Может ли главный военный прокурор создать прокуратуру группы войск

Обновлено: 25.05.2024

Ст. 46, 47 ЗОП регламентирует эти вопросы о структуре и компетенции. Она приспособлена к специфике правоотношений в воинских подразделениях.

Военные прокуратуры. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в со-

ответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми

Финансирование органов военной прокуратуры осуществляется Министерством обороны РФ за счет выделяемых для этих целей средств федерального бюджета. Материально-техническое

обеспечение органов военной прокуратуры, выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов снабжения и довольствия производятся Министерством обороны РФ и другими войсками и воинскими формированиями по установленным нормам. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется воинскими частями.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных

отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.

В Главной военной прокуратуре образуется Коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором.

Персональный состав Коллегии утверждается Генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

На военную прокуратуру возлагаются следующие полномочия:

1) надзор за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил РФ, внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ и т.д.;

2) надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществлении ОРД по уголовным делам в материалах о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований;

3) уголовное преследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции следующими полномочиями и осуществляют их независимо от командования

и органов военного управления:

— участвуют в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

— назначают вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

— имеют право по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов

независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

— проверяют законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах, а также немедленно принимают меры по освобождению незаконно содержащихся там лиц;

— требуют обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу.__

Компетенция природоохранных прокуратур.

Природоохранные прокуратуры. Эти прокуратуры созданы для усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура — Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распространяются полномочия этой прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ.

На Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру возложены следующие полномочия:

— надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей природной среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют или расположены в бассейне р. Волги, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;

— уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности, расположенных в бассейне р. Волги.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Военная прокуратура Российской Федерации

Определение военной прокуратуры

В соответствии с ФЗ о военной прокуратуре в Российской Федерациивоенная прокуратура – это структурное подразделение Прокуратуры РФ, которое осуществляет надзор за соблюдением исполнения законов и Конституции РФ, а также осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в отношении военнослужащих. Деятельность данного госоргана обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии и ФСБ.

  • быть гражданином РФ;
  • не иметь судимостей;
  • быть здоровым и дееспособным;
  • не иметь близких родственников на службе в прокуратуре (только при условии, что их служба связана с подчиненностью или подконтрольностью одного другим);
  • не иметь запретов, вынесенных судом, на назначение на государственные должности.

Чем занимается военная прокуратура

  • осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и российского законодательства в отношении военнослужащих, их семей, лиц, призванных на военных сборы, а также тех, кто поступил на срочную службу в военную прокуратуру;
  • надзор за соблюдением прав и свобод гражданина и человека государственными органами;
  • осуществление надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства в органах, учреждениях и воинских частях;
  • надзор за деятельностью командиров воинских частей, а также других должностных лиц, за исполнением ими законов при содержании подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных под стражей на гауптвахтах;
  • надзор за должностными лицами ФСБ, которые служат на границах РФ, а также за законностью производства административных дел в отношении лиц, которые нарушили правила прохождения границы Российской Федерации;
  • уголовное преследование;
  • осуществление надзора за исполнением российского законодательства во время проведения оперативно-розыскных работ, а также в ходе дознания и следствия в отношении военнослужащих, лиц, которые призваны на военные сборы, персонала ВС РФ;
  • контроль деятельности правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью в Вооруженных силах РФ;
  • участие в судебных разбирательствах по гражданским и арбитражным делам (когда рассматриваются дела о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих).

Таким образом, в ходе деятельности военной прокуратуры должны выполняться следующие задачи:

  • укрепить боевую готовность Вооруженных Сил страны;
  • охранять воинские учреждения, предприятия и военно-учебные заведения;
  • охранять права и интересы военнослужащих и их семей, а также граждан, которые призваны на военные сборы.

Полномочия военной прокуратуры

  • назначение ведомственных ревизий и проверок в воинских частях и учреждениях;
  • участие в заседаниях коллегий, служебных заседаниях органов военного управления и военных советов;
  • проверка законности содержания осужденных граждан, которые находятся под стражей в дисциплинарных частях и на гауптвахтах;
  • освобождение осужденных, которые находятся под стражей на гауптвахтах и в дисциплинарных частях, если были обнаружены незаконные действия должностных лиц;
  • беспрепятственное передвижение по территории воинских частей и учреждений, независимо от существующего в них режима (только после предъявления служебного удостоверения);
  • требовать доступ к любым материалам и документам в органах, являющихся подведомственными прокуратуре военного гарнизона.

Структура и состав военной прокуратуры

Система органов военной прокуратуры определена в статье 46 ФЗ-№2202-1. Она включает в себя:

  • Главная военная прокуратура;
  • прокуратуры военных округов;
  • военные прокуратуры флотов;
  • прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения;
  • Московскую городскую военную прокуратуру, а также все остальные военные прокуратуры, которые приравнены к прокуратурам субъектов РФ;
  • военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений и другие, которые приравниваются к прокуратурам городов и районов.

Также, по решению Главного военного прокурора, в перечисленных органах военных прокуратур могут быть организованы прокурорские участки.

Кому подчиняется

Возглавляет органы военной прокуратурыГлавная военная прокуратура РФ. Ответственным лицом, в обязанности которого входит формирование, ликвидация и реорганизация всех органов военной прокуратуры. Организационно-штатные вопросы входят в компетенцию его заместителя – Главного военного прокурора РФ. Назначаются военнослужащие на данную должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 5 лет. Все остальные прокуроры и следователи Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от нее Главным прокурором.

Прокурорам военных округов, групп войск и флотов подчиняются нижестоящие прокуратуры.

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи

Порядок обращения в военную прокуратуру РФ

Обратиться в военную прокуратуру можно несколькими способами:

Единых требований к обращению нет, оно составляется в произвольной форме. Далее можно скачать образец жалобы в военную прокуратуру, который поможет вам составить обращение.

Порядок обращения военнослужащих в военную прокуратуру следующий:

Алексеев Сергей Артёмович — автор статьи


Участие в закупках физических лиц без статуса ИП

Российское законодательство допускает возможность участия в мероприятиях по закупкам физических лиц, не обладающих статусом ИП. О том, какие особенности заключения договоров с данн.

Ипотека для сотрудников ФСБ

Служащие ФСБ не так давно стали участниками государственной программы по получению военной ипотеки. В нашей статье мы расскажем об особенностях получения ипотеки для сотрудников ФС.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 280 191
  • КНИГИ 663 285
  • СЕРИИ 25 510
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 617 230

от 17 января 1992 года № 2202-1

(в ред. Федеральных законов

от 19.11.1999 № 202-ФЗ, от 02.01.2000 № 19-ФЗ,

от 29.12.2001 № 182-ФЗ, от 28.06.2002 № 77-ФЗ,

от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 05.10.2002 № 120-ФЗ,

от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ,

от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 05.06.2007 № 87-ФЗ,

от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ,

от 17.07.2009 № 171-ФЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Прокуратура Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

3. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.

Статья 2. Международное сотрудничество

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Статья 3. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее – прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.


Структура и система прокуратуры

Система правоохранительных органов Российской Федерации в области военных правоотношений является важной частью защиты прав и свобод военнообязанных лиц нашего государства. Ключевую роль играет военная прокуратура – государственный надзорный орган.

Указанный правоохранительный орган нацелен на пресечение противоправных действий в сфере правоотношений между военнообязанными лицами, борьбы с коррупционными преступлениями и отношениями, выходящими за рамки устава и служебного контракта.

Что входит в систему органов, структура

Совокупность органов военной прокуратуры представляет собой традиционную структурную систему: федеральный и региональный уровень. Данные уровни, в свою очередь, подразделяются на три звена:

  1. Главная военная прокуратура.
  2. Прокуратура субъектов, куда приравниваются прокуратура войск, флотов, воинских округов. Исходя из структуры, размещенной на официальном сайте военной прокуратуры РФ, уровень окружного звена подразделяется на следующие подразделения: балтийский флот, восточный и западный воинский округ, московская городская воинская прокуратура, ракетные войска стратегического назначения, северный флот, тихоокеанский флот, центральный и южный воинский округ, черноморский флот.
  3. Прокуратура городов и районов, к которым приравнивается прокуратура гарнизонов, объединений. Следует отметить, что решением Главного военного прокурора в городах и районах могут создаваться отдельные прокурорские участки. Цель таких нововведений – урегулирование правоотношений между военнообязанными лицами на более узкой территории.

Главный военный прокурор в структурной иерархии является заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. На сегодняшний день указанную должность с 2017 года занимает Петров Валерий Григорьевич . По служебному положению указанные должностные лица достаточно самостоятельны.

Соответственно, Петров В.Г. регулирует деятельность подразделений военной прокуратуры в нашем государстве в рамках российского законодательства. Законом не устанавливается отдельная необходимость согласовывать действия с Генпрокурором РФ. Исключение составляет организация и реорганизация штатов и органов рассматриваемого правоохранительного органа. Данное полномочие остается за Генеральным прокурором РФ.

В связи с недавними поправками, внесенными весной в Конституцию Российской Федерации, изменился порядок назначения прокуроров на соответствующие должности. Так, согласно ч. 3 ст. 129 Конституции РФ , главный военный прокурор назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. По такому же принципу назначаются на должность и военнослужащие в субъектах и районах.

Каждое подразделение военной прокуратуры имеет свою внутреннюю структуру, которая не имеет отличительных черт от любого другого правоохранительного органа. Так, представлен следующий состав:

  • главный прокурор (с заместителями);
  • управление делами;
  • самостоятельные отделы;
  • отвечающие за отдельно взятый фронт работы;
  • канцелярия;
  • приемная.

Функции, права и обязанности военных прокуроров

Базовое полномочие любого органа прокуратуры – осуществление надзора за соблюдением установленных норм законодательства в сфере регулируемых правоотношений, а также представление стороны обвинения на судебных стадиях гражданского, административного и уголовного процесса.

  • участие в заседаниях воинских советов, совещаниях;
  • организация вневедомственных проверок;
  • проверка законности содержания военнослужащих, находящихся под арестом, задержанных на гауптвахтах, в дисциплинарных частях. В случаях выявления нарушения прав указанных лиц, прокурор уполномочен требовать обеспечения охраны и должного содержания.

Следует также отметить, что прокурор обладает правом беспрепятственно входить на территорию или в помещение воинской части, требовать для ознакомления необходимые документы, независимо от установленного режима. Для этого необходимо предъявить служебное удостоверение.

Среди общих полномочий выделяются:

  • принятие и рассмотрение заявлений, жалоб и предложений от военнослужащих;
  • проверка информации, зафиксированной в заявлении о совершении правонарушения или преступления;
  • при обнаружении факта правонарушения, предпринять все необходимые меры для его устранения;
  • прокурор вправе давать письменные или устные указания сотрудникам органа дознания, отвечающих за проведение предварительного следствия;
  • вправе направлять запросы для получения дополнительной информации во время рассмотрения поступивших заявлений;
  • направлять требования об отстранении того или иного оперативного сотрудника, при совершении последним правонарушения;
  • подать исковое заявление в рамках гражданского судопроизводства или административное исковое заявление;
  • подать апелляционных представлений и жалоб на вынесенное решение, определение, постановление суда.

Органы военной прокуратуры и их место в системе

Герб военной прокуратуры

Кто может стать военным прокурором

Следует отметить, что в рассматриваемом правоохранительном органе прокурор является военнослужащим, а не лицом, проходящим государственную гражданскую службу. Соответственно, на него распространяются льготы и ограничения, свойственные именно для служащих.

Органы военной прокуратуры и их место в системе

Прохождение службы в органах военной прокуратуры

Основания для назначения

Основанием для назначения лица на должность военного прокурора является соответствующий приказ вышестоящего должностного лица. Так, заместители Главного военного прокурора, руководители отделов и подразделений назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации. Иные прокуроры назначаются на должность Главным военным прокурором.

Следует отметить, что предельным возрастом пребывания военнослужащего на должности военного прокурора составляет 65 лет.

Особенности обращения в военную прокуратуру

Подать жалобу в военную прокуратуру можно при наличии следующих оснований:

  • совершение военнослужащим преступления, установленного уголовным законодательством Российской Федерации;
  • совершение действий, которые прям нарушают устав военнослужащих, правила внутреннего распорядка;
  • правонарушение совершено в пределах войсковой части.

Обращение, по общему правилу, подается после обнаружения факта совершения правонарушения или преступления. Формы обращения предлагают альтернативную вариацию действий:

Читайте также: