Римское право кто написал

Обновлено: 02.07.2024

Уже древнейший, царский период истории Рима дает нам некоторые свидетельства, раскрывающие один из секретов будущего универсализма римского права — способность свободного заимствования и творческого синтеза законов других народов. Хорошо известно, что Рим изначально был открытой общиной, принимавшей в себя новых граждан независимо от их этнического и религиозного статусов. Недаром древние авторы удивлялись, что римляне даже рабов делают своими гражданами, готовыми защищать свое новое отечество. Известно также, что в архаический период Рим долго служил пристанищем для беглых рабов. Кроме того, римляне всегда, даже в те периоды, когда римское гражданство было предметом особого вожделения многих средиземноморских народов, стремились дать права гражданства по крайней мере сильнейшей части того народа, который подпадал под сферу их влияния. Наконец, хорошо известно, что в итоге все свободные жители необъятной Римской империи получили права гражданства. Принцип впитывания, органического присоединения к себе всего объективно полезного для римлян господствовал не только в системе римского гражданства. Римляне довольно часто для управления государством и написания законов приглашали иностранцев, представителей соседних народов. Так широко известно сакральное законодательство VIII в. до н. э. сабинянина Нумы Помпилия, законы этруска с греческими корнями Тарквиния Древнего и вообще сына рабыни то ли этрусского, то ли латинского происхождения — Сервия Туллия, а также участие грека Гермодора Эфесского в составлении Законов XII таблиц.

культуры других народов, а синтезировали их в свою культуру, творчески перерабатывая и вбирая самое ценное. На мой взгляд, эта особенность, эта открытость к другим культурам свидетельствует не о слабости, а об огромном позитивном потенциале собственно римской культуры, способной вобрать в себя и переварить столько чуждых элементов, сохранив при этом собственный стержень, особенные черты, придающие заимствованному элементу новые черты, уже очищенные от узко национальных или кастовых ограничений.

Но еще более широкими и глубокими были заимствования следующего периода, связанного с интенсивным развитием так называемого преторского права (IV–I вв. до н. э.). Обилие судебных тяжб заставило римлян ввести в 366 г. до н. э. особую должность судебного магистрата — городского претора, разбиравшего иски между гражданами. В 242 г. до н. э., когда во время первой Пунической войны Рим был наводнен иностранцами, была введена должность претора перегринов, предназначенного разбирать тяжбы как между римскими гражданами и Перегринами (чужеземцами-негражданами), так и между самими Перегринами. Деятельность перегринов основывалась не на цивильном праве, а почти исключительно на так называемом праве народов (jus gentium). Это право базировалось на международных мирных договорах и торговых соглашениях между римлянами и другими народами. В отдельных случаях преторы были вынуждены учитывать и действующие законы других стран. Таких дел было достаточно много, решать их следовало быстро (не более чем за 10 дней), нормы различных стран часто противоречили римским законам, поэтому для преторов представлялось крайне необходимым выработать некоторые общие универсальные юридические принципы справедливости в судебных решениях, которые удовлетворили бы интересы представителей различных стран. И такие принципы были найдены, составив особый раздел — международное римское право (jus gentium).

Не менее важным институтом вещного права Законов XII таблиц были сервитуты, также имевшие универсальный характер применения как в частном, так и в публичном праве. Даже более того, древнейшие сервитуты прохода, прогона скота, проезда, проведения воды и выпаса скота первоначально развивались именно в области публичного и даже международного права. Так, право свободного прохода, проезда и прогона скота по чужой территории связано с древнейшими военными и торговыми союзами Рима и латинов. Вместе с тем уже в Законах XII таблиц регулировался правовой режим содержания общественных дорог частными владельцами прилегающих к ним земельных участков. Те же законы регулировали правовой режим пользования реками, ручьями и стоками дождевой воды, проходящими по общественной и частной земле. Наконец, к древнейшим относились и сервитуты выпаса частного скота на общественном поле, причем за выпас до 10 голов скота частные владельцы прилегающих к общенародному полю участков не облагались никакими налогами. Право общего пользования публичными дорогами, реками в ирригационных целях, хотя и принадлежало всем римским гражданам, однако достаточно строго регламентировалось римскими законами и сенатусконсультами, в частности, запрещая использование повозок в городах в дневное время, прогон и выпас скота на особо важных публичных дорогах, ограничивая определенным временем поочередное пользование реками для полива садов и огородов и т. д. По мере распределения общественной земли между частными владельцами, а позднее и собственниками земли, многие нормы применения публичных сервитутов стали использоваться и между частниками.

Второе основное деление архаического судопроизводства связано с двумя разновидностями универсальной исковой формы — легисакционного сакраментального иска, который предъявлялся либо в отношении лиц, либо в отношении вещей. В последнем случае речь идет об уже упоминавшемся виндикационном иске. Следует отметить, что и вещный сакраментальный иск применялся как в частном, так и в публичном праве. Если речь шла о применении этого иска в судопроизводстве по частным делам, то вел иск и выносил судебное решение сам магистрат или назначенный им частный судья, если же иск шел о вещах, принадлежащих всему римскому народу, то магистрат, начав иск, передавал его для вынесения судебного решения сенату, т. е. суду центумвиров, или народу, т. е. суду народных собраний.

Таким образом, уже на раннем этапе, в VII–V вв. до н. э., сформировались основные системные принципы построения римского права. Сложившаяся в Законах XII таблиц система права стала конституционной основой всего цивильного права и на протяжении многих веков сохраняла непререкаемый авторитет, а все последующие республиканские законы, как правило, касались лишь отдельных институтов, не затрагивавших систему права в целом. Вместе с тем краткость и неизбежное устаревание этих законов требовали как минимум их расширительной интерпретации, а в ходе превращения патриархального города-государства в крупнейшую средиземноморскую державу встала необходимость и значительной доработки системы в целом. Эту задачу выполнило уже упоминавшееся выше преторское право, наиболее тесно связанное с реальной жизнью римского общества IV–I вв. до н. э. Особенности системы преторского права связаны со своеобразием развития преторского эдикта.

Преторы и прочие судебные магистраты выбирались народом ежегодно, и кандидаты в ходе предвыборной кампании издавали эдикты — предвыборные обещания по поводу того, как они собираются судить. В случае победы кандидата его предвыборная программа становилась своего рода постоянным уставом, обязательным к исполнению для данного магистрата. Таким образом, ежегодно обновляясь согласно требованиям избирателей, преторский эдикт наиболее активно развивал систему римского права именно в тех частях, совершенствования которых требовало социальное развитие общества. Среди наиболее важных областей деятельности преторов следует назвать две основные: обязательственное и муниципальное право.

Для составления муниципального законодательства кроме Законов XII таблиц римские магистраты все же не могли не учитывать и местное законодательство, причем в отношении не только своих союзников, но и покоренных народов провинций. Так, в провинции Сицилия осталась нетронутой существовавшая еще до римлян греческая система сбора поземельных податей и откупов, а законодательство о морской торговле союзного Риму греческого о. Родоса, продолжая действовать и при римлянах в Восточном Средиземноморье в качестве международного торгового права и как jus gentium было воспринято и самими римлянами.

Действительно, первые титулы эдикта касались прав гражданства, свободы, места жительства, семейного положения, гражданских повинностей, сената и статуса сенаторов, обязанностей муниципальных и иных магистратов. В этих комментариях также идет речь о публичных судах, об уголовных преступлениях, об управлении государственным имуществом, о публичных откупах и о праве фиска, о военном деле, о сакральных, религиозных и публичных вещах. Наконец, значительная часть преторских интердиктов посвящена пользованию публичными дорогами, акведуками, реками и т. д. Таким образом, слова Гая о чрезвычайной широте преторского права находят свое подтверждение в комментариях юристов к преторскому эдикту. Хорошо известно, что в эпоху республики преторы, председательствуя в комиссиях публичных и уголовных судов, принимали к рассмотрению самые разнообразные уголовные дела, управляя целыми провинциями, руководили и системой государственных откупов, а при принципате и системой государственных поставок продовольствия, и делами императорского фиска. Эта широчайшая область публичного права не могла не отразиться и в преторском эдикте.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

РИМСКОЕ ПРАВО

РИМСКОЕ ПРАВО Феномен римского права, его удивительного долголетия и востребованности у самых разных народов и в разные эпохи, обычно объясняется такими его свойствами как универсализм, системность, сочетание глубины и ясности принципов. Вместе с тем нередко

РИМСКОЕ ПРАВО

РИМСКОЕ ПРАВО Бартошек M. Римское право: понятие, термины, определения. М., 1989. Дементьева В.В. Государственно-правовое устройство античного Рима: ранняя монархия и республика. Ярославль, 2004.Дигесты Юстиниана / Пер. с лат., отв. ред. Л.Л. Кофанов. М., 2008. Т. 1.Дождев Д.В. Основание

ГЛАВА VI Каким образом римское право сохранилось в стране лангобардов

ГЛАВА VI Каким образом римское право сохранилось в стране лангобардов Все подчиняется открытым мною принципам. Закон лангобардов был беспристрастен, и римляне не были заинтересованы в том, чтобы оставить свой закон и принять закон лангобардов. Причина, побуждавшая

ГЛАВА VII Каким образом римское право исчезло в Испании

ГЛАВА VII Каким образом римское право исчезло в Испании Иначе обстояло дело в Испании. Закон вестготов в ней восторжествовал, а римское право погибло. Шендасуинд и Ресессуинд отменили римские законы и не позволили даже ссылаться на них в судах. Кроме того, Ресессуинд был

Глава 13. Римское право

Глава 13. Римское право Роль римского права в мировой истории и основные этапы его развития. Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и древнем мире в целом.Оно

§ 2. Римское право древнейшего периода

§ 2. Римское право древнейшего периода Общая характеристика. Вплоть до середины III в. до н. э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом

§ 3. Римское право классического и постклассйческого периодов

§ 3. Римское право классического и постклассйческого периодов Публичное и частное право. В судебной практике и юриспруденции Рима в классический период было выработано деление права на публичное и частное. Это деление, отразившее присущее любому цивилизованному

§ 17. Древнейшее римское право

§ 17. Древнейшее римское право Священное право и царские законы Начало формирования римского права относится еще к догосударственному периоду истории Рима (VIII–VI вв. до н. э.). Правовые порядки в условиях становления полисной государственности были неразрывны с

§ 34. Римское право в средневековой Европе

§ 34. Римское право в средневековой Европе Система права, сложившаяся в древнем, классическом Риме, не окончила своего исторического существования вместе с падением Римской империи. Новые государства в Европе создавались на исторической основе римских политических и

Римское право в варварских королевствах

Римское право в варварских королевствах Сформировавшиеся на землях бывших римских провинций в V–VI в. варварские королевства (см. § 22) не могли игнорировать традиционное римское право: основная часть населения жила по его правилам. Обычаи и право самих варварских

Римское право на пороге Нового времени

Римское право на пороге Нового времени К началу XVI в. старые приемы и методы школ глоссаторов и комментаторов потеряли общественные симпатии. Эпоха Возрождения принесла с собою новое, историческое и гуманистическое отношение к античной культуре, а вместе с этим — и к


Многие слышали о том, что законодательство большинства государств, основано на так называемом "римском праве". Но что на самом деле скрывается за этим понятием? И в чём разница между человеком и гражданином? Рабовладельческое право.
Римское право — это право общества рабовладельческой формации, но именно на Римском праве построены правовые системы всех Европейских стран и большинства стран мира. Другими словами — правовое устройство большинства стран основано на принципах рабовладения, что отражено в символике, конституции и явно чувствуется нами на собственной шкуре.
Экономические основы рабства.
Человек владеет результатами своего труда, в то время как раб — не владеет. В этом — основной экономический смысл рабства.
Что говорится в Конституции РФ о владении результатами труда (статья 37):
"Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы."

То есть признается только право на вознаграждение за труд, результаты же самого труда не принадлежат рабу-гражданину. То есть — Конституция РФ действительно построена на Римском праве рабовладельческого общественного устройства, где у рабов отбирались результаты труда, а с господского плеча обеспечиавлось лишь содержание раба. Уж какую форму принимало это соедржание — миску похлебки или некоторое количество напечатанных цветных фунтиков — фантиков — это не может быть прописано в Конституции, это дело договора раба и работодателя.

Забавно, что четкого определения, кто такой раб, да и отдельной статьи "раб" в Википедии не нашлось. Как в анекдоте про Вовочку — ж.па есть, а слова такого — нет!
Патриции и плебеи
Патриции, Populus Romanus Quiritium, квириты — это лица, принадлежащие к исконным римским родам, пользующиеся всеми правами, включая право на результаты труда (не только своего труда). Они обладают правами по праву рождения. Еще раз повторю — патриции обладают правами ПО ПРАВУ РОЖДЕНИЯ, это очень важно.
То есть, в обществе, построенном по Римскому праву, есть две основные категории:
— Патриции, обладающие всеми правами по рождению
— Плебеи, чьи права ограничены и описаны в специальных законах
В Конституции РФ используются два понятия, без четкого определения
— Человек
— Гражданин
Тонкость в том, что "человек" и "гражданин" — это юридические термины в основном законе, и они обозначают разные категории людей. Определите сами, к какой категории Вы относитесь де-юре.
Вчитайтесь в Конституцию РФ (статья 17):
"Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц."

Важно, что человек и гражданин — два разных юридических понятия, в пункте 1 и 2 главы 17 они употребляются совместно "человека и гражданина", а в пункте 2 той же главы стоит только "человек" и говорится о его правах ОТ РОЖДЕНИЯ. В соответствии с Римским правом, "человек" по правовому статусу соответствует патрицию, а "гражданин" — плебею, то есть — рабу.
Тот факт, что раб считает себя человеком (то есть — патрицием), с юридической точки зрения ничтожен, то есть — ничего не значит. Гражданство удостоверяется официальным документом, имеющим юридическую силу.
Если у Вас еще остались сомнения в Вашем статусе, то обратите внимание, что в Конституции прописан референдум, второе название которого — плебесцит, то есть выражение мнения плебсом. В качестве кого Вы имеете право участвовать в референдуме?+

Все становится понятным, если обратиться к Римскому праву. Рабы, равно как и скот, являются имуществом и могут быть переданы (не проданы, а именно — переданы) другому хозяину в ходе процедуры манципации (отчуждения прав одного хозяина и одновременное приобретение прав на рабов или скот другим хозяином). Нам хорошо известно название движения за манципацию — Э-мансипация, когда женщины хотят перейти из рабского положения в семье в другую форму рабства, то есть — сменить хозяина.
Еще раз — раб не может стать свободным, он может при большом желании лишь сменить хозяина. Вы не можете освободиться от гражданства, Вы можете сменить гражданство, при большом желании. Ну взгляните, в конце-концов, на символику на обложках паспортов.
Государство
И снова глупый вопрос — что такое государство?
Рес-публика, основная форма устройства большинства государств, происходит от латинского "res publica", которое переводят как "общее дело". То есть республика — это форма общественного устройства, которое объединено "общим делом".+

Суверену Республики Суверенного Народа Украины также выдается Свидетельство бенефициара на часть национальных богатств Украины, в котором записано, что он не является налогоплательщиком и не подсудный судам в унитарной державе . Свои права и обязанности он реализует в Республике Суверенного Народа Украины.
На карточку бенефициара суверена начисляется его доля от использования национальных богатств Украины: аренды земли, перевозки грузов и перекачки нефти и газа по территории Украины, продажи электроэнергии за рубеж и т.д и т.п.
Полный источник о Римском праве

II. Исто­рия рим­ско­го пра­ва, ее источ­ни­ки и лите­ра­ту­ра

Если рим­ское пра­во при­об­ре­ло обще­че­ло­ве­че­скую цен­ность тем, что оно мало-пома­лу из нацио­наль­но­го пра­ва одно­го неболь­шо­го наро­да пре­вра­ти­лось в уни­вер­саль­ное пра­во все­го антич­но­го мира, — то про­следить про­цесс это­го пре­вра­ще­ния и состав­ля­ет глав­ней­шую общую зада­чу исто­рии рим­ско­го пра­ва.

Ввиду это­го исто­рию рим­ско­го пра­ва при­хо­дит­ся вос­со­зда­вать на осно­ва­нии иных источ­ни­ков.

Источ­ни­ки эти могут быть разде­ле­ны на две груп­пы.

а) Первую груп­пу состав­ля­ют лите­ра­тур­ные памят­ни­ки — про­из­веде­ния древ­них писа­те­лей. Наи­боль­шее зна­че­ние сре­ди них име­ют, конеч­но, сочи­не­ния, посвя­щен­ные рим­ской исто­рии; тако­вы сочи­не­ния Тита Ливия, Дио­ни­сия Гали­кар­насско­го, Плу­тар­ха, Поли­бия, Таци­та и др. Но и про­из­веде­ния неисто­ри­че­ско­го харак­те­ра дают мно­го цен­ных дан­ных: то там, то здесь мы натал­ки­ва­ем­ся на те или дру­гие фак­ты, кото­рые про­ли­ва­ют свет и на исто­рию раз­ви­тия пра­во­вых инсти­ту­тов. Сре­ди лите­ра­тур­ных про­из­веде­ний это­го послед­не­го рода осо­бен­но долж­ны быть отме­че­ны сочи­не­ния Цице­ро­на, Пли­ния, сочи­не­ния грам­ма­ти­ков (Варро­на, 6 Феста, Вале­рия Про­ба и др.) 4 , зем­ле­ме­ров (ag­ri­men­so­res или gro­ma­ti­ci — Фрон­тин, Гигин и др.) 5 , сочи­не­ния по сель­ско­му хозяй­ству (Катон, de ag­ri­cul­tu­ra; Варрон, с. 19 re­rum rus­ti­ca­rum lib­ri tres, и т. д.) 6 . Даже про­из­веде­ния поэтов (Плав­та, Гора­ция и др.) небез­раз­лич­ны для исто­рии пра­ва.

В каче­стве основ­ных посо­бий при изу­че­нии исто­рии рим­ско­го пра­ва могут быть реко­мен­до­ва­ны:

Из про­из­веде­ний, охва­ты­ваю­щих все отде­лы исто­рии рим­ско­го пра­ва:

Gi­rard P. F. Ma­nuel élé­men­tai­re de droit ro­main. 5 ed. 1911. (Есть немец­кий пер. с изда­ния Mayr’а Ge­schich­te und Sys­tem des rö­mi­schen Rechts. Ber­lin. 1908).

Mayr R. v. Rö­mi­sche Rechtsge­schich­te (Sammlung Gö­schen). 7 выпус­ков, 1912— 1913.

Kar­lowa O. Rö­mi­sche Rechtsge­schich­te. Т. I. 1885; Т. II. 1901.

Ihe­ring R. v. Geist des rö­mic­hen Rechts auf den verschie­de­nen Stu­fen sei­ner Entwick­lung. Bd. I. Aufl. 1907; Bd. II. 1. Abth. Aufl. 1894; 2. Abth. Aufl. 1898; Bd. III. Aufl. 1906.

Кро­ме того, есть в рус­ском пере­во­де:

Паде­лет­ти Г. Учеб­ник исто­рии рим­ско­го пра­ва. Пер. с италь­ян­ско­го Д. Аза­ре­вич. Одес­са. 1883.

Шулин Ф. Учеб­ник исто­рии рим­ско­го пра­ва. Пер. с нем. Щуки­на, под ред. Хво­сто­ва. М. 1893.

с. 21 Из про­из­веде­ний, трак­ту­ю­щих лишь неко­то­рые части, осо­бен­но­го ука­за­ния заслу­жи­ва­ют:

1) Исто­рию рим­ско­го государ­ст­вен­но­го пра­ва и источ­ни­ков содер­жат:

Bon­fan­te P. Sto­ria del di­rit­to ro­ma­no. 1909.

2) Спе­ци­аль­но исто­рии рим­ско­го государ­ст­вен­но­го пра­ва посвя­ще­ны:

Mom­msen T. Rö­mi­sches Staatsrecht. I, II, III, 1887— 1888 (или во франц. пере­во­де: Le droit pub­lic ro­main, 7 томов, 1889— 1895).

Его же, сокра­щен­ное изло­же­ние: Mom­msen T. Ab­riss des rö­mi­schen Staatsrechts. 1893.

Wil­lems P. Le droit pub­lic ro­main. 7 изд. 1910. — Есть рус­ский пер.: Вил­лемс П. Рим­ское государ­ст­вен­ное пра­во. 1888— 1890.

8 3) Исто­рии источ­ни­ков пра­ва:

Krü­ger P. Ge­schich­te der Quel­len und der Li­te­ra­tur des rö­mi­schen Rechts. Aufl. 1912.

Kipp Th. Ge­schich­te der Quel­len des rö­mi­schen Rechts. Aufl. 1909. Есть рус­ский пер.: Кипп Т. Исто­рия источ­ни­ков рим­ско­го пра­ва. Пер. А. . 1908.

Cos­ta E. Sto­ria del­le fon­ti del di­rit­to ro­ma­no. 1900.

4) Исто­рии граж­дан­ско­го про­цес­са:

Kel­ler F. Der rö­mi­sche Zi­vilpro­zess und die Ak­tio­nen. Aufl. 1883.

Beth­mann-Hollweg M. A. v. Der Zi­vilpro­zess des ge­mei­nen Rechts in ge­schichtli­cher Entwick­lung. Bonn. Bde I, II, III, 1864— 1866.

Wlas­sak M. Rö­mi­sche Pro­zessge­set­ze. Lpz., 1881— 1891.

5) Рим­ско­му уго­лов­но­му пра­ву:

Mom­msen T. Rö­mi­sches Straf­recht. 1899.

6) Исто­рии граж­дан­ско­го пра­ва:

Sohm R. Insti­tu­tio­nen. Ge­schich­te und Sys­tem des rö­mi­schen Pri­vat­rechts. Aufl. 1911. — Есть рус­ские пер.: Зом Р. Инсти­ту­ции рим­ско­го пра­ва; пер. Бар­ков­ско­го. Вып. I, 1908; Вып. II, 1910 и (пока неокон­чен­ный) пер. Нины Кес­слер (1916).

Cos­ta E. Sto­ria del di­rit­to ro­ma­no pri­va­to. 1911.

Czyh­larz K. Lehrbuch der Insti­tu­tio­nen des rö­mi­schen Rechts. с. 22 и Aufl. 1908. — Есть рус­ский пер.: Чиларж К. Учеб­ник рим­ско­го пра­ва. 1910.

Sal­kow­ski C. Insti­tu­tio­nen. Grundzü­ge des Sys­tems und der Ge­schich­te des rö­mi­schen Pri­vat­rechts. Aufl. 1907. — Есть рус­ский пер.: Саль­ков­ский К. Инсти­ту­ции. 1910.

Mit­teis L. Rö­mi­sches Pri­vat­recht bis auf die Zeit Diok­le­tians. Bd. I. Grundbeg­rif­fe und Leh­re von den juris­ti­schen Per­so­nen. 1908.

Из рус­ских кур­сов, посвя­щен­ных исто­рии рим­ско­го пра­ва, сле­ду­ет ука­зать:

Муром­цев С. Граж­дан­ское пра­во древ­не­го Рима. 1883.

Хво­стов В. Исто­рия рим­ско­го пра­ва. изд. 1910.

Нако­нец, для поль­зо­ва­ния источ­ни­ка­ми — сле­дую­щие сло­ва­ри: латин­ско-немец­кий Heu­mann , Se­ckel E. Handle­xi­con zu den Quel­len des rö­mi­schen Rechts. Aufl. 1907, и латин­ско-рус­ский — Дыдын­ский Латин­ско-рус­ский сло­варь к источ­ни­кам рим­ско­го пра­ва. М., 1890.

Читайте также: