Моральные нормы возникают стихийно как отражение потребностей общества нормы права

Обновлено: 02.07.2024

Поведение человека регулируется не только нормами морали, но такими формами регуляции, как обычаи и закон. Для выяснения специфики морали сравним их роль в моральной регуляции человека.

Обычаи сформировались из многочисленных запретов (табу), традиций, обрядов, ритуалов еще в родовом обществе. Человек в условиях родоплеменного строя отождествляет себя с коллективом, а его поведение характеризуется слитностью поведения и сознания. Мораль как система норм, как выражение должного в этом обществе еще отсутствует. Обязательность, простота и сила нравственных установок основана здесь на полезности коллективу, с которым отождествляет себя индивид.

Значение обычаев в общественной жизни трудно переоценить. Они связывают нас с прошлым, с историческим опытом человечества. Попытки разрушить установившиеся обычаи почти всегда заканчивались социальными и культурными потрясениями. Сходство и различие культурными потрясениями порождали хаос и дезориентацию в жизни целых народов. Однако, несмотря на то что обычаи являются фундаментом нравственности, они все же принципиально отличаются от морали.

Анализ взаимодействия морали и обычаев говорит о том, что иногда моральные нормы превращаются в обыденные формы поведения. А когда обычаи исчерпывают свое историческое оправданное содержание, мораль их осуждает. Так было с обычаем кровной мести, с обычаями человеческих жертвоприношений, рабства и т. п. Следует признать, что в обычаях сконцентрированы опыт и мудрость поколений, что за ними стоят вековые традиции и поспешно подвергать их критике не стоит.

Таким образом, обычаи и моральные нормы имеют сходство и различие. Их отношение можно рассматривать в системе вида и рода. Обычаи – первая ступень, основа, фундамент нравственности. Мораль – вторая, более высокая, исторически более развитая и сложная, выступающая как универсальный способ регуляции поведения.

Сравним теперь мораль с правом. Они имеют много общего. И мораль, и право регулируют поведение людей, возникают как потребность в сохранении и поддержании устойчивости общества, представляют собой совокупность устойчивых требований, норм, предписаний и правил. Мораль и право содержат представления о справедливом и должном устройстве общества, всей сложной системы отношений внутри него (религиозных, политических, юридических, имущественных и т. п.).

Но это сходство не говорит о тождественности морали и права. Между ними существуют следующие различия.

1. Мораль возникает стихийно в процессе общественной жизни и отражения ее потребностей в общественном сознании. Вследствие того моральные ценности и нормы носят обезличенный характер: обращены от имени всех и ко всем. Они нигде официально или формально не зафиксированы и существуют идеально в сознании людей. Кроме того, моральные нормы и требования соблюдаются не из-за страха или принуждения, а добровольно или под влиянием общественного мнения.

Нормы права зафиксированы в виде законов, утвержденных теми или иными органами государственной власти. Их выполнение продиктовано страхом наказания или желанием приобрести определенную репутацию (уважение к порядку). Хороший, добрый человек, нарушивший закон в силу каких-то обстоятельств, будет осужден, наказан. Плохой (злой, подлый), нарушая закон, не испытывает угрызений совести, он, по его мнению, чист перед законом.

Так, например, долгое время после развала СССР в ряде самостоятельных государств (Украина, Россия) действовали старые уголовные кодексы, трудовое законодательство и т. п. Это объясняется тем, что право, в отличие от морали, не в состоянии быстро реагировать на все сферы человеческой жизни, особенно духовной.

Наконец, специфической чертой морали является ее бескорыстный характер, направленность на приумножение в мире благородства, добра, бескорыстия, чего не скажешь о праве.

В целом же и мораль, и право выступают регуляторами поведения людей: мораль – внутренним, личным способом поведения, право – внешним. Многочисленные характеристики морали объясняются большой и подвижной сферой ее действия. С учетом всего сказанного их можно свести к такому определению:

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

4. Почему трудно дать обобщающее определение морали?

ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

5. Почему Диоген жил в бочке?

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Мораль и религия.

2. Этические воззрения Древней Индии.

3. Этический идеал в конфуцианстве.

5. Принцип аскетизма в древнеиндийских этических воззрениях.

6. Этическая концепция Платона.

7. Этика Аристотеля.

8. Проблема счастья в античной этике.

9. Стоицизм как этическое учение.

10. Этика Эпикура.

11. Этика Сократа.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Никомахова этика (Аристотель. Соч. в 4 т. М., 1984, т. 4, с. 54–77).

2. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. М., 2000, с. 12–28.

3. Древнекитайская философия. М., 1902.

4. Дробницкий О. Г. Понятия морали. М., 1974, с. 15–63.

5. Индийская философия. М., 1965.

6. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона (Платон. Соч. Т. 1. М., 1968).

7. Малахов В. Этика. К., 2001, с. 20–28.

8. Марк Аврелий Антоний. Размышления. Л., 1985.

9. О жизненной судьбе Сократа. М., 1976.

10. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977.

11. Соловьев В. С. Жизненная драма Платона. Соч. Т. 2. М., 1988.


1) Относитесь к другим людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе, - золотое правило морали.

2) Мораль регулирует отношения людей с точки зрения права.

3) Моральные нормы устанавливаются законодательно.

4) Общечеловеческие ценности отражаются в нормах морали, которые передаются из поколения в поколение.

5) Главный принцип морали – гуманизм (человечность).


1) Духовная жизнь общества включает мораль, право, религию, науку, искусство

2) Духовные потребности людей передаются по наследству.

3) Создавать духовные ценности могут только профессионально подготовленные люди.

4) Библиотека и музей относятся к учреждениям культуры.

5) Культурным называют человека, который работает в сфере культуры.


1) Духовные ценности – это представления о том, что такое добро, любовь, правда, справедливость.

2) Культура России многонациональна.

3) Экономика, политика, наука, религия составляют духовную сферу общества.

4) Легенды, сказания, пословицы, поговорки составляют духовное наследие народа.

5) Культура человечества неизменна.


1) Человека отличают от других живых существ мышление и членораздельная речь.

2) Отсутствие инстинкта самосохранения отличает человека от животных.

3) Голод и жажда отражают биологические потребности человека

4) Человек осознанно и целенаправленно строит здания, а пчела – соты.

5) Человек – биологическое, социальное и духовное существо.


1) Общество и природа возникли одновременно

2) Личностью называют самостоятельного и ответственного человека

3) Природой называют естественную среду обитания человечества

4) Способность оценивать результаты своей деятельности характеризует человека как природное существо.

5) Различные формы объединения людей и взаимодействия между ними составляют общество.


1) Нормы права – это правила, выработанные человечеством и закреплённые в сознании людей.

2) К правовым нормам относятся нормы морали

3) Отклоняющееся поведение всегда приносит вред.

4) Традиции и обычаи – это регуляторы поведения людей.

5) Мораль оценивает поведение человека исходя из представлений о добре и зле.


1) Труд – это целесообразная деятельность, направленная на удовлетворение материальных и духовных потребностей.

2) Игрой называют обмен информацией между людьми.

3) В процессе социализации человек осваивает нормы и ценности общества.

4) Уникальность человека, его отличие от других живых существ проявляется в наличии у него органов чувств.

5) Природа не оказывает влияния на современного человека и постиндустриальное (информационное) общество.


1) Возникновение человека и общества – единый процесс.

2) Обществом можно назвать человечество в целом.

3) Главные качества общества – неизменность, устойчивость, стабильность.

4) В обществе действуют правовые, моральные, религиозные регуляторы отношений между людьми.

5) Деятельность людей преобразует природу.


1) Человек, как и другие живые существа, должен трудить для удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

2) Потребности в воде, сне, пище характеризуют человека как социальное существо.

3) В процессе социализации человек формируется как личность, учится жить в обществе.

4) Антиобщественное поведение человека возникает только под влиянием наследственных факторов

5) Самовоспитание – один из путей формирования личности


1) Социализация осуществляется в детском и подростковом возрасте и заканчивается к моменту окончания школы.

2) Человеку свойственна способность логически мыслить, понимать взаимосвязь между явлениями и процессами.

4) Дар общения присущ только людям

5) Человек не всегда действует сознательно.


1) К политической сфере относятся наука, религия, образование.

2) Регулирование общественных отношений, государственная власть – основа экономической сферы.

3) Натуральное хозяйство и ремесло развиваются в традиционном обществе.

4) В традиционном обществе большинство населения проживает в городах.

5) Передача устной информации преобладает над письменной в информационном (постиндустриальном) обществе.


1) Общество – это сложная саморегулирующаяся система

2) становление рыночной экономики происходит в постиндустриальном обществе.

3) Основой индустриального общества является промышленное производство.

4) В традиционном обществе преобладает сфера услуг.

5) регулирование общественных отношений происходит только в постиндустриальном обществе.


1) К функциям культуры в обществе относится создание материальных благ.

2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.

3) Появление и развитие компьютерных технологий характеризуют постиндустриальное общество.

4) В традиционном обществе преобладала республиканская форма правления.

5) Потребность в непрерывном образовании в течение всей жизни человека возникает в постиндустриальном обществе.


1) Право регулирует отношения людей, применяя нормы этики.

2) Конституция и законы РФ относятся к источникам права.

3) Отклоняющееся поведение всегда нарушает нормы морали.

4) Несовершеннолетние граждане не считаются правоспособными.

5) Наше государство гарантирует и защищает права ребёнка.


1) Мораль – это составная часть экономической сферы общества

2) Моральные нормы могут изменяться.

3) Обычаи и традиции не являются регуляторами поведения людей.

4) Социальные нормы – это правила жизни общества.

5) Ценностные ориентиры являются одним из регуляторов поведения человека.


1) Ценностные ориентиры присущи человеку как социальному существу.

2) Общеобязательность правовых норм подразумевает, что их обязаны соблюдать все граждане и организации.

3) В любом обществе основным назначением социальных норм является установление полного контроля над каждым человеком.

4) Мораль – это составная часть науки.

5) Правила этикета требуют от людей нравственного поведения.


1) Социальные отношения – это группы, общности и другие формы объединения людей.

2) Трудовые отношения заключаются между работником, работодателем и государством.

3) Правовые нормы принимаются государством.

4) В обществе любого типа основным назначением социальных норм является воспитание в детях уважения к обычаям и традиция.

5) Созданные в процессе труда продукты, удовлетворяющие потребности человека, называются экономическими благами.


1) Общественные отношения – это взаимосвязи, которые возникают между социальными группами и внутри их в процессе деятельности людей.

2) В духовную сферу учёные включают природу и науки о природе.

3) Социальные нормы регулируют поведение людей в обществе.

4) Трудовые отношения возникают на основании трудового договора.

5) Правовые нормы принимаются и защищаются государством.


1) Нормы морали устанавливает государство.

2) Общественный долг – это обязанности, которые должен выполнять человек по отношению к людям.

4) Мораль отражает сложившиеся в обществе представления о добре и зле.

5) Социальную сферу общества представляют церковь, филармония, театр оперы и балета.


1) Государство устанавливает юридическую ответственность за нарушение моральных норм.

2) Ценностные ориентиры являются одним из регуляторов поведения человека.

3) В духовную сферу входят наука и религия.

4) Патриотизм выражается в деятельности граждан на благо государства.

5) Личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации.


1) К экономической сфере относятся мышление и речь.

2) В число главных вопросов экономики включается повышение квалификации работников.

3) Командная экономическая система основана на законах рынка.

4) Безработица – это социально-экономическая ситуация, связанная с отсутствием рабочих мест для тех, кто может и хочет работать.

5) В России признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


1) Общественный прогресс – это усложнение общества, появление новых социальных групп и новых форм взаимодействия между ними.

2) В традиционном обществе возникает потребность в обязательном начальном образовании.

3) Политическую сферу общества могут представлять законодательное собрание, демократическая партия, президент.

4) Мораль регулирует общественные отношения только в постиндустриальном обществе.

5) Социальный конфликт – это столкновение противоположных интересов социальных групп.


1) Культура – это совокупность достижений человечества во всех сферах общества.

2) Золотое правило нравственности определяет отношение человека к другим людям

3) Общение – это создание материальных и духовных ценностей.

4) Потребности человека отражают его нужду в чём-либо

5) Нормы морали – это общеобязательные правила, которые установлены государством.


1) Правонарушение – это деяние, которое не соответствует нормам права и причиняет вред человеку, обществу или государству.

2) Демократия признаёт народ источником власти.

3) Отклоняющееся поведение всегда приносит вред обществу.

4) Государство – это экономическая организация, которая регулирует производство и потребление экономических благ.

5) Общество обособилось от природы, но тесно связано с ней.


1) Налоги – это обязательные установленные законом платежи, которые вносят в пользу государства граждане и организации.

2) Совокупность социальных норм, регулирующих правовые отношения в обществе, называется моралью.

3) Государственные органы, которые защищают права и свободы граждан, предотвращают правонарушения и борются с преступностью, называются правоохранительными.

4) В социальную сферу входят образование, производство, наука и религия.

Мораль и право

Содержание:

Что такое право и мораль?

Право и мораль – это важнейшие социальные регуляторы поведения людей, которые влияют на их сознание и поступки.

Если бы в нашей жизни не существовало норм морали и права, мы не знали бы, что такое добро и зло, как нужно себя вести в той или иной ситуации, что категорически запрещено делать, а какие наши поступки одобряются и даже поощряются обществом. Таким образом, без данных регуляторов поведения людей в нашем мире наступил бы хаос.

Моральные нормы определяют ценность поступков людей с точки зрения таких понятий, как добро и зло, совесть, честность, порядочность, дружба, предательство и т.д.

Мораль – это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются социальные субъекты в своих действиях.

Право – возникает значительно позже, чем мораль и связано с образованием государства. Необходимость в праве возникает, когда норм морали уже недостаточно для регуляции общественных отношений, и они не так эффективны, поскольку добровольно соблюдаются не всеми членами общества. В такой ситуации требуется иной социальный регулятор, который бы устанавливал санкции (ответственность субъектов) за несоблюдение принятых норм. И таким регулятором является право.

Основной девиз права, в отличие от морали, — поступай так, чтобы твои поступки не ограничивали свободу других и соответствовали всеобщим законам. То есть права (свобода действий) одного индивида заканчиваются там, где начинается свобода (права) другого, либо всех членов общества.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, которые определяют меру возможного и должного поведения субъектов.

Общее между правом и моралью

Между моралью и правом много общего:

  1. Мораль и право являются социальными регуляторами (а моральные и правовые нормы – это социальные нормы), которые упорядочивают индивидуальное и общественное поведение.
  2. Мораль и право имеют единую цель — сохранить социальное равновесие и общественный порядок.
  3. Моральные и правовые нормы существуют в виде общеобязательных правил поведения.
  4. Нарушение моральных и правовых норм влечет негативные санкции.
  5. Мораль и правоотражают уровень развития общества, государства, цивилизации.
  6. Предполагается, что в нормах морали и права отражается воля большинства членов общества.
  7. Предполагается, что мораль и право должны являться социальным благом, утверждать общечеловеческие ценности в обществе.

Отличия норм морали от норм права

При всем сходстве моральных и правовых норм отличий между ними гораздо больше:

  1. Время происхождения: мораль появляется раньше права с возникновением общества, право появляется с возникновением государства.
  2. Сфера (предмет) регулирования общественных отношений: у морали гораздо шире, чем у права. Мораль затрагивает практически все области, как индивидуального, так и коллективного поведения, в том числе, оказывая влияние на частную жизнь человека, отношение к самому себе, профессиональную деятельность, политику, экономику, культуру и т.д. В отличие от этого, право регулирует лишь наиболее значимые, жизненно важные общественные отношения, которые касаются частной, общественной и государственной сферы.
  3. Процесс создания: мораль формируется стихийно в индивидуальном и общественном сознании, право возникает организованно и целенаправленно в результате законотворческого процесса.
  4. Время формирования и действия. Мораль формируется постепенно, по мере того, как ее нормы принимаются большинством членов общества, и также постепенно утрачивает свое значение. Правовые нормы могут возникать одномоментно и становиться общеобязательными с определенной даты. Право действует в конкретных временных рамках, пока не отменен закон, для морали временное действие норм размыто.
  5. Скорость изменения. Мораль более динамичная категория, быстро реагирующая на изменения в сознании в людей, право – более консервативно, поскольку имеет письменное закрепление в нормах права, и действует, пока закон официально не отменен.
  6. Источник происхождения. В отличие от права, носящего официальный, государственно-волевой характер, мораль имеет общественное происхождение, формируется и содержится в сознании людей.
  7. Форма выражения. Нормы морали не обладают признаком формальной определенности, они не закреплены в письменной форме, а содержатся только в сознании людей и общества. В отличие от этого, нормы права всегда имеют формально определенный характер, письменную форму выражения, находя свое выражение в различных нормативно-правовых актах, имеющих строгую иерархию.
  8. Содержание норм. Нормы морали имеют высокий уровень обобщения, они не конкретны (абстрактны) и для них не свойственна какая-либо детализация, кроме этого, они не унифицированы. В отличие от этого, нормы права конкретны, имеют определенную структуру (в идеале – гипотеза, диспозиция и санкция), детализированы, имеют иерархию.
  9. Уровни и однородность. В одном государстве существует только одна единая система права, в то время как мораль разнородна и имеет несколько различных уровней. Право унифицировано воздействует на всех членов общества равным образом (перед законом все равны и закон для всех един), в то время как разные нормы морали приняты в различных социальных группах (профессиональных, религиозных, возрастных).
  10. Уровень осознания членами общества. Несмотря на то, что нормы морали письменно не закреплены (т.е. их нельзя где-то прочитать), они абстракты, однако, при этом, практически все члены общества прекрасно осознают их содержание. В отличие от этого, содержание норм права известно далеко не всем членам общества (при этом, незнание закона не освобождает лицо от ответственности).
  11. Авторитетность. Мораль носит авторитетный характер, поскольку основывается на всеобщем добровольном признании соответствующих правил как обязательных к исполнению. В отличие от этого, правовые нормы далеко не всегда могут приниматься большинством членов общества (например, непопулярные законы), в связи с чем сознательно игнорируются или нарушаются.
  12. Средства и механизм обеспечения. Нормы права защищены государственными, а нормы морали – индивидуальными и общественными санкциями. Так, средствами обеспечения соблюдения норм морали выступают внутренние факторы — убеждения человека, совесть, чувство долга, стыда, и внешние — общественное осуждение. Государство обеспечивает властный, обязательный и принудительный характер соблюдения норм права. В случае нарушения норм права виновное лицо будет нести установленную законом ответственность.

В связи с этим, иногда встречается ошибочное мнение, что мораль является более мягким регулятором, чем право, для которого могут быть характерны жёсткие санкции. Это не всегда так. Иногда поступки человека бывают оправданны с точки зрения закона, но не морали. Например, в российском законодательстве до сих пор нет адекватного наказания за жестокое обращение с животными, однако, с моральной точки зрения, в глазах общества – живодер – это недочеловек. С другой стороны, сам человек, совершивший какой-либо проступок, может гораздо тяжелее переживать внутренние терзания и общественное осуждение, чем наказание по закону.

Соотношение и взаимовлияние морали и права

Вопрос о соотношении и взаимовлиянии морали и права является крайне непростым, не имеющим однозначного решения. В философии и правоведении сложилось несколько концепций о соотношении данных понятий.

В целом, мораль и право – это автономные образования, каждое из которых имеет вполне самостоятельное значение. Но мораль появилась намного раньше права. И право основывается на нормах морали, не может их не учитывать, поскольку моральные нормы были выработаны на протяжении длительного времени и добровольно приняты большинством членов общества к исполнению. Таким образом, нарушая нормы права, человек практически всегда одновременно нарушает и нормы морали.

Идеал существования человеческой цивилизации — это добровольное соблюдение всеми членами общества норм морали и права. Чем меньше государство вынуждено вмешиваться в отношения людей, тем выше правосознание общества.

В настоящее время соотношение между моралью и правом может проявляться в следующих вариантах:

1) Нормы права и нормы морали полностью совпадают.

2) Нормы права и нормы морали частично совпадают.

Например, клятва Гиппократа, которую обязан соблюдать каждый врач, изначально содержала в себе лишь моральные обязательства — долг врача перед пациентами. Однако, некоторые положения из этой клятвы в настоящее время стали юридической обязанностью врача (например, запрет эвтаназии, врачебная тайна).

3) Нормы права и нормы морали не совпадают, находятся в конфликте.

Как отмечалось выше, сфера действия норм морали гораздо шире сферы действия норм права. Поэтому праву иногда бывают безразличны какие-либо ситуации, в отличие от морали. Например, с позиции семейного права факт супружеской измены не влечет каких-либо негативных юридических санкций, в то время, как с моральной точки зрения такое поведение человека, состоящего в законном браке, будет порицаться общественностью.

Таким образом, мораль и право — это две особые, духовные, ценностно-регулятивные социальные области, охватывающие самостоятельные сферы влияния в жизни общества.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Исполнение моральных норм считается нравственным долгом человека, а нарушение канонов становится источником вины. Эти принципы лежат в основе формирования системы, которая отличается от других законных регламентов (обычаев, прав, этикета). Оценка норм морали зависит от уровня становления гражданского общества, а конкретные формы требований эволюционируют на протяжении развития человечества.

Категории и отличительные признаки моральных норм

Общее понятие

Иногда нравственные нормы считаются приоритетными по отношению к иным канонам в отдельные периоды развития общества, они характеризуются универсальностью, категоричностью, неизменностью. В других случаях абсолютизация моральных принципов рассматривается как фанатизм. В результате моральные нормы отражают потребности общества. Некоторые авторы трудов разделяют каноны нравственности на категории:

  • основные, которые формируют законы этики;
  • второстепенные, вытекающие из структуры приоритетных положений.

Фома Аквинский

Закономерности, изложенные в авторских трудах Фомы Аквинского, относятся к высокодуховным примерам норм морали. Итальянский теолог и философ, признанный церковью святым учителем, призывал стремиться к добру и максимальной выгоде для большого числа людей.

Основные каноны общественной морали остаются непоколебимыми и содержат положения о стремлении к добру, противостоянии злу. Общие этические признаки заключаются в том, чтобы не причинять вреда другим личностям независимо от социального статуса, религиозных убеждений и национальности.

Классификация канонов

Нормы могут касаться существования человека как биологического вида, ценностью является жизнь индивидуума. В поступки и поведение вкладывается такой смысл, чтобы они защищали бытие в целом. Другие каноны имеют значение для чести и достоинства человека, они выполняют функции охраны личных свобод и независимости индивидуума.

Ключевые особенности моральных норм состоят в том, что в их правилах предусматриваются отличительные показатели верности и правдивости. Также в них дается определение справедливости и этических добродетелей. Выделяются следующие виды моральных норм:

Виды моральных норм

  1. Табу является нерушимым запретом на действия. Нарушение правил вредит обществу и определяет выбор поведения в социальном и житейском плане. Такой устой в виде правового канона практиковался еще на заре развития человечества и сохранился в некоторых культурах до нашего времени.
  2. Обычай является определенным сочетанием действий и представляет собой повторение событий в некоторых обстоятельствах. Значение таких поступков особенно велико в традиционном восприятии общества.
  3. Традиции повторяют обычаи в виде устойчивых форм поведения и передаются наследникам. Для них характерны регулярное воспроизведение и длительный период существования.
  4. Моральные правила представляют структуру поведенческих норм, которые требуют от индивидуума осознанного выбора при совершении поступка. Облик человека формируется на основе морального самоопределения.

Между этими понятиями есть отличия и сходства, поскольку все правила касаются существования человека.

Идеалы поведения предполагают полное подчинение требованиям нравственности, действенность достигается за счет общих норм для всего общества. Если каноны не исполняются, это вызывает неодобрение других людей, мораль формируется на чувстве стыда, вины и угрызений совести.

Право и нравственность

Области права и нравственности во многом связаны в жизни. Регулирование отношений рассматривается наукой обществознанием. В обеих сферах прописаны правила поведения, которые направлены на сохранение порядка и справедливости. Мораль и право имеют особенности:

Понятие морали

  • моральные каноны имеют общественное происхождение, а в юрисдикции правит государство;
  • нравственные устои человек выполняет осознанно и добровольно под действием общественного уклада, а правовые нормы относятся к принудительным понятиям;
  • для духовного совершенствования нет сводов и кодексов, тогда как законы формулируются в правовых актах;
  • нравственности присуща гибкость, абстрактность, разные толкования, а содержание законов подчиняется строгим формулировкам;
  • мораль определяет ценность поведения в разрядах зла и добра, предвзятости и беспристрастия, а юрисдикция регулирует поступки в категориях законного и необоснованного.

Моральные правила не являются обязательными к выполнению, за их нарушением следует общественное неодобрение, но человек остается на свободе, его имуществу ничто не грозит.

Признаки моральных норм

При игнорировании норм права индивидууму назначается обязательное наказание, связанное с лишением свободы или изъятием материальных ценностей.

Некоторые принципы морали и права совпадают, например, закон о воровстве. Человек не желает красть чужое имущество в результате страха перед общественным порицанием или из-за боязни получить тюремный срок. В любом случае индивидуум не совершает плохого поступка. Иногда понятия в корне противоречат друг другу, например, кража лекарства или еды происходит для спасения жизни близкого человека. В этом случае правовые законы конфликтуют с моральными обязательствами.

Черты и концепции

Мораль относится к общепринятым в социуме понятиям о зле и благе. Умение различать критерии проявляется в поведении отдельного индивидуума или в коллективах людей. Нравственность выступает в роли метода самоорганизации общественного формирования с определенными аспектами контролирования. Отличительные признаки моральных норм:

Признаки морали

  • правила действуют для всех членов социума и не зависят от положения в обществе;
  • у человека есть право выбора выполнять или нет нравственные каноны, при этом решение определяется совестью, религиозностью, другими предубеждениями и общественным сознанием;
  • моральные устои захватывают все сферы жизнедеятельности в экономике и социальной структуре, распространяются на области человеческих интересов (бизнес, образование, творчество).

Философская этика занимается изучением сущности нравственных канонов и их влияния на поведение и сознание человека. В вопросе происхождения и становления духовных правил ученые занимают несколько позиций и имеют различные точки зрения.

Ч. Дарвин

Первая категория научных деятелей склоняется к мысли о божественном разуме, который определяет моральные устои общества. Их концепция говорит о стремлении человеческой души слиться с создателем, для чего требуется проявление высокой нравственности, слово о которой бог оставил людям в заповедях.

Иные философы в своей точке зрения опираются на труды ученых П. Кропоткина и Ч. Дарвина. Высказывается мысль, что у животных и первобытного человека наблюдалось сходство психологии сознания, поэтому этические нормы были первоначально заложены природой. Регулировались устои запретами и обычаями, при этом индивидуумы отождествляли себя с другими особями.

Третья категория ученых говорит о становлении морали в результате развития человеческого социума. Источником нравственности индивидуум не является, а корни кроются в условиях общественного и исторического развития. Основой выступают потребности и стремления более оптимально организовать сосуществование отдельных людей в окружающем пространстве.

Основные нормы

Моральные устои отличаются большим разнообразием, касаются всех сфер деятельности. Основные вопросы, которые затрагиваются, представляют понятие о добре и зле, их относительной оценке в зависимости от периода социального развития и эпохи. Семь основных моральных норм, которые являются характерными для религиозных учений и прослеживаются в современном обществе:

Мораль и право

  • рассудительность и здравое размышление определяются в качестве способности принимать решения без лишней эмоциональности и не поддаваться секундным порывам;
  • аскетизм означает воздержание от чрезмерности в половой жизни, ограничение в удовольствиях и приеме пищи, поскольку материальные излишества мешают духовному совершенствованию;
  • беспристрастность и справедливость проявляются в оценке людей, уважении к членам общества, их интересам и потребностям, при этом одни поступки вызывают восхищение, другие требуют порицания;
  • умение преодолевать трудности, желание делиться полученным опытом с окружающими;
  • усидчивость и трудолюбие не только помогают преодолеть преграды на своем пути, но и приносят пользу обществу;
  • покорность и смирение говорят о способности индивидуума вовремя осознать ситуацию и остановиться перед совершением порочащего поступка;
  • деликатность и вежливость позволяют человеку наладить конструктивные отношения и получить множество выгодных связей.

В философских трудах решается проблема поиска смысла жизни, роли индивидуума и человечества. В каждом обществе есть свои критерии для определения морального устоя из предложенного списка. Значение имеет соотношение обязанностей и прав в среде, распределение вознаграждения за труд, подход к социальному неравенству.

Известные принципы

Кроме общепризнанных моральных законов есть принципы нравственности. Эти понятия помогают определять формы взаимного общения и жизнедеятельности человека в обществе. Нормы касаются совершения отдельных поступков, а принципы определяют концепцию направления усилий. Принципы поведения:

Гуманное отношение к окружающим

  • гуманное отношение к окружающим, признание в каждом достоинств и важности;
  • коллективное сознание, направленное на помощь общему делу;
  • альтруизм и желание бескорыстной поддержки другому человеку;
  • милосердие, добродушие, проявление человеколюбия в разных условиях, сострадательность;
  • отказ от эгоизма и глобальной индивидуализации;
  • ощущение чувства меры в эмоциях и поступках.

Каждый человек должен настраиваться на конструктивные и позитивные способы решения спорных ситуаций, при этом не желать зла, если люди причиняют ему вред по незнанию.

Назначение морали

Нравственность выступает в роли регулятора поступков человека, которые впоследствии определяют его принципы, личные взгляды и убеждения. Люди не нуждаются в законных документах для принятия моральных устоев, такое решение принимается добровольно и самостоятельно.

Назначение морали

Оценочная функция морали состоит в качественном восприятии собственных и чужих поступков, определении смысла действий. Человек использует приобретенный гуманистический запас для взвешивания на весах моральных ценностей своих шагов и дел других индивидуумов. Более точное определение дается в случае достижения высокого уровня соответствия моральным нормам.

Воспитательное значение состоит в том, что постоянное следование нравственным принципам ведет к формированию у человека социальных идеалов. Развивается оптимальное сочетание общественных и персональных интересов. Индивидуум достигает собственных целей таким способом, чтобы это было не во вред окружающему пространству и людям.

Другие наблюдатели осуществляют негласный контроль над поведением человека, осуждают его за плохие поступки и выражают позитивные эмоции при благожелательных действиях. Общество следит за условиями существования людей. Мораль иногда зависит от обстоятельств, поэтому среда должна быть достойной человека. Нравственность играет интегрирующую роль для личности, осознание правильности собственных поступков ведет к внутренней гармонизации.

Мораль и право

Содержание:

Что такое право и мораль?

Право и мораль – это важнейшие социальные регуляторы поведения людей, которые влияют на их сознание и поступки.

Если бы в нашей жизни не существовало норм морали и права, мы не знали бы, что такое добро и зло, как нужно себя вести в той или иной ситуации, что категорически запрещено делать, а какие наши поступки одобряются и даже поощряются обществом. Таким образом, без данных регуляторов поведения людей в нашем мире наступил бы хаос.

Моральные нормы определяют ценность поступков людей с точки зрения таких понятий, как добро и зло, совесть, честность, порядочность, дружба, предательство и т.д.

Мораль – это форма общественного сознания, совокупность принципов, правил и норм, которыми руководствуются социальные субъекты в своих действиях.

Право – возникает значительно позже, чем мораль и связано с образованием государства. Необходимость в праве возникает, когда норм морали уже недостаточно для регуляции общественных отношений, и они не так эффективны, поскольку добровольно соблюдаются не всеми членами общества. В такой ситуации требуется иной социальный регулятор, который бы устанавливал санкции (ответственность субъектов) за несоблюдение принятых норм. И таким регулятором является право.

Основной девиз права, в отличие от морали, — поступай так, чтобы твои поступки не ограничивали свободу других и соответствовали всеобщим законам. То есть права (свобода действий) одного индивида заканчиваются там, где начинается свобода (права) другого, либо всех членов общества.

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, которые определяют меру возможного и должного поведения субъектов.

Общее между правом и моралью

Между моралью и правом много общего:

  1. Мораль и право являются социальными регуляторами (а моральные и правовые нормы – это социальные нормы), которые упорядочивают индивидуальное и общественное поведение.
  2. Мораль и право имеют единую цель — сохранить социальное равновесие и общественный порядок.
  3. Моральные и правовые нормы существуют в виде общеобязательных правил поведения.
  4. Нарушение моральных и правовых норм влечет негативные санкции.
  5. Мораль и правоотражают уровень развития общества, государства, цивилизации.
  6. Предполагается, что в нормах морали и права отражается воля большинства членов общества.
  7. Предполагается, что мораль и право должны являться социальным благом, утверждать общечеловеческие ценности в обществе.

Отличия норм морали от норм права

При всем сходстве моральных и правовых норм отличий между ними гораздо больше:

  1. Время происхождения: мораль появляется раньше права с возникновением общества, право появляется с возникновением государства.
  2. Сфера (предмет) регулирования общественных отношений: у морали гораздо шире, чем у права. Мораль затрагивает практически все области, как индивидуального, так и коллективного поведения, в том числе, оказывая влияние на частную жизнь человека, отношение к самому себе, профессиональную деятельность, политику, экономику, культуру и т.д. В отличие от этого, право регулирует лишь наиболее значимые, жизненно важные общественные отношения, которые касаются частной, общественной и государственной сферы.
  3. Процесс создания: мораль формируется стихийно в индивидуальном и общественном сознании, право возникает организованно и целенаправленно в результате законотворческого процесса.
  4. Время формирования и действия. Мораль формируется постепенно, по мере того, как ее нормы принимаются большинством членов общества, и также постепенно утрачивает свое значение. Правовые нормы могут возникать одномоментно и становиться общеобязательными с определенной даты. Право действует в конкретных временных рамках, пока не отменен закон, для морали временное действие норм размыто.
  5. Скорость изменения. Мораль более динамичная категория, быстро реагирующая на изменения в сознании в людей, право – более консервативно, поскольку имеет письменное закрепление в нормах права, и действует, пока закон официально не отменен.
  6. Источник происхождения. В отличие от права, носящего официальный, государственно-волевой характер, мораль имеет общественное происхождение, формируется и содержится в сознании людей.
  7. Форма выражения. Нормы морали не обладают признаком формальной определенности, они не закреплены в письменной форме, а содержатся только в сознании людей и общества. В отличие от этого, нормы права всегда имеют формально определенный характер, письменную форму выражения, находя свое выражение в различных нормативно-правовых актах, имеющих строгую иерархию.
  8. Содержание норм. Нормы морали имеют высокий уровень обобщения, они не конкретны (абстрактны) и для них не свойственна какая-либо детализация, кроме этого, они не унифицированы. В отличие от этого, нормы права конкретны, имеют определенную структуру (в идеале – гипотеза, диспозиция и санкция), детализированы, имеют иерархию.
  9. Уровни и однородность. В одном государстве существует только одна единая система права, в то время как мораль разнородна и имеет несколько различных уровней. Право унифицировано воздействует на всех членов общества равным образом (перед законом все равны и закон для всех един), в то время как разные нормы морали приняты в различных социальных группах (профессиональных, религиозных, возрастных).
  10. Уровень осознания членами общества. Несмотря на то, что нормы морали письменно не закреплены (т.е. их нельзя где-то прочитать), они абстракты, однако, при этом, практически все члены общества прекрасно осознают их содержание. В отличие от этого, содержание норм права известно далеко не всем членам общества (при этом, незнание закона не освобождает лицо от ответственности).
  11. Авторитетность. Мораль носит авторитетный характер, поскольку основывается на всеобщем добровольном признании соответствующих правил как обязательных к исполнению. В отличие от этого, правовые нормы далеко не всегда могут приниматься большинством членов общества (например, непопулярные законы), в связи с чем сознательно игнорируются или нарушаются.
  12. Средства и механизм обеспечения. Нормы права защищены государственными, а нормы морали – индивидуальными и общественными санкциями. Так, средствами обеспечения соблюдения норм морали выступают внутренние факторы — убеждения человека, совесть, чувство долга, стыда, и внешние — общественное осуждение. Государство обеспечивает властный, обязательный и принудительный характер соблюдения норм права. В случае нарушения норм права виновное лицо будет нести установленную законом ответственность.

В связи с этим, иногда встречается ошибочное мнение, что мораль является более мягким регулятором, чем право, для которого могут быть характерны жёсткие санкции. Это не всегда так. Иногда поступки человека бывают оправданны с точки зрения закона, но не морали. Например, в российском законодательстве до сих пор нет адекватного наказания за жестокое обращение с животными, однако, с моральной точки зрения, в глазах общества – живодер – это недочеловек. С другой стороны, сам человек, совершивший какой-либо проступок, может гораздо тяжелее переживать внутренние терзания и общественное осуждение, чем наказание по закону.

Соотношение и взаимовлияние морали и права

Вопрос о соотношении и взаимовлиянии морали и права является крайне непростым, не имеющим однозначного решения. В философии и правоведении сложилось несколько концепций о соотношении данных понятий.

В целом, мораль и право – это автономные образования, каждое из которых имеет вполне самостоятельное значение. Но мораль появилась намного раньше права. И право основывается на нормах морали, не может их не учитывать, поскольку моральные нормы были выработаны на протяжении длительного времени и добровольно приняты большинством членов общества к исполнению. Таким образом, нарушая нормы права, человек практически всегда одновременно нарушает и нормы морали.

Идеал существования человеческой цивилизации — это добровольное соблюдение всеми членами общества норм морали и права. Чем меньше государство вынуждено вмешиваться в отношения людей, тем выше правосознание общества.

В настоящее время соотношение между моралью и правом может проявляться в следующих вариантах:

1) Нормы права и нормы морали полностью совпадают.

2) Нормы права и нормы морали частично совпадают.

Например, клятва Гиппократа, которую обязан соблюдать каждый врач, изначально содержала в себе лишь моральные обязательства — долг врача перед пациентами. Однако, некоторые положения из этой клятвы в настоящее время стали юридической обязанностью врача (например, запрет эвтаназии, врачебная тайна).

3) Нормы права и нормы морали не совпадают, находятся в конфликте.

Как отмечалось выше, сфера действия норм морали гораздо шире сферы действия норм права. Поэтому праву иногда бывают безразличны какие-либо ситуации, в отличие от морали. Например, с позиции семейного права факт супружеской измены не влечет каких-либо негативных юридических санкций, в то время, как с моральной точки зрения такое поведение человека, состоящего в законном браке, будет порицаться общественностью.

Таким образом, мораль и право — это две особые, духовные, ценностно-регулятивные социальные области, охватывающие самостоятельные сферы влияния в жизни общества.

Если у Вас нет времени или возникли трудности с написанием любой научной работы по юриспруденции, обратитесь к нам, и Вы гарантированно получите уникальную авторскую работу, выполненную профессионалами.

Читайте также: