Митинг является ли экстремизмом

Обновлено: 28.06.2024

Руководитель фракции КПРФ в Думе города Бийска, юрист А.П. Нагайцев проанализировал постановление Пленума Верховного Суда РФ, касающегося экстремизма и критики власти.

“Экстреми́зм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.

Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия.”

Так что же такое экстремизм в России? В чем разница между критикой власти и экстремизмом?

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”:

“экстремистская деятельность (экстремизм):

1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности Российской Федерации;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности или совершению указанных действий;

4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению или совершению указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств;

экстремистская организация – общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

экстремистские материалы – предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.”

В нем обобщена практика судебных процессов последних лет и даны рекомендации судам по правильной классификации экстремистской деятельности.

Появление подобного документа отнюдь не случайно.

Уже в течение многих лет юристы и правозащитники говорят о массовом росте уголовных дел по обвинению в экстремистской деятельности. Органы прокуратуры и Следственного комитета в регионах нередко возбуждали и возбуждают абсурдные дела, приводившие к судам, жертвами которых очень часто становились журналисты и редакторы СМИ, а также неугодные политики. Уже сложилось устойчивое мнение о том, что обвинение в экстремистской деятельности используется правоохранительными органами для давления на политически неугодных властям личностей, представителей СМИ.

«Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту – обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только соразмерно конституционно значимым целям (статья 55).

С учетом имеющейся мировой практики, норм международного права, Конституции РФ, федерального законодательства России, Пленум Верховного Суда разъяснил и разграничил такие понятия, как экстремизм и критика власти.

Достаточно подробно рассмотрен вопрос о действиях, направленных на разжигание ненависти и розни:

«Преступление, предусмотренное статьей 282 УК РФ, совершается только с прямым умыслом и с целью возбудить ненависть либо вражду, а также унизить достоинство человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе…

Теория и практика. Советы юристов: как вести себя в случае задержания, если вы участник протестной акции или просто проходили мимо, что нужно знать о рассмотрении дела в суде, о подаче апелляционной жалобы после назначения наказания и об обращении в Европейский Суд

Митинги в современной России

Закон: государство должно быть помощником в организации мирных собраний

Свобода собраний является общепризнанным правом человека. Оно закреплено в Конституции РФ (ст. 31) и международных документах, таких как Всемирная декларация прав человека (ст. 20), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 21), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 11).

Свобода собраний тесно связана со свободой выражения мнения. Вместе они образуют основу гражданско-политических прав человека. Важность свободы собраний обусловлена тем, что это способ обратить внимание общества на проблемные вопросы до тех пор, пока они не привели к катастрофе. Это право дает возможность различным меньшинствам выражать свою точку зрения и участвовать в публичной дискуссии. Оно является одним из рычагов общества – позволяет воздействовать на власть, давать оценку принимаемым решениям и напоминать о политической ответственности.

Можно бесконечно долго говорить о том, насколько важна для общества свобода собраний. Вместе с тем в теории и на практике это право не является абсолютным. Свобода собраний может быть ограничена, но только в тех случаях, когда собрания перестают быть мирными и угрожают безопасности людей.

Практика: проблемы с согласованием проведения собраний

Российские законы запрещают проводить массовые акции, если они не были согласованы с властями. При этом сроки согласования установлены неудобные: уведомить власти о предстоящем митинге разрешается самое позднее за 10 дней до акции, о пикете – за 3 дня. Без согласования разрешено проводить только одиночные пикеты, и то не любые.

На практике власти используют процедуру согласования для запрета нежелательных акций. Поводы для отказа в согласовании встречаются самые разные, и далеко не всегда законные. Кроме того, процедура согласования акций непрозрачная: путаные правила подачи уведомления, отсутствие открытой статистики по количеству поданных уведомлений и причинам отказов.

Задержания и преследования

В практике международных органов по защите прав человека, например Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), устоялся подход, в соответствии с которым власти не должны задерживать и привлекать к ответственности участников даже несогласованных акций, если они носят мирный характер. При принятии решения о таком мощном ограничении прав человека, как задержание или разгон собрания, власти должны ориентироваться в первую очередь на то, является ли эта акция мирной или нет, мешает ли она кому-то настолько, что нет другого способа достичь компромисса, а также учесть все факторы, принимая во внимание актуальность темы собрания и его своевременность (например, если речь идет о спонтанном мероприятии, которое вызвано внезапными событиями и просто не могло быть согласованно из-за сроков).

Причем несогласованной акцией могут признать флешмоб, бой подушками, религиозное мероприятие или раздачу листовок. Нередки случаи задержания одиночных пикетчиков, хотя такая форма акции не требует предварительного согласования с властями. Основанием для пресечения акции может послужить подозрение полиции, что несколько одиночных пикетов представляют собой единое мероприятие, требование проверить содержание плаката на экстремизм или ссылка на поступившую жалобу. Иногда к задержаниям приводит вмешательство провокаторов, которые встают рядом с пикетчиком, формально превращая пикет в массовый.

Хотя большая часть задержаний происходит на несогласованных акциях, даже согласованная с властями акция не является безопасной. Предугадать поведение сотрудников полиции практически невозможно. Например, согласованные шествие и митинг 6 мая 2012 г. закончились жесткими задержаниями и возбуждением уголовного дела, расследование которого длилось много лет. А несогласованная массовая акция в поддержку губернатора Сергея Фургала в Хабаровске 11 июня 2020 г. и Марш Матерей в поддержку фигурантов дела Нового Величия в августе 2018 г. обошлись без единого задержания.

Чаще в связи с акциями составляют протоколы о нарушении порядка проведения публичного мероприятия по ст. 20.2 КоАП. За последние 10 лет эту статью неоднократно редактировали, вводя новые запреты и ужесточая наказание. Количество ее частей выросло за это время с трех до десяти, минимальный штраф для участника – с 1 до 10 тыс. руб., появилось наказание в виде обязательных работ и арестов за участие в несогласованной акции. Самое суровое наказание предусмотрено за повторное нарушение по этой статье: штраф – от 150 до 300 тыс. руб., обязательные работы – от 40 до 200 часов или арест – от 15 до 30 суток.

В 2019 г. российские суды рассмотрели 4974 дела о нарушении порядка проведения акции. Средний штраф составил более 16 тыс. руб., а общая сумма наложенных штрафов достигла почти 58 млн руб. За 2015–2019 гг. суммарный штраф по таким делам составил 168 465 500 руб.

Реже участников и организаторов акций обвиняют по другим административным статьям: за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП), мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП), пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП), организацию массового одновременного пребывания граждан в общественных местах, повлекшего нарушение общественного порядка (ст. 20.2.2 КоАП). В 2018 г. было введено наказание за вовлечение несовершеннолетнего в участие в несогласованной акции (ст. 20.2 КоАП) – что это означает и к кому относится, точно никто не знает. Весной 2020 г. участников одиночных пикетов обвиняли в нарушении режима самоизоляции, введенного для борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

В 2014 г. в российском Уголовном кодексе появилась ст. 212.1. За участие более чем в трех несогласованных акциях в течение полугода или за другие неоднократные нарушения правил проведения публичного мероприятия возможно наказание до 5 лет лишения свободы. Впервые эту статью применили в декабре 2015 г.: к 3 годам лишения свободы приговорили Ильдара Дадина. В сентябре 2019 г. за пять мирных акций к 4 годам лишения свободы приговорили Константина Котова. В 2017 и 2020 гг. перед Конституционным Судом РФ ставился вопрос о конституционности столь суровой ответственности за участие в мирных акциях, но оба раза статья не была признана противоречащей Конституции.

Участников и организаторов публичных мероприятий привлекают к уголовной ответственности и по другим статьям: за организацию и участие в массовых беспорядках, хулиганство, применение насилия и оскорбления по отношению к полицейским, организацию экстремистского сообщества, публичные призывы к нарушению территориальной целостности РФ. В качестве насильственных действий вменяют прикосновение к шлему сотрудника полиции, бросок в сторону полицейских бумажного стаканчика или пластиковой бутылки. С 2015 г. по май 2020 г. к уголовной ответственности были привлечены десятки человек, которым были назначены наказания в виде лишения свободы или штрафа.



Что нужно знать об участии в протестных акциях?

В соответствии с российскими законами участники публичных мероприятий не должны приходить на акцию с оружием, в нетрезвом виде и скрывать лицо. Участники имеют право использовать средства наглядной агитации: плакаты, баннеры, транспаранты и т.д. Но плакаты не должны противоречить законодательству: там не должно быть призывов к насилию, оскорблений или запрещенной в России символики, например свастики (ст. 6 Закона о публичных мероприятиях).

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться участники публичных мероприятий, – это задержание только на том основании, что акция не согласована. Существует противоречие между российским законодательством и требованиями международного права, которое в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ является составной частью российской правовой системы и имеет большую юридическую силу, чем противоречащие ему законы. Полиция и суды интерпретируют российские законы так, что, по их мнению, сам по себе несогласованный характер акции уже является достаточным основанием для задержания даже мирных демонстрантов. Согласно международному стандарту права на свободу мирных собраний власти не должны препятствовать людям мирно выражать свое мнение, даже если не были соблюдены все формальные требования согласования.

В результате такой правовой коллизии мы имеем следующее: участников мирных несогласованных акций часто задерживают и привлекают к ответственности в российских судах, но шансы обжаловать такие действия властей с помощью международных механизмов защиты прав человека чрезвычайно высокие. Для России это Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека ООН. В случае удачного обжалования российские власти признают нарушение права на свободу собраний и, если речь идет об исполнении решения ЕСПЧ, выплачивают человеку компенсацию причиненного вреда.

Как вести себя во время задержания?

При задержании сотрудники полиции должны представиться и сообщить причины задержания. Вы вправе потребовать от полицейских показать служебные удостоверения. Можете представить паспорт или его копию для установления личности, но передавать его в руки полицейских необязательно.

Гражданин может снимать на видео действия сотрудников полиции, если считает, что его права нарушают. Запретить видеосъемку полицейские не имеют права.

Не стоит оказывать физическое сопротивление правоохранителям или оскорблять их, чтобы не усугубить ситуацию. Сотрудники полиции или Росгвардии могут причинить вам физический вред или интерпретировать ваши действия как основание для уголовного преследования. Участников протестных акций нередко обвиняют в применении насилия в отношении полицейских и возбуждают уголовные дела по ст. 318 УК. Меры наказания по этой статье для митингующих и участников бытовых ситуаций могут разниться. Например, за нападение с холодным оружием на полицейского можно получить условный срок, а за то, что схватил его за запястье на митинге, – 2 года колонии.

Основные правила для задержанных в отделении полиции

  • Самое главное – сохраняйте спокойствие.
  • После прибытия в отделение полиции полицейские обязаны оформить протоколы о доставлении и задержании граждан.
  • При задержании вы имеете право на звонок близким и своему защитнику.
  • Вы вправе пользоваться услугами защитника с момента задержания (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ). В случае задержания в рамках производства по административному делу защитником может быть любой совершеннолетний человек вне зависимости от наличия или отсутствия у него адвокатского статуса. Если вашего защитника не пустили в отделение полиции, укажите это в протоколе о задержании и административном правонарушении – ваше право на защиту было грубо нарушено.
  • Вы можете отказаться от дачи показаний и объяснений, сославшись на положения ст. 51 Конституции РФ.
  • Внимательно читайте все документы, которые подписываете в отделении полиции. Не подписывайте пустые листы. Если с чем-то не согласны, отмечайте это на полях или в специальном месте в протоколе для объяснений задержанного. При подписании протоколов обязательно указывайте фактическое время задержания, доставления и составления материалов.
  • Досмотр личных вещей производится только в присутствии понятых или с использованием видеофиксации. По результатам составляется протокол.
  • Гражданин имеет право на получение копий всех протоколов, которые были составлены в отношении него.
  • Изъятие личных вещей и иного имущества граждан фиксируется в протоколе при понятых. Никто не имеет права изымать паспорт административного задержанного.
  • В течение 3 часов должно быть принято решение о дальнейшем ходе дела: отпустить гражданина из отделения полиции, составить протокол об административном правонарушении, назначить дату составления такого протокола и отпустить. В исключительных случаях возможно задержание человека без постановления суда до 48 часов (если вам вменяют статью, предусматривающую в качестве одного из наказаний арест), но не более.
  • Дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев) и фотографирование проводятся в отношении административного задержанного только в случае, когда иным способом установить его личность невозможно.
  • С вами должны обращаться уважительно, не подвергая унижениям и физическому воздействию. Вам должны предоставить возможность пользоваться туалетом, давать воду, а при длительном задержании – еду и постельные принадлежности для сна.
  • Гражданин имеет право подавать жалобы, заявления на незаконные действия сотрудников полиции.

Если вы проходили мимо собрания, и вас задержали

Для сотрудников полиции, скорее всего, не будет большой разницы между задержанными участниками акции и теми, кто говорит, что просто проходил мимо. Велика вероятность, что в полиции не поверят, если вы будете отрицать свое участие в мероприятии, и все равно составят на вас материалы дела. Поэтому правила, которые действуют для участников, действуют и для задержанных случайных прохожих. Но есть и несколько особенностей.

  • Отрицание участия в акции влияет на последующее обжалование.

Факт согласия или несогласия с участием в акции не говорит о том, что вы согласны с предъявленными обвинениями. Выше мы писали, что в соответствии с международными стандартами прав человека одного участия в несогласованной акции недостаточно для задержания и уж тем более назначения наказания. При этом человек, который утверждает, что лишь проходил мимо, ограничен в своих возможностях обжаловать нарушение права на свободу собраний, поскольку в этом случае человек не реализует это право. Но проходящий мимо может обжаловать незаконное ограничение личной свободы, а также нарушения, допущенные при задержании и судебном рассмотрении дела. Мы рекомендуем нашим подзащитным последовательно излагать ту позицию, которая точнее всего характеризует обстоятельства дела.

Подготовьте документы о цели вашей поездки по городу в день задержания. Если вы шли в магазин, на встречу или работу, постарайтесь собрать документы, подтверждающие ваше намерение, например рабочий график или чек из магазина. Эти документы вам понадобятся в суде для обоснования своей версии событий.

На них может быть видно, что вы выходили из кафе или магазина, просто шли по улице без плакатов и не выкрикивали лозунги. Это может помочь в суде.

К сожалению, шансов на успех в российском суде у вас будет немного. Но в случае проигрыша вы сможете обратиться в Европейский Суд по правам человека.

Если после задержания дело направили в суд

При рассмотрении дела об административном правонарушении в суде все объяснения, ходатайства, замечания, отводы подаются в письменном виде, а ход судебного заседания нужно фиксировать аудиозаписью.

Гражданин может защищать свои права в суде самостоятельно или прибегнуть к помощи защитника. Им может быть любое лицо, о привлечении которого просит человек. Данное ходатайство подается в ходе судебного заседания или заблаговременного через канцелярию.

Гражданин вправе представлять доказательства своей невиновности: приобщить к материалам дела документы и видеозаписи, которые подтверждают его позицию; допросить свидетелей, в том числе полицейских, принимавших участие в его задержании.

Для формирования своей правовой позиции перед рассмотрением дела в суде необходимо ознакомиться с его материалами, что позволит оценить доказательства обвинения.

Подача апелляции

Если гражданина не устраивает решение районного суда, то он может в течение 10 дней с момента получения постановления о назначении административного наказания подать апелляционную жалобу в суд субъекта РФ (областной, городской и т.п.). Она подается через суд, вынесший решение, путем направления заказного письма с уведомлением или непосредственно через канцелярию суда. В ходе рассмотрения апелляционной жалобы гражданин имеет право ходатайствовать о приобщении новых доказательств, давать объяснения, пользоваться услугами защитника.

После рассмотрения дела судом апелляционной инстанции решение вступает в силу.

Обращение в международные органы защиты прав человека

Вступление судебного решения в силу не свидетельствует об окончании судебного производства по делу, так как гражданин, чьи права были нарушены при проведении публичного мероприятия, может обратиться, например, в Европейский Суд по правам человека. Самое важное – подготовить обоснованную жалобу и соблюсти при этом все требования ЕСПЧ, а также не пропустить срок обращения в суд, который составляет 6 месяцев с момента рассмотрения дела в апелляции.

Практика ЕСПЧ свидетельствует о том, что жалобы о нарушении РФ права граждан на проведение мирных публичных мероприятий, принятые к производству судом, часто удовлетворяются.

1 Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 25 марта 2017 г. по делу № 2а-2520/2017.

С 1 февраля 2021 года в России действуют новые правила работы социальных сетей. Теперь соцсети обязаны вести мониторинг и удалять запрещенный контент. Какие именно изменения вступили в силу и чем это грозит пользователям, объясняем в нашей новой рекомендации.

1. ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ?

С 1 февраля в законе “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” появилась новая статья 10.6. “Особенности распространения информации в социальных сетях”. Изменения в закон депутаты внесли в конце 2020 года. В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что новый закон должен “решить задачу устранения из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено законодательством РФ и в случае его принятия позволит предотвратить распространение в социальных сетях противоправной информации на ранних этапах, при этом не приводя к увеличению численности контролирующих органов, а также позволит избежать блокировок таких информационных ресурсов”.

2. КТО ПОДПАДАЕТ ПОД ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА?

Эти изменения впервые вводят в российском законодательстве термин “владелец социальной сети”. Теперь определено и само понятие “социальная сеть”. Согласно закону это сайт, который отвечает нескольким критериям:

а) он предназначен или используется пользователями для предоставления или распространения информации на созданных ими персональных страницах,

б) информация на нем распространяется на русском языке или языках народов России,

в) число пользователей сайта — не меньше 500 тыс. на территории России в сутки.

Получается, что соцсетью могут признать любой сайт на русском языке, на котором пользователи могут создать личные страницы (сюда же попадают и, например, блогерские площадки) и на котором люди могут распространять информацию или общаться. Конечно, при условии, что посещаемость этого сайта не менее 500 тыс. человек в сутки.

Все сайты, которые отвечают этим требованиями, будут включаться в реестр социальных сетей. Его будет вести Роскомнадзор. Включать сайты в этот реестр ведомство будет принудительно, а владельцы признанных соцсетями площадок будут получать уведомление. После включения в реестр владельцы сайтов среди прочего должны будут:

Владельцы соцсетей могут подать заявление на выход из реестра, если в течение трех месяцев ежесуточное количество пользователей на сайте было меньше 500 тыс. человек, расположенных на территории России. Роскомнадзор также может самостоятельно, без заявления владельца сайта, исключить ресурс из реестра.

3. КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ БУДУТ МОНИТОРИТЬ СОЦСЕТИ?

На социальных сетях теперь лежит обязанность выявлять и блокировать информацию, список которых содержится в пункте 5 части 1 статьи 10.5 Закона об информации. Это материалы, которые содержат:

Кроме того, пункты 1-4 части 1 статьи говорят о том, что соцсети обязаны не допускать распространения:

  • сведений, составляющих гостайну или другую охраняемую законом тайну,
  • публичных призывов к террористической деятельности, информации, которая оправдывает терроризм, или других экстремистских материалов,
  • материалов, которые пропагандируют порнографию, а также культ насилия и жестокости,
  • материалов, которые содержат нецензурную брань,
  • информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Согласно разъяснениям законодателя эту информацию социальные сети также должны будут блокировать. При этом в самом законе механизм ограничения доступа прописан только для той информации, которая перечислена в пункте 5 части 1 статьи.

Также в законе закреплена обязанность социальных сетей соблюдать запреты и ограничения, установленные законодательством о выборах, и соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций. Что это значит, сказать сложно. Как минимум совсем непонятно, как администраторы соцсетей смогут оценить, ущемляет ли текст честь и достоинства человека.

4. ТАК МАТЕРИТЬСЯ ТЕПЕРЬ НЕЛЬЗЯ? ИЛИ ВСЕ-ТАКИ МОЖНО?

А вот это по-настоящему сложный вопрос.

Если читать закон и ориентироваться на него, то социальные сети не обязаны удалять материалы, которые содержат нецензурную брать. В законе прямо написано, что блокировать соцсети должны ту информацию, которая перечислена в пункте 5 части 1 статьи. Материалов с нецензурной бранью в этом списке нет.

Однако Госдума в своих объяснениях этого закона четко пишет, что материалы с нецензурной бранью тоже будут блокироваться.

Каким из этих подходов будут руководствоваться соцсети, пока неизвестно. Возможно, это будет прописано в порядке взаимодействия Роскомнадзора и владельцев социальных сетей.

5. КАК БУДЕТ ПРОХОДИТЬ БЛОКИРОВКА? У ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БУДЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТРЕДАКТИРОВАТЬ ПОСТ? А ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ?

Также непонятно, будет ли соцсеть блокировать или удалять конкретный пост или будет блокировать всю страницу, на которой распространена запрещенная информация. В законе говорится об ограничении доступа к конкретной информации, однако как будет применяться норма, пока неизвестно.

6. ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ?

С точки зрения административной и уголовной ответственности для пользователя ничего не изменится. Ответственность за распространение запрещенной информации была и раньше, например, за призывы к террористической деятельности и оправдание терроризма — по статье 205.2 УК РФ, а за неуважениие к власти — по статье 20.1 КоАП РФ.

Другое дело, что если соцсети начнут активно применять этот закон, то, вероятно, увеличится количество блокировок. И если пользователь будет постоянно распространять запрещенную информацию, то его посты или даже аккаунт целиком будут постоянно блокироваться.

В целом вся эта норма — про усиление контроля над пользователями интернета. Кроме того это достаточно эффективный инструмент для оказания давления на особо неугодных. Да, механизмы ограничения доступа к информации были и раньше, но все они — более сложные и требуют больше времени. Теперь появился легкий и быстрый путь.

7. А СОЦСЕТИ БУДУТ ВСЕ ЭТО ДЕЛАТЬ?

Вероятно, что да. В случае неудаления запрещенной информации соцсетям грозят крупные штрафы по статье 13.41 КоАП РФ . Максимальный штраф за первое нарушение может составить до 8 млн рублей. Максимальное наказание за повторное — штраф в размере одной пятой совокупного размера суммы годовой выручки компании.


Муниципальный район "Сунтарский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Главная Прокуратура Сунтарского Района Прокурор Разъясняет /2020 Что такое экстремизм. Уголовная и административная ответственность за действия экстремистского характера.

Что такое экстремизм. Уголовная и административная ответственность за действия экстремистского характера.

Проблема остаётся сегодня одной из наиболее актуальных во всем мировом пространстве. Насколько характерна она для Якутии? В чем выражаются экстремистские проявления? Как не пострадать от них и как не стать их вольным или невольным участником?

Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности. Он выражается в различных формах, начиная от проявлений, не выходящих за конституционные рамки, и заканчивая такими острыми и общественно опасными формами, как провокация беспорядков, гражданское неповиновение, повстанческая деятельность и террористические акции.

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения и т.д.

Вопросам противодействия экстремизму в настоящее время все больше уделяется внимание со стороны государственных и правоохранительных органов, поскольку достаточно часто экстремистские проявления влекут смерть невинных людей, подрывают веру граждан в безопасность своей жизни и государства.

Экстремистская деятельность проявляется в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски. Там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей всегда вопросы политики переплетаются с национализмом, религией и т.д.

Важно понимать, что какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель - дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за:

- противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (ст. 5.26 КоАП РФ);

- производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ);

- пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ).

В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской атрибутики или символики, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Многие пользователи Интернета, социальных сетей и мессенджеров ошибочно полагают, что они как авторы публикаций, содержащих признаки экстремистской деятельности, останутся вне зоны внимания правоохранительных органов и смогут избежать установленной законом ответственности. Однако, практика свидетельствует об обратном. С 2019 года по настоящее время 13 жителей республики привлечены к административной ответственности за возбуждение ненависти и вражды по национальным и религиозным мотивам. Всем им назначены штрафы в размере от 10 до 20 тыс. рублей.

Те же действия, совершенные повторно, влекут уголовную ответственность с максимальным наказанием до 5 лет лишения свободы по ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации. Таких случаев у нас нет.

Статья 280.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет").

Кроме того, в соответствии с УК РФ совершение любого преступления по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды влечёт более строгое наказание.

В целях обеспечения государственной и общественной безопасности лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.

По фактам совершения преступлений и правонарушений экстремистского характера можно обратиться в органы прокуратуры, следственного комитета, внутренних дел и федеральной службы безопасности.

Читайте также: