Какими принципами жизни призывал руководствоваться сенека граждан

Обновлено: 10.05.2024

Философскую славу принесли Сенеке его моралистические сочинения, которые были во все последующие времена излюбленным чтением поклонников моральной философии, а их доступная, популярная форма укрепила и поддерживала эту славу.

Четкого разграничения областей бытия у Сенеки не проводится. Для него совершенно тождественны бог, провидение, судьба, природа. Вечные законы природы получают осознание в человеке, в нем они становятся его свободной волей. Мировоззрение Сенеки — настоящий пантеизм, проникнутый мыслью о гармонии космоса и хаоса, а космос для Сенеки — единый и общий для богов и для людей. Вместе с древними греческими стоиками Сенека наделяет психической жизнью и обожествляет все небесные светила и все поднебесье.

С другой же стороны, в ряде мест Сенека говорит о душе как о самотождестве человеческого духа. В этом последнем смысле душа, согласно утверждению Сенеки, есть сам покой, сама неизменность. В то же время душа характеризуется и как область постоянной борьбы, ее жизнь — как область побед и поражений, а ее задача — как задача освобождения от аффектов и от всякой скверны, как задача восхождения к богу. Все это оттеняется постоянными жалобами Сенеки на слабость души и на трудности ее борьбы за освобождение от материи.

Наряду с этим натурализмом Сенека учит о том, что жизнь человека определяется звездами, так что мистическое и мифическое объяснение явлений природы и человеческой жизни сохраняется у него во всей своей силе: с одной стороны, в мире невозможны никакие случайности, а с другой — все в мире от бога, и катастрофы, которые представляются нам случайными, непостижимы для нас только вследствие нашего незнания.

Антропология Сенеки противоречива. Согласно его взгляду, природа человека в основе своей непорочна. Однако эта чистая природа подверглась порче. В результате тело превратилось в темницу души, в непреодолимые для нее оковы. Поэтому истинная жизнь души возможна лишь вне тела, а сама душа — лишь гость тела, узник, заключенный в теле, как в темнице, откуда она освобождается для непорочной, блаженной, безмолвной жизни на небе.

Философ проявляет непоколебимую стойкость при всех случаях угрожающих ему бедствий и крушений, всегда стремится к добродетели только через самое добродетель и к избавлению от скорби только через истину. Божество может быть созерцаемо скорее в диких рощах, чем в храмах, оно является в бьющих из глубины земли горячих ключах, в глубинах рек и озер.

Сенека считал всех людей равными. Все люди — члены единого мирового целого, все люди безусловно равны между собой, даже преступники — те же люди; перед человеком открыты бесконечные пути совершенствования, так что в результате настойчивого стремления к добру добро непременно одержит победу над злом. В то же время Сенека презирал рабов, считал унизительным всякий ремесленный труд в силу его неизбежной утилитарности и допускал только духовное творчество как единственно свободное.

Он осуждал гнев, призывал к ласке и всепрощению, проповедовал милосердие и любовь к ближнему. Как стоик, он полагал, что при безнадежной запутанности в противоречиях жизни философ должен добровольно уходить из нее, и он на самом себе исполнил эту заповедь, покончив самоубийством, правда, по приказанию Нерона. Но в этом случае исполнение предписания совпало с собственным внутренним решением.

Этические положения излагаются Сенекой почти во всех его произведениях - и в "Нравственных письмах к Луциллию", и в "Естественнонаучных вопросах", и в других произведениях. В них Сенека занимает главные стоические позиции: в жизни изменить ничего нельзя, следует повиноваться судьбе, можно лишь изменить свое к ней отношение и презирать невзгоды. Нужно только стоически выдерживать удары судьбы. В этом проявляется пассивная позиция стоика, а активность должна проявляться в господстве над своими страстями, не быть у них в рабстве.

Счастье человека состоит в нашем отношении к событиям и обстоятельствам: "Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным". В этом, по Сенеке, состоит величие стоического духа, когда человек не ропща принимает все как должное.

В своих воззрениях Сенека проявлял космополитизм в лучшем значении этого слова. Он часто говорил о человечестве как об одном народе отечество всех людей - это весь мир. Он пишет в трактате "О благодеяниях": "Общительность обеспечила ему господство над зверями. Общительность дала ему, сыну земли, возможность вступить в чуждое ему царство природы и сделаться также владыкой морей. Устрани общительность, и ты разорвешь единство человеческого рода, на котором покоится жизнь человека. В "Нравственных письмах к Луциллию" он также пишет, что "все, что ты видишь, в чем заключено божественное и человеческое, -едино: мы только члены огромного тела. Природа, из одного и того же нас сотворившая и к одному предназначившая, родила нас братьями. Она вложила в нас взаимную любовь, сделала нас общительными, она установила, что правильно и справедливо, и по ее установлению несчастнее приносящий зло, чем претерпевающий".

В связи с этим Сенека формулирует по-своему золотое правило нравственности: "Обходись со стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше". Или в другом месте: "Нужно жить для другого, если хочешь жить для себя". Но для этого, по мнению Сенеки, необходимо быть прежде всего другом самому себе.

В итоге Сенека повторяет принцип стоической этики: жить согласно с природой. "Природа должна быть нашим руководителем: разум следует ей и советует нам. Следовательно, жить счастливо - одно и то же что жить в согласии с природой". В связи со счастливым образом жизни, проповедуемым Сенекой, заслуживают внимания его мысли о проблеме времени и его важности для человека. Он считал, что время - самое важное, что есть у человека поэтому его необходимо беречь.

Вся этика Сенеки представляет собой систему нравственных правил о поведении человека для достижения счастливой жизни. При этом он считал что жизнь философа должна являться примером и выражением его философских взглядов, только так он может доказать их истинность К сожалению, сама жизнь и деятельность Сенеки представляли собой пример расхождения теории и практики.

Этика Сенеки - этика пассивного героизма. Он сознавал, что изменить в жизни ничего невозможно, можно только презрительно относиться к его напастей. Жить - это твердо стоять против ударов судьбы, господствовать над своими страстями, не быть их рабом.

Счастье зависит от нас, а несчастным тот, кто сам считает себя таковым. Это типичный стоический фатализм, но у Сенеки он не сводится к проповеди полной бездеятельности. Он является психологической поддержкой для деятельного человека, не отчаивается, когда у нее что-то не получается. Такой человек опять берется за дело, надеясь, что, возможно, повезет.

При всем фатализме и проповеди покорности судьбе Сенека восхвалял рассудок, мужественный и энергичный дух, благородство, выносливость, готовность к поворотам судьбы, умного ведет, а глупого влечет. Счастливым является то жизни, которое согласуется с природой. Оно может быть только тогда, когда человек обладает здравым умом, если ее дух мужественный, энергичный, благородный, готов к разным обстоятельствам, если, заботясь материальным стороной жизни, не думает о них, умеет пользоваться даром судьбы, не становится их рабом. Именно этому должна учить философия, мудрость, в этом и заключается ее единственное и вечное назначения. Связывая жизнь человека со временем, Сенека призвал ценить время как самое дорогое, что у человека, ибо это время ее жизни. Время он разделял на три периода: прошлое, настоящее и будущее. Полноту жизни видел в прошлом, на которое не влияет судьба, выражая сомнение относительно того мира, в котором мы будем жить. В отличие от настоящего и будущего прошлое устойчивое, и хотя невозможно вернуть, и именно оно дает нам уроки, как жить в добро-чести. Правда, говоря о добродетельным, сам Сенека был далек от него, признавшись в том, что он учит, как надо жить, но сам поступает не так, как учит.

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Сенека Луций Анней (Др. Рим, 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – философ-стоик, оратор, политический деятель, писатель, оказавший большое влияние на формирование христианства.

Сенека ввел в учение стоицизма понятие совести как осознанной разумом и в то же время пережитой чувством нравственной нормы.

Сенека утверждал, что самое важное, что есть у человека – это Время, которое нужно беречь. Считая, что жизнь философа должна быть примером и выражением его философских взглядов, сам Сенека различными путями нажил огромное состояние (за что заслужил всеобщие нарекания), хотя и учил, что счастье – не в богатстве.

Сенеке принадлежат также десять трагедий, написанных на сюжеты древнегреческой мифологии, в которых он остаётся философом-моралистом.

В 62 г. Сенека ушёл в отставку. По обвинению в заговоре (по приказанию Нерона) был вынужден совершить самоубийство (см. Введение – Стоическая школа).

"Век живи – век учись тому, как следует жить".

"Знание – это то, что делает человека ученее, но не лучше".

"Лучше изучить лишнее, чем ничего не изучить".

"Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни".

"Учиться надо смолоду, чтобы на старости лет наслаждаться знаниями".

"Человек ничего не должен принимать на веру, но до всего доискиваться разумом".

"Мудрость есть совершенное благо человеческого духа, философия же – любовь и стремление к мудрости. Философия – в пути, мудрость – в его конце".

"Не бывало великого ума без примеси безумия".

"Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать всех подряд".

"Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание".

"Только малая печаль говорит, большая безмолвна".

"Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима".

"Для чего я приобретаю друга? Чтобы было за кого умереть, за кем пойти в изгнание, за чью жизнь бороться и отдать жизнь".

"Дружба кончается там, где начинается недоверие".

"Вы сами, покрытые множеством язв, высматриваете чужие волдыри".

"До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть".

"Никто не ощущает, как уходит молодость, но всякий чувствует, когда она уже ушла".

"Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат".

"Золото пробуют огнем, женщину – золотом, мужчину – женщиной".

"Избыток пищи мешает тонкости ума".

"Каждому делу – свое время".

"Не тот беден, кто мало имеет, а тот, кто хочет многого".

"Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше".

"Порицание со стороны дурных людей – та же похвала".

"С кем поведешься, от того и наберешься".

"Тому, кем овладевает гнев, лучше повременить с принятием решения".

"Что естественно, то не постыдно".

"Три вещи, которых надо избегать: ненависти, зависти и презрения".

"Только тот достоин бога, кто презрел богатства".

"Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде".

"Любителям выпить милее всего последняя чаша, от которой они идут ко дну и которая довершает опьянение".

"С пристрастием к вину неразлучна свирепость, потому что хмель вредит здравому уму и ожесточает его".

"Надо ждать удачи, но готовиться к бедам".

Фото из интернета

Здравствуйте. Говорю сама себе спасибо, что когда то сердилась на Вас.
Оставшийся интерес привёл к этой статье, о чём не жалею и отдаю должное
Вашей манере подъитоживать.(наверно нет такого слова- редактор возмутился
кр. чертой).
И хотя своё мнение не изменила, но поняла, что я- не в чёрном списке.
за что- спасибо. Капа.

Дражайшая Капиталина, вам ужасно повезло - у вас в высшей степени добрый редактор.
Кстати, мой редактор подчеркнул красным ваше имя. Значит вы не Капиталина (опять подчеркнул)? Или такого слова тоже "наверно нет" - как и вас?

Благодарю за стабильность интереса к моей страничке - предыдущий ваш отклик написан месяц тому назад, и вот вернувшись, вы снова пишите "рецку" именно на мою публикацию.

За что же вас в ЧС – вы не хамили, не грубили, просто высказали свою позицию, что абсолютно нормально.

Вы обратили внимание на Сенеку-мл., взгляды которого поддерживал Л.Толстой. Его достойный труд "Нравственные письма к Луцилию" - один из основополагающих трудов "Стоицизма".
Нельзя пройти мимо его парадигмы: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше".

И, конечно, специальный интерес вызывают его взаимоотношение с Нероном и его смерть.

ПодЫтожу: заходите в гости, тем более на статьи о философии.

Уважаемый автор ПРОЗы ру, месяц назад я не грубила, а немного смело
высказывала своё мнение о приёмах ведения конкурса, что я поняла,
вас возмутила моя смелость, видимо МЭТР привык к головам опущенным.
А тут какая то- Капа смеет.
Кстати Вы тогда попытались меня унизить своим заумным ответом- мол- с кем пытаешься сражаться. Но я парировала Ваш ответ и. выжидала:
Чё дальчи будет?
И знаете- гонор куда то убёг, надеюсь и у Вы, согласно стоицизму,
соблаговолите и опуститесь до общения с простолюдинкой.
Ладно, Евгений, кажется- Романович,Я прочла не только статью, но и рецки,
от куда узнала, что Вы имеете экономическое образование и так далее.
И поняла- откуда ветер дует: Ваша манера подсчитывать пришла именно от туда.
Ведь именно Синека сказал: "Знание- это то, что делает человека учёнее, но
не лучше".
Ни в коей мере не хочу Вас задеть, поверьте, у каждого свой наркотик,
без которого он не может жить. И у меня он наверное есть. Только я пока не знаю
какой.
Сейчас идёт солнечное затмение, потом допишу Капа.

Нет, у нас солнце как светило, так и оставалось не замутнённым, ну прям, как
моя совесть)))Так приятно было читать ваше тактичное-подЫтожить)))улыбалась 100раз
Я представляла Вас согнутым жизненными летами, посеребрённым прожитыми
зимами, а Вы ( я поняла)- довольно шустрый мужчина.
Всё заканчиваю петь дифирамбы, остальное не могу себе позволить здесь.
С интересом Капа.

Ой! Ну какие- Ваши лета! Вам ещё лет 20 пахать, а то и больше.
Знаю я Ваши лета. Капа.

Извините, наверно Вы ошиблись: я нигде не писала- пишЕте.
Капиталина.

70 фраз Сенека, чтобы понять его философию / Фразы и размышления

Имя Сенека известно как имя одного из самых известных философов древности. Названный в честь Луция Аннея Сенека, этот мыслитель и максимальный показатель философского течения, известного как стоицизм родился около 4 г. н.э. и умер в 65 году нашей эры, будучи вынужденным совершить самоубийство.

Этот великий автор, который также имел большое отношение к управлению Римской империей во время роста Императора Нерона (который закончился бы приказом о его исполнении), оставил нам глубокие размышления во всех его философских работах. В этой статье мы увидим некоторые фразы Сенеки Наиболее известны на различные темы, особенно связанные с моральным.

70 из самых известных фраз Сенека

Сенека - автор, особенно известный философски своими размышлениями и теориями о морали. Далее мы рассмотрим семьдесят самых известных фраз этого автора.

1. Жизнь как легенда: не важно, длинна ли она, но хорошо сказано

Неважно, сколько мы живем, но как мы это делаем.

2. Человек без страстей настолько близок к глупости, что ему нужно только открыть рот, чтобы упасть в него

Автор критикует отсутствие страсти, элемент, который заставляет нас жить и действовать так, как мы хотим.

3. Мы не смеем много вещей, потому что они трудны, но они сложны, потому что мы не смеем их делать

Многие вещи, которые считаются невозможными, происходят только потому, что их не судят. Эта фраза подталкивает нас к борьбе за то, что мы хотим.

4. Через черновой путь вы доберетесь до звезд

Эта фраза говорит нам, что путь к счастью полон препятствий, и что только столкновение с трудностями приведет нас к нашим целям.

5. Самым большим препятствием в жизни является ожидание завтрашнего дня и потеря сегодняшнего дня.

Эта фраза отражает тот факт, что мы теряем наше настоящее беспокойство о будущем, не имея возможности наслаждаться сегодня..

6. Гнев: кислота, которая может нанести больший ущерб контейнеру, в котором она хранится, чем что-либо, что налито

Интересное размышление, которое позволяет нам видеть, что ярость и ненависть в конечном итоге приносят больше вреда человеку, на которого они направлены.

7. Нет никого менее счастливого, чем тот, кто забывает о невзгодах, потому что у него нет шансов подвергнуть себя испытанию

Трудности заставляют нас совершенствоваться, они подвергают нас испытанию таким образом, что мы укрепляемся и способны преодолевать новые препятствия. Тот, кто идет легким путем и не сталкивается с трудностями, никогда не узнает, на что он способен.

8. Благородная душа обладает прекрасным качеством, чтобы увлекаться честными вещами.

Честность и добродетель являются ценными ценностями, а благородство означает способность искать причины, мотивы и справедливые стремления.

9. Гораздо важнее то, что вы думаете о себе, чем то, что о вас думают другие

Сенека выражает необходимость ценить себя и придавать справедливое значение мнению других.

10. Скажите, что мы чувствуем. Почувствуй, что мы говорим. Согласуй слова с жизнью

Фраза, которая отражает важность того, чтобы быть честным с самим собой и действовать в соответствии с тем, что мы чувствуем.

11. Жизнь делится на три раза: настоящее, прошлое и будущее. Из них настоящее очень кратко; будущее сомнительно; прошлое, правда

Сенека рассказывает нам о трех моментах, в которые мы можем разделить время, отражая, что прошлое истинно и уже произошло, будущее может сильно различаться, а настоящее - это короткое время, которое приведет нас к одному и другому будущему.

12. Когда вы находитесь в беде, уже слишком поздно, чтобы быть осторожным

Благоразумие и рефлексия необходимы, чтобы оценить, как действовать, но у них есть время: мы должны быть в состоянии жить и реагировать на то, что происходит в ближайший момент..

13. Нет большей причины плакать, чем неспособность плакать

Возможность выразить то, что мы чувствуем, позволяет нам излить, освободить себя от грусти. Однако, если мы этого не сделаем, это чувство запутается и сохранится в нас надолго.

14. Вы хотите знать, что такое свобода? Не быть рабом чего-либо, любой необходимости, любого шанса, чтобы уменьшить состояние с точки зрения справедливости

Сенека отождествлять свободу с тем, что ничего не нужно до степени зависимости от нее.

15. Знайте, что когда вы друг друга, это также и весь мир

Сенека говорит нам о необходимости уважать и любить себя, то, что необходимо для правильной связи с окружающей средой.

16. Человек никогда не делал деньги богатыми, потому что это только увеличивает его жадность

Деньги - это не то, что нас наполняет и делает нас счастливыми. Само по себе оно фактически бесполезно. Любовь к деньгам приводит к тому, что хочется все больше и больше, но никогда не быть удовлетворенным.

17. То, что законы не запрещают, честность может запретить это

Закон и справедливость иногда не идут рука об руку. Но наша мораль может помешать нам совершать незаконные поступки, несмотря на то, что нам это разрешено по закону, или наоборот.

18. Живи с низшим так, как ты хотел бы, чтобы начальник жил с тобой. Всегда делайте с рабом не больше, чем с владельцем

Сенека подталкивает нас к тому, чтобы относиться к другим с тем же почтением, которое мы ожидаем получить, не используя наше положение, чтобы навредить им или получить больше, чем то, что мы хотели бы, чтобы они делали с нами .

19. Есть определенные вещи, которые для того, чтобы сделать их хорошо, недостаточно изучить их

Живопись, кулинария, поцелуи . это те вещи, которых теоретических знаний о том, как сделать их хорошо, должно быть недостаточно. Без страсти и эмоциональной вовлеченности, в дополнение к практике они обязаны довести рассматриваемое действие до успешного завершения.

20. Я расскажу вам, что такое настоящее удовольствие и откуда оно приходит: добрая совесть, правильные намерения, добрые дела, презрение к случайным вещам, спокойный воздух и полная безопасности, жизнь, которая всегда ступить на тот же путь

Автор указывает, что истинная радость исходит от того, что мы считаем правильным.

21. Не имейте ничего, что вас взволновало бы, что обвиняет вас в том, что ваша атака или ваша реклама, подвергнутая испытанию душевным настроем, быть брошенным на досуг без забот, - это не спокойствие, а леность

Автор указывает в этом предложении необходимость иметь что-то, что бросает нам вызов, и мы страстны, не позволяя времени и жизни пройти, не делая ничего с этим.

22. Как бы ни было счастье человека, ему всегда нужен друг

Дружба, когда кому-то доверяют и доверяют нам, это то, что важно для людей.

23. Давать советы предупрежденному человеку излишне; отдать их невежественным это мелочь

Давать советы - это то, что мы все сделали, но это то, что обычно бесполезно.

24. Жизнь не является ни добром, ни злом, это лишь случай добра и зла

Наша жизнь сама по себе не является ни хорошей, ни плохой, но это зависит от того, что мы с ней делаем.

25. Тяжелее память о полученных оскорблениях, чем о пользе

Благосклонности обычно принимаются во внимание и благодарны в течение короткого времени, в то время как это помнят намного дольше и с большей интенсивностью, кто принес нам большой вред.

26. Тот, у кого больше желаний, показывает, что ему мало; но тот, кто имеет достаточно, достиг точки, к которой богатый человек никогда не прибудет

Эта фраза говорит нам о жадности как о бездонной яме, которая никогда не заполняет того, кто ею владеет. Кто не хочет больше, потому что он уже доволен тем, что у него есть.

27. Покупайте только то, что нужно, а не удобно. Ненужное, хотя и стоит один цент, дорого

Философ говорит нам в этом предложении о необходимости умеренности и контролировать излишки с точки зрения экономики (хотя это может быть применено к другим аспектам).

28. Руки удачи не длинные. Они склонны опираться на того, кто ближе к ней

Удача будет на стороне того, кто рискует. Это может потерпеть неудачу, но попытка приблизит вас к вероятности выигрыша.

29. Счастье не в том, где оно рождается, а куда оно может пойти

Фраза, в которой философ дает нам понять, что мы все можем быть счастливы и делать других счастливыми, независимо от нашей ситуации.

30. Иногда даже жизнь - это акт смелости

Столкновение с трудностями и превратностями жизни на самом деле является актом мужества, поскольку нам приходится сталкиваться с моментами боли и страданий.

31. Если вы хотите сохранить свой секрет, сохраните его самостоятельно

Ничто не хранит секрет лучше, чем держать его таким.

32. Некоторые считаются великими, потому что пьедестал также считается

Отражение, которое показывает, как некоторые люди переоценивают не только из-за того, как они или что они сделали, но из-за их социального положения или того, где их сделали усилия других. Кроме того, идеализация кого-то позволяет вам сделать вашу легенду больше, чем она есть.

33. Судьба ведет к тому, кто принимает это, и тащит того, кто отказывается это признать

Судьба, которая в сознании мыслителя считалась чем-то предопределенным, Это то, что произойдет, хотим мы этого или нет. Принятие этого означает возможность наслаждаться путем, а отрицание ведет к страданию.

34. Рана любви, которая исцеляет ее, создает ее

Автор говорит нам, что факт любви может заставить вас страдать, и что тот, кто лечит это страдание, тот, кто может его создать..

35. Восхищайтесь, кто бы ни пытался, даже если это не удалось

Столько, сколько мы можем упасть и потерпеть неудачу, попытка чего-то - большое усилие и ценность, которую стоит рассмотреть.

36. Только одно добро может быть во зле: позор того, что сделал это

Стыд и раскаяние возникают из-за осознания того, что мы поступили неправильно, и это единственный позитив, который порождает желание устранить причиненное зло..

37. Чтобы быть счастливым, вы должны жить в войне со своими страстями и в мире со своими страстями

Сенека говорит нам, что мы должны уметь регулировать свои страсти и действовать на основе разума, а не вмешиваться или критиковать страсти других.

38. Тот, кто, получая прибыль, принял во внимание вознаграждение, заслуживает того, чтобы его обманули.

Делать что-то для кого-то должно быть альтруистичным и не преследовать вашу собственную выгоду. Потому что иначе мы делаем что-то не для кого-то, а для себя.

39. Мы никогда ничего не обнаружим, если будем считать себя довольными обнаруженными вещами

Автор толкает нас не для того, чтобы быть удовлетворенным, не для того, чтобы соответствовать существовавшему ранее, но чтобы создавать и бороться за открытие новых вещей..

40. Нам нужна вся наша жизнь, чтобы научиться жить, а также, что удивительно, научиться умирать.

Жизнь и смерть - это две концепции, которые мы должны изучить и развиваться на протяжении всей нашей жизни.

41. Грусть, хотя и всегда оправданная, часто является лишь ленью. Ничто не требует меньше усилий, чем грусть

Сенека подталкивает нас этой фразой стремиться и бороться, чтобы избавиться от грусти и страданий, вместо того, чтобы позволить себе увлечься ими.

42. Тот, кто не хочет жить, но среди праведников, кто живет в пустыне

Мир не всегда справедлив, как и большинство людей. Мы должны быть в состоянии понять и признать этот факт.

43. Природа дала нам семена знания, а не само знание

Мы рождены не зная, но со способностью учиться.

44. Нет ничего сильнее, чем настоящая любовь

Любовь это самая мощная сила.

45. Первое, чему стремятся научиться те, кто стремится к власти, - это уметь нести ненависть.

Кто обладает властью, увидит, как население будет ненавидеть его решения, а его власти можно позавидовать.

46. ​​Самым могущественным человеком является тот, кто владеет собой

Самоконтроль и независимость - вот что делает нас способными смотреть в мир и определять наше будущее.

47. Нет гения без легкого слабоумия

Эта фраза относится к связи, которая была установлена ​​между гением и способностью иметь альтернативные и расходящиеся мысли.

48. Хуже скрытая ненависть, которую обнаружил

Объявленные враги, те, кого мы знаем, кто нас ненавидит, видны, и мы знаем, чего ожидать. Но та ненависть, о которой мы не знаем, может причинить нам гораздо больший ущерб, потому что они неожиданны.

49. Я предпочитаю беспокоиться об истине, чем радовать лестью

Эта фраза заставляет нас быть искренними и действовать исходя из наших убеждений, а не льстить, чтобы получить благоприятное отношение.

50. Тот, кто всегда ищет величия, всегда находит его

51. Фортуна не должна существовать только

Просто для выживания не требуется больших усилий (до тех пор, пока удовлетворяются основные потребности), но мы живем, стремясь достичь своей мечты.

52. Хорошая совесть не боится ни одного свидетеля

Кто действует так, как он думает, что должен действовать, и без причинения вреда другим нет причин раскаиваться.

53. Слушайте даже самых маленьких, потому что в них нет ничего подлого

Те, кого мы считаем маленькими, могут быть мудрее, чем кажутся, и мы должны больше ценить их мнение.

54. Неудовлетворенный гнев часто более вреден, чем рана, которая его провоцирует

Опять же, Сенека напоминает нам, что гнев наносит больше вреда человеку, чем то, что его вызвало.

55. Самое унизительное рабство - это быть рабом самого себя.

Автор размышляет о том, что не быть собой по собственному решению, отрицать себя - это худшее из рабства и страданий.

56. Этот день, которого ты так боишься быть последним, - это рассвет вечного дня.

В этом предложении Сенека рассказывает нам о страхе смерти и неизвестности, а также о надежде на загробную жизнь.

57. Великий моряк может плыть, даже если его паруса на прокат

Хотя у нас нет средств, мы можем достичь наших целей, если будем бороться за них и мы разумно используем имеющиеся ресурсы.

58. Благоразумный умерен; тот, кто умерен, постоянен; тот, кто постоянен, невозмутим; тот, кто невозмутим, живет без грусти; тот, кто живет без грусти, счастлив; тогда мудрый счастлив

Благоразумие - это добродетель, которая, по мнению автора, помогает нам быть счастливыми в долгосрочной перспективе.

59. Неблагодарен тот, кто благодарен за страх

Благодарность за обязательство, из-за страха быть атакованным или ошибочно оцененного, если не сделано, на самом деле эгоистична. Настоящая благодарность - это то, что рождается из оценки того, что нам дано.

60. Чем больше усилий возрастает, тем больше мы рассматриваем величие того, что было сделано

Вера в то, что мы хотим и к чему стремимся, заставит нас стремиться к этому.

61. Нет, на мой взгляд, человека, который больше ценит добродетель и с большим удовольствием следует ей, чем тот, кто, чтобы не предать свою совесть, потерял репутацию хорошего человека.

Неважно, слава, но будьте верны себе и тому, что вы считаете справедливым.

62. К сожалению, тот, который этим

Если мы не несчастны, мы не будем, и мы сделаем что-то, чтобы изменить то, что нам нравится..

63. Награда за доброе дело - это сделать

Добрые дела оставляют у нас ощущение того, что мы сделали то, что должны, и никакой другой награды ожидать не стоит..

64. Дружба и вражда исходят из воли

Наши отношения с другими зависят от того, что оба считают.

65. Мы не получаем короткую жизнь, но сокращаем ее. Мы не нищие, а manirrotos

Наша жизнь наша, и это то, что мы делаем в нем, что изменяет их.

66. Наша природа в действии. Отдых предвещает смерть

Мы живые существа, которым нужна активность. Бездействие ведет к скуке и грусти.

67. Разговор является выражением нашего мышления

То, что мы выражаем и как мы это делаем (и даже то, что мы не делаем), часто является отражением того, как мы думаем.

68. Когда парусник не знает, к какому порту он направляется, ветра не достаточно

Философ отражает необходимость ставить цели, направлять нашу жизнь в определенном направлении.

69. Любовь по своей сути - это духовный огонь

Любовь - это интенсивная сила, которая рождается из недр и объединяет нас с другими.

70. Нет более крепкого или стабильного дерева, кроме того, которое часто грохочет ветер

Проблемы помогают нам взрослеть и учиться. Чтобы сделать нас местом и преодолеть трудности.

Saygo

Портнягина И. П. Луций Анней Сенека о системе воспитания и самовоспитания // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира: Сб. статей gод ред. проф. Э. Д. Фролова. Вып. 14. Санкт-Петербург, 2014. - C. 211-222.

Но самая надежная и верная помощь может придти лишь от живого и непосредственного общения с учителем. И, следуя принятому для себя правилу, иллюстрирует свое утверждение примерами: Клеанф стал подобием Зенона исключительно благодаря личному общению с учителем; Платон и Аристотель стали великими мудрецами благодаря наблюдению за нравами Сократа. Таким образом, Сенека уверен, что ученик возвышается до уровня учителя лишь при непосредственном контакте с ним (Ep., XXII, 1-3).

Большое значение Сенека придает формированию окружения воспитуемого и советует избегать частого общения с толпой. Вредное влияние толпы даже на людей искушенных в добродетели, а тем более только вступивших на ее путь, Сенека демонстрирует на собственном примере. Он пишет Луцилию, что после общения с ней (толпой) он становится «.. .более скупым, более честолюбивым, падким до роскоши и уж наверняка более жестоким и бесчеловечным. (Ер., VII, 3).

В связи со всем выше сказанным естественно возникает вопрос, как же соотнести столь глубоко продуманную методику наставничества с той трагической для философа реальностью, что его имя оказалось навеки связано с именем одного из самых жестоких и развращенных правителей Рима?

После провозглашения Нерона принцепсом политик все больше доминирует над воспитателем. Именно в этом качестве он ввязывается в жестокую схватку с Агриппиной Младшей за доминирующее влияние на принцепса, логика которой увлекает его все дальше по пути уступок и компромиссов с собственными убеждениями.

Примечания

1. Бобрикова Т. Загадка Сенеки // П. Грималь. Сенека или Совесть Империи. М., 2003. С. 13.

2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. С. 286.

3. Грималь П. Сенека или Совесть Империи /пер. Е. Головиной. М., 2003. С. 56-57.

6. Griffin M.T. Seneca’s Pedagogic Strategy: Letters and de Beneficiis // Bulletin of the institute of Classical Studies. Vol. 50. 2007. P. 89.

8. См..· Maso S. The Risk in Educational Strategy.

9. См.: Griffin M.T. Seneca’s Pedagogic Strategy.

10. Ошеров С.А. Сенека. От Рима к миру // Луций Анней Сенека. Нравственные Письма к Луцилию. Кемерово, 1986. С. 390. С.А. Ошеров считает, что в гущу политики Сенеку могло толкать и честолюбие, и корыстолюбие, также как и искреннее стремление принести пользу обществу.

11. А.Н. Чанышев считает, что Сенека был сыном своего времени и своей среды, которая была аморальной, и являет собой пример расхождения между мировоззрением и образом жизни (Чанышев А.Н. Курс лекций по древней.. С. 286-287.); Пьер Грималь полагает, что Сенека принял предложение Агриппины Младшей, руководствуясь исключительно благородными мотивами, стремлением воплотить в жизнь свои политико-философские идеи и на протяжении всей своей деятельности в качестве наставника и советника Нерона не изменял ни требованиям своей совести, ни убеждениям, почерпнутым у своих учителей-стоиков (Грималь П. Сенека. С. 56.); Джон Рист допускает, что Сенека руководствовался стремлением воспитать из Нерона справедливого властителя, но были и другие мотивы, которые не достигают той чистоты, которая требуется от мудреца. Но он, отмечает Джон Рист, и не претендовал никогда на это звание (Рист Дж. Сенека и стоическая ортодоксия // Луций Анней Сенека. Философские трактаты. СПб., 2001).

13. Грималь П. Сенека. С. 85-86.

14. Буасье Г. Оппозиция при Цезарях / пер. В.Я. Яковлева. СПб., 1993. С. 79; Дератани Н.Ф. Сенека и его трагедии. М. - Л., 1933. С. 19.

15. П. Грималь признает, что решить эту проблему невероятно трудно (Грималь П. Сенека. С. 173-174); С.А. Ошеров считает, что нет никаких твердых опор для определения времени написания трагедий (Ошеров С. А. Сенека - драматург // Луций Анней Сенека. Трагедии М., 1983. С. 351).

Список использованной литературы

Армстронг А. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию / пер. В.А. Самойлова. СПб., 2003.

Бобрикова Т. Загадка Сенеки // П. Грималь. Сенека или Совесть Империи. М., 2003.

Буасье Г. Оппозиция при Цезарях / пер. В.Я. Яковлева. СПб., 1993.

Дератани Н.Ф. Сенека и его трагедии // Луций Аней Сенека. Трагедии. М. - Ленинград, 1933.

Грималь П. Сенека или Совесть Империи /пер. Е. Головиной. М., 2003.

Краснов П. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1895.

Межерицкий Я.Ю. Принципат Юлиев-Клавдиев в произведениях Сенеки // Из истории античного общества. Межвузовский сборник. Горький, 1979. С. 95-109.

Ошеров С.А. Сенека. От Рима к миру // Луций Анней Сенека. Нравственные Письма к Луцилию. Кемерово, 1986.

Ошеров С.А. Сенека - Драматург // Луций Анней Сенека. Трагедии М., 1983.

Рабинович Е. Г. Основные даты жизни и творчества Сенеки // Луций Анней Сенека. Трагедии. М., 1991.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.С. 286.

Griffin M. T. Seneca’s Pedagogic Strategy: Letters and de Beneficiis // Bulletin of the institute of Classical Stadies. Vol. 50. 2007.

Veyne P. Seneca: The Life of a Stoic. New York and London. 2003.

Отзыв пользователя

Нет отзывов для отображения.

Темы на форуме

Индоевропейская языковая семья и гаплогруппа R1a

Войны с Джунгарией

Судьба литовского полона 16-17 веков

Стихи Хунли

Категории

Файлы






Записи в блогах

Snow

Saygo

Saygo

Saygo

Saygo

Похожие публикации

Saygo

Древний Рим.Культура

Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа.
- Сенека

Всё у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает. Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет; а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность.
— Письмо I

Я думаю, первое доказательство спокойствия духа – способность жить оседло и оставаться самим собою.
Но взгляни: разве чтенье множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось. Кто везде – тот нигде.
Во множестве книги лишь рассеивают нас. Поэтому, если не можешь прочесть все, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь – и довольно.
— Письмо II

Сделай шаг вперед – и ты поймешь, что многое не так страшно как раз потому, что больше всего пугает. Никакое зло не велико, если оно последнее.
Пришла к тебе смерть? Она была бы страшна, если бы могла оставаться с тобою, она же или не явится, или скоро будет позади, никак не иначе.
- Письмо IV

Спокойная жизнь – не для тех, кто слишком много думает о ее продлении, кто за великое благо считает пережить множество консульств. Каждый день размышляй об этом, чтобы ты мог равнодушно расстаться с жизнью, за которую многие цепляются и держатся, словно уносимые потоком – за колючие кусты и острые камни.
Большинство так и мечется между страхом смерти и мученьями жизни; жалкие, они и жить не хотят, и умереть не умеют. Сделай же свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней. Никакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его утратить, и всего безболезненней утратить то, о чем невозможно жалеть, утратив.
- Письмо IV

Говорю тебе: с часа твоего рождения идешь ты к смерти. Об этом должны мы думать и помнить постоянно, если хотим безмятежно дожидаться последнего часа, страх перед которым лишает нас покоя во все остальные часы.
- Письмо IV

Угождайте же телу лишь настолько, насколько нужно для поддержания его крепости, и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным.
Держите тело в строгости, чтобы оно не перестало повиноваться душе: пусть пища лишь утоляет голод, питье — жажду, пусть одежда защищает тело от холода, а жилище — от всего ему грозящего.
А возведено ли жилище из дерна или из пестрого заморского камня, разницы нет: знайте, под соломенной кровлей человеку не хуже, чем под золотой. Презирайте все, что ненужный труд создает ради украшения или напоказ.
Помните: ничто, кроме души, недостойно восхищения, а для великой души все меньше нее.
- Письмо VIII

В нас заключен некий божественный дух, наблюдатель и страж всего хорошего и дурного, — и как мы с ним обращаемся, так и он с нами. Всякий истинный человек добра причастен к божеству.
Кто без помощи Бога может возвыситься над фортуной? Он дает нам благородные и правдивые советы. В каждом человеке добра обитает один — но не ведаем кто — из бессмертных.
- Письмо XLI

Душу непреклонную, благородную, высокую можно назвать не иначе, как Богом, нашедшим приют в теле человека. Такая душа может оказаться и у римского всадника, и у вольноотпущенника, и у раба.
- Письмо XXXI

Как вы не понимаете, что дурные примеры оборачиваются против тех, кто их подает.
- Письмо VII

Ты спросишь, что такое свобода? Не быть рабом ни у обстоятельств, ни у неизбежности, ни у случая; низвести фортуну на одну ступень с собою; а она, едва я пойму, что могу больше нее, окажется бессильна надо мною.
- Письмо LI

Хотя чистая совесть дает тебе уверенность, но много значат не относящиеся к делу обстоятельства, — а потому надейся на справедливое решение, но готовься к несправедливому. Помни прежде всего об одном: отдели смятение от его причины, смотри на само дело — и ты убедишься, что в любом из них нет ничего страшного, кроме самого страха.
- Письмо XXIV

Нужно быть философом! Связывает ли нас непреложным законом рок, божество ли установило все в мире по своему произволу, случай ли без всякого порядка швыряет и мечет, как кости, человеческие дела, — нас должна охранять философия. Она даст нам силу добровольно подчиняться божеству, стойко сопротивляться фортуне, она научит следовать веленьям божества и сносить превратности случая.
- Письмо ХVI

Прежде всего научись радоваться. Я хочу, чтобы радость не разлучалась с тобой, хочу, чтобы она рождалась у тебя дома. И это исполнится, если только она будет в тебе самом. Всякое иное веселье не наполняет сердце, а лишь разглаживает морщины на лбу: оно мимолетно. Или, по-твоему, радуется тот, кто смеется? Нет, это душа должна окрылиться и уверенно вознестись надо всем.
- Письмо XXIII

Я повторяю, радость — цель для всех, но где отыскать великую и непреходящую радость, люди не знают. Один ищет ее в пирушках и роскоши, другой — в честолюбии, в толпящихся вокруг клиентах, третий — в любовницах, тот — в свободных науках, тщеславно выставляемых напоказ, в словесности, ничего не исцеляющей. Всех их разочаровывают обманчивые и недолгие услады, вроде опьянения, когда за веселое безумие на час платят долгим похмельем…
Так пойми же, что дается мудростью: неизменная радость. Душа мудреца — как надлунный мир, где всегда безоблачно. Значит, есть ради чего стремиться к мудрости: ведь мудрец без радости не бывает. А рождается такая радость лишь из сознания добродетелей. Радоваться может только мужественный, только справедливый, только любящий.
- Письмо XXIII

Живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди.
- Письмо Х

Мудрец ни в чем не терпит нужды, хотя потребно ему многое, глупому же ничего не требуется, потому что он ничем не умеет пользоваться, зато нужду он терпит во всем. Мудрецу нужны и руки, и глаза, и еще многое, без чего не обойтись в повседневной жизни, а нужды он не терпит ни в чем. Ведь нужда — это необходимость, а для мудрого необходимости нет.
- Письмо IХ

Велик тот человек, кто глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик и тот, кто серебряной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам.
- Письмо IV

Счастливей всех тот, кто без тревоги ждет завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе.
- Письмо ХII

Изменить порядок вещей мы не в силах — зато в силах обрести величие духа, достойное мерило добра, и стойко переносить все превратности, не споря с природой.
- Письмо CVVII

Самый счастливый — тот, кому не нужно счастье, самый полновластный — тот, кто властвует собою.

Учись для того, чтобы знать не больше, а лучше.

Равенство есть начало справедливости.

Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше.

Мы не потому не осмеливаемся, что трудно, — трудно оттого, что мы не осмеливаемся.

Немногих удерживает рабство, большинство за свое рабство держится.

Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным.

Довольно ли мы прожили, определяют не дни, не годы, а наши души.

Многие тебя одобряют. Так есть ли у тебя причины быть довольным собой, если многим ты понятен?

Если ты кого-нибудь считаешь другом и при этом не веришь ему, как самому себе, значит, ты заблуждаешься и не ведаешь, что есть истинная дружба. Во всем старайся разобраться вместе с другом, но прежде разберись в нем самом. Подружившись, доверяй, суди же до того, как подружился.

Если бы мне подарили мудрость, но с одним условием: чтобы я держал ее при себе и не делился ею, — я бы от нее отказался. Любое благо нам не на радость, если мы обладаем им в одиночку.

Заботиться нужно не о том, чтобы жить долго, а о том, чтобы прожить довольно. Будешь ли ты жить долго, зависит от рока, будешь ли вдосталь, — от твоей души. Полная жизнь всегда долгая, а полна она, если душа сама для себя становится благом и сама получает власть над собою. Много ли радости прожить восемьдесят лет в праздности? Такой человек и не жил, а замешкался среди, живых, и не поздно умер, а долго умирал.

Избранные мысли и фразы из трактата "О счастливой жизни" и других произведений

Читайте также: