Могут ли расформировать класс без согласия родителей

Обновлено: 30.06.2024

Девочку исключили из школы с аттестатом о неполном среднем образовании после девятого класса, так как она не прошла отбор в специализированные старшие классы. Параллели без углублённого обучения в школе не оказалось. Отец школьницы решил, что образовательное учреждение нарушило её права.

Дочь заявителя Игоря Пикулина не приняли в 10 класс школы, в которой она училась, и отчислили с аттестатом о получении основного общего образования. Причиной стало то, что для старших классов в образовательном учреждении предусмотрено профильное обучение с углублённым изучением отдельных предметов. Отбор туда проходит на основании рейтинга успеваемости и личных достижений. Дочь Пикулина его не прошла.

Омский областной суд подтвердил решение первой инстанции. В передаче жалобы в кассационную инстанцию Пикулину отказали.

Конституционный суд подчеркнул, что среднее общее образование является таким же обязательным, как и основное, и на него распространяются те же законные гарантии.

Образовательные организации имеют право вводить профильные курсы, выбирать образовательные и учебно-методические технологии, но обязаны при этом выполнять требования законодательства об образовании и в полном объёме реализовывать право учащихся на образование.

Отказать в приёме учащегося государственная или муниципальная образовательная организация может лишь в строго ограниченном числе случаев. К ним относится и индивидуальный отбор для профильного обучения или углублённого изучения отдельных предметов, указал КС. При этом как приём в образовательную организацию может быть оформлен и переход на ступень среднего общего образования после окончания основного общего образования в той же организации.

В то же время результаты вступительных испытаний при отборе в профильные классы не могут служить основанием для отчисления учащихся. Порядок такого отбора определяет региональный законодатель. В Омской области такими полномочиями обладают органы исполнительной власти, которые осуществляют госуправление в сфере образования.

Конституционный суд отметил, что в разных субъектах страны вопросы отбора в учебные заведения регулируют по-разному. В одних регионах, в том числе в Омской области, такой порядок установлен в подзаконных актах, в других – в законах. Второй вариант предпочтительнее в силу важности этой проблемы, подчеркнул КС. Вопрос о возможности отчисления тоже решён в регионах по-разному: некоторые из них, например Воронежская область и Бурятия, установили, что отказ по итогам отбора в профильный класс не является основанием для отчисления, в других субъектах страны определён только порядок испытаний, но не их последствий для учащихся.

В то же время этот закон, как и Федеральный стандарт среднего общего образования, не запрещает формировать только профильные 10 и 11 классы и допускает, что учащиеся не смогут продолжить обучение в той же образовательной организации без углублённого изучения предметов.

Конституционный суд отметил, что первостепенное значение в вопросах образования имеют интересы несовершеннолетних учащихся, а не персонала образовательных учреждений. Именно интересами детей должны руководствоваться законодатели на федеральном или региональном уровне. В том числе органы госвласти и муниципального самоуправления должны учитывать их, если образовательная организация создаёт профильные классы при отсутствии возможности дать среднее образование без углублённого изучения предметов. В таких случаях полномочные органы должны конкретизировать механизмы, которые гарантируют права учащихся, желающих получить образование по общему профилю. В том числе следует заранее информировать их и их родителей о запланированном отборе, чтобы они могли подготовиться к нему или учли, что должны будут перейти в другую школу, если не готовы к углублённому обучению.

При этом пересматривать дело Пикулина теперь нет смысла, поскольку его дочь уже продолжила обучение в другой образовательной организации, добавил КС.

Образование в России бесплатное, но у родителей есть права, о которых иногда забывают. Из-за этого с них собирают деньги на расходные материалы и ремонт, заставляют записывать ребенка на факультативы, не рассказывают о медицинских обследованиях.

Отстаивать права в школе бывает непросто, но всегда полезно знать о том, на что можно рассчитывать.

1. Выбирать школу, форму обучения и язык

Школа не обязательно должна быть по месту жительства, но в первую очередь зачисляют детей по прописке и льготников. Иногда можно выбрать форму обучения, предметы для углубленного изучения и языки — здесь все зависит от конкретной школы

2. Не платить за то, что должно быть бесплатным

Обучение в школе бесплатное. Можно вложиться в ремонт, подарки, спортивный инвентарь — по решению родительского комитета, но только если все согласны. Другой вариант — поддержать школу с помощью благотворительного взноса

3. Отказаться от навязанных факультативов и олимпиад

Любая школа может ввести платные услуги: факультативы, кружки, секции — цены утверждает местная администрация. Но нельзя заставить родителей платить за них и записывать ребенка на занятия вне общей программы

4. Перейти на семейное обучение

Такая форма обучения предусмотрена законом , но требует больше дисциплины и сил, чем обычная. Главное — сообщить школе о переходе, составить план консультаций с учителями и проходить промежуточную аттестацию

5. Знакомиться с лицензиями, уставом и другими документами

В них бывает много интересного: чем кроме учебы занимается школа, есть ли продленка и летний лагерь, как работает библиотека. Все документы должны быть на сайте школы : отсканированные, с печатями и в актуальной редакции

6. Покупать форму и другие принадлежности там, где захочется

Школа может прописать в документах требования к форме : цвет, фасон, правила ношения. Но не может обязать покупать ее в конкретном месте — это же касается обуви, ручек, дневников и любых других вещей, которые покупают родители

7. Узнавать, как учат детей

Есть общие стандарты образования , но некоторые вещи в школах отличаются: количество часов, темы уроков, план обучения и даты каникул. Родители могут сравнить программы заранее: их размещают на сайтах школ

8. Проверять оценки и успеваемость ребенка

Учителя часто не показывают журнал детям, но родителям показывать обязаны. А еще можно попросить выставлять оценки по каждому предмету в дневник или на отдельном листе

9. Защищать интересы детей

Если в школе нарушают права ребенка на доступное образование, охрану здоровья или отдых, пишите жалобы: директору, в департамент образования или в прокуратуру. Каждую жалобу обязаны рассмотреть и отреагировать на нее

10. Узнавать о медицинских и психологических обследованиях

Если с детьми работали врачи или психологи, можно запросить результаты : сходить к нужному специалисту или написать заявление. Еще можно не давать согласие на обследования или попросить, чтобы с ребенком беседовали при вас

11. Участвовать в управлении школой

Родители могут влиять на решения : сколько платить за охрану, разделять ли один класс на два, какие семьи поддерживать материально. Об этом пишут в уставе школы — обычно нужно вступить в родительский комитет или управляющий совет

12. Помнить о своих правах

В подробном разборе у нас есть плакат, который удобно сохранить и поделиться им с другими родителями: вместе бороться за справедливость легче

Как вырастить ребенка-школьника и не остаться без нервов

О том, какие права есть у вашего ребенка и что вы можете требовать от школы, мы регулярно рассказываем в статьях Т—Ж. Еще мы любим делиться лайфхаками и обсуждать вопросы, которые касаются детей и денег.

Подпишитесь и получайте лучшие материалы к себе на почту. Без рекламы и спама. Кстати, за подписку подарим полезный бонус — подробный гид для родителей школьников: что вам должна школа, а что вы должны ей.

В нем мы расскажем, как разобраться с родительским комитетом, что делать, если вы хотите перевестись в другую школу или на домашнее обучение, как обеспечить безопасность ребенка и помочь ему поступить в вуз.

Главная > Консультации > Омбудсмен > Нужно ли согласие родителей при ликвидации муниципального образовательного учреждения?

Для большинства детей, учителей, родителей школа является особым социумом, микроорганизмом, к которому принадлежит большое количество людей. Этот микросоциум является единственным в своем роде. Многим представителям родительской общественности объединение школ кажется слишком радикальными процессом, затрагивающим интересы детей. Впоследствии они нередко задаются вопросами, насколько правомочными являются решения о реорганизации учебного заведения, могут ли родители повлиять на исход такого процесса. Родители считают, что только они, дети и сотрудники школ могут решать вопрос о реорганизации школы, и без их согласия такие действия происходить не должны. Чтобы выяснить так ли это, давайте обратимся к федеральным и региональным источникам законодательства.

Отметим основные особенности реорганизации юридических лиц, которые применимы к образовательным учреждениям.

  • Реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст.57 ГК РФ). Если школы и детские сады приняли решение об объединении своих учреждений, то такое решение должно быть обязательно согласовано с органами управления образования.
  • При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст.57 ГК РФ). Это означает, что к одной школе присоединяются остальные образовательные учреждения. У всех зданий комплекса будет единый для всех номер школы. Остальные образовательные учреждения прекращают свою деятельность как юридические лица.
  • Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. На практике могут объединить и школы, и детские сады в один образовательный комплекс.

Вот некоторые юридические нюансы, которые помогают нам понять, на основании чего осуществляется реорганизация школы.

Согласно этому документу, учредитель предоставляет целый пакет документов в частности:

  • проекта решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации;
  • копии устава образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
  • проекта устава образовательной организации (в случае реорганизации образовательной организации);
  • рекомендации наблюдательного совета образовательной организации (для автономных образовательных организаций), органа государственно-общественного управления образовательной организации (для бюджетных и казенных образовательных организаций);
  • мнения жителей сельского поселения (при реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении);
  • информации о гарантиях обучающимся образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации, по завершении их обучения;
  • информации об изменении (сохранении) штатной численности образовательной организации;
  • пояснительной записки, содержащей причины реорганизации или ликвидации образовательной организации, обоснование целесообразности проведения такого мероприятия
  • оценки социально-экономических последствий реорганизации или ликвидации образовательной организации (в том числе содержащей прогноз изменения социальных условий, а также гарантии по продолжению выполнения социально значимых функций, реализовывавшихся образовательной организацией);
  • иных документов.

В перечне документов присутствует пункт, в соответствии с которым должно учитываться мнение жителей сельского поселения. То есть, таких населенных пунктов, как поселки, села, станицы, хутора, деревни. Мнение жителей всех остальных территориальных образований не учитывается. Только для ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения необходимым условием является согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

Какими правами в образовательном учреждении обладают родители и могут ли они повлиять на решение об объединении школы?

  • защищать права и законные интересы своих детей,
  • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

В целях защиты прав и интересов ребенка родители имеют право:

  • направлять обращения в органы управления образования, с указанием на нарушении прав несовершеннолетних, такие обращения подлежат обязательному рассмотрению, указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать любые не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Таким образом, если родители считают, что в результате ликвидации или реорганизации образовательного учреждения права их детей будут нарушены, то они имеют право обращаться с соответствующими обращениями и жалобами в органы управления образования. Существует множество случаев, когда родительская общественность той или иной школы с успехом отстаивала право школы на сохранение своего статуса. Для этого необходимо иметь веские причины и собрать ряд документов.

Можно сделать следующий вывод, поскольку федеральное законодательство не предусматривает получение согласия родителей на перевод обучающихся из ликвидируемых общеобразовательных учреждений в другие общеобразовательные учреждения, необходимо уточнить о наличии такого требования в муниципальных нормативных правовых актах. Если согласие родителей в соответствии с муниципальными требованиями необходимо, то имеет смысл продолжать диалог с администрацией ликвидируемого образовательного учреждения и органами управления образованием. Это возможно сделать, написав ряд писем в местные органы управления образования, ознакомиться с мнением педагогов и родителей по поводу принятия такого решения. Администрация школы, представители родительской общественности, педагоги и дети должны аргументированно отстаивать право своей школы на самостоятельность.

Не будем также забывать, что существует множество примеров успешного объединения организаций. В результате таких решений многие школы получили новую жизнь, начали функционировать гораздо успешнее и продуктивнее, получили новые возможности.

В разделе Школы на вопрос Почему директор гимназии навязывает всои условия, например: расформировала наш класс перед началом учебного года? заданный автором Ёветлана Михайлюкова лучший ответ это В школах пока что ЕДИНОНАЧАЛИЕ, И класс может быть расформирован по многим причинам. И, кроме того, решения о комплектации классов или их расформировании принимаются на педагогическом совете.
школы

Правовые основы включают законы и подзаконные акты, санитарные нормы, локальные нормативные акты. Для корректного ответа на вопрос, уточните, пожалуйста, обстоятельства дела.

Хороший ответ. Спасибо!

Имеет права конечно, поскольку это в его компетенции в соответствии с законодательством об образовании. Основной документ это закон об образовании, который наделяет данными полномочиями администрацию образовательного учреждения и соответствующие законы субъектов региона, в котором находится образовательное учреждение.

Спасибо за объяснение!

Однако, в соответствии с п. 47 постановления Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196 общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении. Если этого не произошло Вы можете обжаловать в суд решение о расформировании класса.

Спасибо за грамотный ответ!

Может ли руководитель ОО расформировать класс по причине нехватки финансов, кадров, учебных помещений? Какими правовыми актами обосновать?

8 класс. Причина расформирования — малая численность (18 человек). Расформировывают в другие корпуса школы, всех в разные. Дети были вместе с 1 класса, очень расстроились. Родители категорически против. Куда писать? Как бороться?

Если это решение администрации школы,то они должны Вам четко аргументировать по какой причине происходит расформирование, сослаться на нормативные документы и предоставить их. Если этого не происходит, то можно сделать запрос в местное отделение Управления образования. Но из практического опыта скажу, что вероятность избежать расформирования ничтожно мала. Если администрация школы приняла такое решение, значит так оно и будет. Сами проходили через аналогичную ситуацию, класс в котором учился мой ребенок расформировывали 2 раза — после 7-го и после 9-го мотивируя разделением на профильные классы. Ничего страшного, дети как общались, так и продолжают общаться, а вот качество получаемых знаний только улучшилось, ведь в каждом профильном классе сидят дети, замотивированные на изучения направления для последующего поступления в ВУЗ и ведется углубленное изучение профильных предметов.

Бороться можно, и с большим успехом. Не стоит быть "терпилами" и соглашаться на любые перестановки, мол, все равно ничего не добьешся.

Во-первых, нужно изучить устав школы на предмет того, если там пункт, указывающий на условия, при которых класс может быть расформирован. Если нет — это уже плюс. Если есть, проверяем, насколько решение соответствует уставу. Но даже если уставу решение соответствует, это не такая уж проблема.

На следующем этапе мы написали запрос о количестве учеников в классах, в которые нас планируют распределять. Дело в том, что со всеми поправками по Санпину не оговаривается ни минимальное, ни максимальное количество учеников в классе, оговариваются только нормы по метражу:


Изучив планы кабинетов во всех трех корпусах нашей школы, а также гипотетическое количество детей в классах после перераспределения (оказалось более 30 человек в каждом классе) мы пришли к выводу, что нормы Санпина будут нарушены. Мы связались с родительскими комитетами всех классов в параллели, которые планируется увеличить за счет наших детей, и привлекли их к протестному движению. Они также были против, чтобы их детей "уплотняли". В итоге родителями всех классов было написано заявление на имя директора о требовании провести открытое собрание по вопросу расформирования нашего класса, с приглашением юристов и родителей всех классов параллели. Кроме этого обратились к муниципальным депутатам, которые инициировали общественные слушания, с участием депутатов, контролирующих органов, представителей местной прессы и общественных движений по тому же вопросу. Кроме этого мы написали запрос на сайте школы о назначении времени октрытых слушаний и собрания, который автоматически ушел в органы управления образования.

В итоге наш вопрос был решен положительно, уже на этом этапе, до собрания. Хотя мы были готовы подавать в суд. Шумиха и общественный резонанс сделали свое дело, потому что не одни мы такие в районе оказались. Наш класс мы сохранили на вполне законных основаниях. И нашим детям не придется менять учебный корпус (ездить за тридевять земель), классного руководителя, который хорошо знает их особенности, сложившийся дружный коллектив и традиции, а также более индивидуальный подход к каждому ученику, за счет сравнительно малой численности класса.

Читайте также: