения изобретательских задач ТРИЗ

3. Технологии оценивания достижений учащихся

4. Здоровьесберегающие технологии

5. Информационно-коммуникационные технологии

Многие технологии уже освоены педагогами нашей школы. Активно используют в своей работе технологию учебного исследования Чамеева Г.П., Самойлов В.А., Старкова Н.В., Чермакова В.И., Кранова Н.Ю., Чернова Н.А., Егорова М.Н.; технологию проектного обучения – Стакова Н.В., Чамеева Г.П., Чермакова В.И., Егорова М.Н., Михайлова Л.А., Столбова И.В.; игровые технологии – Иванова Н.Т., Крайнова Н.Ю., Олейникова В.В., Воронова Н.А., Частухина О.В., Пименова Л.Г., Чермакова В.И.; технологию опорных сигналов – Егорова М.Н.

Приятно отметить, что информационно-коммуникационные технологии получили более широкое распространение. Учителя все чаще и активнее используют компьютеры на своих уроках, применяя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, эффективно пользуются ресурсами сети Интернет. О том, что уже наработано и эффективно используется на уроках, скажут мои содокладчики. А мне бы сегодня хотелось остановиться на тех технологиях, которые мало освоены или редко используются в нашей школе. Рассмотрим несколько из них:

Перед проведением непосредственно дебатов нужна серьёзная предварительная подготовка обучающихся. На этапе подготовки к играм спикеры (игроки) анализируют литературу, готовя опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные умения. Результаты дебатов могут подводить при помощи голосования зрителей или судей или их сочетанием.

Эту технологию можно применять на уроках иностранного языка, истории и обществознания, русского языка и литературы, биологии.

Технология развития критического мышления

Критическое мышление - процесс решения задач, принятия решений и познания новых понятий. Критическое мышление - скрупулезный процесс принятия, отрицания или отсрочки суждения о чьей-либо позиции, решении или утверждении. Критическое мышление исследует и подвергает испытанию предлага­емые объяснения на предмет их действенности, чтобы увидеть, насколько они хороши на практике.

Таким образом, критическое мышление - способ познания окру­жающего мира.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает своё мнение в контексте учебной программы.

Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности. В данной технологии выделяю три основных этапа:

I . Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

II . Осмысления содержания (получение новой информации)

III . Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Приемами технологии критического мышления являются:

Кластер (графическая организация текста)

Эту технологию можно применять по всем предметам.

Технология творческих мастерских

Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям российских педагогов, которым довелось участвовать в работе учительских семинаров во Франции: книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других.

Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.

В данной технологии учитель выполняет роль мастера. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому.

Рекомендуется использовать на уроках технологии, музыки, ИЗО, на уроках литературы, физической культуры.

Технология эвристического обучения

“Эвристика”, в переводе с греческого означает “нахожу”, “открываю”.

Главная особенность эвристического обучения состоит в том, что оно предполагает изменение общепринятого смысла образования. Согласно традиционной дидактической схеме, ученик вначале осваивает опыт прошлого, “получает знания” и лишь затем применяет их, в том числе и творчески. При эвристическом обучении ученик сам пытается найти способы решения, отходя от общепринятых и известных способов.

Считается, что приращение знаний возможно только после знакомства с уже имеющимися. Имеющиеся же знания, например в учебнике, являются “ничейными”, обезличенными, зависящими подчас от субъективного мнения автора учебника или господствующей в государстве идеологии. При эвристическом обучении добываемые знания носят личностный характер, поскольку ученик изначально творит их в исследуемой области реальности.

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

Технология коллективной мыслительной деятельности (КМД)

Технология коллективной мыслительной деятельности — непрерывный процесс управления развитием потребностей, способностей у обучаемых.

Технология состоит из системы проблемных ситуаций, которая обеспечивается системой модулей. Именно модули позволяют дозировать технологический процесс и делать его непрерывным.

Сущность же технологии коллективной мыследеятельности заключается именно в том, чтобы развивать ученика, его потребности, и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Эта технология применима ко всем предметам.

Теория решения изобретательских задач ТРИЗ

ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В её основу прежде всего была подожжена (ТРИЗ) отечественной школы Г.С.Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализовываться в творчестве. Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Эта технология применима в таких областях, как физика, биология, экология, химия, математика.

Для того чтобы процесс учебной деятельности осуществлялся эффективно, необходимо научиться пользоваться современными педагогическими технологиями, разбираться в их сути и создавать свои профессиональные стратегии деятельности.

Современные технологии помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом.

Автор: Галиева Гульнар Исмагиловна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нижнекамск

Роль новых технологий в формировании

Следовательно, современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

* гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

* самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

* грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);

* быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

* самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

2.Компьютерные технологии в обучении татарскому языку.

И это не случайно. Сегодня основная цель обучения - воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и совершенствоваться самостоятельно.

Все мы сейчас находимся в состоянии перехода к информационному типу общества. Новые информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету, и татарский язык не является исключением.

Поэтому одно из условий творческой деятельности учителя – это использование информационно – коммуникационных технологий.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что компьютер как новое техническое средство начинает активно внедряться во все сферы преподавания татарского языка, меняя свои функции в зависимости от целей, задач, этапа обучения и др. Эффективность применения новых технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении. Опыт показывает, что в процессе обучения татарскому языку как иностранному, компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или коммуникативной компетенции:

-осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога; - моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и видео, создавать эффект контакта с языковой средой; - наглядно представляя речевую ситуацию, использовать ее как стимул, опоры в процессе учебного диалога; - обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.

языку позволяет развить у учащихся навыки чтения, письма, а также значительно расширить словарный запас.

10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 слайды

Компьютер можно использовать как при объяснении нового материала, так и при закреплении полученных знаний. Ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач.

19, 20, 21 слайды

-на 1-м слайде задания теста, на 2-м слайде- появляются правильные варианты.

- тест и на одном слайде. Для отображения правильных вариантов используем эффекты анимации.

На уроках татарской литературы работа с компьютером предполагает различные формы. Преподаватель может разработать целый комплекс приемов, учитывая при этом особенности своего предмета. Система применения компьютера на уроках татарской литературы может выглядеть примерно так. 1. Компьютер может стать единственным источником, в котором можно обнаружить новейшие произведения современных писателей и поэтов, а также редкие издания известных авторов. В данном случае компьютер просто заменяет хрестоматию по татарской литературе. Каким же образом он сможет выдавать нужный материал? Для этого существуют электронная сеть Интернет и диски, со специально заложенной в них информацией. Урок татарской литературы будет построен

следующим образом: в зависимости от целей и задач преподаватель выбирает форму урока, продумывая этапы, компьютер начинает свое действие на этапе усвоения новых понятий, и перед учащимися наглядно будет высвечиваться текст определенного художественного произведения, либо отрывок, фрагмент произведения, над которым предстоит поработать. Дальнейшая работа с текстом будет традиционна: составить план для пересказа произведения, найти символичные образы, определить значение незнакомых понятий и композиционную структуру произведения и т.д.

4. Для урока татарской литературы необходимо обилие материала: это могут быть иллюстрации, записи выразительного чтения стихотворений великих поэтов, романсы, музыкальное исполнение песен на стихи поэтов, театральная постановка и киноэкранизация произведений татарской литературы.

7) составить сравнительные таблицы героев, произведений, развития тем.

Использование компьютерных технологий на уроках показало, что возрастает заинтересованность учеников материалом, который я хочу преподнести им. В легкой, непринужденной форме диалога, сопровождаемые показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова, а главное - возрастает интерес учащихся к самостоятельному созданию таких презентаций, проектов.

Современный урок с использованием инновационных педагогических технологий должен способствовать личностному росту ученика. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, дать возможность для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Таким образом, особенность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, развивающих и воспитательных задач. Это особенно важно для детей с отклоняющимся (девиантным) поведением которые, прежде всего, оказываются трудными в общении. А все перечисленные выше инновационные педагогические технологии направлены на организацию активного общения как учителя с учениками, так и учащихся друг с другом на принципах сотрудничества и сотворчества.

Читайте также: