Международные организации как субъекты международного частного права презентация

Обновлено: 02.07.2024

Принципы международного права
Нормы международного права
Основные
принципы
обязательны для всех без исключения государств и других субъектов международного права
пользуются приматом относительно всех остальных норм международного права
имеют обратную силу
во времени
только деяния, нарушающие основные принципы международного права, рассматриваются как международные преступления
могут быть правовой основой для регулирования межгосударственных отношений при отсутствии прямого регулирования

Основные принципы международного права
По форме закрепления:
писаные
обычные

Основные принципы международного права
По историческому признаку:
возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства
возникшие после второй мировой войны
новейшие принципы международного права
доуставные
уставные
послеуставные

Основные принципы международного права
По степени важности:
Обеспечивающие и защищающие глобальные ценности человечества
Обеспечивающие интересы государства

Невмешательство
во внутренние дела
Мирное урегулирование
споров
Основные принципы международного права
Суверенное равенство
государств
Равноправие и
Самоопределение
народов
Неприменение силы или угрозы силой
Уважение прав человека
и основных свобод
Сотрудничество
государств
Добросовестное выполнение международных
обязательств
Территориальная
целостность
Нерушимость
государственных
границ

Принцип неприменения силы и угрозы силой
Принцип неприменения силы и угрозы силой относится к числу принципов, становление которых произошло в ХХ столетии.До этого международное право считало обращение к войне, как к способу урегулирования международных разногласий и споров, естественной функцией государства, его неотъемлемым правом.

27 августа 1928 г. в Париже был подписан договор (пакт Бриана - Келлога) об отказе от войны в качестве орудия национальной политики.
В ст. 1 договора осуждалось обращение к войне для урегулирования международных споров и указывалось, что его участники “отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики”.

В ст. 2 говорилось, что “урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов… должно всегда изыскиваться только в мирных средствах”.
Таким образом,война была юридически запрещена.

Статья 2, пункт 4 Устава ООН обязывает государства воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
Принцип неприменения силы и угрозы силой

Отношение международного права к войне получило свое законченное оформление в Декларации о принципах международного права 1970 г. В ней провозглашалось: “Агрессивная война является преступлением против мира, которое влечет ответственность по международному праву”.

Статья 2, пункт 4 Устава ООН обязывает государства воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
Принцип неприменения силы и угрозы силой

Не исключается правомерное применение силы в порядке самообороны и в случае применения мер объединенными вооруженными силами от имени ООН в целях поддержания международного мира и безопасности.
Принцип неприменения силы и угрозы силой

Право на самооборону не должно трактоваться расширительно. Это означает, что государство не в праве использовать вооруженные силы в порядке превентивного удара, ссылаясь на угрозу вооруженного нападения.
Принцип неприменения силы и угрозы силой

Составной частью принципа является запрещение пропаганды войны.
Принцип неприменения силы и угрозы силой

Под международным спором следует понимать наличие между субъектами международного права неурегулированных вопросов, разногласий по самым различным проблемам международных отношений а также расхождений в толковании международных договоров.
Принцип мирного разрешения международных споров

Принцип невмешательства закреплен в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года; в таких актах ООН, как Декларация принципов международного права 1970 года, Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН в 1982 году, и ряде других документов.
Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств.

Принцип сотрудничества необходимо рассматривать в контексте с принципом государственного суверенитета, в силу которого каждое государство свободно в выборе форм своих взаимоотношений с другими государствами.
Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом

Право народов на самоопределение должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права.
Особенно следует подчеркнуть первостепенное значение повсеместного соблюдения прав человека.
Принцип равноправия и самоопределения народов

В декларации о принципах международного права 1970 года указывается, что государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.
Принцип суверенного равенства государств

Проявлением суверенитета и суверенного равенства государств является иммунитет каждого из них от юрисдикции другого государства.
Принцип суверенного равенства государств

˝par in parem non habet imperium˝ - равный над равным власти не имеет.
Принцип суверенного равенства государств

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров, появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием международных отношений и международного права.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
˝pacta sunt servanda˝ - договоры должны соблюдаться.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
Исторически государства исходили из общей заинтересованности в незыблемости заключенных договоров. По мере становления общего международного права этот принцип стал признаваться в качестве юридически обязательного для всех государств.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только но основании международного права, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

Принцип нерушимостигосударственных границ
Принцип нерушимости государственных границ означает обязанность государств уважать установленные в соответствии с международным правом границы каждого иностранного государства.

Принцип нерушимостигосударственных границ
Это НЕ означает, что принцип нерушимости государственных границ утвердился в общем международном праве. Существующие на Азиатском, Африканском и Южно-Американском континентах острые территориальные споры не позволяют в ближайшем будущем рассчитывать на признание этого принципа за пределами Европы.

Принцип уважения прав человекаи основных свобод
В Уставе ООН нашел отражение ряд принципов, регулирующих соблюдение прав человека: основополагающее значение достоинства и ценности человеческой личности, равноправие народов, равноправие мужчин и женщин, недопустимость дискриминации по признакам расы, пола, языка и религии.

Принцип уважения прав человекаи основных свобод
В современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы.

Принцип уважения прав человекаи основных свобод
Права и свободы человека должны соблюдаться во всех государствах и действовать в отношении всех лиц под юрисдикцией государства без какой-либо дискриминации, а международное право устанавливает в этом отношении минимальные стандарты.

Национальное юридическое лицо образуется на основе законодательства страны, международное юрлицо является транснациональным объединением и основываться на праве одного государства не может.

Личный статут международных юридических лиц в МЧП определяется в соглашении, заключенном несколькими государствами. Права и обязанности такого учреждения являются цивилистическими и возникают в международном обороте.

Юрлица обладают обособленным имуществом, имеют возможности для приобретения имущественных и неимущественных прав, выступают истцами и ответчиками в судах.

Международная организация

Юрлица международного уровня бывают нескольких видов. Международная организация в международном частном праве является самым распространенным видом. Международная организация может быть правительственной (ММПО) и неправительственной (МНПО). Понятие вошло в оборот в 1940-х годах и относилось к Международному институту по унификации частного права. В 1949 году суд ООН вынес консультативное заключение о признании международных организаций правовыми субъектами.

ММПО – традиционный вид субъектов МЧП, созданный государствами как вторичный субъект, получающий качество международной правосубъектности по прямо высказанной воле этих государств. ММПО не имеют территории, населения, поэтому суверенитетом не обладают, а имеют только отраслевую правосубъектность.

ММПО появились еще в XIX веке и стали постоянным участником отношений на международном уровне, обладая ограниченной правосубъектностью. Правосоздающих функций у организаций нет.

ММПО и МНПО – это субъекты особого типа, созданные для решения определенных задач, поэтому они вступают в отношения с точки зрения права только исходя из целей, поставленных для решения конкретного вопроса. Это организации ограниченной компетенции. В доктрине международного права существуют концепции уставной, подразумеваемой и имманентной компетенции ММПО.

Суверенитет – основа правосубъектности государств, основа международной межправительственной организации как субъекта – полномочия, которыми государства – участники наделили ее. То есть правосубъектность организаций носит ограниченный и специальный характер. Скорее можно говорить о договорной правоспособности, но и это право имеет ограничения и сводится к определенному кругу вопросов.

Статус юридического лица международной организации

Статус юридических лиц данного типа регулируют Венские конвенции о представительствах государств (1975 г.) и о праве международных договоров (1986 г.). Устав международной организации является международным договором sui generis, заключенный между участниками.

Субъекты sui generis – субъекты особого рода, государственно-подобные образования, которые не обладают всеми признаками государства (Ватикан). Что касается организаций, то это международные интеграционные объединения.

МО – это субъект не только международного публичного права, но и международного частного. У каждой организации есть права и обязанности, которые присущи юрлицу и имеют частноправовой характер. Юрлицо образовано на основе международного договора, а не на основе национального закона. Статус МО закреплен в международных правовых актах: в Уставе, в Конвенциях. Учредительные документы формируют гражданско-правовую правоспособность организации.

Некоторые учреждения, например в системе ООН (ВПС, МСЭ) в своих Уставах не имеют положений о статусе организации, но основываясь на международной практике, можно сделать вывод, что они выступают как юрлица.

В качестве юрлица МО может совершать сделки гражданско-правового характера, приобретать имущество в собственность или аренду, участвовать в судебных разбирательствах, быть субъектом авторского права, участником совместного предприятия. Государства признают статус юрлиц организаций и включают в национальное законодательство положение, о том, что международная организация действует на территории страны как юридическое лицо..

Юридическим комитетом ООН проведен анализ международного арбитража и национальной судебной практики, где было выяснено, что примеров отказа в признании статуса юридического лица международных организаций не было.

МО возникают в рамках международного правопорядка и статус юрлица образуется у них на основе международного публичного права, а частноправовой статус закреплен в Уставе организации. Статус организаций как международных юридических лиц определяется в соглашениях международного уровня, принимаемых самими организациями.

Как только регистрируется Устав, МО приобретает статус юрлица. Либо организация должна быть включена в реестр юридических лиц по месту нахождения ее штаб-квартиры.

МО – субъект международного публичного права, поэтому имеет привилегии и иммунитеты. Если организация вступает в частноправовые отношения, эти привилегии перестают действовать. МО имеют осложненный, двойственный правовой статус.

Частноправовые отношения международных организаций

Деятельность МО невозможна без вступления их в гражданские правоотношения. Виды частных сделок разнообразны, велики они и по объемам. Это покупка и аренда недвижимости, приобретение оборудования для офисов, оплата услуг экспертов, переводчиков, консультантов, заключение контрактов на производство работ. Эти сделки оформляются типовыми договорами. Многие компании стремятся заключить договоры с МО, так как они считаются престижными и выиграть конкурс или аукцион непросто.

Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF

Тема 3 Субъекты международного частного права

Тема 3 Субъекты международного частного права

ПЛАН1 Понятие и правосубъектность иностранных граждан в РФ2 Понятие и правосубъектность иностранных юридических лиц

1 Понятие и правосубъектность иностранных граждан в РФ

2 Понятие и правосубъектность иностранных юридических лиц в РФ

3 Особенности России как субъекта международного частного права

1 Понятие и правосубъектность иностранных граждан в РФ

1 Понятие и правосубъектность иностранных граждан в РФ

Иностранный гражданин (в соответствии с правом РФ)– 1) лицо, которое не

Иностранный гражданин (в соответствии с правом РФ)– 1) лицо, которое не является гражданином РФ И 2) имеющее доказательство нахождения в гражданстве иностранного государства

Гражданство – устойчивая особая правовая связь между государством и человеком, которая определяет

Гражданство – устойчивая особая правовая связь между государством и человеком, которая определяет их взаимные права и обязанности

Особенности правового положения иностранных граждан Иностранные граждане находятся под юрисдикцией: 1) государства,

Особенности правового положения иностранных граждан Иностранные граждане находятся под юрисдикцией: 1) государства, гражданином которого он является 2) государства, на территории которого он находится

МЧП – определяет право, которым должен руководствоваться иностранный гражданин

МЧП – определяет право, которым должен руководствоваться иностранный гражданин

Правосубъектность физического лицаПравоспособностьДееспособность

Правосубъектность
физического лица

Гражданская правоспособность и дееспособность физического лица определяются его личным закономLex personalis (ст. 1196, 1197

Гражданская правоспособность и дееспособность физического лица определяются
его личным законом
Lex personalis
(ст. 1196, 1197 ГК РФ).

В РФ смешанная система личного закона физического лица (ст. 1195 ГК РФ)личный закон физического

В РФ смешанная система личного закона физического лица (ст. 1195 ГК РФ)

личный закон физического лица – право страны, гражданство которого это лицо имеет (lex patriae);
личный закон лица без гражданства – право страны, в которой это лицо имеет место жительства (lex domicilii);
личный закон беженца – право страны, предоставившей ему убежище;

если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личный закон –

если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личный закон – российское право (lex patriae);
если иностранный гражданин имеет место жительства в РФ, его личный закон – российское право (lex domicilii);
при наличии у лица нескольких иностранных гражданств его личный закон – право страны, в которой это лицо имеет место жительства (lex domicilii).

Право физического лица на имя, егоиспользование и защиту определяются еголичным законом, если иное не

Право физического лица на имя, его
использование и защиту определяются его
личным законом, если иное не предусмотрено
Гражданским кодексом РФ или другими
законами

Право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя в МЧП РФ (ст. 1198 ГК РФ)

Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью определяется по праву страны, где такое физическое лицо

Право, подлежащее применению при определении права лица заниматься предпринимательской деятельностью в МЧП РФ (ст.1201 ГК РФ)

Исключения из общего правила определения применимого права к дееспособностипри заключении сделок на территории РФ

Исключения из общего правила определения применимого права к дееспособности

при заключении сделок на территории РФ при определенных в п. 2 ст.1197 ГК РФ случае
при причинении вреда способность лица нести ответственность определяются ст.1219, 1220 ГК РФ.

Особенности пользования правоспособностью Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с

Особенности пользования правоспособностью

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом

В России установлен национальный режим для иностранных граждан

В России установлен национальный режим для иностранных граждан

2 Юридические лица как субъекты международного частного права

2 Юридические лица как субъекты международного частного права


Понятие иностранного юридического лица по праву РФИностранное юридическое лицо – это юридическое лицо, УЧРЕЖДЕННОЕ

Понятие иностранного юридического лица по праву РФ

Иностранное юридическое лицо – это юридическое лицо, УЧРЕЖДЕННОЕ на территории иностранного государства

Личным законом юридического лица (ст.1202 ГК РФ) является право государства, где было

Личным законом юридического лица (ст.1202 ГК РФ) является право государства, где было учреждено юридическое лицо

На основе личного закона юридического лица определяетсястатус организации;организационно – правовая форма;требования к наименованию;вопросы создания,

На основе личного закона юридического лица определяется

статус организации;
организационно – правовая форма;
требования к наименованию;
вопросы создания, реорганизации, ликвидации и правопреемства;
содержание правоспособности;
порядок приобретения и принятия гражданских прав и обязанностей;
внутренние отношения и внешние отношения;
способность отвечать по своим обязательствам.

3 РФ как особый субъект международного частного права

3 РФ как особый субъект международного частного права

Свойства государства как субъекта международного частного права1 Суверенитет 2 Иммунитет

Свойства государства как субъекта международного частного права

Виды судебного иммунитета РФ1 от предъявления иска в суд иностранного государства,2 от принятия мер

Виды судебного иммунитета РФ

1 от предъявления иска в суд иностранного государства,
2 от принятия мер предварительного обеспечения иска (арест имущества, запрет совершать определенные действия)
от принудительного исполнения решения иностранного суда
4 от применения иностранного права в судах иностранных государств

Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом К гражданско-правовым отношениям, осложненным

Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом

К гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства
на территории РФ может применяться иностранное право
(ст.1204 ГК РФ)


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Право 10 класc Раздел 5 Основы международного права Тема 1: Понятие международного права. Антрацитовская общеобразовательная школа № 19 Учитель: Ярохин А. С.

Международное право возникло ещё раньше, чем появилось государство. В 1286 г. до н. э. между фараоном Рамсесом и IIихеттским царём был заключен первый письменный мирный договор, высеченный на камне. После окончания Первой мировой войны основной задачей мирового сообщества стало обеспечение мира. Основным средством для этого явилась созданная в 1919 г. Лига Наций. Историческая справка

Особенности современного международного права 1. Международное право регулирует отношения межгосударственного характера, не входящие во внутреннюю компетенцию государства. 4. Субъектами Международного права являются государства; народы, борющиеся за свою независимость; международные межправительственные организации. 3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права 2. Нормы и источники международного права создаются самими равноправными субъектами международного права. Международное право — это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного общения.

Определите, к каким видам источников международного права относятся: Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. Регламент Экономического Суда СНГ 1997 г. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Женевских конвенций о защите жертв войны 1949 г. Конвенция Организации Объединенных Наций о статусе беженцев 1951 г. Решение Европейского Суда по Правам Человека Декларация прав ребенка 1959г. Декларация о принципах международного права 1970 г. Пакт о гражданских и политических правах человека 1966г., Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г. Источники международного права Основные – международные договора, правовые обычаи, общие принципы права. Вспомогательные – акты международных организаций, решения международных судебных и арбитражных органов.

Принципы международного права – это наиболее важные, общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений, критерии законности других норм, выработанных государствами Принципы международного права Принцип неприменения силы и угрозы силой Принцип разрешения международных споров мирными средствами Принцип равноправия и самоопределения народов Принцип сотрудничества государств друг с другом Принцип невмешательства во внутренние дела государств Принцип суверенного равенства государств Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву Принцип уважения прав человека и основных свобод Принцип территориальной целостности государств Принцип нерушимости государственных границ

Международное право подразделяется: особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими межгосударственными организациями и другими субъектами международного общения Международное частное право совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные отношения, осложнённые иностранным элементом. Международное публичное право К отрасли международного публичного права относятся: дипломатическое и консульское право, - воздушное право, гуманитарное право, - космическое право, право охраны окружающей среды - морское право, уголовное право, - экономическое право, право международной безопасности, - атомное право, право прав человека, и другие…

Ведущим правотворческим органом международного права является Организация Объединенных Наций Организа́ция Объединённых На́ций, ОО́Н — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. ООН объединяет 193 государства. Днем образования ООН считается 24.10. 1945 г. Главным совещательным, директивным и представительным органом ООН является Генеральная Ассамблея ООН: рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; назначает Генерального секретаря ООН; избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в различных сферах .

Генеральная ассамблея ООН - главный совещательный, директивный и представительный орган Экономический и Социальный Совет ООН Отвечает за координацию экономической, социальной и другой деятельности Международный суд ООН - занимается вопросами территориальных и пограничных споров, незаконного применения силы Секретариат ООН - обеспечивает работу органов ООН осуществляет принятые ими программы и политические установки. Совет Безопасности ООН - несёт ответственность за поддержание международного мира и безопасности Основные органы ООН

Детский фонд Международная организация по миграции Международная организация труда Международ ная организация по беженцам Продовольственная и с/хозяйственная организация ООН Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека Всемирная организация здравоохранения Организа ция ООН по вопросам образования, науки и культуры Программа ООН по окружающей среде Организации, действующие под эгидой ООН

Международный суд ООН в Гааге учреждён для улаживание или разрешения международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира Международный арбитражный суд в Гааге учрежден для разрешения международных споров и к рассмотрению исков частных организаций, имеющие международный характер. Международные судебные инстанции С момента своего создания в 1946 году Международный суд ООН рассмотрел более 120 дел. В своем первом решении в 1946 г. суд удовлетворил иск Британии против Албании . Поводом для иска стал подрыв двух британских эсминцев на минах в проливе Корфу недалеко от албанских берегов. Суд постановил выплатить Британии компенсацию. (выплачена в 1992 г.).

Международный уголовный суд в Гааге учрежден для преследование лиц, ответственных за геноцид. военные преступления и преступления против человечности Европейский суд по правам человека в Страсбурге рассматривает вопросы, относящиеся к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге для восстановления справедливости в отношении жертв военных преступлений во время войны в Югославии Международные судебные инстанции

В юрисдикцию каких международных судебных инстанций входит рассмотрение следующих исков? 1. Иск пенсионерки К. к правительству Украины в связи с невыплатой пенсии. 2. Иск в отношении руководителей воинских формирований, совершавших военные преступления во время АТО в Луганской и Донецкой областях. 3. Иск к руководству Украины в связи с применением запрещенных видов оружия во время АТО в Луганской и Донецкой областях. 4. Иск гражданина П. к правительству Украины в связи с уничтожением его недвижимого имущества во время АТО в Луганской и Донецкой областях. 6. Иск компании Газпром России к компании Нефтегаз Украины в связи с невыполнением обязательств по оплате за полученный газ. Подготовьте к следующему уроку проект искового заявления в любую международную судебную инстанцию по поводу любого правонарушения, рассмотрение которого, на Ваш взгляд, входит в ее компетенцию.

Некоторые решения Международного суда ООН В 1973 г. Австралия и Новая Зеландия обвинили Францию в проведении ядерных испытаний , из-за чего на страны-истцы выпали радиоактивные осадки. В 1974 г. суд указал, что Франция в ходе слушаний отказалась от проведения испытаний, а значит вопрос, по которому поданы иски, отсутствует. В мае 1980 г. суд ООН постановил, что Иран обязан освободить захваченных в заложники в 1979 г. сотрудников посольства США в Тегеране , вернуть помещения и выплатить возмещение. Сумма компенсации не была установлена, поскольку в 1981 г. заключено двустороннее соглашение об освобождении заложников. В 1992 г. суд провел окончательную демаркацию границ и положил конец 90-летнему спору о границах между Сальвадором и Гондурасом . В 1969 г. спор перерос в шестидневную войну, поводом для которой стал проигрыш команды Гондураса команде Сальвадора в матчах отборочного этапа чемпионата мира по футболу. В 1999 г. Югославия обвинила Бельгию, Канаду, Францию, Германию, Италию, Голландию, Португалию, Испанию, Великобританию и США в "нарушении обязательств не применять силу" . Суд отклонил иски, заявив, что не обладает юрисдикцией, которая позволила бы ему потребовать от стран НАТО прекратить бомбардировки.

Читайте также: