Может ли казенное предприятие быть подвергнуто процедуре банкротства

Обновлено: 02.07.2024

Общие понятия процедуры банкротства

  • в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
  • и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедура банкротства организаций ЖКХ, в частности, управляющих организаций, помимо соответствия общим признакам, имеет свою специфику. О ней 5 февраля в рамках онлайн-семинара рассказал Андрей Бежан, к.ю.н., практикующий адвокат, управляющий партнёр ALT Litigation, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.

В настоящий момент инициировать процедуру банкротства в отношении коммерческой организации, в том числе УО, могут не только налоговая, банки и кредиторы, но и простые работники этой компании, если сумма задолженности перед ними соответствует описанной в законодательстве.

  • состав требований;
  • сумма задолженности – не менее 300 000 рублей (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве);
  • период просрочки исполнения денежного обязательства – не менее 3 месяцев с даты, когда оно должно быть исполнено (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).

Субсидиарная ответственность директора УО за долги перед РСО

Четыре процедуры банкротства, о которых нужно знать

Процедура банкротства имеет целый ряд критериев и этапов, которые нужно учитывать. Первые два этапа – наблюдение и финансовое оздоровление – считаются процедурами не банкротства, а несостоятельности. В таком случае у компании квалифицируется наличие проблем и со стороны государства вводится контроль за её деятельностью для предотвращения причинения ещё больших убытков её контрагентам.

Цель процедуры наблюдения – составить анализ финансового состояния должника. Именно на этом этапе будет понятно, какие последствия возникнут для компании. Срок проведения анализа составляет 7 месяцев и может продлеваться.

На этом этапе назначается временный управляющий. Его задача – собрать информацию в отношении имущества должника, предотвратить эпизоды вывода активов через контроль за деятельность организации, согласовать целый ряд сделок.

Временный управляющий не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность и отстранять руководство организации от управления. Контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

Второй этап – финансовое оздоровление. Цель этой процедуры – восстановление платёжеспособности и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок проведения этапа не превышает 2 лет.

Суть процедуры заключается в том, что собрание кредиторов утверждает график погашения задолженности и контролирует его выполнение. На этом этапе контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

Это одна из самых редких процедур банкротства. Она практически никогда не применяется, поскольку само по себе введение процедуры банкротства означает невозможность для организации произвести расчёты.

Третий этап, не менее редкий, – внешнее управление. Его цель – восстановление платёжеспособности в соответствии с планом внешнего управления. Проводится он за 18 месяцев. Контроль переходит внешнему управляющему, который и разрабатывает для компании план выхода из кризиса.

Конкурсное производство – финальная стадия процедуры банкротства, за которой следует ликвидация организации. Цель процедуры – погашение требований кредиторов за счёт имущества должника.

Длится конкурсное производство 1 год. Это условный срок, процедура может затянуться на несколько лет. Условием для продления является незавершение мероприятий по формированию конкурсной массы, по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, оспаривание сделок. Особенность процедуры заключается в том, что контроль над деятельностью должника переходит конкурсному управляющему.

О значении фигуры управляющего и о каждой процедуре банкротства подробности смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий

Банкротство субъектов рынка ЖКХ

Мы перечислили основные признаки и этапы процедуры банкротства, общие для всех организаций. Пристальное внимание Андрей Бежан уделил особенностям регулирования банкротства именно для управляющих организаций.

  1. При признании владельца специального счёта банкротом деньги, находящиеся на специальном счёте, не включаются в конкурсную массу (п. 7 ст. 175 ЖК РФ).
  1. Региональный оператор не может быть признан банкротом. Субъект РФ, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации (п. 2 ст. 178 ЖК РФ).
  1. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии сФедеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ по решению органа Госжилнадзора из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех МКД, которыми управляет лицензиат (п. 5.4 ст. 198 ЖК РФ).

В отношении должника должна быть открыта процедура конкурсного производства – на это будет решение суда. Такой судебный акт вступает в силу немедленно после его вынесения. С этого момента наступают все правовые последствия, которые предусмотрены законом о банкротстве.

  1. Согласно статье 200 ЖК РФ, несмотря на исключение МКД управляющая организация продолжает управлять домом до выбора собственниками иного способа управления, проведения открытого конкурса по выбору новой компании.

Орган МСУ в течение 15 дней с момента получения от ГЖИ информации об исключении домов созывает общее собрание собственников МКД для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

Если решение не принято, не реализовано, то в течение 3-х дней орган МСУ обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору УО и провести этот конкурс в течение 1 месяца. Если конкурс не состоялся, управляющая организация назначается без проведения конкурса.

Вся информация о введении процедуры банкротства в отношении УО содержится на сайтах Федеральной налоговой службы, Федресурс, Картотеки арбитражных дел. Это позволяет собственникам помещений в МКД быть в курсе развития ситуации, понимать, что с УО что-то не так и оперативно проводить её смену.

Можно ли привлечь государство к ответственности по долгам?

Существенное падение деловой активности и кризис неплатежей, которые мы наблюдаем в 2020 году, неизбежно приведут к банкротству многих предприятий. Не хочется говорить об этом накануне праздников, но в новом году число таких случаев, к сожалению, будет расти. Среди банкротов, скорее всего, будут и предприятия с госучастием.

Разумная осторожность никогда никому не мешала. Советую в обязательном порядке провести стандартный комплекс проверочных мероприятий, как и для обычных контрагентов. Для начала посмотреть на правовую форму юридического лица и на те ограничения, которые есть у его учредителей и управленцев, подписывающих сделки. Иногда необходимо запросить согласие от учредителя юрлица — государственной структуры, если в уставных документах прописана его обязанность согласовывать сделки. В открытых источниках можно найти бухгалтерскую отчетность и баланс предприятия, данные о неисполненных обязательствах перед налоговыми органами и контрагентами — это позволит понять платежеспособность организации. Если вы увидите большое количество исполнительных производств, то с этой структурой работать не стоит.

Необходимо тщательно рассмотреть историю судебных разбирательств. У чиновников порой имеются не юридические, а психологические блокировки в принятии решений, и они зачастую запрашивают дополнительные разрешения. Сегодня 80% дел не обжалуются в апелляционном суде, и многие из них как раз касаются взаимоотношений с госструктурами. По сути, такие решения судов только фиксируют обязательства, которые сторонами признаются, но которые должник боится исполнить ввиду нежелательных последствий — сказывается чиновничье мышление, нежелание брать ответственность лично на себя. Конечно, полностью просчитать заранее позицию государственной организации сложно. Но если зайти на сайт арбитражного суда и посмотреть судебные споры с таким юрлицом, а также историю исполнительных производств, то определенную тенденцию можно увидеть. Если у предприятия нет судов, нет исполнительных производств, то это скорее всего добросовестный контрагент. Если этих судов очень много, но нет исполнительных производств, то ваши требования не будут исполнены в добровольном порядке до суда, но потом вы все-таки получите причитающееся. И третий вариант — самый плохой. Вступая в отношения с таким контрагентом, вы рискуете стать кредитором в деле о банкротстве.

Предположим, что все пошло по негативному сценарию, и ваш контрагент — ГУП или МУП — признан банкротом. На что можно рассчитывать? Согласно поправкам в Закон о банкротстве, принятым в августе 2017 года, на учредителей должника-банкрота возложена большая (по сравнению с предыдущими нормами закона) ответственность за действия в отношении дочерней организации, и эти нормы в полной мере применимы к дочерним предприятиям государственных и муниципальных органов. Кредиторы имеют право привлечь в качестве ответственной стороны по долгам предприятия федеральную структуру или муниципалитет, которые являются его соучредителями. То есть учредители должны нести субсидиарную ответственность за действия принадлежащих им организаций. Учитывая почти безграничные (по сравнению с иными видами учредителей — физическими лицами или коммерческими организациями) бюджеты муниципальных и федеральных структур, у кредиторов появляются реальные шансы получить компенсации по исполнительным листам.

На сегодняшний день наиболее распространены такие случаи привлечения учредителей (государственных и муниципальных образований) к субсидиарной ответственности, когда недостаточность активов для расчетов с кредиторами обусловлена принятием неверных управленческих решений собственником предприятия-должника. Учредители передают имущество ГУПов или МУПов другим юрлицам, рассчитывая на более эффективное управление, но предприятие становится банкротом. При этом кредиторы первоначального юрлица остаются неудовлетворенными. Такие действия на практике получают правильное толкование в суде и вполне четкие последствия в виде привлечения госорганов к субсидиарной ответственности.

Особая ситуация с кредиторами казенных и бюджетных учреждений. По нормам ГК РФ они не могут быть признаны банкротами, но могут быть ликвидированы по решению своего учредителя. При этом в случае с бюджетными учреждениями ответственность госструктур (собственников их имущества) ограничена причинением вреда гражданам. У кредиторов этого вида юридических лиц почти не было шансов получить какую-либо компенсацию, и такая практика существовала долгое время. Решение, принятое Конституционным судом в мае текущего года, показало, что в этой сфере происходят серьезные подвижки. КС отметил, что субсидиарная ответственность государственных органов не ограничивается ущербом физическим лицам, а также распространяется на ущерб, причиненный бюджетным учреждением иным юридическим лицам по договорам публичного характера. Мы рассчитываем на то, что в ближайшем будущем аналогичный подход распространится и на иные виды гражданско-правовых договоров юрлиц с бюджетными учреждениями.

Этот материал опубликован на платформе бизнес-сообщества Forbes Council

Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд.

Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.

Банкротство Казенных Предприятий

До настоящего времени банкротство казенных предприятий осложнено действующим гражданским законодательством. И фактически доказать неплатежеспособность какого-либо казенного, очень сложно. Из истории банкротства известно, что банкротом считается тот, кто сам объявляет в судебных инстанциях о своей несостоятельности перед платежными требованиями кредиторов.

Банкротство казенных во многом определяется 65 статьей ГК РФ, где перечисляются условия и признаки банкротства различных организаций.

Каков порядок ликвидации учреждения?

В условиях тяжелой финансовой ситуации является очень важным рациональное использование бюджетных средств. Именно для этого проводится проверка действующих предприятий и учреждений, которые не справляются возложенными на них обязательствами. В процессе проверок принимается решение о слиянии (укрупнении) некоторых казенных организаций, а неэффективные подлежат ликвидации.

Согласно действующему ГК РФ, федеральным законам процесс ликвидации государственного предприятия имеет четкую схему и подлежит обязательному соблюдению.

Может ли быть банкротом казенное предприятие

Банкротство предприятия это недостаток ликвидных активов и как следствие, невозможность выполнения в установленные сроки требований кредиторов и обязательств перед бюджетом, что ведет к ликвидации.

Такое кризисное состояние требует применения системной методики диагностики и принятия особых управленческих решений. Такая методика выработана рыночной экономикой и подходит не только для предприятий уже находящихся в состоянии кризиса.

Может ли быть ликвидировано федеральное унитарное предприятие, имуществом которого распоряжается РФ, по решению арбитражного суда через процедуру банкротства? Требуется ли для этого дополнительное решение Правительства РФ?

Может ли быть ликвидировано федеральное унитарное, имуществом которого распоряжается РФ, по решению арбитражного суда через процедуру банкротства? Требуется ли для этого дополнительное решение Правительства РФ?

В соответствии с п.1 ст.113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Несостоятельность (банкротство) (предприятий Курсовая)

зчально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модель строилась на том, что

банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия-банкрота. По американской модели у банкротства противоположная цель — восстановить

платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур.

Организация торгов

Казенное учреждение в 2008 году заключило муниципальный контракт с ООО на разработку проектно-сметной документации. Согласно усло виям контракта казенным учреждением перечислен аванс в размере 50% суммы контракта. Работы в ыполнены не были. сумма ав анса не в оз в ращена. Казенное учреждение в 2010 году обратилось в суд с иском о расторжении контракта. Решением арбитражного суда муниципальный контракт расторгнут.

Почему казенные предприятия не могут быть признаны банкротом?

Правовое положение казенных предприятий

Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.

Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.

Тема 3

Унитарное – коммерческая организация, имущество которой является собственностью её учредителя, остаётся неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям) между её работниками (ст. 113 ГК РФ). В форме унитарного предприятия создаются только государственные и муниципальные.

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ это

унитарные государственные (федеральные) предприятия, обладающие правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. К.п. могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных (п. 1 ст. 115 ГК РФ). К ним, в частности, относятся предприятия. осуществляющие производство некоторых видов оборонной\’продукции, и предприятия исправительных учреждений.

Банкротство казенного предприятия

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Правовое положение казенных предприятий

Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным Законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником.

Ответственность руководителя должника

Ответственность учредителей и руководителей должника при банкротстве

Каждый руководитель живет с постоянным ощущением ответственности. С внесением поправок в Закон о банкротстве теперь и руководитель и собственник несут ответственность по всем обязательствам организации.

Учредители (участники) юридического лица не отвечают по его обязательствам, а компания, в свою очередь, не несет ответственности за обязательства учредителя или собственника.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 65

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица 1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Статья 7

Целью создания любого юридического лица является ограничение имущественных рисков его учредителя (учредителей) размерами переданного такому юридическому лицу (закрепленного за ним) имущества. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ одним из признаков юридического лица является обособленность его имущества от имущества учредителя (учредителей). На этом основании юридическое лицо, во-первых, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, как переданным юридическому лицу учредителем (учредителями), так и приобретенным в процессе хозяйственной деятельности, а во-вторых, не отвечает по обязательствам своего учредителя (учредителей) (п.

Вопрос: Может ли автономное учреждение быть признано несостоятельным (банкротом)?
Ответ: В силу п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.
Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Необходимо учитывать, что в силу п. 4 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Из буквального толкования данной нормы следует вывод, согласно которому банкротом не может быть признано любое учреждение, как бюджетное, так и автономное.
При этом, что касается бюджетного учреждения, согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ при недостаточности у него денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Данная норма защищает права кредиторов бюджетного учреждения.
Однако, как уже было сказано выше, собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.
Таким образом, законодательством не предусмотрено никаких гарантий прав кредиторов автономных учреждений при его ликвидации.
Учитывая изложенное, автономное учреждение не может быть признано банкротом, при этом в случае недостаточности имущества при его ликвидации его обязанности перед кредиторами в силу п. 1 ст. 61 ГК РФ считаются прекращенными.
Ю.М.Лермонтов
Минфин России
15.03.2010

Гражданским кодексом установлено, что при недостаточности денежных средств учреждения для погашения его обязательств, его собственник несет субсидиарную ответственность своим имуществом перед кредиторами. При этом, в отличие от общего порядка привлечения к субсидиарной ответственности , введение процедуры банкротства юридического лица в этом случае не требуется. Учитывая, что гражданское законодательство претерпело ряд изменений касательно порядка регулирования ответственности учреждений по своим обязательствам, при взыскании задолженности с данного вида некоммерческой организации в судебном порядке возникает ряд вопросов. Основной такой вопрос – можно ли привлекать учредителей в лице собственников учреждений в порядке субсидиарной ответственности при недостаточности средств организации – основного должника? Этот и ряд других тезисов я рассмотрю в данной статье.
В качестве вступления, необходимо уточнить, что созданное физическим или юридическим лицом учреждение является частным , а – Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием , соответственно, – государственным или муниципальным . Второй вид учреждений может подразделяться на бюджетные, автономные и казенные . Любое учреждение является некоммерческой организацией и финансируется собственником, который и осуществляет управление им. Создается учреждение для осуществления социально-культурных, управленческих или иных функций некоммерческого характера.

Ответственность учреждения по обязательствам

Каким образом привлекается собственник учреждения к субсидиарной ответственности?

Субсидиарная ответственность собственника государственного учреждения в настоящее время

Однако, в редакции от 03.11.2006 года, ч. 2 (абзац 5) ст. 120 Гражданского кодекса РФ исключает возможность привлечения к ответственности собственника автономного учреждения . А с 08.05.2010 года законодатель абзацем 6 названной статьи вводит запрет на привлечение к субсидиарной ответственности органов государств а за деятельность бюджетного учреждения . Это ограничение не применяется к отношениям, возникшим до 01.01.2011 года. Таким образом, мы видим, как государство снимает с себя любую ответственность за учрежденные его структурами организации и их деятельность. Между тем, учреждения являются полноправными юридическими лицами в хозяйственном гражданском обороте, заключают сделки, принимают на себя большие обязательства, только порог их ответственности имеет решающие ограничения.
В настоящий момент, субсидиарная ответственность по долгам некоммерческой организации может быть применена к учредителям (собственникам) только частного или казенного учреждения. Процедура соответствует вышеописанной: производится взыскание с учреждения, направляется исполнительный лист в службу судебных приставов-исполнителей или иным образом подтверждается отсутствие денежных средств на счетах, после чего подается заявление о привлечении к субсидиарной ответственности собственника учреждения и о взыскании с него оставшейся суммы задолженности.

Взыскание задолженности при ликвидации учреждения

Когда в отношении учреждения введена процедура ликвидации, то кредитору необходимо своевременно (в течение двух месяцев после публикации) предъявить свои требования ликвидатору или ликвидационной комиссии. В таком случае, неспособность удовлетворения денежных требований устанавливается отсутствием погашения обязательства в течение ликвидации. До ее завершения необходимо подать исковое заявление о привлечении к субсидиарной ответственности. Тут надо быть внимательным, т.к. упустив указанные в данном абзаце действия кредитор (взыскатель) рискует остаться без удовлетворения. Ведь, в общем порядке, с ликвидацией юридического лица (без правопреемства) прекращаются все его права и обязанности.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Банкротство – процедура, актуальная в условиях невозможности рассчитаться с долгами. Как правило, к ней прибегают коммерческие фирмы. Однако и некоммерческая компания имеет право заявить о своем банкротстве.

Законодательное обоснование

Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:

  • Образования религиозного характера.
  • Политические партии.

Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.

Признаки банкротства НКО

Банкротство можно объявлять при наличии этих условий:

  • Невозможность оплатить свои долги перед кредиторами.
  • Невозможность совершать обязательные платежи в бюджет и фонды.
  • Просрочка задолженностей сроком более 3 месяцев.

Инициировать признание несостоятельности может руководитель НКО, его владелец, кредиторы субъекта, государственные прокуроры.

Порядок инициирования банкротства

Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

  • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
  • Учредительные бумаги.
  • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
  • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

  • Отказ.
  • Назначение финансового оздоровления.
  • Достижение мирового соглашения.
  • Признание субъекта банкротом.

Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

Основные этапы банкротства

НКО не ликвидируется сразу же. Как правило, предварительно проводятся дополнительные процедуры. Направлены они на погашение существующих задолженностей.

Наблюдение

Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

  • Оценка стоимости собственности НКО.
  • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
  • Анализ работы НКО.

В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

Финансовое оздоровление

Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

  • Взыскание долгов перед НКО.
  • Прекращение работы убыточного производства.
  • Продажа ненужной собственности.
  • Изменение профиля работы.

Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

В рамках процедуры фигурируют эти документы:

  • График погашения задолженностей.
  • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

Внешнее управление

Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

  • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
  • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
  • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
  • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

Ликвидация

Если внешнее управление не улучшило положение, вводится конкурсное производство. Только на этом этапе организация признается несостоятельной. В рамках ликвидации выполняются эти действия:

  • Поиск имущества НКО для его последующей продажи.
  • Исполнение требований кредиторов.
  • Ликвидация.

Продолжительность конкурсного производства составляет год. Этот срок может быть продлен на полгода. Последствия конкурсного производства:

  • Расчеты с кредиторами НКО.
  • Отмена начислений процентов по задолженности.
  • Создание конкурсной массы, куда входит имущество, с ее последующим распределением между кредиторами.

По итогам производства составляются отчеты. После завершения этапа происходит ликвидация.

Рассмотрим все этапы производства и ликвидации:

ВАЖНО! В рамках конкурсного производства изыскиваются средства для погашения долгов. Для этого распродается имущество НКО. Полученные средства распределяются между кредиторами.

Банкротство может быть добровольным и принудительным. В первом случае процедура инициируется руководителями НКО. Во втором случае инициаторами являются кредиторы или государственные органы.

Дополнительная информация

Дигмар Юнис

21 мая 2021 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла Определение № 302-ЭС20-23984. Примечательно оно тем, что имеет далеко идущие политико-правовые последствия для руководителей государственных и муниципальных унитарных предприятий.

При решении этого вопроса правовое значение имеет то, был ли антикризисный план, являлся ли он разумным и следовал ли руководитель предприятия этому плану

В указанном деле (№ А19-4454/2017) Суд разбирался с вопросом привлечения к субсидиарной ответственности директора МУП в связи с тем, что он не подал заявление о банкротстве возглавляемого им предприятия.

В начале 2016 г. руководитель МУП обратился с заявлениями в областную службу по тарифам – об установлении собственного тарифа – и в министерство жилищной политики Иркутской области – о выделении субсидии для покрытия выпадающих доходов в связи с применением необоснованно низкого тарифа. Тем не менее, судя по изложенной в судебном акте фактологии, субсидия предприятию так и не была выделена. В результате региональный гарантирующий поставщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом данного МУП, имеющего перед ним задолженность за поставленную электроэнергию.

В рамках дела о банкротстве конкурсный управляющий обратился с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности не только директора унитарного предприятия, но и учредителя – администрации городского поселения. Суд удовлетворил требование частично и привлек к субсидиарной ответственности лишь руководителя предприятия, а вот администрацию привлекать не стал, поскольку счел причинно-следственную связь между ее действиями (бездействием) и возникновением у предприятия признаков банкротства недоказанной. Апелляция и первая кассация поддержали позицию АС Иркутской области, однако Верховный Суд указал на несостоятельность доводов нижестоящих судов и постановил пересмотреть дело.

В указанном определении приведены очень важные – в первую очередь политические –мотивы отмены судебных актов. На мой взгляд, ВС, явно осознавая масштаб назревающей проблемы и количество действующих в стране МУП и ГУП, сформировал ряд важных выводов, которые суды должны учитывать при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей унитарных предприятий. Основной вывод: директора нельзя привлекать к субсидиарной ответственности, если у него был план финансового оздоровления предприятия или выхода из кризисной ситуации (не обязательно в виде одноименного документа).

Итак, во-первых, даже при появлении признаков несостоятельности унитарного предприятия руководитель не обязан незамедлительно подавать заявление о банкротстве. Это обусловлено прежде всего тем, что, как правило, такие предприятия выполняют социально значимые функции (как в рассмотренном деле – поставка тепловой энергии потребителям) и их банкротство может повлечь негативные социально-экономические последствия. В данном случае директор обязан детально проанализировать сложившуюся ситуацию, разработать план финансового оздоровления или выхода предприятия из кризиса и попытаться его реализовать.

Во-вторых, о наличии подобного рода плана может свидетельствовать также переписка руководителя унитарного предприятия с органами муниципальной и государственной власти, в которой первый предлагает меры для разрешения сложившейся ситуации.

Наконец, только после того, как мероприятия, реализуемые в рамках разработанного плана оздоровления, себя исчерпали и есть объективные основания полагать, что предприятие не выйдет из кризиса, руководитель обязан обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Важный политический посыл обсуждаемого определения заключается в том, что ВС ориентировал нижестоящие суды более детально разбираться в подобных спорах, подспудно намекнув им, что поголовное привлечение руководителей унитарных предприятий может привести к тому, что руководить такими компаниями будет попросту некому, ведь зачастую данные предприятия находятся на грани (а иногда и за гранью) банкротства, в том числе в связи с тем, что их услуги (работы) нацелены на обычных граждан – потребителей, а стоимость услуг нередко (во избежание социальной напряженности) явно занижена и не покрывает даже фактические расходы.

Еще один момент, который, по моему мнению, заслуживает особого внимания. Верховный Суд напомнил о неправомерности освобождения от субсидиарной ответственности учредителя предприятия при одновременном возложении указанной ответственности на руководителя МУП, притом что учредитель предприятия уже на этапе его создания с учетом специфики и масштаба деятельности компании не может не понимать, что предприятие скоро будет отвечать признакам несостоятельности ввиду заведомо очевидного несоответствия объема планируемых поступлений размеру предстоящих расходов. То есть если учредитель установил для подконтрольного ему предприятия низкие тарифы, не покрывающие его расходы, винить в банкротстве предприятия его руководителя нельзя.

При этом Суд подчеркнул, что в указанной ситуации неправомерно освобождать от субсидиарной ответственности администрацию городского поселения, учредившую унитарное предприятие, поскольку это фактически нарушает баланс интересов.

Читайте также: